РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ВЛИЯНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
С.М. СЕМЯТОВ
Кафедра акушерства и гинекологии с курсом перинатологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 8, Медицинский факультет. Москва 117198. Россия
Э.К. ЛОБЖАНИДЗЕ
Национальный научный центр наркологии М3 и СР РФ
Малый Могильцевский пер., 3. Москва, 121921 Россия
ИЛ. БАУШЕВА
Городское стационарное детско-подростковое наркологическое отделение НД № 12 Ленинский проспект, 89а. Москва 117331, Россия
Цель: изучить особенности репродуктивного поведения и психологический портрет девочек-подростков, употребляющих психоактивные вещества (ПАВ). Обследовано 53 девочки в возрасте от 11 до 19 лет (средний возраст 15,2±0,3 л.), находившихся на стационарном лечении в детско-подростковом отделении наркологического диспансера № 12 г. Москвы. У более 50% девушек-подростков выявлено раннее начало половой жизни, частая смена половых партнёров, незащищенный секс, что явилось причиной высокой частоты инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), нежелательной беременности. Нарушения менструальной функции диагностированы у 25 % обследованных. Психологический портрет девочек-подростков характеризуется базовым конфликтом в формировании полоролевой идентичности, порождающим чувство внузреннсй пустоты, которую подростки пытаются заполнить, употребляя ПАВ. Все это требует проведения наркологами, психологами и гинекологами комплекса лечебных и реабилитационных мероприятий, так как выявленные нарушения приходятся на период формирования репродуктивного и психического здоровья девочек.
Актуальность проблемы. В последние годы в России отмечается значительный рост потребления и злоупотребления психоактивных веществ в подростковой среде с развитием зависимости от психоактивных веществ [4].
Отмечается стойкая тенденция к снижению возрастного порога приобщения к наркотикам, постоянное расширение перечня веществ и препаратов бытовой химии, используемых для достижения определённого эффекта, замена медицинских средств на «самодельные», вызывающие быстрое развитие привыкания, частое сочетание комбинации наркотиков, токсических средств с алкоголем [6].
По данным ННЦН М3 и РФ уровень зарегистрированной заболеваемости наркоманией у подростков в 2002 г. снизился более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 17,8 на 100 тыс. подросткового населения. За последние два года первичное выявление больных токсикоманией среди подростков увеличилось почти в 2 раза (с 6,9 в 2000 г. до 12,8 в 2002 г.), а употребляющих ненаркотические психоактивные вещества (ПАВ) с вредными последствиями в 1,8 раза (с 35,3 до 62,9). Уровень подросткового алкоголизма в 2002 г. составил 27,5 больных на 100 тыс. подросткового населения. Это самый высокий показатель, начиная с 1978 г., также высок показатель употребления алкоголя с вредными последствиями: в 2002 г. он был равен 854,8 на 100 тыс. подросткового населения [1].
Употребление алкоголя вызывает у подростков быструю утрату психического и нравственного здоровья, остановку социального развития, расстройства поведения, включая криминальность. Эти подростки быстро опускаются, интеллектуально деградируют [7].
Особую тревогу вызывает зависимость девочек-подростков от психоактивных веществ, под влиянием которых происходит необратимый характер многих
патологических изменений, особенно в репродуктивной системе, которые в дальнейшем помешают качественному осуществлению репродуктивной функции.
Отсутствие гендерной грамотности, социальная и психическая дезадаптация подростков являются причиной раннего дебюта сексуальных взаимоотношений, а сексуальная расторможенность под воздействием ПАВ ведёт к частой смене половых партнёров без использования контрацептивных мер защиты. Это является причиной заражения венерическими заболеваниями, воспалительными заболеваниями органов малого таза, наступления нежелательной беременности, исход которой искусственный аборт или юное материнство [5,3]. По данным М3 и СР РФ за последние 5 лет в возрастной фуппе 15-19 лет наблюдается снижение абсолютного числа абортов почти на 14%, особенно снизились в этой группе криминальные аборты - в 1,7 раза. Однако до настоящего времени каждый десятый аборт в стране производится в подростковом возрасте [2].
