Научная статья на тему 'Трансформация системы формирования контингента студентов технических вузов в России xix - начала ХХ века'

Трансформация системы формирования контингента студентов технических вузов в России xix - начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ЭКЗАМЕН / EXAM / СТУДЕНТ / STUDENT / РЕЗУЛЬТАТЫ / RESULTS / ПРИЕМ / ИНЖЕНЕР / ENGINEER / ADMISSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полежаев Виктор Дмитриевич

Исследованы проблемы формирования контингента студентов высшей технической школы и практические подходы к их решению в дореволюционной России. Установлено, что ситуация с организацией набора студентов в вузы на рубеже XIX-XX веков в условиях «образовательного бума», во многом спровоцированного масштабным созданием негосударственных вузов, очень похожа на ситуацию, сложившуюся в высшей школе России в начале XXI века. Проанализировано развитие системы технического образования в России в XIX начале XX века в контексте решения проблемы связи теории с практикой. На основе ретроспективного анализа подходов и методов организации приема студентов в технические вузы дореволюционной России отмечается накопленный положительный опыт, который может быть использован для дальнейшего развития системы качественной подготовки кадров инженерно-технического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE ADMISSION OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES IN RUSSIA IN THE XIX - EARLY XX CENTURY

The article deals with the problems and solutions of students admission to higher technical school in pre-revolutionary Russia. It was stated that the situation with the organization of student admission in universities at the turn of XIX-XX centuries in terms of “educational boom”, in many ways provoked by large-scale creation of private universities, is very similar to the situation in the higher school of Russia at the beginning of the XXI century. It analyzes the development of the system of technical education in Russia in XIX early XX centuries in the context of solving the problem of linking theory with practice. Positive experience based on a retrospective analysis of the approaches and methods of admission of students in technical colleges of pre-revolutionary Russia is analyzed. Based on a retrospective analysis of the approaches and methods of admission of students in technical colleges of pre-revolutionary Russia which has been good experience and can be used for further development of the quality of training engineers and technicians.

Текст научной работы на тему «Трансформация системы формирования контингента студентов технических вузов в России xix - начала ХХ века»

УДК 371.26:371.27 ББК 74.58

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ В РОССИИ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

В.Д. Полежаев

Аннотация. Исследованы проблемы формирования контингента студентов высшей технической школы и практические подходы к их решению в дореволюционной России. Установлено, что ситуация с организацией набора студентов в вузы на рубеже Х1Х-ХХ веков в условиях «образовательного бума», во многом спровоцированного масштабным созданием негосударственных вузов, очень похожа на ситуацию, сложившуюся в высшей школе России в начале XXI века. Проанализировано развитие системы технического образования в России в XIX - начале ХХ века в контексте решения проблемы связи теории с практикой. На основе ретроспективного анализа подходов и методов организации приема студентов в технические вузы дореволюционной России отмечается накопленный положительный опыт, который может быть использован для дальнейшего развития системы качественной подготовки кадров инженерно-технического профиля.

Ключевые слова: образование, университет, экзамен, студент, результаты, прием, инженер.

Abstract. The article deals with the problems and solutions of students admission to higher technical school in pre-revolutionary Russia. It was stated that the situation with the organization of student admission in universities at the turn of XIX-XX centuries in terms of "educational boom", in many ways provoked by large-scale creation of private universities, is very similar to the situation in the higher school of Russia at the beginning of the XXI century. It analyzes the development of the system of technical education in Russia in XIX - early XX centuries in the context of solving the problem of linking theory with practice. Positive experience based on a retrospective

10

TRANSFORMATION OF THE ADMISSION OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES IN RUSSIA IN THE XIX - EARLY XX CENTURY

V.D. Polezhaev

analysis of the approaches and methods of admission of students in technical colleges of pre-revolutionary Russia is analyzed. Based on a retrospective analysis of the approaches and methods of admission of students in technical colleges of pre-revolutionary Russia which has been good experience and can be used for further development of the quality of training engineers and technicians.

Keywords: education, university, exam, student, results, admission, engineer.

