10. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. - М., 1991.
11. Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий: Воспоминания 1881-1914. - М.,
1996.
12. Воейков В.Н. С Царем и без Царя. Воспоминания последнего Дворцового Коменданта Государя императора Николая II. - М., 1994.
13. Хин-Гольдовская Р.М. Из дневников 1913-1917 // Минувшее: Исторический альманах. Т.21. - СПб., 1997. - С.521-596.
14. Берберова Н.Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия. - Харьков-М.,
1997.
15. Милюков П.Н. Воспоминания. - М., 1991.
16. Набоков В.Д. Временное правительство // Архив русской революции. В 22 тт. Т.1. - М., 1991. - С.9-96.
17. Очерки истории школы и педагогичес-
кой мысли народов СССР. Конец XIX -начало XX в. - М., 1991.
18. Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге XIX - начале XX в. Сб. документов. - СПб., 2000.
19. Суханов Н.Н. Записки о революции: В 3 т. - М., 1991.
20. Резолюция VIII делегатского съезда Партии народной свободы (9-12 мая 1917 г. в Петрограде). - Пг., 1917.
21. Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. - М., 1988.
22. Готье Ю.В. Мои заметки. - М., 1997.
23. Амфитеатров-Кадашев В.А. Страницы из дневника // Минувшее: Исторический альманах. Т.20. - М.-СПб., 1996.
- С.435-636.
24. Веселовский С.Б. Дневники 1915-1923 годов // Вопросы истории. - 2000. -№8. - С.86-109.
В. ЗМЕЕВ, доктор исторических наук «МАТИ»-РГТУ им. К.Э. Циолковского
Петровская модернизация России требовала значительного числа квалифицированных специалистов для различных отраслей хозяйства, армии и флота, народного просвещения, здравоохранения, государственного управления и других социальных сфер. В связи с этим ощущалась острая потребность в создании полноценных учебных заведений.
7 июля 1701 года царь Петр I своим указом преобразовал Московскую эл-лино-греческую академию в Славянолатинскую и придал ей высший статус. 26 сентября того же года Петр I реорганизует Киево-Могилянскую колле-
Высшая школа России: XVIII век
гию в академию и жалует ей те же права. Так было юридически оформлено создание первых отечественных высших учебных заведений, которые сыграли выдающуюся роль в подготовке специалистов, развитии культуры и образования России.
Конкретные планы реорганизации обеих академий составил местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский, высокообразованный священник и государственный деятель. По его инициативе в 1701 году был восстановлен Монастырский приказ во главе с бояриным И.Л. Мусиным-Пушкиным и дьяком Е.Н. Зото-
вым, на который возлагались следующие функции: сбор пошлин, податей и повинностей с духовных имений; заведование строительством и ремонтом церковных учреждений; надзор за состоянием церковных учебных заведений; управление типографией и другие. В Монастырском приказе концентрировались значительные материальные средства и денежные суммы, что позволяло на высоком уровне обеспечивать учебный процесс в академиях [1].
Еще в 1700 году ректором Московской академии был назначен игумен За-иконоспасского монастыря Палладий Роговский - первый русский доктор философии и богословия. Он родился в 1655 году в Тверской области, молодым человеком принял монашество в Саввином Вишерском монастыре, затем служил иеродиаконом при Леонтии, епископе Тамбовском. В 1685-1687 годах учился в Московской богоявленской школе братьев Лихудов, а с 1687 по 1698 год продолжал образование в различных европейских богословских школах, достиг там ученой степени. Для получения высшего богословского образования ему пришлось даже временно перейти в католическую веру, но перед возвращением на родину он вновь вернулся в православие.
Палладий Роговский - автор многих богословских произведений, однако до нас дошли лишь два: «Исповедание веры» и «Челобитная патриарху Андриану». Основная его заслуга состоит в том, что за три года руководства Московской академией ректору удалось превратить ее в полноценное высшее учебное заведение, подобное Киевской академии [2].
Значительную помощь Палладию Ро-говскому оказал Стефан Яворский, назначенный в 1701 году протектором Московской академии. Петр I своим указом от 7 июля 1701 года потребовал от С. Яворского и П. Роговского «за-
весть в Академии учения латинския» [3], что означало коренную перестройку вуза. Основные предметы обучения в академии начали преподавать на латинском языке, для чего пришлось вызвать из Киева несколько профессоров. Они привезли с собой учебные пособия на латинском языке, и система преподавания начала обретать латино-польский схоластический характер. Для получения высшего образования ученики и студенты должны были за 12-13 лет пройти девять классов, включая подготовительный. В первые годы изучали церковнославянский язык и латынь, арифметику, историю, географию и катехизис (основные положения христианского вероучения). Следующие два года молодые люди осваивали риторику и философию, а в последние четыре года - богословие[4].