Перечисленные факторы, оказывают отрицательное влияние на репродуктивное здоровье девочек-подростков, которые являются репродуктивным потенциалом России, определяющим будущий генофонд страны.
Цель исследования: выявить особенности репродуктивного поведения и
психологический портрет девочек-подростков, употребляющих ПАВ.
Материал и методы исследования. Было обследовано 53 девочки в возрасте от 11 до 19 лет (средний возраст 15,2±0,3 л.), находившихся на стационарном лечении в детско-подростковом отделении наркологического диспансера № 12 г. Москвы (гл. вр. Зыков О.В.).
В зависимости от вида употребляемого психоактивного вещества все обследованные были разделены на 3 группы:
I группа - 28 девочек, употребляющих алкоголь; 11 группа - 16 девочек, употребляющих наркотики и III группа - 9 девочек, употребляющих летучие растворители.
Средний возраст обследованных 1 группы составил 14,5±0,4 л., II группы - 16,4±0,5 л., III группы-14,6±0,5 л.
В соответствии с целью и задачами исследования была разработана программа обследования, состоящая из нескольких блоков: данные анамнеза, состояние здоровья родителей, социально-бытовые условия проживания, физическое и половое развитие (антропометрические данные, ИМТ, размеры таза, менструальная функция).
Все данные заносилось в разработанную нами оригинальную унифицированную анкету-опросник.
Для выявления личностных характеристик девочек-подростков использованы шкала сомооценки Дембо-Рубинштейна, патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко и ММР1.
Полученные результаты подвергнуты компьютерной обработке с использованием системы статистического анализа 81а115Нса V 6.0.
Результаты исследования и обсуждение.
У 34 (73,9%) девочек выявлена семейная наследственная отягощённость алкоголизмом и психическими заболеваниями. В 14 (30,4%) семьях оба родителя были алкоголиками, в 16 (34,8%) им был один из родителей, а психические нарушения у родителей были отмечены в 4 (8,7%) случаях. Из 12 (26%) семей, в которых родители не употребляли ПАВ, 2 (4,3%) семьи неполные, в двух случаях девочки воспитывались бабушками, в одном случае наследственность отягощена алкоголизмом дедушки по отцу. При этом 67,4% обследованных живут в неполных семьях, из них: 25,8% живут с матерью, 6,45% - с отцом, 12,9% - с другими родственниками, 35,5% воспитывались в интернате или приюте, 6,45% - без определённого места жительства, 12,9% воспитываются опекунами.
Полученные данные показывают, что более половины подростков живут в среде с неблагоприятным микроклиматом, характеризующимся частыми ссорами и конфликтами, сложной моральной обстановкой.
Таким образом, неблагоприятная социальная среда, в которой растет и воспитывается подросток, является одним из факторов риска развития дивиантного и деликвентного поведения.
Возраст начала употребления психоактивных веществ девочками-подростками в трех исследуемых группах представлен в табл. 1.
В I группе исследуемых, первая проба курения и алкоголя состоялась в 6-14 л., проба наркотиков (хотя бы 1 раз) в среднем в12,6±0,6 (9-15) л.. Во И группе первая проба курения была в 11,6±0,9 (6-14) л., а в III группе в 8,8±1,2 (6-12) л., немного позже 12,9±0,7 (9-16) л. состоялась первая проба алкоголя во И группе, чем в III группе - 8-17 л.. Установлено, что средний возраст начала регулярного употребления алкоголя в I группе составил 12,4±0,3 л., регулярное употребление наркотиков у девочек II группы приходится на 14±0,4 л. (12-16 л.), в III группе обследованных девочек средний возраст регулярного употребления ненаркотических токсических веществ составил 13,7±0,5 л. (12-15 л.).
