Научная статья на тему 'Содержание образования в учительских институтах Восточной Сибири в начале ХХ в'

Содержание образования в учительских институтах Восточной Сибири в начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / TEACHERS'' INSTITUTE / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / ВНЕКЛАССНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ / ВЫСШЕЕ НАЧАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / EASTERN SIBERIA / CURRICULUM / SYLLABUS / GENERAL SUBJECTS / SPECIAL SUBJECTS / TRAINING PROGRAM / THE QUALITY OF TEACHER TRAINING / INITIAL TEACHER TRAINING SCHOOL / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилов Александр Иванович

В статье показано развитие содержания образования учительских институтов Восточной Сибири в начале ХХ в., проанализированы и обобщены некоторые условия этого процесса, направленность вводимых в учебный план и программы изменений на повышение качества подготовки педагогических кадров для начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYLLABUS OF TEACHERS'' INSTITUTES IN EASTERN SIBERIA AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article shows the development of the syllabus of teachers' institutes in Eastern Siberia at the beginning of the XX century. It analyses and generalizes some conditions of this process and the focus of the programs of changes, introduced into the curriculum, on improvement of the quality of teacher training for primary school.

Текст научной работы на тему «Содержание образования в учительских институтах Восточной Сибири в начале ХХ в»

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧИТЕЛЬСКИХ ИНСТИТУТАХ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В НАЧАЛЕ XX в.

THE SYLLABUS OF TEACHERS' INSTITUTES IN EASTERN SIBERIA AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

А.И.Шилов A.I. Shilov

Восточная Сибирь, учительский институт, содержание образования, учебный план, учебная программа, общеобразовательные предметы, специальные предметы, внеклассные учебные занятия, качество подготовки учителя, высшее начальное училище. В статье показано развитие содержания образования учительских институтов Восточной Сибири в начале XX в., проанализированы и обобщены некоторые условия этого процесса, направленность вводимых в учебный план и программы изменений на повышение качества подготовки педагогических кадров для начальной школы.

Eastern Siberia, teachers' institute, syllabus, curriculum, training program, general subjects, special subjects, extracurricular activities, the quality of teacher training, initial teacher training school.

The article shows the development of the syllabus of teachers' institutes in Eastern Siberia at the beginning of the XX century. It analyses and generalizes some conditions of this process and the focus of the programs of changes, introduced into the curriculum, on improvement of the quality of teacher training for primary school.

Содержание образования учительских институтов регламентировалось едиными программами, утвержденными министерством в 1876 г. и с 1877/78 учебного года введенными как обязательные. МНП определяло, что содержание образования заключалось в сообщении будущим учителям необходимых научных познаний по предметам курса начальных училищ и в практических упражнениях в преподавании.

В 1 классе шло повторение курса городского училища, во 2 и 3 классах давали некоторый дополнительный материал по этим предметам, изучались педагогика, частные методики и проводилась педагогическая практика. В Иркутском учительском институте в 1909 г. и в Красноярском в 1916 г. (табл.) изначально в неизменном виде был принят учебный план и программы 1876 г. (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 204. Л. 18; ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 326. Л. 7).

Было сделано единственное отступление от плана и программ, добавлен один урок в 3 классе на методику естествоведения. Наиболь-

шее внимание обращалось на изучение русского языка (12 часов) и математики (16 часов) (в последней выделяли арифметику) - главных предметов городских училищ. Большое значение придавалось устным и письменным упражнениям (грамматическим, сочинениям, характеристикам персонажей литературных произведений, сочинениям на темы сказок, народных пословиц и т. д.).

Достаточно обстоятельно изучали наиболее значительные произведения русской литературы, а также курс математики. Много внимания уделялось упражнениям в решении задач, примеров.

Собственно на педагогику отводилось по 2 недельных часа во 2 и 3 классах: во 2 классе, согласно «Инструкции касательно объема и методов преподавания учебных предметов», изучали краткий курс общей педагогики, а в 3 классе - краткий курс дидактики. При таких условиях трудно было проходить другие отделы педагогики или хотя бы краткие сведения но психологии. Так, например, для того чтобы ознакомить вос-

<

m

Щ

$9

I %

tí и

о

ь

к к

W m н

сJ

Рч < ^

о ^ О о

о Q

$ W

н S о

Рч W

0 §

к

1

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

Д

Н U

W PQ

Учебный план Красноярского учительского института, 1916/17 учебный год

(ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 204. Л. 18; ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 326. Л. 7)

Учебные предметы Часов в неделю всего

по классам

1 2 3

Закон Божий 2 2 1 5

Педагогика и дидактика - 2 2 4

Русский язык и словесность 5 5 2 12

Арифметика с началами алгебрами 5 4 2 11

Геометрия 2 2 1 5

История 3 2 1 6

География 2 2 1 5

Естествоведение 4 5 2 11

Черчение с рисованием и чистописанием 5 4 1 10

Пение 2 2 2 6

Гимнастика 6 6 6 18

Итого 36 36 21 93

питанников Красноярского учительского института с историей развития педагогической мысли и образования, директор должен был с разрешения учащихся ввести один урок в неделю факультативного курса истории педагогики в качестве обязательных занятий со второго полугодия 1916/17 учебного года. Кроме общей педагогики и дидактики, предусматривались еще краткие сведения по педагогической психологии и школоведению. Таким образом, педагогика, этот главный предмет в специальном педагогическом учебном заведении, оказывалась в худшем положении, чем все другие предметы.

