ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX в.
Л. Р. Шакирова, доцент кафедры теории и методики обучения математике Казанского государственного педагогического
университета
Статья посвящена истории становления Казанского университета и его математического образования в начале XIX в. Рассматриваются вопросы комплектования научно-педагогических кадров, подготовки абитуриентов для университета, а также отбора и подготовки будущих ученых-педагогов в дореволюционной России, что является актуальным для решения современных проблем вузовского образования.
Двести лет существует Казанский университет — один из крупнейших международных центров математической науки. За этот период трудами его ученых накоплен огромный опыт развития вузовского математического образования. Рассматривая этот опыт с позиции футурологии, в нем, без преувеличения, можно найти оптимальные решения большинства современных и перспективных проблем высшей школы. Организационная структура вуза, его научная, учебная и административно-хозяйственная деятельность сегодня строятся на тех же принципах, которые разрабатывались и внедрялись в ходе становления и развития системы высшего образования в России в XIX в.
Согласно начатой в 1803 г. реформе народного просвещения территория России была разделена на шесть учебных округов. В каждом округе предусматривалось открытие университета, в каждой губернии — гимназии, в каждом уезде — училища и развернутой сети приходских училищ. Важной чертой новой системы учебных заведений была ее непрерывность: из уездного училища можно было перейти в гимназию, а гимназическая подготовка была в принципе достаточной для начала университетских занятий.
Практическое осуществление реформы с самого начала было поставлено в крайне сложные условия тем, что вся образовательная система в округе создавалась одновременно. Университеты
формировались в условиях полного отсутствия профессорско-преподавательских кадров не только в округе, но и в России. Губернские гимназии хотя и открывались на базе главных народных училищ, однако их учительский состав был малочислен и не имел достаточной подготовки для преподавания гимназических курсов. В аналогичном положении находились и уездные училища, организуемые на базе малых народных училищ екатерининского типа. Приходские училища создавались заново.
При всех сложностях выбор данного плана становления и развития народного просвещения в округе был разумным и оправданным, ибо позволял в сравнительно короткие сроки получить единую, взаимозависимую учебную систему округа. Каждое звено этой системы, решая общую проблему обучения населения грамоте, выполняло не менее важную задачу отбора и подготовки наиболее способных учащихся для продолжения учебы на следующей образовательной ступени.
Университеты были центрами учебных округов. Каждый из них осуществлял всестороннее руководство деятельностью учебных учреждений в своем округе, который охватывал громадные территории. Для поступления в университет необходимо было окончить классическую гимназию или приравненный к ней институт, иметь свидетельство о благонадежности и определенные материальные средства. Посещение занятий
(0 Л. Р. Шакирова, 2005
и предметы для изучения были обязательными. Разнообразие индивидуальных научных интересов студент мог удовлетворить, посещая лекции любых преподавателей на других факультетах.
Выбор конкретного места устройства университетов, как правило, обусловливался наличием в данном месте учебного заведения. Так, Дерптский (ныне Тартуский) университет был основан на базе католического университета, Виленский (Вильнюсский) — главной школы Литвы. Казанский университет был создан на основе гимназии.
Необходимость организации высшего учебного заведения в Казани объясняется следующими обстоятельствами. В конце XVIII — начале XIX в. в Поволжье происходили ускоренное развитие промышленного производства, массовое заселение его территорий служилыми дворянами, получавшими за службу землю и обустраивавшими на ней хозяйство. Все эти структуры нуждались в образованных специалистах, в основном математических специальностей, в самом крупном городе региона. Казанский учебный округ охватывал все учебные заведения Поволжья от Нижнего Новгорода до Астрахани, Прикамья и Приура-лья, Сибири и Кавказа.
5 ноября 1804 г. император Александр I подписал Утвердительную грамоту и Устав Императорского Казанского университета. Оба документа определили законодательно-правовое положение университета и его учебно-научную базу. В уставе отразились наиболее передовые черты современных западноевропейских университетов и традиции ломоносовской эпохи (автономия, свобода преподавания, научной и просветительской деятельности). Вместе с тем в нем была представлена узкоутилитар-ная точка зрения на высшее образование, которой придерживались правительственные круги времен Александра («подготовление для государства чиновников по разного рода службам»).
