Научная статья на тему 'Роль Всероссийских проверочных работ в системе контроля качества образования в Российской Федерации'

Роль Всероссийских проверочных работ в системе контроля качества образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2153
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Всероссийские проверочные работы (ВПР) / оценка качества образования / оценочные процедуры / Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) / многоуровневая аналитика / школы / учащиеся. / All-Russian control works / education quality assessment / evaluation procedures / Federal state educational standards (FSES) / multi-level analytics / schools / students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравцов С. С., Музаев А. А.

В статье обозначены основные задачи и направления развития единой системы оценки качества образования и оценочных процедур в системе общего образования в РФ. Особое внимание авторами уделено роли Всероссийских проверочных работ в области оценки качества образования, направленных на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ALL-RUSSIAN CONTROL WORKS IN THE EDUCATION QUALITY CONTROL SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article defines the main tasks and directions for the development of a unified system for assessing the education quality and evaluation procedures in the system of general education in the Russian Federation. The authors pay special attention to the role of the All-Russian tests for assessing the education quality aimed at developing a unified educational space in the Russian Federation, monitoring the introduction of the Federal State Educational Standards (FSES), as well as unified standardized approaches to assessing students learning outcomes.

Текст научной работы на тему «Роль Всероссийских проверочных работ в системе контроля качества образования в Российской Федерации»

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

к*

С. С. Кравцов

Доктор педагогических наук, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки РФ

E-mail: [email protected] Sergey S. Kravtsov Dr.Sc. (Education), Head of the Federal Service for Supervision in Education and Science of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

А. А. Музаев

Кандидат технических наук, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки РФ

E-mail: [email protected] Anzor A. Muzayev PhD (Technical Sciences), Federal Service for Supervision in Education and Science of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

РОЛЬ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье обозначены основные задачи и направления развития единой системы оценки качества образования и оценочных процедур в системе общего образования в РФ. Особое внимание авторами уделено роли Всероссийских проверочных работ в области оценки качества образования, направленных на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся

Ключевые слова: Всероссийские проверочные работы (ВПР), оценка качества образования, оценочные процедуры, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), многоуровневая аналитика, школы, учащиеся.

В настоящее время актуальным направлением развития системы общего образования РФ является формирование единой системы оценки качества образования [3].

Особое место в решении этой задачи занимает организация и проведение Всероссийских проверочных работ, направленных на повышение уровня образования в нашей стране.

Всероссийские проверочные работы — это ком-

Как цитировать статью: Кравцов С. С., Музаев А. А. Роль Всероссийских проверочных работ в системе контроля качества образования в Российской Федерации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 5 (43). С. 96-111.

плексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.

Организация апробации всероссийских проверочных работ (ВПР) осуществляется на основе следующих документов:

• Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [4];

• Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [5];

• Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»), примерных программ начального общего и основного общего образования» [6].

ВПР проводятся в единое время, при этом используются единые комплекты заданий и единые для всей страны критерии оценивания.

Для обучающихся и их родителей проведение Всероссийских проверочных работ полезно с точки зрения определения уровня их подготовки, выявления проблемных зон, планирования индивидуальной образовательной траектории.

Важной и интересной для родителей может оказаться информация о результатах выполнения ВПР в целом по школе, в которой учится их ребенок. Такая информация весьма актуальна, поскольку ВПР проводятся по единым заданиям и оцениваются по единым для всей страны критериям, что позволяет увидеть результаты школы на фоне общей картины по стране. Однако для такого сравнения важно, чтобы полученные результаты были объективными, то есть соответствовали реальному положению дел.

Таким образом, для школы ВПР может быть инструментом самодиагностики, основой для проведения регулярной методической работы.

Помимо перечисленных положительных сторон проведения Всероссийских проверочных работ, основными преимуществами

ВПР в российских школах являются:

1. Единые подходы к оценке результатов обучения в соответствии с действующими требованиями ФГОС, задания и критерии оценивания.

2. Возможность командной работы учителей школы при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов учащихся на основе единых критериев.

3. Возможность без ограничений использовать задания в традиционной форме.

4. Массовость (участие до 95% обучающихся в параллели).

5. Многоуровневая аналитика — федеральный, региональный, муниципальный, школьный уровни системы образования.

