Научная статья на тему 'Перспективы развития оптовой торговли продуктами питания в России'

Перспективы развития оптовой торговли продуктами питания в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития оптовой торговли продуктами питания в России»

Перспективы развития

оптовой торговли продуктами питания в России

С.У. Нуралиев

Союз оптовых продовольственных рынков России

В условиях плановой экономики оптовая торговля продовольственными товарами как предпринимательская деятельность характеризовалась отсутствием частных структур, и в большинстве случаев она осуществлялась непосредственно государственными оп-тово-заготовительными структурами, которые располагали соответствующей инфраструктурой.

Экономические реформы привели к нарушению хозяйственных связей между товаропроизводителем и потребителем, а также системы товародвижения в целом, что привело к снижению объемов производства и потребления продуктов питания. В связи с этим возникла жизненно важная задача реорганизации существующей системы сбыта и формирования новой товаропроводящей системы, функционирующей на базе рыночных принципов.

Формирование новой системы оптовой торговли как инфраструктуры рынка в стране началось с изучения зарубежного опыта, но с учетом российских особенностей. Наиболее приемлемым для России был признан опыт работы организованных оптовых структур Испании, где для реализации государственной политики в области оптовой торговли продуктами питания в 60-е годы XX века было создано государственное предприятие «Меркаса».

Государственная поддержка и регулирование системы оптовой торговли осуществляется в Японии, Франции, США и других странах с развитой рыночной экономикой. В Японии существует жесткая система лицензирования деятельности зарубежных поставщиков продовольствия на оптовые продовольственные рынки страны.

Представляются интересными вопросы организации контроля за качеством и гигиеной продуктов питания на крупнейшем в мире оптовом продовольственном рынке «Ранжис» (Париж). Ветеринарные государственные службы Минсельхоза Франции имеют две основные задачи. Первая задача связана с организацией контроля за содержанием животных, а вторая - с организацией контроля за качеством продуктов питания животного происхождения.

Для реализации этих задач на рынке «Ранжис» существует три уровня контроля качества.

Первый уровень - это организация контроля за происхождением продукции, и он направлен на то, чтобы продукция, поступившая на оптовый рынок, была произведена на разрешенном предприятии и имела клеймо о пригодности в пищу.

Второй уровень - организация контроля за условиями перевозок. Этот уровень контроля направлен на то, чтобы транспорт имел лицензию на перевозку данного вида продукции.

Третий уровень - контроль за состоянием и оборотом складских и торговых помещений. Этот уровень контроля направлен на то, чтобы избежать потерю качества продукции или ее порчи в процессе хранения и реализации.

Особенно интересным представляется опыт организации и функционирования оптовых рынков в Польше, где строительство их осуществлялось так же, как и в России, в условиях реформирования плановой экономики. Создание оптовых продовольственных рынков было признано приоритетной задачей государственной аграрной политики Польши, которая отражена в «Среднесрочной стратегии развития сельского хозяйства и сельских территорий».

В соответствии с Продовольственной программой, принятой Правительством Польши, в шести крупнейших городах страны за счет государственных средств были созданы межрегиональные оптовые продовольственные рынки, которые позволили не только наладить сбыт и упорядочить продовольственное обеспечение населения этих городов, но и значительно расширить объемы сельскохозяйственного производства вокруг этих городов.

В большинстве стран оптовые продовольственные рынки, создавая товаропроводящую инфраструктуру для реализации скоропортящейся продукции, решают проблемы экономического, социального и политического характера, поскольку эти продукты требуют такой товаропроводящей сети, которая обеспечивала бы оперативный режим транспортировки и доставки его до потребителя.

Поэтому оптовая торговля через такие структуры во всех странах с рыночной экономикой поддерживается государственными и муниципальными

органами. Наиболее распространенная форма организации оптового продовольственного рынка в зарубежных странах - акционерные общества.

Опыт работы оптовых продовольственных рынков за рубежом показывает, что они постоянно совершенствуют свою работу, оказывают новые виды услуг, приспосабливаясь к требованиям покупателя. Во многих случаях на этих рынках создаются логистические распределительные центры или они пользуются услугами самостоятельных логистических компаний.

