Научная статья на тему 'Результаты национальных исследований по иностранным языкам в 5-м и 8-м классах'

Результаты национальных исследований по иностранным языкам в 5-м и 8-м классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗАТОР / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NATIONAL RESEARCH OF EDUCATION QUALITY / FOREIGN LANGUAGE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / FEDERAL MANAGER / EDUCATION QUALITY ASSESSMENT / EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лях Юлия Анатольевна

В статье приведены ключевые направления развития общероссийской системы оценки качества образования, представлены основные положения и результаты национальных исследований качества школьного образования по иностранным языкам, проводимых в 2016 году в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF NATIONAL RESEARCH ON FOREIGN LANGUAGES IN 5TH AND 8TH GRADES

The article presents the key areas for development of nationwide system of education quality assessment; there are the main provisions and results of national research on training foreign languages quality at schools, carried out in 2016 in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Результаты национальных исследований по иностранным языкам в 5-м и 8-м классах»

urfu.ru/documents/development_programs/2020/ development_program_2020_20151021 .pdf.pdf (дата обращения: 08.01.2017).

2. Лысенко Е. В. Интернационализация как ключевой аспект развития высшего образования // European Review of Social Science = Европейское обозрение общественных наук. 2015. Vol. 2, Iss. 1. P. 41-45.

3. Лысенко Е. В., Шендерова С.В. Особенности сетевого взаимодействия высших учебных заведений как инновационной формы развития высшего образования // Сетевое взаимодействие как эффективная технология подготовки кадров : материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-метод. конф. (г. Йошкар-Ола, 30-31 окт. 2014 г.). Йошкар-Ола: Поволжский гос. технол. ун-т, 2015. С. 88-90.

4. Программа развития УрФУ до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://jrfu.ru/fileadmin/user_upload/ urfu.ru/documents/development_programs/2020/ development_program_2020.pdf (дата обращения: 08.01.2017).

5. Розова Н. К. Сравнительный анализ международных практик интернационализации высшего образования [Электронный ресурс] //Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16512.

6. Шумейко А. А. Интернационализация и регионализация высшего образования как важнейший фактор развития конкурентоспособности университета [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: https://vww.science-education.ru/ru/article/view?id=23862.

7. BMBF Internationalisierungsstrategie (2013] [Electronic resource]. URL: http://www.bmbf. de/pubRD/Internationalisierungsstrategie_ GWKBeschluss_12_04_13.pdf.

8. Guri-Rosenblit S. Internationalization of Higher Education: Navigating Between Contrasting Trends //The European Higher Education Area / A. Curaj et al. (eds.). 201 5. P. 13-26.

9. Hénard F., Diamond L., Roseveare D. Approaches to Internationalisation and Their Implications for Strategic Management and Institutional Practice [Electronic resource] : A Guide for Higher Education Institutions. OECD, 2012. 51 p. URL: https://www.oecd.org/edu/ imhe/Approaches%20to%20internationalisation%20 -%20final%20-%20web.pdf.

10. International Association of Universities [2016] [Electronic resource] : IAU Annual Report. URL: http:// www.iau-aiu.net/sites/all/files/2016-IAU-Annual-Report.pdf.

11. Internationalization of Higher Education: Study [Electronic resource] / responsible administrator M. J. Prutsch, Policy Department B: Structural and Cohesion Policies European Parliament. EU, 2015. 319 p.

12. Jibeen T., Asad Khan M. Internationalization of Higher Education: Potential Benefits and Costs //International Journal of Evaluation and Research in Education [IJERE]. 2015. Vol. 4, № 4. P. 196-199.

13. Lysenko E. Internationalization of Higher Education in the Russian Context: Experience Ural State University / Actual Problems of Education: Inter-Higher School Scientific and Educational Conference [26-27 February 2015]. Riga, Latvia, 2015. P. 63-64.

14. Theodoridis D. Internationalization of higher education — Teaching challenges in an international, multicultural classroom [Electronic resource] // Pedagogical Essays, The unit for Pedagogical Development and Interactive Learning (PIL). University of Gothenburg, 2015. URL: www.pil.gu.se/publicerat/texter.