В разделе «Обязанности профессоров» устав определял основные положе-
ния методики обучения: «Главная должность профессоров состоит в том, чтобы преподавать курсы лучшим и понятнейшим образом и соединять теорию с практикой во всех науках, в которых сие нужно», при этом профессору вменялось в обязанность, «преподавая наставления, пополнять курсы свои новыми открытиями, учиненными в других странах Европы» и «удобнейшим способом преподавать» науки, используя «разных писателей, лучшим образом объясняющих относящиеся к ним предметы». В уставе выражалось пожелание, чтобы профессора кроме теоретических чтений устраивали особые беседы со студентами, «в которых, предлагая на изустное объяснение предметы (т. е. темы. — Л. /II.). исправляли бы суждения их и самый образ выражения и приучали бы их основательно и свободно изъяснять свои мысли», рекомендуя ведение этих бесед «преимущественно на латинском языке».
Срок обучения в Казанском университете, определяемый уставом, составлял три года, или шесть семестров. Все студенты стремились окончить университет после полного курса обучения с получением аттестата, который давал право сразу же при поступлении на службу занять должность, соответствующую 14-му классу. Прошедшие полный курс распределялись в основном учителями младших классов гимназий и училищ округа. При наличии у выпускников желания продолжить научные и педагогические занятия они после соответствующего испытания зачислялись в педагогический институт при университете в качестве студентов-кандидатов. По истечении трех лет учебы в институте кандидаты (после новых экзаменов и чтения публичной лекции), показавшие достаточные знания и способность преподавать, определялись на учительские должности, как правило, старших классов гимназий и училищ.
Наиболее сложной из проблем становления любого российского университета как центра просвещения и науки
была проблема его комплектования научно-педагогическими кадрами. В России начала XIX в. не было достаточного количества отечественных ученых для того, чтобы отобрать для каждого из вновь создаваемых университетов (Виленского, Дерптского, Казанского и Харьковского) положенное по уставу число профессоров и адъюнктов. К этому времени в России существовал только один университет, имеющий полувековую историю, — Московский, но он не мог обеспечить профессорами все новые университеты. Искать их следовало за рубежом — в европейских государствах. Решение проблемы подбора преподавательских кадров для открывающихся университетов было возложено на правление училищ и попечителей учебных округов.
Попечителем Казанского учебного округа был назначен Степан Яковлевич Румовский, вице-президент Российской академии наук, ученый-астроном с мировым именем. Сложность подбора профессоров для Казанского университета усугублялась его отдаленностью от европейских научных центров и непривычными для европейцев климатическими условиями. Однако знакомство и научные контакты с ведущими европейскими учеными, их советы и рекомендации позволили С. Я. Румовскому укомплектовать штат профессоров университета крупными учеными. Так, в 1807 г. на кафедру чистой (высшей) математики по рекомендации Карла Гаусса был определен профессор математики, доктор философии Мартин Христиан Бартельс, ставший впоследствии основоположником Казанской математической школы. Благодаря ему преподавание чистой математики в Казанском университете достигло уровня лучших университетов Германии. На кафедру теоретической астрономии, которая в то время была открыта по предложению С. Я. Румов-ского только в Казанском университете, был приглашен известный европейский ученый Иосиф Антонович Литтров. Не-
мецкий профессор математики Каспар Фридрих Реннер был назначен на кафедру прикладной математики. Кафедру теоретической и опытной физики возглавил профессор Франц Ксаверий Броннер. Это были не только большие ученые, но и превосходные педагоги.
В иное время С. Я. Румовскому вряд ли удалось бы собрать в далекой Казани такую плеяду математиков. Вовлечение в водоворот наполеоновских войн мелких европейских государств заставило представителей их науки покидать родину и искать убежища в России. Однако переговоры с немецкими профессорами и организация их переезда затянулись на два года, поэтому первыми преподавателями Казанского университета стали гимназические учителя.
Первая и единственная до конца XVIII в. провинциальная гимназия была образована в Казани в 1758 г. на тех же основаниях, что и Московская и Петербургская, содержалась на средства Московского университета и была полностью подчинена ему. Переданная в 1785 г. в ведение местных властей, гимназия начала приходить в упадок и в 1788 г. была закрыта. Через десять лет по настойчивому желанию дворянства Поволжья император Павел I поставил вопрос о ее возрождении и 29 мая 1798 г. во время своего пребывания в Казани утвердил ее новый устав.
По Положению о Казанской гимназии для преподавания математических дисциплин учреждались классы геометрии, тригонометрии и алгебры, физики, механики и гражданской архитектуры, два арифметических класса — нижний и высший.
В гимназии действовали следующие правила для учителей:
1) кроме последовательного изложения предмета обращаться, насколько позволит время, к повторению пройденного;
2) развивать понимание с помощью объяснений, при этом требовать от самих учеников толкования задаваемых уроков;
3) добиваться того, чтобы учащиеся внимательно выслушивали объяснения учителя на уроке, а затем дома записывали все в тетрадь;
4) использовать наглядность на уроках, оживляя при этом преподавание (например, в геометрии показывать ученикам модели геометрических тел и предлагать самим клеить их из картона);
5) назначать в классах старших, которые следят за тем, чтобы учащиеся выучивали задаваемые уроки, и ставят им отметки, а также проверяют состояние учебных пособий и тетрадей.
