УДК 371
Лях Юлия Анатольевна
доктор педагогических наук, доцент Московский психолого-социальный университет
Музаев Анзор Ахмедович
кандидат технических наук
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, заместитель руководителя, г. Москва
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ХОРОШИЕ, НО НЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ
Всероссийские проверочные работы (ВПР) - инструмент объективной независимой оценки качества образования. В 2016 году они проводились в четвертых классах по направлениям: «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир». Несмотря на высокие результаты, выявлен ряд проблем и пробелов в знаниях. Вызывает вопрос объективность оценок, прослеживаются тенденции к завышению результатов. В статье представлены основные статистические результаты и аналитические выводы.
Ключевые слова: Оценка качества образования, начальная школа, ФГОС, русский язык, математика, окружающий мир.
В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р [4], в Российской Федерации реализуется поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации [2]. В рамках этого процесса, начиная с 2011 г., первоклассники во всех школах России обучаются в соответствии с новым образовательным стандартом. Таким образом, в 2016 г. начальную школу закончили выпускники, которые обучались в соответствии с ФГОС с 1 класса.
Всероссийские проверочные работы (далее -ВПР) проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников.
В проверочных работах приняло участие более миллиона обучающихся по каждому предмету из 86 субъектов1 Российской Федерации: русский язык - 1283104 участника, математика - 1295998 участников, окружающий мир - 1282741 участник. Всероссийские проверочные работы - один из элементов системы оценки качества общего образования, ориентированные на укрепление единого образовательного пространства, создание объективных способов и инструментов оценки образовательных результатов обучающихся [2]. Реализация ВПР - это элемент системной диагностики, входящий в перечень общих оценочных процедур, а именно: единого государственного экзамена, национальных исследований качества образования, иных вариантов итогового оценивания по предметам, не входящим в перечень предметов для ГИА [1].
Инновации всегда встречают недоверие. Родители и педагоги очень часто не понимают важность объективных сравнительных исследований, в этих условиях становится актуальной информационно-разъяснительная работа, в том числе деятельность специалистов-психологов для работы с целевыми аудиториями: дети, их родители преподаватели и администрация образовательных организаций должны иметь устойчивую мотивацию [5].
Проведение ВПР в 4-х классах особенно актуально, ибо связано с реализацией компетент-ностной модели в начальной школе, работе новых ФГОС [3]. Результаты исследования позволяют судить насколько удачно осуществляется внедрение и какие проблемы существуют.
Так, в частности, нуждаются в подробном анализе текстовые задания Всероссийской проверочной работы 2016-2017 учебного года выделением критериев их оценки, разработке на их основе новых видов упражнений и примеров дополнительных заданий по работе с текстом, направленных на достижение уровня владения текстовыми умениями в соответствии с современными требованиями [6].
Общие результаты ВПР: «Математика»
Всероссийскую проверочную работу по математике выполняли 1295998 учеников четвертых классов из 87 регионов Российской Федерации.
На рисунке 1 приведено распределение баллов участников.
Кривая распределения смещена вправо, что свидетельствует о том, что работа оказалась сравнительно легкой для участников. Средний балл за выполнение работы равен 12,6 при максимальном балле, равном 18.
На рисунке 2 представлено распределение участников по группам баллов, соответствующих отметкам по пятибалльной шкале.
Большинство участников апробации показали хорошие и отличные результаты, что свидетель-
© Лях Ю.А., Музаев А.А., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика № 3
13
Рис. 1. Распределением баллов по математике Распределение отметок
50 40 30 20 10 о ^
и%
2,4
16,1
26,5
Рис. 2. Распределение участников, получивших отметки 2, 3, 4 и 5 по математике
ствует об успешном освоении предмета «Математика» учениками четвертых классов.
Самые высокие результаты были получены при выполнении арифметических действий с числами и числовыми выражениями (88-95% выполнения). Ошибки в подобных заданиях связаны с невнимательностью и слабой сформированностью у обучающихся навыков самоконтроля.
Также успешно были решены простейшие задачи с практическим содержанием и задания, основанные на чтении и извлечении информации из простейших таблиц
При выполнении заданий, связанных с анализом временных интервалов, затруднения испытали около четверти обучающихся. Типичной проблемой в данном случае является непонимание того, что в 1 часе 60 минут, а не 100.
