ПРЕГРАВИДАРНАЯ ПОДГОТОВКА: ВОЗМОЖНОЕ И НЕВОЗМОЖНОЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ - ОБОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕГРАВИДАРНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕЙ МАТЕРИ
М.Б. Красникова, В.Б. Трубин
Кафедра акушерства и гинекологии № 2 Башкирский государственный медицинский университет ул. Ленина, 3, Уфа, Россия, 45000
На основании изучения состояния психического здоровья 809 девочек-подростков с использованием анонимного анкетирования и применения экспериментально-психологических методов установлена многопричинность факторов его нарушения (раннее начало половой жизни, вредные привычки, нарушение структуры и функции семьи, деформация портрета современного подростка). Проведенное исследование явилось основой для разработки в рамках концепции медицинской, социальной, психологической и педагогической реабилитации подростков в предстоящей прегра-видарной подготовке будущей матери.
В подростковом возрасте формируются и закрепляются навыки и стереотипы поведения, во многом определяющие дальнейший образ жизни [1]. Основные стороны личности — рациональная, волевая и эмоциональная — в этот период претерпевают существенные изменения [2, 5]. Наряду с физическим развитием в пубертатном возрасте происходит перестройка психического статуса, уровня сознания, ведущей формы психической деятельности [6]. В это время нередко приобретаются, а затем иногда закрепляются вредные привычки, неблагоприятно сказывающиеся на соматическом и репродуктивном здоровье девочки: курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания [8, 4]. Социальные особенности девочек-подростков обусловлены изменением характера и условий обучения, жизни, выбором и овладению профессией. Нередко жизнь учащихся характеризуется неустроенностью быта, нерациональным режимом и неполноценным качеством питания. Все это снижает адаптационные возможности организма, обостряет хронические заболевания [7].
Группу наибольшего риска составляют девочки, чуждые навыкам здорового образа жизни, имеющие социально обусловленные вредные привычки, в первую
очередь пристрастие к алкоголю, наркотическим и токсическим веществам. Результат — случайная беременность, аборты, сексуальная эксплуатация, пониженный уровень «чадолюбия». Несмотря на активную работу врачей, педагогов, религиозных деятелей и прочих специалистов, пропагандирующих гигиенические и сексуальные нормы поведения, здоровый образ жизни и методы планирования семьи. Сексуальная активность подростков привела к возрождению из небытия такого явления как юное материнство [8]. Отрицательной, и, к сожалению, превалирующей стороной проблемы у юных женщин остаются аборты и их осложнения. Следует отметить, что частота осложнений после аборта у юных в 2—2,5 раза, а материнская смертность — в 5—8 раз выше, чем у женщин репродуктивного возраста [8, 3].
Целью исследования явилось изучение состояния психического здоровья сексуально-активных и сексуально-интактных девочек-подростков с использованием анонимного анкетирования и применения экспериментально-психологических методов с условием включения в дальнейшую прегравидарную подготовку медицинской, социальной, психологической и педагогической реабилитации у «уязвимой» группы девочек-подростков.
Материалы и методы. С целью изучения микросоциальных факторов, влияющих на психическое здоровье девочек-подростков, проведено анонимное анкетирование 809 девочек-подростков, изучение психического здоровья сексуально-активных и сексуально-интактных учащихся общеобразовательных школ, колледжей и вузов г. Уфы, представленных двумя группами: первая — сексуально-активные — 336 и вторая — сексуально-интактные — 437. Полученные данные использовались для улучшения медицинской помощи подросткам при прегравидарной подготовке будущей матери.
Кроме того, использовались следующие экспериментально-психологические методы: склонность к риску, шкала депрессии Бека, тест Спилбергера-Ханина, тест MMPI.
Девочки обеих групп также были комплексно обследованы с использованием общепринятых клинических, лабораторных и инструментальных методов.
Результаты исследования. Возрастной состав девочек-подростков первой и второй группы колебался в пределах от 15 до 18 лет. Среди изучаемых девочек-подростков по национальному составу преобладали русские — 54,2% и 53,8%, татарки составили 23,5% и 21,8%, башкирки — 14,6% и 15,1% соответственно в первой и второй группе. В неполной семье воспитывалась каждая третья девочка-подросток из первой группы и каждая четвертая из второй. Девочки-подростки обеих групп достоверно не отличались по социальному составу родителей (рабочие, служащие, предприниматели).
