Научная статья на тему 'Проблемы управления Российской высшей школой в XVIII в'

Проблемы управления Российской высшей школой в XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / XVIII В / HIGH SCHOOL / ADMINISTRATION / DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / XVIII CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Змеев Владимир Алексеевич

В статье описано развитие учебных заведений в России на протяжении XVIII в. Показан существенный вклад М.В. Ломоносова в функционирование Академического университета, ректором которого он был с 1758 по 1765 г. Сделаны выводы о причинах неудачных нововведений в управлении высшей школой в то время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management problems of the Russian higher school in the XVIII century

This article describes the development of educational institutions in Russia during the XVIII century. Showed a significant M.V. Lomonosovs contribution in the functioning of the Academic University, rector of which he was with the 1758 to 1765. Draw conclusions about the causes of failed innovations in the management of high school at that time.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления Российской высшей школой в XVIII в»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2011. № 2

К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ В Х^П В.

В.А. Змеев

(кафедра истории ИППК МГУ имени М.В. Ломоносова;

e-mail: ippkhistory@mail.ru)

В статье описано развитие учебных заведений в России на протяжении XVIII в. Показан существенный вклад М.В. Ломоносова в функционирование Академического университета, ректором которого он был с 1758 по 1765 г. Сделаны выводы о причинах неудачных нововведений в управлении высшей школой в то время.

Ключевые слова: высшая школа, управление, развитие учебных заведений, XVIII в.

Петровская модернизация России требовала значительного числа квалифицированных специалистов для различных отраслей хозяйства, армии и флота, народного просвещения, здравоохранения, государственного управления и других социальных сфер. В связи с этим ощущалась острая потребность в создании полноценных национальных учебных заведений, открытых к восприятию передового зарубежного опыта.

7 июля 1701 г. царь Петр I своим указом преобразовал Московскую эллино-греческую академию в Славяно-латинскую и придал ей официальный статус высшего учебного заведения. 26 сентября того же года Петр I реорганизовал Киево-Могилянскую коллегию в академию и пожаловал ей те же права. Так было юридически оформлено создание первых отечественных высших учебных заведений, которые сыграли выдающуюся роль в подготовке специалистов, развитии культуры и образования России.

Конкретные планы реорганизации обеих академий составил местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский. По его инициативе в 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ во главе с боярином И.Л. Мусиным-Пушкиным и дьяком Е.Н. Зотовым. На этот государственный орган власти возлагались следующие функции: сбор пошлин, податей и повинностей с духовных имений; надзор за состоянием церковных учебных заведений; управление типографией и др. Монастырский приказ концентрировал значительные материаль-

ные средства и денежные суммы, что позволяло на высоком уровне обеспечивать учебный процесс в духовных академиях [1].

Еще в 1700 г. ректором Московской академии был назначен игумен Заиконоспасского монастыря Палладий Роговский — первый русский доктор философии и богословия. Он родился в 1655 г. в Тверской области, молодым человеком принял монашество в Саввином Вишерском монастыре, затем служил иеродиаконом при Леонтии, епископе Тамбовском. В 1685—1687 гг. учился в Московской богоявленской школе братьев Лихудов, а с 1687 по 1698 г. он продолжал образование в различных европейских богословских школах. Там П. Роговский достиг ученой степени. Для получения высшего богословского образования ему даже пришлось временно перейти в католическую веру, но перед возвращением на родину он вновь вернулся в православие.

Палладий Роговский — автор многих богословских произведений, однако до нас дошли лишь два: "Исповедание веры" и "Челобитная патриарху Андриану". За три года руководства Московской академией ректору удалось превратить ее в полноценное высшее учебное заведение, подобное Киевской академии [2]. Профессор Роговский уделял большое внимание организации учебно-воспитательного процесса с учениками и студентами, созданию благоприятных бытовых условий для учащихся и преподавателей. Все это положительно сказалось на развитии научных исследований в академии.

