УДК 34
Агасян Кристина Романовна
аспирант кафедры теории и
истории государства и права
Кубанского государственного университета
Milena.555@mail. ru
Kristina R. Agasian
Juridical faculty of the
Kuban state university
Milena.555@mail .ru
Правовое воздействие на личность: вопросы научного анализа Legal impact on the individual: issues of scientific analysis
Аннотация. В статье затронут ряд проблем, связанных с исследованием правового воздействия на личность. В новых исторических условиях назрела необходимость структурного, функционального, целевого анализа правового воздействия на личность. Личность представляет собой наиболее значимый объект воздействия права и, в конечном итоге, основную цель правовой регламентации. От уровня ее сознания, характера правовой активности зависит в значительной степени результативность правового воздействия, правовой политики.
Ключевые слова: воздействие, личность, право.
Annotation. The article raised a number of issues related to the study of the legal effects on the person. In the new historical conditions there is a need for structural, functional, targeted analysis of the legal effects on the person. The personality represents the most significant object of influence of the right and, finally, a main objective of a legal regulation. Effectiveness of legal influence, legal policy depends on the level of her consciousness, the nature of legal activity substantially. Key words: impact, identity, right.
Проблема анализа правового воздействия на личность является значимой для целого ряда общественных наук: психологии, социологии, юриспруденции. В юридической литературе было очень правильно подмечено, что личностная и психологическая направленность существенно важна для дальнейшего развития правовой науки в 21 веке. Наиболее значимыми предпосылками все увеличивающегося значения личностного подхода являются: во-первых, возрастающая гуманизация юридической науки и практики; во-вторых, современное существование человека в сфере права и утверждение свободы человека, а также бытие «правового человека» в современных правовых условиях, в национальных, этнических, религиозных и культурных объединениях; в-третьих, развитие структур и
идей правового государства и гражданского общества; в-четвертых, расширение экономических и культурных, научно-технических и юридических отношений между государствами и регионами.
Важнейшая задача современного развития юридической науки и практики заключается в том, чтобы концептуально определить и на практике создать такую государственно-правовую систему, которая могла бы объединить функционирование стабильного государства и прочного правопорядка как существенного условия развития общества и его частей со свободой отдельной личности, с ее возможностями для реализации своих способностей, своего потенциала.
Современная трактовка правового воздействия на личность должна исходить из того, что правовая форма создает специальные предпосылки для регулирования человеческого поведения, которые реализуются через внутренние личностные (психологические) условия. В связи с этим необходим более многоаспектный взгляд на характер воздействия права на личность, на виды и результаты этого воздействия.
Вопросы воздействия правовой системы, ее элементов на личность, ее качества, потребности, мировоззрение нуждаются в новом многоаспектном осмыслении, в том числе структурном, целевом, функциональном, сравнительном анализе. Личность и ее структуры должны стать предметом научного внимания ученых-юристов в контексте необходимости совершенствования правовой регламентации, определения путей и форм этого процесса.
Правовые средства дают человеку возможность выбора общей линии своего поведения, устанавливая при этом определенные ограничители автономии личности, четко обозначенные в действующем законодательстве. Закрепляя правовое положение личности, право очерчивает границы свободной социальной активности индивида, дает человеку нормативную ориентацию в осуществлении социально значимой деятельности.
Важнейшая характеристика права состоит в том, что именно право призвано утверждать и защищать в обществе достоинство личности[3, с. 12]. Право во многом определяет «стратегическое» направление деятельности человека, обладает «стимулирующей активность властью»[4, с.20].
Право как социальный и личностный регулятор должно способствовать обеспечению динамического и справедливого равновесия между интересами личности и интересами общества в целом, формулируя внутренне согласованную систему правил социально значимого поведения.
Цель права - обеспечить общественно полезную социальную активность граждан, с одной стороны, путем предоставления им широких прав и свобод, а с другой - путем установления механизма защиты (в частности, судебной) интересов личности и социальных групп. В то же время, защита прав личности не должна вылиться в поддержку личностного «сепаратизма», попустительство злоупотреблениям субъективными правами.
Личностный аспект правового воздействия выражается и в том, что оно имеет определенную нравственную значимость. В современном
противоречивом и конфликтном обществе предназначение права - не только организовывать борьбу против правонарушений. Гораздо важнее -нормативное признание и правовая защита экономической, политико-правовой и духовной автономии личности как источника и фактора нравственной и политической стабильности всего социума, источника общественной активности и общественного развития.
Нельзя не признать, что в любом обществе, на любом этапе его существования и развития складывается и функционирует определенное представление о человеке, человечности, образе человека[2, с.57]. В формировании этого «образа», этой идеальной модели принимает активное участие и правовая система, и ее элементы: правовые учреждения, институты гражданского общества.