Ровные спокойные отношения к детям в меньшей степени отмечалось со стороны родителей первой группы, чем второй (54,3% и 62,5% соответственно); конфликтные неровные отношения родителей к дочерям-подросткам были представлены чаще в первой группе (22,2%), чем во второй (14,4%). Применение физического насилия, драки при детях также преобладали в первой группе. Семейная отягощенность психическими заболеваниями была достоверно выше в пер-
вой группе (19,7% и 5,8% соответственно). Установлено, что пьянство родителей является одним из факторов, способствующих возникновению раннего аддиктив-ного поведения девочек-подростков. Родителей девочек-подростков, лечившихся по поводу алкоголизма, в первой группе было больше, чем во второй (2,1% и 1,1% соответственно). Конфликтов с родителями, выражавшихся в побегах из дома, в реакциях протеста, оппозиции было достоверно больше в первой группе, чем во второй (6,5% и 2,2% соответственно).
Невротические эпизоды (сноговорение, снохождение) в детстве и подростковом возрасте могут явиться одним из факторов девиантного поведения. В изучаемых группах такие проявления выявлены в небольшом числе. Было установлено, что в первой группе было в 1,5 раза больше подростков с проявлениями энуреза. Глубокий хороший сон преобладал у девочек второй группы по сравнению с подростками первой группы. О наличии в анамнезе черепно-мозговой травмы, которая усугубляет органическую неполноценность нервной системы, сообщили 9,6% девочек первой группы и 6,2% — второй.
Среди девочек-подростков первой группы гораздо чаще встречались употребляющие алкоголь, наркотики, токсические вещества и табак — 76,4%, 30,3%, 11,6% и 40,4%, а во второй группе — 62,3%, 13,8%, 4,4% и 27,4% соответственно. Причины употребления алкоголя и наркотиков идентичны как у девочек-подростков первой, так и второй группы — это желание не отстать от компании (43,5% и 40,2%), желание поднять настроение (24,6% и 23,9%), стремление забыться (20,3% и 22,4%), от скуки и «от нечего делать» (10,9% и 11,2%).
С целью выявления влияния характера успеваемости на начало половой жизни были изучены школьные успехи девочек-подростков. Успевающих на «хорошо» и «отлично» в первой группе подростков было значительно меньше (67,3%), чем во второй (78,2%). Занимающихся в школе на «неудовлетворительно» было больше в первой группе, чем во второй (3,4% против 2,0% соответственно). Таким образом, нарушение обучаемости как фактор школьной дезадаптации может сочетаться с нарушенными формами поведения.
Мысли о самоубийстве значительно чаще (38,4%) возникали у девочек-подростков в первой группе, чем во второй (28,2%), попытки самоубийства имели место у 21,6% девочек первой группы, что почти в 2 раза чаще, чем у девочек второй группы (11,0%). Среди причин указывается либо конфликт с любимым человеком (15,9% и 5,8%), либо конфликт в семье (11,1% и 4,7%) соответственно в первой и второй группах.
Среди причин начала половой жизни чаще всего называется «любовь», затем «любопытство» и «по настоянию партнера». Половые контакты в результате изнасилования имели место в 8,1% наблюдений. Первым половым партнером в большинстве наблюдений (71,5%) был любимый человек. Одна треть (33,1%) девочек-подростков указали на наличие двух и более половых партнеров. Использовали контрацепцию 38,9% девочек. При этом пользовались преимущественно барьерным методом.
На наличие беременности в анамнезе указали 218 (64,9%) девочек-подростков. При этом во всех наблюдениях беременность была внебрачной и закончи-
лась абортом в первом триместре. Основные причины аборта — нежелательная беременность, учеба, материальная необеспеченность, настояние родителей или партнера. После аборта имелись осложнения: ранние (17,3%) и отдаленные (54,8%), представленные воспалительными заболеваниями матки, придатков, нарушениями менструальной функции, фоновыми заболеваниями шейки матки, вторичным бесплодием. Более того, при первом медицинском аборте у девочек-подростков выявлены психоэмоциональные нарушения в 56,6% наблюдений. Нами определены три типа реагирования у юных женщин на первый медицинский аборт в зависимости от степени психоэмоциональных нарушений: компенсированный (43,4%), субкомпенсированный (33,3%) и декомпенсированный (23,3%).
