Научная статья на тему 'Отечественное Высшее техническое образование: набор студентов. Начало xx В. - 30-е гг. Xx в'

Отечественное Высшее техническое образование: набор студентов. Начало xx В. - 30-е гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАБОР СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Турбина Мария Александровна

Статья посвящена истории отечественной высшей технической школы. В работе анализируются архивные материалы, приводятся сведения об изменении социального состава студенчества в 30-х гг. XX в. Автор рассматривает организацию втузами вступительных испытаний, проведение мероприятий по привлечению студентов техническими институтами в ранний советский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественное Высшее техническое образование: набор студентов. Начало xx В. - 30-е гг. Xx в»

Библиографический список

1. Егорова, Т. В. Социально-педагогическая поддержка молодежи неформальных объединений [Текст] / Т. В. Егорова - Ковров: КГТА, 2007 - 204 с.

2. Фирсов, М. В. Антология социальной работы [Текст] / М. В. Фирсов - М.; Сварогъ, 1994. - 288 с.

УДК 378.1

Турбина Мария Александровна

Аспирантка Сибирского государственного университета путей сообщения, руководитель редакционного отдела издательства СГУПСа, maria_turbina@mail.ru, Новосибирск

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАБОР СТУДЕНТОВ.

НАЧАЛО XX В. - 30-Е ГГ. XX В.

Turbina Maria Aleksandrovna

Post-graduate student of the Siberian state Transport university, head of editorial department of the University’s publishing house, maria_turbina@mail.ru, Novosibirsk

DOMESTIC HIGHER TECHNICAL EDUCATION: ADMISSION OF STUDENTS (EARLY XX-TH CENTURY - 1930s)

Контингент поступающих в высшие учебные заведения - важнейший параметр, который наряду с другими, такими как номенклатура специальностей, учебные планы и программы (собственно содержание обучения), методы обучения, формы производственной практики и др., характеризует систему высшего технического (и не только технического) образования. В настоящее время, когда в нашей стране идет серьезная реформа образования на всех его уровнях, это, в частности, и ввод единого государственного экзамена, и переход на двухуровневую систему подготовки специалистов. Но очевидно: любая реформа для того, чтобы быть успешной, должна учитывать опыт предыдущих поколений. В общем можно говорить о том, что, например, перед советской высшей технической школой на этапе ее становления стояли проблемы, подобные тем, какие решаются и сегодня: разрыв между средней и высшей школой, а соответственно и проблема набора, поиск оптимальных вступительных испытаний. В связи с этим будет интересно рассмотреть, каким образом решался сложнейший вопрос о приеме студентов в отечественном высшем техническом образовании и в дорево-

люционный период, и в ранний советский период (в настоящей статье мы обратимся к довоенным годам).

Как известно, специальность инженера в начале XX в. была чрезвычайно популярной, и число желающих ее получить превышало в 4-5 и более раз количество существующих вакансий [3]. Большинство учебных заведений проводили вступительные экзамены. Абитуриенты проходили испытания по следующим предметам: русский язык (сочинение на отвлеченную или литературную тему), алгебре, геометрии, тригонометрии, физике, иностранному языку, а в институты путей сообщения и гражданских инженеров, кроме того, еще и по рисованию. При этом «о степени строгости (а кстати, и грамотности в смысле умения письменно формулировать свою речь) говорит, например, экзамен по русскому языку, по которому поступающие чаще всего получали неудовлетворительный балл (27% неудовлетворительных отметок). Требовалось изложить тему сжато (1-2 листа) и совершенно без грамматических ошибок. Работа с двумя грамматическими ошибками оценивалась уже как неудовлетворительная» [3, с. 54]. По разделам математики абитуриентам предлагалось ответить на 3-5 теоретических вопросов и решить одну или несколько задач.