Задания по геометрии оказались сложными для четверти участников ВПР. При определении периметра/площади фигуры типичными были вычислительные ошибки. В самостоятельных построениях геометрической фигуры с заданными параметрами значительная доля обучающихся показала слабую сформированность представлений о геометриче-
ских фигурах, навыков конструирования. Примерно 30% обучающихся показали недостаточную сфор-мированность пространственного воображения.
Текстовые задачи, предполагающие 3-4 арифметических действия, смогли выполнить 56% обучающихся. При этом 52% верно проделали все арифметические действия, а 8% допустили одну вычислительную ошибку.
Общие результаты ВПР: «Русский язык»
Всероссийскую проверочную работу по русскому языку выполняли 1 283 104 ученика четвертых классов из 87 регионов Российской Федерации.
На рисунке 3 приведено распределение баллов участников.
Кривая распределения смещена вправо, что свидетельствует о том, что работа оказалась сравнительно легкой для участников. Средний балл за выполнение работы равен 31,8 при максимальном балле, равном 43.
На рисунке 4 представлено распределение участников по группам баллов, соответствующих отметкам по пятибалльной шкале.
Большинство участников апробации показали хорошие и отличные результаты, что свидетель-
Вестник КГУ Л 2017
14
Распределение баллов
■ч?
иГ
0
X
1 I-
и П!
т >■
к о
■ ■■ ■■ I II
О 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40 42
Баллы
Рис. 3. Распределение баллов по русскому языку
Распределение отметок
50 40 30 20 10 0
%
14,8
Рис. 4. Распределение участников, получивших отметки 2, 3, 4 и 5 по русскому языку
ствует об успешном освоении предмета «Русский язык» учениками четвертых классов.
При написании диктанта 28,4% не допустили ни одной грубой орфографической ошибки; 36% допустили одну-две орфографические ошибки; 20% - три-четыре орфографические ошибки; около 26% - пять или более орфографических ошибок. Типичные орфографические ошибки обучающиеся допустили в словах с проверяемыми безударными гласными в корне слова (например, спасает, береги, исчезает, колесо, протянул и др.), проверяемыми согласными, парными по глухости-звонкости (например, резкий, флажки, робко, соседская и др.), и непроизносимыми согласными (например, опасность, поздно, чудесный и др.) в корне слова, а также с безударными гласными в личных окончаниях глаголов (например, дует, просят, доносит и др.). Затруднения вызывает и выбор разделительных Ь и Ъ знаков (например, деревья, ружья, перья и др.).
80% обучающихся пунктуационно правильно оформили предложения текста, не допустив ни одной ошибки; допустили одну пунктуационную ошибку 15% обучающихся.
Задание, требующее фонетического анализа слова, безошибочно выполнили 81% обучающих-
ся; выписали два-три слова, среди которых было верное, или выписали неверное слово, или вообще не выписали заданное слово 19% учеников. Сформированность умения классифицировать согласные звуки по твердости-мягкости в результате частичного фонетического анализа обучающиеся должны были продемонстрировать в нестандартной для большинства из них ситуации, так как задания, предполагающие обращение к характеристике согласных звуков, в начальной школе выполняются в основном на материале отдельных слов.
Следует отметить хороший результат выполнения задания, требующего разобрать слово по составу, в основе которого лежит предметное умение делить слова на морфемы на основе смыслового и грамматического анализа слова, умение графически обозначать выявленные морфемы. Последнее предметное умение коррелирует с познавательным универсальным учебным действием - преобразованием информации о структуре слова в графическую схему. 70% обучающихся безошибочно выполнили это задание, 30% допустили ошибки или не выполнили задание. Качественный анализ работ свидетельствует о том, что допущенные обучающимися ошибки связаны с расширением границ корня за счет суффикса или части суффикса (на-
пример, клювик-ом, котён-к-а) или расширением окончания имен прилагательных за счет суффикса (например, зим-нем, лес-ной).