Значительную помощь Палладию Роговскому оказал Стефан Яворский, назначенный в 1701 г. протектором Московской академии. Петр I своим указом от 7 июля 1701 г. потребовал от С. Яворского и П. Рогов-ского "завести в Академии учения латинские", что означало коренную перестройку столичного всесословного вуза [3]. Основные предметы обучения в академии стали преподавать на латинском языке, для чего пришлось вызвать из Киева несколько профессоров. Они привезли с собой учебные пособия на латинском языке, и система преподавания начала обретать латино-польский схоластический характер. Для получения высшего образования ученики и студенты должны были за 12—13 лет пройти девять классов, включая подготовительный. Первые годы ученики академии осваивали церковнославянский язык и латынь, арифметику, историю, географию и катехизис (основные положения христианского вероучения). Следующие два года молодые люди осваивали риторику и философию, а в последние четыре года студенты изучали богословие [4].

В те годы штат Московской академии состоял из ректора, префекта, шести профессоров (учителей) и двух проповедников. В 1706—1722 гг. ректором вуза был архимандрит Феофилакт Лопатинский. В 1704 г. он прибыл из Киева; служил сначала наставником (профессором) философии, а затем префектом Московской академии. В этот период моло-

5 ВМУ, педагогическое образование, № 2

дой ученый и педагог написал несколько светских произведений, в том числе курс лекций под названием "Три пути Аристотеля, которые надобно пройти в два года русскому Алкиду: иначе три вида философии, логика, физика и метафизика, которые преподаются под руководством цинтии Яворского с 9 сентября 1704 года" [5].

После образования в 1721 г. Святейшего Синода Киевская и Московская академии перешли в его ведение и стали развиваться как духовные вузы [6]. Св. Синод получил права высшей законодательной, судебной и административной власти в Русской Православной Церкви, но эту власть он мог осуществлять лишь с согласия императора Петра I. Все постановления Святейшего Синода выходили под штемпелем: "По указу Его Императорского Величества".

Таким образом, 1701—1775 гг. являлись латинским периодом истории Московской академии, когда обучение носило в основном формальный и схоластический характер. Изучение студентами греческого языка возобновилось в 1738 г. вместе с древнееврейским языком. Численность учащихся Московской славяно-латинской академии в этот период была неустойчивой: в 1717 г. — 290 человек, в 1725 — 629, в 1736 — 383, в 1750 — 200, в 1761 — 215 человек. Многие выпускники академии посвятили себя развитию русской культуры и науки, в том числе А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, В.И. Баженов и др. [7].

Последняя четверть XVIII в. являлась весьма благоприятным периодом в истории Московской академии. 18 ноября 1775 г. архиепископ Московский и Калужский Платон (Левшин) был назначен "полным директором и протектором" академии. Он хорошо знал нужды вуза, поскольку был его воспитанником, а позже и наставником студентов. Под руководством нового ректора архимандрита Амвросия (Подобедова) в вузе были проведены большие изменения. Их позитивную направленность еще более углубил следующий ректор академии архимандрит Да-маскин (Семенов-Руднев). Московский духовный вуз получил новое название: Славяно-греко-латинская академия.

Не менее благотворно развивалась и Киевская академия, для которой XVIII в. был весьма успешным и насыщенным периодом истории. Руководство академией осуществляли: ректор, префект (инспектор и эконом) и суперинтендант (надзиратель за благочинием воспитанников). Киевская академия была самым многочисленным вузом Российской империи в XVIII в.; здесь обучалось более 1000 студентов. Свыше 20 профессоров и преподавателей проводили занятия по истории, географии, математике, медицине, домашней экономии, риторике и различным языкам. В библиотеке академии к 1780 г. насчитывалось до 12 тыс. книг на различных языках [8].

Державные властители России уделяли развитию Киевской академии большое внимание, особенно с конца XVIII в., что проявлялось

в ассигновании значительных денежных сумм на ее содержание. Регулярные пожертвования в пользу академии осуществляла императрица Екатерина II и другие монархи, а также духовные особы, вельможи и малороссийские гетманы. Этот всесословный вуз был центром развития богословия, философии, церковной истории и других духовных наук.

Насущные потребности государственного развития привели царя Петра I к мысли о необходимости создания специальных учебных заведений практической направленности. 14 января 1701 г. монарх издал указ об учреждении в Москве Школы математических и навигационных наук [9]. В различных документах это учебное заведение именуется также "Навигационной школой", реже — "Штурманской школой". С момента основания и до 1706 г. школа находилась в ведении московской Оружейной палаты, затем, до 1712 г., подчинялась Адмиралтейскому приказу, который также располагался в Москве. Последний период своей деятельности (до 1752 г.) Школа математических и навигационных наук провела под руководством Адмиралтейской канцелярии и Адмиралтейств-коллегии, которые находились в Петербурге.

