34 (127) - 2009
Стратегия развития региона
МОДЕЛИ СОЧЕТАНИЯ ИНТЕРЕСОВ ВЛАСТИ И МАЛОГО БИЗНЕСА
(региональный аспект)
н. в. климова,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономического анализа и налогов Академия маркетинга и социально-информационных технологий,
г. Краснодар
В статье рассматриваются вопросы необходимости развития малого бизнеса России. Выделены основные его проблемы, определены варианты функционирования субъектов малого предпринимательства; на основании обобщения зарубежного опыта предложены формы государственной и региональной поддержки развития малого бизнеса, а также три модели наиболее выгодного взаимодействия государства и малого предпринимательства; изложены мероприятия долгосрочной целевой программы поддержки экономики малых и средних предприятий.
Ключевые слова: малый бизнес, государство, формы поддержки, модель развития, региональная целевая программа.
Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, существенно влияющий на процессы стабилизации производства, повышение занятости населения, наполнение доходной части бюджета, формирование конкурентной среды и структуру рынка. Он способен быстрее удовлетворить спрос (вновь рождаемый) и сравнительно быстро окупиться. Преимуществом малого предпринимательства является оперативная инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей к возрастающей неопределенности хозяйственной рыночной среды. Малые предприятия вынуждены в условиях жесткой конкуренции постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, повышая тем самым эффективность их деятельности. Необходимость развития малого предпринимательства очевидна, так как без
него не будет устойчивого экономического роста государства.
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, число малых предприятий на 01.01.2008 превысило 1 100 тыс. ед., а индивидуальных предпринимателей — 3,4 млн чел. Это составляет незначительную часть, всего несколько процентов от количества всех зарегистрированных организаций. В наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70—90 % от общего числа предприятий. В малом предпринимательстве США занято 53 % всего населения (на которые приходится 34,9 % чистого дохода), Японии — 71,1 % (ими изготавливается 56,6 % всей продукции обрабатывающей промышленности), стран ЕС — около половины работающего населения.
Малый бизнес России, прежде всего, затрагивает сферу услуг (технические услуги, консультационные услуги, бытовое обслуживание населения), торгово-закупочные операции, посредническую деятельность. По данным статистики Краснодарского края, в оптовой и розничной торговле занято 46 % субъектов малого предпринимательства, строительстве — 19,7 %, транспорте и связи — 9,5 %, сельском, лесном хозяйстве и охоте — 8,9 %, обрабатывающем производстве — 5,6 % [2].
По результатам опроса краснодарских предпринимателей (2008 г.), 30 % заявили, что текущее положение их фирм устойчивое и есть источники для его развития, 40 % отметили стабильность состояния и 22 % заявили, что недостаточно средств
для поддержания текущего положения бизнеса [1]. В условиях финансового кризиса их состояние ухудшилось. Многие субъекты малого предпринимательства заморозили проекты по приобретению нового оборудования, обучению персонала, открытию новых торговых точек, совершенствованию производства и продажи товаров. Возникла необходимость в привлечении в большем объеме заемных средств, сокращении всех видов расходов (особенно на рекламу, аренду, заработную плату). Тем не менее малые предприятия в кризисных условиях маневреннее, оперативно реагируют на изменение внешних условий, конъюнктуры рынка, придавая рыночной экономике гибкость и способствуя оздоровлению всей экономики страны.
Многие проблемы в развитии малого предпринимательства порождены недостатками государственной экономической политики. Малый бизнес практически не защищен со стороны государства и муниципалитетов, такой ответ дали 82 % предпринимателей Краснодарского края [1]. По их мнению, создать благоприятные условия для развития малого бизнеса должны федеральные власти (22 % респондентов), региональные (18 % респондентов) и муниципалитеты (36 % респондентов).
Выделим основные проблемы развития частного предпринимательства в России:
1) административные барьеры при входе на рынок и бюрократия. Искусственно созданные барьеры для вхождения в отдельные отрасли экономики. С данной проблемой согласились 46 % предпринимателей Краснодарского края;
2) налоги и взаимодействие с налоговыми органами. По данным опроса краснодарских предпринимателей, с такой проблемой сталкиваются 59,5 % (с пожарной инспекцией — 23,8 %, милицией — 21,4 %, санитарно-эпидемиологическим надзором — 19 %, инспекцией по качеству товаров и защите прав потребителей — 11,9 %);
3) высокая арендная плата (для 20 % предпринимателей края — доля арендных платежей в расходах их фирм составляет более половины);
4) ориентация экономической политики на обеспечение интересов крупных хозяйственных и финансовых структур;
5) активная иностранная конкуренция;
6) недостаточный спрос на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства;
7) трудности с привлечением капитала, недоступность банковского кредитования для вновь создаваемых малых предприятий и предпринимателей;
8) несовершенство и противоречивость нормативно-правовой базы:
9) недостаточное развитие инфраструктуры и действие субъективных факторов, приводящих к неравным условиям для развития субъектов малого бизнеса в различных регионах.
