УДК 34
Агасян Кристина Романовна Kristina R. Agasian
аспирант кафедры теории и Juridical faculty of the
истории государства и права Kuban state university
Кубанского государственного университета Milena.555@mail.ru Milena.555@mail.ru
О классификации результатов правового воздействия на личность
Аннотация. В статье исследуются вопросы классификации результатов правового воздействия на личность. Детальная классификация и анализ этих результатов должны способствовать более целенаправленному и эффективному воздействию правовых средств на конкретную личность и общественную жизнь в целом.
Ключевые слова: личность, право, результаты, воздействие.
On the classification of
the results of the legal effects on the person
Annotation. The article examines the results of the classification of legal influence on the personality. A detailed classification and analysis of these results should contribute to a more focused and effective legal means exposure to a particular person and public life in general.
Keywords: personality, the right, the results of the impact.
Исследование правового воздействия на личность предполагает обязательное изучение его результатов и их видов. Надо иметь в
,
могут носить измеримый и неизмеримый харак-.
правовых актов либо не связаны.
При этом представляется методологически целесообразным:
1) разработать реальные и по возможности измеримые показатели наступления таких результатов;
2) для более избирательного, целенаправленного и эффективного правового воздействия на личность эти результаты классифицировать по
.
Результаты правового воздействия, как представляется, могут быть общими, относящимися к
правовому воздействию на каждую личность в , ,
правовым воздействием на определенные кате, , -
кретным правовым воздействием на конкретную личность в конкретном случае, конкретном пра-.
,
быть также подразделены на стратегические и ( ). -ственным результатом правового воздействия на личность, является совершение либо не совершение ею юридически значимых действий. Однако результат такого воздействия может носить как положительный, так и отрицательный характер.
Результаты можно также разделить на поведенче-,
деятельностью, и культурно-идеологические, связанные с изменениями в правосознании и право,
.
,
на личность также необходимо различать в зависимости от сферы личностной деятельности. В таком случае мы получаем следующие виды:
1. ( , -
шение материального положения личности, удовлетворение ее экономических интересов, в том
числе посредством правоприменительной дея-,
законом экономической деятельности, например, совершение сделок, уплата налогов и т.д.).
2. ( ,
в деятельности политических партий и борьбе за , -
щественных обсуждениях законопроектов, не запрещенное законом лоббирование изменений в законодательстве и т.д.).
3. Социальные, в частности, участие в общественных объединениях и социальной жизни, благотворительности и общественных акциях.
4. Культурные и ценностные, в том числе: восприятие и защита социально-правовых ценностей,
освоение основ общей и правовой культуры. ,
воздействия можно классифицировать по форме
объективного выражения (действие либо бездей-); (
от нарушения запретов, активные действия по ис-, -
тавных прав), применение права с вынесением
соответствующего индивидуального правового акта (правоприменительного акта).
Интересным и недостаточно исследованным видом результатов правового воздействия являются идеологические, в том числе изменение мотивации правомерного поведения и его характеристик. Важнейшей целью и результатом правового воздействия является смещение мотивации от маргинального поведения и конформистского к социально-аетивному и привычному.
Важнейшим стратегическим поведенческим результатом правового воздействия на личность является ее правовая активность. Точнее было бы сказать, что это социальная активность, урегулированная правом. Правовая активность -
это внутренне осознанное, целенаправленное,
,
субъектов в сфере права.
Для более эффективного поиска путей повыше- ,
том числе в контексте определения направленности и содержания правового воздействия,
,
единство объективного и субъективного. «Повышение правовой активности личности невозможно «в отрыве» от объективного фактора - эволюционного развития всех сфер общественных .
на расширении возможностей индивидуального
выбора вариантов поведения. «Раздвижение »
повышает ответственность и активность личности. Право одновременно используется и «свер-» - -
циального управления, и «снизу» - отдельными
,
реализации субъективных прав и законных интересов» [1, с. 31].
Другим важнейшим стратегическим в отношении конкретного лица результатом правового воздействия на личность является ее социализация, в том числе правовая.
Процесс правовой социализации является по сути комплексом влияния на личность, занимающим центральное место на этапе освоения правовых ценностей, без «внедрения» которых в сознание право не может осуществлять свое .
Социализация включает, во-первых, усвоение личностью всего ранее накопленного социального опыта путем вхождения в систему социальных связей, а во-вторых, активное воспроизводство данной системы связей [6, с. 114].
В ходе правовой социализации личности происходит ее приобщение к социально-правовой
среде, выбор индивидом варианта своего пове-
,
социально-политического опыта, приобретение , -
лизации в гражданском обществе. При этом право воздействует на сознание и волю человека независимо от его желания или нежелания, ибо
реальное воплощение правовых предписаний в деятельности всех институтов гражданского общества находит отражение в индивидуальном сознании, получает адекватную или неадекватную оценку [6, с. 119].
