Научная статья на тему 'Результаты организации и проведения программы-конкурса «100 лучших товаров России» в 1998-2004 гг. В Приморском крае'

Результаты организации и проведения программы-конкурса «100 лучших товаров России» в 1998-2004 гг. В Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты организации и проведения программы-конкурса «100 лучших товаров России» в 1998-2004 гг. В Приморском крае»

Страница потребителя

М.Ю. СИМАКИНА

Результаты организации и проведения программы-конкурса «100 лучших товаров России» в 1998-2004 гг. в Приморском крае

В последние годы конкурсы в области качества продукции получили широкое распространение в России. Участие и особенно победа в конкурсе улучшают имидж компаний, а значит, содействуют их коммерческому успеху. Бывший председатель Госстандарта России Г.П. Воронин в одном из интервью привел интересный факт: «...в Европе у предприятий, лишь заявивших об участии в конкурсе, объем продаж возрастает на 10%».

Главная задача конкурса «100 лучших товаров России» - оказывать содействие отечественным товаропроизводителям в продвижении качественных товаров, услуг, технологий на российский и зарубежный рынки путем широкой рекламной кампании в средствах массовой информации. Рассматриваемый конкурс получил свое название по количеству центров стандартизации и метрологии Госстандарта России, которым отводилась роль организаторов проведения конкурса на местах.

Конкурс рассматривает как общие цели (создание высокой репутации российских товаров и товаропроизводителей, поддержка региональных инициатив, направленных на повышение качества и конкурентоспособности отечественных товаров и услуг и пр.), так и специфические. К последним относятся:

• привлечение внимания государственных и иных структур к необходимости выполнения основных требований общества: защита окружающей среды, безопасность, сохранение энергии и естественных ресурсов;

• усиление мотивации предприятий к участию в конкурсе на премию Правительства Российской Федерации в области качества.

Организаторами этого мероприятия являются Госстандарт России, межрегиональная общественная организация «Академия проблем качества», журнал «Стандарты и качество».

Руководство программой осуществляет коллегиальный орган - Совет организаторов программы (до 2003 г. этим занимался Координационный совет).

Конкурс осуществляется в два этапа:

1) проведение региональных конкурсов лучших товаров;

2) определение и утверждение итогового перечня 100 лучших товаров России по результатам работы региональных конкурсных комиссий.

Заявленные на конкурс продукция и услуги оцениваются на региональном уровне по десяти критериям (1-10 баллов):

1. Уровень потребительских свойств (технический уровень) в сравнении с отечественными и зарубежными аналогами.

2. Динамика объемов продаж.

3. Уровень безопасности товара для жизни и здоровья людей.

4. Наличие (отсутствие) экспертно подтвержденных претензий со стороны потребителей, закупочных организаций, государственных контролирующих органов.

5. Положительная реакция потребителей, закупочных организаций.

6. Доля (в %) использования российского и регионального сырья и материалов.

7. Уровень стабильности показателей качества.

8. География продаж.

9. Цены в сравнении с аналогами.

10. Доступность продукции (услуг) для потребителя.

Окончательная оценка товара дается по итоговому баллу.

С 1999 г. при определении дипломантов и лауреатов на федеральном уровне в процессе комплексной экспертизы стали использовать «Универсальную методику стратегической оценки состоятельности товара», созданную в Академии проблем качества и получившую в 1999 г. свидетельство Роспатента. Эффективность методики подтверждается следующим фактом: сравнение экспертной оценки по 60 товарам, выполненной в регионах, и оценки с помощью методики показало совпадение почти в 90% случаях.

Указанная методика позволяет оценить способность товара удовлетворять потребителя не только в текущий момент времени, но и в длительной перспективе, или, по выражению авторов методики, «устойчивую и длительную перспективность конкурентоспособного присутствия на рынке». Основанием для такого прогноза может стать успешная деятельность товаропроизводителя в производственной, ресурсной, экологической и социальной сферах.

Предприятия - участники конкурса используют различные апробированные формы работы по улучшению качества продукции: внедрение и сертификацию систем качества, сертификацию производства и аттестацию технологических процессов, развитие системы ОТК.