1 5. Times Higher Education. [2015]. «BRICs and emerging economies rankings 2015» [Electronic resource]. URL: http://vww.timeshighereducation.co.uk/world-universityrankings/2015/brics-and-emerging-economies.

16. UNESCO. [2013]. BRICS - Building education for the future [Electronic resource] : recommendations for cooperation. Paris : UNESCO. URL: http://unesdoc. unesco.org/images/0022/002296/229692e.pdf.

УДК/UDC 373 Ю. А. Лях

Y. Lyakh

РЕЗУЛЬТАТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В 5-М И 8-М КЛАССАХ

RESULTS OF NATIONAL RESEARCH ON FOREIGN LANGUAGES IN 5TH AND 8TH GRADES

В статье приведены ключевые направления развития общероссийской системы оценки качества образования, представлены основные положения и результаты национальных исследований качества школьного образования по иностранным языкам, проводимых в 2016 году в Российской Федерации.

The article presents the key areas for development of nationwide system of

education quality assessment; there are the main provisions and results of national research on training foreign languages quality at schools, carried out in 2016 in the Russian Federation.

Ключевые слова: национальные исследования качества образования, иностранный язык, федеральный государственный образовательный стандарт, федеральный организа-

тор, оценка качества образования, общеобразовательные организации.

Keywords: national research of education quality, foreign language, federal state educational standard, federal manager, education quality assessment, educational organization.

Цели и направления развития системы образования в Российской Федерации определены Национальной доктриной образования в Российской Федерации, государственной программой «Развитие образования на 2013-2020 годы», а также целым рядом других программных документов. При этом одним из ключевых направлений государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» является формирование общероссийской системы оценки качества образования. Как отмечает в статье «О создании общероссийской системы оценки качества в Российской Федерации» В. А. Болотов, к настоящему времени сложилось понимание общероссийской системы оценки качества образования (далее — ОСОКО) как совокупности организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений и определение индивидуальных и личностных качеств детей и взрослых, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты [1]. Создание в России ОСОКО способствует обеспечению единого образовательного пространства, повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений, принятию обоснованных управленческих решений по повышению качества образования.

К основным тенденциям, проявившимся в последнее десятилетие в области оценки качества образования, можно отнести:

— изменение понимания качества образования. В системе рыночных отношений качество рассматривается с позиций его соответствия требованиям потребителя (потребностям учащихся, их родителей, рынка труда и т. д.);

— комплексное рассмотрение проблем оценки качества образования, управления качеством образования и обеспечения его качества путем создания ключевых элементов системы обеспечения качества образования (наличие образовательных стандартов, оценки достижения стандартов независимыми орга-

низациями, обесценивание автономии образовательных организаций и пр.);

— развитие новых элементов системы оценки качества образования как сочетания внутренней и внешней оценки, оценочной деятельности как средства отчетности, так и средства оказания поддержки образовательного учреждения в его развитии и др.;

— использование многоуровневого системного моделирования при планировании исследований качества образования и анализе результатов. Выделение показателей, характеризующих разные уровни образовательной системы (национальный, региональный, образовательной организации, обучающегося), а также показателей, характеризующих инвестиции в образование, образовательный процесс и образовательные достижения;

— более широкое понимание образовательных достижений. Вводятся следующие показатели образовательных достижений: по отдельным предметам; динамика образовательных достижений, отношение к учебным предметам; ключевые (метапредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.); удовлетворенность образованием; степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.); дальнейшее образование и карьера выпускника.

Одной из ключевых проблем становления и развития общероссийской системы оценки качества образования является «недостаточная целостность и сбалансированность системы процедур и механизмов оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений, реализуемых на федеральном и региональном уровнях системы образования. Отмечается также недостаток механизмов и инструментов для оценки образовательных результатов и учета влияния различных факторов на результаты деятельности образовательных организаций. Все это затрудняет принятие эффективных управленческих решений, позволяющих повысить качество российского образования.

В связи с этим весьма актуальна потребность в построении такой сбалансированной системы процедур оценки качества общего образования, которая позволит обеспечить получение надежной информации о состоянии различных компонентов региональных и муниципальных систем образования,

в том числе об их соответствии требованиям ФГОС, а также даст возможность оценить состояние отдельных компонентов системы общего образования в Российской Федерации в целом.