Бурное развитие науки и техники, быстрая смена одних технологий другими, рост инновационных процессов в сфере производства и бизнеса приводят к необходимости постоянного обновления знаний инженеров и необходимости непрерывного повышения качества их подготовки. Модернизация профессионального образования должна основываться на опыте, накопленном мировой и российской системами образования, для чего требуется изучить исторические корни возникновения и развития образования (в особенности технического и технологического) в аспекте подготовки и формирования контингента обучающихся с целью обеспечения прогностической функции современного специалиста технического профиля.

Особое значение имеет изучение опыта преобразования системы среднего и высшего образования в период второй половины XIX века, когда происходили процессы разработки и законодательной легализации новой образовательной политики, формирования и реализации стратегии обновления средней и высшей школы. В рассматриваемый период российские университеты и гимназии неоднократно подвергались преобразованиям, в ходе которых формировалось их организационное и учебное устройство.

Как известно, общее познается посредством изучения частного. Обращение к осмыслению истории реформ высшей и средней школы в России XIX — начала ХХ века дает возможность глубже понять сущность происходящих тогда перемен, начавшихся после отмены крепостного права, объяснить причины социально-политических и духовно-нравственных кризисов, оценить позитивные результаты социально-экономического и культурного развития страны.

Создание профессиональных учебных заведений

Первый опыт по созданию профессиональных учебных заведений можно отнести к эпохе Петра I. Для 11 учебных заведений, ориентированных на подготовку работников для промышленных нужд, была характерна двоякая цель образования: «учебно-практическая» и «чисто-практическая». Высшее техническое образование в России начинало развиваться на базе кустарно-ориентированных промышленных училищ. К примеру, Положение об устройстве Санкт-Петербургского Практического Технологического Института, утвержденное 28 ноября 1828 г., определило его цель так: «Приготовить людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания, для управ-

12

ления фабриками или отдельными частями оных». Уже в то время закладывались принципы и подходы к формированию контингента обучающихся, которые активно используются и сейчас:

• целевой прием — квоты по количеству кандидатов, направляемых из Губернских городов;

• конкурсный отбор — «Кандидаты должны быть назначены из отличнейших в двойном числе»;

• льготы определенным категориям — «Кандидаты избираются Городскими Думами из детей купцов 3-й гильдии, мещан, цеховых и разночинцев, без различия исповедания, — и при равных способностях, преимущественно из сирот и недостаточных больших семейств»;

• многоуровневая подготовка, непрерывное образование — «Воспитанники Института разделяются на два возраста: В младший <...> принимаются на три года воспитанники не моложе 13-ти и не старше 15-ти лет. Старший возраст <...> пополняется из первого, и в оном продолжается учение также три года. Отличившиеся <...> посылаются на важнейшие наши фабрики, и даже в чужие края, для вящего усовершенствования в своем искусстве».

Таким образом, в первой половине XIX века профессионально-ориентированные учебные заведения зачастую имели особую структурно-функциональную организацию — они включали все образовательные уровни: начальное, среднее и даже высшее образование. Однако этот опыт не получил дальнейшего развития в Российской Империи. Более того, было признано нецелесообразным совмещать разные уровни образова-

ния в едином учебном заведении, и постепенно эти учебные заведения трансформировались либо в средние, либо в вузы соответствующей профессиональной направленности.

Развитие технического образования

Система технического образования в России в XIX веке складывалась под влиянием развития промышленности, внедрения новых технологий производства [1; 2; 3] . Узловой проблемой учебно-воспитательного процесса на всех уровнях системы образования того времени была связь теории с практикой. К середине XIX века в России стали складываться уровни технического образования. Развитие техники вызвало в этот период заметный рост (возникновение и преобразование) соответствующих вузов. Из ремесленных учебных заведений в вузы были преобразованы Петербургский технологический институт и Императорское Московское Техническое Училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана).