6. Развитая инфраструктура, представленная: личными кабинетами, муниципальными и региональными координаторами, возможностью оперативного обмена информацией со школами и организацией анкетирования.

При этом организационные вопросы и методики использования результатов обсуждаются со всеми регионами в режиме консультаций.

Если рассматривать механизм проведения ВПР в 2017 году, следует отметить, что Всероссийские проверочные работы проводились для учащихся 4, 5 и 11 классов. При этом участие школ в проведении ВПР в 4 классах является обязательным, а в 5 и 11 классах — по решению школы. В дальнейшем планируется привлекать к участию в ВПР 6, 7 и т.д. классы.

Решение о порядке проведения ВПР внутри школы принимается на уровне школы. Так, например, на школьном уровне может быть принято решение об участии или неучастии во Всероссийских поверочных работах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Выбор 4 и 5 классов для проведения ВПР обусловлен тем, что обучающиеся в этих классах уже с 1 класса учились по программам, соответствующим новым ФГОС и результаты ВПР помогут определить степень усвоения материала и качество подготовки учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Важно понимать, что ВПР в 4 классах — это не «ЕГЭ для начальной школы», поскольку по результатам ВПР не принимаются никакие обязательные решения, важные для определения дальнейшей судьбы или образовательной траектории школьника. Однако результаты ВПР

в 4 и в других классах могут быть частью портфолио ученика, которое может учитываться по его желанию наряду с другими сведениями при переходе из класса в класс или из школы в школу при условии, что имеются основания считать эти результаты объективными.

В 11 классах ВПР проводятся для обучающихся, не выбравших ЕГЭ по соответствующим предметам. Это дает возможность оценить уровень подготовки обучающихся по этим предметам в конце 11 (или 10) класса.

С другой стороны, образцы и описания ВПР позволяют еще в начале обучения в старших классах задать единые ориентиры изучения выпускниками «непрофильных» для них предметов, выделяя наиболее значимые для дальнейшей жизни вопросы курсов истории, биологии и других, составляющих основу среднего общего образования.

Следует отметить, что Всероссийские проверочные работы в 11 классах проводится для обучающихся, не планирующих сдавать соответствующий предмет в ЕГЭ. Поэтому первоочередной задачей ВПР в 11 классе является обеспечение оценки базового обязательного уровня подготовки в соответствии с ФГОС и другими документами, определяющими важнейшие принципы обучения по предметам (например, историко-культурный стандарт). А для оценки уровня подготовки в соответствии с профильным уровнем обучения целесообразно использовать ЕГЭ.

Таким образом, важно понимать, что проведение ВПР в 11 классах не заменяет ЕГЭ, а является дополнительной формой оценки уровня подготовки выпускников по тем предметам, по которым они не планируют сдавать ЕГЭ. Следовательно, обязательные предметы ЕГЭ в перечень предметов ВПР для 11 классов не входят.

Данные статистического анализа показали (Таблица 1), что в 2017 году в проведении Всероссийских проверочных работ приняло участие более 9 млн человек и около 40 тыс. школ, 214 колледжей и техникумов в различных субъектах Российской Федерации, что явилось самой массовой оценочной процедурой в российском образовании.

Ниже приведены результаты проведения Всероссийских проверочных работ в 4, 5 и 11 классах.

Важно отметить, что первичные баллы, полученные учащимися за выполнение диагностической работы, переводятся в традиционную пятибалльную шкалу. Таким образом, можно выделить 4 уровня подготовки, соответствующих полученным отметкам: неудовлетворительный, удовлетворительный, хороший и отличный. Далее приводится анализ

результатов учеников, находящихся на разных уровнях подготовки, которые выполняли всероссийские проверочные работы по математике, русскому языку и истории.

Таблица 1

Количество учащихся и число образовательных организаций, принявших участие в ВПР-2017 в цифрах

Класс Прсдмсг

Н«Л /»НА.

РуСС^ЫЙ Я1УЦ ЭЗ 350 п 34 3

А М ¿1 фида^икф ЛО-1 1 1ЯО 12 7

ОчруМэкъшиЙ цкц 3^ 375 1 372

русский ялмн зэ 1 105 7.15

!> М Л ТЛМЛ ПиЫ 1 »ОЯ45М

Биалапи) 04П

Исторн-я Л ячч 147 ОЙЯ

фцМка 1 3 (5ЕТ 74[) 333

Кимил 14 544 227 474

11 бцйппгни 54Я001

История 16- 473 2ББ 353

Географы я 117 24И

Ю Г£ ографы я 1321£ 211 641

Итога: Ч 54 1

Математика (4 класс)

В Таблице 2 представлена шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале, а также процент участников, находящихся на каждом из уровней подготовки.

