тивности как действующих, так и перспективных технологий.
3. Повышение материальной заинтересованности работников, участвующих в реализации мероприятий по освоению НТП, должно осуществляться как за счёт премий, так и за счёт дополнительного дохода, полученного от освоения научнотехнических мероприятий и планов модернизации.
Библиографический список
1. Бондаренко Л. Бедность и социально-психологический климат в российской
деревне / / АПК: экономика, управление.
- 2010. - № 11. - С. 49-52.
2. Курцев И.В. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве Сибири (в прошлом - на рубеже веков - в будущем). РАСХН. Сиб. отд-ние СибНИИЭСХ.
— Новосибирск, 2001. — 284 с.
3. Стадник А.Т., Кириллов С.Л., Гри-
горьев Н.В. и др. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий; под общ. ред. А.Т. Стадника. — Новосибирск: Агро-Сибирь, 2006. —
143 с.
+ + +
УДК 334.021:346.26 О.А. Гражданкина,
В.А. Гражданкин, Л.И. Киркеева РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА «ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ»
Ключевые слова: малые предприятия, мировой финансовый кризис, проблемы развития, высокие тарифы, инфраструктура бизнеса, налоговые платежи.
Введение
Малые предприятия в России на протяжении всего своего жизненного цикла сталкиваются с большим количеством проблем. Основная проблема, которая характерна всем малым предприятиям, в т.ч. и за рубежом, — это недостаточная ресурсная база, которая относится ко всем ресурсам: начиная от материально-техни-
ческих, информационных, заканчивая финансовыми. В большей степени это связано с тем, что создание нового сектора национальной экономики происходило практически с ноля. Население России было не готово к зарождающемуся новому классу собственников, к рыночным методам хозяйствования и кризисам. В то время исследователи отмечали, что при переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее решать [1].
Обобщая результаты социологических опросов, проведенных на рубеже XX и XXI веков с целью выявления основных проблем частного бизнеса в России, выделяется следующее: налоги; законода-
тельство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения и высокая ставка за кредит; неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия/бездействие правительства, властей; коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; громоздкая отчетность; рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Исследователи отмечали, что перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют о том, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства [2].
С целью выявления основных проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства в Алтайском крае, авторами было разработано и проведено исследование. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: изучены
теоретические вопросы, подготовлены и проведены социологические опросы, проанализированы и интерпретированы полученные данные, сформулированы выводы.
Методы исследования: статистическое выборочное наблюдение, которое по источнику сведений относится к непосредственному, когда факты, подлежащие регистрации, устанавливаются лицами, проводящими наблюдение; применялся анкетный способ опроса; обработка полученных данных предусматривала сводку и группировку, расчет относительных и абсолютных величин, ранжирование итоговых показателей, составление аналитических таблиц. При отборе объектов исследования учитывалась принадлежность к репрезентативности следующих видов экономической деятельности: оптовая и
розничная торговля; обрабатывающие производства; строительство; сельское хозяйство; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. Респондентами выступали руководители малых организаций, которые в нашем случае могли быть руководителями-собственниками или наемными работниками, которые занимают высшую управленческую позицию.
Основная часть
По данным официальной статистики, доля предприятий, обозначенных видами деятельности, которые выбраны для обследования, составляет около 93% от общего количества. Прослеживается следующее распределение: оптовая и розничная торговля (около 50%); обрабатывающие производства (около 13%); строительство (примерно 8%); сельское хозяйство (6-7%); операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (13%). По степени охвата была использована малая выборка, эффективность которой подтверждается многочисленными исследованиями, при соблюдении определенных требований.
Время проведения опроса — март 2008 и 2009 гг., что позволило проследить вектор направленности проблем малого бизнеса до и во время экономического кризиса. Можно сказать, что результаты исследования являются коллективным мнением части представителей малого бизнеса.