В те годы штат Московской академии состоял из ректора, префекта, шести профессоров (учителей) и двух проповедников. В 1706-1722 годы ректором вуза был архимандрит Феофилакт Лопа-тинский. В 1704 году он прибыл из Киева; служил сначала наставником (профессором) философии, а затем префектом Московской академии. В этот период молодой ученый и педагог написал несколько светских произведений, в том числе курс лекций под названием «Три пути Аристотеля, которые надобно пройти в два года русскому Алкиду: иначе три вида философии, логика, физика и метафизика, которые преподаются под руководством цинтии Яворского с 9 сентября 1704 года» [5].
После образования в 1721 году Святейшего Синода Киевская и Московская академии перешли в его ведение и стали развиваться как духовные вузы [6]. Св. Синод получил права высшей законодательной, судебной и административной власти в Русской Православной Церкви, но эту власть он мог осуществлять лишь с согласия императора Петра I. Все постановления Св.
Синода выходили под штемпелем: «По указу Его Императорского Величества».
Таким образом, 1701-1775 годы являлись латинским периодом истории Московской академии, когда обучение носило в основном формальный и схоластический характер. Изучение студентами греческого языка возобновилось в 1738 году, вместе с древнееврейским. Численность учащихся Московской славянолатинской академии в этот период было неустойчивой: в 1717 году - 290 человек, в 1725 - 629, в 1736 - 383, в 1750 - 200, в 1761 году - 215 человек. Многие выпускники академии посвятили себя развитию русской культуры и науки, в том числе А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, В.И. Баженов [7].
Последняя четверть XVIII века явилась весьма благоприятным периодом в истории Московской академии. 18 ноября 1775 года архиепископМосков-ский и Калужский Платон (Левшин) был назначен «полным директором и протектором» академии. Он хорошо знал нужды академии, поскольку был ее воспитанником, а позже и наставником. Под руководством нового ректора архимандрита Амвросия (Подобедо-ва) в вузе были проведены большие изменения, позитивную направленность углубил следующий ректор академии архимандрит Дамаскин (Семенов-Руднев). Московский духовный вуз получил новое название: Славяно-греколатинская академия, что адекватно отражало направленность обучения слушателей.
Не менее благотворно развивалась и Киевская академия, для которой XVIII век был весьма успешным и насыщенным периодом истории. Руководство академией осуществляли: ректор, префект (инспектор и эконом) и суперинтендант (надзиратель за благочинием воспитанников). Киевская академия была самым многочисленным из вузов
Российской империи в XVIII веке; здесь обучалось более 1000 студентов. Свыше 20 профессоров и преподавателей проводили занятия по истории, географии, математике, медицине, домашней экономии, риторике и различным языкам. В библиотеке академии к 1780 году было до 12 тысяч книг [8].
Державные властители России уделяли развитию Киевской академии большое внимание, особенно с конца XVIII века, что проявлялось в ассигновании значительных денежных сумм на ее содержание. Регулярные пожертвования в пользу академии осуществляла императрица Екатерина II и другие монархи, а также духовные особы, вельможи и малороссийские гетманы.
Насущные потребности государственного развития привели царя Петра I к мысли о необходимости создания специальных учебных заведений практической направленности. 14 января 1701 года монарх издал указ об учреждении в Москве Школы математических и навигацких наук [9]. В различных документах это учебное заведение именуется также «Навигацкой школой», реже - «Штурманской школой». С момента основания и до 1706 года школа находилась в ведении московской Оружейной палаты, затем, до1712 года, подчинялась Адмиралтейскому приказу, который также располагался в Москве. Последний период своей деятельности (до 1752 года) Школа математических и навигацких наук провела под руководством Адмиралтейской канцелярии и Адмиралтейств-коллегии, которые находились в Петербурге.
В школу принимали сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов» сначала в возрасте 12-17 лет, а позже и 20-летних. Через десять лет работы численность ее учащихся достигла 500 человек. Те из них, кто имел состоятельных родителей, содержались на собственный счет,
а остальные получали от казны «кормовые деньги», в среднем около 12 копеек в сутки. На все расходы школы было положено более 22 тысяч рублей в год[10]. За прогулы занятий на учащихся налагался денежный штраф.