Ряд втузов, желая уменьшить количество случайностей, которые неизбежны при конкурсе, заменяли конкурсные испытания конкурсом аттестатов, полученных при окончании средней школы. Так, например, сделал Петербургский политехнический институт, при этом, по замечанию С. П. Тимошенко, требования все равно были очень высокими. В частности, на кораблестроительное отделение могли поступить только претенденты, окончившие средние школы с золотой медалью [4].

Некоторые дореволюционные втузы ввели комбинированный конкурс, при котором отметки аттестата складывались с отметками, полученными на вступительных экзаменах.

В частности, в Институте инженеров путей сообщения Императора Александра I в 1908 г. комбинированный конкурс проходил следующим образом. Приемные экзамены на I семестр предполагали для всех без исключения абитуриентов конкурсные испытания по математике и физике, русскому языку, иностранному языку (французскому, немецкому или английскому) и рисованию (как уже было сказано, это дополнительный экзамен, проводимый для поступающих в институты инженеров путей сообщения)*. Старшинство при конкурсе определялось «суммою следующих шести отметок

1) четырех отметок, полученных на конкурсном экзамене из алгебры, геометрии, тригонометрии и физики;

2) средней арифметической из отметок, выставленных в аттестатах или свидетельствах средних учебных заведений;

* В связи с этим интересно отметить, что для поступающих на III и V семестр приемные экзамены состояли из конкурсных испытаний по всем предметам, проходимым на всех предыдущих семестрах (т. е. на I, II и I—IV соответственно), а кроме того из проверочного испытания по рисованию и черчению - техническому и топографическому.

3) средней арифметической отметки по математике, взятой из тех же аттестатов и свидетельств» [1, с. 20].

Таким образом, видно, что при подобном конкурсе во внимание принимались главным образом знания по математике и физике. Однако получившие неудовлетворительную отметку по какому-либо предмету приему не подлежали [3]. Это чрезвычайно важный момент, потому что, как будет сказано ниже, ранняя советская высшая техническая школа, переживая на этапе своего становления трудности с приемом абитуриентов, отошла от этого правила.

Что касается контингента абитуриентов по половому, социальному и др. параметрам, то, например, в Петербургском институте инженеров путей сообщения Александра I в 1908 г. существовали такие правила. К экзамену для поступления на первый семестр допускались молодые люди, русские подданные, не женатые, окончившие не ранее 1904 г. (т. е. не позднее четырех лет назад) курс в одном из названных в приводимом в [1] приложении со списком средних учебных заведений и не состоящие на государственной службе. В числе обязательно предоставляемых документов должно было быть свидетельство о крещении. В других втузах, например в Киевском политехническом институте, прием девушек был разрешен в дореволюционное время. Как пишет С. П. Тимошенко, «высшие инженерные учебные заведения впервые начали принимать женщин в 1907 г., и, начиная с 1909 г., на моих занятиях по сопротивлению материалов в Киевском политехническом институте девушки составляли значительный процент» [4, с. 26].

Таким образом, нельзя не отметить, что дореволюционная высшая техническая школа стремилась сделать прохождение вступительных экзаменов максимально объективным процессом (это был призван сделать и широкий спектр проводимых испытаний), правда, сохранялся довольно жесткий отбор по некоторым социальным параметрам. Впрочем, подобное будет характерно и для советской школы.

На основе ряда политехнических вузов в советское время образовывались новые институты. Так, в 1930 г. в Томске на базе Томского технологического института (основан в 1896, открыт в 1900 г.) был организован Сибирский институт инженеров путей сообщения. А в 1932 г. в Новосибирске на базе путейско-строительного факультета СИИПСа создается самостоятельный путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта (будущий Новосибирский институт военных инженеров транспорта - НИВИТ). У истоков нового института стояли педагоги Томского технологического института. Среди них - профессора В. М. Завадский, выпускник 1915 г. Петербургского института инженеров путей сообщения, одного из старейших российских технических вузов, В. Е. Еврейсков, выпускник Томского технологического института 1911 г., С. А. Введенский, А. И. Прибытков. Эти педагоги стали организаторами первых кафедр и лабораторий нового вуза.

