Научная статья на тему 'Результаты изучения психического здоровья девочек-подростков — обоснование для оптимизации медицинской помощи при проведении прегравидарной подготовки будущей матери'

Результаты изучения психического здоровья девочек-подростков — обоснование для оптимизации медицинской помощи при проведении прегравидарной подготовки будущей матери Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М Б. Красникова, В Б. Трубин

На основании изучения состояния психического здоровья 809 девочек-подростков с использованием анонимного анкетирования и применения экспериментально-психологических методов установлена многопричинность факторов его нарушения (раннее начало половой жизни, вредные привычки, нарушение структуры и функции семьи, деформация портрета современного подростка). Проведенное исследование явилось основой для разработки в рамках концепции медицинской, социальной, психологической и педагогической реабилитации подростков в предстоящей прегравидарной подготовке будущей матери.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — М Б. Красникова, В Б. Трубин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF STUDYNG OF MENTAL HEALTH GIRLS-TEENAGERS — SUBSTANTIATIONS FOR MEDICAL AID OPTIMISATION AT CARRYING OUT PREGRAVIDATION PREPARATIOS OF FUTURE MOTHER

On the basis of studying of a condition of mental health of 809 girls-teenagers with use anonymous questioning and applications of experimental-psychological methods it is established multicausality of factors of its infringement (the early beginning of a sexual life, bad habits, infringement of structure and function of a family, deformation of a portrait of the modern teenager). Making research was a basis for working out within the limits of the concept of medical, social, psychological and pedagogical rehabilitation of teenagers in coming pregravidation to preparation of future mother.

Текст научной работы на тему «Результаты изучения психического здоровья девочек-подростков — обоснование для оптимизации медицинской помощи при проведении прегравидарной подготовки будущей матери»

ПРЕГРАВИДАРНАЯ ПОДГОТОВКА: ВОЗМОЖНОЕ И НЕВОЗМОЖНОЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ - ОБОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕГРАВИДАРНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕЙ МАТЕРИ

М.Б. Красникова, В.Б. Трубин

Кафедра акушерства и гинекологии № 2 Башкирский государственный медицинский университет ул. Ленина, 3, Уфа, Россия, 45000

На основании изучения состояния психического здоровья 809 девочек-подростков с использованием анонимного анкетирования и применения экспериментально-психологических методов установлена многопричинность факторов его нарушения (раннее начало половой жизни, вредные привычки, нарушение структуры и функции семьи, деформация портрета современного подростка). Проведенное исследование явилось основой для разработки в рамках концепции медицинской, социальной, психологической и педагогической реабилитации подростков в предстоящей прегра-видарной подготовке будущей матери.

В подростковом возрасте формируются и закрепляются навыки и стереотипы поведения, во многом определяющие дальнейший образ жизни [1]. Основные стороны личности — рациональная, волевая и эмоциональная — в этот период претерпевают существенные изменения [2, 5]. Наряду с физическим развитием в пубертатном возрасте происходит перестройка психического статуса, уровня сознания, ведущей формы психической деятельности [6]. В это время нередко приобретаются, а затем иногда закрепляются вредные привычки, неблагоприятно сказывающиеся на соматическом и репродуктивном здоровье девочки: курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания [8, 4]. Социальные особенности девочек-подростков обусловлены изменением характера и условий обучения, жизни, выбором и овладению профессией. Нередко жизнь учащихся характеризуется неустроенностью быта, нерациональным режимом и неполноценным качеством питания. Все это снижает адаптационные возможности организма, обостряет хронические заболевания [7].

Группу наибольшего риска составляют девочки, чуждые навыкам здорового образа жизни, имеющие социально обусловленные вредные привычки, в первую

очередь пристрастие к алкоголю, наркотическим и токсическим веществам. Результат — случайная беременность, аборты, сексуальная эксплуатация, пониженный уровень «чадолюбия». Несмотря на активную работу врачей, педагогов, религиозных деятелей и прочих специалистов, пропагандирующих гигиенические и сексуальные нормы поведения, здоровый образ жизни и методы планирования семьи. Сексуальная активность подростков привела к возрождению из небытия такого явления как юное материнство [8]. Отрицательной, и, к сожалению, превалирующей стороной проблемы у юных женщин остаются аборты и их осложнения. Следует отметить, что частота осложнений после аборта у юных в 2—2,5 раза, а материнская смертность — в 5—8 раз выше, чем у женщин репродуктивного возраста [8, 3].