Учащиеся первоначально изучали грамматику и арифметику в подготовительном классе («русская школа»), затем осваивали геометрию, плоскую и сферическую тригонометрию («цифирная школа»), наконец, овладевали знаниями по астрономии, математической географии, геодезии, навигации, занимались фехтованием, осваивали различных военно-прикладные навыки. Срок обучения в школе не был ограничен, поскольку ученики привлекались к работам в Адмиралтейском приказе и Адмиралтейской канцелярии. Полный курс обучения, с учетом так называемых «верхних классов», составлял более десяти лет.
Большинство учеников из простого люда заканчивали свое образование в «русской школе», лишь немногие - в «цифирной школе», высшие (навигаторские) классы могли посещать только дети дворян и священнослужителей. Ученики из низших сословий после завершения учебы назначались на службу писарями, помощниками архитекторов и на различные вспомогательные должности в Адмиралтейский приказ, Адмиралтейскую канцелярию и Адми-ралтейств-коллегию. Выпускники школы из дворян направлялись служить на флот, в артиллерию, инженерные войска и к генерал-квартирмейстеру.
Наиболее способные ученики навигаторских классов посылались за границу для практического ознакомления с морской службой на военных судах. После такой стажировки и экзамена в Москве лучшие выпускники школы производились в унтер-лейтенанты или мичманы и направлялись на военную службу. Царь Петр I внимательно следил за работой
школы, интересовался службой многих ее выпускников. Важно отметить, что Школа математических и навигацких наукразмещалась в Сухаревой башне, недалеко от Сретенских ворот. Монарх любил посещать это место Москвы, поскольку провел здесь много дней своей юности.
Для преподавания из Шотландии были приглашены в школу профессор Абердинского университета А. Фар-варсон, который вскоре стал ее директором, а также учителя Р. Грейс и Ст. Гвин. Среди первых учителей навигацкой школы следует назвать известного русского математика Л.Ф. Магницкого, издавшего в 1703 году учебник «Арифметика, сиречь наука числительная» [11]. Особенность школы заключалась в том, что ее преподаватели проводили занятия по своим программам, друг от друга не зависели, подчиняясь только директору, генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину.
В 1715 году на базе высших классов школы была создана Морская академия («Академия морской гвардии»), которую разместили в Петербурге рядом с Адмиралтейством. Младшие классы школы остались в Москве и выполняли роль подготовительного училища для академии. В Петербург перевели около десяти преподавателей для проведения занятий по специальным предметам. Учащиеся (кадеты) числились на военной службе и получали государственное обеспечение, их жизнь, учеба и служба регламентировались специальной инструкцией, которую царь Петр I утвердил 1 октября 1715 года [12]. Тогда же была создана Академическая канцелярия для управления Морской академией.
Учащиеся академии - кадеты - составляли «морскую гвардию», т.е. элиту русского флота, и организационно подразделялись на шесть бригад - по 50 человек в каждой. Командовали бригадами морские офицеры, которые отвечали за обучение, воспитание и службу
своих подчиненных. В Морской академии была твердая воинская дисциплина, насаждавшаяся строгими мерами воздействия к нарушителям. Кадеты изучали высшую математику, географию, английский язык, навигацию, артиллерию, фортификацию и другие науки, несли караульную и вахтенную службу, участвовали в морских походах и парадах.
Общее руководство Морской академией осуществлял ее президент, которого в некоторых документах именовали директором. Наибольший вклад в развитие академии внесли ее руководители, граф А.А. Матвеев, полковник Г.Г. Скорняков-Писарев, капитан 3-го ранга А.Л. Нарышкин, контр-адмирал
В.А. Урусов, капитан Ф.М. Селиванов и капитан 1-го ранга А.И. Нагаев. Это высшее военно-морское учебное заведение дало русскому флоту многих замечательных специалистов: командиров боевых кораблей, начальников крепостей, офицеров-артиллеристов, навигаторов, геодезистов. Среди первых выпускников Морской академии выделялись адмирал С.И. Мордвинов, географ-исследователь Д.Д. Овцын и известный мореплаватель А.И. Чириков
[13].