Задание, связанное с определением частереч-ной принадлежности слов, направлено на выявление уровня владения умением распознавать изученные части речи в предложении, а также выявление уровня освоения познавательного универсального учебного действия - построения логической цепи рассуждений. Безошибочно выполнили задание 64,5% обучающихся, одну ошибку допустили 19,2% учеников, две ошибки - 7,7%, более двух ошибок - 8,6%. Большая часть ошибок связана с неверным определением принадлежности слов - имен существительных к именам прилагательным. В работах обучающихся наблюдается смешение понятий «часть речи» и «член предложения». К числу типичных ошибок относится также неразграничение служебных частей речи (предлогов и союзов).
Высокий результат получен за выполнение задания, требующего подчеркнуть грамматическую основу предложения, нацеленного на проверку предметного умения распознавать и графически обозначать главные члены предложения, и вместе с тем - на проверку познавательного универсального учебного действия, связанного с преобразованием информации о грамматической основе предложения в графическую схему. С заданием полностью справились 90% обучающихся, лишь 10% обучающихся получили за выполнение задания 0 баллов (либо ответ не был дан, либо был дан неверный ответ, либо грамматическая основа была подчеркнута неполно - в основном было подчеркнуто только сказуемое, реже - только подлежащее). Типичное затруднение при определении подлежащего связано с наличием в предложении для синтаксического анализа прямого дополнения - имени существительного в винительном падеже без предлога.
По результатам ВПР по русскому языку следует отметить очевидные проблемы с чтением и анализом текста. По блоку заданий на анализ текста были получены самые низкие показатели. Налицо трудности в определении темы и главной мысли текста, составлении плана текста, а также объяснении значения использованного в тексте слова. Последнее косвенно свидетельствует о небольшом словарном запасе и лексически бедном языке значительной доли четвероклассников. Наибольшее затруднение при выполнении данного задания вызвали тексты, в которых содержалось несколько микротем. Как правило, одну из микротем, в явном виде сформулированную в тексте названных вариантов, участники исследования и принимали за основную мысль. Типичная ошибка связана с неумением четвероклассников определять то главное, что хочет сказать автор, разграничивать основную мысль и тему текста.
Общие результаты ВПР: «Окружающий мир»
Всероссийскую проверочную работу по предмету «Окружающий мир» выполняли 1 282 741 ученик четвертых классов из 86 регионов Российской Федерации.
На рисунке 5 приведено распределение баллов участников.
Кривая распределения смещена вправо, что свидетельствует о том, что работа оказалась сравнительно легкой для участников. Средний балл за выполнение работы равен 19,9 при максимальном балле, равном 30.
На рисунке 6 представлено распределение участников по группам баллов, соответствующих отметкам по пятибалльной шкале.
Большинство участников апробации показали хорошие и отличные результаты, что свидетельствует об успешном освоении предмета «Окружающий мир» учениками четвертых классов.
При выполнении проверочной работы самые высокие результаты (средний процент выполне-
0 2 4 6
Рис. 5. Гистограмма баллов по предмету «Окружающий мир»
Вестник КГУ А 2017
16
\Я% 1,4 | 23,7 53,7 21,1
Рис. 6. Распределение участников, получивших отметки 2, 3, 4 и 5 по предмету «Окружающий мир»
ния - 91%) были получены по заданиям на различение материалов, из которых выполнены объекты окружающего материального мира. Типичные ошибки обучающихся в этом задании связаны, очевидно, с ограниченностью их личного социального опыта, например, с отсутствием опыта катания на коньках или садовых работ, а также с этнокультурными особенностями жизненной среды детей.
Затруднения при выполнении задания на основе таблицы прогноза погоды могут быть связаны с рядом факторов. Во-первых, отсутствием опыта получения информации о погоде из визуальных источников (с интернет-сайтов, из таблиц в теленовостях и т. п.). Во-вторых, следует отметить влияние общематематических представлений обучающихся о числах, величинах. Значительная доля ошибок связана с непониманием именно числовой информации, отношений больше-меньше, возрастает-убывает. Наконец, следует отметить типичные проблемы, связанные с недостаточно сформированными навыками смыслового чтения и самоконтроля.