В школу принимали сыновей "дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов" сначала в возрасте 12—17 лет, а позже и 20-летних. Через десять лет работы численность ее учащихся достигла 500 человек. Те из них, кто имел состоятельных родителей, содержались на собственный счет, а остальные получали от казны "кормовые деньги", в среднем около 12 копеек в сутки. На все расходы школы было положено более 22 тыс. руб. в год [10]. За прогулы занятий на учащихся налагался денежный штраф. За дисциплиной и порядком в школе наблюдали дежурные караульной команды из числа отставных нижних чинов русского флота.

Учащиеся первоначально изучали грамматику и арифметику в подготовительном классе ("русская школа"), затем осваивали геометрию, плоскую и сферическую тригонометрию ("цифирная школа"), наконец, овладевали знаниями по астрономии, математической географии, геодезии, навигации, занимались фехтованием, осваивали различные военно-прикладные навыки ("верхние классы"). Срок обучения не был ограничен, поскольку ученики привлекались к работам в Адмиралтейском приказе и Адмиралтейской канцелярии. Полный курс обучения в школе в итоге составлял более десяти лет.

Большинство учеников из простого люда завершали свое образование в "русской школе", лишь немногие — в "цифирной школе", высшие (навигаторские) классы могли посещать только дети дворян и священнослужителей. Ученики из низших сословий после завершения учебы назначались на службу писарями, помощниками архитекторов и на различные вспомогательные должности в Адмиралтейский приказ, Адмиралтейскую канцелярию и Адмиралтейств-коллегию. Выпускники

школы из дворян направлялись служить на флот, в артиллерию, инженерные войска и в ведомство генерал-квартирмейстера.

Наиболее способные ученики навигаторских классов посылались за границу для практического ознакомления с морской службой на военных судах. После такой стажировки и экзамена в Москве лучшие выпускники школы производились в унтер-лейтенанты или мичманы и направлялись на военную службу. Царь Петр I внимательно следил за работой школы, интересовался службой многих ее выпускников, принимал участие в их судьбе. Школа математических и навигационных наук размещалась в Сухаревой башне, недалеко от Сретенских ворот. Монарх любил посещать это место Москвы, поскольку провел здесь многие дни своей юности.

Для преподавания в школе из Шотландии были приглашены профессор Абердинского университета А. Фарварсон, который вскоре стал ее директором, а также учителя Р. Грейс и Ст. Гвин. Среди первых учителей Навигационной школы следует назвать известного русского математика Л.Ф. Магницкого, издавшего в 1703 г. учебник "Арифметика, сиречь наука числительная" [11]. Особенность школы заключалась в том, что ее преподаватели проводили занятия по своим авторским программам, друг от друга не зависели, подчиняясь только директору генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину.

В 1715 г. на базе высших классов школы была создана Морская академия ("Академия морской гвардии"), которую разместили в Петербурге рядом с Адмиралтейством. Младшие классы школы оставались в Москве, выполняя функцию подготовительного училища для академии. В Петербург перевели около десяти преподавателей для проведения занятий по специальным предметам. Кадеты числились на военной службе и получали государственное обеспечение; их жизнь, учеба и служба регламентировались специальной инструкцией, которую царь Петр !утвердил 1 октября 1715 г. [12]. Тогда же была создана Академическая канцелярия для управления Морской академией.

Успехи и проблемы модернизации России в первой четверти XVIII в. привели Петра Великого к пониманию необходимости синтеза науки и образования для ускоренного развития всех сфер социальной жизни страны. По поручению императора российский подданный лейб-медик Л.Л. Блюментрост подготовил доклад о проекте создания в Петербурге Академии наук. В архиве РАН сохранилась копия этого доклада с поправками и дополнениями Петра I, что позволяет говорить о его реальном участии в разработке документа [13].

28 января 1724 г. Правительствующий Сенат рассмотрел проект учреждения Академии наук в Петербурге и одобрил его своим указом. В документе, в частности, отмечалось, что академия нужна не только "для размножения наук", но и чтобы "чрез обучение и распложение

оных польза в народе впредь была" [14]. Суть этого исторического документа состоит в следующем: первый в Российской империи научно-учебный центр по замыслу Петра Великого должен был включать в себя университет — собрание ученых людей и академию — собрание ученых и искусных людей. Главная цель Академии наук первоначально заключалась в том, чтобы изучать языки, различные науки и "знатные художества", а также переводить на русский язык книги.

