РЕЗУЛЬТАТЫ ПОПУЛЯЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЕ 2. МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
В.Д. Сонъкин1,, Р.М. Васильева, Н.И. Орлова, Т. С Пронина ФБГНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва
Проведено популяционное исследование моторного развития детей 6-7 лет, посещающих детский сад, в 4 регионах Российской Федерации, с применением стандартных двигательных тестов, входящих в программу физического воспитания дошкольников. В анализ включены данные 752 детей. По ряду тестов результаты обследованных детей близки к нормативам ГТО для школьников 6-8 лет. Выявлены половые различия в показателях моторного развития, которые нивелируются у детей 3 группы здоровья. Дети разного пола по-разному демонстрируют дефицит здоровья: у мальчиков он проявляется в снижении показателей моторики, особенно в беговых тестах, что позволяет предположить проблемы с кардиореспираторной системой, тогда как у девочек сопряжен с повышением индекса массы тела, что свидетельствует о метаболическом неблагополучии.
Ключевые слова: моторное развитие; уровень здоровья; размеры тела; половой диморфизм; дети старшего дошкольного возраста.
Results ofpopulation monitoring of the physical state in 6-7-year-old children in different regions of the Russian Federation. Message 2. Motor development. The paper presents the population study of the motor development of 6-7-year old children attending kindergarten in 4 regions of the Russian Federation. The study was performed using standard motor tests included in the physical education program of the preschool children. The analysis includes the data of 752 children. According to a number of tests, the results of the examined children are close to the standards for schoolchildren at the age of 6-8 years old. The study revealed sexual differences in the indicators of motor development that are levelled in children of the 3rd health group. Children of different sexes demonstrate the lack of health in different ways: boys manifest lower motility, especially in running tests, which suggests problems with the cardiorespiratory system. As for girls, the lack of health is associated with an increase in body mass index, which indicates metabolic dysfunction.
Keywords: motor development; health level; body size; sexual dimorphism; preschool children.
Данные по моторному развитию детей дошкольного возраста в литературе немногочисленны. Зарубежные авторы чаще всего исследуют не столько двигательные возможности детей, сколько их двигательную активность [4]. Данные отечественных авторов по результатам двигательных тестов детей дошкольного возраста как правило получены 2-3 десятилетия назад [1], и неизвестно, насколько они актуальны с учетом эпохальных сдвигов в темпах роста и развития.
Контакты: 1 Сонькин В.Д. - E-mail:< sonkin@mail.ru>
Отмеченный недостаток информации мы попытались устранить в ходе попу-ляционного мониторинга, выполнявшегося Институтом возрастной физиологии РАО по заданию Министерства Просвещения РФ в 2019 г. Исследование было призвано сопоставить актуальные результаты с имеющимися нормативами и выявить узловые тенденции динамики развития двигательных возможностей детей на современном этапе.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В апреле-июне 2019г. было проведено популяционное исследование физического, моторного и функционального развития детей 6-7 лет, посещающих детский сад, в 4 регионах Российской Федерации, а именно: в Архангельской, Калининградской, Московской и Пензенской областях. В анализ моторного развития были включены данные 752 детей (336 мальчиков и 416 девочек).
В ходе популяционного исследования с применением стандартизированных методик [2] оценены характеристики физического и моторного развития каждого ребенка. Расчет относительных показателей и коэффициентов (в том числе коэффициент ловкости, индивидуальные параметры эргометрического уравнения Мюллера и т.п., а также статистический анализ проведены с применением средств, реализованных в MS EXCEL.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для оценки моторного развития детей были использованы тесты, частично включенные в комплекс ГТО, а частично рекомендуемые программами физического воспитания дошкольников.
Один из тестов, представленных в комплексе ГТО 1 ступени (возраст от 6 до 8 лет) - бег на дистанцию 30 м. Результаты этого теста для 4 регионов, а также норматив данного теста для Бронзового значка ГТО, представлены на рис. 1.
Бег 30 м, с
Бронзовый значок ГТО Пензенская область Московская область Калининградская область Архангельская область
6,5 7 7,5 8
■ девочки ■ мальчики
Рис. 1. Результаты в беге на 30 м
Бег 3 х 10 м, с
Бронзовый значок ГТО Пензенская область Московская область Калининградская область Архангельская область
9 9,5 10 10,5 11 11,5 12 девочки ■ мальчики
Рис. 2. Челночный бег 3 х 10 м
Как видно из представленных диаграмм, дети из Калининградской области наиболее близко приблизились к нормативу Бронзового значка ГТО, в остальных регионах результат значительно слабее.
