Научная статья на тему 'Программы управления качеством на региональном уровне'

Программы управления качеством на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программы управления качеством на региональном уровне»

ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ А.В. Родин, кандидат экономических наук, доцент, Н.М. Макарчук, аспирант

Кубанский государственный технический университет

Управление целевыми комплексными программами хорошо зарекомендовало себя в условиях рыночных отношений.

Объектом регулирования процесса исполнения программы являются все отрасли и подразделения материального производства, а также предприятия независимо от формы собственности и хозяйствования. Поэтому комплексная программа затрагивает интересы как предприятий, организаций, так и непосредственно граждан, предполагает соответствующие формы экономического взаимодействия с ними. Создание целевых комплексных программ, регулирование процесса их управления используется в интересах всего общества как для активизации нужной деятельности, так и для ограничения нежелательных ее форм.

Управление комплексными целевыми программами в первую очередь осуществляется на основе регионального государственного и муниципального регулирования, организации и эффективного функционирования государственных (на уровнях субъектов Федерации) и муниципальных предприятий и организаций в их взаимосвязи.

В настоящее время потребительская сфера в основном стабилизирована и характеризуется относительно высокой насыщенностью промышленными и продовольственными товарами, доступностью многих видов услуг, но существует целый ряд объективных факторов, сдерживающих ее развитие и эффективное функционирование. К основным из них можно отнести значительное различие в объеме товаров и доступности услуг в потребительской сфере в различных субъектах федерации, в муниципальных образованиях, недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка потребительских товаров и услуг, отсутствие стимулов, побуждающих приток в сферу платных услуг населению инвесторов и субъектов предпринимательства, а главное - все еще низкий уровень качества, безопасности, а следовательно, и конкурентоспособности продукции и услуг.

Проблемы удовлетворения спроса различных категорий и групп населения на качественные и безопасные товары и услуги решены не полностью. Так, в Краснодарском крае на потребительском рынке все еще присутствует продукция низкого качества, опасная для здоровья граждан и окружающей среды (по алкогольной продукции - 24 процента, рыбе и рыбо-

продуктам - 56 процентов, по группе непродовольственных товаров - 62 процента). Качество обслуживания населения, особенно в сельской местности, не соответствует современным требованиям. Более 2-х миллионов жителей края не имеют возможности по месту жительства получить все услуги первой необходимости.

Система государственного регулирования обеспечения безопасности и качества товаров, работ и услуг должна быть ориентирована на предотвращение производства опасной и недоброкачественной продукции (оказания услуг).

В соответствии с проведенными исследованиями 80 процентов руководителей организаций - товаропроизводителей Краснодарского края не представляют условия своей деятельности при вступлении Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию. Только около ста предприятий сертифицировали системы менеджмента качества на основе требований международных стандартов. Отсутствие таких систем существенно снижает конкурентоспособность, выпускаемых местными предпринимателями товаров, а также инвестиционную привлекательность субъектов хозяйственной деятельности и края в целом.

В настоящее время в основном исполняются мероприятия краевой целевой программы «Качество». Существующие положительные тенденции в области качества в потребительской сфере Краснодарского края безусловно связаны с реализацией ее задач.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в последний период потребительская сфера края получила качественно новое развитие. Объем товарооборота в розничной торговле и общественном питании увеличился на 50 процентов, при снижении общего количества организаций за счет ларьков, палаток и нестационарных мест торговли и обслуживания. Количество товаров, поступивших на потребительский рынок и забракованных по критериям качества, снизилось на 15 процентов (из постоянного числа обследуемых), повысилась насыщенность потребительского рынка высококачественными товарами и доступность социально значимых услуг, на 20 процентов снизилось количество нарушений в области качества, а случаи обнаружения в торговле продукции с истекшим сроком годности за год уменьшились в два раза.

Упомянутые факты позволяют сделать вывод об актуальности продолжения использования системно -комплексного подхода и программно-целевого метода для закрепления достигнутых результатов и решения проблем в области качества в потребительской сфере.

