Научная статья на тему 'Результаты национальных исследований по иностранным языкам в 5 и 8 классах'

Результаты национальных исследований по иностранным языкам в 5 и 8 классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗАТОР / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / NATIONAL RESEARCH OF EDUCATION QUALITY / FOREIGN LANGUAGE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / FEDERAL MANAGER / EDUCATION QUALITY ASSESSMENT / EDUCATIONAL ORGANISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лях Юлия Анатольевна

В статье приведены ключевые направления развития общероссийской системы оценки качества образования, представлены основные положения и результаты национальных исследований качества школьного образования по иностранным языкам, проводимых в 2016 году в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of national research on foreign languages in pupils of 5s to 8s forms

The article presents the key areas for development of nationwide system of education quality assessment; there are the main provisions and results of national research ontraining foreign languages quality at schools, carried out in 2016 in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Результаты национальных исследований по иностранным языкам в 5 и 8 классах»

УДК 372.8

Лях Юлия Анатольевна

доктор педагогических наук, доцент Московский психолого-социальный университет

http://www.mpsu.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В 5 И 8 КЛАССАХ

В статье приведены ключевые направления развития общероссийской системы оценки качества образования, представлены основные положения и результаты национальных исследований качества школьного образования по иностранным языкам, проводимых в 2016 году в Российской Федерации.

Ключевые слова: национальные исследования качества образования, иностранный язык, федеральный государственный образовательный стандарт, федеральный организатор, оценка качества образования.

Введение

Нели и направления развития системы образования в Российской Федерации определены Национальной док-разования в Российской Федерации, Государственной программой «Развитие образования на 2013-2020 годы», а также целым рядом других программных документов. При этом одним из ключевых направлений Государственной программы «Развитие образования на 20132020 годы» является формирование общероссийской системы оценки качества образования. Как отмечает в статье «О создании общероссийской системы оценки качества в Российской Федерации» В.А. Болотов, к настоящему времени сложилось понимание общероссийской системы оценки качества образования (далее - ОСОКО) как совокупности организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений и определение индивидуальных и личностных качеств детей и взрослых граждан, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты [1]. Создание общероссийской системы оценки качества образования в России способствует обеспечению единого образовательного пространства, повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений, принятию обоснованных управленческих решений по повышению качества образования.

К основным тенденциям, проявившимся в последнее десятилетие в области оценки качества образования, можно отнести следующие:

- изменение понимания качества образования. В системе рыночных отношений качество рассматривается с позиций его соответствия требованиям потребителя (потребностям учащихся, их родителей, рынка труда и т.д.);

- комплексное рассмотрение проблем оценки качества образования, управления качеством образования и обеспечения качества образования путем создания ключевых элементов системы обеспечения качества образования (наличие образовательных стандартов, оценки достижения стандартов

независимыми организациями, обесценивание автономии образовательных организаций и пр.);

- развитие новых элементов системы оценки качества образования как сочетание внутренней и внешней оценки; сочетание оценочной деятельности как средства отчетности, так и средства оказания поддержки образовательного учреждения в его развитии и др.;

- использование многоуровневого системного моделирования при планировании исследований качества образования и анализе результатов. Выделение показателей, характеризующих разные уровни образовательной системы (национального, регионального, образовательной организации, обучающегося), а также показателей, характеризующих инвестиции в образование, образовательный процесс и образовательные достижения;

- более широкое понимание образовательных достижений. Вводятся следующие показатели образовательных достижений: образовательные достижения по отдельным предметам; динамика образовательных достижений, отношение к учебным предметам; ключевые (метапредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.); удовлетворенность образованием; степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.); дальнейшее образование и карьера выпускника.

Вместе с тем, одной из ключевых проблем становления и развития общероссийской системы оценки качества образования является недостаточная целостность и сбалансированность системы процедур и механизмов оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений, реализуемых на федеральном и региональном уровнях системы образования. Отмечается также недостаток механизмов и инструментов для оценки образовательных результатов и учета влияния различных факторов на результаты деятельности образовательных организаций. Все это затрудняет принятие эффективных управленческих решений, позволяющих повысить качество российского образования.

В связи с этим, весьма актуальна потребность в построении такой сбалансированной системы

22

Вестник КГУ ^ 2017

© Лях Ю.А., 2017

процедур оценки качества общего образования, которая позволит обеспечить получение надежной информации о состоянии различных компонентов региональных и муниципальных систем образования, в том числе, об их соответствии требованиям ФГОС, а также даст возможность оценить состояние отдельных компонентов системы общего образования в Российской Федерации в целом.