Указом предписывалось, чтобы профессора университета занимались наукой и обучали студентов; одновременно они являлись членами Академии наук, что обеспечивало единство образовательной и научной деятельности. Каждый профессор, обучая студентов, обязан был готовить молодых людей к будущей научно-педагогической работе, растить достойную смену. Соединение в одном государственном учреждении функций университета и академии было предпринято Петром I потому, что в начале XVIII в. в России отечественных ученых практически не было. В Киевской и Московской духовных академиях преподавали несколько ученых богословов, а в Морской академии в Петербурге работал один профессор-геодезист.

Император Петр I через своих дипломатических представителей в государствах Западной Европы пригласил несколько крупных ученых. Уже после его кончины в Петербург прибыли 14 известных ученых и 8 студентов старших курсов из зарубежных университетов. Эти студенты завершили обучение в университете и начали проводить занятия в гимназии при Академии наук. Однако лишь двое из первых выпускников приняли российское подданство.

Первоначально численность студентов Академического университета была небольшой — в 1726—1733 гг. по списку значилось лишь 38 человек [15]. В тот период укомплектовать вуз студентами было сложно, так как требовалось знание латинского языка, на котором профессора-иностранцы читали лекции. На первых порах среди академических студентов было много детей иностранцев, состоявших на государственной службе в России, а также зарубежных дипломатов и купцов. Следует отметить, что 30 государственных стипендий распределялись только среди студентов из числа российских подданных.

Академический университет подчинялся непосредственно президентам Петербургской Академии наук, которыми в XVIII в. были: Л.Л. Блюментрост, Г.К. Кейзерлинг, И.А. Корф, К. Бреверн и К.Г. Разумовский. Академия наук находилась в ведении Правительствующего Сената и императора России. Оперативное руководство Академическим университетом осуществлял его ректор, отвечавший за работу вуза перед президентом и конференцией Академии наук. Существенный вклад в развитие Академического университета внес академик М.В. Ломоносов, который был его ректором с 1758 по 1765 г.

М.В. Ломоносов добился увеличения прямого финансирования университета в 1,5 раза [16]. Каждому казеннокоштному студенту ежегодно стали выплачивать стипендию в размере 100 рублей. В 1764 г. для университета и гимназии был куплен особняк Строгановых (ранее учебные подразделения Академии наук находились в доме Троицкого подворья). Ректор лично взялся за составление нового университетского регламента (устава), внося в его текст существенные привилегии для профессоров и студентов. Проект нового регламента не уступал по качеству уставам лучших университетов Западной Европы.

Согласно документу, Академический университет должен был состоять из трех факультетов — философского, юридического и медицинского. Однако малая численность студентов и профессорско-преподавательского состава не позволяла закрепить это разделение в организационном отношении. Становлению факультетов мешали также недостаток учебных помещений и слабая лабораторная база вуза. Главные усилия сосредоточивались на методических вопросах. Благодаря усилиям М.В. Ломоносова и его единомышленников были усовершенствованы учебные планы и разработаны новые программы по следующим предметам обучения: история и древности, философия и физика, высшая математика, анатомия, химия, астрономия, юриспруденция, красноречие.

Ректор Академического университета привлекал к чтению лекций студентам лучшие научные силы Российской империи. Следует отметить, что в 1747 г. М.В. Ломоносов первым начал вести занятия со студентами на русском языке; в дальнейшем это стало нормой для отечественной высшей школы. Благодаря стараниям М.В. Ломоносова с сентября 1760 г. казеннокоштные студенты были переведены с денежного на натуральное довольствие и получили места для проживания в академическом общежитии. Ректор постоянно вникал в вопросы организации студенческого быта, контролировал закупку дров, инвентаря и продовольствия. Летом 1761 г. ему удалось добиться, чтобы финансирование университета осуществлялось отдельно от Академии наук.