Определить оба материка смогли 61% обучающихся, одного из материков - 20%. Типичные ошибки обучающихся проявлялись как в незнании названий материков и их положения на географической карте, так и в неразличении понятий «материк» и «страна», «природная зона». Определенная доля обучающихся вместо названия материка записывала название конкретной страны (например, Франция, Италия, США) или природной зоны (например, леса, пустыня и т. п.). Распределить четырех животных/растения по материкам без ошибок смогли 41% обучающихся, допустили одну ошибку - 7,8%, две ошибки - 29%. Типичные ошибки связаны с незнанием конкретных животных и растений или с несформированностью связи знаний о внешнем виде и повадках конкретных животных с местами их обитания.
Сформулировать простейшие правила безопасного образа жизни смогли более 85% обучающихся. Ошибки при выполнении данного задания могут быть связаны с недостаточным речевым раз-
витием обучающихся и/или с недостаточным развитием у них логического мышления.
С заданием на определение частей и органов тела человека справились около 75% обучающихся. Типичные ошибки связаны с незнанием таких частей тела, как плечо, бедро, голень, лодыжка.
Наибольшую трудность для участников ВПР представляли экспериментальные задания. Если с первой частью, основанной на сравнении описанных в тексте условий эксперимента, справились 81% участников, то показать способность действовать по аналогии смогла лишь половина обучающихся. Типичные ошибки, видимо, вызваны недостаточным развитием логического мышления и отсутствием опыта проведения естественнонаучных экспериментов и практических работ.
Вторая часть работы по предмету «Окружающий мир» проверяла уровень социализации обучающихся, их знания о себе и социуме. Четвероклассники показали наличие элементарных знаний о родном крае, профессиях, способность ответить на простейшие вопросы, связанные с межличностными, в т. ч. семейными отношениями.
Однако с развернутым рассказом о природе или достопримечательностях родного края справились немногие, что свидетельствует о недостаточном внимании к изучению своего края, населенного пункта в процессе освоения данного учебного предмета. Около четверти участников не смогли даже записать название своего региона (республики, края, области, автономного округа) и/или главного города региона. Часть ошибок была связана с невнимательным чтением задания.
Определить, какое правило фиксировалось конкретным знаком, смогли около 87% обучающихся. 13% смогли сформулировать верно только одно из трех правил или не сформулировали ни одного. Типичные ошибки связаны с недостаточным социальным опытом обучающихся - редкие походы в театры или музеи не дали возможность полноценно освоить правила поведения в них, небольшое участие в хозяйственных делах семьи мешал понять смысл знаков на одежде и т. п. Также отме-
чается проблема с пониманием знаков дорожного движения.
85% обучающихся смогли определить профессию, предметы труда которой приведены на изображении. Однако сформулировать, чем занимаются люди этой профессии, смогли менее двух третей участников ВПР. Лишь 43% обучающихся смогли сказать, чем деятельность людей этой профессии полезна обществу. Типичные ошибки связаны как с незнанием массовых профессий и отсутствием опыта анализа социальной реальности (например, при походе в магазин, поликлинику, поездках в общественном транспорте и т. п.), так и с недостаточным развитием речи. Нередко обучающиеся отвечали односложно, простыми предложениями.
Указанные недостатки коммуникативного плана проявились и при выполнении заданий, связанных с конкретными социальными явлениями, институтами. Кроме того, относительно низкие результаты получены при выполнении заданий, связанных с объяснением своего мнения.
Общие итоги ВПР-2016
Одним из главных итогов проведения Всероссийских проверочных работ (ВПР) стал факт крайне низкого уровня объективности результатов. Такой вывод может быть сделан при соотнесении распределений баллов участников, полученных в Национальных исследованиях качества образования (НИКО) в начальной школе, и на ВПР. При общем схожем уровне сложности работ НИКО и ВПР распределения ВПР кардинально смещены в сторону высоких баллов по сравнению с распределениями НИКО.
При таких результатах глубокий анализ предметных результатов теряет смысл, и можно только констатировать успешность выполнения работы подавляющим большинством обучающихся.
Всероссийские проверочные работы представляют собой комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения ФГОС, формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.
Исходя из таких целей проведения ВПР, можно рекомендовать на федеральном уровне при разработке контрольных измерительных материалов отбирать для контроля только наиболее важные, значимые объекты, важные с точки зрения общего развития обучающегося, применения полученных знаний и умений в повседневной жизни, продолжения образования.