К 1895 г. в России было создано 11 высших технических учебных заведений, состоявших в ведении не только Министерства народного просвещения, но и других министерств. Интенсивное развитие промышленности России в течение последней четверти XIX в. требовало основательного расширения старых инженерных учебных заведений и организации новых. Создавались новые учебные заведения политехнического типа, имевшие 4-годичную программу обучения. Крупные институты были открыты в Киеве и Варшаве в 1898 г., затем — политехнические институты в Петербурге (1902 г.) и

Новочеркасске (1906 г.). К концу XIX века в России насчитывалось 63 высших учебных заведения, в которых обучалось около 30 тыс. студентов. В высших технических школах в это время получали образование более 7 тыс. человек. Во второй половине XIX в. число специалистов с высшим образованием выросло примерно с 20 тыс. в 60-х гг. до 85 тыс. к концу века.

Слово «инженер», введенное в русский язык Феофаном Прокоповичем при Петре Великом, восходит к латинскому ingenium — «остроумное изобретение» и по своей исходной сути означает творца новых жизненных благ и новых умений, новых орудий труда и нового оружия для войны и охоты, новых приспособлений и сооружений, средств транспорта и способов развлечения... Говоря более общо, инженер — это творец новых товаров и услуг.

Постепенно, привлекая зарубежный опыт, развивая собственную научную техническую базу, формировалась российская система высшего технического образования. Сложилось современное понимание высшего технического образования как вида специального образования, направленного на освоение научно-практических знаний в различных отраслях промышленности для подготовки специалистов высшей квалификации для административных постов (руководителей технических работ).

Реформирование среднего образования

Развитие профессионального и технического образования существенным образом зависело от состояния среднего образования. Изменения, происходящие в общественно-эконо-

мической жизни страны, привели к пересмотру существовавшей до той поры гимназической системы образования. Согласно Уставу 1864 г. гимназии подразделялись на классические и реальные (с усиленными программами по математике, физике, биологии и некоторым другим дисциплинам).

Реальное образование в России развивалось довольно медленно. Дело в том, что диплом об окончании реальной гимназии давал право поступать в любое высшее техническое учебное заведение, но имелись определенные ограничения для поступления в университет. Поэтому в 1867 г. к Университетскому Уставу 1863 г. было принято «Дополнение», которое гласило: «Воспитанники реальных гимназий и других средних учебных заведений, с успехом окончившие в них курс обучения, если сей последний признан будет со стороны Министерства народного просвещения соответствующим курсу гимназическому (§ 86 Устава Университета), могут равным образом поступать в посторонние слушатели, но не иначе как с обязательством выдержать по истечения года испытание из латинского языка, если оному не обучались, и поступить в студенты» [4].

Практика работы реальных гимназий 60-х гг. XIX века показала, что уровень преподавания в них не соответствовал потребностям подготовки учащихся к обучению в вузах, они не давали и полноценного профессионального образования. В результате школьной реформы 1871—1872 гг., направленной на усиление классического направления в общем среднем образовании, реальные гимназии были преобразованы в реальные

13

14

училища, программы которых переориентировались с учетом интересов торговли и промышленности.

Предусматривалось параллельное преподавание общеобразовательных и специальных дисциплин. Был также учрежден дополнительный класс для подготовки учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. Предполагалось, что гимназисты смогут поступать в университеты, а реалисты — лишь в высшие технические училища. То есть на поступление в университет прямого запрета не было, но требовалось самостоятельно выучить латынь и греческий в объеме гимназического курса. На этой почве возникала и некая сословная специализация учебных заведений — реальные были более демократичны по составу учеников.

Приемные вступительные экзамены

Равняясь на университеты, высшие технические учебные заведения в середине XIX века стали провок дить приемные вступительные экзамены, после которых все или почти все выдержавшие их молодые люди становились студентами. По мнению заслуженного ординарного профессора Института инженеров путей сообщения (впоследствии избранного его ректором) А.А. Брандта [5], проведение такого экзамена являлось актом недоверия по отношению к средним учебным заведениям и к степени подготовленности молодых людей, только что окончивших курс этих заведений. Раз такое недоверие существовало, то лучше было бы не устраивать приемного экзамена в техническую школу, а реформировать преподавание математики и

физики в средней школе. Как бы то ни было, приемные экзамены, вызванные либо недоверием к средней школе, либо некоторым недостатком мест в вузах и желанием затруднить поступление, существовали, и постепенно стали менять свой характер, превращаясь в конкурсные.