Одним из путей создания сбалансированной системы процедур оценки качества общего образования является проведение регулярных исследований качества образования. Данные исследования реализуются на основе сбора и анализа широкого спектра сведений о состоянии региональных и муниципальных систем образования. Необходимо подчеркнуть, что в 2014 году по инициативе Рособр-надзора в Российской Федерации начата реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО), направленной на совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС. Проведение НИКО содействует эффективному внедрению ФГОС, процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.

Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы. Актуальность исследования по предмету «Иностранный язык» обусловлена тем, что данная дисциплина включена в перечень обязательных предметов ФГОС. В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7.09.2010 № 1507-р) в 2015/16 учебном году во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 5-го класса введен ФГОС основного общего образования [2]. Таким образом, в 2020 году на ФГОС перейдут все 9-е классы, а в 2022-м — 11-е классы, то есть в 2022 году нынешним шестиклассникам предстоит сдавать ЕГЭ по иностранному языку. Проведение НИКО по предмету «Иностранный язык» позволит провести мониторинг первых результатов перехода всех образовательных организаций Российской Федерации на обязательный ЕГЭ по иностранному языку, оценить уровень освоения обучающимися предметного содержания курса иностранных языков и выявить элементы содер-

жания, которые вызывают наибольшие затруднения у обучающихся.

В 2016 году исследование качества образования по иностранным языкам проводилось в 5-х и 8-х классах. В исследовании приняли участие 18485 учеников 5-х классов и 18415 восьмиклассников:

— по английскому языку 16 874 обучающихся 5-х классов и 16 564 обучающихся 8-х классов;

— по немецкому языку 826 и 935 соответственно;

по французскому языку 785 и 916 соответственно.

Посредством диагностики был определен уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, речевых умений и языковых навыков для решения типичных коммуникативных задач, адекватных возрасту обучающихся. Для проведения диагностики качества образования в рамках исследований использовались контрольные измерительные материалы (КИМ), разработанные в соответствии с ФГОС основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) и ФГОС начального общего образования (приказ Минобразования России от 06.10.2009 № 373) с учетом примерных основных образовательных программ основного общего и начального общего образования по иностранным языкам. КИМ направлены на выявление следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы [3; 4]:

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

— активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

— овладение умениями смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

— умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и создавать устные высказывания;

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобще-

ния, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— приобретение начальных умений общения в устной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей, освоение правил речевого и неречевого поведения;

— освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

— сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка.

Согласно результатам исследований качества образования по английскому языку в 5-х классах, у обучающихся хорошо развиты умения аудирования с пониманием основного содержания прослушанного текста. Предложенные задания показали наиболее высокий процент выполнения — 77,6 %. Возможно, это частично объясняется тем, что учащиеся соотносили аудиотекст с фотографией, то есть вербальную информацию с визуальной, в восприятии которой они не испытывали затруднений. В случае заданий на чтение с пониманием основного содержания следовало соотнести вербальную информацию развернутого типа (связный текст) с вербальной информацией сжатого типа (тема текста). Для пятиклассников это оказалось сделать гораздо сложнее, что сказалось на их среднем проценте выполнения — 58,1 %.

Задания на оперирование грамматическими и лексическими средствами в коммуникативно значимом контексте показали примерно одинаковый средний процент выполнения: 42,9 % — грамматика и 43,9 % — лексика, что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности языковых навыков у большинства учащихся.

Самым низким процентом выполнения характеризуются задания по устной речи: чтению текста вслух и говорению. Приходится признать, что даже элементарные умения и навыки устной речи оказываются несфор-мированными у абсолютного большинства пятиклассников.

Обработка данных исследования по учащимся 8-х классов выявила следующие результаты. Умения в рецептивных видах речевой деятельности сформированы у обуча-

ющихся 8-х классов в большей степени, чем умения в продуктивных видах речевой деятельности. Наивысший процент выполнения характеризует задания на чтение с пониманием основного содержания — 58,5 %. Достаточно хорошо развиты умения аудирования с пониманием основного содержания прослушанного текста — 53,7 %. Выполнение заданий на оперирование грамматическими и лексическими средствами в коммуникативно значимом контексте показывает примерно одинаковый средний процент выполнения: 44,6 % — грамматика и 42,8 % — лексика, что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности языковых навыков у большинства учащихся.