Единожды определив учебный план и программы учительских институтов, МНП не торопилось их реформировать, и это несмотря на то, что в начале XX в. претерпели значительное изменение программы городских училищ. В старших классах были введены словесность, естествознание, физика. Классная система преподавания была заменена предметной, что, в свою очередь, вызвало необходимость более глубокой специализации учителей. В 1912 г. под давлением требований народа появился повышенный тип начальной школы - высшие начальные училища, и число их непрерывно возрастало как путем открытия новых учебных заведений этого типа, так и посредством преобразования городских училищ в высшие началь-

ные училища. Программы высших начальных училищ были несколько шире, чем программы городских училищ. Это не могло не отразиться и на учительских институтах. Кроме того, недостатки учительских институтов признавали преподаватели этих учебных заведений, чиновники министерства, наконец, учителя - выпускники учительских институтов. Основными недостатками были следующие: не проходился курс новейшей русской литературы и совсем отсутствовал курс иностранной литературы, не было общественных наук, таких как законоведение, политэкономия. В курсе истории не затрагивали вопросы истории культуры. В программе по естествоведению многие разделы изучали очень узко. Психологию и педагогику изучали поверхностно; методики читались сокращенно, и то лишь по арифметике и русскому языку; по другим же дисциплинам: естествознанию, физике, истории, географии, геометрии - методика преподавания совсем не изучалась (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 204. Л. 19-20; ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 326. Л. 18-19).

Отсутствие каких-либо официальных изменений основных документов, определяющих организацию и содержание учебно-воспитательной работы в учительских институтах, более того, прямой отказ МНП внести необходимые изменения на практике привели

к тому, что институты делали это на свои страх и риск. Ряд учительских институтов (Московский, Петербургский, Глуховский и некоторые другие) вводили в учебный план и программы изменения, направленные на их улучшение. Другие же институты, руководители которых верны были «букве закона», обучение и воспитание строили на основе Положения 1872 г. и Инструкции 1876 г. и, естественно, весьма невыгодно отличались от первых.

В программу русского языка входили разделы русского языка, церковно-славянского языка и словесности. В 1 классе два урока отводилось русскому языку, один урок - церковнославянскому и один - теории словесности.

Во втором классе по русскому языку (2 часа) изучали синтаксис, по церковно-славянскому-также синтаксис, но в сравнении с русским языком (1 час), историю русской словесности (историю русской литературы).

В третьем классе продолжали изучать историю русской литературы, методику русского языка. Теорию словесности и историю русской литературы проходили в объеме соответствующего курса мужской гимназии.

Изучение теории истории словесности проводилось преимущественно индуктивным путем, хотя дедуктивный также применяли. Каждый вид литературных произведений и каждого писателя стремились изучать не только в кратком изложении, но и по возможности в подлиннике. Прочному усвоению воспитанниками знаний по теории и истории словесности служили письменные упражнения в виде составления планов к изученным литературным образцам и сочинения на тему из теории и истории словесности [Соколовский, 1914, с. 147].

Письменные работы, помимо служебного значения, имели и самостоятельную задачу как упражнения воспитанников в изложении мыслей по всем правилам грамматики и стилистики, поэтому, кроме курсовых тем и классных работ, воспитанникам предлагали отвлеченные темы и задавали домашние сочинения. При этом соблюдалась постепенность в выборе тематики вопросов по их трудности приме-

нительно к общему уровню развития и познанию учащихся института.

Преподавание методики русского языка было поставлено так, чтобы воспитанники, взяв за исходную точку историю развития письменности и методов обучения, понимали неизбежность установления наиболее естественного метода обучения грамматике, письму и чтению. Поэтому изучение изложенного в учебном плане материала проводилось чаще всего индуктивным путем на классных беседах и при составлении воспитанниками конспектов по различным вопросам методического характера (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 680. Л. 6; Оп. 5. Д. 21. Л. 109).