Такое превращение совершилось из-за увеличения числа желающих получить высшее образование, при этом количество технических учебных заведений практически оставалось без изменения. Приблизительно к 1885 г. технические учебные заведения вследствие большого количества абитуриентов оказались в положении осаждаемых крепостей. Будучи в состоянии принимать в свои стены лишь небольшую часть желающих, они начали придавать вступительным экзаменам все более конкурсный характер. Спрос на талантливых инженеров привел к жестким конкурсным условиям поступления в технические вузы. Так, в 1897 г. прошение о приеме только в Петербургский технологический институт подали 1013 человек на 167 вакансий, причем 846 абитуриентов не прошли по конкурсу из-за нехватки половины проходного балла [6]! На кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института могли поступить только претенденты, окончившие средние школы с золотыми медалями. Это позволило максимально усложнить содержание программы обучения.

Некоторые технические вузы установили программы вступительного экзамена более обширные, чем программы преподавания не только классических гимназий, но и реальных училищ. Для успешной сдачи

экзаменов оказалось необходимым специальное натаскивание и тогда к услугам молодежи явились и подготовительные учебные заведения, и репетиторы, и специальные сборники задач, предлагаемых на конкурсных экзаменах. Поступающие прорешива-ли за лето по нескольку тысяч задач. Для повышения вероятности поступления с 1885 г. почти все поступавшие стали подавать документы и сдавать экзамены сразу в несколько высших учебных заведений.

Между тем Министерство народного просвещения задерживало реализацию проектов создания новых политехнических институтов. Из-за этого в 1895 г. около 1500 российских юношей получали техническое образование за рубежом, причем, иностранные вузы стали открывать для приема русских студентов группы с обучением на родном языке и даже стали для этой цели приглашать русских профессоров и преподавателей! В 1898 г. все высшие учебные заведения Империи выпустили 4638 специалистов, из которых инженеры фабрично-заводского производства составляли 328 человек, то есть около 7 %, а юристы и педагоги — 2334 человека, то есть более 50 %! В целом по стране инженеры всех профессий составляли всего лишь 3,5 % от числа лиц, имеющих высшее образование!

Единый экзамен

В 1896 г. в Министерстве народного просвещения проходили заседания особой комиссии, имевшей две цели: во-первых, выработать общую для всех технических учебных заведений программу вступительного экзамена и, во-вторых, уничтожить не-

обходимость абитуриентам держать экзамены одновременно в нескольких учебных заведениях. Первая задача была успешно выполнена. Выработанная комиссией программа вступительного экзамена была принята всеми высшими учебными заведениями. Для достижения второй цели комиссия предложила учредить общую для всех учебных заведений Петербурга экзаменационную комиссию, которая, по результатам экзамена, распределяла бы «конкурирующих лиц по учебным заведениям Петербурга».

Хотя Министерство народного просвещения делало соответственное представление в Государственный Совет, это предложение не было осуществлено из-за формального препятствия — для покрытия расходов потребовалось учредить особый сбор с экзаменующихся. Фактически проект учреждения такой комиссии в то время не был воспринят положительно ни вузами — эта мера не вносила коренного изменения в дело, ни абитуриентами — ведь исключалась ... необходимость держать экзамен в 15 нескольких учебных заведениях, но зато у экзаменующихся вместо нескольких шансов на удачный экзамен оказывался только один шанс.

Недостатки системы конкурсных экзаменов

Более значительные изменения в постановке приема произошли после 1896 г., вследствие расширения старых и открытия новых технических вузов. Открытие новых учебных заведений немного ослабило остроту конкурса но, к сожалению, это отразилось в основном не на увеличении процентного отношения принятых

по конкурсу к общему числу экзаменующихся, а только на том, что экзаменационные требования стали более естественными. В этот период из числа лиц, выдержавших экзамены, в учебные заведения зачислялось по конкурсу от половины или двух третей абитуриентов.