Иная картина в результатах челночного бега 3х10 м (рис. 2).
В двух регионах дети пробежали дистанцию со средним результатом лучше Бронзового значка, и в двух - хуже норматива. Однако с учетом того, что норматив касается всей 1 ступени ГТО, включающей возрастные группы от 6 до 8 лет, а среди участников мониторинга были дети только в возрастном интервале от 6 до 7 лет, полученный в рамках МФС результат можно считать очень высоким.
Наличие результатов двух тестов с равной длиной дистанции - бега на 30м и бега 3х10 м - отличающихся разницей в координационных задачах, позволяет вычислить «коэффициент ловкости», который представляет собой отношение времени гладкого бега ко времени челночного бега. Обычно время гладкого бега меньше, поскольку он проще в смысле организации движения; если бы они были равны - то коэффициент ловкости (КЛ) был бы равен 1,0. На самом деле, он всегда меньше 1,0 и тем меньше, чем большую трудность представляет для испытуемого челночный бег, результат которого помещен в знаменатель. На рис. 3 представлена величина КЛ.
КЛ, у.е.
Пензенская область Московская область Калининградская область Архангельская область
0,62 0,64 0,66 0,68 0,7 0,72 0,74 I девочки ■ мальчики
Рис. 3. Коэффициент ловкости
В большинстве случаев КЛ у девочек выше, чем у мальчиков того же возраста. Возможно, это связано с более высоким уровнем развития координационных способностей у девочек в период от 6 до 7 лет. Впрочем, указанное различие не достоверно ни в одном из регионов.
Важным показателем уровня развития скоростно-силовых качеств является прыжок в длину с места, отражающий взрывную силу мышц ног вкупе с координацией движений, выполняемых в процессе отталкивания и полета (рис. 4).
Результаты этого теста у мальчиков во всех случаях немного больше, чем у девочек, но достоверно это только в Калининградской и Московской областях. При этом дети Калининградской и Архангельской областей демонстрируют почти на 10 см более высокий результат, чем их сверстники из Московской и Пензенской областей. Причины таких различий нуждаются в дополнительном изучении.
Бег длительностью 6 минут, перемежающийся в случае необходимости ходьбой, признан объективным мерилом аэробных возможностей как для детей до 10 лет, так и для пожилых взрослых. Это сравнительно щадящая нагрузка, которая, в то же время, позволяет получить объективную оценку функционального потенциала (рис. 5).
Прыжок в длину с места, см
Пензенская область Московская область Калининградская область Архангельская область
100 105 110 115 120 125 ■ девочки ■ мальчики
Рис. 4. Прыжок в длину с места
6-минутный бег, м
Пензенская область Московская область Калининградская область Архангельская область
720 740 760 780 800 820 840
■ девочки ■ мальчики
Рис. 5. Бег 6 минут
т
Половые различия по этому тесту достоверны в Пензенской и Московской областях, причем они имеют различный знак, а нормальное распределение по данному показателю не отмечено ни в одном из регионов.
Достаточно однозначные результаты получены по тесту Наклон вперед из положения сидя на полу, см, который широко применяется для оценки гибкости позвоночного столба (рис. 6).
Наклон вперед, см
Пензенская область Московская область Калининградская область Архангельская область
0 2 4 6 8 10 ■ девочки ■ мальчики
Рис. 6. Наклон вперед, см (гибкость)
Это качество традиционно лучше развито у девочек, поэтому преобладание у них результата не вызывает сомнений. К тому же, в большинстве случаев мы имеем нормальное распределение признака, а половой диморфизм по этому тесту статистически доказан во всех 4 регионах. Различия между регионами по данному показателю не выражены.
