Юлия КАМЕНСКАЯ
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционно закрепленным в большинстве стран правом человека на образование, реализация которого обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования. Государственная система образования в России начала складываться в первой четверти XVIII века. Многое из наработанного в те и последующие годы оказалось утерянным в силу социальных, экономических и политических причин, что-то сохранилось и получило развитие.
КАМЕНСКАЯ
Юлия
Анатольевна — и. о. доцента кафедры международных отношений, Сибирский институт международных отношений и регионоведения
В настоящее время в нашей стране идет поиск того типа образования, который соответствует потребностям общества, имеющего своим будущим общее образовательное пространство России и Европы. Интеграция и неизбежные проблемы переходного периода обусловливают потребность в осмыслении узловых вопросов истории отечественной системы образования, тенденций ее развития, причин переживаемых трудностей.
Образовательная система России складывалась постепенно, светские учебные заведения начали создаваться во второй половине XVII века.
В петровскую эпоху стали создаваться новые учебные заведения, прежде всего военной направленности.
В 1715 г. на базе высших (навигаторских) классов школы была создана Морская академия (Академия морской гвардии), которую разместили в Петербурге. Младшие классы Школы математических и навигационных наук еще несколько лет оставались в Москве и исполняли роль подготовительного училища для академии. Общее руководство Морской академией в период ее становления осуществлял граф А. А. Матвеев. Учащиеся числились на военной службе и находились на полном государственном обеспечении. Жизнь, учеба и служба в Морской академии регламентировались специальной инструкцией, которую Петр I утвердил 1 октября 1715 г.1.
Развитие специальных учебных заведений в России сдерживалось недостатком грамотной молодежи. Во всех учебных заведениях начала XVIII века приходилось заниматься повышением общеобразовательного уровня учащихся. Это удлиняло сроки обучения и отвлекало преподавателей от занятий по основным предметам. Необходимо было создать сеть начальных учебных заведений в разных регионах страны.
В тот период в российской провинции, кроме церковных приходов, очагами цивилизации являлись военные гарнизоны. Поэтому Петр I решил создать школы для солдатских детей при 49 полках русской армии. С 1721 г. гарнизонные школы начали учреждать уже при каждом полку. Требовалось, чтобы «...в школе грамоте и
1 Полное собрание законов Российской империи. СПб. 1830. Т. XXI, № 15600
различным ремеслам обучались 50 человек»1.
Развитие промышленности, торговли, мореплавания, кораблестроения потребовало грамотных специалистов. Школьного образования было уже недостаточно, и Петр I стал создавать светские учебные заведения.
Создание Академии наук, университета и гимназии. По поручению императора Петра I российский подданный лейб-медик Л. Л. Блюментрост подготовил доклад о проекте создания в Петербурге академии наук и художеств. При академии предполагалось учредить также университет и гимназию. В архиве Российской Академии наук находится копия этого доклада с поправками и дополнениями Петра I, что позволяет говорить о его реальном участии в разработке основополагающего документа. Полагают, что идея создания академического университета пришла к монарху во время его поездок по странам Европы, где он наблюдал деятельность классических университетов.
28 января 1724 г. Сенат своим указом утвердил проект учреждения в Петербурге академии наук и художеств. В документе, в частности, отмечалось, что «академия нужна не только для размножения наук», но и чтобы «чрез обучение и распложение оных польза в народе впредь была»2.
Петр I пригласил несколько крупных зарубежных ученых для работы в Академии наук и преподавания в академическом университете. Уже после кончины императора из Европы в Петербург прибыли: математики Н. Бернулли, Я. Герман и Ф.-Х. Майер, астроном И.-Н. Делиль, физик Г. Бюльфингер, физиолог Л. Бернулли, ботаник И.-Х. Букенбаум, анатом М.-Г. Дювернуа, историк М. Бюргер, философы Х.-Ф. Гросс и Х. Мартини, филолог И.-П. Коль, правоведы И. С. Бекенштейн и Х. Гольдбах. Кроме того, для работы в академической гимназии и участия в научных исследованиях были приглашены 8 студентов старших курсов из немецких университетов. Академическая гимназия предназначалась для подготовки будущих слушателей университетов3. Она состояла из пяти классов, в которых уче-
1 Лалаев М. С. Исторический очерк военно-учебных заведений. СПб., 1880. Ч. 1-2, стр. 10
2 Полное собрание законов Российской империи. Спб. 1830. Т. XXI, № 15600
3 Балакина Т. И. История русской культуры., М.,
1995, стр. 102
никам преподавали русский, латинский, немецкий, французский, итальянский и греческий языки, начала математики, истории и географии.
