Научная статья на тему 'Результаты математического образования в средней школе Сибири конца XIX – начала ХХ вв'

Результаты математического образования в средней школе Сибири конца XIX – начала ХХ вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольникова З. У., Яковлева Е. Н.

В статье характеризуются и анализируются результаты математического образования в Сибири конца XIX – начала ХХ вв., на примере мужской гимназии и реального училища. Выделены особенности проведения устного и письменного экзамена по математике, требования к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты математического образования в средней школе Сибири конца XIX – начала ХХ вв»

Результаты исследования, проведенного по окончанию изучения данной дисциплины специализации, свидетельствуют о значительном повышении у обучаемых общепрофессиональных и профессиональных знаний, умений и навыков. Следовательно, можно сделать вывод, что потенциал дисциплины «Коммуникативные технологии в профессиональной сфере» в целях развития языковой компетентности будущих лингвистов значителен.

Список литературы:

1. Кабардов М.К. Типы языковых и когнитивных способностей и компетенции [Текст] / М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 34-49.

2. Клименко Н.В. Социально-культурное формирование личности студентов в процессе языкового образования [Текст]: автореф. дис. ... канд.пед. наук / Н.В. Клименко. - М., 2007. - 20 с.

3. Львов Л.В. Профессиональное образование: компетентностно-кон-текстный подход: учебное пособие [Текст] / Л.В.Львов - Челябинск: ЧГАУ, 2007. - 120 с.

4. Сухих С.А. Языковая репрезентация измененных состояний сознания [Электронный ресурс] / С.А.Сухих // Язык, коммуникация и социальная среда. - Воронеж: ВГУ, 2006. - Вып. 4. - Режим доступа: http://tpl1999.narod.ru/WEBLSE2006/LSE2006Intro.htm.

РЕЗУЛЬТАТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ СИБИРИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ.

© Колокольникова З.У.*, Яковлева Е.Н.*

Лесосибирский педагогический институт -филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск

В статье характеризуются и анализируются результаты математического образования в Сибири конца XIX - начала ХХ вв., на примере мужской гимназии и реального училища. Выделены особенности проведения устного и письменного экзамена по математике, требования к ним.

Математическое образование как целостная система подразумевает определенное подведение итогов. Если результат есть то, что является

* Доцент кафедры Педагогики, кандидат педагогических наук, доцент

♦ Декан физико-математического факультета, кандидат физико-математических наук

конечным итогом, то, наверное, можно различить результаты внешние и внутренние. Внутренние результаты математического образования - это те изменения, которые произошли с личностью в процессе получения математического образования. Описать или как-то зафиксировать эти изменения достаточно сложно, и это, видимо, является предметом отдельного исследования. В рамках историко-педагогического исследования мы можем рассмотреть внешние результаты математического образования в средней школе Сибири конца XIX - начала XX вв.

В словаре И.А.Эфрона и Ф.А.Брокгауза под экзаменом понимается «... испытание учащихся в их познаниях. Выпускным экзаменам подвергаются лица, прослушавшие установленный курс, в особых испытательных комиссиях, для получения соответствующих дипломов» [7, стлб. 2123]. Именно в смысле испытания понимали экзамен в конце XIX - начале XX вв. в средней и высшей школе России (Сибири). В архивных документах практически не встречается термин «экзамен», в основном используется термин «испытания», причем проходят как устные, так и письменные испытания, переводные и выпускные испытания. Проведение экзаменов в средней школе регламентировалось Уставом 1864 года. С 1864 года в Сибири для перевода ученика в другой класс необходимо было иметь «не менее трех баллов в общей сложности» и не иметь единицы по какому-либо предмету, т. е. ученика переводили в следующий класс, если у него было за год одна или более неудовлетворительных отметок, при условии, что средний балл был не менее трех [2, с. 8-11]. На экзамене от учащихся требовались знания математического материала, пройденного по программе, умения решать задачи, т.е. применять знания на практике.

Выпускные экзамены по математике в мужских гимназиях Сибири проводились по следующим разделам: по арифметике, по алгебре, по геометрии, тригонометрии. Педагогические советы учебных заведений определяли самостоятельно разделы математики, подлежащие проверке, и задачи, предлагаемые на испытаниях. Так, в Тобольской гимназии в 1901, 1902, 1903 гг. на выпускных испытаниях были предложены две задачи: по алгебре и геометрии [9, Д. 343, ЛЛ. 324, 327, 329; 331, Д. 228, ЛЛ. 991, 1042, 1113], по арифметике задача была предложена только экстернам [9, Д. 233, Л. 5].

