Научная статья на тему 'Факторы повышения эффективности государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в Алтайском крае'

Факторы повышения эффективности государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОДУКЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / СУБСИДИИ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STATE SUPPORT / PRIVATE FARM / EFFICIENCY / PRODUCTS / PRODUCTION / SUBSIDIES / PROFITABILITY / AGRICULTURAL PRODUCTION / SPECIALIZATION / RESULTS OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрельцов Антон Евгеньевич

Освещены основные показатели деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств Алтайского края в разрезе предложенной группировки по размеру земли. Дана оценка эффективности государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств Алтайского края и предложены основные направления повышения ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стрельцов Антон Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic indicators of the activity of the private farms of the Altai Region in terms of the proposed grouping by the land area are discussed. The efficiency of the state support to the private farmers of the Altai Region is evaluated, and the basic directions to increase its efficiency are proposed.

Текст научной работы на тему «Факторы повышения эффективности государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в Алтайском крае»

торые бы позволили предприятию не просто существовать, но и развиваться. Предприниматели стали высказывать суждения о том, что ведение бизнеса должно быть удобным и спокойным. Для этого в крае должна быть создана функциональная инфраструктура.

Библиографический список

1. Малый бизнес. Организация, экономика, управление / под ред. В.Я. Гор-финкеля, В.А. Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.

2. Предпринимательство / под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 2001.

3. Мнения Россиян о степени распространения коррупции (жадность и аморальность: ВЦИОМ изучил коррупцию в России) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//cormap/ru/content/viev/ 1774/12/. — Загл. с экрана.

4. Развитие малого и среднего пред-

принимательства в регионах России «Индекс Опоры» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.opora.ru/

апа^^/оиг-е{{о^/200в/11/19/razvitie-malogo-i-sred-nego-predprinimatelstva-v-regionakh-ros. — Загл. с экрана.

+ + +

УДК 339.13.003.13:631.15/.16(571.5) А.Е. Стрельцов

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Ключевые слова: государственная

поддержка, крестьянское (фермерское) хозяйство, эффективность, продукция, производство, субсидии, рентабельность, сельскохозяйственное производство, специализация, результаты деятельности.

Введение

Сельскохозяйственное производство в крестьянских (фермерских) хозяйствах является составной частью всего аграрного производства. По мнению достаточно большого количества ученых фермерство

— это наиболее эффективная и рациональная форма ведения хозяйства на земле. В настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства являются основной производственной единицей сельскохозяйственной продукции в большинстве передовых стран мира [1]. Так же, как показал мировой кризис 2008-2009 гг., именно эта форма хозяйствования в таких условиях наименее подвержена его последствиям и является основной подушкой продовольственной безопасности страны [2]. В последнее время фермерство начинает вносить все более существенный вклад в развитие аграрной экономики, что подтверждается ростом их удельного веса в производстве сельскохозяйственной

продукции в России за последние годы — с 20% в 2005 г. до 23,7% в 2010 г. по России в целом, с 22,2% в 2005 г. до 29,5% в 2010 г. в Сибирском федеральном округе, с 24,1% в 2005 г. до 37,6% в 2010 г. в Алтайском крае [3, 4].

Исследования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в Алтайском крае позволяют выявить основные проблемы их эффективного функционирования и определить основные возможные направления и факторы их эффективного развития.

Мы определяем государственную политику и поддержку малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе ключевым инструментом их успешного функционирования.

Объект и методы исследования

Объектом исследования являются хозяйствующие субъекты Алтайского края.

Методика исследования заключается в комплексной оценке экономических показателей крестьянских (фермерских) хозяйств и проведении мониторинга влияния государственной политики и поддержки на результаты их финансово-хозяйственной деятельности.

Экспериментальная часть

Многие закономерности в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств изначально определены общими механизмами и подходами на федеральном уровне. Действие существующего сегодня механизма развития хозяйств основано на монетаристской концепции государственного регулирования, а его корректировка больше похожа на реакцию на возникающие проблемы, которые направлены на попытку устранения их следствия, а не причины.