Целью исследования явилось изучение состояния психического здоровья сексуально-активных и сексуально-интактных девочек-подростков с использованием анонимного анкетирования и применения экспериментально-психологических методов с условием включения в дальнейшую прегравидарную подготовку медицинской, социальной, психологической и педагогической реабилитации у «уязвимой» группы девочек-подростков.

Материалы и методы. С целью изучения микросоциальных факторов, влияющих на психическое здоровье девочек-подростков, проведено анонимное анкетирование 809 девочек-подростков, изучение психического здоровья сексуально-активных и сексуально-интактных учащихся общеобразовательных школ, колледжей и вузов г. Уфы, представленных двумя группами: первая — сексуально-активные — 336 и вторая — сексуально-интактные — 437. Полученные данные использовались для улучшения медицинской помощи подросткам при прегравидарной подготовке будущей матери.

Кроме того, использовались следующие экспериментально-психологические методы: склонность к риску, шкала депрессии Бека, тест Спилбергера-Ханина, тест MMPI.

Девочки обеих групп также были комплексно обследованы с использованием общепринятых клинических, лабораторных и инструментальных методов.

Результаты исследования. Возрастной состав девочек-подростков первой и второй группы колебался в пределах от 15 до 18 лет. Среди изучаемых девочек-подростков по национальному составу преобладали русские — 54,2% и 53,8%, татарки составили 23,5% и 21,8%, башкирки — 14,6% и 15,1% соответственно в первой и второй группе. В неполной семье воспитывалась каждая третья девочка-подросток из первой группы и каждая четвертая из второй. Девочки-подростки обеих групп достоверно не отличались по социальному составу родителей (рабочие, служащие, предприниматели).

Ровные спокойные отношения к детям в меньшей степени отмечалось со стороны родителей первой группы, чем второй (54,3% и 62,5% соответственно); конфликтные неровные отношения родителей к дочерям-подросткам были представлены чаще в первой группе (22,2%), чем во второй (14,4%). Применение физического насилия, драки при детях также преобладали в первой группе. Семейная отягощенность психическими заболеваниями была достоверно выше в пер-

вой группе (19,7% и 5,8% соответственно). Установлено, что пьянство родителей является одним из факторов, способствующих возникновению раннего аддиктив-ного поведения девочек-подростков. Родителей девочек-подростков, лечившихся по поводу алкоголизма, в первой группе было больше, чем во второй (2,1% и 1,1% соответственно). Конфликтов с родителями, выражавшихся в побегах из дома, в реакциях протеста, оппозиции было достоверно больше в первой группе, чем во второй (6,5% и 2,2% соответственно).

Невротические эпизоды (сноговорение, снохождение) в детстве и подростковом возрасте могут явиться одним из факторов девиантного поведения. В изучаемых группах такие проявления выявлены в небольшом числе. Было установлено, что в первой группе было в 1,5 раза больше подростков с проявлениями энуреза. Глубокий хороший сон преобладал у девочек второй группы по сравнению с подростками первой группы. О наличии в анамнезе черепно-мозговой травмы, которая усугубляет органическую неполноценность нервной системы, сообщили 9,6% девочек первой группы и 6,2% — второй.

Среди девочек-подростков первой группы гораздо чаще встречались употребляющие алкоголь, наркотики, токсические вещества и табак — 76,4%, 30,3%, 11,6% и 40,4%, а во второй группе — 62,3%, 13,8%, 4,4% и 27,4% соответственно. Причины употребления алкоголя и наркотиков идентичны как у девочек-подростков первой, так и второй группы — это желание не отстать от компании (43,5% и 40,2%), желание поднять настроение (24,6% и 23,9%), стремление забыться (20,3% и 22,4%), от скуки и «от нечего делать» (10,9% и 11,2%).