Учащиеся, получившие отметку «5», в целом продемонстрировали очень хорошее владение материалом. Наибольшие затруднения у них вызвали задания 9.2 и 11, в которых требовалось интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы), и решать задания в 3-4 действия соответственно.

Учащиеся, получившие отметку «4», продемонстрировали стабильное владение материалом, почти все задания выполнены этой категорией участников выше границы уровня освоения. Но при этом выполнение заданий 8 и 10 в этой группе находится около уровня освоения (50%), то есть у данной категории учеников возникают сложности с решением задач в 3-4 действия и определением взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости. Задание 11 такие ученики практически не выполняют.

I С. С. Кравцов, А. А. Музаев Таблица 2

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале и результаты участников

Отметка п о пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»

Первичные баллы 0-5 6-9 1 0-12 13-18

Процент участников, получивших отметку 2,2% 19,2% 32% 46,6%

► -Ср. % вып_2

I—Ср. % вып_3

г— Ср. % вып_4

К Ср. % вып_5

К Уровень освоения

2 4 5(1) 5(2) 6(1) 6(2) 7 9(1) 9(2) Задания с кратким ответом

Рисунок 1. Про цент выполнениязаданий с кратким ответом учащимися с различными уровнями подготовки

-Сз Ч

ft EU-n_J 'CS ft Btun_-1

Cil. Ч

> папань оспиыто

llJUHHUi nHIHnpHJThlU "wr^M

Рисунок 2. Про цент выполнениязаданий сразвернутым ответом учащимися с различными уровнями подготовки

Учащиеся, получившие отметку «3», продемонстрировали нестабильное владение материалом. Результаты выполнения первой части работы находятся в достаточно широком диапазоне. Уверенно выполняют такие учащиеся только задания 1, 2 (выполнение арифметических

действий с числами и числовыми выражениями), 3 (решение в 1-2 действия учебных задач и задач, связанных с повседневной жизнью) и 6 (чтение несложных готовых таблиц). Учащиеся этой группы способны вычислить периметр или площадь изображенной фигуры (задание 5.1), но не могут провести построение геометрических фигур по заданным параметрам (задание 5.2).

Учащиеся, получившие отметку «2», не продемонстрировали владение материалом на уровне базовой подготовки. Единственные задания, с которыми справляются учащиеся этой группы,— это задание 1 на выполнение арифметических действий и задание 6 на чтение несложных таблиц.

Математика (5 класс)

В Таблице 3 представлена шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале, а также процент участников, находящихся на каждом из уровней подготовки.

Таблица 3

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале и результаты участников

Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»

Первичные баллы 0-6 7-10 11-14 15-20

Процент участников, получивших отметку 10,6 31,7 34,5 23,2

Рисунок 3. Процент выполнениязаданий с кратким ответом учащимися с различными уровнями подготовки

Учащиеся, получившие отметку «5», в целом продемонстрировали очень хорошее владение материалом. Наибольшее затруднение у них вызвало задание 14, в котором требовалось проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений. С этим заданием

справились только 25% учащихся из этой группы. В остальных группах с этим заданием практически никто не справлялся.

Ю 13?

Эе-л( разпфрлгыы апдойи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 4. Процент цыполнения заданий сразвернутым ответомучащимися с различными уровнями подготовки

Учащиеся, получившие отметку «4», продемонстрировали стабильное владение материалом, почти все задания выполнены этой категорией участников выше границы уровня освоения. Но при этом выполнение заданий 2 и 9 в этой группе находится около уровня освоения (50%), то есть у данной категории учеников возникают сложности с оперированием понятием дроби и выполнением более сложных вычислений, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений. Кроме того, ниже уровня освоения находится в этой группе выполнение задания 8 на решение задач практического характера, в которых требуется найти процентное снижение или процентное повышение величины.