Организации, товары которых признаны лучшими, награждаются почетными дипломами лауреатов и дипломантов, получают право размещения информации в каталоге «Российское качество - 100 лучших товаров» и на информационном сайте программы в сети Интернет, использования символики программы в рекламных целях и размещения ее на упаковке.

Руководители, специалисты в области качества, инженерно-технические работники, рабочие и сотрудники предприятий-участников по представлению региональных комиссий по качеству награждаются По-

четными знаками «За достижения в области качества» и «Отличник качества».

На упаковке некоторых товаров - победителей программы наряду с ее логотипом (нанесенным полиграфическим способом) или вместо него наносится голографическая наклейка-логотип «100 лучших товаров России» для усиления защиты от фальсификаций.

В 2004 г. программе исполнилось 7 лет. Ежегодно число ее участников увеличивается. Так, по итогам первого конкурса, завершившегося в 1998 г., на федеральный уровень вышло лишь 319 организаций, а в 2004 г. число участников увеличилось в 5 раз. При этом отбор конкурсантов в регионах проходит все более тщательно: на федеральный уровень попало немногим более 7,5 тыс. участников.

За 7 лет количество номинаций выросло до пяти: 1) продовольственные товары; 2) промышленные товары для населения; 3) продукция производственно-технического назначения; 4) услуги; 5) изделия народных и художественных промыслов. И, как следствие, растет число лауреатов и дипломантов конкурса.

Среди участников программы-конкурса есть предприятия, которые участвовали в нем с самого начала, есть и новички. Но для всех участников качество - вопрос чести и престижа. В сложных экономических условиях предприятия развиваются, работают над качеством, внедряют современные технологии в производство.

Быть в числе лучших в крае и в России - заслуженная оценка качества продукции и услуг, напряженной работы многих специалистов, занятых в реальном секторе экономики.

За период с 1998 по 2004 г. в рамках Всероссийской программы-конкурса предприятиям Приморского края присвоено

звание «лауреат» - 29 видам продукции (услуг) от 21 организации, в том числе за

- продовольственные товары - 15;

- промышленные товары для населения - 5;

- продукцию производственно-технического назначения - 2;

- изделия народных и художественных промыслов - 1;

- услуги - 6;

звание «дипломант» - 133 видам продукции (услуг) от 78 организаций, в том числе за

- продовольственные товары - 109;

- промышленные товары для населения - 12;

- продукцию производственно-технического назначения - 4;

- изделия народных и художественных промыслов - 1;

- услуги - 8;

Лауреатами конкурса «100 лучших товаров России» в 2004 г. в номинации «Продовольственные товары» стали ООО «Фабрика мороженого», ФГУП «ТИНРО-Центр», ООО «Ратимир», ОАО «Приморский кондитер», в номинации «Промышленные товары для населения» -ФГУП Дальневосточный завод «Звезда», в номинации «Изделия народных и художественных промыслов» - ООО «Яков», в номинации «Услуги» - ПБОЮЛ В. А. Барса «Сервисный центр».

Важнейшим элементом программы, эффективной формой продвижения высококачественной продукции на новые рынки являются выставочно-презентационные мероприятия на региональном и федеральном уровнях, а также на выставках за рубежом. За прошедшие годы товары организаций-участников программы, ее плакаты, каталоги, информационные бюллетени были представлены на различных выставках и презентациях во многих регионах нашей страны, в США и КНР.

Дирекция программы при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ готовит для зарубежных деловых кругов новый проект - бизнес-справочник «Top of Russian Quality». В нем будет представлено 550 организаций из 80 регионов России, которые стали победителями конкурсов 1998-2003 гг.

Стимулируя активность предприятий-номинантов, смотр-конкурс помогает им встать на путь постоянного контроля качества продукции. С другой стороны, став лауреатами и дипломантами конкурса, предприятия уже не могут снизить уровень качества, т. к. достигнутый показатель стал неотъемлемой частью успеха их бизнеса, важной составляющей доверия потребителей.

© Симакина М.Ю., 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.