С целью выявления влияния характера успеваемости на начало половой жизни были изучены школьные успехи девочек-подростков. Успевающих на «хорошо» и «отлично» в первой группе подростков было значительно меньше (67,3%), чем во второй (78,2%). Занимающихся в школе на «неудовлетворительно» было больше в первой группе, чем во второй (3,4% против 2,0% соответственно). Таким образом, нарушение обучаемости как фактор школьной дезадаптации может сочетаться с нарушенными формами поведения.

Мысли о самоубийстве значительно чаще (38,4%) возникали у девочек-подростков в первой группе, чем во второй (28,2%), попытки самоубийства имели место у 21,6% девочек первой группы, что почти в 2 раза чаще, чем у девочек второй группы (11,0%). Среди причин указывается либо конфликт с любимым человеком (15,9% и 5,8%), либо конфликт в семье (11,1% и 4,7%) соответственно в первой и второй группах.

Среди причин начала половой жизни чаще всего называется «любовь», затем «любопытство» и «по настоянию партнера». Половые контакты в результате изнасилования имели место в 8,1% наблюдений. Первым половым партнером в большинстве наблюдений (71,5%) был любимый человек. Одна треть (33,1%) девочек-подростков указали на наличие двух и более половых партнеров. Использовали контрацепцию 38,9% девочек. При этом пользовались преимущественно барьерным методом.

На наличие беременности в анамнезе указали 218 (64,9%) девочек-подростков. При этом во всех наблюдениях беременность была внебрачной и закончи-

лась абортом в первом триместре. Основные причины аборта — нежелательная беременность, учеба, материальная необеспеченность, настояние родителей или партнера. После аборта имелись осложнения: ранние (17,3%) и отдаленные (54,8%), представленные воспалительными заболеваниями матки, придатков, нарушениями менструальной функции, фоновыми заболеваниями шейки матки, вторичным бесплодием. Более того, при первом медицинском аборте у девочек-подростков выявлены психоэмоциональные нарушения в 56,6% наблюдений. Нами определены три типа реагирования у юных женщин на первый медицинский аборт в зависимости от степени психоэмоциональных нарушений: компенсированный (43,4%), субкомпенсированный (33,3%) и декомпенсированный (23,3%).

Для изучения личностных особенностей девочек-подростков нами использовались экспериментально-психологические методы у 500 девочек-подростков. С целью выявления склонности к риску изучены 148 девочек с использованием теста склонности к риску (первая группа — 59 сексуально активных и вторая группа — 89 сексуально интактных девочек). При проведении теста склонности к риску осторожность чаще отмечали девочки второй группы (22,5% против 11,9%), а повышенную склонность к риску чаще проявляли девочки первой группы (11,9% против 1,1% соответственно). Рискованное поведение девочек первой группы связано с более частым употреблением алкоголя и наркотиков, с конфликтными взаимоотношениями в семье, которые часто ведут к утрате смысла жизни, более частым депрессивным эпизодам с суицидальными попытками. Шкала депрессии по методике Бека (изучение уровня депрессии) была применена у 250 девочек-подростков, разделенных на 2 группы: первую — 103 сексуально активных и вторую — 147 сексуально интактных девочек. При этом склонность к депрессивным реакциям и состояниям в большей мере была присуща девочкам первой группы. Отсутствие депрессивных симптомов имели 72,8% девочек второй группы и 49,5% — первой. В сравнительном аспекте: легкая депрессия (субдепрессия) выявлена в 36,9% и 12,2% соответственно в первой и второй группе, а выраженная депрессия (средней тяжести в 4,9% и 4,1% соответственно). Тяжелая депрессия установлена в 2,9% и 2,7% соответственно в первой и второй группе. При изучении анамнеза девочек-подростков, имеющих тяжелую депрессию, выявлено, что у них была неполная семья, мать проявляла жестокость в отношении детей, свои проблемы девочки не обсуждали с родителями, ничем не увлекались, но верили в любовь, считали, что их жизнь складывается неудачно, часто высказывали мысли о самоубийстве. Свои жилищные условия девочки с тяжелой депрессией оценили как «плохие».