Учащиеся, получившие отметку «3», продемонстрировали нестабильное владение материалом. Кроме заданий, которые вызвали затруднения и в группе с хорошим уровнем подготовки, такие ученики не справляются с заданиями 4, 12, 13, то есть демонстрируют неспособность решать задачи на нахождение части числа и числа по его части, вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.

Учащиеся, получившие отметку «2», не продемонстрировали владение материалом на уровне базовой подготовки. Единственные задания, с которыми справляются учащиеся этой группы — это задание 5 на использование свойств чисел и правил действий с рациональными числами при выполнении вычислений и задание 11.1 на чтение таблиц и диаграмм.

Русский язык (4 класс)

В Таблице 4 представлена шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале, а также процент участников, находящихся на каждом из уровней подготовки.

Таблица 4

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале и результаты участников

Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»

Первичные баллы 0-13 14-23 24-32 33-38

Процент участников, получивших отметку 3,8 21,7 45,7 28,8

11.1ЧТ.Л нии и |фитярин лцрнимппп

Рисунок 5. Процент выполнения заданий учащимися с различными уровнями подготовки

Учащиеся, получившие отметку «5», в целом продемонстрировали владение материалом на высоком уровне. Они выполнили все проверяемые требования, процент выполнения заданий всех линий более 80%. Ни одно из заданий не вызвало затруднений в этой группе.

Учащиеся, получившие отметку «4», продемонстрировали стабильное владение материалом, почти все задания выполнены этой категорией участников выше границы уровня освоения. Сложности были только при выполнении задания 15, в котором требовалось продемонстрировать умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.

Учащиеся, получившие отметку «3», продемонстрировали нестабильное владение материалом. Они допускают довольно большое количество

орфографических ошибок в диктанте, не способны выделять предложения с однородными членами (задание 2). Необходимо обратить внимание, что в этой группе есть сложности при работе с текстом (определять тему и главную мысль текста, делить тексты на смысловые части, составлять план текста, задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста), что подтверждается результатами выполнения заданий 6, 7 и 8.

Учащиеся, получившие отметку «2», не продемонстрировали владение материалом на уровне базовой подготовки. Единственное задание, с которым они справились, — соблюдение пунктуационных норм в тексте диктанта (критерий 1К2).

Русский язык (5 класс)

В Таблице 5 представлена шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале, а также процент участников, находящихся на каждом из уровней подготовки.

Таблица 5

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале и результаты участников

Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»

Первичные баллы 0-17 18-28 29-38 39-45

Процент участников, получивших отметку 15,4% 39,5% 33,4% 11,7%

о

3 о я 'О

Зишймим- с: Н|М ■ ним ы ■ ни 1 и-нч

Рисунок 6. Процент выполнения заданий учащимися с различными уровнями подготовки.

Учащиеся, получившие отметку «5», в целом продемонстрировали владение материалом на высоком уроне. Они выполнили все проверяемые требования, процент выполнения заданий всех линий более 80%

(кроме задания 9, в котором это значение немного меньше). Ни одно из заданий не вызвало затруднений в этой группе.

Учащиеся, получившие отметку «4», продемонстрировали стабильное владение материалом, почти все задания выполнены этой категорией участников выше границы уровня освоения. Сложности были только при выполнении задания 9, в котором требовалось проанализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации.

Учащиеся, получившие отметку «3», продемонстрировали нестабильное владение материалом. Они допускают довольно большое количество орфографических и пунктуационных ошибок при переписывании текста (критерии 1К1 и 1К2), из предложенных видов разборов (фонетический анализ слова; морфемный анализ слова; морфологический анализ слова; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения) учащиеся из этой группы верно проводят только морфемный разбор). Нужно также отметить, что они справляются с определением места ударного слога (задание 3), опознают самостоятельные части речи и их формы (задание 4) и способны проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности (задания 11 и 12).

Учащиеся, получившие отметку «2», не продемонстрировали владение материалом на уровне базовой подготовки. Единственные задания, с которыми они справились на границе уровня освоения, — определение места ударного слога (задание 3) и проведение лексического анализа слова (задание 12).

История (5 класс)

В Таблице 6 представлена шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале, а также процент участников, находящихся на каждом из уровней подготовки.