Телесные наказания в гимназии были отменены в 60-е гг. XIX в.
Более детализированный объем преподаваемых дисциплин был определен «Способом учения», принятым конференцией Московского университета в 1771 г. В разделе «Математические науки» по поводу объема преподавания было сказано: «Для всего оного употребляется арифметика господина профессора Аничкова, Вейдлерова на русский язык переведенная чистая математика и оного же военная архитектура». Примечательно, что арифметика Д. С. Аничкова включала в себя «математический способ учения», а книги Вейдлера и близкие к ним учебники Аничкова «держали монополию» в гимназиях России до конца XVIII в.
15 апреля 1799 г. 104 учащихся Казанской гимназии приступили к первым занятиям. К этому времени математические классы гимназии были распределены следующим образом. Класс геометрии, тригонометрии и высшей математики возглавил выпускник Московского университета Григорий Иванович Кар-ташевский. Учителем нижнего и высшего арифметических классов, а также нижнего латинского класса был назначен Николай Мисаилович Ибрагимов, также выпускник Московского университета. Именно он был одним из первых учителей математики Н. И. Лобачевского.
С первого же года своего существования гимназия столкнулась с больши-
ми трудностями в области комплектования состава учащихся. Они были обусловлены двумя обстоятельствами: различным уровнем знаний и большой разницей в возрасте поступающих. Следует заметить, что учащиеся, принятые в течение первых пяти лет, в основном происходили из дворян и, как правило, получали начальное образование в домашних условиях. Если учесть, что возрастной состав учащихся колебался от 8 до 15 лет, то станет очевидным, что разница в подготовке к обучению в гимназии была весьма велика. Вероятно, эти обстоятельства заставили педагогический совет гимназии кроме предусмотренных нижнего и высшего арифметических классов с самого начала ввести дополнительно начальный арифметический класс. В нем проходила подготовку примерно половина вновь принимаемых. В 1804 г. в начальном классе занимались 33 учащихся. Они в основном изучали начальные правила арифметики до умножения, а в отдельных случаях — умножение и даже деление. В нижнем арифметическом классе учащиеся осваивали арифметику от ее первых правил до десятичных дробей и дальше — до извлечения квадратных и кубических корней. В высшем арифметическом классе изучались целые числа, сложные тройные правила, степени и корни натуральных и рациональных чисел и степень Бинома.
Таким образом, высокая методическая подготовка первых педагогов-мате-матиков Казанской гимназии, полученная в Московском университете, и детально продуманная и апробированная Г. И. Карташевским преемственность, т. е. согласованный объем и последовательность преподавания арифметики в каждом классе, позволяли выровнять качество подготовки, повысить уровень математических знаний учащихся и заинтересовать их математическими занятиями.
К открытию Казанского университета гимназия смогла обеспечить его кон-
тингентом достаточно подготовленных для обучения в нем абитуриентов. Открытие университета произошло 14 февраля 1805 г. В первые годы он существовал не по уставу, а по законам гимназии — без разделения на факультеты, без выборного ректора (руководство осуществлял директор гимназии); совет университета и гимназии был единым; прием и выпуск студентов происходили в течение всего учебного года, срок учебы не ограничивался определенным временем (от 1 года до 7—8 лет). Университет не имел своего здания (занятия проходили в помещении гимназии), библиотеки, предметных кабинетов и лабораторий. Однако именно в этот период были достигнуты высокие результаты в математическом образовании, а главным принципом в обучении был принят принцип индивидуальной работы с каждым студентом. Для этого использовалось любое свободное время. Такой подход в обучении позволял на ранней стадии учебы выявлять способности каждого студента и на этой основе, во-первых, определять его познавательные возможности и пределы учебной нагрузки, а во-вто-рых, планировать его дальнейшую судьбу.
При открытии Казанский университет имел в своем преподавательском составе всего двух профессоров и четырех адъюнктов. В числе последних двое были математиками: Г. И. Карташев-ский, читавший курсы арифметики, геометрии и тригонометрии, и И. И. Заполь-ский, преподававший опытную физику. Ровно три года — до появления в университете первого профессора математики — эти два адъюнкта, а после ухода из университета в конце 1806 г. Г. И. Кар-ташевского заменившие его наиболее подготовленные студенты вели занятия по физико-математическим дисциплинам.