В 1760 г. академик М.В. Ломоносов писал подвижнику отечественного просвещения генералу И.И. Шувалову: "Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы" [17]. Эти слова великого ученого оказались пророческими — из стен Петербургского академического университета вышло немало замечательных людей. В их числе следует назвать российских академиков П.Б. Иноходцова, С.Я. Румовского, профессоров Н.Н. Поповского, А.А. Барсова и др. К сожалению, академик М.В. Ломоносов не успел в полной мере реализовать свои планы по реформированию университета.

4 апреля 1765 г. Михаил Васильевич Ломоносов скончался; его смерть стала невосполнимой утратой для российской науки и высшей школы. Достойного преемника на посту ректора не нашлось, и Академический университет стал быстро угасать. Попытка президента Российской академии Е.Р. Дашковой в 1783 г. реанимировать деятельность университета успеха не имела. К концу XVIII в. он был закрыт, а его студентов перевели в специальный класс академической гимназии. В 1786 г. своим указом Екатерина II утвердила Устав народным училищам в Российской империи. Этим же указом устанавливался статус Комиссии об училищах, которая осуществляла методическое руководство деятельностью гимназии при Петербургской Академии наук.

Приход к власти в 1762 г. императрицы Екатерины II положительно сказался на развитии системы образования России. Именным указом от 2 марта 1763 г. Академия художеств была отделена от созданного в 1755 г. Московского университета и переведена в Петербург [18]. В самом университете императрица также провела существенные преобразования, прежде всего кадровые. Новым куратором вуза был назначен В.Е. Ададуров — выпускник Петербургской академической гимназии, ставший адъюнктом математики. Кураторство над Московским университетом В.Е. Ададуров успешно сочетал с деятельностью президента Мануфактур-коллегии в Москве. В 1764 г. он стал сенатором, что расширило его возможности по руководству университетом.

13 июля 1763 г. директором Московского университета был утвержден М.М. Херасков, получивший хорошее образование в Сухопутном кадетском корпусе. Ранее он был цензором всех книг, издававшихся в университете, знал многих представителей научно-педагогической элиты России. М.М. Херасков был известен как литератор и просветитель. Куратор и директор проводили единую образовательную политику, в центре которой находилась кадровая проблема. Приоритет они отдавали отечественным специалистам, но при необходимости приглашали в вуз и зарубежных профессоров.

В 1765 г. М.М. Херасков поручил магистру Д.С. Аничкову читать лекции по философии. В 1777 г. Д.С. Аничков защитил докторскую диссертацию и стал ординарным профессором. В 1760-е гг. в Московский университет возвратились молодые русские ученые, направленные ранее для стажировок в вузы Западной Европы. В 1765 г. из Лейдена в Москву вернулся первый русский профессор ботаники, доктор медицины П.Д. Вениаминов. В 1767 г. из Глазго в Московский университет вернулись юристы С.Е. Десницкий и И.А. Третьяков, получившие там ученые степени докторов права. Вновь созданный 3-й департамент Сената заведовал делами Академии наук, Московского университета и других гражданских учебных заведений. Все доктора наук находились в этом государственном учреждении на особом учете.

Открытие в 1774 г. Петербургского горного училища ознаменовало собой дальнейшее развитие отечественного инженерного образования. Постоянное внимание к нему со стороны императрицы Екатерины II, Берг-коллегии и уральских промышленников позволило за короткий срок наладить подготовку квалифицированных горных инженеров. Училище отличалось от других учебных заведений эффективным управлением, хорошим финансированием, подбором опытных преподавательских кадров и продуманной системой комплектования студенческого контингента. В первый набор Горного училища вошли 23 человека, в том числе 19 студентов Московского университета. Молодые москвичи Я. Подшивалов, Н. Рожечников, П. Рычков стали крупными специалистами.

Расширение функций православных священников в российском обществе и усложнение межконфессиональных отношений потребовало реорганизации двух специальных духовных учебных заведений (семинарий) в богословские вузы. На исходе XVIII в. были созданы Александровская (в Петербурге) и Казанская духовные академии [19]. Некоторые выпускники высших богословских учебных заведений отказывались от духовного сана и становилась государственными чиновниками. Каждодневное руководство духовными вузами Российской империи осуществлял Святейший Синод.

