Научная статья на тему 'Результаты национальных исследований по истории и обществознанию в 6 и 8 классах'

Результаты национальных исследований по истории и обществознанию в 6 и 8 классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИСТОРИЯ / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ / QUALITY OF EDUCATION / NATIONAL STUDIES / HISTORY / SOCIAL STUDIES / RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лях Юлия Анатольевна, Музаев Анзор Ахмедович

В статье представлены результаты национальных исследований по истории и обществознанию в 6 и 8 классах, проведенных в рамках программы Национальные исследования качества образования (НИКО). Анализ результатов позволил выявить уровень освоения основной образовательной программы по истории и обществознанию, проследить тенденции его изменения с 6 до 8 класса по Российской Федерации в целом и в отдельных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лях Юлия Анатольевна, Музаев Анзор Ахмедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of investigations in History and Social Studies in the 6th and 8th forms at Russian school

The article presents the results of investigations in History and Social Studies for pupils of 6th to 8th forms conducted as a part of Russian National studies of the Quality of Education. The analysis of the results reveals the level of pupils’ knowledge in these subjects in the framework of the General Educational Programme and its progress from 6th to 8th forms in the Russian Federation on the whole as well as in individual regions.

Текст научной работы на тему «Результаты национальных исследований по истории и обществознанию в 6 и 8 классах»

ПЕДАГОГИКА

УДК 373.5.016:94

Лях Юлия Анатольевна

доктор педагогических наук, доцент Московский психолого-социальный университет

Музаев Анзор Ахмедович

кандидат технических наук Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, заместитель руководителя, г. Москва Pani.lyah@gmail.com, muzaev@obrnadzor.gov.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 6 И 8 КЛАССАХ

В статье представлены результаты национальных исследований по истории и обществознанию в 6 и 8 классах, проведенных в рамках программы Национальные исследования качества образования (НИКО). Анализ результатов позволил выявить уровень освоения основной образовательной программы по истории и обществознанию, проследить тенденции его изменения с 6 до 8 класса по Российской Федерации в целом и в отдельных регионах.

Ключевые слова: качество образования, национальные исследования, история, обществознание, результаты.

Одной из ключевых проблем Государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» является «недостаточная целостность и сбалансированность системы процедур и механизмов оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений, реализуемых на федеральном и региональном уровнях системы образования, что не позволяет обеспечить формирование и развитие единого образовательного пространства» [1]. Поэтому одной из самых насущных является проблема построения продуманной системы процедур оценки качества общего образования, которая позволила бы обеспечить получение проверенной информации о состоянии разных компонентов региональных и муниципальных систем образования.

Максимально эффективно эта задача может быть решена благодаря проведению регулярных исследований качества образования, которые реализуются на основе сбора и анализа широкого спектра данных о состоянии региональных и муниципальных систем образования.

По инициативе Рособрнадзора в 2014 г. в Российской Федерации начата реализация программы Национальных исследований качества образования (далее - НИКО). Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже чем два раза в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.

В рамках НИКО исследование качества образования по истории и обществознанию в 6 и 8 классах было проведено 12 и 14 апреля 2016 г.

Приоритетными задачами при организации изучения истории и обществознания в основной школе являются развитие личности и освоение обучающимися позитивных социальных ценностей. Поэтому НИКО по истории и обществознанию

были направлены на выявление следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

- воспитание уважения к Отечеству, патриотизма;

- знание истории России, истории своего региона (малой Родины), основ культурного наследия народов России;

- формирование готовности учеников к сознательному выбору и построению индивидуальной траектории образования в дальнейшем с учетом их профессиональных предпочтений;

- освоение правил поведения, нравственных и социальных норм, социальных ролей в группах и сообществах в пределах возрастных компетенций;

- осознание ценности семьи и ее роли в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к старшим, к членам своей семьи.