Правовая социализация способствует формирова-- ,
-
мотивационной системы личности [3, с. 142-143].
, , -
вовых норм и ценностей, в том числе прав и свобод, с другой - их оценку. Только познав и оценив , -
- - --
гражданском обществе [6, с. 120].
Правовая социализация предполагает, помимо прочего, формирование потребностей, способностей и навыков участия в социальной жизни, в том числе правовой, увеличение социально.
усвоения социально-правовых ценностей, апробации личностью различных социальных ролей, -
.
Главным результатом правовой социализации по сути является правовая личность как активный и законопослушный субъект права, обладающий высоким уровнем позитивного правового сознания, активной гражданской позицией, способный к правовому саморегулированию и полноценной правовой деятельности. Такая личность должна стремиться к самосовершенствованию, в т.ч. правовому.
Еще один значимый результат правового воздействия можно назвать ценностным. Он проявляется в ценностном формировании личности, формировании у лица определенных ценностных установок, ориентаций, идеалов. ,
общества, такие как свобода собственности, независимость, инициативность и др. были имплицированы в социум, необходимо перестроить ценностное сознание россиян с ориентиром на уважительное отношение к праву, ибо коренные преобразования в обществе не могут быть жизнеспособными без трансформации правового сознания людей [5, с. 3]. Кроме того, понимание, знание и интуитивное чувствование законодателем народного правового менталитета есть совершенно необходимая духовная гарантия законности и правопорядка [2, с. 35].
Состояние современного российского общества часто характеризуют как ситуацию своеобразного ццейно-мировоззренческого вакуума, при котором одни социальные ценности и нормы перестали существовать или ушли в прошлое, а другие еще не успели сформироваться [5, с. 3]. В связи с этим в условиях современной России процесс разрушения прежней системы правовых ценностей не должен неоправданно ццти впереди процесса форми-, -
мени системы ценностей и норм.
- -
ственного менталитета и правового регулирования способен обеспечить надлежащие изменения отечественной правовой системы. Реконструкция правового сознания российских людей,
включающая всю совокупность глубинных соци-
,
качестве примера действительно продуманного ответа на кардинальные правовые вызовы со.
Важнейшим стратегическим результатом правового воздействия на личность в современном мире является формирование взаимной ответственности личности и государства. Формирование ответственности граждан друг перед другом, перед государством и обществом и, наоборот, государства и общества перед личностью вообще является одним из главных факторов современного развития . , прочего, выражается в обязанности государственных органов и учреждений принимать решения,
направленные на удовлетворение интересов каж-
,
.
Литература:
1. . .
права на личность: теоретический аспект. Авто-реф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2011. С. 31.
2. . .
правовой менталитет // Правоведение. 2000. № 2. С. 35.
3. . . -ция поведения. М., 1978. С. 142-143.
4. . . -тания в условиях построения правового государства // Юридическое образование и наука. 2012.
2. . 31.
5. . .
в воспитании личности. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Уфа., 2006. С. 3.
6. Орлова О.В. Право и самореализация личности в гражданском обществе. М., 2007. С. 114.
Формирование взаимной ответственности личности и государства неотделимо от процесса .
,
определяют специфику правового воспитания как длительного процесса формирования правового сознания и правовой культуры членов общества и делают его правовым, так как само право является не только исходной базой такого процесса, но и основным источником и инстру-
.
можно с полной уверенностью утверждать, что «жизнь» права немыслима без правового воспитания [4, с. 31].
Ответственность личности способствует упорядочению ее правовой активности, ее самореализации, как и уровень развития личности характеризуется определенным уровнем социально.
Итак, концепция результатов правового воздействия на личность нуждается в своей дальнейшей разработке и практической апробации в условиях современной России.
Literature:
1. Aminev A. T. Mechanism of action of norms of the right to identity: theoretical aspect. Abstract. Diss. Cand.the faculty of law. Sciences. M., 2011. P. 31.
2. Bainiazov R.S. The sense of justice and the Russian legal mentality // Jurisprudence. 2000. № 2. P. 35.
3. Bobneva M.I. Social norms and regulation of behavior. M., 1978. P. 142-143.
4. Matevosova E.K. The value of legal education in terms of rule of law // Legal education and science. 2012. № 2. P. 31.
5. Mojina N.I. Law as a value and its role in the education of the individual. Abstract.diss.cand.of law.sciences. Ufa, 2006. P. 3.
6. Orlova O. V. The law and self-realization of the personality in civil society. M., 2007. P. 114.