В последние годы государство активно принимает попытки помочь сельскохозяйственным товаропроизводителям края различными целевыми программами и постановлениями путем субсидирования части процентных ставок по кредитам, субсидирования части затрат на приобретение ГСМ, минеральных удобрений и т.д. Эта поддержка оказалась достаточно ощутимой не столько в сельскохозяйственных предприятиях, сколько в малых формах хозяйствования, а именно в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Результаты исследования

За 2010 г. крестьянские (фермерские) хозяйства края увеличили площадь пашни на 47,5 тыс га. Размер сельхозугодий, приходящихся на одно фермерское хозяйство, в 2010 г. в сравнении с 2009 г. увеличился на 23,1 га и составил 397,8 га, общая площадь посевных площадей выросла на 77,1 тыс. га.

Доля пашни крестьянских хозяйств в крае увеличилась до 24,8 %. В 5 районах края (Волчихинский, Табунский, Алейский, Славгородский, Усть-Пристанский) удельных вес пашни в крестьянских хозяйствах составил более 50% общей площади пашни района. При этом в указанных районах доля крестьянских хозяйств в общем объеме производства зерна варьирует от

32,3 до 70,7%.

В 2010 г. наибольший размер государственной поддержки в расчете на 1 га пашни получили крестьянские (фермерские) хозяйства Тюменцевского, Бийского и Панкрушихинского районов (от 2355 до 2682 руб/га). При этом размер уплаченных налогов в расчете на 1 га пашни в этих районах составил, соответственно, 1042,6, 2204 и 1245,2 руб. (5-е, 4-е и 1-е места в рейтинге районов края). По размеру уплаченных налогов в расчете на 1 рубль полученных субсидий Бийский район занял 27-е место, Панкрушихинский

— 48-е, Тюменцевский — 53-е место.

На долю крупных фермерских хозяйств края (с площадью пашни более 1000 га), где сосредоточено 69,5% пашни, приходилось более 70% валового сбора зерна и 76% объемов производства молока и мяса скота и птицы (табл. 1). Мелкие крестьянские хозяйства, имеющие в распоряжении 12% земель, производили всего 12% зерна, 11% молока и 38,7% скота и птицы на убой.

Следует отметить, что доля производства сельскохозяйственной продукции в целом сопоставляется с долей используемой пашни. При этом прослеживается зависимость между размером и структурой производства сельскохозяйственной продукции по фермерским хозяйствам. Молочное скотоводство в основном сосредоточено в средних и крупных хозяйствах, а мясное — в средних и малых. В последние годы крестьянские (фермерские) хозяйства увеличивают не только площади под зерновыми культурами, но все активнее начинают заниматься высокотехнологичными и трудоемкими культурами, такими как сахарная свёкла, подсолнечник, картофель. За 2009-2010 гг. площадь под подсолнечником увеличилась в сравнении с 2008 г. на 27%, картофелем и овощебахчевыми культурами — на 28,6%.

Таблица 1

Структура производства сельскохозяйственной продукции в зависимости от размеров крестьянских (фермерских) хозяйств края, 2010 г.

Площадь пашни на 1 КФХ, га Количество КФХ, ед. Площадь пашни Доля в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции в к(ф)х в 2010 г. Средняя урожайность зерновых, ц/га

тыс. га % зерно молоко мясо

Меньше 500 га 818 209,9 12,4 12,1 11,1 38,7 11,6

500-1000 га 428 306,9 18,1 17,8 11,7 9,1 12,9

1000-3000 га 374 615,5 36,2 38,0 21,5 20,5 13,3

3000-8000 га 99 422,4 24,9 22,0 32,8 26,0 13,8

Более 8000 га 14 143,4 8,4 10,1 22,9 5,7 16,4

ИТОГО 1733 1698,1 100,0 100,0 100,0 100,0 14,0

В 2010 г. крестьянскими хозяйствами собрано 1800,7 тыс. т зерна в весе после доработки (32% от общего объема производства зерна в крае), 78,0 тыс. т подсолнечника (34,3%), 110,0 тыс. т сахарной свёклы (23,8%).

Финансовая поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств из федерального и краевого бюджетов в общем объеме поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2010 г. составила 12,5%, что соответствовало доле фермерских хозяйств в общем объеме производства валовой продукции (13%).