Программы по математике претерпели значительные изменения, главным образом в сторону их углубления и расширения. В 1 классе изучали алгебру, геометрию и теоретическую арифметику. Изучались темы: многочлены, пропорции, уравнения с одним, двумя и тремя неизвестными, возвышение в степень, извлечение корня. Попутно давали сведения по истории математики. В курсе геометрии изучали планиметрию, в курсе теоретической арифметики - теорию чисел. Во 2 классе к алгебре и геометрии добавлялась тригонометрия. Изучались: комплексные числа, квадратные уравнения, неравенства, прогрессии, логарифмы, сложные проценты; по геометрии -стереометрия. Курс тригонометрии проходился полностью. В 3 классе изучали логарифмы, бином Ньютона, теорию непрерывных дробей. Курс математики предъявлял достаточно высокие требования. Методика арифметики включала следующее: понятие о методике; значение ее для учителя; методы обучения; формы обучения; концентрическое и линейное распределение учебного материала; концентры в начальной арифметике; наглядность и наглядные пособия; задачи, их роль и значение при обучении арифметике; подробные методические указания относительно происхождения курса именованных чисел; задачи на квадратные и кубические меры и вычисление времени; подробные методические указания относительно прохождения курса дробей.

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Курс истории мало изменился. Изучалась всеобщая история и отечественная. В 1 классе воспитанники проходили историю первобытного общества и государств Древнего мира. Там же начиналось изучение истории Средних веков, которое заканчивалось во 2 классе. Основное время отводилось во 2 классе на изучение русской истории, которая доводилась до начала царствования Александра II (середина XIX в.). Начиналось изучение методики истории. В 3 классе изучали новую историю, заканчивали отечественную, изучали методику истории. Методике истории не уделено особое время, а поскольку воспитанникам как будущим учителям было необходимо знание хотя бы основных методов преподавания истории, то их знакомили с приемами работы в классе с картами, картинами, другими наглядными пособиями и с методическим материалом. Так как важнейшей задачей для учителя истории в начальной школе является умелое, доступное ученикам объяснение и рассказ учебного материала, то старались развивать в студентах соответствующее умение путем частых устных упражнений в связном обстоятельном пересказе изученного исторического материала.

Географии отводилось 6 часов, по 2 часа в каждом классе. В 1 классе изучали физическую географию и кратко знакомились с экономической географией стран мира. Во 2 классе преподавалась география России. В 3 классе проводили повторение и изучали методику географии. Прохождение курса географии было вполне обстоятельным, поэтому сведения по данному предмету углубляли и дополняли в течение трех лет обучения следующими способами: 1) чтением книг, рекомендованных преподавателями; 2) выполнением домашних письменных работ; 3) классными беседами, предметом которых служило выяснение связи между природой данной местности и обитающим в ней человеком, по возможности во всех проявлениях его физической и духовной природы. Применение последнего способа требовало от преподавателя строгого сообразова-ния со знаниями и развитием воспитанников,

а от слушателей - сведений о природе и человеческом быте, почему все это тесно связывалось с преподаванием естествоведения, истории и русского языка. В основу преподавания географии был положен принцип наглядности. Знания воспитанников контролировались посредством бесед с классом, отдельных ответов и письменных классных работ, не менее одной в год. Старались развивать в воспитанниках изобретательность и инициативу, уча их, насколько это представлялось возможным, приготовлять простейшие модели, приборы и т. п. и чертить простые эскизы карт (ГАИО. Ф. 63. Оп. 5. Д. 21. Л. 110-111).

Физику изучали два года в 1 и 2 классах, по

2 часа в каждом. В программу входили механика, гидростатика, аэростатика, электричество, гальванизм, энергия, оптика, магнетизм.

Естествознание преподавали все 3 года: в

3 классе изучали, кроме того, методику преподавания естествознания как самостоятельный предмет. В курсе естествознания воспитанники изучали минералогию, ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека. Преподавание естествознания в учительском институте было направлено на достижение двух целей:

1) ознакомление учащихся с (элементарными) научными основами зоологии, ботаники, минералогии, анатомии и физиологии человека;

2) сообщение им навыков методического характера и подготовку к будущей педагогической деятельности (ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 326. Л. 11).

Главнейшим условием успешного преподавания естествознания признавались сознательность и осмысленность в усвоении изучаемых фактов. Выбор материала и способ (метод) преподавания согласовывали таким образом, чтобы сообщение научных фактов сопровождалось разъяснением причин этих фактов и указанием их внутреннего смысла и взаимной связи [Кузьмин, 1975, с. 36-38; Соколовский, 1914, с. 148; Шилов, 2013, с. 118].

