ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 2
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАБОР СТУДЕНТОВ (начало XX в. — 30-е гг. XX в.)
М.А. Турбина
(кафедра профессионального обучения, педагогики и психологии Сибирского государственного университета путей сообщения (г. Новосибирск); e-mail: Maria_Turbina@ mail.ru)
Статья посвящена истории отечественной высшей технической школы. Автор рассматривает проведение мероприятий по привлечению студентов техническими институтами в ранний советский период и организацию втузами вступительных испытаний.
Ключевые слова: высшее техническое образование, набор студентов.
Контингент поступающих в высшие учебные заведения — важнейший параметр, который наряду с другими, такими как номенклатура специальностей, учебные планы и программы (собственно содержание обучения, методы обучения, формы производственной практики и др.), характеризует систему высшего технического (и не только технического) образования. В настоящее время в нашей стране идет серьезная реформа образования на всех его уровнях. Это, в частности, и ввод единого государственного экзамена, и переход на двухуровневую систему подготовки специалистов. Но очевидно: любая реформа для того, чтобы быть успешной, должна учитывать опыт предыдущих поколений. В общем можно говорить о том, что перед советской высшей технической школой стояли проблемы, подобные тем, какие решаются и сегодня: разрыв между средней и высшей школой, а соответственно и проблема набора, поиск оптимальных вступительных испытаний. В связи с этим будет интересно рассмотреть, каким образом решался сложнейший вопрос о приеме учащихся в отечественном высшем техническом образовании и в дореволюционный период, и в ранний советский период (в настоящей статье мы обратимся к довоенным годам).
Как известно, специальность инженера в начале ХХ в. была чрезвычайно популярной, и число желающих ее получить превышало в 5 и более раз количество существующих вакансий [1]. Большинство учебных заведений проводили вступительные экзамены. Абитуриенты проходили испытания по следующим предметам: русский язык (сочинение), алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, иностранный язык, а в институты путей сообщения и гражданских инженеров, кроме того, еще и по рисованию. При этом "о степени строгости (а
кстати, и грамотности в смысле умения письменно формулировать свою речь) говорит, например, экзамен по русскому языку, по которому поступающие чаще всего получали неудовлетворительный балл (27% неудовлетворительных отметок). Требовалось изложить тему сжато (1—2 листа) и совершенно без грамматических ошибок. Работа с двумя грамматическими ошибками оценивалась уже как неудовлетворительная" [1: 54]. По разделам математики абитуриентам предлагалось ответить на 3—5 теоретических вопросов и решить одну или несколько задач.
Ряд втузов, желая уменьшить количество случайностей, которые неизбежны при конкурсе, заменяли конкурсные испытания конкурсом аттестатов, полученных при окончании средней школы. Так, например, сделал Петербургский политехнический институт, при этом, по замечанию С.П. Тимошенко, требования все равно были очень высокими. В частности, на кораблестроительное отделение могли поступить только претенденты, окончившие средние школы с золотой медалью [2].
Некоторые дореволюционные втузы ввели комбинированный конкурс, при котором отметки аттестата складывались с отметками, полученными на вступительных экзаменах. В частности, в Институте инженеров путей сообщения императора Александра I в 1908 г. комбинированный конкурс проходил следующим образом. Приемные экзамены на I семестр предполагали для всех без исключения абитуриентов конкурсные испытания по математике и физике, русскому языку, иностранному языку (французскому, немецкому или английскому) и рисованию (как уже было сказано, это дополнительный экзамен, проводимый для поступающих в институты инженеров путей сообщения)1. Старшинство при конкурсе определялось "суммою следующих шести отметок:
1) четырех отметок, полученных на конкурсном экзамене из алгебры, геометрии, тригонометрии и физики,
2) средней арифметической из отметок, выставленных в аттестатах или свидетельствах средних учебных заведений,
3) средней арифметической отметки по математике, взятой из тех же аттестатов и свидетельств" [3: 20].
Таким образом, видно, что при подобном конкурсе во внимание принимались главным образом знания по математике и физике. Однако получившие неудовлетворительную отметку по какому-либо предмету приему не подлежали [1]. Это чрезвычайно важный момент, потому что, как будет сказано ниже, ранняя советская высшая техническая школа, переживая на этапе своего становления трудности с приемом абитуриентов, отошла от этого правила.