После приемных экзаменов начиналось хождение лиц, не прошедших по конкурсу, по приемным директоров учебных заведений и кабинетам Министерств. При этом пускались в ход влиятельные знакомства, слезы и т.п. Под этим давлением почти во всех учебных заведениях производился так называемый набор вне конкурса, при котором конкурсные оценки уже роли не играли. Абитуриенты, имевшие низкие конкурсные баллы, принимались в ущерб другим, стоящим выше, но не имевшим влиятельных знакомств. Процент лиц, принимаемых вне конкурса, в некоторых учебных заведениях был весьма высок. Так, в Институте инженеров путей сообщения в 1893—1903 гг. внеконкурсный набор составлял от 30 до 16 50 % от общего числа принятых на первый курс [5]!

Недостатки системы конкурсных экзаменов привели даже к тому, что некоторые учебные заведения стали проводить прием по конкурсу аттестатов. Первым эту систему применил Лесной институт, затем она была принята Петербургским политехническим институтом, а в 1903 г. на нее перешел Электротехнический институт. В Институте инженеров путей сообщения с 1901 г. по предложению А.А. Брандта стала применяться смешанная система: из шести отметок, сумма которых давала конкурсный балл, четыре отметки выставлялись

на конкурсных экзаменах по физике, алгебре, геометрии и тригонометрии, а две брались из аттестата среднего учебного заведения, а именно — отметка по математике и средняя отметка всего аттестата.

Вопрос об общем переходе всех технических учебных заведений от системы конкурсных экзаменов к системе приема по конкурсу аттестатов рассматривался в начале 1902 г. в особой комиссии при Министерстве народного просвещения под председательством Н.И. Тавилдарова. Заключения, к которым пришла эта комиссия, не получили дальнейшего развития. Однако соображения, высказывавшиеся на ее заседаниях, представляют значительный интерес, потому остановимся на них подробнее.

Ввиду недостаточности числа мест в технических учебных заведениях комиссия вынуждена была признать, что конкурс в той или другой форме необходим. Но каков бы ни был принятый для его проведения способ, комиссия более всего считала необходимым снять остроту конкур -са, которую особенно чувствовали на себе выпускники реальных училищ, лишенные возможности получать высшее образование в университетах. Подавляющее большинство реалистов изъявляло желание продолжить свое образование. Так, в 1898 г. реальные училища выпустили 1375 учащихся, из них 1350 подали заявления о приеме в технические вузы, кроме того, поступать в вузы решили 904 реалиста прежних выпусков. Из общего числа 2254 в технические вузы было принято 1324 человека, а 930 остались за чертой. Комиссия обратила внимание на то, что многие

факультеты, особенно провинциальных университетов, вовсе не переполнены слушателями, и что, с другой стороны, многие реалисты, имеющие склонность не к техническим, а к гуманитарным и естественным наукам, идут в технические учебные заведения только за невозможностью получить образование в университете. Поэтому было признано необходимым открыть реалистам доступ на все факультеты университетов, за исключением филологических.

Комиссия внимательно рассмотрела доводы, приводимые в пользу сохранения и в пользу отмены конкурсных экзаменов. В пользу сохранения экзаменов приводился тот довод, что подготовка по математике, даваемая учебными заведениями разных типов и даже одного и того же типа, бывает очень различна, и что экзамен есть единственное средство для получения одинаково подготовленного контингента слушателей. Кроме того, указывалось, что экзамен заставляет молодых людей обновить и пополнить за лето свои знания по математике и физике. Эти доводы большинством членов комиссии не были признаны обоснованными, потому что, не смотря на некоторую неравномерность подготовки и на пользу повторения предметов, ни один университет Европы не подвергает своих слушателей приемным экзаменам. Точно так же и технические учебные заведения почти всей Европы принимают слушателей без экзамена. Только во Франции развита конкурсная система по отношению к трем старым инженерным школам, готовящих инженеров только для правительства. Но и здесь приемные экзамены установлены

не вследствие признания их пользы, а вследствие ограниченного числа мест в заведениях.