В этой связи зачастую малый бизнес не выдерживает конкуренции с крупными организациями и ликвидируются, либо происходит процесс объединения малых и (или) средних фирм (слияние). Отечественный опыт развития малого предпринимательства позволяет выделить четыре варианта:
• ликвидация в первые годы деятельности;
• консервация масштабов деятельности (не планируется расширение);
• медленное расширение деловой активности;
• быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а далее и в крупные компании.
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успешного развития малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка. В мировой практике задача государства состоит в том, чтобы создать правовые и экономические условия для выживания малого бизнеса, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка. Обобщение зарубежного опыта развития малого предпринимательства на общегосударственном, региональном и местном уровнях является весьма полезным для разработки программ поддержки малого бизнеса и осуществлению практических мероприятий.
Мероприятия по поддержке и развитию малого бизнеса можно разделить на два блока: для начинающих предпринимателей и для действующих. В первом блоке со стороны государства предусмотрены гранты и обучающие программы, поскольку начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость, недостаточную компетентность и отсутствие опыта.
Государственная и региональная поддержка может осуществляться в различных формах (прямая и косвенная):
• стимулирование производства наиболее приоритетных товаров;
• предоставление налоговых льгот и упрощенная система налогообложения, льготное банковское кредитование;
• развитие системы страхования;
• создание информационно-консультативных, научно-технических центров и бизнес-инкубаторов;
• финансовая поддержка в материально-техническом снабжении;
• использование финансово-кредитных рычагов (включая субсидирование процентных ставок и государственных гарантий);
• развитие инфраструктуры малого бизнеса;
• снижение административных барьеров;
• кадровая поддержка.
Поддерживая и создавая благоприятный климат для развития малого бизнеса со стороны государства, одновременно обеспечивается сочетание их интересов, проявляющееся в конечном итоге в обеспечении продовольственной и экономической безопасности страны в целом. Одной из моделей наиболее выгодного взаимодействия государства и малого бизнеса является, на наш взгляд, участие субъектов малого предпринимательства в реализации важнейших народнохозяйственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд.
Вторым важным направлением следует считать развитие торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных инвестиций в малый бизнес.
Третья модель заключается в разработке целевых программ поддержки экономики малых предприятий (малой экономики) на региональном уровне (учитывая особенности каждого региона). Их основу составляет комплекс мер, согласованных и скоординированных совместных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, финансовых институтов, предпринимательских структур, общественных, научных и образовательных организаций по развитию системы малого предпринимательства в регионе. Необходимо, чтобы внешняя среда стимулировала их деловую активность. Она должна формировать стимулы для саморазвития и улучшения конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта.
Со стороны региональных органов власти интерес видится:
• в увеличении доли участия субъектов малого предпринимательства в формировании всех составляющих валового регионального продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги);
• в повышении социальной эффективности деятельности субъектов малого предпринима-
тельства (рост численности занятых, рост средних доходов и повышение уровня социальной защищенности работников малых и средних предприятий);
• в обеспечении конкурентоспособности продукции, товаров, услуг субъектов малого предпринимательства на внутреннем и внешних рынках.
Рассмотрим третью модель более подробно на примере Краснодарского края, преуспевающего в уровне экономического и инвестиционного развития, где за последний годы достигнут высокий темп роста в развитии малого предпринимательства. Кроме того, 0лимпиада-2014 — дополнительный стимул для активного участия малых предприятий в олимпийском строительстве и формировании услуг для нужд Олимпиады, где возникнет немало вопросов по разработке схем их участия.
Постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 утверждена долгосрочная краевая целевая программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» на 2009 — 2012 гг. Программу планируется осуществить в два этапа.
На первом этапе (2009 г.) предполагается сконцентрировать усилия участников и финансовые ресурсы на формирование основы целостной системы, обеспечивающей развитие малого и среднего предпринимательства путем реализации ряда программных мероприятий и пилотных проектов на региональном и муниципальном уровнях.
На втором этапе (2010—2012 гг.) созданные механизмы будут распространены на всю территорию Краснодарского края, что позволит эффективно воздействовать на процессы развития малого и среднего предпринимательства и создаст условия для качественных и количественных изменений системы малого и среднего предпринимательства края к 2012 г.
Объем финансирования Программы за счет средств краевого бюджета составляет 340 000,0 тыс. руб., в том числе, на: 2009 г. — 70 000,0 тыс. руб.; 2010 г. — 80 000,0 тыс. руб.; 2011 гг. — 90 000,0 тыс. руб.; 2012 г. — 100 000,0 тыс. руб.
Основные мероприятия данной целевой программы представлены в таблице [2].
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации программных мероприятий:
• ежегодное увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае не менее чем на 1 200 ед.;
Мероприятия долгосрочной краевой целевой программы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае»
на 2009 — 2012 годы.