Как и у пятиклассников, низким процентом выполнения характеризуются задания по устной речи: чтению текста вслух и говорению.

Результаты исследования выявили ряд проблем в обучении английскому языку в 5-х и 8-х классах. К ним относятся:

— низкий уровень сформированности навыков речевого самоконтроля, включая внимательное прочтение текста задания, сопоставление выполняемых действий с заданием, предварительную оценку правильности полученного ответа;

— недостаточное развитие у обучающихся важного с точки зрения дальнейшего обучения, а также повседневной жизни умения читать текст с пониманием основного содержания;

— крайне низкий уровень сформирован-ности устно-речевых навыков, умений говорения и техники чтения.

Для пятиклассников также характерным оказалось общее отставание по формированию продуктивных умений по сравнению с рецептивными.

Согласно результатам исследований качества образования по немецкому языку в 5-х классах, у обучающихся хорошо развиты умения аудирования с пониманием основного содержания прослушанного текста. Эти задания показали наиболее высокий процент выполнения — 72,1 %. Возможно, частично это объясняется тем, что учащимся было предложено соотнести звучащий текст с фотографией (как и по английскому языку), то есть соотнести вербальную информацию с визуальной, в восприятии которой они не испытывали затруднений, так как большинство современных детей являются аудиовизуалами. Они привыкли получать информацию из таких источников, как

телевизор и компьютер. Задания на чтение с пониманием основного содержания также оказались под силу пятиклассникам. Это существенно отразилось на среднем проценте выполнения — 72,5 %. Задания на оперирование грамматическими и лексическими средствами в коммуникативно значимом контексте показывают примерно одинаковый средний процент выполнения: 50,6 % — грамматика и 53,1 % — лексика, что свидетельствует о недостаточном уровне сформированно-сти языковых навыков у большого числа учащихся. Самым низким процентом выполнения характеризуются задания по устной речи: чтению текста вслух и говорению (средний процент выполнения 22,1 %).

Достижения обучающихся 8-х классов в рецептивных видах речевой деятельности выше, чем в продуктивных. Наивысший процент выполнения характеризует задания на чтение с пониманием основного содержания — 65,1 %. Хуже развиты навыки аудирования с пониманием основного содержания прослушанного текста — 49,9 %. Недостаточный уровень сформированности языковых навыков у большинства учащихся показали задания на оперирование грамматическими и лексическими средствами в коммуникативно значимом контексте (средний процент выполнения заданий по грамматике- 53,7 % и по лексике 51,9 %).

Традиционно низким для иностранных языков оказался процент выполнения заданий по устной речи (по говорению 20,6 % и чтению вслух — 26,9 %).

Результаты исследования в 5-х и 8-х классах показали ряд проблем в обучении немецкому языку, как и в английском: низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, крайне низкий уровень сформиро-ванности устно-речевых навыков, умений говорения и техники чтения. У пятиклассников отмечается общее отставание по сформированным продуктивным умениям по сравнению с рецептивными, а у восьмиклассников были выявлены низкие результаты умения читать текст с пониманием основного содержания.

Полученные результаты исследования качества образования обучающихся 5-х классов по французскому языку свидетельствуют о том, что более 80 % обучающихся успешно справились с диагностической работой, получив отметки от «3» (45 %) до «5» (9,6 %). Высокие баллы «4» и «5» получили более трети всех

принявших участие в тестировании (36,5 %). Однако 18,6 % обучающихся не справились с заданием. Данная группа обучающихся продемонстрировала несформированность базовых умений и навыков по французскому языку, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности обучения в преддверии введения обязательной ГИА по иностранным языкам.