Конкурс аттестатов

Из этих соображений комиссия большинством голосов признала экзамены нежелательными и остановилась на конкурсе аттестатов. Против этого способа был выдвинут серьезный аргумент — неравномерность (несопоставимость) оценивания баллами знаний учащихся в разных учебных заведениях, контраргументом которому являлось то, что и конкурсные экзамены далеко не всегда дают верную оценку знаний экзаменующегося. Остановившись окончательно на конкурсе аттестатов, комиссия признала при этом необходимым ввести некоторые коррективы. А именно нашла необходимым предоставить лицам, получившим при окончании среднего учебного заведения низкие отметки по математическим наукам, возможность исправить эти отметки, подвергаясь дополнительному экзамену в особых экзаменационных комиссиях при средних учебных заведениях. Кроме того комиссия Н.И. Тавилдарова сочла возможным сохранить в высших учебных заведениях некоторые специальные приемные экзамены, например в Институте гражданских инженеров экзамен по рисованию и черчению, но не для всех подавших заявления, а только для лиц, уже зачисленных кандидатами.

В Петербургском политехническом институте предполагалось провести эксперимент и принимать половину слушателей по конкурсу аттестатов, а половину по жребию, но затем, ввиду значительного со-

17

18

кращения штатов и числа вакансий, прием по жребию был отменен, и все слушатели были приняты по конкурсу аттестатов. Рассматривалось и предложение принимать на первый курс учебных заведений всех желающих, имеющих аттестаты, а на второй курс переводить только небольшую часть, по конкурсу переводных экзаменационных отметок. В результате обсуждения было решено, что перенесение конкурса со всеми его неприятными сторонами с одного года на другой не является решением вопроса и нисколько не улучшает ситуацию. Обсуждался и сомнительный тезис о том, что наплыв учащихся сразу уменьшится и вместе с тем исчезнет и вопрос о конкурсных экзаменах, если будут уничтожены служебные права, даваемые дипломами высших технических учебных заведений.

При общей численности населения 130 млн. человек в 1896 г. в 12 технических вузах России насчитывалось только 5916 студентов. И, хотя был открыт ряд новых технических вузов, Россия по числу студентов существенно уступала европейским странам. Следует отметить, что с самого начала процесс формирования системы высшего технического образования в России осложнялся противоречивой государственной политикой. Образование изначально было регламентировано строгими сословными рамками. Для детей низшего сословия оно было ограничено получением профессии в школах и училищах.

Одним из главных препятствий развитию образования и промышленности стал классовый подход. Правительственная инициатива по обеспечению промышленности квалифицированными кадрами вырази-

лась в создании реальных училищ, но в целом оно преследовало цели сословного принципа в образовании, пытаясь оградить рабочее население от среднего и высшего образования. Реальные училища не могли полностью обеспечить запросы промышленности, которая требовала не только решения технической стороны производства, но и решения проблемы качественной подготовки квалифицированных кадров, управляющего состава для технических предприятий страны, поэтому значительную роль в развитии технического образования сыграли общественные организации и частные учебные заведения.

Проблемы приема в высшую техническую школу

Проблемы формирования контингента студентов высшей технической школы на рубеже XIX—XX веков были не менее острыми, чем сейчас. На третьем съезде деятелей по техническому и профессиональному образованию профессор А.А. Брандт 3 января 1904 г. сделал обстоятельный доклад о способах приема учащихся в высшие технические учебные заведения. Приведем некоторые высказанные им тезисы.

Ввиду того, что при приеме в высшие технические учебные заведения нельзя обойтись без конкурса в той или иной форме, то следует особенно желать и особенно приветствовать всякую меру, которая могла бы уменьшить остроту конкурса и придать конкурсным экзаменам характер приемных, то есть таких экзаменов, при которых, по крайней мере, каждый выдержавший экзамен мог бы рассчитывать на прием в учебное заведение.

Особенного внимания заслуживает мера, предложенная комиссией Н.И. Тавилдарова, об открытии реалистам доступа в университеты. Эта мера отвлечет довольно значительное число реалистов в университеты, уменьшит наплыв экзаменующихся в технические учебные заведения и сделает менее безвыходным положение реалистов, не прошедших конкурс. После проведения ее в жизнь, реальные училища перестанут быть пасынками Министерства народного просвещения. В том, что серьезных препятствий к осуществлению этой меры по существу нет, убедил пример Военно-медицинской академии, принявшей уже в 1903 г. нескольких реалистов в число студентов.