Изучение зарубежного опыта формирования системы оптовой торговли показывает, что концентрация предприятий, занимающихся оптовой торговлей продовольственными товарами в одном месте, каковым является организованный оптовый рынок, имеет ряд преимуществ. Создается эффективная система ценообразования, где цены регулируются спросом и предложением на основе рыночной конкуренции.

Организованная система оптовой торговли продовольственными товарами предполагает формирование эффективной системы товародвижения на основе функционирования оптовых продовольственных рынков, распределительных центров продовольствия, бирж и т. д. Мировой опыт показывает, что именно такая форма служит одним из важнейших факторов совершенствования системы товародвижения и повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и международном рынках.

Эффективная система оптовой торговли во многом влияет на развитие агропродовольственного рынка страны, а неразвитость или неэффективность его функционирования может привести к значительным издержкам в системе товародвижения и неконкурентоспособности отечественного продовольствия.

Необходимо отметить, что во всех развитых странах организованная система оптовой торговли продовольственными товарами имеет высокую инвестиционную привлекательность со стороны государственных и частных компаний, а также жесткую конкуренцию и динамичное развитие. Концентрация капитала в сфере оптовой торговли в этих странах в сотни раз выше, чем в российском секторе дистрибьюторских услуг.

Из-за жесткой конкуренции в этой сфере многие западные торговые компании начали объединяться с целью монополизации рынка и вытеснения конкурентов. Сегодня многие из них вкладывают огромные средства на создание в России собственных торгово-посреднических структур. Для устранения конкурентов и вытеснения их с

рынка применяют различные протекционистские формы и методы продвижения своей продукции на российский рынок, в том числе и недобросовестные методы конкуренции.

В течение определенного периода в целях устранения конкурентов они демпингуют поставки товаров, а после устранения конкурентов повышают цены для компенсации временных убытков и затем осуществляют коммерческие поставки. Это является своеобразной тактикой для реализации стратегической задачи по завоеванию рынков сбыта, которая применяется многими развитыми странами и не противоречит законам рынка.

В то же время в целях защиты собственного продовольственного рынка многие страны для иностранных поставщиков товаров и услуг применяют достаточно много ограничений. Например, в США для иностранных компаний на американском рынке действуют более 20 ограничений, в том числе приобретение и аренда недвижимости, отказ в выдаче разрешений на функционирование терминалов, складов и других помещений, ограничения в регистрации предприятий, отказ в доступе к рыночной информации, законам и государственным программам и др.

В разных странах при переходе от плановой экономики к рыночной имели место определенные проблемы и последствия, а в некоторых случаях экономические реформы приводили к серьезным кризисам в продовольственной сфере. Особенно негативные последствия имели место при реформировании существующей системы оптовой торговли продовольственными товарами в России.

К сожалению, в России для иностранных торговых компаний во многих регионах органы государственной власти на местах создают более льготные условия, выделяют им лучшие земельные участки с развитой рыночной инфраструктурой. Специальной законодательной базы, регулирующей услуги оптовой торговли на федеральном уровне, до сих пор нет, а стратегия и концепция развития системы оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием не сформированы.

Во многих субъектах Российской Федерации оптовые продовольственные рынки и распределительные центры создаются и функционируют стихийно, без продуманной государственной программы и стратегии их развития, в связи с чем эффективность их работы остается низкой. Указ Президента России «О свободе торговли», принятый в 1992 г., способствовал этому процессу и развитию «теневого» рынка, а также со-

здал серьезные проблемы для развития эффективной системы оптовой торговли продовольственными товарами.

Учитывая, что оптовые продовольственные рынки и распределительные центры в России создавались на бывших плодоовощных базах, базах потребкооперации, холодильниках и других объектах рыночной инфраструктуры, сегодня они нуждаются в модернизации с учетом современных требований, с тем чтобы решить те проблемы и задачи, которые стоят перед ними.

Эти проблемы обусловлены различными внутренними и внешними факторами и связаны, прежде всего, с серьезными изменениями в структуре оптовой торговли, объединением зарубежных торговых компаний между собой и глобализацией экономических отношений на мировом рынке. Этот процесс сегодня носит закономерный характер, и цели объединения торговых компаний - монополизация и завоевание зарубежных рынков сбыта.

К сожалению, российские торговые компании не участвуют в этом закономерном процессе, действуют разобщенно, что приводит к экспансии продуктов питания из зарубежных стран и обострению проблемы сбыта продуктов отечественного производства. Все это может привести к разрушению продовольственного рынка и потере продовольственной безопасности страны.