№ п/п Наименование мероприятия
1 Развитие кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие микрофинансирования
1.1. Финансовая поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства
1.1.1 Субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов и нематериальных активов
1.2 Финансовая и микрофинансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
1.2.1 Субсидирование части затрат, связанных с уплатой арендных платежей за имущество, находящееся в муниципальной (краевой) собственности, субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
1.2.2 Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на подключение к инженерным сетям
1.2.3 Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, кредитными потребительскими кооперативами граждан с целью предоставления займов субъектам малого и среднего предпринимательства для осуществления предпринимательской деятельности
1.2.4 Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с разработкой и внедрением систем менеджмента качества на основе требований международных и государственных стандартов
1.2.5 Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом
1.3 Развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства
1.3.1 Создание и расширение сферы деятельности некоммерческой организации «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края»
1.3.2 Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, и части затрат по лизинговым платежам, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства
2 Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность
2.1 Проведение мероприятий, направленных на организацию взаимодействия и сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства и научных учреждений Краснодарского края
2.2 Проведение в Краснодарском крае региональной Венчурной ярмарки
2.3 Организация и проведение ежегодного краевого конкурса лучших инновационных бизнес-идей субъектов малого и среднего предпринимательства
3 Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
3.1 Создание, развитие и материально-техническое обеспечение бизнес-инкубаторов (в том числе, субсидирование части затрат по содержанию и текущему ремонту бизнес-инкубаторов)
3.2 Создание, развитие и материально-техническое обеспечение промышленных парков для субъектов малого и среднего предпринимательства
3.3 Создание и развитие инфраструктуры поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства
4 Совершенствование внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства
4.1 Создание положительного имиджа малого и среднего предпринимательства
4.1.1 Изготовление и распространение информационных, нормативных, методических, справочных материалов и мультимедийных продуктов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства
4.1.2 Организация и проведение конкурса «Лучший инвестиционный проект малого предпринимательства в Краснодарском крае»
4.1.3 Организация и проведение конкурса «Лучшие предприниматели Краснодарского края»
4.1.4 Развитие, поддержка и обслуживание специализированных информационных ресурсов в сети «Интернет»
4.1.5 Проведение краевых и участие во всероссийских и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях и форумах, изготовление стендов и презентационных материалов
4.2 Информационная, правовая, консультационная поддержка и подготовка кадров для малого и среднего предпринимательства
4.2.1 Организация и проведение конференций, семинаров и «круглых столов» по вопросам малого и среднего предпринимательства
4.2.2 Организация повышения квалификации, подготовки и переподготовки работников сферы поддержки малого и среднего предпринимательства, организация обучения, в том числе в ходе разовых семинаров, стажировок, конференций и иных обучающих мероприятий
Окончание таблицы
№ п/п Наименование мероприятия
4.2.3 Организация повышения квалификации, подготовки и переподготовки субъектов малого и среднего предпринимательства, организация обучения, в том числе в ходе разовых семинаров, стажировок, конференций и иных обучающих мероприятий
4.2.4 Организация и проведение мероприятий по обмену опытом и межрегиональному сотрудничеству с представителями субъектов Российской Федерации, международными общественными организациями по вопросам, связанным с поддержкой и развитием малого предпринимательства
4.2.5 Организация оказания неотложной правовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства при осуществлении на их территории проверочных мероприятий контролирующими (надзорными) органами
4.2.6 Создание, модернизация, доработка, эксплуатация технических средств и программного обеспечения, ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, получателей государственной поддержки
4.2.7 Осуществление информационно-методической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на информационных ресурсах органов исполнительной власти Краснодарского края
4.3 Научно-аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
4.3.1 Проведение исследований и социологических опросов по вопросам ведения предпринимательской деятельности
4.3.2 Разработка специальных программ обучения субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, специалистов органов власти с целью повышения их квалификации по актуальным вопросам развития малого и среднего предпринимательства
5 Поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства
5.1 Софинансирование муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (осуществляется за счет средств краевого бюджета в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства).
• ежегодное увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства Краснодарского края не менее чем на 2 500 чел.;
• ежегодное увеличение объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий не менее чем на 500 млн руб.
Прямая и косвенная экономическая эффективность мероприятий Программы заключается в существенном усилении влияния роли малого и среднего предпринимательства на развитие всех составляющих экономики Краснодарского края, и в особенности на пополнение доходной части бюджета.
Особое внимание в регионе уделяется личным подсобным хозяйствам (зачастую незарегистрированное частное предпринимательство). Личные подсобные хозяйства (ЛПХ) Кубани в 2009 г. получат в качестве господдержки около 680 млн руб., из
которых 46 млн руб. будет выделено из федерального бюджета, 632,2 млн руб. — из краевого [3]. Вопросы развития и поддержки ЛПХ на Кубани подлежат отдельному рассмотрению и ограничены рамками данной статьи.
Таким образом, перспективность развития малого предпринимательства в современной экономике — объективная необходимость. Малые предприятия обеспечат эффективное приложение ресурсов, занятость населения и экономическую устойчивость региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апсалямов Р. Р. Краснодарский предприниматель // Российское предпринимательство. 2008. № 9. С. 14—17.
2. www. mb. kubangov. га.
3. http://admkrai. kuban. га.
09 ноября 2009 г. Торгово-промышленная палата РФ при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации проводит Международную Конференцию «Инновации и инвестиции как эффективная основа конкурентоспособности российского малого и среднего бизнеса на внутренних и международных рынках»
www.siora.ru,www.tpprf.ru,www.atlasinvest.ru (499) 783-49-10, 783-49-10, (499) 143-73-35