В сравнении с 2009 г. общий объем поддержки крестьянских хозяйств в 2010 г. сократился на 55%. На 1 га сельскохозяйственных угодий крестьянским хозяйствам было перечислено 228,5 руб. субсидий (в 2009 г. — 517,4 руб/га) (рис.).

Сокращение государственной поддержки в основном связано с тем, что в 2010 г. сельхозтоваропроизводителям не выплачивались субсидии на компенсацию части стоимости дизельного топлива, а это

направление в 2009 г. было основным и составляло около 36% всего объема поддержки крестьянских хозяйств.

В результате в 2010 г. существенно изменилась структура поддержки крестьянских хозяйств. Если в 2009 г. 70% всего объема поддержки КФХ приходилось на растениеводство, то в 2010 г. — на субсидирование процентных ставок по кредитам и компенсацию части стоимости техники.

В структуре государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в 2010 г. на долю федерального бюджета приходилось 66%, краевого — 34%

(табл. 2).

Основной объем государственной поддержки — более 80% — предоставлялся крупным крестьянским (фермерским) хозяйствам с площадью земли более 1000 га. На их долю в 2010 г. приходилось более 73% товарной продукции и 41% чистой прибыли, полученной фермерскими хозяйствами края, а также 77,1% налоговых платежей и 76% всей приобретенной техники (табл. 3).

Рис. Объемы производства и господдержки крестьянских хозяйств, 2010 г.

Таблица 2

Распределение государственной поддержки между крестьянскими хозяйствами

в 2010 г.

Средняя площадь земли на 1 фермерское хозяйство, га Количество к(ф)х, ед. | Объем государственной поддержки, млн руб. Распределение господдержки, всего, %

всего в т.ч. из краевого бюджета федерального бюджета

Меньше 500 818 40,0 8,1 31,9 9,3

500-1000 428 43,0 5,5 37,5 10,0

1000-3000 374 146,8 25,6 121,2 34,2

3000-8000 99 137,3 26,2 111,1 31,9

Более 8000 14 62,7 13,2 49,5 14,6

Итого 1733 429,9 151,5 283,7 100,0

Таблица 3

Экономически показатели деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств Алтайского края, 2010 г.

Кол-во к(ф)х, ед. Выручка от реализации, млн руб. млн руб. Рентабельность, % Уплачено налогов, млн руб. Приобретено техники, ед.

Средняя S на 1 хозяйство, га всего £ г 3 ю . П \0 = £ <и X на 1 руб. субсидий, руб. Чистая прибыль, всего и, г 3 а. п \о = £ а г - б. у . р Ух ри 1д 1и а с X

Меньше 500 818 714,5 3,4 17,9 58,6 8,9 42,5 202,5 1,06 31

500-1000 428 796,4 2,6 18,5 95,2 13,6 42,1 137,2 0,98 55

1000-3000 374 1877 3,0 12,8 223,2 13,5 103,8 168,7 0,71 116

3000-8000 99 1550 3,7 11,3 205,9 15,3 101,0 239,2 0,74 69

Более 8000 14 636 4,4 10,1 70,3 12,4 79,9 557,3 1,27 86

Итого по к(ф)х 1733 5574 3,3 13,0 653,1 13,3 369,4 217,5 0,86 357

Сельскохозяйствен- 690 24003 3,7 9,5 1629,4 7,8 2600,5 398,9 1,03 508

ные организации

Проведенная группировка позволяет выявить взаимосвязь между объемом господдержки и экономическими результатами функционирования крестьянских хозяйств.

Размер выручки в расчете на 1 га пашни в зависимости от размеров крестьянских формирований варьирует от 3,0 до 4,4 руб. В крупных крестьянских хозяйствах указанный показатель выше, что свидетельствует о более эффективном использовании земли. Тем не менее размер выручки на 1 га пашни в среднем по крестьянским хозяйствам края складывается ниже, чем в сельскохозяйственных организациях.

Прослеживается следующая закономерность: мелкие крестьянские хозяйства (площадь меньше 500 га) заплатили за 1 га пашни 202,5 руб. налогов, хозяйства с площадью от 500 до 3000 га (802 хозяйства, или 46% от общего числа) уплачивают только 137-169 руб., крупные хозяйства — 239-557 руб/га. Таким образом, наименьшую налоговую нагрузку несут фермерские хозяйства, имеющие от 500 до 3000 га в пашни.