7 декабря 1725 г. был подписан императорский указ «О заведении Академии наук и о назначении президентом оной лейб-медика Блюментроста». 27 декабря того же года императрица Екатерина I торжественно открыла первый научный центр и высшее учебное заведение России4.
Становление Петербургской Академии наук и художеств и ее учебных подразделений проходило сложно. После кончины 6 мая 1727 г. императрицы Екатерины Алексеевны Академия наук лишилась своей покровительницы. Положение усугублялось еще и тем, что вскоре царский двор переехал в Москву, за ним потянулись сановники и крупные ученые. Новый император Петр II пожелал, чтобы президент Академии наук и художеств поселился в старой столице, где не было условий для работы. Не став еще прочно на ноги, Академия наук начала приходить в упадок из-за скудного финансирования и отъезда некоторых иностранных ученых на родину. Кризис коснулся и Академической гимназии, где сократилось число учащихся. По подсчетам графа Д. А. Толстого, в 1729 г. в гимназию поступили лишь 74 мальчика. Еще хуже складывалось положение со студентами. Профессора-иностранцы лекции читали только на латинском языке, так как русский знали плохо. Отыскать в России молодых людей, владевших латынью, было довольно сложно. Поэтому в период 1726-1733 гг. среди академических студентов числились только 38 человек5.
В первые годы существования академического университета не придерживались строгих сроков обучения студентов. При каждом штатном профессоре состояли по два студента, которые в будущем должны были занять кафедры. Студенты изучали различные науки до тех пор, пока их профессора-наставники требовали того.
По тем временам академические студенты получали хорошее образование, о чем свидетельствует их последующая деятельность. Так, с 1733 г. начал самостоятельную преподавательскую рабо-
4 Балакина Т. И. История русской культуры., М.,
1995, стр.106
5 Из истории российского образования. Вестник образования. 2001, № 19, стр. 5
#
ту первый русский адъюнкт высшей математики В. Е. Адодуров. Многие из выпускников академического университета стали учеными и педагогами (П.
З. Кондоиди, И. Л. Магницкий), другие пошли на государственную службу (князь А. Д. Кантемир, П. А. Фельтер, Г.-В. Эйхлер), а братья Карл и Фридрих Вольф стали офицерами русской армии1.
В 1736 г. в истории Академии наук и художеств произошло событие, возымевшее важные последствия для развития отечественной науки и высшей школы. В начале этого года в академический университет был зачислен Михаил Ломоносов
— один из лучших учеников Славяно-греко-латинской академии. Природные способности и колоссальное трудолюбие позволили ему стать выдающимся ученым и педагогом своей эпохи. Глубокие разносторонние знания и свободное владение латинским языком выделяли Ломоносова среди других академических студентов. Не случайно осенью 1736 г. М. В. Ломоносов и Д. И. Виноградов были направлены для продолжения образования в Германию. В течение трех лет студент Ломоносов учился в Марбургском университете под руководством крупного физика и философа Х. Вольфа. Затем М. В. Ломоносов переехал в город Фрейберг к известному специалисту по химии и горному делу профессору И. Генкелю, у которого прошел стажировку. В январе 1742 г. Михаил Васильевич Ломоносов вернулся на родину и был назначен адъюнктом физического класса Петербургской Академии наук. В 1745 г. М. В. Ломоносов стал профессором химии и был избран в состав Академии наук. Научная деятельность русского ученого успешно сочеталась с педагогической работой. В 1746 г. академик Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции для студентов на русском языке. Это смелое нововведение поддержали другие отечественные ученые и педагоги.
В 1758 г. М. В. Ломоносов вступил в должность ректора академического университета и нашел его в упадке. Новый ректор добился увеличения финансирования университета в 1,5 раза2.