Для изучения личностных особенностей девочек-подростков нами использовались экспериментально-психологические методы у 500 девочек-подростков. С целью выявления склонности к риску изучены 148 девочек с использованием теста склонности к риску (первая группа — 59 сексуально активных и вторая группа — 89 сексуально интактных девочек). При проведении теста склонности к риску осторожность чаще отмечали девочки второй группы (22,5% против 11,9%), а повышенную склонность к риску чаще проявляли девочки первой группы (11,9% против 1,1% соответственно). Рискованное поведение девочек первой группы связано с более частым употреблением алкоголя и наркотиков, с конфликтными взаимоотношениями в семье, которые часто ведут к утрате смысла жизни, более частым депрессивным эпизодам с суицидальными попытками. Шкала депрессии по методике Бека (изучение уровня депрессии) была применена у 250 девочек-подростков, разделенных на 2 группы: первую — 103 сексуально активных и вторую — 147 сексуально интактных девочек. При этом склонность к депрессивным реакциям и состояниям в большей мере была присуща девочкам первой группы. Отсутствие депрессивных симптомов имели 72,8% девочек второй группы и 49,5% — первой. В сравнительном аспекте: легкая депрессия (субдепрессия) выявлена в 36,9% и 12,2% соответственно в первой и второй группе, а выраженная депрессия (средней тяжести в 4,9% и 4,1% соответственно). Тяжелая депрессия установлена в 2,9% и 2,7% соответственно в первой и второй группе. При изучении анамнеза девочек-подростков, имеющих тяжелую депрессию, выявлено, что у них была неполная семья, мать проявляла жестокость в отношении детей, свои проблемы девочки не обсуждали с родителями, ничем не увлекались, но верили в любовь, считали, что их жизнь складывается неудачно, часто высказывали мысли о самоубийстве. Свои жилищные условия девочки с тяжелой депрессией оценили как «плохие».
Шкала личностной и реактивной тревожности Спилбергера—Ханина была применена у 210 девочек-подростков двух групп (первая — 96 сексуально активных и вторая — 114 сексуально интактных девочек). Изучение уровня ситуационной тревожности выявило достоверную разницу в двух группах с низкой и умеренно выраженной тревожностью (44,8% и 50,0% в первой группе и 70,2% и 24,6% — во второй соответственно). Девочки-подростки второй группы при низкой ситуационной тревожности имеют высокий уровень личностной тревожности
(64,9%), что достоверно выше уровня у девочек-подростков первой группы (25,0%). Умеренная личностная тревожность достоверно чаще встречалась у девочек первой группы (64,6%) в сравнении со второй (35,1%). Таким образом, у девочек-подростков первой группы имели место более высокие показатели умеренно выраженной как ситуационной, так и личностной тревожности в сравнении со второй группой (50,0% и 24,6%, 64,6% и 35,1% соответственно). Методика многостороннего исследования личности — Минесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI) использована для изучения роли различных личностных особенностей в формировании психической дезадаптации, а также склонности к сексуальной девиации.
Были обследованы 2 группы девочек-подростков: первая — сексуально активные (103) и вторая — сексуально интактные (108). На основании проведенного тестирования были определены средние оценки по основным и контрольным шкалам MMPI для обеих групп девочек-подростков. Наиболее выраженный подъем у обследованных групп был отмечен по шкалам валидности (Б), сверхконтроля (1), импульсивности (4), тревожности (7), индивидуалистичности (8). У первой группы девочек-подростков отмечены более высокие значения по шкале импульсивности, т.е. эти девочки не умеют прогнозировать свои действия на будущее. Они постоянно провоцируют экстремальные ситуации вокруг себя, склонны к неоправданному и нерасчетливому риску. У них отмечается незрелость чувств долга и ответственности, они внушаемы и беспечны. Эти черты характерны для психического инфантилизма. Ведущими шкалами профилей обеих групп является шкала тревожности и индивидуалистичности, сочетание которых характеризует затруднения в межличностных контактах.
Среди обследуемых отмечено довольно характерное для большинства девочек-подростков первой группы поведение: грубость, зачастую фамильярность по отношению к преподавателю, демонстративные уходы с занятий после незначительных замечаний со стороны старших по поводу поведения. Показатели маскулинности у девочек-подростков изучаемых групп значительно превышают по-пуляционные нормы. Показатель же феминности у подростков имеет тенденцию к снижению по сравнению с нормой. Полученные данные свидетельствуют о наличии у обследованных девочек-подростков затруднения полоролевой адаптации.
Среди личностных факторов в формировании сексуальных девиаций у девочек первой группы значительную роль играют склонность к риску и острым ощущениям. Незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющейся в импульсивности, вспыльчивости могут обусловливать развитие девиантных форм поведения.
Таким образом, при анализе анкетных данных девочек-подростков двух групп (сексуально активных и сексуально интактных) в сравнительном аспекте получены следующие данные: более высокий удельный вес сексуально активных подростков, которые воспитывались в неполной семье и имели конфликтные отношения с родителями; невротические эпизоды в детстве, черепно-мозговые травмы в анамнезе, которые являются одним из факторов риска формирования девиант-
ного поведения, достоверно чаще встречались у первой группы девочек; вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков и токсических веществ) и суицидальные попытки чаще имели место в группе сексуально активных девочек-подростков.