Задачи исследования по истории:

- проведение комплексной диагностики уровня подготовки обучающихся 6 и 8 классов, в том числе владения базовыми историческими знаниями (в т. ч. по истории своего региона, населенного пункта), опыта применения историко-культурного подхода к оценке социальных явлений; умения применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений;

- сбор, обработка и анализ информации, которая в образовательных организациях характеризует процесс обучения истории;

- проведение анализа по результатам исследования;

- составление системы рекомендаций и советов с учетом результатов исследования;

- проведение публичного обсуждения результатов исследования среди профессионалов.

Задачей исследования по обществознанию являлось проведение комплексной диагностики уровня подготовки обучающихся 6 и 8 классов, в том числе понимания основных принципов жиз-

© Лях Ю.А., Музаев А.А., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

ни общества; возможности использования знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, соответствующих возрасту обучающихся; освоения методов работы с социально значимой информацией.

Исследования проводились анонимно, данные об участниках в рамках исследований собирались без привязки к ФИО. Образовательные организации могли самостоятельно принять решение о фиксации и хранении у себя результатов участников в привязке к ФИО для предоставления результатов родителям и выставления положительных отметок участникам, успешно справившимся с работой.

Этапы проведения процедур исследования:

- проведение диагностической работы и анкетирования участников;

- заполнение форм с контекстными данными об участниках в пунктах проведения исследований;

- сбор материалов для отправки в центр сканирования.

Диагностическая работа была рассчитана на 60 минут и проводилась в учебное время на 2-3 или 3-4 уроках. Проверка заданий осуществлялась уда -ленно через систему СГ-Эксперт. По окончании процедур исследования был проведен разбор всех заданий диагностических работ.

Исследование в рамках НИКО проводилось на выборке участников, являющейся репрезентативной как в масштабах Российской Федерации, так и в масштабах группы субъектов Российской Федерации. Причем объединение различных групп, внутри которых достигалась репрезентативность, в целом совпадает со всем списком субъектов Российской Федерации.

Для исследования качества образования в области истории и обществознаниях в 6 и 8 классах школ Российской Федерации использовалась репрезентативная выборка учащихся численностью не менее 50 тыс. человек, в не менее 50 регионах Российской Федерации, не менее чем по 500 образовательным организациям. Так как получение данных по всем учащимся в отобранных школах невозможно по объективным причинам (расформирование, заболеваемость и т. д.), при формировании выборки изначально закладывается незначительное (10-15%) превышение общего числа учащихся, регионов и школ.

Для построения выборки использовалась модель случайной стратифицированной выборки с частичным квотированием по федеральным округам, видам и типам школ [2]. При этом в школах, отобранных для исследования, проводилось тестирование всех учащихся 6 и 8 классов по предмету, отобранному случайным образом (истории или об-ществознанию). Репрезентативность такой выборки позволяет судить не только о ряде аспектов качества образования непосредственных участников исследования, но и распространить полученные результа-

ты на более широкие совокупности обучающихся: на генеральную совокупность обучающихся соответствующих классов Российской Федерации, а также на совокупности обучающихся из групп субъектов (кластеров) Российской Федерации, имеющих близкие характеристики с точки зрения формирования выборки [3; 4]. Однако для отдельных регионов выборка репрезентативной не является.

Выделение групп субъектов Российской Федерации при проведении исследования качества образования в сфере истории и обществознания проводилось с использованием следующих критериев:

- уровень образования в сфере обществознания в регионе, оцениваемый по характеру распределения баллов участников ЕГЭ по обществознанию в 2015 году;

- массовость сдачи обществознания в регионе, оцениваемая по доле выбравших ЕГЭ по обще-ствознанию для сдачи на выпускных экзаменах в 2015 году.

При этом косвенно также учитывались такие особенности регионов, как уровень математического образования, уровень знания русского языка, а также уровень экономического развития (с помощью показателя «ВРП на душу населения»).