Исследования показали, что по результатам обучения французскому языку у восьмиклассников хорошо развиты умения аудирования с пониманием основного содержания прослушанного текста, справились с заданием 63,6 % обучающихся. Возможно, это частично объясняется тем, что учащимся было предложено задание, имитирующее ситуацию реального общения. Высокий результат (70,2 %) был получен при чтении с пониманием основного содержания. Задание включало соотнесение вербальной информации развернутого типа (связный текст) с вербальной информацией сжатого типа (тема текста). Именно такая работа с различными текстами характерна для основной школы на уроках французского языка.

Задания на оперирование грамматическими и лексическими средствами в коммуникативно значимом контексте показали примерно одинаковый средний процент выполнения: 52,6 % — грамматика и 54,2 % — лексика. Это также свидетельствует о недостаточном уровне сформированности языковых навыков у большинства учащихся. Базовые умения и навыки устной речи несформированы у половины восьмиклассников, принявших участие в тестировании (самый низкий процент выполнения заданий по устной речи).

Результаты исследования качества образования по французскому языку в 5-х и 8-х классах выявили такие же проблемы, как и по другим иностранным языкам: низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, включая внимательное прочтение текста задания, сопоставление выполняемых действий с заданием, предварительную оценку полученного ответа; недостаточное развитие умений чтения текста с пониманием основного содержания; крайне низкий уровень сформированности устно-речевых навыков, умений говорения и техники чтения.

Как показали результаты исследований качества образования, в ряде случаев уровень иноязычной коммуникативной компетенции учащихся не отвечает требованиям

Английский язык (16874 уч.) НИКО-ИН.ЯЗ. 5 класс Распределение баллов (макс. балл - 30)

1%

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Рис. 1. Распределение баллов по результатам НИКО по английскому языку, 5-й класс (%)

Немецкий язык (826 уч.) НИКО-ИН.ЯЗ. 5 класс Распределение баллов (макс. балл - 30)

а

%

и

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Рис. 2. Распределение баллов по результатам НИКО по немецкому языку, 5-й класс (%)

ФГОС. Об этом, в частности, говорят такие параметры, как распределение баллов и отметок по проверяемым элементам содержания и проверяемым умениям. На рисунках 1 и 2 представлены гистограммы распределения первичных баллов по английскому и немецкому языкам в 5-х классах.

Приведенные рисунки свидетельствуют о том, что уровень иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 5-х классов по английскому и немецкому языкам не соответ-

ствует требованиям ФГОС к выпускникам начальной школы. Более трети обучающихся не справились с диагностической работой, у них не сформированы базовые умения и навыки в области английского и немецкого языков. Таким образом, необходимо повышать эффективность обучения английскому и немецкому языкам в преддверии введения обязательной ГИА по иностранным языкам.

Уровень иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 5-х классов в целом со-

5

4

3

2

1

0

6

5

4

3

2

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

Французский язык (785 уч.) НИКО-ИН.ЯЗ. 5 класс Распределение баллов (макс. балл - 30)

1%

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Рис. 3. Распределение баллов по результатам НИКО по французскому языку, 5-й класс (%)

ответствует требованиям ФГОС к выпускникам начальной школы (рис. 3). Более 80 % обучающихся успешно справились с диагностической работой, получив отметки от «3» (45 %) до «5» (9,6 %). Высокие баллы «4» и «5» получили более трети всех принявших участие в тестировании (36,5 %).

Аналогичную ситуацию продемонстрировали результаты НИКО и по учащимся 8-х классов. Восьмиклассники, изучающие английский и немецкий языки, показали низкий уровень иноязычной коммуникативной компетенции, не соответствующий требованиям ФГОС к учащимся 8-х классов (рис. 4 и 5).

Английский язык (16564 уч.) НИКО-ИН.ЯЗ. 8 класс Распределение баллов (макс. балл - 30)

%

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Рис. 4. Распределение баллов по результатам НИКО по английскому языку, 8-й класс (%)

6

5

4

3

2

0

7

6

5

4

3

2

0

Немецкий язык (935 уч.) НИКО-ИН.ЯЗ. 8 класс Распределение баллов (макс. балл - 30)

8 п-

7

6

5

4

■ 1 1,

. 11 II.

1%

0 1 2 3 4 5 6 7

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Рис. 5. Распределение баллов по результатам НИКО по немецкому языку, 8-й класс (%)

Распределение обучающихся по группам в соответствии с полученными баллами подтверждает эти выводы.