1 В связи с этим интересно отметить, что для поступающих на III и V семестр приемные экзамены состояли из конкурсных испытаний по всем предметам, проходимым на всех предыдущих семестрах (т.е. на I, II и I—IV соответственно), а из проверочного испытания по рисованию и черчению — техническому и топографическому.
Что касается контингента абитуриентов по половому, социальному и другим параметрам, то, например, в петербургском Институте инженеров путей сообщения императора Александра I в 1908 г. существовали такие правила. К экзамену для поступления на первый семестр допускались молодые люди, русские подданные, неженатые, окончившие не ранее 1904 г. (т.е. не позднее четырех лет назад) курс в одном из названных средних учебных заведений и не состоящие на государственной службе [3]. В числе обязательно предоставляемых документов должно было быть свидетельство о крещении. В других втузах, например в Киевском политехническом институте, в дореволюционное время прием девушек был разрешен. Как пишет С.П. Тимошенко, "высшие инженерные учебные заведения впервые начали принимать женщин в 1907 г., и, начиная с 1909 г., на моих занятиях по сопротивлению материалов в Киевском политехническом институте девушки составляли значительный процент" [2: 26].
Таким образом, нельзя не отметить, что дореволюционная высшая техническая школа стремилась сделать прохождение вступительных экзаменов максимально объективным процессом (это был призван сделать и широкий спектр проводимых испытаний), правда, сохранялся довольно жесткий отбор по некоторым социальным параметрам. Впрочем, подобное будет характерно и для советской школы.
На основе ряда политехнических вузов в советское время образовывались новые институты. Так, в 1930 г. в Томске на базе Томского технологического института (основан в 1896, открыт в 1900 г.) был организован Сибирский институт инженеров путей сообщения (СИИПС). А в 1932 г. в Новосибирске на базе путейско-строительного факультета СИИПСа создается самостоятельный путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта (будущий Новосибирский институт военных инженеров транспорта — НИВИТ). У истоков нового института стояли педагоги Томского технологического института.
В настоящей статье мы на примере одного из самых старых технических вузов Новосибирска — НИВИТа — рассмотрим, каким образом организовывался прием студентов с основания вуза и вплоть до Великой Отечественной войны. Деятельность названного вуза является показательной по ряду причин. Во-первых, институт, как уже было сказано, основан в 1932 г., в советское время, поэтому его деятельность, как и деятельность других высших учебных заведений, во многом согласовывалась и определялась центральными документами. Во-вторых, институт со своего возникновения имел непосредственную связь с одним из первых технических вузов страны — Томским политехническим институтом, а кроме того, с другими отраслевыми институтами — ЛИИЖТом, старейшим российским втузом, и МИИТом. Эта связь осуществлялась на многих уровнях, в том числе, как будет показано ниже, и в вопросе набора учащихся.
Резкое расширение сети высших технических учебных заведений
в 30-е гг. привело к возникновению целого ряда проблем: это и отсутствие материально-технической базы, и острая нехватка профессорско-преподавательского состава2, и отсутствие подготовленных на достаточно высоком уровне поступающих. Деятельность основанного в 1932 г. Комитета по высшему техническому образованию (КВТО), значение которого невозможно переоценить, освещалась на страницах журнала "Высшая техническая школа" (1934—1936). И вот как, в частности, профессором Л.К. Мартенсом отмечалась слабая подготовка абитуриентов: "Между средней и высшей школой имеет место еще не изжитый разрыв. Хорошая работа средней школы должна давать солидную базу для подготовки хорошо квалифицированного инженера. Необходимо, чтобы во втузы поступал более молодой контингент — студент должен стать полноценным инженером уже в 25-летнем возрасте (срок обучения 5—5 1/2 лет)" [4: 27].
Какие же вступительные испытания проходили поступающие? В отчете о работе НИВИТа за 1935/36 учебный год приведена сводная таблица, в которой отражены наименования сдаваемых при поступлении дисциплин, количество отметок, полученных по каждому предмету, процент от общего числа сдающих, а также средний балл, полученный по каждой дисциплине [5, л. 38].
Оценка приемных испытаний набора 1935/36 учебного года в НИВИТ
Наименование дисциплины Средний балл
1. Алгебра письменно 3,09
2. Алгебра устно
3. Геометрия письменно 3,09
4. Геометрия устно
5. Тригонометрия письменно 3,21
6. Тригонометрия устно
7. Арифметика 3,24
8. Обществоведение 3,15
9. Физика 3,31
10. Химия 3,55
11. Русский язык 3,39
12. Черчение 3,2
13. Рисование 2,2
2 По данным 1932 г., на одну профессорско-преподавательскую должность в среднем приходился 61 студент (см.: ХотеенковВ.Ф. Система управления вузами: 30-е годы // Вестник высшей школы. 1987. № 11. С. 21).