Для получения более полной характеристики малого бизнеса в крае мы провели сопоставление полученных нами результатов с данными других опросов, проведенных как на территории России, так и за рубежом. Авторское исследование показало, что на протяжении последних двух лет не утрачивают своего лидерства две проблемы. Первая из них — это низкая покупательная способность населения, вторая связана с недостатком финансовых ресурсов, что вынуждает предпринимателей обращаться в банки за кредитами. Остановимся подробнее на каждой из них.
Низкая покупательская способность населения была отмечена большинством респондентов, независимо от вида деятельности (около 80%). Эта проблема остается самой актуальной для края с начала формирования рыночной экономики. Её усугубление связано с кризисными явлениями. Общеизвестно, что снижение доходов населения приводит к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего, продуктов питания и оплату коммунальных услуг. Поэтому организации, которые занимаются производством и реализацией продуктов питания повседневного спроса, эту проблему не отметили (20% от опрошенных). Описанная структура потребления в полной мере относится к представителям малого бизнеса. Если раньше они создавали определенные накопления и вложения в финансовые активы, то в настоящее время вынуждены работать на потребление и «выживание». В настоящее время сложно говорить о высокой доходности малых форм хозяйствования, которая и в лучшие времена была существенно ниже, чем у средних и крупных организаций.
В отношении второй проблемы респондентами были отмечены высокие процентные ставки, а также сложная процедура оформления кредита, в том числе неадекватная оценка залогового имущества или его отсутствие. Данные позиции не устраивают каждого респондента, который обращался за получением кредита или рассматривал его в качестве источника финансирования, а это около 80% от числа опрошенных. В предыдущий год эта проблема проявляла себя не столь остро. Она была отмечена только каждым вторым, а недовольство затрагивало в большей степени предоставление залога. И
если раньше, до кризиса, залог оценивали по 60-70% от рыночной стоимости, то в 2008-2009 гг. — не более 30-40%, что, по мнению руководителей, делает привлечение кредитных средств невыгодным.
Проблемы в Алтайском крае в полной мере соответствуют общероссийским проблемам, но по сравнению с крупными городами страны в крае ситуация усугубляется недостаточной конкуренцией банков.
Можно отметить, что проблемы кредитования малого бизнеса актуальны для многих стран мирового сообщества. Кредитуя малый бизнес, российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость кредитования, долго принимают решение на запрос о получении кредита. Следует отметить, что за границей предприятия, которые долгое время обслуживаются в банке, получают от него существенные послабления и льготы. В России такая практика не применяется. Можно сказать, что российские банки по-прежнему не рассматривают субъектов малого предпринимательства в качестве привлекательных клиентов.
Третья проблема — высокие налоговые платежи, которые с 1 января 2009 г. возросли. В прошлом данная проблема не была так актуальна. В 2009 г. повысили ставки транспортного налога, изменили коэффициенты по ЕНВД, возросла кадастровая стоимость земельных ресурсов. После этих действий, которые повысили налоговую нагрузку на малый бизнес, власти объявили годовой мораторий на внесение изменений в законодательство о налогах. Но в течение года на уровне региона и муниципалитета изменения, как правило, так и не вносятся. Изменения на
2009 г. были внесены в конце 2008 г., они не уменьшали, а только увеличивали налоговую нагрузку.
Следующей по значимости проблемой для краевых представителей малого бизнеса стало повышение тарифов на так называемые «коммунальные платежи». По мнению опрошенных, существенной составляющей затрат производственных видов деятельности являются завышенные тарифы естественных монополий, в т.ч. на электроэнергию.
В марте 2008 г. проблемы электроснабжения волновали только каждого третьего из числа опрошенных предпринимателей Алтайского края. С 2009 г. в крае обозначенная проблема значительно обострилась. Респонденты отмечали, что
стало сложно и дорого подключать новые объекты, более того, отмечены факты, когда энергоснабжающая организация (далее ЭСО) в одностороннем порядке снижала ранее согласованную нагрузку. Если в марте 2008 г. почти половина алтайских предпринимателей полагала, что при необходимости сможет подключиться к электроснабжению без особых сложностей, то спустя год ситуация кардинально изменилась. Стала прослеживаться дифференциация доступности новых энергетических мощностей в зависимости от видов деятельности. Особенно негативно проблема проявилась для производственной деятельности, сельского хозяйства и строительства. Для других предприятий ситуация не настолько критичная, но респонденты отметили тенденцию к ухудшению.