Проведенная работа показала, что почти половина обучающихся не справилась с предложенными заданиями: у них не сформированы базовые умения и навыки в области иностранных языков. Для изменения сложившейся ситуации необходимо повысить эффективность обучения иностранным языкам.

Распределение отметок

60

40 -

20 -

0

%

1%

44

43

10,6

2,4

Рис. 6. Распределение восьмиклассников по группам в соответствии с полученными баллами (английский язык)

Восьмиклассники, изучающие французский язык, оказались более подготовленными: их уровень иноязычной коммуникативной компетенции в целом соответствует требованиям ФГОС, предъявляемым к обучающимся основной школы (рис. 7).

Этот вывод подтверждается данными о распределении обучающихся по группам в соответствии с полученными отметками. Более 73 % обучающихся успешно справились с заданием, получив отметки от «3» (44,8 %] до «5» (7,9 %). Высокие баллы «4» и «5» получили 30,1 % участников тестирования.

Таким образом, результаты НИКО по иностранным языкам в 5-х и 8-х классах показали, что в целом на уровень освоения обучающимися предметного содержания курса оказывают влияние различные факторы, в частности: квалификационная категория учителей, территориальная удаленность от центра (в городе или в селе), направления профессиональной деятельности, занятия в системе дополнительного образования, участие в олимпиадах, предпочтения в жанрах литературы, участие в дискуссиях, интересы и характер занятости пяти- и восьмиклассников вне школы и т. д.

Вместе с тем, согласно результатам анкетирования среди региональных организа-

3

2

1

0

5

2

3

4

Французский язык (916 уч.) НИКО-ИН.ЯЗ. 8 класс Распределение баллов (макс. балл - 30)

6

5

1%

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

4

3

2

0

Рис. 7. Распределение баллов по результатм НИКО по французскому языку, 8-й класс

торов НИКО (750 ответственных организаторов НИКО из 85 субъектов Российской Федерации), первое место в числе вопросов, которые необходимо обсуждать и решать профессиональному педагогическому сообществу, занимает система оценки образовательных результатов. Вторая — содержание учебников по предмету, а третье — вопросы методики преподавания предмета и содержание примерных программ по учебным предметам.

Степени готовности своей образовательной организации к процедурам оценки качества по иностранным языкам в режиме онлайн-тестирования дали оценку «высокая» лишь 7,5 % организаторов. О необходимости совершенствования и развития материально-технической базы школ были высказаны и пожелания организаторов НИКО, в том числе ими было предложено:

— расширить перечень предметов, по которым проводится НИКО;

— сделать исследование лонгитюдным;

— расширить выборку образовательных организаций, участвующих в исследовании.

Улучшение материально-технического обеспечения образовательных организаций, по мнению респондентов, должно включать установку лингафонных кабинетов и подключение к высокоскоростному Интернету, привлечение технических специалистов в штатное расписание школ. Организаторы отмечали, что материально-технические условия школ должны учитываться при выборе образо-

вательных организаций — участников исследования.

Широкий круг предложений по усовершенствованию НИКО, активная позиция педагогов и их готовность принимать участие в подобных исследованиях и вносить на рассмотрение профессионального сообщества вопросы, связанные с модернизацией системы оценки качества образования, являются очевидным признаком актуальности формирования общероссийской системы оценки качества образования. Вместе с тем существует целый ряд вопросов, от эффективного решения которых зависит общероссийская система оценки качества образования. Это прежде всего вопросы методологического и экономического характера, а также усиление разъяснительной работы с представителями субъектов Российской Федерации, педагогической общественностью и более активная популяризация идей НИКО.

1. Болотов В. А. О создании общероссийской системы ОКО в РФ [Электронный ресурс] //Независимый центр тестирования качества обучения. URL: http:///vww.ast-centre. ru/poleznaya_informaciy/publikacii_statii/870/.

2. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сент. 2010 г. № 1507-р // Собрание законодательства. 2010. № 37. Ст. 4778.

3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / под ред. И. А. Сафроновой. М. : Просвещение, 2014. 48 с.

4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / под ред. А. А. Казаковой. М. : Просвещение, 2016. 31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.