Таблица 6

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале и результаты участников

Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»

Первичные баллы 0-3 4-7 8-11 12-15

Процент участников, получивших отметку 7,2 30,4 41,4 21

Рисунок 7. Процент выполнения заданий учащимися с различными уровнями подготовки

Учащиеся, получившие отметку «5», в целом продемонстрировали владение материалом на высоком уровне. Они выполнили все проверяемые требования, процент выполнения заданий всех линий более 80% (кроме задания 8, в котором это значение немного меньше). Ни одно из заданий не вызвало затруднений в этой группе.

Учащиеся, получившие отметку «4», продемонстрировали стабильное владение материалом, почти все задания выполнены этой категорией участников выше границы уровня освоения. Сложности были только при выполнении заданий 6 и 8, в которых требовалось продемонстрировать умение описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности и умение устанавливать причинно-следственные связи.

Учащиеся, получившие отметку «3», продемонстрировали нестабильное владение материалом. Они справляются с тремя заданиями — 1, 2 и 5, на границе уровня освоения находится выполнение задания 7. Таким образом, можно утверждать, что у учащихся этой группы сформированы умения работать с изобразительными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира и умение использовать историческую карту как источник информации о расселении общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий.

Учащиеся, получившие отметку «2», не продемонстрировали владение материалом на уровне базовой подготовки.

История (11 класс)

В Таблице 7 представлена шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале, а также процент участников, находящихся на каждом из уровней подготовки.

Таблица 7

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале и результаты участников

Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»

Первичные баллы 0-7 8-13 14-17 18-21

Процент участников, получивших отметку 2 15,2 39,9 42,9

Рисунок 8. Процент выполнения заданийучащимися с различными уровнями подготовки

Учащиеся, получившие отметку «5», в целом продемонстрировали владение материалом на высоком уровне. Они выполнили все проверяемые требования, процент выполнения заданий всех линий более 80%. Ни одно из заданий не вызвало затруднений в этой группе.

Учащиеся, получившие отметку «4», продемонстрировали стабильное владение материалом, почти все задания выполнены этой категорией участников выше границы уровня освоения. Сложности были только при выполнении задания 10, в котором требовалось продемонстрировать знание истории родного края.

Учащиеся, получившие отметку «3», продемонстрировали нестабильное владение материалом. Кроме задания 10 в этой группе затруднения вызвали задания 3, 11 и 12, в которых требовалось проводить поиск исторической информации в текстовых источниках, знать исторических деятелей и устанавливать причинно-следственные связи.

Учащиеся, получившие отметку «2», не продемонстрировали владение

материалом на уровне базовой подготовки.

Таким образом, результаты проведенного анализа подтвердили необходимость дифференцированного подхода как в процессе обучения, так и при подготовке к экзамену: учителю необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого учащегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать.

Вместе с тем, при всех положительных результатах проведения Всероссийских проверочных работ в 2017 году выделился ряд сторон, на которые стоит обратить внимание и которые требуют внесения корректировок при проведении ВПР в субъектах Российской Федерации:

1. Низкая объективность результатов, отсутствие реальной основы для анализа и использования результатов в образовательных организациях и регионе, а также на федеральном уровне. Отсутствие единых нормативных механизмов обеспечения объективности;

2. Недостаточная интеграция в школьный учебный процесс: федеральные рекомендации ограничивают использование результатов ВПР (не ставить отметок, не использовать в аттестации), что противоречит стандартной практике школ;

3. Недостаточная интеграция в региональную систему ОКО: нет сложившейся практики обеспечения наблюдателей, нет практики использования ВПР для целей контроля и надзора;

4. Отсутствие на данный момент нормативно закрепленного единого содержания заданий по классам (кроме 4, 9 и 11классов);

5. Отсутствие технологической защиты с момента выдачи шифра к архивам.

В связи с выявленными недочетами при проведении Всероссийских проверочных работ в 2017 году был определен ряд рекомендаций при проведении ВПР в 2018 году:

1. Принять рамочные рекомендации или требования по проведению процедур ОКО. При этом обязать школы выполнять эти требования при проведении ВПР и документально фиксировать порядок проведения.

2. Принять положение, в соответствии с которым региональные органы по контролю и надзору применяют для своих проверок только процедуры, удовлетворяющие этим рекомендациям.

3. Предложить регионам принимать региональный порядок проведения ВПР и рекомендовать использовать ВПР в процедурах контроля и надзора.