Шкала личностной и реактивной тревожности Спилбергера—Ханина была применена у 210 девочек-подростков двух групп (первая — 96 сексуально активных и вторая — 114 сексуально интактных девочек). Изучение уровня ситуационной тревожности выявило достоверную разницу в двух группах с низкой и умеренно выраженной тревожностью (44,8% и 50,0% в первой группе и 70,2% и 24,6% — во второй соответственно). Девочки-подростки второй группы при низкой ситуационной тревожности имеют высокий уровень личностной тревожности

(64,9%), что достоверно выше уровня у девочек-подростков первой группы (25,0%). Умеренная личностная тревожность достоверно чаще встречалась у девочек первой группы (64,6%) в сравнении со второй (35,1%). Таким образом, у девочек-подростков первой группы имели место более высокие показатели умеренно выраженной как ситуационной, так и личностной тревожности в сравнении со второй группой (50,0% и 24,6%, 64,6% и 35,1% соответственно). Методика многостороннего исследования личности — Минесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI) использована для изучения роли различных личностных особенностей в формировании психической дезадаптации, а также склонности к сексуальной девиации.

Были обследованы 2 группы девочек-подростков: первая — сексуально активные (103) и вторая — сексуально интактные (108). На основании проведенного тестирования были определены средние оценки по основным и контрольным шкалам MMPI для обеих групп девочек-подростков. Наиболее выраженный подъем у обследованных групп был отмечен по шкалам валидности (Б), сверхконтроля (1), импульсивности (4), тревожности (7), индивидуалистичности (8). У первой группы девочек-подростков отмечены более высокие значения по шкале импульсивности, т.е. эти девочки не умеют прогнозировать свои действия на будущее. Они постоянно провоцируют экстремальные ситуации вокруг себя, склонны к неоправданному и нерасчетливому риску. У них отмечается незрелость чувств долга и ответственности, они внушаемы и беспечны. Эти черты характерны для психического инфантилизма. Ведущими шкалами профилей обеих групп является шкала тревожности и индивидуалистичности, сочетание которых характеризует затруднения в межличностных контактах.

Среди обследуемых отмечено довольно характерное для большинства девочек-подростков первой группы поведение: грубость, зачастую фамильярность по отношению к преподавателю, демонстративные уходы с занятий после незначительных замечаний со стороны старших по поводу поведения. Показатели маскулинности у девочек-подростков изучаемых групп значительно превышают по-пуляционные нормы. Показатель же феминности у подростков имеет тенденцию к снижению по сравнению с нормой. Полученные данные свидетельствуют о наличии у обследованных девочек-подростков затруднения полоролевой адаптации.

Среди личностных факторов в формировании сексуальных девиаций у девочек первой группы значительную роль играют склонность к риску и острым ощущениям. Незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющейся в импульсивности, вспыльчивости могут обусловливать развитие девиантных форм поведения.

Таким образом, при анализе анкетных данных девочек-подростков двух групп (сексуально активных и сексуально интактных) в сравнительном аспекте получены следующие данные: более высокий удельный вес сексуально активных подростков, которые воспитывались в неполной семье и имели конфликтные отношения с родителями; невротические эпизоды в детстве, черепно-мозговые травмы в анамнезе, которые являются одним из факторов риска формирования девиант-

ного поведения, достоверно чаще встречались у первой группы девочек; вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков и токсических веществ) и суицидальные попытки чаще имели место в группе сексуально активных девочек-подростков.

При изучении личностных особенностей двух групп девочек-подростков с использованием экспериментально-психологических методов получены следующие данные: повышенную склонность к риску чаще проявляли девочки первой группы; рискованное поведение сексуально активных девочек связано с более частым употреблением алкоголя и наркотиков, более частыми депрессивными эпизодами с суицидальными попытками; тяжелая и средней тяжести депрессия установлена в большем числе наблюдений у девочек первой группы; умеренно выраженная тревожность как ситуационная, так и личностная встречалась достоверно чаще в первой группе девочек-подростков; ведущими шкалами профилей по опроснику ММР1 являются шкалы тревожности и индивидуалистичности, сочетание которых характеризует затруднения в межличностных контактах.