Как нам представляется, на региональном уровне стал настоятельно необходим комплекс согласованных мероприятий, предполагающих усиление внимания производителей и потребителей, органов государственной власти, общественных организаций и средств массовой информации к проблеме качества, активизацию работы по ее решению. Эта задача должна быть реализована принятием региональными законодательными органами целевых комплексных программ «Качество».

Данные Программы должны основываться на следующих основных принципах:

преемственность по отношению к принятым федеральным и региональным целевым программам, другим нормативным правовым актам и мероприятиям по обеспечению качества и безопасности товаров, работ и услуг на потребительском рынке;

добровольность участия в Программе ее исполнителей, организаций и предпринимателей, производящих товары, работы и услуги;

ответственность, в рамках действующего законодательства участников и исполнителей Программы;

открытость Программы для участия в ней как краевых, так и внешних субъектов потребительского рынка. Содержание Программы, результаты ее реализации и информация о ходе выполнения мероприятий в полном объеме доступны для всех ее участников и других заинтересованных сторон;

системность в проведении комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных мер социально-экономического, технического и организационно -правового характера;

безусловная ориентация на потребителя с целью удовлетворения потребности населения края в товарах и обеспечения доступности основных услуг, безопасных и высокого качества.

Основные цели Программы - повышение качества жизни населения, как основы социальной стабильности общества; рост качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг, производимых и находящихся в обращении на потребительском рынке.

Для достижения поставленных целей Программы на региональном уровне должны быть решены следующие основные задачи:

реализация и дальнейшее совершенствование региональной политики в области качества;

разработка участниками Программы комплекса мер по повышению качества, безопасности и конкурентоспособности продукции, а также доступности

основных товаров, работ и услуг на потребительском рынке;

развитие и реализация организационно-экономических методов управления качеством, внутренняя и внешняя мотивация повышения качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг;

государственная поддержка субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе международных стандартов;

подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы, научно-методического обеспечения в области качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг;

обеспечение государственного регулирования и общественной поддержки в области повышения качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг в потребительской сфере;

повышение общего культурного и профессионального уровня населения в области качества на основе создания системы непрерывного образования на всех этапах жизнедеятельности человека, на базе уже существующих и вновь создаваемых образовательных структур;

мониторинг и анализ состояния потребительского рынка, качества и безопасности пищевых продуктов, в том числе алкогольной и спиртосодержащей продукции;

организация и координация мероприятий по контролю и надзору за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Реализация мероприятий Программы позволит: усовершенствовать правовой и организационный механизмы управления качеством;

развить региональную идею всеобщего повышения качества отечественной продукции и услуг;

обеспечить разработку, принятие и реализацию целевых комплексных программ «Качество» муниципальными образованиями;

осуществлять поддержку организаций и предпринимателей в целях стимулирования проведения работ, направленных на повышение конкурентоспособности товаров, работ и услуг;

обеспечить условия для организации производства новой конкурентоспособной продукции;

создать условия интеграции региональной экономики в мировую экономику, а потребительского рынка - в мировой рынок;

минимум на порядок увеличить число организаций и предпринимателей, внедривших и сертифицировавших комплексные системы менеджмента качества на базе международных стандартов, соответствующие принципам концепции Всеобщего менеджмента качества;

посредством повышения конкурентоспособности товаров, работ и услуг адаптировать региональную

экономику к условиям Всемирной Торговой Организации, повысить конкурентный статус и инвестиционную привлекательность как отдельных хозяйствующих субъектов, так и всего региона в целом;

снизить ожидаемые отрицательные социальные последствия от вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию;

повысить качество управления исполнительных органов государственной власти в регионах и органов местного самоуправления на основе внедрения систем менеджмента качества;

проводить научные и образовательные мероприятия в области качества;

создать сеть обучения руководителей и специалистов по управлению качеством на основе международных стандартов и концепции Всеобщего менеджмента качества;

совершенствовать процесс воспитания культуры качества и корпоративной культуры;

овладеть методами менеджмента качества руководителям и специалистам всех уровней;

сформировать региональный информационный банк данных в области качества доступный для широкого круга пользователей;

осуществлять мониторинг качества и безопасности товаров, работ и услуг, в том числе алкогольной и спиртосодержащей продукции, что создаст условия для предотвращения поступления на рынок некачественной и находящейся в незаконном обороте продукции.