Одним из путей создания сбалансированной системы процедур оценки качества общего образования является проведение регулярных исследований качества образования. Данные исследования реализуются на основе сбора и анализа широкого спектра сведений о состоянии региональных и муниципальных систем образования. Необходимо подчеркнуть, что в 2014 г. по инициативе Рособ-рнадзора в Российской Федерации начата реализация программы Национальных исследований качества образования (далее - НИКО), направленной, в первую очередь, на совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС. Проведение НИКО содействует эффективному внедрению ФГОС, процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.

Основные положения

Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы. Актуальность исследования по предмету «Иностранный язык» обусловлена, прежде всего, тем, что данный учебный предмет «Иностранный язык» включен в перечень обязательных предметов ФГОС. В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р) в 2015-2016 учебном году ФГОС основного общего образования был введен во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 5 классах [2]. Таким образом, в 2020 году на ФГОС перейдут все 9 классы в школах Российской Федерации, а в 2022 - все 11 классы, то есть в 2022 году нынешним шестиклассникам предстоит сдавать ЕГЭ по иностранному языку. Таким образом, проведение НИКО по предмету «Иностранный язык» позволит провести мониторинг первых результатов перехода всех образовательных организаций Российской Федерации на обязательный ЕГЭ по иностранному языку, оценить уровень освоения обучающимися предметного содержания курса иностранных языков и выявить элементы содержания, которые вызывают наибольшие затруднения у обучающихся.

В 2016 году исследование качества образования по иностранным языкам проводилось в 5-х и 8-х классах. Согласно обобщенным данным, в проведении исследования приняли участие 18485 учеников 5-х классов и 18415 учеников 8-х классов, в том числе:

по английскому языку -16874 обучающихся 5-х классов и 16564 обучающихся 8-х классов;

по немецкому языку - 826 обучающихся 5-х классов и 935 обучающихся 8-х классов;

по французскому языку - 785 обучающихся 5-х классов и 916 обучающихся 8-х классов.

Посредством диагностики у обучающихся выявлялся уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и опыт применения речевых умений и языковых навыков для решения типичных коммуникативных задач, адекватных возрасту обучающихся.

Для проведения диагностики в рамках исследований использовались контрольные измерительные материалы (далее - КИМ), разработанные в соответствии с ФГОС основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) и ФГОС начального общего образования (приказ Минобразования России от 06.10.2009 № 373) с учетом примерных основных образовательных программ основного общего и начального общего образования по иностранным языкам. КИМ направлены на выявление личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы, таких как [3; 4]:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладение умениями смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и создавать устные высказывания;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- приобретение начальных умений общения в устной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей, освоение правил речевого и неречевого поведения;

- освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

- сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка.

Анализ результатов исследований по английскому языку

Согласно результатам исследований по английскому языку в 5-х классах, у обучающихся хорошо развиты умения аудирования с пониманием основного содержания прослушанного текста. Эти задания показали наиболее высокий процент выполнения - 77,6%. Возможно, это частично объясняется тем, что учащимся было предложено соотнести ау-диотекст с фотографией, т.е. соотнести вербальную информацию с визуальной информацией, в восприятии которой они не испытывали затруднений. В случае заданий на чтение с пониманием основного содержания следовало соотнести вербальную информацию развернутого типа (связный текст) с вербальной информацией сжатого типа (тема текста), и это оказалось сделать гораздо сложнее для пятиклассников, что сказалось на среднем проценте выполнения - 58,1%.

Выполнение заданий на контроль навыков оперирования грамматическими и лексическими средствами в коммуникативно-значимом контексте показывает примерно одинаковый средний процент выполнения - 42,9% (грамматика) и 43,9 - (лексика), что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности языковых навыков у большинства учащихся.

И наконец, самым низким процентом выполнения характеризуются задания по устной речи: чтению текста вслух и говорению. Приходится признать, что даже элементарные умения и навыки устной речи оказываются несформированными у абсолютного большинства пятиклассников.