Для снятия остроты конкурсных вопросов и уменьшения проявлений несправедливости как можно быстрее следовало бы прекратить практику приема вне конкурса, окончательно умаляющую достоинство конкурсного приема. Что же касается вопроса о выборе между приемом по конкурсному экзамену и приемом по конкурсу аттестатов, то оба этих способа имеют свои достоинства и недостатки, поэтому следует предоставить решение этого вопроса самим вузам.

Реформа средней школы и улучшение математической подготовки в ней могли бы склонить мнение вузов к проведению приема по конкурсу аттестатов. Однако недостатком этого способа является келейный выбор кандидатов на заседаниях Советов. При этом возможны посторонние влияния. Но даже если их и не будет, у абитуриентов все равно останется сомнение в этом.

Настоящее и действительное решение вопроса о приеме в высшие

технические учебные заведения может наступить только тогда, когда всякий желающий учиться и имеющий на то средства будет находить себе место в технической школе. Примером реализации такого подхода являются страны Европы. Для предоставления всем желающим мест в технических вузах России (если пока не говорить о допущении в них женщин) вовсе не требуется открывать много новых учебных заведений, потому что имеются учебные заведения, например, Петербургский политехнический институт, которые могли бы существенно увеличить набор студентов. Государство могло бы избежать больших расходов на открытие новых технических учебных заведений, если бы оно облегчило и поощряло частную инициативу в деле открытия таких заведений.

Собрание всецело присоединилось к этим положениям, дополнив их еще другими предложениями. Было указано на необходимость уничтожить существующие вероисповедные ограничения и некоторые другие, имеющиеся в отдельных учебных заведениях (например, запрет на прием лиц, окончивших курс среднего учебного заведения более чем за два года до времени поступления). Была высказана мысль о настоятельной необходимости реформы средней школы и принята резолюция о желательности допустить женщин к поступлению в высшие технические учебные заведения наравне с мужчинами.

Осмысление образовательных реформ

Промышленный подъем 90-х гг. XIX века вызвал самые значитель-

19

ные перемены в отечественном инженерном образовании. Открылись наиболее прогрессивные по организационному принципу политехнические институты в Петербурге, Томске, Новочеркасске (Донской), Нижнем Новгороде. Как крупнейшие учебные и научные центры выделялись Электротехнический и Политехнический институты в Петербурге. Всего в России вместе с 5 политехническими институтами, 4 технологическими и монотехническими институтами числилось 15 многопрофильных высших технических учебных заведений. В них работало около 1300 человек профессорско-преподавательского состава и обучалось до 23000 студентов. Выпуск предреволюционного 1916 г. студентов технических вузов составил 1759 инженеров [7]. К началу 1917 г. инженерный корпус России достиг 20344 человек, включая выпускников частных и общественных вузов, сдавших государственные экзамены. Это составило 17% от общего числа лиц, имеющих высшее образо-20 вание. Таким образом, число инженеров в России к 1917 г. достигло численности таких же специалистов в промышленно-развитых странах: Германии, Франции и Англии.

Во второй половине XIX века Россия крепостническая переходила к России капиталистической на основе масштабной крестьянской реформы, других преобразований. Современная Россия также болезненно расстается с социалистическим прошлым и снова идет к капиталистическим, рыночным отношениям. Эпохи имеют много идентичных черт. С этих позиций история реформ средней школы и универ-

ситетов пореформенной Российской империи актуализируются современными задачами преобразований в области школьного и вузовского образования [8]. В переломные моменты развития общества возрастает потребность в историческом осмыслении не только происходящего, но и прошлого с тем, чтобы найти такие ориентиры, которые могут быть использованы при разработке точного прогноза будущего.