Определяющая роль в реализации мероприятий Программы отводится улучшению качества жизни населения, как основы социальной стабильности в регионе, увеличению объема производства высококачественной продукции и повышению качества и безопасности товаров, работ и услуг на потребительском рынке.

Реализация ряда мероприятий Программы позволит свести к минимуму проникновение на потребительский рынок контрафактной, фальсифицированной и находящейся в незаконном обороте алкогольной, пищевой и других видов продукции, что даст дополнительные поступления в бюджеты (налог на прибыль, акциз и др.).

Очень важной мерой, реализуемой Программой, является государственная поддержка субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе требований международных стандартов. Это позволит повысить конкурентоспособность продукции товаропроизводителей, приблизить их деятельность к условиям Всемирной Торговой Организации.

Системы качества, соответствующие требованиям МС ИСО 9000-2000, сегодня очень важны для проведения переговоров с зарубежными заказчиками,

считающими обязательным условием заключения контракта наличие у производителя сертифицированной системы качества. Потребитель рассматривает это условие как гарантию, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.

Анализ и обобщение практики управления качеством продукции (продукция в данном контексте понимается в широком смысле слова как результат любого труда) дает возможность укрупнено классифицировать специфическое управление качеством в зависимости от вида продукции. Так может быть предложено четыре класса такой продукции: оборудование, программное обеспечение, переработанные материалы, услуги. Применительно к каждому классу может быть рекомендован свой подход к построению системы качества.

На современном этапе рыночной экономики происходит активное развитие принципов и методов управления качеством, обеспечивающих совершенствование управление предприятия в целом. Как нам представляется, первоосновой повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг, конкурентного статуса предприятия в целом должно стать создание гибкой мобильной высокоэффективной системы корпоративного менеджмента, использующей принципы, методы и инструментарий Всеобщего менеджмента качества, а также критерии национальной Российской и региональных премий в области качества.

В противоположность постоянному улучшению, которое постепенно «накапливает» эффективность, корпоративный менеджмент, основанный на этих принципах, совершает «прорыв», дает резкое повышение эффективности, результативности.

Для российских организации в условиях становления рыночной экономики, большую роль в обеспечении конкурентоспособности продукции и предприятий стали играть конкурсы на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества, региональных администраций (в частности, Краснодарского края). Их оценочные критерии построены на основе широко признанной в мире модели Европейской премии по качеству, имеют большое значение для определения направлений и методов совершенствования работы не только по качеству, но и в области реструктуризации системы корпоративного менеджмента.

Практика прошедших шести лет показала, и это особенно важно, что критерии премии используют в качестве ориентиров не только участники конкурса. Самооценка на основе модели премии позволяет любой организации независимо от формы собственности, размера, отраслевой принадлежности и уровня развития, в том числе и не участвующей в конкурсе, получать всестороннюю картину своей деятельности, ее результатов и на этой основе определять направления

своего дальнейшего развития и совершенствования. Именно через призму критериев премии видна особая значимость таких важнейших факторов современного менеджмента, как личная вовлеченность руководителей в работу по качеству, стратегическое планирование на основе всесторонней информации, оценка удовлетворенности потребителей и персонала, лидирующая роль руководства в деятельности по постоянному совершенствованию системы менеджмента организации, разработка и актуализация политики и стратегии в рамках ключевых процессов, планирование и улучшение работы с персоналом, менеджмент процессов на основе ожиданий потребителей, влияние организации на общество, удовлетворенность потребителей организации качеством ее продукции и некоторые другие.