1 Из истории российского образования. Вестник образования. 2001, № 19, стр. 9
2 Кулябко Е. С. М. В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской академии наук. М.;Л., 1962, стр. 124
4 апреля 1765 г. великий ученый и педагог М. В. Ломоносов скончался. Попытки нового директора Академии наук Е. Р. Дашковой в 1783 г. реанимировать деятельность университета успеха не имели. К концу XVIII века академический университет был закрыт.
Московский университет в XVIII веке. Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не в полной мере удовлетворяли потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы. Занявшая в 1741 г. российский престол императрица Елизавета Петровна позитивно относилась к развитию отечественной науки и культуры. 24 января 1755 г. именным указом «Об учреждении Московского университета и двух гимназий» императрица утвердила проект И. И. Шувалова, написанный совместно с М. В. Ломоносовым, о создании Московского университета. 26 апреля того же года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух его гимназий3.
Из указа следовало, что при Московском университете создавалось две гимназии: одна - для молодых дворян, а другая -для разночинцев.
Студенты обязаны были посещать все публичные лекции, а желающие могли также слушать дополнительные курсы.
В силу особого указа от 5 марта 1756 г. Московский университет был подчинен только правительствующему Сенату. Директор - коллежский советник А. М. Аргамаков имел право посылать во все судебные места от имени университета указы, которые подлежали исполнению4. Эта существенная привилегия делала Московский университет достаточно независимым от чиновников.
3 Якушкин И. Д. Культура России ІХ—ХХ вв. М., 1996, стр. 183
4 Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века. М., 1960-1963. Т. 1-3
Само обучение в Московском университете приравнивалось к прохождению военной службы. Заканчивая полный курс университета, студент получал обер-офицерский чин (воинское звание младшего офицера запаса).
Первый инженерный вуз в России. Во второй половине XVIII века в Российской империи началось бурное развитие горного дела, особенно на Урале. Для горной промышленности нужны были многочисленные специалисты, в том числе высшей квалификации. Приглашение в Россию инженеров-иностранцев дорого обходилось государственной казне да и качество их работы не всегда удовлетворяло запросы горно-рудной промышленности. В этих условиях группа башкирских рудо-промышленников во главе с Исмаилом Тасимовым в 1771 г. обратилась в Берг-Коллегию (орган руководства горно-рудной промышленности России) с предложением о создании училища по подготовке горных специалистов. В докладе Сенату от 10 марта 1771 г. Берг-Коллегия одобрила предложение «О заведении горной школы» и признала его полезным и нужным для Горного корпуса. Согласно уставу Горного училища 1774 года в первый инженерный вуз России разрешалось принимать детей дворян и разночинцев, владевших латинским, французским и немецким языками, а также основами арифметики, геометрии и химии.
Параллельно с учебным процессом преподаватели вуза проводили научные исследования. 18 декабря 1774 г. в Горном училище было учреждено ученое собрание, которое имело целью разрабатывать горные науки и обогащать отечественную литературу переводами сочинений крупных иностранных специалистов1.
До конца века училище подготовило несколько десятков квалифицированных горных инженеров, среди которых выделялись А. Ф. Дерябин, М. И. Логинов, Е. И. Мечников, В. Ю. Соймонов и П. К. Фролов.
В связи с упразднением Берг-Коллегии на основании указа Сената от 6 февраля 1783 г. Горное училище было передано в ведение Петербургской казенной пала-ты2.
1 Якушкин И. Д. Культура России IX—XX вв. М.,
1996, стр. 76
2 Якушкин И. Д. Культура России IX—XX вв. М.,
1996, стр. 103
Создание Медико-хирургической академии. Во второй половине XVIII века в Российской империи получило значительное развитие медицинское образование. С 1764 г. начались регулярные занятия на медицинском факультете Московского университета.
Именным указом от 18 декабря 1798 г. император Павел I поручил А. И. Васильеву создать необходимую материальную базу для открытия в Петербурге высшего учебного заведения по подготовке врачей3. Эта дата считается днем основания Петербургской Медико-хирургической академии, которая со временем стала ведущим учебно-научным центром Российской империи по подготовке врачей и развитию медицинской науки.