Обработка данных исследования по учащимся 8-х классов показала следующие результаты. Умения в рецептивных видах речевой деятельности сформированы у обучающихся 8-х классов в большей степени, чем умения в продуктивных видах речевой деятельности. Наивысший процент выполнения характеризует задания на чтение с пониманием основного содержания - 58,5%. Достаточно хорошо развиты умения аудирования с пониманием основного содержания прослушанного текста - 53,7%. Выполнение заданий на контроль навыков оперирования грамматическими и лексическими средствами в коммуникативно-значимом контексте показывает примерно одинаковый средний процент выполнения - 44,6% (грамматика) и 42,8% - (лексика), что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности языковых навыков у большинства учащихся.

Как и у пятиклассников, низким процентом выполнения характеризуются задания по устной речи: чтению текста вслух и говорению.

Результаты исследования показали наличие ряда проблем в обучении английскому языку в 5-х и 8-х классах, в том числе:

- низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, сопоставления выполняемых действий с условием задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки;

- недостаточное развитие у обучающихся важных с точки зрения дальнейшего обучения, а также использования в повседневной жизни умения читать текст с пониманием основного содержания;

- крайне низкий уровень сформированности устно-речевых навыков, умений говорения и техники чтения.

Для пятиклассников также характерным оказалось общее отставание по формированию продуктивных умений по сравнению с рецептивными.

Анализ результатов исследований по немецкому языку

Согласно результатам исследований по немецкому языку в 5-х классах, у обучающихся хорошо развиты умения аудирования с пониманием основного содержания прослушанного текста. Эти задания показали наиболее высокий процент выполнения - 72,1%. Возможно, это частично объясняется тем, что учащимся было предложено соотнести звучащий текст с фотографией (как и в исследовании по английскому языку). Т.е., соотнести вербальную информацию с визуальной информацией, в восприятии которой они не испытывали затруднений, так как большинство современных детей являются аудиовизуалами. Они привыкли получать информацию из таких источников, как телевизор и компьютер. Задания на чтение с пониманием основного содержания оказались также под силу для пятиклассников. Это существенно отразилось на среднем проценте выполнения - 72,5%. Выполнение заданий на контроль навыков оперирования грамматическими и лексическими средствами в коммуникативно-значимом контексте показывает примерно одинаковый средний процент выполнения - 50,6% (грамматика) и 53,1 - (лексика), что свидетельствует о недостаточном уровне сформи-рованности языковых навыков у большого числа учащихся. Самым низким процентом выполнения характеризуются задания по устной речи: чтению текста вслух и говорению (средний процент выполнения - 22,1%).

В 8-х классах умения в рецептивных видах речевой деятельности сформированы у обучающихся в большей степени, чем умения в продуктивных видах речевой деятельности. Наивысший процент

выполнения характеризует задания на чтение с пониманием основного содержания - 65,1%. Намного хуже развиты умения аудирования с пониманием основного содержания прослушанного текста -49,9%. Недостаточный уровень сформированно-сти языковых навыков у большинства учащихся подтверждает выполнение заданий на контроль навыков оперирования грамматическими и лексическими средствами в коммуникативно-значимом контексте (средний процент выполнения заданий по грамматике - 53,7% и по лексике -51,9%).

Традиционно низким для иностранных языков оказался процент выполнения заданий по устной речи (по говорению - 20,6% и чтению вслух -26,9%).

Результаты исследования показали наличие ряда проблем в обучении немецкому языку в 5-х и 8-х классах, как и в английском: низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, крайне низкий уровень сформированности устно-речевых навыков, умений говорения и техники чтения. У пятиклассников отмечается общее отставание по формированию продуктивных умений по сравнению с рецептивными, а восьмиклассники показали низкие результаты умения читать текст с пониманием основного содержания.

Анализ результатов исследований по французскому языку

Полученные результаты исследования по французскому языку среди обучающихся 5 классов свидетельствуют о том, что более 80% обучающихся успешно справились с диагностической работой, получив отметки от 3 (45%) до 5 (9,6%). Высокие баллы 5 и 4 получили более трети всех принявших участие в тестировании, а именно 36,5%. Однако 18,6% обучающихся не справились с работой, получив оценку 2. У данной группы не сформированы базовые умения и навыки в области французского языка, что свидетельствует о необходимости повы-

шения эффективности обучения в преддверии введения обязательной ГИА по иностранным языкам.

У обучающихся 8-х классов по французскому языку, по результатам исследования, хорошо развиты умения аудирования с пониманием основного содержания прослушанного текста. Эти задания показали высокий процент выполнения - 63,6%. Возможно, это частично объясняется тем, что учащимся было предложено задание, имитирующее ситуацию реального общения. Максимальный результат для 8 класса (70,2%) был выявлен при выполнении заданий на чтение с пониманием основного содержания, следовало соотнести вербальную информацию развернутого типа (связный текст) с вербальной информацией сжатого типа (тема текста). Это объясняется тем, что основным упражнением в основной школе на уроках французского языка является работа с различными текстами.