Проведение письменных испытаний по математике на выпускных экзаменах характеризовалось наличием определенного ритуала. Испытуемые собирались к заранее условленному времени в гимназии, размещались в аудиториях, затем им выдавались «черновые» и «беловые» листы, где отмечались: предмет, фамилия, имя экзаменующегося, печать дирекции училищ губернии (или учебного заведения), оставлялись поля для замечаний (справа), время начала и окончания чистовой и черновой работы прямо на листе с подписью члена комиссии. Испытания проводит ко-

миссия: директора учебного заведения, инспектора, преподавателя математики и ассистентов, на экзамене мог присутствовать окружной инспектор учебного округа. Вся процедура экзамена отражалась в протоколе. После выполнения работ и сдачи на проверку, каждый экзаменатор проверяет все работы, на полях даются замечания, в конце работы - резолюция и отметка каждого экзаменатора, заверенная его подписью. Общий вывод и отметку выставляет директор, закрепляя своей подписью [9, Д. 211, Л. 410-515]. Похожую ритуализацию мы видим сегодня при организации ЕГЭ.

Кроме письменных испытаний по математике проводились и устные испытания, которые, как и письменные, подробно протоколировались. Так, в 1899 году в Томской гимназии в 8 классе проводились устные испытания по математике. Заранее составленных билетов не было, экзаменаторы задавали вопросы по каждому из изучаемых разделов математики. Нужно отметить, что отсутствие билетов для устных испытаний по математике не было характерно для всех гимназий, в некоторых из них устный экзамен проводился по билетам, как, например, в Верненской гимназии [9, Д. 211, Л. 805].

Анализируя задачи, предложенные на письменных выпускных экзаменах по математике, и их решения, выполненные абитуриентами гимназий, можно выделить ряд требований, предъявляемых к экзамену по математике.

1. Проверка знания различных разделов учебной программы по математике.

2. Содержание задач (особенно по арифметике) отражают современную им действительность, соответствующую историческую обстановку.

3. Пристальное внимание к формированию вычислительных умений и навыков абитуриентов, что объяснялось отсутствием вычислительной техники. Основным способом производства вычислений являлось логарифмирование. Попечительский Совет Западно-Сибирского учебного округа в 1913 году, анализируя результаты выпускных испытаний, рекомендовал: «Предложить гг.преподавателям математики обратить усиленное внимание на прививку навыков в пользовании логарифмическими таблицами, добиваясь не только сознательного отношения к ним, но и безукоризненной техники при пользовании ими» [10, Д. 28, Л. 24].

4. В решениях задач по математике прослеживаются определенные требования к оформлению работ: четкая запись условия задачи, описание каждого шага в решении задачи, полное обоснование каждого шага, наличие вычисления при помощи алгоритмического аппарата (в основном логарифмического), обязательная пошаговая проверка, анализ решения задач (в основном геометрических), запись подробного ответа. Обращалось внимание на способы решения предложенных задач, «... выбран неудач-

ный прием исследования и решения, хотя ответ верный» [9, Д. 211, Л. 416], «Автор прибегает к самым сложным приемам, избегая легкий путь. Работа удовлетворительная» [9, Д. 269, Л. 483], соблюдение алгоритма решения: «... изложение материала страдает непоследовательностью, неясностью и неточностью. Исследование слабовато. Проверка отсутствует. Работу можно считать удовлетворительной» [9, Д. 211, Л. 462].

5. Анализ резолюции членов экзаменационной комиссии на выпускные письменные работы по математике показывает такие тенденции и подходы к оцениванию работ, как гуманизация и дифференцированный подход: «Ученик неясно представил себе условия задачи и отнес ее к задачам на исследование уравнений, хотя работа, представленная в таком виде, может считаться только удовлетворительной, но, принимая во внимание добросовестные занятия ученика в течение всего гимназического курса, я оцениваю ее баллом четыре (4). Преподаватель» [9, Д. 211, Л. 616]. «Вычисления логарифмическим способом хорошо. Но в одном случае есть обидный недосмотр, который можно объяснить рассеянностью» [9, Д. 269, Л. 307].

6. Гуманитаризация математического образования находит отражение в критериях выставляемых оценок. Особое внимание уделялось описанию логики решения задачи, требованиям математической орфографии, поиску наиболее легких путей решения. Об этом можно судить также по резолюциям комиссии на письменных испытаниях по математике в Томской мужской гимназии в 1908 году: «Мало обстоятельности в объяснении автора. Против математической орфографии он сильно грешит. Работа удовлетворительная. Работа едва удовлетворительная, т.к. отсутствует объяснение задачи, допущены неправильности. Нет проверки» [Там же, Л. 311]. В постановлении Попечительского Совета Западно-Сибирского учебного округа от 16 декабря 1913 года: «Рекомендовать обратить внимание гг. преподавателей математики на выработку навыка и умения давать ясное, краткое и толковое устное и письменное объяснение решения задач, приучать к которому необходимо не только в старших классах, но и в средних и младших классах» [10, Д. 28, Л. 28].

В реальных училищах проходили также письменные и устные экзамены по математике. Письменные экзамены по математике проводились по следующим разделам: алгебра, приложения алгебры к геометрии, геометрия, дополнительные статьи алгебры, тригонометрия, анализ бесконечно малых и аналитическая геометрия. На устных экзаменах использовали билеты по разделам: геометрия, тригонометрия, приложения алгебры к геометрии, алгебра, арифметика. Процедура экзамена практически не отличалась от процедуры в гимназии. После письменных испытаний по всем разделам в реальном училище заседал Педагогический Совет по допуску учащихся к устным испытаниям.