Удивительным является факт, что за два года работы университета из 40 студентов первого приема вышла целая плеяда замечательных учителей, профессо-
ров, ученых, а также литераторов, посвятивших себя служению Отечеству. Это прежде всего писатель С. Т. Аксаков; академик-математик Д. М. Перевощи-ков; его брат академик В. М. Перевощи-ков, будущий попечитель Казанского учебного округа Э. А. Грубер; профессора П. С. Кондырев, А. В. Кайсаров и В. И. Тимьянский; П. С. Балясников, отличный математик и военный, в чине полковника скончавшийся на Березине при преследовании Наполеона; В. К. фон Граф, поехавший учителем в Тамбовскую гимназию; Я. П. Ляпунов, ставший учителем Пензенской гимназии; А. М. Петров и Н. В. Упадышеский, учителя Казанской гимназии; А. Я. Шубин, учитель Нижегородской гимназии; Ф. М. Риттау, учитель Астраханской гимназии; А. И. Честнов, учитель Оренбургского главного народного училища, и др.
Следует подчеркнуть, что первый выпуск был подготовлен коллективом учителей гимназии, ставших затем преподавателями университета — Г. И. Кар-ташевским, И. И. Запольским, Н. М. Ибрагимовым и др. Именно эти педагоги-математики с первого же года существования университета своими профессиональными знаниями и педагогическим мастерством подняли преподавание математических дисциплин университета на высокий уровень. Они сумели пробудить у большинства своих питомцев интерес, уважение и любовь к математическим исследованиям, дать им необходимые математические знания для дальнейшего обучения и во многом способствовали тому, что через несколько лет, с приездом немецких профессоров, преподавание математики в Казанском университете вышло на уровень лучших европейских вузов.
В университете ярко проявилась преемственность двух поколений педагогов-математиков, заключающаяся не только в идентичном понимании и использовании дидактических принципов и правил, но и в сходстве творческого подхода и методических приемов простого и до-
ходчивого изложения материала в целях достижения осмысленного и глубокого усвоения его студентами. Благодаря преемственности двух педагогических школ — Московского университета, выпускниками которого были первые адъюнкты Казанского университета, и европейских университетов(Геттингенского, Пражского и Эйхштедского), воспитанниками которых были М. Бартельс, К. Реннер, И. Литтров и Ф. Броннер, — преподавание высшей математики достигло высокого уровня. Это обстоятельство позволило в первое же десятилетие существования университета успешно решить триединую задачу: добиться глубокого усвоения студентами математических знаний, отобрать и подготовить из числа наиболее одаренных из них молодых ученых и педагогов и на этой основе создать высшую математическую школу. Ее возникновение связывается с именами Николая Ивановича Лобачевского и Ивана Михайловича Симонова.
Вряд ли в истории не только Казанского, но и других российских университетов найдется еще один человек, который мог бы, как Н. И. Лобачевский, одновременно совместить в себе гениальность ученого, талант педагога и умение руководителя. За 30 лет самостоятельной деятельности в области науки он создал гениальную неевклидову геометрию, провел многочисленные исследования по алгебре, математическому анализу, теории вероятностей, механике, физике и астрономии. Кроме того, вместе со своим учеником профессором А. Ф. Поповым и адъюнктом С. А. Савельевым он сделал попытку соединить теорию с практикой, включившись в научные исследования по государственной
программе реорганизации российского военно-морского флота с парусной тяги на электромеханическую.
Содержание математического образования в Казанском университете после 1814 г., когда произошло фактическое открытие университета с отделением его от гимназии, включало так называемую чистую математику: арифметику, алгебру, геометрию и тригонометрию (повторительный курс), аналитическую геометрию и высшую алгебру, дифференциальное и интегральное исчисления и прикладную математику: механику, оптику, астрономию и др. Первые два года обучения отводились для чистой математики, третий год — для прикладной. В неделю читалось от трех до шести часов лекций по математике. Содержание курсов постепенно обогащалось. Среди российских университетов в Казанском прежде, чем в других, открылись специальные математические курсы. В качестве учебных пособий широко использовались руководства Эйлера и его учеников и последователей в России, а также пособия зарубежных авторов. Со временем появились и руководства по математическим наукам для высших и средних учебных заведений, написанные профессорами и преподавателями отечественных университетов.
Мы считаем, что опыт педагогов-математиков XIX в., в частности работавших в Казанском университете, заслуживает внимания со стороны современных педагогов, органов местного самоуправления и служит дополнительным аргументом в пользу обеспечения приоритетности образовательной среды и всей сферы народного образования на современном этапе.
Поступила 12.11.04.