В настоящей статье мы на примере одного из самых старых технических вузов Новосибирска - НИВИТа - рассмотрим, каким образом организовывался прием студентов с основания вуза и вплоть до Великой Отечественной войны. Деятельность названного вуза является показательной по ряду причин. Во-первых, институт, как уже было сказано, основан в 1932 г., в советское время, поэтому его деятельность, как и деятельность других высших учебных заведений, во многом согласовывалась и определялась центральными документами. Во-вторых, институт со своего возникновения имел непосредственную связь с одним из первых технических вузов страны - Томским политехническим институтом, а кроме того, с другими отраслевыми институтами - ЛИИЖТом, старейшим российским втузом, и МИИТом. Эта связь осуществлялась на многих уровнях, в том числе, как будет показано ниже, и в вопросе набора учащихся.

Резкое расширение сети высших технических учебных заведений в 30-е гг. привело к возникновению целого ряда проблем: это и отсутствие материально-технической базы, и острая нехватка профессорско-преподавательского состава’*, и отсутствие подготовленных на достаточно высоком уровне поступающих. Деятельность основанного в 1932 г. Комитета по высшему техническому образованию (КВТО), значение которого переоценить невозможно, освещалась на страницах журнала «Высшая техническая школа» (1934-1936). И вот как, в частности профессором Л. К. Мартенсом, отмечалась слабая подготовка абитуриентов: «Между средней и высшей школой имеет место еще не изжитый разрыв. Хорошая работа средней школы должна давать солидную базу для подготовки хорошо квалифицированного инженера. Необходимо, чтобы во втузы поступал более молодой контингент -студент должен стать полноценным инженером уже в 25-летнем возрасте (срок обучения 5-5 Уг лет)» [2, с. 27].

Какие же вступительные испытания проходили поступающие?

В отчете о работе НИВИТа за 1935/36 учебный год [7] приведена сводная таблица, в которой отражены наименования сдаваемых при поступлении дисциплин, количество отметок, полученных по каждому предмету, процент от общего числа сдающих, а также средний балл, полученный по каждой дисциплине. Ниже приведена табл. 1, составленная по материалам [7, л. 38].

Таблица 1

Оценка приемных испытаний набора 1935/36 учеб. г. в НИВИТ

Наименование дисциплины Средний балл

1 2

1. Алгебра письменно 3,09

2. Алгебра устно

** По данным 1932 г. на одну профессорско-преподавательскую должность в среднем приходился 61 студент. См.: В. Ф. Хотеенков. Система управления вузами: 30-е годы // Вестник высшей школы.1987. № 11. С. 21.

Окончание таблицы

1 2

3. Геометрия письменно 3,09

4. Геометрия устно

5. Тригонометрия письменно 3,21

6. Тригонометрия устно

7. Арифметика 3,24

8. Обществоведение 3,15

9. Физика 3,31

10. Химия 3,55

11. Русский язык 3,39

12, Черчение 3,2

13. Рисование 2,2

Таким образом, средний балл ни по одному из сдаваемых предметов не превысил четырех.

Державшие вступительные испытания в НИВИТ согласно отчету за следующий учебный год [8] сдавали экзамены по таким дисциплинам. По математике: две письменные работы - арифметика и алгебра, геометрия и тригонометрия; три устные - алгебра, геометрия и тригонометрия. По русскому языку: письменно русский, письменно литература, устная грамматика и литература. Согласно инструкции КВТО на основании этих данных выводилась средняя отметка. О проведении несколько более позднего набора можно судить по Уставу Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта, утвержденному Всесоюзным Комитетом по делам высшей школы при СНК СССР 10 июня 1941 г. В п. 2 разд. 1 названного документа сказано: «Все поступающие в Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта подвергаются вступительным испытаниям по следующим дисциплинам:

а) русскому языку (письменное сочинение, грамматика, литература);

б) математике;

в) физике;

г) химии;

д) иностранному языку (английскому, французскому или немецкому, по выбору поступающего)» [12, л. 2].