Для осмысления сегодняшних образовательных реформ, прогнозирования их возможных результатов опыт, накопленный в прошедшем времени, имеет немаловажное значение. Тем более сейчас, когда перед нашей страной в условиях применения попыток экономической и технологической изоляции стоит важнейшая задача новой модернизации, связанной со сменой технологических укладов и необходимостью реформирования производственной сферы. Решение этой задачи невозможно без наличия отлаженной образовательной системы, позволяющей воспроизводить высококвалифицированные кадры для обеспечения потребностей страны и каждого ее отдельного жителя. Поэтому изучение истории реформирования высшей и средней школы в эпоху великих реформ и консервативной модернизации России, открывавших широкую дорогу капиталистическому развитию страны, которое давало ей возможность перейти в новый качественный уровень, соизмеряемый с уровнем передовых западных держав, — представляет вполне естественный и закономерный интерес.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, И.Ю. Философия техники: история и современность [Текст] / И.Ю. Алексеева, В.Г. Горохов, О.В. Арон-сон / Отв. ред. В.М. Розин; Ин-т философии РАН. - М.: ИФ РАН, 1997. - 281 с.

2. Дорошенкова, М.В. Формирование системы высшего технического образования в России / М.В. Дорошенкова [Текст] / М.В. Дорошенкова // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2006. - № 3 (11).

3. Рыбьев, В.Б. К истории создания в России высшего политехнического образования [Текст] / В.Б. Рыбьев, Т.Ю. Полянская, Л.В. Кондюрина // Проблемы подготовки специалистов в технических университетах: Материалы VII Всерос. науч.-метод. конференции по проблемам науки и высшей школы. - Нижний Новгород: Изд-во НГТУ, 2003.

4. Параллельный свод общих Уставов имп. Российских университетов 1863, 1835 и 1804 годов и Дерптского 1865 года [Текст]. - СПб., 1875.

5. Брандт, А.А. Способы приема учащихся в высшие технические учебные заведения [Текст] / А.А. Брандт. - СПб., 1905. - 14 с.

6. Журнал Российского технического общества «Техническое образование». - 1897. - № 6.

7. Иванов, А.Е. Студенчество России конца XIX - начала XX века. Социально-историческая судьба [Текст] / А.Е. Иванов. -М.: РОССПЭН, 1999. - 414 с.

8. Полежаев, В.Д. Проблемы формирования контингента студентов технического вуза [Текст] / В.Д. Полежаев. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. - 208 с.

REFERENCES

1. Alekseeva I.Ju, Gorohov V.G., Aronson O.V., Filosofija tehniki: istorija i sovremen-nost, Moscow, 1997, 281 p. (in Russian)

2. Brandt A.A., Sposobypriema uchashhihsja v vysshie tehnicheskie uchebnye zavedenija, St. Petersburg, 1905, 14 p. (in Russian)

3. Doroshenkova M.V., Formirovanie sistemy vysshego tehnicheskogo obrazovanija v Ros-sii, Vestnik Brjanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta, 2006, No 3 (11). (in Russian)

4. Ivanov A.E., Studenchestvo Rossii konca XIX - nachala XX veka. Socialno-istoriches-kaja sudba, Moscow, 1999, 414 p. (in Russian)

5. Parallelnyj svod obshhih Ustavov imp. Ros-sijskih universitetov 1863, 1835 i 1804 go-dov i Derptskogo 1865 goda, St. Petersburg, 1875. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Polezhaev V.D., Problemy formirovanija kontingenta studentov tehnicheskogo vuza, Omsk, 2009, 208 p. (in Russian)

7. Rybev V.B., Poljanskaja T.Ju., Kondjurina L.V., "K istorii sozdanija v Rossii vysshego politehnicheskogo obrazovanija", in: Prob-lemy podgotovki specialistov v tehnicheskih universitetah: Materiali VII Vseros. nauch.-metod. konferencii po problemam nauki i vysshej shkoly, Nizhny Novgorod, 2003. (in Russian)

8. Zhurnal Rossijskogo tehnicheskogo obsh- 2| hestva "Tehnicheskoe obrazovanie", 1897,

No 6. (in Russian)

Полежаев Виктор Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра высшей математики, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана; ведущий научный сотрудник, Институт управления образованием, Российская академия образования, [email protected] Polezhaev V.D., ScD in Education, Professor, Mathematics Department, Bauman Moscow State Technical University; Chief Researcher, Institute of Education Management, Russian Academy of Education, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.