Формирование эффективной системы сбыта на основе создания сбытовых кооперативов и модернизации оптовых продовольственных рынков и распределительных центров продовольствия является одним из приоритетных направлений реализации национального проекта «Развитие АПК». В связи с ликвидацией централизованной системы планирования и распределения ресурсов в России решение проблемы сбыта продукции и формирования новых хозяйственных связей между товаропроизводителями и потребителями составляет важнейшую задачу прежде всего этих структур.

Принятые на федеральном и региональном уровнях программные документы в сфере оптовой торговли, к сожалению, не выполнены. Это относится к Федеральной Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков на 1998-2005 гг., которая ни в одном регионе страны не реализована.

В соответствии с этой программой Правительством Москвы в 1998 г. была принята первая комплексная программа развития инфраструктуры оптового рынка на 1998-2005 гг., которая предусматривала создание 16 оптовых продовольственных рынков, а создан всего лишь один оптовый рынок «Отрадное». В 2002 г. была принята новая

Программа развития оптовой торговли в Москве на 2002-2004 гг., нацеленная уже на создание предприятий оптовой торговли с участием зарубежных торговых компаний. В 2004 г. принята Целевая программа интеграции предприятий продовольственного комплекса Москвы с сельхозпроизводителями регионов России на 2004-2006 гг., а в 2005 г. Правительством Москвы принята новая Целевая социально-ориентированная программа на 2005-2007 гг., где отражены основные социальные ориентиры по обеспечению продовольственной безопасности столицы.

Основными стратегическими задачами и приоритетными направлениями реализации этой программы на 20052007 гг. определены:

развитие инфраструктуры товародвижения и оптового продовольственного рынка с учетом логистики оптового звена;

создание цивилизованного оптового продовольственного рынка с единым информационным центром;

рациональное территориальное размещение объектов оптовой торговли продовольствием на территории города;

совершенствование форм и методов государственной координации, правового регулирования и саморегулирования продовольственного рынка;

формирование устойчивой товарно-сырьевой базы гарантированных поставок продовольствия в Москву на основе кооперации и интеграции;

проведение комплекса мер по стабилизации и сдерживанию роста цен на продовольственные товары на основе долевого участия в акционерных обществах предприятий, товарно-закупочных интервенций, снижение издержек обращения за счет совершенствования оптовой торговли и логистики и т. д.

По данным Росстата, на долю Москвы приходится около 40 % общего объема оптовой торговли продовольственными товарами Российской Федерации. В связи с этим от эффективности функционирования системы оптовой торговли столицы во многом зависит развитие региональных агропро-довольственных комплексов. Инфраструктура оптовой торговли Москвы представлена 96 крупными складскими комплексами, базами хранения и оптовой торговли.

Правительством Москвы ведется работа по созданию интегрированных структур, развитию экономических и хозяйственных связей с другими субъектами Российской Федерации, функционируют 19 интегрированных структур в форме агрохолдингов с товаропроизводителями других регионов.

Из-за отсутствия эффективной законодательной базы на государственном

уровне в настоящее время такие крупнейшие зарубежные торгово-сбытовые компании, как «Рамстор», «Икея», «Метро», «Ашан» и другие компании, создали и создают собственные торговые сети в России, нацеленные в основном на продвижение импортного продовольствия на российский рынок.

Наибольшую активность на российском рынке проявляет немецкая компания «Метро», которая уже открыла 11 торговых комплексов в различных городах страны, из них только в Москве функционируют шесть комплексов этой компании торговой площадью каждого комплекса около 10 тыс. м2, и планируется построить в Москве еще четыре торговых комплекса.

Отечественная система оптовой торговли еще не сформировалась и не может конкурировать с такими зарубежными компаниями, у которых хорошее финансовое состояние и значительный опыт работы на мировом рынке. Поэтому многие организованные оптово-посреднические структуры, не выдерживая такой жесткой конкуренции, либо уходят с рынка, либо вынуждены оказывать новые, не свойственные для таких специализированных предприятий услуги.

Большинство специализированных отечественных предприятий оптовой торговли продовольственными товарами в основном создаются на существующих инфраструктурных объектах, высокой степенью износа и требующих модернизации. В то же время зарубежные торговые компании формируются в лучших условиях и с соответствующими конкурентными преимуществами.