Как видно, ранняя советская высшая техническая школа в общем сохранила систему, существовавшую в дореволюционный период.*** Достаточно широкий перечень вступительных экзаменов напоминает то, как организовывался набор поступающих в начале XX в. Как отмечал С. П. Тимошенко, и в 1958 г. претенденты на поступление во втуз дол лены были сдать следующие экзамены: «1) Русский язык и литература - письменный экзамен;

2) Математика (алгебра, геометрия и тригонометрия) - письменный и устный

*** Закономерен интерес педагогов в 30-е гг. к постановке образования в названный период. См., например, об этом: Медынский Е. Н. Высшее техническое и сел.-хоз. образование в дореволюционный период // Высшая техническая школа.1935. № 4. С. 63-76; № 5. С. 54-67.

экзамены; 3) Иностранный язык (французский, немецкий, английский)» [4, с. 33]. А также экзамен по физике, обязательный для всех инженерных и физико-математических специальностей.

Но, как уже было сказано выше, чрезвычайно важным отличием было то, что в ранний советский период принимались и абитуриенты, получившие на вступительных испытаниях неудовлетворительные отметки.

Это одна из причин, по которым в первые годы своей деятельности вуз производил большой отсев студентов (первые сессии сдавались обучающимися плохо). Так, в отчете по учебно-методической работе института за 1933/34 учеб. г. читаем: «Большой процент “неудов” на зимней сессии объясняется слабой довузовской подготовкой студентов, причем у многих этот пробел оказался настолько значительным, что в течение 1-го семестра ликвидировать его не представилось возможным, что и сказалось на итогах сессии» [5, л. 7].

В 1934/35 учеб. г. отсев составил 19,5%, что в отчете за названный год объясняется переходом института на положение военного, приведшим к более строгому отбору слушателей по состоянию здоровья, а также более тщательному отбору по социальному положению. Этот отсев захватил все курсы, но, главным образом, младшие.

Однако в отчетах последующих лет основной причиной отсева снова называется слабая подготовка поступающих. Например, широкий перечень вступительных экзаменов при наборе учащихся на 1935/36 учеб. г. (см. вышеприведенную таблицу) не позволил многим сдать все без исключения дисциплины на положительную отметку. В этом году был принят 281 чел., из них 165 с двойками (58,7% !). Названный факт, конечно, сказался на последующих результатах обучения. Большой отсев студентов с первых курсов за этот учебный год прокомментирован в отчете так: «несмотря на большой приток абитуриентов, набор в Институт был произведен со слабой успеваемостью, и в первую же сессию было исключено около 9% от всего набора на путевой курс. Эта цифра еще бы возросла, если учесть отсев по собственному желанию, тоже связанный с причиной неуспеваемости, когда слушатель, зная, что он будет все равно исключен по неуспеваемости, предваряет это исключение уходом по собственному желанию» [7, л. 49].

Что касается отбора студентов по социальным параметрам, то в 30-е гг. он производился таким образом. По словам С. П. Тимошенко, примерно до 1933 г.: «Отбор студентов по способностям был упразднен, и разрешалось поступать лишь детям рабочих и крестьян. Во многих случаях они не имели соответствующей подготовки и были не в состоянии воспринимать лекции, читаемые в институте. Чтобы преодолеть э го затруднение, при институтах были организованы подготовительные отделения, осуществляющие необходимую подготовку по элементарным дисциплинам. Этот план имел мало успеха, большинство учеников так и не смогло получить надлежащую подготовку и было вынуждено оставить высшие учебные заведения» [4, с. 21]. Только с середины 30-х гг. технические институты исключили специальные привилегии для детей рабочих и крестьян и снова ввели отбор по способностям [4].