Рентабельность деятельности крестьянских хозяйств края в 2010 г. составила 13,3%, что на 5,5 процентных пунктов выше, чем в сельскохозяйственных организациях, и связана с меньшими затратами на производство сельскохозяйственной

продукции (оплата труда, амортизация). В частности среднемесячная заработная плата работников крестьянских (фермерских) хозяйств в 2010 г. составила 5219 руб., что ниже, чем в сельхозорганизаци-ях края, на 21%.

Финансово-экономические результаты деятельности крестьянских хозяйств и эффективность их государственной поддержки зависят не только от размеров производства, но и специализации их деятельности.

Из общей совокупности обследованных крестьянских (фермерских) хозяйств края занимаются животноводством 254 хозяйства (17% от общего количества)

(табл. 4).

В общем объеме государственной поддержки крестьянских формирований на долю хозяйств, занимающихся животноводством, приходилось 38%. Из общего объема поддержки крестьянских хозяйств за счет краевого бюджета им перечислен 51% субсидий, федерального — 36%.

Проведенная группировка показывает, что хозяйства, специализирующиеся только на производстве продукции растениеводства, менее эффективно используют производственный потенциал, а объемы получаемых субсидий из бюджетов значительно ниже, в сравнении с хозяйствами, развивающими животноводство.

Таблица 4

Эффективность государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в зависимости от специализации производства, 2010 г.

КФХ, занимающиеся производством продукции Количество крупных КФХ Господдержка, млн руб. Выручка, млн руб. Чистая прибыль, млн. руб. Сумма уплаченных налогов на 1 га пашни, руб. Выручка на 1 га пашни, тыс. руб. Господдержка на 1 га пашни, руб. Рентабельность предприятия, %

Средний разме р площади пашни менее 500 га

Животноводства 113 14,7 117,9 24,0 352,4 4,3 539,8 25,6

Только растениеводства 705 25,3 596,6 34,6 180,2 3,3 138,5 6,2

ИТОГО 818 40,0 714,5 58,6 202,5 3,4 190,6 8,9

Средний размер площади пашни от 500 до 1000 га

Животноводства 51 9,4 107,8 58,6 95,3 2,6 226,8 11,1

Только растениеводства 377 33,6 688,6 10,8 143,8 2,6 126,6 14,0

ИТОГО 428 43,0 796,4 84,4 137,2 2,6 140,1 13,6

Средний размер площади пашни от 1000 до 3000 га

Животноводства 57 41,6 358,7 36,5 119,8 3,5 404,7 11,3

Только растениеводства 317 105,3 1518,4 186,6 178,5 3,0 205,3 14,0

ИТОГО 374 146,8 1877,1 223,2 168,7 3,0 238,6 13,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний размер площади пашни от 3000 до 8000 га

Животноводства 26 61,0 460,9 71,1 346,3 3,8 498,0 18,3

Только растениеводства 73 76,3 1089,3 134,7 195,5 3,6 254,3 14,1

ИТОГО 99 137,3 1550,2 205,9 239,2 3,7 325,0 15,3

Средний размер площади пашни более 8000 га

Животноводства 7 39,2 308,6 30,9 412,4 4,4 554,9 11,1

Только растениеводства 7 23,6 327,4 39,4 697,7 4,5 323,8 13,7

ИТОГО 14 62,7 635,9 70,3 557,3 4,4 437,5 12,4

Всего

Животноводства 254 165,8 1353,8 173,3 267,2 3,7 455,1 14,7

Только растениеводства 1479 264,0 4220,4 479,8 204,0 3,2 198,0 12,8

На 1 га пашни ими произведено товарной продукции на сумму 3,2 тыс. руб., что на 15,6% ниже, чем в хозяйствах, развивающих животноводство.

Крестьянские хозяйства, занимающиеся производством продукции животноводства, на 1 га пашни в 2010 г. получили

455.1 руб. субсидий, уплатили налогов —

267.2 руб/га, не занимающиеся — получили государственную поддержку в

2,3 раза меньше — 198 руб/га, уплатили налогов — 204 руб/га.