При формировании методики этого исследования мы исходили из того, что наряду с двигательной подготовленностью, проведенные беговые тесты позволят оценить энергетические характеристики детей, отражающие их индивидуальные аэробные и анаэробные возможности. Для такой оценки были проведены персональные расчеты с применением математической модели Мюллера по методике, разработанной нами ранее для подростков и юношей [3]. Такой расчет (на основании результатов бега на 30м и 6-минутного бега) позволяет вычислить индивидуальные параметры скорости бега в характерологических точках - V4o и ^40. Первая из них отражает максимальную гликолитическую скорость (границу максимальной и субмаксимальной зон мощности по Фарфелю), которую человек способен поддерживать 40 секунд; вторая - максимальную аэробную скорость (границу субмаксимальной и большой зон мощности по Фарфелю, соответствует МПК), которую можно удерживать до 240 секунд. Кроме того, мы вычисляли показатель LnS, который характеризует интегральную емкость энергетических систем организма (интеграл площади под кривой уравнения Мюллера). Рассмотрим характеристики этих показателей (рис. 7 и 8).
У40, м/с
Пензенская область Московская область Калининградская область Архангельская область
2,9 3 3,1 3,2 3,3 3,4 ■ девочки ■ мальчики
Рис. 7. Величина максимальной гликолитической скорости V40
У240, м/с
Пензенская область Московская область Калининградская область Архангельская область
2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 ■ девочки ■ мальчики
Рис. 8. Величина максимальной аэробной скорости V24o
Гендерные различия по показателю V4o достоверны в Московской и Калининградской областях, а в двух других - нет. Межобластные различия не достигают ни в каком случае уровня достоверности, тем более что популяционное распределение признаков во всех регионах далеко от нормального. Величина на 2025 % ниже, чем та скорость, с которой дети пробегают дистанцию 30 м. Такую скорость ребенок может удерживать в пределах 40 секунд, и именно при такой работе в полной мере раскрываются его гликолитические возможности. Как мы видим, ярко выраженных половых различий здесь пока нет - они появятся к моменту полового созревания [5].
Сходную картину мы видим по данным расчета V240 - такой скорости бега, которая примерно соответствует уровню максимального потребления кислорода и может удерживаться около 4 минут. По сравнению со скоростью, показанной в 6-минутном беге, эта примерно на 15 % выше. В целом величина примерно на 30 % выше, чем величина ^40.
Интегральным показателем емкости энергетических систем может служить величина LnS, которая рассчитывается также на основании уравнения Мюллера. Эти данные приведены на рис. 9.
1п Б, у.е.
Пензенская область Московская область Калининградская область Архангельская область
9,5 10 10,5 11 11,5 12 12,5 I девочки ■ мальчики
Рис. 9. Величина интегральной емкости энергетических систем LnS
Достоверных гендерных различий по этому показателю не выявлено. Даже данные по Пензенской области не подтверждают различий между мальчиками и девочками ввиду большого разброса индивидуальных характеристик. Полученные результаты расчетов энергетических характеристик детей 6-7 лет ставят под сомнение применимость методики эргометрических расчетов, основанной на уравнении Мюллера, для характеристики физического состояния дошкольников. Одним из методических требований к результатам беговых тестов, включенных в эту методику, является предельное напряжение, которые выполняют испытуемые в каждом из тестов - в беге на 30м и в 6-минутном беге. Однако дети 6-7 лет не имеют достаточной мотивации для того, чтобы «выкладываться» в реализованных тестах. Это приводит к значительному занижению результатов и к ошибкам в последующих расчетах. В результате мы имеем очень большой разброс результатов, не позволяющий прийти к статистически надежным выводам. По-видимому, эта методика приемлема в подростковом и юношеском возрасте, но применение ее в дошкольном возрасте не дает ожидаемого результата.
Проведенные популяционные исследования позволили установить актуальный уровень физического и моторного развития детей, проживающих в нескольких регионах России, различающихся климатогеографическими характеристиками и, вероятно, уровнем социально-экономического развития. В большинстве случаев (по большинству показателей в разных регионах) мы отмечаем наличие полового диморфизма: мальчики обладают в среднем более крупными размерами тела, а также опережают девочек по большинству двигательных тестов. В тех случаях, когда имелась возможность сравнить результаты двигательных тестов с нормативами ГТО, наши испытуемые показали высокий либо очень высокий результат, нередко выходя по средним показателям на уровень Бронзового знака, или даже опережая этот уровень.