Конец XVIII в. ознаменовался созданием в России крупного медицинского вуза — Петербургской медико-хирургической академии. Именным указом от 18 декабря 1798 г. император Павел I поручил директору Медицинской коллегии тайному советнику А.И. Васильеву создать необходимую материальную базу для открытия в столице учебного заведения по подготовке врачей. Бурное развитие российского высшего медицинского образования было обусловлено, во-первых, острой потребностью общества во врачах, ветеринарах и фармацевтах, во-вторых, достаточными государственными возможностями по финансированию учебной и научной работы, в-третьих, подчинением всех профильных вузов единому органу управления — Медицинской коллегии.

Анализ деятельности первых российских вузов позволяет сделать общий вывод: быстро и успешно развивались только те учебные заведения, которые находились в непосредственном подчинении приказов и коллегий. Одной из причин неудачного эксперимента с созданием Академического университета была слабость в тот период Петербургской Академии наук. Трудности первого полувека деятельности Московского университета в значительной мере связаны с тем, что он подчинялся Правительствующему Сенату, который не имел реальной возможности оперативно управлять вузом из Петербурга. Могущественные кураторы Московского университета И.И. Шувалов и И.И. Мелиссино большую часть времени проводили в северной столице.

На исходе XVIII в. в Российской империи функционировало 15 высших учебных заведений: в Петербурге — девять, Москве — три, а в Вильне, Казани и Киеве — по одному. Около 250 штатных профессоров и преподавателей обучали до 3000 кадетов, слушателей и студентов. Наибольшей популярностью у молодых дворян пользовались Горное училище и Кадетские корпуса в Петербурге. Дети священнослужителей получали высшее образование, как правило, в духовных и Медико-хирургических академиях. Разночинцы обучались в основном в Московском университете, Медико-хирургических академиях и Академии художеств. По инициативе императрицы Екатерины II в рамках Комиссии об учреждении народных училищ начались работы по созданию специального государственного органа управления высшей школой [20].

Список литературы

1. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ-1). Т. IV. СПб., 1830. № 1829. С. 133.

2. Энциклопедический словарь / Издатели: Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. 44-й полутом. СПб., 1897. С. 639.

3. Древняя Российская вивлиофика. Ч. XVI: 2-е изд. М., 1791. С. 302.

4. Смирнов С. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 81.

5. Русский биографический словарь. Т. 25 (34). СПб., 1913. С. 465.

6. Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству Православного исповедания Российской империи. Т. 1. СПб., 1879. № 5.

7. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 415

8. Иеромонах Макарий Булгаков. История Киевской духовной академии. СПб., 1843. С. 134.

9. Российский государственный архив Военно-морского флота. Фонд Адмиралтейской коллегии. 1721. Д. 25. Лл. 1-2 об.

10. Военная энциклопедия. Т. XVI. СПб., 1914. С. 431.

11. Прудников В.Е. Русские педагоги математики ХУШ—ХК вв. М., 1956. С. 15-18.

12. ПСЗ-1. Т. V. СПб., 1830. № 2937. С. 173-176.

13. Петербургский филиал Архива Российской академии наук (ПФАРАН). Ф. 3. Оп. 1. Д. 1. Л. 139.

14. ПСЗ-1. Т. VII. СПб., 1830. № 4443. С. 220-221.

15. ПФАРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 791. Л. 63.

16. ПФАРАН. Ф. 3. Оп. 3. Д. 471. Лл. 115-116.

17. ЛомоносовМ.В. Полное собрание сочинений. Т. 10. М.; Л., 1957. С. 539.

18. ПСЗ-1. Т. XVI. СПб., 1830. № 11766. С. 171.

19. Государственность России (конец XV в. — февраль 1917 г.): Словарь-справочник. Кн. 2 (Д-К). М., 1999. С. 67.

20. Энциклопедический словарь. 37-й полутом / Издатели: Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. СПб., 1896. С. 362.

MANAGEMENT PROBLEMS OF THE RUSSIAN HIGHER SCHOOL IN THE XVIII CENTURY

V.A. Zmeev

This article describes the development of educational institutions in Russia during the XVIII century. Showed a significant M.V. Lomonosov's contribution in the functioning of the Academic University, rector of which he was with the 1758 to 1765. Draw conclusions about the causes of failed innovations in the management of high school at that time.

Key words: high school, administration, development of educational institutions, XVIII century.

Сведения об авторе

Змеев Владимир Алексеевич — доктор исторических наук, профессор кафедры истории ИППК МГУ имени М.В.Ломоносова. Тел. (495) 939-33-56; е-mail: ippkhi-story@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.