Отсев по социальному признаку действительно был немалым. В частности, НИВИТ проводил отбор, и желающими поступить в институт, например, в 1935 г. было подано 944 заявления. После тщательной проверки документов и обследования состояния здоровья к вступительным испытаниям было допущено лишь 58%, или 553 чел. [7]. В 1936 г., согласно [9], 1 августа завершился прием заявлений. Всего их было подано 960, при этом допущены были к испытаниям лишь 460 чел. (48%>). Только в 1938 г. заявлений было подано 1286, а к испытаниям допущено 1036 чел., т. е. 80,5%; в приеме было отказано 250 чел. И именно в этом году решающего перевеса при поступлении не было ни у одной социальной категории [И].

На основе анализа документов о работе НИВИТа в 30-е гг., можно сказать, что до середины названного десятилетия главным контингентом института были рабочие и крестьяне (позже колхозники). Так, в конце 1933/34 учеб. г. процент от общего числа обучающихся двух названных социальных категорий составлял 67,7%) [5], в 1934/35 учеб. г. - 60,2% [6]. В 1935/36 учеб. г. из принятого на I курс 281 чел. рабочие, дети рабочих и колхозников составили 223 чел. (79,3%) [7].

В табл. 2, составленной на основании данных [5] и [11], показано изменение в распределении количества студентов по различным социальным категориям. Цифры за 1933 г., которые отражают соотношение социальных слоев среди всех студентов, а не только среди поступивших в 1933 г., приведены на 01.09.1933 г., т. е. практически за год существования института и, по сути дела, ввиду относительно малого числа учащихся, дают информацию о первом наборе, поэтому подобное сопоставление считаем корректным.

Из приведенной ниже таблицы понятно, что основной контингент поступивших в 1938 г. составила молодежь. Впервые за все годы существования института учащиеся средних школ составили более половины (689 чел. - 66,5%) от общего числа поступивших.

Таблица 2

Распределение учащихся по социальным категориям

Социальная категория Процент от общего числа поступивших

1933 г. 1938 г.

1. Рабочие (в [11], отчете за 1938/39 учеб. г., - дети рабочих предприятий) 67,7 24,6

2. Крестьяне (в [11] - дети колхозников) 3,6 26,4

3. Служащие (в [11] - дети служащих) 29,8 27,5

4. Другие социальные категории (в [11] - дети железнодорожников и работники ж.-д. транспорта) 1,9 21,4

Говоря о распределении учащихся по половому признаку, можно отметить, что в наборе 1938 г. 14,4% составили девушки. И это несмотря на то, что институт был военным.

Подготовка института к новому набору в 30-х гг. была очень серьезной, что объяснялось естественным стремлением вуза принять лучших абитуриентов. Так, в 1935 г. она началась с 1 апреля. «О наборе учащихся были сделаны объявления в газеты ‘Тудок”, “Советская Сибирь”. По дорогам Сибири и рабфакам от приемной комиссии были разосланы объявления с информацией об Институте, специальностях и условиях приема.

В Ленинград в ЛИИЖТ был командирован вербовщик, который через приемную комиссию ЛИИЖТа завербовал для НИВИТа 75 абитуриентов» [7, л. 46].

В [10] раздел посвящен работе НИВИТа по подготовке к новому приему. Это и экскурсии выпускников десятилеток, и дни открытых дверей. А также непосредственная связь со всеми школами Новосибирска. Пятнадцать человек научных работников принимали участие в выпускных экзаменах в средних школах. Были помещены объявления в газетах, велись передачи по радио.

Но еще более тщательная подготовка была организована в следующем -1938 г. Приемная комиссия была создана 16 марта и немедленно приступила к работе. В первую очередь она отвечала на запросы желающих поступить. На 15 августа поступило 3190 запросов, абсолютное большинство из которых (2651 - от учащихся средних школ). Перечень же мероприятий, проведенных с целью привлечения абитуриентов, действительно широк. Назовем некоторые из них [11].

1. Ко всем средним школам Новосибирска были прикреплены преподаватели института (62 чел.) и слушатели из членов ВЛКСМ (26 чел.), которые принимали участие в выпускных экзаменах.