Влияние уровня здоровья на показатели физического и моторного развития детей 6-7лет
Согласно записям в медицинских картах, каждый ребенок был отнесен к одной из групп здоровья по медицинским критериям, которые определяли медицинские работники в каждом из обследованных дошкольных учреждений. Мы разделили детей по принадлежности к 1, 2 или 3 группе здоровья (рис. 10). Как среди мальчиков, так и среди девочек дети самой слабой - 3-й группы здоровья - составили 6 %. Среди девочек немного больше отнесены к 1 группе здоровья, но соответственно меньше - ко 2-й.
Поскольку численность 3-й группы здоровья невелика, статистические результаты для нее не всегда являются достоверными. В частности, мы обнаружили, что для 3 -й группы здоровья вообще не характерен половой диморфизм в проявлении показателей физического и моторного развития.
мальчики
С 1 группа 2 группа 64% ■ 3 группа
девочки
^ 1 группа 2 группа
55%
13 группа
Рис. 10. Распределение детей по группам здоровья
Например, в 3 группе здоровья нет достоверных половых различий по следующим показателям: длина тела; масса тела; окружность грудной клетки; систолическое давление; диастолическое давление; ЧСС в покое; годовые приросты массы и длины тела; индекс массы тела; относительная величина окружности грудной клетки; результат в беге на 30м; результат в прыжке в длину с места; результат 6-минутного бегового теста; результат в тесте на гибкость позвоночного столба; а также расчетные эргометрические показатели V« и ^40, характеризующие анаэробные возможности детей. Все это может свидетельствовать о том, что сниженный уровень здоровья у детей, отнесенных по медицинским критериям к 3 группе, ослабляет выраженность естественного полового диморфизма на этапе 6-7 лет. Выявленный феномен может отражать сниженные адаптационные возможности этих детей, и является дополнительным аргументом в пользу необходимости санации функционального состояния детей, отнесенных к 3 группе здоровья.
Однако разница в динамических рядах признаков между мальчиками и девочками сохраняется, что также формирует определенный половой диморфизм, связанный с гетерохронией процессов роста и развития детей разного пола. Так, например, динамика длины тела по группам здоровья у мальчиков имеет максимум на 2 точке, а у девочек растет от 1 к 3 группе. Точно так же ведет себя и масса тела (рис. 11).
Рис. 11. Длина и масса тела у детей с разным уровнем здоровья
Представляет интерес динамический анализ «широтных» размеров тела -например, окружности грудной клетки (рис. 12). Этот показатель снижается у мальчиков по мере ухудшения качества здоровья, и наоборот - повышается у девочек. По-видимому, у мальчиков эта динамика связана с большим или меньшим развитием органов, располагающихся в грудной клетке. У девочек, скорее всего, это сопряжено с увеличивающимся жироотложением в верхней половине тела.
Рис. 12. Окружность грудной клетки и ИМТу детей разных групп здоровья
Это предположение подтверждается данными по ИМТ, который у девочек растет от 1 к 3 группе здоровья, превышает у девочек 3 группы величину 16 единиц и явно свидетельствует о накоплении жира в организме не очень здоровых девочек. У мальчиков такая динамика ИМТ не наблюдается - он даже немного снижается у детей 3 группы здоровья (недостоверно).
Самостоятельный интерес представляет анализ результатов двигательных тестов в привязке к уровню здоровья обследованных детей. Мы проанализировали результаты беговых тестов, которые позволяют оценить аэробную и анаэробную производительность организма.
6-минутный бег, м
850
800 750 700 |
1 ш 1
□ 1 ■ 1 ■
1 2 3
■ мальчики ■ девочки
Рис. 13. Результаты беговых тестов у детей разного уровня здоровья
На рис. 13 представлены средние результаты бега на 30м и 6-минутного бега. В обоих случаях у мальчиков мы видим постепенное ухудшение результата от 1 к 3 группе. У девочек результат спринтерского бега также снижается, тогда как в аэробной зоне явного ухудшения нет. Таким образом, нездоровье по-разному влияет на развитие локомоторных возможностей мальчиков и девочек в возрасте 6-7 лет. Все это означает, что в возрасте 6-7 лет развитие важнейших энергетических механизмов обеспечения мышечной работы протекает у мальчиков и девочек по-разному, неся на себе черты полового диморфизма, связанного с активацией различных метаболических путей и, вероятно, адаптивных траекторий развития. Трудно сказать, у кого - мальчиков или девочек - процессы, проявляющиеся в низкой оценке уровня здоровья, протекают более агрессивно, но реализуются они явно по-разному. Девочки продвигаются по мере ухудшения здоровья в сторону развития метаболического синдрома со всеми его драматическими последствиями; у мальчиков отмечается недоразвитие аэробных и анаэробных энергетических систем, призванных обеспечивать нормальную двигательную активность. Возможно, это различие надо учитывать при формировании программ оздоровления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, отнесенных к 3 группе здоровья.