При изучении личностных особенностей двух групп девочек-подростков с использованием экспериментально-психологических методов получены следующие данные: повышенную склонность к риску чаще проявляли девочки первой группы; рискованное поведение сексуально активных девочек связано с более частым употреблением алкоголя и наркотиков, более частыми депрессивными эпизодами с суицидальными попытками; тяжелая и средней тяжести депрессия установлена в большем числе наблюдений у девочек первой группы; умеренно выраженная тревожность как ситуационная, так и личностная встречалась достоверно чаще в первой группе девочек-подростков; ведущими шкалами профилей по опроснику ММР1 являются шкалы тревожности и индивидуалистичности, сочетание которых характеризует затруднения в межличностных контактах.
Таким образом, формирование поведения девочек-подростков, связанного с ранним началом половой жизни и развитием нарушений психического здоровья, имеет многофакторную причинность: нарушение структуры и функции семьи, конфликты между родителями и детьми, отсутствие взаимопонимания, проявление эмоциональной холодности; приобщение к вредным привычкам (курение, алкоголь, наркотики) является достоверным фактором в формировании сексуальной девиации, проявляющейся в раннем начале половой жизни, случайном характере половых связей, склонности к промискуитету с увеличением числа половых партнеров; невротические эпизоды в детстве — черепно-мозговые травмы, поверхностный сон с эротическими сноведениями, агрессивность, нарушение обучаемости в школе играет значительную роль в формировании нарушенных форм поведения; преобладание у девочек-подростков материальных интересов над духовными, бедный внутренний мир, отрицательное отношение к традиционным культурным ценностям способствуют формированию девиантного поведения, в том числе, склонности к раннему началу половой жизни девочками-подростками с вытекающими неблагоприятными последствиями (наступление нежелательной беременности с искусственным прерыванием — абортом, сопровождающимся высоким процентом осложнений как со стороны гениталий, так и психоэмоциональной сферы, а также заражения инфекциями, передаваемыми половым путем).
Проведенное исследование, установившее многопричинность факторов нарушения сексуального поведения, репродуктивного и психического здоровья явилось основанием для разработки концепции в рамках медицинской, социальной, психологической и педагогической реабилитации девочек-подростков, представляющих прегравидарную подготовку будущей матери. Не вызывает сомнения, что практическое применение вышесказанного положения возможно путем совершенствования специализированной образовательной и лечебной помощи девочкам-подросткам на государственном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Алексеев С.В. Медико-социальная оценка здоровья подростков. Проблемы и пути решения // Материалы IV Международного конгресса «Эколого-социальные вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения по пути в XXI век». — СПб, 1998. — С. 16—20.
[2] Богданова Е.Н. Гинекология детей и подростков. — М.: МИА, 2000.
[3] Большакова Е.В. Влияние первого медицинского аборта не репродуктивное здоровье и психоэмоциональную сферу женщины // Материалы конференции «Молодые ученые медицины, вступая в XXI век». Уфа // Здравоохранение Башкортостана — 2000. — № 2. — С. 129—130.
[4] Гвоздецкая М.Л. Сексуальное поведение и репродуктивное здоровье студентов высших и средних специальных учебных заведений г. Кемерово // Сборник научных трудов IV Всероссийской конференции по детской и подростковой гинекологии. — М., 2000. — С. 17.
[5] Гуркин Ю.А. Ювенильная гинекология. — СПб., 1994. — С. 3—8.
[6] Кох Л.И., Бурцева Г.А. Влияние психологических особенностей на репродуктивный потенциал девочек-подростков // Сборник научных трудов IV Всероссийской конференции по детской и подростковой гинекологии. — М., 2000. — С. 22.
[7] Кулаков В.И. Медико-социальные и организационные аспекты планирования семьи в России // Планирование семьи в Европе. — 1996. — № 2. — С. 15—18.
[8] Уварова Е.В. Проблемы репродуктивного здоровья девочек. Пути профилактики и терапии его нарушений с помощью гормональных контрацептивов // Поликлиническая гинекология (клинические лекции). — М., 2005. — С. 326—333.
RESULTS OF STUDYNG OF MENTAL HEALTH GIRLS-TEENAGERS - SUBSTANTIATIONS FOR MEDICAL AID OPTIMISATION AT CARRYING OUT PREGRAVIDATION PREPARATIOS OF FUTURE MOTHER
M.B. Krasnicova, V.B. Trubin
Chair of obstetrics and gynecology № 2 Bashkir State medical university
Lenin str., 3, Ufa, Russia, 450000
On the basis of studying of a condition of mental health of 809 girls-teenagers with use anonymous questioning and applications of experimental-psychological methods it is established multicausal-ity of factors of its infringement (the early beginning of a sexual life, bad habits, infringement of structure and function of a family, deformation of a portrait of the modern teenager). Making research was a basis for working out within the limits of the concept of medical, social, psychological and pedagogical rehabilitation of teenagers in coming pregravidation to preparation of future mother.