В результате опроса, проведенного в марте 2009 г., было также отмечено обострение проблемы, связанной с взиманием платы за технологическое присоединение к сетям. Например, на федеральном уровне установлено, что с начала 2009 г. плата за подключение мощности не более 15 киловатт не должна превышать 550 руб. В крае были заметны случаи, когда за подключение 15 киловатт насчитали 168 тыс. руб.
Следующая проблема — это коррупция. Борьба с коррупцией объявлена одним из самых главных приоритетов повестки дня во всех государствах. Представление о границах, сущности этого явления, его роли в обществе и экономике, а также возможные подходы к борьбе с коррупцией являются предметом давних дискуссий.
С коррупцией человечество борется со времен Древнего Рима. Еще там создали своего рода полицию, которую через год пришлось заменять «сверхполицией»: старая стала насквозь продажной.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) исследовал мнения россиян о причинах коррупции и о том, какие сферы наиболее поражены ею [3]. Три четверти россиян (74%) отмечает «высокую» или «очень высокую» степень распространения коррупции в обществе (30% — «очень высокая», 44% — «высокая»). Только 19% респондентов посчитали ее «средней», лишь 1% — «низкой», и никто не сказал, что коррупции нет совсем.
Для предотвращения негативных последствий коррупции президентом РФ
Д.А. Медведевым 31 июля 2008 г. утверждён Национальный план противодействия коррупции, на основе которого был издан Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Алтайские представители малого бизнеса отметили, что борьба с коррупцией увеличила бюрократическую волокиту. Предприниматели озвучили свои наблюдения, что когда чиновники брали взятки, тогда они были заинтересованы работать. Сейчас взятки брать боятся, но и «бесплатно» работать не хотят. Напрашивается вывод, как в известной пословице: «хотели как лучше, получается как всегда».
По данным опроса (март 2009 г.), эта проблема была отмечена более 64% респондентов. Особенно она актуальна для строительных фирм. Предприниматели отвечали, что любую справку приходится дожидаться месяцами, это сдерживает мобильность их бизнеса, особенно в условиях кризиса. Предприниматели края не одиноки в своих проблемах. Например, в странах ЕС около 44% представителей малого и среднего бизнеса считают, что они работают в чрезвычайно регулируемом пространстве.
Следующая проблема — это чрезмерное внимание контролирующих органов, ее отметили 60% алтайских предпринимателей. Респонденты заметили, что с нарастанием кризиса, усиливается надзорная составляющая за их бизнесом, особое внимание стали уделять налоговые, санитарные, пожарные органы.
Так, на фоне отмечаемого уменьшения количества взяток в последнее время возрастает объем навязываемых предпринимателям так называемых «экспертиз» и дополнительных «обязательных» услуг.
Следует отметить, что проблемы, которые приходилось решать российским предпринимателям до кризиса, значительно отличались от зарубежной практики ведения бизнеса. Согласно социологическим опросам в Америке бизнесменов волнуют проблемы сугубо делового характера: получение прибыли, управление и поддержание роста бизнеса, регулирование притока денег, новые технологии. Вопрос о состоянии экономики страны стоял на 5-м месте в списке 15 важнейших вопросов, доступ к капиталу — на 11-м, коррупция и инфляция не были отмечены вообще. В России, напротив, основные проблемы находились за рамками бизнеса как такового, с началом кризиса они усугубились.
В июне 201 1 г. авторами было проведено последующее исследование с аналогичными исходными задачами и выборкой. Опросные листы, кроме выбора среди унифицированных вариантов ответов, предоставляли опрашиваемому возможность высказать свои суждения в свободной форме. Видоизмененная форма вопросника позволила получить более полную информацию по исследуемому направлению. В итоге удалось проследить преемственность проблем, стоящих перед малым предпринимательством, ранжировать их по значимости, а также проследить вектор направленности в посткризисный период.