ВЫВОДЫ
1. Моторное развитие детей 6-7 имеет выраженную гендерную специфику, проявляющуюся превышением результатов двигательных тестов у мальчиков, за исключением гибкости, где лучший результат показывают девочки.
2. Сопоставление результатов дошкольников 6-7 лет с нормативами ГТО для школьников 6-8 лет свидетельствует о том, что дети дошкольного возраста проявляют высокие возможности моторики.
3. Использование эргометрической модели Мюллера для расчета индивидуализированных показателей энергообеспечения мышечной деятельности у детей дошкольного возраста нецелесообразно, так как невозможно обеспечить высокую
мотивацию детей при выполнении ими тестовых упражнений в предельных режимах, что является методическим условием применения модели Мюллера.
4. Ухудшение состояния здоровья с одной стороны нивелирует половой диморфизм по показателям физического и моторного развития, но с другой стороны приводит к различным изменениям физического состояния у мальчиков и девочек. Если у мальчиков негативное проявление болезненности заключено в снижении их физических возможностей, что может негативно сказаться на развитии кардиореспираторной системы, то у девочек - в повышении жироотложения и формированию рисков развития метаболического синдрома.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Изаак, С. Гетерохронность моторного и физического развития детей дошкольного возраста // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 289-290.
2. Корниенко, И.А. Энергетическая и физиологическая "стоимость" мышечной работы детей 7 - 17 лет / Корниенко И.А., Сонькин В.Д. // Физиология человека. - 1991. - Т.17, № 5. - С. 130-141.
3. Корниенко, И.А. Эргометрическое тестирование работоспособности: Соврем. методики тестирования физ. состояния организма человека / Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Воробьев В.Ф. // Моделирование и комплекс. тестирование в оздоров. физ. культуре: сб. науч. тр. - М., 1991. - С. 68-87.
4. Сонькин В.Д. Моторика, энергетика и состав тела у детей дошкольного возраста // Новые исследования. - 2019. № 1. - С. 55-63.
5. Сонькин В.Д. Физическая работоспособность и энергообеспечение мышечной функции в постнатальном онтогенезе человека. // Физиология человека. -2007. - том 33, № 3. - С. 81-99.
REFERENCES
1.Izaak, S. Geteroxronnost' motornogo i fizicheskogo razvitiya detej doshkoFnogo vozrasta // Chelovek v mire sporta: Novy'e idei, texnologii, perspektivy': Tez. dokl. Mezhdunar. kongr. - M., 1998. - T. 1. - S. 289-290.
2. Kornienko, I.A. E'nergeticheskaya i fiziologicheskaya "stoimost'" my'shechnoj raboty' detej 7-17 let / Kornienko I.A., Son'kin V.D. // Fiziologiya che-loveka. - 1991. - T. 17, № 5. - S. 130-141.
3. Kornienko, I.A. E'rgometricheskoe testirovanie rabotosposobnosti: Sovrem. metodiki testirovaniya fiz. sostoyaniya organizma cheloveka / Kornienko I.A., Son'kin V.D., Vorob'ev V.F. // Modelirovanie i kompleks. testirovanie v ozdorov. fiz. kul'ture: sb. nauch. tr. - M., 1991. - S. 68-87.
4. Son'kin V.D. Motorika, e'nergetika i sostav tela u detej doshkol'nogo vozrasta // Novy'e issledovaniya. - 2019. - № 1. - S. 55-63.
5. Son'kin V.D. Fizicheskaya rabotosposobnost' i e'nergoobespechenie my'shechnoj funkcii v postnatal'nom ontogeneze cheloveka. // Fiziologiya cheloveka. -2007. - tom 33, № 3. - S. 81-99.