Таким образом, формирование поведения девочек-подростков, связанного с ранним началом половой жизни и развитием нарушений психического здоровья, имеет многофакторную причинность: нарушение структуры и функции семьи, конфликты между родителями и детьми, отсутствие взаимопонимания, проявление эмоциональной холодности; приобщение к вредным привычкам (курение, алкоголь, наркотики) является достоверным фактором в формировании сексуальной девиации, проявляющейся в раннем начале половой жизни, случайном характере половых связей, склонности к промискуитету с увеличением числа половых партнеров; невротические эпизоды в детстве — черепно-мозговые травмы, поверхностный сон с эротическими сноведениями, агрессивность, нарушение обучаемости в школе играет значительную роль в формировании нарушенных форм поведения; преобладание у девочек-подростков материальных интересов над духовными, бедный внутренний мир, отрицательное отношение к традиционным культурным ценностям способствуют формированию девиантного поведения, в том числе, склонности к раннему началу половой жизни девочками-подростками с вытекающими неблагоприятными последствиями (наступление нежелательной беременности с искусственным прерыванием — абортом, сопровождающимся высоким процентом осложнений как со стороны гениталий, так и психоэмоциональной сферы, а также заражения инфекциями, передаваемыми половым путем).

Проведенное исследование, установившее многопричинность факторов нарушения сексуального поведения, репродуктивного и психического здоровья явилось основанием для разработки концепции в рамках медицинской, социальной, психологической и педагогической реабилитации девочек-подростков, представляющих прегравидарную подготовку будущей матери. Не вызывает сомнения, что практическое применение вышесказанного положения возможно путем совершенствования специализированной образовательной и лечебной помощи девочкам-подросткам на государственном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Алексеев С.В. Медико-социальная оценка здоровья подростков. Проблемы и пути решения // Материалы IV Международного конгресса «Эколого-социальные вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения по пути в XXI век». — СПб, 1998. — С. 16—20.

[2] Богданова Е.Н. Гинекология детей и подростков. — М.: МИА, 2000.

[3] Большакова Е.В. Влияние первого медицинского аборта не репродуктивное здоровье и психоэмоциональную сферу женщины // Материалы конференции «Молодые ученые медицины, вступая в XXI век». Уфа // Здравоохранение Башкортостана — 2000. — № 2. — С. 129—130.

[4] Гвоздецкая М.Л. Сексуальное поведение и репродуктивное здоровье студентов высших и средних специальных учебных заведений г. Кемерово // Сборник научных трудов IV Всероссийской конференции по детской и подростковой гинекологии. — М., 2000. — С. 17.

[5] Гуркин Ю.А. Ювенильная гинекология. — СПб., 1994. — С. 3—8.

[6] Кох Л.И., Бурцева Г.А. Влияние психологических особенностей на репродуктивный потенциал девочек-подростков // Сборник научных трудов IV Всероссийской конференции по детской и подростковой гинекологии. — М., 2000. — С. 22.

[7] Кулаков В.И. Медико-социальные и организационные аспекты планирования семьи в России // Планирование семьи в Европе. — 1996. — № 2. — С. 15—18.

[8] Уварова Е.В. Проблемы репродуктивного здоровья девочек. Пути профилактики и терапии его нарушений с помощью гормональных контрацептивов // Поликлиническая гинекология (клинические лекции). — М., 2005. — С. 326—333.

RESULTS OF STUDYNG OF MENTAL HEALTH GIRLS-TEENAGERS - SUBSTANTIATIONS FOR MEDICAL AID OPTIMISATION AT CARRYING OUT PREGRAVIDATION PREPARATIOS OF FUTURE MOTHER

M.B. Krasnicova, V.B. Trubin

Chair of obstetrics and gynecology № 2 Bashkir State medical university

Lenin str., 3, Ufa, Russia, 450000

On the basis of studying of a condition of mental health of 809 girls-teenagers with use anonymous questioning and applications of experimental-psychological methods it is established multicausal-ity of factors of its infringement (the early beginning of a sexual life, bad habits, infringement of structure and function of a family, deformation of a portrait of the modern teenager). Making research was a basis for working out within the limits of the concept of medical, social, psychological and pedagogical rehabilitation of teenagers in coming pregravidation to preparation of future mother.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.