Опрос показал, что все ранее опрошенные организации «пережили» тяжелые времена и продолжают работать. Говорить о полноценном восстановлении докризисных показателей финансовохозяйственной деятельности пока рано, но ситуация улучшается. Оживилась торговля, с перспективой смотрят в будущее сельхозпроизводители и строительные организации. Более % от всей совокупности респондентов отметили положительные сдвиги в своей деятельности за последний год.
На первом месте среди проблем по-прежнему остается низкая покупательную способность населения края, которая отражается на спросе, ее отметили более 80% опрошенных. Этот показатель существенно выше, чем общероссийский (59%) и в странах ЕС (47%) [4]. Почему так происходит, стало понятно из анализа статистических данных. По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в I квартале 2011 г. составляла 12 299 руб. Средний показатель по Сибирскому федеральному округу приблизился к 19 тыс. руб., а именно 18964 руб. Сопоставление статистических данных не в пользу краевого показателя, разница составляет 35%. Поэтому актуальность проблемы можно считать обоснованной и первостепенной.
По-прежнему значимой остается проблема нехватки финансовых средств. Предприниматели отмечают улучшение ситуации, но ставки по кредитам, по их мнению, остаются высокими, залоговая стоимость определяется не в пользу заемщика, крайне сложно взять кредит на срок более 3 лет, так называемые «длинные деньги».
С новой силой обострилась проблема тарифов на электроэнергию. По данным предпринимателей, начиная с 2011 г. они выросли на 25-30%. Каждый шестой отразил её значимость. Если раньше респондентов беспокоил только размер самих платежей, то в настоящее время претензии предъявляются к качеству энергоснабжения. В опросных листах руководители отметили скачки напряжения, которые негативно сказываются на работе оборудовании. Были зафиксированы случаи, когда оно выходило из строя, но доказать, что это произошло из-за перепадов напряжения, практически невозможно. Респонденты сетовали на то, что возмещения ущерба за счет поставляющих организаций добиться практически невозможно.
Впервые каждым четвертым были отмечены высокие тарифы по доставке товаров, оборудования и т.п. Географически Алтайский край равноудален от Европейской территории и восточных стран, которые являются поставщиками товаров, техники, оборудования и т.д. Отмечены очень высокие тарифы на железнодорожные и авиаперевозки. Использование автомобильного транспорта также сопряжено с рядом проблем, среди них высокая стоимость бензина, низкое качество дорожного покрытия, что приводит к частым поломкам и смене комплектующих. Если в предшествующих опросах эта проблема не была озвучена, то сейчас ее отметили представители всех видов предпринимательской деятельности.
Проведенное исследование показало, что несколько видоизменился вектор проблем. Руководители малых форм хозяйствования стали отмечать не только внешние факторы, которые препятствуют успешной работе их предприятий, но и внутренние. Среди них впервые была отмечена проблема привлечения квалифицированных работников. Приведем некоторые высказывания, которые в полной мере демонстрируют сложившуюся ситуацию. Руководители отмечают, что работники «приходят слабо подготовленные», «работать не умеют, но рассчитывают на высокую зарплату». Предприниматели стали поднимать вопросы о производительности труда, его интенсивности, соответствии оплаты выполненной работе и ее качестве и т.п. Можно предположить, что «кризис научил всех жить по средствам», поэтому руководители стали серьезнее подходить к вопросам формирования себестоимости, в том числе заработной платы.
Понизилась значимость проблемы высоких налогов и сложности их расчетов. Несмотря на то, что большинство респондентов отрицательно относится к реформированию социальных платежей и существенному их увеличению, в целом налоговая нагрузка не считается «обременительной».