Выполнение заданий на контроль навыков оперирования грамматическими и лексическими средствами в коммуникативно-значимом контексте показывает примерно одинаковый средний процент выполнения - 52,6% (грамматика) и 54,2% - (лексика), что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности языковых навыков у большинства учащихся. А вот базовые умения и навыки устной речи несформированы у половины восьмиклассников, принявших участие в тестировании (самый низкий процент выполнения у заданий по устной речи).

Результаты исследования по французскому языку в 5-х и 8-х классах выявили такие же проблемы, как и по другим иностранным языкам: низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, сопоставления выполняемых действий с условием задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки; недостаточное развитие у обучающихся умений читать текст с пониманием основного содержания; крайне

Английский язык (16874уч.) НИКО-ИН.ЯЗ. 5 класс Распределение баллов (макс.балл - 30)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Рис. 1. Распределение баллов НИКО по английскому языку, 5-й класс

6

5

4

3

2

1

0

0

Рис. 2. Распределение баллов НИКО по немецкому языку, 5-й класс

низкий уровень сформированное™ устно-речевых навыков, умений говорения и техники чтения.

Как показали результаты исследований, в ряде случаев уровень иноязычной коммуникативной компетенции учащихся не отвечает требованиям ФГОС. Об этом, в частности, говорят такие параметры, как распределение баллов и распределение отметок по проверяемым элементам содержания и проверяемым умениям. На рисунках 1 и 2 представлены гистограммы распределения первичных баллов по английскому и немецкому языкам в 5-х классах.

Приведенные распределения свидетельствует о том, что уровень иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 5-х классов по английскому и немецкому языкам не соответствует требованиям ФГОС к выпускникам начальной школы. Более 1/3 обучающихся не справились с диагностической работой, у них не сформированы базовые умения и навыки в области английского и немецкого языка, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности обучения в преддверии введения обязательной ГИА по иностранным языкам.

Уровень иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 5 класса в целом соответствует требованиям ФГОС к выпускникам начальной школы, о чем свидетельствует приведенное на рисунке 3 распределение. Более 80% обучающихся успешно справились с диагностической работой, получив отметки от 3 (45%) до 5 (9,6%). Высокие баллы 5 и 4 получили более трети всех принявших участие в тестировании, а именно 36,5%.

Аналогичные результаты получены и по учащимся 8-х классов. Учащиеся 8-х классов, изучающие английский и немецкий языки, показали низкий уровень иноязычной коммуникативной компетенции, несоответствующий требованиям ФГОС к учащимся 8 класса (рисунок 4 и 5).

Эти выводы подтверждаются данными о распределении обучающихся по группам в соответствии с полученными отметками по пятибалльной шкале. Например, на рисунке 6 представлено распределение участников исследования по английскому языку в 8-х классах по группам в соответствии с полученными баллами.

0123456789 10 11 12 13 14 15 1С, 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Рис. 3. Распределение баллов НИКО по французскому языку, 5-й класс

Французский язык (785 уч.) НИКО-ИИ.ЯЗ. 5 класс Распределение баллов (макс, балл - 30)

Английский язык (16 564 уч.) НИКО-ИН.ЯЗ. 8 класс Распределение баллов (макс, балл - 30)

I

■■■■■■■■■■■II

ТТТ7Т

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Рис. 4. Распределение баллов НИКО по английскому языку,:

Немецкий язык (935уч.) НИКО-ИН.ЯЗ. 8 класс Распределение баллов (макс.балл - 30}

27 28 29 30

3-й класс

лт

О 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Рис. 5. Распределение баллов НИКО по немецкому языку, 8-й класс

Распределение отметок

60 40 20 0

■ ■ -

44

43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10,6

2,4

Рис. 6. Распределение участников по группам в соответствии с полученными баллами

(английский язык, 8-й класс)

%

2

3

4

5

%

Французский язык (916 уч.) НИКО-ИН.ЯЗ. 8 класс Распределение баллов (макс, балл - 30)

4

3

2

012345 6 7

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Рис. 7. Распределение баллов НИКО по французскому языку

Полученные результаты свидетельствуют о том, что почти половина обучающихся не справились с диагностической работой, у них не сформированы базовые умения и навыки в области иностранных языков, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности обучения иностранным языкам.