4. ВПР по иностранным языкам проводить без строгой привязки в конкретному дню. Рассмотреть возможность поиска технологий распознавания устной речи.

5. Развивать аналитические, организационно-технологические и административные формы контроля объективности проведения ВПР на основе принятых требований или рекомендаций для процедур ОКО, набирать контрольную выборку.

6. Апробировать генерацию вариантов на основе банков заданий.

7. Закрепить перечень обязательных ВПР: 4 класс (русский язык, математика, окружающий мир), 5 класс (русский язык, математика, история, биология).

8. Закрепить перечень ВПР по выбору: 6 класс (русский язык, математика, история, биология, география), 11 класс (история, биология, химия, физика, география (10, 11), иностранный язык).

Таким образом, важно отметить, что для всех участников Всероссийских проверочных работ и тех, кто планирует так или иначе использовать их результаты, крайне важно, чтобы эти результаты были объективными.

В связи с этим принятие мер, отраженных в данной статье, будет способствовать повышению объективности результатов ВПР, а взаимодействие между всеми структурами системы образования, органов исполнительной власти и деятельности федеральных служб обеспечит: на федеральном уровне — объективность результатов ВПР, на уровне школы — порядок проведения ВПР, включающий принятие конкретных организационных мер для реализации рамочных федеральных требований и обеспечения объективности результатов ВПР, а на региональном уровне — осуществление качественного контроля за соблюдением школами соответствующих мер, в том числе, путем отправки общественных наблюдателей, с использованием аналитических методов мониторинга объективности результатов, что в целом будет способствовать развитию и улучшению системы контроля качества образования в нашей стране.

Литература

1. Агранович М. Л., Дымарская О. Я., Заир-Бек Е. С. Мониторинг качества, статистика и социология образования: учебный курс. М. : Университетская книга, 2006.

2. Болотов В. А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации // Вопросы образования, М. 2004. № 3.

3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования" на 2013-2020 годы»

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goo.gl/TbM12N (дата обращения: 14.08.2017).

4. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goo.gl/spXHZ5 (дата обращения: 14.08.2017).

5. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goo.gl/dmjbbXcontent_copy (дата обращения: 14.08.2017).

6. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html (дата обращения: 14.08.2017).

THE ROLE OF ALL-RUSSIAN CONTROL WORKS IN THE EDUCATION QUALITY CONTROL SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article defines the main tasks and directions for the development of a unified system for assessing the education quality and evaluation procedures in the system of general education in the Russian Federation. The authors pay special attention to the role of the All-Russian tests for assessing the education quality aimed at developing a unified educational space in the Russian Federation, monitoring the introduction of the Federal State Educational Standards (FSES), as well as unified standardized approaches to assessing students learning outcomes.

Keywords: All-Russian control works, education quality assessment, evaluation procedures, Federal state educational standards (FSES), multi-level analytics, schools, students.

References

1. Agranovich M.L., Dymarskaya O. Ya., Zair-Bek E.S., Kasprzhak A. G., Kozhevnikova O. N. Monitoring kachestva, statistika i sotsiologiya obrazovaniya: uchebnyy kurs.— M.: Universitetskaya kniga, 2006. [in Rus]

2. Bolotov V. A. Osnovnye podkhody k sozdaniyu obshcherossiyskoy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii // Voprosy obrazovaniya, M., 2004. № 3. [in Rus]

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. N295 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii „Razvitie obrazovaniya" na 2013-2020 gody». Rezhim dostupa: http:// goo.gl/TbM12N (data obrashcheniya 14.08.17) [in Rus]

4. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 6 oktyabrya 2009 goda № 373 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deyst-vie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya». Rezhim dostupa: https:// http://goo.gl/spXHZ5 (data obrashcheniya 14.08.17) [in Rus]

5. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 dekabrya 2010 goda № 1897 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya». Rezhim dostupa: https:// goo.gl/dmjbbXcontent_copy (data obrashcheniya 14.08.17) [in Rus]

6. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 maya 2012 goda № 413 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obshchego obrazovaniya»), primernykh programm nachal'nogo obshchego i osnovnogo obshchego obrazovaniya. Rezhim dostupa: https://rg.ru/2012/06/21/ obrstandart-dok.html (data obrashcheniya 14.08.17) [in Rus]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.