2. В ж.-д. школы по линии Томской ж.д. были командированы преподаватели института.

3. На слете отличников средних школ г. Новосибирска была предоставлена информация об институте выпускникам десятых классов.

4. Заведующим отделами народного образования разных городов институт разослал специальные письма (274) с правилами и условиями приема в НИВИТ для средних школ районов с приложением 1000 общих писем будущим абитуриентам.

5. Бывшим питомцам института было послано 120 писем со справочным материалом и просьбой провести ознакомление с НИВИТом.

6. В институте было проведено пять дней открытых дверей.

7. Были поданы статьи об институте в местные газеты.

8. Информация об институте звучала по радио.

В [11] впервые представлены данные о количестве поступивших отличников: из общего числа принятых в 1938 г. на первый курс 1036 чел. -257 чел., т. е. почти четверть (24,8%), составили отличники. Это довольно

интересный факт, свидетельствующий, с одной стороны, о большом внимании руководства вуза к контингенту абитуриентов, а с другой - говорящий и об изменениях, произошедших в высшей технической школе к концу 30-х гг.

Задачи набора в вуз - максимально объективный прием лучших из желающих поступить. Советская высшая техническая школа вплоть до конца 30-х гг. XX в. искала пути из трудного положения (как было сказано, в этот период не хватало профессорско-преподавательского состава, существовал серьезный разрыв между средней и высшей школой), но имея перед собой ориентир на качество подготовки будущего специалиста, ей (высшей технической школе) в течение десятилетия практически удалось преодолеть названные трудности. Это стало возможным благодаря целому ряду мер: во-первых, сужением сети втузов, во-вторых, отсевом неуспевающих, а в-третьих - повышением уровня преподавания и индивидуальным подходом к обучающимся. Что касается собственно вступительных экзаменов, то в этом вопросе отечественные технические институты практически вернулись к системе, существовавшей в дореволюционное время.

Библиографический список

1. Правила приема в Институт Инженеров путей сообщения Императора Александра 1-го в 1908 г. // Журналы Совета Института Инженеров Путей Сообщения Императора Александра I за 1908 г. Выпуск первый. Весенний семестр. С.-Петербург, 1908. С. 20-23.

2. Мартенс, Л. К. Общетехническое образование в центр внимания [Текст] / Л. К. Мартенс // Высшая техническая школа. - 1935. - № 4. - С. 26-27.

3. Медынский, Е. Н. Высшее техническое и сел.-хоз. образование в дореволюционный период // Высшая техническая школа. - 1935. - № 5. - С. 54-67.

4. Тимошенко, С. П. Инженерное образование в России [Текст] / С. П. Тимошенко // пер. с англ. В. И. Иванова-Дятлова; под ред. Н. Н. Шапошникова. -Люберцы, 1996. - 84 с.

5. Отчет по учебно-методической работе института за 1933/34 уч. г. РАНО. Ф.1100. Оп.1. Д.2.42 л.

6. Отчег по учебно-методической работе института за 1934/35 уч. г. ГАНО. Ф.1100. Оп.1. Д.7.24л.

7. Отчет по учебно-методической работе института за 1935/36 уч. г. ГАНО. Ф.1100. Оп.1. Д.16.49л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Отчет по учебно-методической работе института за 1936/37 уч. г. ГАНО. Ф.1100. Оп.1. Д.26.44л.

9. Стенограмма на заседании учебного совета института «О высшей школе» от 1. Х1.36 г. ГАНО. Ф.1100. Оп.1. Д.33.5 л.

10. Отчет по учебно-методической работе института за 1937/38 уч. г. ГАНО. Ф.1100. Оп.1. Д.53.20л.

11. Отчет по учебно-методической работе института за 1938/39 уч. г. ГАНО. Ф.1100. Оп.1. Д.82.30л.

12. Устав Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта. ГАНО. Ф.1100. Оп.1. ДЛ37.14 л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.