Как справедливо отмечается в литературе, государственно-правовое регулирование нуждается в том, чтобы быть понятым в антропогенном, психологическом измерении[1, с.84]. В государственно-правовой практике должен преодолеваться «технический позитивизм», ориентация на формальное совершенство, формальное качество норм при недооценке их социального содержания, социальной сущности и социальных последствий их принятия.
Многими учеными право рассматривалось как внешняя по отношению к человеку сила, осуществляющая одностороннее воздействие на ее сознание и социальную активность. Пути и методы такого воздействия и соответствующего ему реагирования со стороны человека рассматривались при этом как производные от содержания и формы выражения правовых предписаний, а также от характера санкций за их нарушение.
В реальной жизни все обстоит гораздо сложнее, поскольку в процессе правовой регламентации существенную роль играет сама личность с присущей ей потребностью и способностью к определенной самоорганизации и управлению своим социально значимым поведением. Реализация ее социальных возможностей через осознанное использование своих прав и выполнение обязанностей требует наряду с применением юридических средств, предписывающих и ограничивающих образ действия личности, все шире использовать средства, стимулирующие ее социальную активность, диспозитивные формы регулирования, предусматривающие нормативное определение юридических возможностей с учетом потребностей самой личности. Поэтому в исследовании правового воздействия права на личность в современных условиях нельзя не учитывать обратное воздействие личности на формирование законодательства и иных элементов правовой системы общества, ее участие во всех видах юридически значимой деятельности.
Как известно, распространенный долгое время в отечественной науке «обобществленный» взгляд на человека, как представляется, предопределял и некоторую линейность и односторонность в понимании основ правового воздействия на конкретную человеческую личность, ее социально-правовую активность. Такая ситуация нуждается в научном исправлении и
практической трансформации в контексте личностного подхода к общему вектору правовой регламентации.
Думается, что творческая и многогранная роль личности, субъекта права в правовой системе нуждается в детальном и многоаспектном научном исследовании, в том числе применительно к вопросам правовых средств, путей повышения уровня правовой культуры. В этом плане серьезного научного внимания требует проблема взаимодействия элементов правовой системы и личности, ее психологических структур, потребностей, мировоззрения, идеалов.
Практика правового регулирования показывает, что способность норм законодательства к воздействию на личность не может быть шире способности ее к восприятию такого воздействия на психологическом уровне[5, с.44]. Поэтому и эффективность правового воздействия, его возможности не могут быть шире возможностей человеческой психики, возможностей ее восприятия и трансформации. В этой ограниченности массового сознания заключается и ограниченность воздействия права и его норм на сознание и поведение людей.
Правовое предписание, в том числе выраженное в законодательстве, познается личностью с позиций своих интересов. Личность преломляет это предписание сквозь призму своих знаний, эмоций, навыков, идеалов, потребностей, и в этом контексте право выступает не только средством воздействия, регулирования, внешнего контроля, но действенным инструментом саморегуляции, зависящей от внутренних свойств самой личности, стимулом ее саморазвития.
Данное положение приводит нас к тезису о целесообразности концентрированно правового воздействия не только на формирование личности, но и на ее самоформирование, самовоспитание, самоконтроль. Формирование механизма личностного самоконтроля представляет собой важнейшую цель правового воздействия.
Итак, личность представляет собой наиболее значимый объект воздействия права и, в конечном итоге, основную цель правовой регламентации. От уровня ее сознания, характера правовой активности зависит в значительной степени результативность правового воздействия, правовой политики. Поэтому в современных условиях исследование правового воздействия на личность неотделимо от изучения самой личности в ее различных проявлениях. Да и само правовое воздействие должно приобрести подлинно личностную ориентированность. И в этом плане большую роль призван сыграть структурный и функциональный анализ правового воздействия на личностные структуры.
Литература:
1. Арановский К.В. Мифология и мировоззрение в соотношении с государственно-правовым регулированием. // Журнал Российского права. 2002. №9.
2. Барулин В.С. Российский человек в 20 веке. Потери и обретение себя. СПб., 2000.
3. Бобылев А.И. Понятие, принципы и функции права // Право и политика. 2004. №4.
4. Гущина Н.А. Системные связи в праве // Право и политика. 2004.
№5.
5. Новик Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. М., 1989.
Literature:
1. Aranovsky K. V. Mythology and worldview in relation to the state and legal regulation. // Journal of Russian law. 2002. No. 9.
2. Barulin V. S. Russian people in the 20th century. Losing and finding oneself. SPb., 2000.
3. Bobylev A. I. The concept, principles and functions of law // Law and politics. 2004. No. 4.
4. Gushchina N. A. The system of communication in law // Law and policy. 2004. No. 5.
5. Novik, Y. I. Psychological problems of legal regulation. M., 1989.