Успехи модернизации России в первой четверти XVIII века привели Петра I к пониманию необходимости синтеза науки и образования для ускоренного развития всех сфер социальной жизни империи. По поручению императора российский подданный, лейб-медик Л.Л. Блюментрост подготовил доклад о проекте создания в Петербурге Академии наук. В архиве РАН сохранилась копия этого доклада с поправками и дополнениями Петра I, что позволяет утверждать о его реальном участии в разработке документа [14].
28 января 1724 года Правительствующий Сенат рассмотрел проект учреждения Академии наук в Петербурге и одобрил его своим указом. В документе,
в частности, отмечалось, что Академия нужна не только «для размножения наук», но и чтобы «чрез обучение и рас-пложение оных польза в народе впредь была» [15]. Суть этого исторического документа состоит в следующем: первый в Российской империи научно-учебный центр по замыслу Петра I должен был включать в себя университет - собрание ученых людей и академию - собрание ученых и искусных людей. Главная цель Академии наук первоначально заключалась в том, чтобы изучать языки, различные науки и «знатные художества», а также переводить книги.
Указом предписывалось, чтобы профессора университета занимались наукой и обучали студентов; одновременно они являлись членами Академии наук, что обеспечивало единство образовательной и научной деятельности. Каждый профессор, обучая студентов, обязан был готовить молодых людей к будущей научно-педагогической работе, растить себе достойную смену. Соединение в одном государственном учреждении функций университета и академии было предпринято Петром I потому, что в начале XVIII века в России отечественных ученых практически не было. В Киевской и Московской духовной академиях преподавали несколько ученых-бого-словов, а в Морской академии в Петербурге работал один профессор-геодезист.
Император Петр I через своих дипломатических представителей в государствах Западной Европы пригласил несколько крупных ученых. Уже после его кончины в Петербург прибыли 14 известных ученых и 8 студентов старших курсов из зарубежных университетов. Вскоре эти студенты завершили обучение в университете и начали проводить занятия в гимназии при Академии наук.
Первоначально численность студентов университета была небольшой - в 1726-1733 годах по списку значилось
лишь 38 человек [16]. В тот период укомплектовать вуз студентами было сложно, так как требовалось знание латинского языка, на котором профессора-иностранцы читали лекции. На первых порах среди академических студентов было много детей иностранцев, состоявших на государственной службе в России, а также зарубежных дипломатов и купцов. Следует отметить, что 30 государственных стипендий распределялись только среди студентов из числа российских подданных.
Академический университет подчинялся непосредственно президентам Петербургской Академии наук, которыми в XVIII веке были: Л.Л. Блюмен-трост, Г.К. Кейзерлинг, И.А. Корф, К. Бреверн и К.Г. Разумовский. Академия наук находилась в ведении Правительствующего Сената и императора России. Оперативное руководство Академическим университетом осуществлял его ректор, который отчитывался о работе перед президентом и конференцией Академии наук. Существенный вклад в развитие университета внес академик М.В. Ломоносов, который был его ректором с 1758 по 1765 год.
М.В. Ломоносов добился увеличения финансирования Академического университета в 1,5 раза [17]. Каждому казеннокоштному студенту ежегодно стали выплачивать стипендию в размере 100 рублей. В 1764 году для университета и гимназии был куплен особняк Строгановых (ранее учебные подразделения Академии наук находились в доме Троицкого подворья). Ректор лично взялся за составление нового университетского регламента (устава), стараясь внести в его текст максимальное число преимуществ для профессоров и студентов. Проект нового регламента не уступал по качеству уставам лучших университетов Западной Европы.
Согласно этому документу, Академический университет подразделялся на
три факультета - философский, юридический и медицинский. Однако малая численность студентов и профессорско-преподавательского состава не позволяла закрепить это разделение в организационном отношении. Становлению факультетов мешали также недостаток учебных помещений и слабая лабораторная база вуза. Поэтому главные усилия сосредоточивались на методических вопросах. Благодаря усилиям М.В. Ломоносова и его единомышленников, были усовершенствованы учебные планы и разработаны новые программы по следующим предметам обучения: история и древности, философия и физика, высшая математика, анатомия, химия, астрономия, юриспруденция, красноречие.
Ректор Академического университета привлекал к чтению лекций студентам лучшие научные силы России. Следует напомнить, что в 1747 году М.В. Ломоносов первым начал вести занятия со студентами на русском языке, что в дальнейшем стало нормой для отечественной высшей школы.