Сочетание перечисленных показателей позволило определить 4 кластера, в двух из которых (втором и третьем) выделены подкластеры, по которым осуществлялось квотирование по уровню популярности предмета. В первый кластер попали регионы с высоким уровнем образования в сфере обще-ствознания и средним уровнем выбора предмета (5 регионов), во второй кластер - регионы с хорошим уровнем образования в сфере обществозна-ния. Они далее были разделены на 2 подгруппы (квоты) - с долей выбора ЕГЭ по обществознанию выше среднего (31 регион) и ниже среднего (20 регионов). В третий кластер попали регионы со средним уровнем образования в сфере обществознания, они также были разделены на 2 подгруппы - с долей выбора ЕГЭ по обществознанию выше среднего (8 регионов) и ниже среднего (5 регионов), а также регионы с низким уровнем образования (4 региона).

В определенных регионах для отбора образовательных организаций применялась модель «случайной стратифицированной выборки с частичным квотированием по федеральным округам с учетом структуры систем образования регионов» (соотношение долей обучающихся из городских и сельских школ; средних общеобразовательных школ и школ «повышенного уровня») [2]. В выборку включались образовательные организации с числом обучающихся в одной параллели не менее 10 человек в городских школах и не менее пяти в сельских школах.

В результате сформирована выборка обучающихся из 50 субъектов Российской Федерации. Распределение участников НИКО по классам представлено в таблице 1.

8

Вестник КГУ ^ 2017

Таблица 1

Распределение участников НИКО

Предмет Класс Количество участников

История 6 13 335

8 11 676

Обществознание 6 13 351

8 11 806

Всего 50 168

В каждой образовательной организации, отобранной для исследования, диагностическую работу выполняли все обучающиеся 6 и 8 классов, что обеспечивало репрезентативность выборки по тендерному признаку.

Вся выборка, на которой проводилось исследование по истории и обществознанию в 6 и 8 классах по каждому предмету и каждой параллели, является репрезентативной по Российской Федерации и не является репрезентативной для отдельных регионов и муниципальных образований.

Диагностические работы, предлагавшиеся участникам НИКО 6 и 8 классов по обществоз-нанию, были составлены в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования

и имели стандартизированную систему оценивания. Максимальные баллы за выполнение работы шести- и восьмиклассниками отличаются, поэтому непосредственное сравнение результатов невозможно.

Приведенные данные и распределения (рис. 1, 2) свидетельствует о низких результатах НИКО по истории и в 6, и в 8 классе.

Приведенные данные и распределения показывают не только отсутствие приращения результатов восьмиклассников по истории по сравнению с результатом шестиклассников, но и их ухудшение: растет процент двоек и троек, а процент хороших и отличных отметок НИКО по истории уменьшается (рис. 3).

50 40 30 20 10 0

33,1

46,7

18,3

1,9

%

2

3

4

5

%

Рис. 1. Распределение отметок учащихся 6 классов по истории

60

40

30

5 0,46

Рис. 2. Распределение отметок учащихся 8 классов по истории

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

9

8 класс

Отметка НИКО Ш2 ИЗ I 4 ■ Рис. 3. Нормированная гистограмма результатов НИКО по истории

Более низкие средние результаты восьмиклассников при более высоком максимальном балле свидетельствуют о снижении результатов по обще-ствознанию.

Ни один участник НИКО по обществозна-нию в 8 классе не набрал ни максимального балл (23 балла), ни на один балл меньше максимального (22 балла).

Приведенные данные и распределения (рис. 4, 5) говорят о невысоких результатах НИКО по об-ществознанию, особенно в 8 классе.

Результаты НИКО позволяют говорить не только об отсутствии приращения результатов восьмиклассников по обществознанию по сравнению с результатом шестиклассников, но об ухудшении уровня этих результатов, связанных как с ростом процента двоек и троек, так и с уменьшением процента хороших и отличных отметок НИКО по об-ществознанию (рис. 6).

В целом распределение баллов показывает, что работа имела достаточную трудность. Распределение первичных баллов по обществознанию близко к нормальному, что доказывает сбалансированность работы, распределение по истории смещено в сторону низких баллов, что говорит о большей

сложности выполнения учащимися данных работ [5].