Проблема взаимодействия российского товаропроизводителя с этими торговыми компаниями с каждым годом все больше обостряется. Решение этой проблемы требует эффективного взаимодействия всех участников рынка и законодательного регулирования деятельности этих компаний на российском рынке.

Что касается формирования отечественной системы оптовой торговли, проблем и перспектив ее развития, необходимо отметить, что объемы оптовой торговли продовольственными товарами с каждым годом увеличиваются, а объемы потребления при этом не растут, что свидетельствует о повторной реализации одного и того же товара из-за неразвитости инфраструктуры продовольственного рынка и значительного числа неорганизованных посредников в системе товародвижения.

Организованная система оптовой торговли продовольственными товарами характеризуется организацией эффективного взаимодействия государственного и частного сектора, которое

прежде всего направлено на развитие продовольственного рынка страны и защиту интересов отечественного товаропроизводителя.

В настоящее время по организованным каналам этой схемы реализуется всего лишь 8 % зерна, 22 % овощей, 34 % скота и птицы, 67 % молока и 41 % яиц от общего объема реализуемой на российском рынке сельскохозяйственной продукции, а остальная часть продукции, как правило, реализуется неспециализированными рыночными структурами оптовой торговли или неорганизованными рыночными посредниками.

Мировой опыт свидетельствует о наличии эффективного механизма государственной поддержки развития организованных оптово-посредничес-ких структур. Государственные органы многих стран считают, что организованные оптово-посреднические структуры прежде всего решают социальные и экономические проблемы, связанные как с продовольственным снабжением населения, так и с повышением качества продуктов питания.

Сегодня на российском рынке из-за отсутствия государственного регулирования этой сферы значительно выросла активность зарубежных компаний в создании собственных торговых сетей. Анализ этой проблемы в странах Центральной и Восточной Европы свидетельствует о том, что проблема взаимодействия отечественных товаропроизводителей с зарубежными торговыми компаниями во многом зависит от эффективности государственного регулирования рынка.

Если раньше поставки импортного продовольствия на российский рынок осуществлялись отдельными частными торговцами или небольшими компаниями и этими процессами можно было управлять или регулировать, то создание новой товаропроводящей системы крупными зарубежными торговыми компаниями на российском рынке представляет более серьезную угрозу для формирующейся, но еще не укрепившейся отечественной системы оптовой торговли.

Из-за отсутствия государственного контроля за деятельностью этих компаний и неразвитости собственной сбытовой системы удельный вес мяса и мясопродуктов, овощей и фруктов, рыбы и рыбопродуктов российского производства в этих компаниях составляет не более 20-25 %, в то время как на оптовых продовольственных рынках и распределительных центрах этот показатель доходит до 80 % и более.

Кроме того, необходимо отметить, что качество продуктов питания, поступающих на потребительский рынок, остается очень низким, а по основным

видам продовольствия наблюдается тенденция снижения их качества. Больше всего некачественного импортного продовольствия на российский рынок поступило в 1999 г., когда США начали так называемые «гуманитарные поставки» продовольственных товаров.

Из общего объема проверенных импортных видов продовольствия, поступивших на российский рынок в 1999 г., было забраковано и снижено в сортности 70,1 % мяса всех видов, 62,7 % мясных консервов и 71,7 % сливочного масла. В 2004 г. было забраковано и снижено в сортности мяса птицы 27,7 %, рыбной продукции - 31,3 %, крупы - 45,9 %, масла животного -53,4% и масла растительного -44,5 %. Качественные показатели продуктов питания отечественного производства были в 1,5-2 раза выше, чем зарубежного.

Важнейшая задача государственных органов управления в решении этой проблемы - создание эффективного механизма функционирования системы оптовой торговли, который должен способствовать эффективному сбыту продукции отечественных товаропроизводителей и оказывать им содействие в формировании эффективных хозяйственных связей с предприятиями оптовой торговли.

Другая проблема, которая на сегодня существует для отечественной системы оптовой торговли, связана с вступлением России в ВТО и необходимостью принятия защитных мер в этой сфере. Любая страна, которая вошла в ВТО или не вошла в его состав, заинтересована в защите собственного продовольственного рынка, развитии экспорта товаров и услуг, ограничении импорта тех товаров, которые могут производиться в этой стране.