Выводы

Таким образом, развитие животноводства позволяет фермерским хозяйствам получать больший объем государственной поддержки из бюджетов различных уровней и является важным фактором повышения их финансовой устойчивости.

В последние годы наблюдается повышение концентрации производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах края. Это выражается в уменьшении числа хозяйств со средней площадью земли

меньше 200 га и увеличении доли земель в крупных фермерских хозяйствах. Также наблюдаются положительные изменения в структуре производства продукции фермерских хозяйств. Увеличивается доля производства технических культур и овощей, продукции животноводства. Тем не менее доля крестьянских хозяйств в производстве молока и скота, и птицы на убой остается низкой.

В 2010 г. произошло уменьшение государственной поддержки крестьянских хозяйств, ее структура изменилась в сторону увеличения доли субсидий, предоставляемых на компенсацию процентной ставки по кредитам. При этом объемы производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских хозяйствах увеличились. На

1 га сельхозугодий в 2010 г. крестьянские хозяйства произвели продукции в сопоставимой оценке на 37,3% больше, чем в 2009 г.

Также стоит отметить, что показатели эффективности господдержки крестьянских хозяйств в основном определяются

результатами развития растениеводства и значительно варьируют по годам в зависимости от складывающихся погодных условий.

Однако, по мнению авторов, изначально подход к поддержке агропромышленного комплекса неэффективен. В последнее время складывается такая ситуация, когда, например, после постановлений о том, что в этом году будет субсидироваться 20% затрат от стоимости минеральных удобрений, эти удобрения тут же возрастают в цене на 20%. И такая ситуация наблюдается при взаимодействии всех сфер АПК. По нашему мнению, государство должно не поддерживать конкретно хозяйствующие субъекты, а способствовать снижению процентных ставок по кредитам, обеспечивать равные условия деятельности по всем регионам России путем более эффективной налоговой политики, пересмотреть транспортные тарифы для сельхозтоваропроизводителей и стимулировать последних развивать собственную инфраструктуру, что поможет избавиться от посредников в сельском хозяйстве и приблизиться к американским и

канадским моделям развития агропромышленного комплекса.

Библиографический список

1. Structure and Finances of U.S. Farms:

2008 Family Farm Report / EIB-12. May 2009.

2. Папцов А.Г. Экономика аграрного сектора развитых стран в условиях мирового продовольственного кризиса. — М.: Гриф и К, 2009. — 288 с.

3. Основные показатели деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств Алтайского края. 2005-2009: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. — Барнаул, 2010. — 64 с.

4. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. — М., 2009. — 554 с.

5. Агропромышленный комплекс Алтайского края. 2005-2010: стат. сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. — Барнаул, 2010. — 56 с.

+ + +

УДК 637;631.15:33 М.Л. Яшина

РАЗВИТИЕ СКОТОВОДСТВА РОССИИ НА ОСНОВЕ УГЛУБЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

Ключевые слова: скотоводство, территориально-отраслевое разделение труда, биоклиматический потенциал, специализированные зоны, продовольственное обеспечение.

Введение

Скотоводство представляет собой отрасль сельского хозяйства, развитие которой определяется, прежде всего, тенденциями и параметрами функционирования агропромышленного комплекса страны в целом. Переход к рыночным отношениям вызвал в российской экономике ряд негативных последствий. За годы рыночных преобразований сельское хозяйство Российской Федерации не получило реальных стимулов для своего развития. В

2009 г. по отношению к 1990 г. в 2,4 раза сократилось производство говядины и те-

лятины и в 1,7 раза — производство молочной продукции скотоводства.

Объекты и методы

Правительством Российской Федерации, Минсельхозом России принимаются определенные меры по восстановлению скотоводства. С целью создания экономических условий для формирования отрасли мясного скотоводства принята отраслевая программа «Развитие мясного скотоводства на 2009-2012 годы» [1]. В ее рамках реализуются 22 региональные программы. На указанные программы выделено в 2009 г. 3 млрд 982 млн руб., в том числе из федерального бюджета —

2 млрд 785 млн руб., из бюджетов субъектов Российской Федерации — 1 млрд 197 млн руб. В 16 субъектах Российской Федерации, реализующих программы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.