Хорошая организация дела и достаточное финансирование позволили быстро наладить подготовку врачей. Академия создавалась путем преобразования из Петербургского и Кронштадтского медико-хирургических училищ.
Установление государственного характера образования в России. Первым документом, узаконившим государственную систему образования в России, были утвержденные 24 января 1803 г. Предварительные правила народного просвещения4. В целом этот документ представлял собой скорее концепцию развития образования, нежели закон его функционирования, поскольку большинство статей Предварительных правил по существу являлись проектом будущего устройства системы. Статьи были сформулированы в будущем времени: будут иметь, будут содержимы, будут употребляемы.
Предварительными правилами устанавливались структура образовательного пространства России, иерархическая система управления, ступенчатость и взаимосвязь отдельных звеньев этой системы, определялось содержание образования, состав материальной части и источники финансирования.
Был закреплен центральный орган управления образованием, в качестве которого было определено Министерство народного просвещения. Тем самым утвердился государственный харак-
3 Полное собрание законов Российской империи. Спб., 1830, Т. XXI, № 15600
4 Из истории российского образования. «Вестник образования». 2001, № 19, стр. 5
тер образования в России. Название Министерства было предложено императором Александром I, проявлявшим особое внимание к развитию образования.
В 1803 г. издали новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены следующие принципы: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ.
Учебные заведения подразделялись на 4 ступени:
1. Одноклассные приходские училища.
2. Уездные училища с трехклассным обучением.
3. Гимназии.
4. Университеты.
Всей системой образования ведало Главное управление училищ (Министерство народного просвещения). Было образовано 6 учебных округов (Петербургский, Московский, Белорусско-Литовский, Дерптский, Казанский и Харьковский), план которых был утвержден в 1803 году. Во главе каждого округа был поставлен университет с его ученой коллегией. Университеты обладали значительной автономией, например: выборность ректора и профессоров, собственный суд, право назначать учителей в гимназии и училища своего округа.
С университетом были преемственно связаны три ступени образовательных школ: гимназии с 4-летним, уездные училища с 2-летним и приходские училища с 1-летним курсами обучения.
Таким образом, этап зарождения отечественной высшей школы был самым трудным и продолжительным. Он охватывал время правления нескольких императоров — от Петра I до Павла I и включал следующие периоды и знаменательные события:
— предыстория высшей школы России (император Петр I);
— открытие Петербургского академического университета (императрица Елизавета Петровна);
— создание Горного училища (императрица Екатерина II);
— образование Медико-хирургической академии (император Павел I).
Первый этап занял почти сто лет, его роль трудно переоценить в экономическом,
военно-политическом и социально-культурном становлении Российской империи.
Русские университеты появились на несколько веков позже европейских и моделью для них послужили немецкие, но благодаря созданию основ образовательной системы, особенно высшей школы, Россия получила интеллектуальную независимость от мировых держав. В XVIII веке отечественные светские высшие учебные заведения подготовили несколько сотен высокообразованных людей, которые составили ядро новой социальной группы — интеллигенции. По тем временам академические студенты получали довольно хорошее образование, о чем свидетельствует их последующая деятельность не только в России, но и за ее рубежами.
Главным предназначением первых высших учебных заведений являлась подготовка квалифицированных чиновников для государственной службы. В конце XVIII века Московский университет и Горное училище составляли серьезную конкуренцию специальным военно-учебным заведениям, которые считались ранее наиболее престижными для молодых дворян. Обучение в светских вузах давало возможность разночинной молодежи изменить свой социальный статус через получение классных чинов и офицерских званий. Первые высшие учебные заведения возникли в столицах, что закрепило их роль учебно-научных центров Российской империи. Процесс обучения был неразрывно связан с научной деятельностью как преподавателей, так и студентов. Характерными чертами складывающейся системы были отсутствие строгих временных рамок обучения в высших учебных заведениях и мобильность студентов и преподавателей.
Россия имеет уникальный опыт успешного использования зарубежных моделей для решения своих задач в области науки и образования. Причем речь идет не о прямом копировании зарубежного опыта, а о возможностях и границах его применения в условиях России, результатах его теоретического осмысления и обобщения идей. Впитывая лучший мировой опыт, российская система образования развивалась с учетом отечественных особенностей.