Благодаря стараниям М.В. Ломоносова, с сентября 1760 года казеннокоштные студенты были переведены с денежного на натуральное довольствие и получили места для проживания в академическом общежитии. Ректор постоянно вникал в вопросы организации студенческого быта, контролировал закупку дров, инвентаря и продовольствия. Летом 1761 года ему удалось добиться, чтобы финансирование университета осуществлялось отдельно от Петербургской Академии наук, которая, как правило, сокращала ассигнования на его учебно-материальное обеспечение.
В 1760 году академик М.В. Ломоносов писал подвижнику отечественного просвещения графу И.И. Шувалову: «Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, отку-
да могут произойти многочисленные Ломоносовы» [18]. Эти слова великого ученого оказались пророческими - из стен Петербургского академического университета вышло немало замечательных людей. В их числе следует назвать академиков А.А. Барсова, П.Б. Иноходцова, С.Я. Румовского и других.
4 апреля 1765 года Михаил Васильевич Ломоносов скончался; его смерть стала невосполнимой утратой для российской науки и высшей школы. Достойного преемника на посту ректора не нашлось, и Академический университет стал быстро угасать. Попытка президента Российской академии Е.Р. Дашковой в 1783 году реанимировать деятельность университета успеха не имела. К концу XVIII века он был закрыт, а его студентов перевели в специальный класс гимназии Петербургской Академии наук. В 1786 году своим указом Екатерина II утвердила Устав народным училищам в Российской империи. Этим же императорским указом устанавливался статус Комиссии об училищах [19], которая в том числе осуществляла методическое руководство деятельностью гимназии при Петербургской Академии наук.
Важно заметить, что приход к власти в 1762 году императрицы Екатерины II положительно сказался на развитии системы образования России. Именным указом от 2 марта 1763 года Академия художеств была отделена от созданного в 1755 году Московского университета и переведена в Петербург [20]. В самом университете императрица также провела существенные преобразования, прежде всего кадровые. Новым куратором вуза был назначен
В.Е. Ададуров - выпускник Петербургской академической гимназии, ставший адъюнктом математики. Кураторство над Московским университетом В.Е. Ададу-ров успешно сочетал с деятельностью президента Мануфактур-коллегии в
Москве. В 1764 году он становится сенатором, что расширяет его возможности по отстаиванию интересов университета во властных структурах.
13 июля 1763 года директором Московского университета был утвержден М.М. Херасков, получивший хорошее образование в Сухопутном кадетском корпусе. Ранее он был цензором всех книг, издававшихся в университете, знал всех представителей научно-педагогической элиты России. Куратор и директор проводили единую образовательную политику, в центре которой находилась кадровая проблема. Приоритет они отдавали отечественным специалистам, но при необходимости приглашали в вуз и зарубежных профессоров.
В 1765 году М.М. Херасков поручил магистру Д.С. Аничкову читать лекции по философии. В 1777 году Д.С. Аничков защитил докторскую диссертацию и стал ординарным профессором. В 60-е годы XVIII века в Московский университет стали возвращаться молодые русские ученые, направленные ранее для стажировок в вузы Западной Европы. В 1765 году из Лейдена в Москву вернулся первый русский профессор ботаники, доктор медицины П.Д. Вениаминов. Из Глазго в 1767 году докторами права в Московский университет вернулись И.А. Третьяков и С.Е. Десницкий. Созданный по указу императрицы 3-й де-партаментСената заведовал делами Академии наук, Московского университета и всех прочих гражданских учебных заведений. Все доктора наук были в этом государственном учреждении на особом учете.
Открытие в 1774 году Петербургского горного училища ознаменовало собой дальнейшее развитие отечественного инженерного образования. Постоянное внимание к нему со стороны императрицы Екатерины II, Берг-коллегии и уральских рудопромышленников позволило за
короткий срок наладить подготовку квалифицированных горных инженеров. Училище отличалось от других учебных заведений эффективным управлением, хорошим финансированием, подбором опытных преподавательских кадров и продуманной системой комплектования студенческих контингентов.
Расширение функций православных священников в российском обществе и усложнение межконфессиональных отношений потребовало реорганизации двух специальных духовных учебных заведений в высшие. Во второй половине XVIII века были созданы Александроневская (в Петербурге) и Казанская духовные академии. Определенная часть выпускников высших богословских учебных заведений отказывалась от духовного сана и становилась государственными чиновниками. Каждодневное и весьма эффективное руководство духовными вузами России осуществлял Святейший Синод.