Таким образом, средний балл ни по одному из сдаваемых предметов не превысил четырех.
Державшие вступительные испытания в НИВИТ, согласно отчету за следующий учебный год, сдавали экзамены по таким дисциплинам [6]. По математике: две письменные работы — арифметика и алгебра, геометрия и тригонометрия; три устные — алгебра, геометрия и тригонометрия. По русскому языку: письменно русский, письменно литература, устная грамматика и литература. Согласно инструкции КВТО, на основании этих данных выводилась средняя отметка. О проведении несколько более позднего набора можно судить по Уставу Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта, утвержденному Всесоюзным комитетом по делам высшей школы при СНК СССР 10 июня 1941 г. В п. 2 разд. 1 названного документа сказано: "Все поступающие в Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта подвергаются вступительным испытаниям по следующим дисциплинам:
а) русскому языку (письменное сочинение, грамматика, литература);
б) математике;
в) физике;
г) химии;
д) иностранному языку (английскому, французскому или немецкому, по выбору поступающего)" [7, л. 2].
Как видно, ранняя советская высшая техническая школа в общем сохранила систему, существовавшую в дореволюционный период3. Достаточно широкий перечень вступительных экзаменов напоминает то, как организовывался набор поступающих в начале ХХ в. Как отмечал С.П. Тимошенко, и в 1958 г. претенденты на поступление во втуз должны были сдать следующие экзамены: "1) Русский язык и литература — письменный экзамен; 2) Математика (алгебра, геометрия и тригонометрия) — письменный и устный экзамены; 3) Иностранный язык (французский, немецкий, английский)" [2: 33]. А также экзамен по физике, обязательный для всех инженерных и физико-математических специальностей.
Но, как уже было сказано выше, чрезвычайно важным отличием было то, что в ранний советский период принимались и абитуриенты, получившие на вступительных испытаниях неудовлетворительные отметки. Это одна из причин, по которым в первые годы своей деятельности вуз производил большой отсев студентов (первые сессии сдавались обучающимися плохо). Так, в отчете по учебно-методической
3 Закономерен интерес педагогов в 30-е гг. к постановке образования в названный период. См., например, об этом: МедынскийЕ.Н. Высшее техническое и сел.-хоз. образование в дореволюционный период // Высшая техническая школа. 1935. № 4. С. 63— 76; № 5, С. 54-67.
работе института за 1933/34 учебный год читаем: «Большой процент "неудов" на зимней сессии объясняется слабой довузовской подготовкой студентов, причем у многих этот пробел оказался настолько значительным, что в течение 1-го семестра ликвидировать его не представилось возможным, что и сказалось на итогах сессии» [8, л. 7]. Например, в 1934/35 учебном году отсев составил 19,5%, что в отчете за названный год объясняется переходом института на положение военного, приведшим к более строгому отбору слушателей по состоянию здоровья, а также более тщательному отбору по социальному положению.
Что касается отбора студентов по социальным параметрам, то в 30-е гг. он производился таким образом. Примерно до 1933 г., по словам С.П. Тимошенко, "отбор студентов по способностям был упразднен, и разрешалось поступать лишь детям рабочих и крестьян. Во многих случаях они не имели соответствующей подготовки и были не в состоянии воспринимать лекции, читаемые в институте. Чтобы преодолеть это затруднение, при институтах были организованы подготовительные отделения, осуществляющие необходимую подготовку по элементарным дисциплинам. Этот план имел мало успеха, большинство учеников так и не смогло получить надлежащую подготовку и было вынуждено оставить высшие учебные заведения" [2: 21]. Только с середины 30-х гг. технические институты исключили специальные привилегии для детей рабочих и крестьян и снова ввели отбор по способностям [2].
Подготовка института к новому набору в 30-х гг. была очень серьезной, что объяснялось естественным стремлением вуза принять лучших абитуриентов. Так, в 1935 г. она началась с 1 апреля. «О наборе учащихся были сделаны объявления в газеты "Гудок", "Советская Сибирь". По дорогам Сибири и рабфакам от приемной комиссии были разосланы объявления с информацией об Институте, специальностях и условиях приема. В Ленинград в ЛИИЖТ был командирован вербовщик, который через приемную комиссию ЛИИЖТа завербовал для НИВИТа 75 абитуриентов» [5, л. 46].