Всероссийские проверочные работы не должны принимать на себя функции тематического кон-
троля, поскольку это снижает уровень значимости проверяемых знаний, умений, способов деятельности и т. п.
На уровне субъекта Российской Федерации ВПР могут стать одной из составных частей системы оценки качества образования. Результаты ВПР могут быть основой для формирования программ повышения квалификации учителей, программ помощи школам с низкими результатами и т. д. Однако следует учитывать, что такие варианты использования результатов ВПР возможны только при высокой объективности результатов.
Для поднятия уровня объективности результатов ВПР в субъектах Российской Федерации могут быть рекомендованы следующие направления работ и организационных усилий:
- методическая работа по организации эффективного и комплексного итогового повторения, исключающего при этом элементы натаскивания;
- привлечение независимых и общественных наблюдателей к участию в проведении процедур ВПР;
- привлечение родителей к контролю за объективностью проведения ВПР;
- проведение строгой процедуры на контрольной репрезентативной выборке, сформированной с учетом особенностей региональной системы образования, в том числе в рамках проведения региональных мероприятий по контролю и надзору в сфере образования (для этого требуется заранее синхронизировать расписание проведения контрольных мероприятий с расписанием ВПР;
- анализ результатов с целью получения аналитическим путем обоснованных выводов о необъективности результатов в отдельных образовательных организациях или муниципалитетах, повторный контроль соответствующих организаций в случае признаков завышения результатов.
Для отдельно взятой образовательной организации ВПР может быть инструментом самодиагностики, основой для проведения регулярной методической работы, основой для принятия решений о направлении учителей на повышение квалификации.
На уровне образовательной организации рекомендуется:
- утвердить порядок проведения работы в ОО;
- организовать штатное итоговое повторение в рамках образовательного процесса, избегая элементов натаскивания;
- заранее скачать архивы с вариантами работы в личном кабинете, чтобы не создавать проблем с трафиком в единое время начала ВПР;
- в день проведения работы скачать шифр, распаковать архив, распечатать варианты на всех участников;
- при необходимости обращаться в службу технической поддержки;
18
Вестник КГУ ^ 2017
- провести ВПР, организовать проверку, обеспечив возможность получения объективных результатов на всех стадиях;
- заполнить электронную форму с результатами в соответствии с инструкциями, загрузить ее через личный кабинет;
- провести анализ результатов;
- использовать полученные аналитические выводы в дальнейшей работе.
Для родителей ВПР могут быть полезны с точки зрения определения уровня подготовки учащегося, выявления проблемных зон, для планирования повторения, получения ориентиров для построения образовательных траекторий.
Основными рекомендациями для родителей являются следующие:
Назначение ВПР по русскому языку - оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания русского языка в начальной школе, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
Примечание
1 Здесь и далее первичные статистические материалы - Всероссийские проверочные работы. Информационный портал. https://vpr.statgrad.org/
Библиографический список
1. Кравцов С.С. Основные направления развития общероссийской системы оценки качества образования // Педагогические измерения. - 2016. -№ 2. - С. 10-16.
2. Лях Ю.А. Совершенствование системы оценки качества общего образования // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. - 2016. - Т. 22. - № 2. - С. 11-13.
3. Мамчур Ю.Ю. Компетентностная модель обучения в начальной школе в рамках реализации ФГОС // Образовательное пространство в контексте социокультурной среды: Материалы XVI Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). - Барнаул, 2016. - С. 85-90.
4. План действий по модернизации общего образования на 20112015 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р // Собрание законодательства. -2010. - № 37. - Ст. 4778.
5. Рябова М.С. Работа педагога-психолога с родителями учащихся 4 классов в период подготовки к всероссийским проверочным работам // XV Бу-шелевские чтения: сб. материалов науч.-практ. конф. - Петропавловск-Камч.: КамГУ им. Витуса Беринга, 2016. - С. 236-239.
6. Щеголева Г.С. Современные требования к уровню развития текстовых умений у младших школьников // Языковое и литературное образование в современном обществе: сб. науч. статей по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. - СПб., 2016. - С. 49-56.