Кроме того, следует отметить, что формирование эффективной отечественной системы оптовой торговли, основанной на снижении трансакцион-ных издержек, является одним из важнейших механизмов косвенной поддержки АПК. Поэтому с учетом особенностей формирования оптовой торговли в России и глобализацией экономических отношений на мировом рынке представляется целесообразным принять федеральную программу развития и регулирования этой сферы деятельности.

Выбор стратегии развития оптовой торговли продовольственными товарами и модернизации товародвижения принадлежит органам государственной власти. Эта стратегия основывается на комплексном анализе ситуации в этой сфере и принятии совместно с отраслевыми союзами и ассоциациями мер по реализации стратегических задач развития отрасли.

Стратегия должна предусматривать формирование и развитие новой организационно-функциональной структуры оптовой торговли, нацеленной на минимизацию издержек обращения, повышение конкурентоспособности продукции, увеличение объемов и улучшение качества услуг. Эта структура должна выгодно отличаться от существующих сегодня рыночных структур совершенно новыми формами организации оптовой торговли, способствовать решению задач по снижению издержек и оперативной доставке продукции до потребителя, расширению ассортимента товаров и повышению их качества.

Организация такой структуры требует совершенствования не только оптовой торговли, но и модернизации складских комплексов в соответствии с современными требованиями. Это позволит существенно продлить цикл жизнедеятельности существующих складских комплексов без значительных инвестиций, что особенно важно в условиях отсутствия или недостаточности финансовых средств на новое строительство.

Эффективная система оптовой торговли продовольственными товарами на современном этапе основывается на использовании современных инфор-

мационно-маркетинговых технологий и логистических систем, она обеспечивается путем гармонизации интересов продавцов и покупателей, внедрения новых форм и прогрессивных технологий в системе сбыта и реализации продукции.

С учетом этого представляется целесообразным совершенствовать систему оптовой торговли продовольственными товарами по трем основным направлениям или организованным рыночным каналам реализации.

• Реализация скоропортящейся продукции через модернизированные оптовые продовольственные рынки и логистические распределительные центры. Эта система основывается на возможностях информационных технологий и постоянно растущих требованиях рынка в удовлетворении спроса на товары и услуги.

• Реализация стандартизированной продукции через модернизированные товарные и фьючерсные биржевые структуры. Модернизация биржевой торговли основывается на развитии конкуренции между государственными и негосударственными структурами, снижении и перенесении рисков, связанных с реализацией продукции будущего урожая на негосударственные и коммерческие структуры.

• Развитие электронной торговли продовольственными товарами на основе использования современных информационных технологий и средств связи. Для реализации этого направления представляется целесообразным создание федеральной электронной торговой площадки.

Все эти формы оптовой торговли были обсуждены и приняты на Международной конференции в Сочи в июне 2005 г., одобрены Ученым Советом ВНИИЭСХ и поддерживаются Мин-сельхозом России. Внедрение их на российском рынке позволит более рационально использовать существующие складские площади и объекты инфраструктуры продовольственного рынка, повысить качество и конкурентоспособность отечественного продовольствия на внутреннем и внешнем рынках.

Реализация этой задачи требует организации тесного взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий оптовой торговли, органов государственной власти и саморегулируемых организаций в форме отраслевых союзов и ассоциаций с целью дальнейшего развития сельскохозяйственного производства и реализации продукции АПК.

12-16 декабря 2007 Москва, ВВЦ, пав. 57

• Бакалея: крупы, мука, макаронные изделия • Кондитерские и хлебобулочные изделия

• Консервы молочные * Ликеро-водочная продукция • Мед и продукция пчеловодства

• Молочные продукты, мороженое * Пищевые ингредиенты и добавки, специи, соусы

• Продукты глубокой заморозки • Растительные масла и продукция их переработки

* Чай, кофе, какао • Безалкогольные напитки, вода, соки

• Конференции и семинары • Дегустационный конкурс «Продукты России» Лауреаты награждаются медалями выставки «Золотой Сирин» * Фестиваль программ качества

Тел,: +7(495) 730-75-62, 460-05-10, 460-05-22 Факс: +7{495) 467-50-01 e-mail: [email protected]

www.pokupayte.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.