Перечень мероприятий, проведенных с целью привлечения абитуриентов, действительно широк. Назовем некоторые из них [9].
1. Ко всем средним школам Новосибирска были прикреплены преподаватели института (62 человека) и слушатели из членов ВЛКСМ (26 человек), которые принимали участие в выпускных экзаменах.
2. В школы по линии Томской ж. д. были командированы преподаватели института.
3. На слете отличников средних школ г. Новосибирска была предоставлена информация об институте выпускникам десятых классов.
4. Заведующим отделами народного образования разных городов институт разослал специальные письма (274) с правилами и
условиями приема в НИВИТ для средних школ районов с приложением 1000 общих писем будущим абитуриентам.
5. Бывшим питомцам института было послано 120 писем со справочным материалом и просьбой провести ознакомление с НИВИТом.
6. В институте было проведено пять дней открытых дверей.
7. Были поданы статьи об институте в местные газеты.
8. Информация об институте звучала по радио.
В отчете института [9] впервые представлены данные о количестве поступивших отличников: из общего числа принятых в 1938 г. на первый курс 1036 человек 257 человек, т.е. почти четверть (24,8%), составили отличники. Это довольно интересный факт, с одной стороны, свидетельствующий, о большом внимании руководства вуза к контингенту абитуриентов, а с другой — говорящий и об изменениях, произошедших в высшей технической школе к концу 30-х гг.
Задачи набора в вуз — максимально объективный прием лучших из желающих поступить. Советская высшая техническая школа вплоть до конца 30-х гг. ХХ в. искала пути выхода из трудного положения (как было сказано, в этот период не хватало профессорско-преподавательского состава, существовал серьезный разрыв между средней и высшей школой), но, имея перед собой ориентир на качество подготовки будущего специалиста, ей (высшей технической школе) в течение десятилетия практически удалось преодолеть названные трудности. Это стало возможным благодаря целому ряду мер: во-первых, сужению сети втузов, во-вторых, отсеву неуспевающих, а в-третьих — повышению уровня преподавания и индивидуальному подходу к обучающимся. Что касается собственно вступительных экзаменов, то в этом вопросе отечественные технические институты практически вернулись к системе, существовавшей в дореволюционное время.
Список литературы
1. Медынский Е.Н. Высшее техническое и сел.-хоз. образование в дореволюционный период // Высшая техническая школа. 1935. № 5. С. 54-67.
2. Тимошенко С.П. Инженерное образование в России. Люберцы: ВИНИТИ, 1996. 84 с.
3. Правила приема в Институт инженеров путей сообщения императора Александра I в 1908 г. // Журналы Совета Института инженеров путей сообщения императора Александра I за 1908 г. Выпуск первый. Весенний семестр. СПб., 1908. С. 20-23.
4. Мартене Л.К. Общетехническое образование — в центр внимания // Высшая техническая школа. 1935. № 4. С. 26-27.
5. Отчет по учебно-методической работе института за 1935/36 уч. г. // ГАНО. Ф. 1100. Оп. 1. Д. 16. 49 л.
6. Отчет по учебно-методической работе института за 1936/37 уч. г. // ГАНО. Ф. 1100. Оп. 1. Д. 26. 44 л.
7. Устав Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта // ГАНО. Ф. 1100. Оп. 1. Д. 137. 14 л.
8. Отчет по учебно-методической работе института за 1933/34 уч. г. // ГАНО. Ф. 1100. Оп. 1. Д. 2. 42 л.
9. Отчет по учебно-методической работе института за 1937/38 уч. г. // ГАНО. Ф. 1100. Оп. 1. Д. 53. 20 л.
THE HIGHER TECHNICAL SCHOOL OF OUR COUNTRY: ADMISSION OF STUDENTS.
BEGINNING OF XX CENTURY — 30th YEARS OF XX CENTURY
M.A TUrbina
The article is devoted to history the higher technical school of our country. The author takes a look at the organization of measures for attracting students in the early soviet period.
Key words: higher technical school, admission of students.
Сведения об авторе
Турбина Мария Александровна — аспирантка кафедры профессионального обучения, педагогики и психологии Сибирского государственного университета путей сообщения; руководитель редакционного отдела издательства СГУПСа. Тел. 8-913-899-59-50, 328-03-28; e-mail: [email protected]