Большинство участников НИКО в 8 классе по истории не подтвердили свои школьные четверные отметки.

В отличие от исследований качества математического образования, начального образования и образования в области информационных технологий, результаты НИКО по истории в городских и сельских школах в 6 классах значимо не отличаются, а в 8 классе результаты НИКО немного, но значимо выше у сельских школьников.

Описанная тенденция наблюдается не только для всей выборки, но и для групп регионов по уровню результатов ЕГЭ по обществознанию. Различия в результатах городских и сельских школьников либо отсутствуют, либо результаты обучающихся из сельских школ выше.

Предметные результаты городских школьников не превосходят или ниже результатов обучающихся сельских школ как в 6, так и в 8 классе.

Результаты НИКО в 8 классе по обществозна-нию городских школьников выше, чем сельских за исключением результатов обучающихся из регионов со средним уровнем результатов ЕГЭ по обще-ствознанию, где результаты не различаются.

Рис. 4. Распределение отметок учащихся 6 классов по обществознанию

Рис. 5. Распределение отметок учащихся 8 классов по обществознанию

Обществознание

6 класс 8 класс

Отметка НИКО ■ 2 ИЗ 14 В5 Рис. 6. Нормированная гистограмма результатов НИКО по обществоведению

Связь результатов НИКО по истории с квалификационной категорией учителей не прослеживается. Связь между педагогическим стажем учителей и результатами НИКО по обществознанию наблюдается только в 6 классе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После завершения проведения диагностических работ для обучающихся 6 и 8 классов было проведено анкетирование организаторов процедур НИКО и экспертов.

Отсутствие сложностей при организации НИКО по истории и обществознанию отметили 42% организаторов, что является максимальным процентом за все этапы проведения НИКО. При этом 10,6% респондентов отметили, что сложности возникли со всеми перечисленными в вопросе аспектами.

Среди тем для обсуждения, предложенных заполнявшими анкету организаторами: пути совершенствования качества образования, качество

преподавания, количество часов по предмету, квалификация учителей, соответствие содержания заданий НИКО заданиям ОГЭ и ЕГЭ, соответствие заданий программным требованиям, проведение анализа результатов НИКО.

В ходе анкетирования экспертам было предложено оценить степень сложности заданий, большинство экспертов отнесло задания к оптимальной для соответствующего класса сложности. Обращает на себя внимание, что впервые заметная доля экспертов по истории, и особенно по обще-ствознанию, посчитали задания очень сложными. Эксперты по обществознанию посчитали более сложными задания для 8 класса, а эксперты по истории - для шестого.

Важным эксперты считают обсуждение содержания учебников по предмету и методики преподавания предметов.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

11

В качестве направлений совершенствования содержательных аспектов исследования предполагается выделить:

- совершенствование критериев для проверки работ НИКО;

- совершенствование системы заданий НИКО по истории и обществознанию.

Таким образом, анализ результатов НИКО свидетельствует о низком уровне предметных знаний по истории и обществознанию и их снижению от 6 к 8 классу. Исследования по истории и обществознанию выявили отсутствие приращения результатов восьмиклассников по истории и обществознанию по сравнению с результатами шестиклассников, об их ухудшении: растет процент двоек и троек, а процент хороших и отличных отметок НИКО по истории и обществознанию уменьшается или отсутствует вообще. Результаты НИКО по истории и обществознанию должны быть учтены при корректировке образовательных

программ, стандартов, изменении программ повышения квалификации учителей.

Библиографический список

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://минобрнауки. рф/документы/3409 (дата обращения: 2.09.2017).

2. Шварц Г. Выборочный метод. Руководство по применению статистических методов оценивания - М.: Статистика, 1978. - 211 с.

3. Джессен Р. Методы статистических обследований. - М.: Финансы и статистика, 1985. - 480 с.

4. Методы выборочного исследования. - М.: Статистика, 1976. - 440 с.

5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 1998. - 596 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.