Конкурсы на соискание премий по качеству выявляют организации, которые имеют примеры хорошей организации работы по всем этим направлениям. В соответствии с Положением о премии Правительства Российской Федерации в области качества организации, ставшие лауреатами и дипломантами, должны делиться своим опытом с другими организациями

Анализ результатов конкурсов показывает, что с каждым годом растет число обследованных организаций. И это весьма положительный фактор. Ведь даже в там случае, когда организация после обследования не становится дипломантом, общение с экспертами, обратный отчет, подготовленный на основе непосредственного ознакомления с организацией, позволяет ее работникам лучше понять и эффективнее использовать критерии премии для совершенствования своей деятельности.

В основу модели премии заложены принципы всеобщего управления качеством:

ориентация на потребителя;

лидерство руководства и последовательность в достижении целей;

менеджмент на основе понимания процессов и фактов;

приоритет инвестирования капитала в персонал;

вовлечение персонала;

непрерывная познавательная деятельность и инновации;

развитие партнерства;

взаимодействие с обществом и ориентация на результаты.

Как нам представляется, первоосновой повышения качества и конкурентоспособности продукции, конкурентного статуса предприятия должно стать создание гибкой мобильной высокоэффективной системы корпоративного менеджмента, использующей принципы, методы и инструментарий Всеобщего менеджмента качества, а также критерии национальной Российской и региональных премий в области качества.

В противоположность постоянному улучшению, которое постепенно «накапливает» эффективность, корпоративный менеджмент, основанный на этих принципах, совершает «прорыв», дает резкое повышение эффективности, результативности.

Практика маркировки продукции участников Программы Знаком «Кубань-Качество» показала увеличение роста объемов реализации до 20%. В результате можно также ожидать рост прибыли и снижение суммы убытков.

Эффективность реализации региональных Программ «Качество» должна оцениваться по следующим критериям:

увеличение объема товарооборота продукции, соответствующей обязательным требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, требованиям технических регламентов, до 20 процентов;

снижение на потребительском рынке доли продукции, не соответствующей нормативным требованиям по качеству и безопасности до 15 процентов;

рост числа предприятий, внедривших и сертифицировавших системы менеджмента качества на основе международных стандартов и принципов Всеобщего менеджмента качества не менее чем в 10 раз;

ежегодное обучение не менее одной тысячи специалистов в области менеджмента качества;

повышение обеспеченности населения основными видами высококачественных и безопасных услуг в 3-4 раза при снижении разницы в объеме для жителей сельских поселений и городов;

повышение объема привлеченных инвестиций за счет роста инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов, в том числе организаций потребительской сферы, в два раза.

Качество играет важную роль в реализации региональных интересов края и в современных условиях назрела настоятельная необходимость Концепции региональной политики, в частности, Краснодарского края в области качества продукции и услуг. Данную Концепцию можно представить в качестве системы официальных взглядов на:

• роль качества продукции, работ и услуг в реализации региональных интересов Краснодарского края;

• цели региональной политики Краснодарского края в области качества продукции, работ и услуг;

• основные направления региональной политики в области качества продукции, работ и услуг.

Приоритетность факторов конкурентоспособности зависит от уровня социально-экономического развития общества, характеристик рынков, на которых реализуется продукция, особенностей конкретных потребителей.

Региональная политика Краснодарского края в области качества должна базироваться на оправданной исторически, отечественной и зарубежной практике в части создания регламентов, норм и стандартов для регулирования и управления системами обеспечения качества и конкурентоспособности, на определении приоритетных целей и задач обеспечения и

развития качества общества и государства, определении эффективных путей их реализации. В этом случае она сможет послужить основой для отраслей производства и предприятий различной формы собственности при разработке и осуществлении программ повышения качества и конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.