Устные испытания в реальном училище состояли из двух экзаменов: алгебра и геометрия. Устный экзамен по алгебре включал вопросы по арифметике, алгебре и дополнительным статьям алгебры. Вопросы, предлагаемые на испытаниях по геометрии, принадлежали следующим разделам математики: геометрия, тригонометрия, приложения алгебры к геометрии. Заранее, до экзаменов составлялись вопросы и билеты, по которым проводились испытания.

Успеваемость учащихся гимназий и реальных училищ также можно рассматривать как внешний результат математического образования. В сибирских гимназиях в 1870-х гг. успеваемость в среднем составляла от 25 % до 42,9 % [3, с. 203, 239]. Еще сложнее обстояли дела в реальных училищах. Успеваемость в 1880 г. составила 28 %, а в 1881 г.- 34,3 %. [4, с. 22].

Уже в первой половине 80-х годов Х1Х века происходит стабилизация успеваемости в средних мужских учебных заведениях. В мужских гимназиях успеваемость была 62-67 %, а в реальных училищах 68-70 %.В старших классах успеваемость выше, чем в младших, а в выпускных она, как правило, была равна 100 %. Видна тенденция к повышению успеваемости по мере продвижения к выпускному классу, эта тенденция характерна как для мужских гимназий, так и для реальных училищ. Характерна она и для математики как учебного предмета, например, в Читинской гимназии средний балл по алгебре в 3 классе равнялся 3,2; в 4 классе - 2,9; в 7 классе - 3,4 и в 8 классе - 3,8 [8, Д. 13, Л. 21].

Одним из показателей результатов математического образования в Сибири конца XIX - начала XX вв. является выбор абитуриентами средних учебных заведений, профессий, связанных с математикой, продолжение обучения на физико-математических факультетах университетов. Абитуриенты сибирских гимназий поступали на физико-математический факультет в Казанский и С-Петербургский университеты. В 1907 году в Казанский университет поступило в общей сложности 132 абитуриента-сибиряка, на юридический факультет - 48 (36,4 %), на естественнонаучный - 41 (31,1 %), на математический - 17 (12,9 %), на медицинский - 17 (12,9 %), филологический - 9 (6,8 %). [1, с. 67-69]. В том же 1907 году в Петербургском университете было принято 242 студента-сибиряка, на математический - 22 (9,1 %) [1, с. 52-53]. По популярности математический факультет был третьим.

Анализ результатов математического образования в классических гимназиях и реальных училищах Сибири конца XIX - начала XX вв. позволил сделать нам следующие выводы:

1. Проблема экзамена в отечественной педагогической литературе конца XIX - начала XX вв. была актуальной и решалась в основном принципиально «о целесообразности экзаменов»;

- процедура выпускных экзаменов (устных и письменных) была строго ритуализирована;

- количество разделов математики, по которым проверяли знания абитуриентов, в реальном училище было больше (7), чем в классической гимназии (4), а количество задач, предлагаемых на экзамене, совпадало (3);

- требования, предъявляемые к выпускным письменным работам по математике в классической мужской гимназии и реальном училище, имеют много общего: сформированность вычислительных навыков, аккуратность при оформлении работ и оформление по определенному алгоритму, знание математической орфографии и стилистики.

2. Курс мужских учебных заведений заканчивали только каждый четвертый гимназист и реалист из поступивших в первый класс. Прослеживается тенденция к стабилизации успеваемости по мере продвижения к выпускным классам. На выпускных испытаниях успеваемость абитуриентов была близкой к 100 %.

3. При продолжении обучения математический факультет университетов был третьим по популярности, на него поступало от 9 % до 12 % абитуриентов, поступавших в университет.

Список литературы:

1. Бельденинов С. Сибирская молодежь в петербургском университете // Сибирские вопросы. - 1907. - № 1-2; № 1. - С. 68-69, № 2. - С. 52-59.

2. О преобразовании сибирских гимназий // Сибирский вестник. -1867. - № 12. - С.8.

3. Панчуков А.П. История начальной и средней школы Восточной Сибири / А.П. Панчуков. - Улан-Удэ, 1959. - 512 с.

4. Циркуляр по восточносибирским учебным заведениям Министерства народного просвещения за 1882 год. - Иркутск, 1883. - 554 с.

5. Циркуляр по восточносибирским учебным заведениям Министерства народного просвещения за 1883 год. - Иркутск, 1884. - 550 с.

6. Циркуляр по восточносибирским учебным заведениям Министерства народного просвещения за 1887 год. - Иркутск, 1888. - 414 с.

7. Эфрон И.А. Малый энциклопедический словарь: в 4 т., Т.4. - М., 1997. - 624 с.

8. Архивное агентство администрации Иркутской области (ГАИО). Фонд 63. Опись 3. Дела 13, 17, 18.

9. Архивное агентство администрации Томской области (ГАТО). Фонд 126. Опись 3. Дела 211, 228, 233, 269, 343.

10. Архивное агентство администрации Алтайского края (ГААК). Фонд 46. Опись 1. Дело 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.