Учащиеся, изучающие французский язык, оказались более подготовленными: приведенное на рисунке 7 распределение свидетельствует о том, что уровень иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 8-х классов в целом соответствует требованиям ФГОС, предъявляемым к обучающимся основной школы.

Этот вывод подтверждается данными о распределении обучающихся по группам в соответствии с полученными отметками по пятибалльной шкале. Более 73% обучающихся успешно справились с диагностической работой, получив отметки от 3 (44,8%) до 5 (7,9%). Высокие баллы 5 и 4 получили около трети всех принявших участие в тестировании, а именно 30,1%.

Выводы

Как показали результаты исследований, в ряде случаев уровень освоения обучающимися предметного содержания курса иностранных языков соответствовал требованиям ФГОС, но в некоторых - не соответствовал им. В целом, на уровень освоения обучающимися предметного содержания курса могут оказывать влияние различные факторы, в частности, квалификационные категории учителей, расположение образовательных организаций (в городе или в селе), выбираемые учащимися направления профессиональной деятельности, занятия в системе дополнительного образования, участие в олимпиадах, предпочтения в жанрах литературы, участие в дискуссиях, интересы и характер занятости пяти-и восьмиклассников вне школы и т.д.

Вместе с тем, согласно результатам анкетирования среди региональных организаторов НИКО

(приняли участие 750 ответственных организаторов НИКО из 85 субъектов Российской Федерации), первое место в числе вопросов, которые по итогам проведения НИКО необходимо обсуждать и решать профессиональному педагогическому сообществу, занимает система оценки образовательных результатов. Вторая по актуальности проблема - это содержание учебников по предмету. Третье место занимают вопросы методики преподавания предмета и содержание примерных программ по учебным предметам.

Необходимо подчеркнуть, что лишь 7,5% организаторов дали оценку «высокая» степени готовности своей образовательной организации к проведению процедур оценки качества по иностранным языкам в режиме опНпе-тестирования. Такой результат говорит о необходимости развития материально-технической базы школ, о чем свидетельствуют и пожелания организаторов о совершенствовании НИКО, существенная часть которых касается не только процедур проведения исследования, но и оснащения школ. Предложения организаторов по усовершенствованию НИКО, которые были выявлены в рамках анкетирования, можно разделить на несколько групп: совершенствование организационных, содержательных и технологических вопросов проведения НИКО. Среди прочего было предложено:

- расширить перечень предметов, по которым проводится НИКО;

- сделать исследование лонгитюдным;

- расширить выборку образовательных организаций, участвующих в исследовании.

Наличие таких предложений свидетельствует о необходимости продолжения активной популяризации идей НИКО, разъяснительной работы с представителями субъектов Российской Федерации и педагогической общественностью.

Ряд респондентов отметили необходимость улучшения материально-технического обеспечения образовательных организаций, а именно,

Вестник КГУ А 2017

28

установку лингафонных кабинетов и обеспечение подключения к высокоскоростному интернету, включение в кадровые условия работы школ технических специалистов. Организаторы отмечали, что материально-технические условия школ должны учитываться при выборе образовательных организаций, в которых будет проводиться исследование.

Как показали результаты исследований, широкий круг предложений по усовершенствованию НИКО и, собственно, сама активная позиция педагогов, и их готовность принимать участие в подобных исследованиях и вносить на рассмотрение профессионального сообщества вопросы, связанные с модернизацией системы оценки качества образования, являются очевидным признаком актуальности и необходимости формирования общероссийской системы оценки качества образования. Вместе с тем, существует целый ряд вопросов, от эффективного решения которых зависит реализация формирования общероссийской системы оценки качества образования. Это, прежде всего, вопросы методологического и экономического характера, а также усиление разъяснительной работы

с представителями субъектов Российской Федерации, педагогической общественностью и более активная популяризация идей НИКО.

Библиографический список

1. Болотов В.А. О создании общероссийской системы ОКО в РФ / Независимый центр тестирования качества обучения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ast-centre.ru/poleznaya_ informaciy/publikacii_statii/870/ (дата обращения 15.03.2017).

2. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р // Собрание законодательства. -2010. - № 37. - Ст. 4778.

3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / под ред. И.А. Саф-роновой. - М.: Просвещение, 2014. - 48 с.

4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / под ред. А.А. Казаковой. - М.: Просвещение, 2016. - 31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.