Выводы
Анализ данных, полученных в результате проведенного исследования, вызволил построить иерархию проблем, с которыми сталкивается малый бизнес края в период восстановления экономики после мирового финансового кризиса. Рейтинг наиболее значимых причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства в Алтайском крае в 2011 г., выглядит следующим образом:
^ на первом месте по-прежнему остается низкая покупательную способность населения края;
^ вторая по значимости проблема — нехватка финансовых средств и проблемы с получением кредитов;
^ третья проблема — высокие тарифы на электроэнергию и не всегда соответствующее им качество услуг, которые оказывают энергоснабжающие организации;
^ практически на том же месте осталась проблема нечестной конкуренции, которую респонденты объединили с административными барьерами;
^ впервые, были отмечены высокие тарифы на железнодорожные, авиа- и автоперевозки по доставке грузов;
^ появилась проблема несоответствия ожиданий работодателей и работников в малом бизнесе. Первые недовольны квалификацией персонала, вторые — уровнем заработной платы;
^ предприниматели отметили рост налоговых платежей, но в связи с улучшением экономической обстановки эта проблема потеряла свою остроту и с третьего места переместилась на предпоследнее;
^ некоторые проблемы, такие как сложности получения земельных участков и высокие арендные платежи, характерны определенным видам деятельности.
Проведенное исследование показало, что изменились приоритеты предпринимателей. Если в кризис основными были проблемы, которые могли привести к закрытию предприятия, то в период восстановления экономики все больше возникает потребность в источниках и ресурсах, ко-
торые бы позволили предприятию не просто существовать, но и развиваться. Предприниматели стали высказывать суждения о том, что ведение бизнеса должно быть удобным и спокойным. Для этого в крае должна быть создана функциональная инфраструктура.
Библиографический список
1. Малый бизнес. Организация, экономика, управление / под ред. В.Я. Гор-финкеля, В.А. Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.
2. Предпринимательство / под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 2001.
3. Мнения Россиян о степени распространения коррупции (жадность и аморальность: ВЦИОМ изучил коррупцию в России) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//cormap/ru/content/viev/ 1774/12/. — Загл. с экрана.
4. Развитие малого и среднего пред-
принимательства в регионах России «Индекс Опоры» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.opora.ru/
апа^^/оиг-е{{о^/2008/11/19/razvitie-malogo-i-sred-nego-predprinimatelstva-v-regionakh-ros. — Загл. с экрана.
+ + +
УДК 339.13.003.13:631.15/.16(571.5) А.Е. Стрельцов
ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Ключевые слова: государственная
поддержка, крестьянское (фермерское) хозяйство, эффективность, продукция, производство, субсидии, рентабельность, сельскохозяйственное производство, специализация, результаты деятельности.
Введение
Сельскохозяйственное производство в крестьянских (фермерских) хозяйствах является составной частью всего аграрного производства. По мнению достаточно большого количества ученых фермерство
— это наиболее эффективная и рациональная форма ведения хозяйства на земле. В настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства являются основной производственной единицей сельскохозяйственной продукции в большинстве передовых стран мира [1]. Так же, как показал мировой кризис 2008-2009 гг., именно эта форма хозяйствования в таких условиях наименее подвержена его последствиям и является основной подушкой продовольственной безопасности страны [2]. В последнее время фермерство начинает вносить все более существенный вклад в развитие аграрной экономики, что подтверждается ростом их удельного веса в производстве сельскохозяйственной
продукции в России за последние годы — с 20% в 2005 г. до 23,7% в 2010 г. по России в целом, с 22,2% в 2005 г. до 29,5% в
2010 г. в Сибирском федеральном округе, с 24,1% в 2005 г. до 37,6% в 2010 г. в Алтайском крае [3, 4].
Исследования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в Алтайском крае позволяют выявить основные проблемы их эффективного функционирования и определить основные возможные направления и факторы их эффективного развития.
Мы определяем государственную политику и поддержку малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе ключевым инструментом их успешного функционирования.
Объект и методы исследования
Объектом исследования являются хозяйствующие субъекты Алтайского края.
Методика исследования заключается в комплексной оценке экономических показателей крестьянских (фермерских) хозяйств и проведении мониторинга влияния государственной политики и поддержки на результаты их финансово-хозяйственной деятельности.