Конец XVIII века ознаменовался завершением процесса создания в Российской империи высшего медицинского учебного заведения - Петербургской медико-хирургической академии, занятия в которой начались в 1800 году. Бурное развитие российского высшего медицинского образования было обусловлено, во-первых, острой потребностью общества во врачах, ветеринарах и фармацевтах, во-вторых, достаточными государственными возможностями финансирования учебной и научной работы, в-третьих, подчинением всех профильных вузов единому органу управления - Медицинской коллегии.
Анализ деятельности первых российских вузов позволяет сделать общий вывод: быстро и успешно развивались только те учебные заведения, которые находились в непосредственном подчинении приказов и коллегий. Одной из причин неудачного эксперимента с со-
зданием Академического университета была слабость в тот период Петербургской Академии наук. Трудности первого полувека деятельности Московского университета в значительной мере связаны с тем, что он подчинялся Правительствующему Сенату, который не имел реальной возможности оперативно управлять вузом из Петербурга. Могущественные кураторы Московского университета И.И. Шувалов, Л.Л. Блюментрост и И.И. Мелиссино большую часть времени проводили в северной столице.
К концу XVIII века в России функционировало 15 высших учебных заведений: в Петербурге - девять, Москве
- три, Вильне, Казани и Киеве - по одному. Около 250 штатных профессоров и преподавателей обучали до 3000 кадетов, слушателей и студентов вузов. Наибольшей популярностью у молодых дворян пользовались горное училище и кадетские корпуса в Петербурге. Дети священнослужителей получали высшее образование, как правило, в духовных и медико-хирургических академиях. Разночинцы обучались в основном в Московском университете, медикохирургических академиях и в Академии художеств. По инициативе императрицы Екатерины II в рамках Комиссии об учреждении народных училищ [21] начались работы по созданию специального государственного органа управления высшей школой.
Литература
1. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ-1). Т. IV. - СПб, 1830. -№ 1829. - С. 133.
2. Энциклопедический словарь. 44-й полутом. - СПб, 1897. - С. 639.
3. Древняя Российская вивлиофика. Ч. XVI. - М., 1791. - С. 302.
4. Смирнов Сергий. История Московской славяно-греко-латинской академии. -
М., 1855. - С. 81.
5. Русский биографический словарь. Т. 25 (34). - СПб, 1913. - С. 465.
6. Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству Православного исповедания Российской империи. Т. 1. - СПб, 1879. - № 5.
7. Православная энциклопедия. Русская Пра-
вославная Церковь. - М., 2000. - С. 415.
8. Иеромонах Макарий Булгаков. История Киевской духовной академии. -СПб, 1843. - С. 134.
9. Российский государственный архив Военно-морского флота. Фонд Адмиралтейской коллегии. 1721. Д. 25. Лл. 1-2 об.
10. Военная энциклопедия. Т. XVI. - СПб, 1914 - С. 431.
11. Прудников В.Е. Русские педагоги математики XVIII-XIX вв. - М., 1956. -
С. 15-18.
12. ПСЗ-1. Т. V. - СПб, 1830. - № 2937. -
С. 173-176.
13. Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. - СПб, 1875. - С 609.
14. Петербургский филиал Архива Российской Академии наук (ПФАРАН). Ф. 3. Оп. 1. Д. 1. Л. 139.
15. ПСЗ-1. Т. VII. - СПб, 1830. - № 4443. §
3. С. 220-221.
16. ПФАРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 791. Л. 63.
17. ПФАРАН. Ф. 3. Оп. 3. Д. 471. Лл. 115116.
18. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 10. - М.-Л., 1957. - С. 539.
19. ПСЗ-1. Т. XXII. - СПб, 1830. - № 16421.
- С. 658-659.
20. ПСЗ-1. Т. XVI. - СПб, 1830. - № 11766.
- С. 171.
21. Энциклопедический словарь. 37-й полутом. - СПб, 1896. - С. 362.
К “женским” по составу студентов относятся вузы просвещения (69% женщин), искусства и кинематографии (68%), экономики и права (66%), к “мужским”- промышленности, строительства, транспорта и связи (57% мужчин) и сельского хозяйства (51% мужчин).
Тысячи человек
Численность женщин в составе студентов государственных высших учебных заведений по отраслевым группам: 2000/2001
(на начало учебного года)
Проценты
1 — промышленность, строительство, транспорт и связь
2 - сельское хозяйство
3 -экономика и право
4 - здравоохранение, физическая культура и спорт
5 - просвещение
6 - искусство и кинематография
69