Курс педагогики претерпел значительные изменения. Он включал небольшой курс психологии, логики, истории педагогики и собственно педагогики. Курс начинался во 2 клас-

се с предварительных сведении: понятия о воспитании в широком смысле, важности и необходимости воспитательной деятельности и науки о воспитании, науках, имеющих близкое отношение к педагогике и т. д. Затем переходили к изучению психологии (сознание, ощущение, восприятие и представления, воображение, память, чувства). В этом же классе изучали небольшой курс формальной логики. В 3 классе изучали дидактику и краткие курсы учили-щеведения и истории педагогики. Преподаватель педагогики - директор института - ставил своей целью достижение того, чтобы воспитанники осмыслили приемы и правила воспитания и обучения. При изложении общей дидактики обращалось серьезное внимание на принцип наглядности, который имел жизненное значение, а также на формы обучения. Для домашних письменных упражнений и работ предлагали не одну, а несколько тем, а также необходимо указывались источники и пособия для предложенных сочинений. Наиболее интересные сочинения и рефераты заслушивались в классе во внеурочное время. Кроме того, писали сочинения по педагогической психологии. Для классных письменных работ предлагались темы по пройденному курсу; в последнем случае эти работы носили преимущественно контрольный характер.

Учебная работа самого института была поставлена хорошо: программы по всем предметам выполнялись правильно; ответы на экзаменах были ясны, отличались чистым культурным слогом, в особенности по истории, где оканчивающие курс обнаруживали хорошие познания не только по русской, но и всемирной и сибирской истории.

Помимо обязательных плановых занятий, многие воспитанники посещали внеклассные учебные занятия, в число которых входили ручной труд, пение и гимнастика. Занятия ручным трудом и пением давали в целом хорошие результаты. Экзаменационная комиссия, осматривая работы по ручному труду, из года в год отмечала хорошую подготовку по этому предмету учащихся 3 выпускного класса. Изучая пе-

ние, учащиеся института достаточно прилично ознакомились с основами теории пения, с исполнением хоровых номеров духовной и светской музыки. Занятия пением стали еще успешнее после приобретения фисгармонии. Уроки гимнастики из-за отсутствия подходящего помещения не могли иметь большого значения. Преподавали военную гимнастику, несложные вольные движения, ружейные приемы и т. п.

Кроме приведенных выше внеклассных занятий - ручного труда, пения, хора и гимнастики, была распространена и такая форма работы с учащимися, как проведение экскурсий.

При изучении как общеобразовательных, так и специальных предметов учителя по возможности старались целенаправленно руководить домашним чтением воспитанников, что было крайне важным делом в развитии навыков и умений самообразования, самодеятельности и профессионального самосовершенствования.

В целях активизации обучения и развития учащихся значительное внимание уделяли творческим письменным работам (диктантам, сочинениям, рефератам, рецензиям, творческим заданиям аннотаций документов и т. п.), которые практиковались в течение всего срока обучения по большинству учебных предметов. Характерной особенностью преподавания общеобразовательных предметов были органическая связь изучения теории предметов с методиками их преподавания [Соколовский, 1914, с. 148-149]; (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 680. Л. 30; Оп. 5. Д. 21. Л. 112; ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 326. Л. 12).

Таким образом, в итоге анализа вышеприведенных исторических данных можно сделать следующие выводы.

Иркутский и Красноярский учительские институты строили свою работу на основе учебного плана и программ, принятых в 1876 г. Содержание образования заключалось в сообщении будущим учителям необходимых научных познаний по предметам курса начальных училищ и в практических упражнениях в преподавании.

Наиболее существенным недостатком учительских институтов была их малая общеобразовательная база, на которой строилось педа-

<С £

С т

о | а Ё

о

Рч

м

т

н о

Рч

о ^

5

о ^

£ а

« с «

X

Н

и

щ м

готическое образование. Имелись недостатки и в педагогической подготовке выпускников этих учебных заведений. Однако МНП не торопилось реформировать учительские институты, несмотря на значительные изменения учебных программ городских училищ.

Педагогические советы и руководство учительских институтов Восточной Сибири, а также многих учебных заведений этого типа в России, вопреки позиции МНП, на свой страх и риск пытались и делали, насколько возможно, расширение общеобразовательной и углубление педагогической подготовки своих выпускников.

Особенно заметно пошло преобразование содержания образования, форм и методов обучения в учительских институтах после появления повышенного типа начальной школы - высших начальных училищ, число которых непрерывно возрастало. Но делалось это только усилиями педагогов данных учебных заведений.

Список сокращений

1. ГАИО - Государственный архив Иркутской области.

2. Ф. 63 - Фонд 63. Главный инспектор училищ Восточной Сибири.

3. ГАКК - Государственный архив Красноярского края.

4. Ф. 3 - Фонд 3. Дирекция народных училищ МНП Енисейской губернии.

Библиографический список

1. Кузьмин H.H. Учительские институты в России. Челябинск, 1975. 40 с.

2. Соколовский П. Русская школа в Восточной Сибири и Приамурском крае. Харьков, 1914. 305 с.

3. Шилов А.И. Из истории учительских институтов Восточной Сибири дореволюционной России // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 3. С. 115-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.