Таблица 1
Возраст начала употребления ПАВ девочками-подростками
Группа Возраст, г.(М±)
курение алкоголь наркотики токсические вещества
I 10,8±0,4 12,4±0,3 12,6±0,6 -
II 11,6±0,9 12,9±0,7 14,0±0,4 -
III 10,3±0,7 12,0±1,0 - 13,7±0,5
Основной чертой в обобщенном психологическом портрете девочек-подростков, является полярность характеристик, его составляющих:
- девочки-подростки характеризуются неадекватной самооценкой - резко завышенной или заниженной и при этом, как правило, имеют высокий уровень притязаний. Это ведет к тому, что самовосприятие этих девочек связано с негативными эмоциональными переживаниями и характеризуется высоким эмоциональным напряжением;
- выраженная зависимость от среды и от ситуаций успеха-неуспеха сочетается с реакцией эмансипации и болезненным отношением к ограничениям;
- высокий уровень агрессивности сочетается с неуверенностью в своих силах и потребностью в принятии и поддержке:
- как правило, женская роль слабо сформирована и представлена в самосознании девочек традиционными умениями (домоводством, помощью другим). При этом девочки высоко оценивают мускулинный тип поведения как более благоприятный в достижении целей.
Проведённый анализ физического развития девочек и девушек-подростков по антропометрическим показателям показал, что полученные результаты соответствовали общепопуляционным показателям. Однако у 27,9% девочек наблюдалось снижение ИМТ(<19 кг/м2), а 7% имели избыточный вес (>25 кг/м2).
Изучение особенностей репродуктивной системы у девочек-подростков, потребительниц психоактивных веществ, выявило, что 49 (92,5%) из 53 обследованных
девочек менструировали. При этом средний возраст наступления менархе составил 11,7±0,5 л., а средняя продолжительность менструации - 5,2±0,2 (пип-2, тах-8) дня.
Межгрупповой анализ становления менструальной функции показал, что у девочек II группы менархе наступило немного позже - в 12,8±0,4 л., чем в I группе (11,4±0,7 л.) и в III группе (11,2±1,4 л.). Продолжительность менструального цикла в I группе составляла 28,6±1,6 дней (тт-20, шах-50), во II и III группах полученные показатели не отличались друг от друга и составили в среднем 26,7±3,3 дней (тт-20, тах-30).
Анализ сексуального поведения девушек-подростков выявил, что 42 (79,2%) девочки из 53 обследуемых живут половой жизнью, и средний возраст ее начала составляет 13,6 ± 0,3 лет (9-16 л.). При этом более половины девушек (52,4%) имели постоянного полового партнёра; 9,5% - двух и 38% - трёх и более партнёров.
Анализ контрацептивного поведения подростков показал, что из 40 девочек-подростков, живущих половой жизнью, предохранялись от нежелательной беременности 32 (80%) человека. Используемые подростками методы контрацепции представлены на рис. 1.
□ - презерватив, И - ппс, 0 - ок, 13 - спермициды
Рис. 1. Методы контрацепции, используемые девочками-подростками
Из диаграммы видно, что наибольшее число обследованных девочек (66,7%) в качестве контрацептивного средства использовали презерватив. Такой высокий процент использования презервативов, очевидно, связан с общедоступностью и простотой использования данного метода контрацепции. Прерванное половое сношение (ППС) использовали 16,7% обследованных, тогда как оральными контрацептивами (ОК) предохранялись от нежелательной беременности 11,9% девушек. Спермициды использовали 4,8% обследуемых.
По данным нашего исследования, 8 (15 %) девочек имели в анамнезе беременности, которые у 5 (9,4%) закончились артифициальным абортом, в 1 случае имел место выкидыш, а 2 подростка в настоящее время вынашивают беременность.
Анализ гинекологической заболеваемости показал, что из 42 девочек-подростков живущих половой жизнью, 15 (35,7%) имели различную гинекологическую патологию. Нарушения менструального цикла отмечены у 23,8% девочек II группы. Структура заболеваемости представлена в основном аменорей (9,5%) и нерегулярным менструальным циклом (14,3%), которые развивались на фоне приёма наркотических веществ. Показательно, что за медицинской помощью никто из подростков не обращался. Тщательный ретроспективный анализ анамнестических данных показал, что 3 девочки перенесли гонорею, 2 - сифилис, а также было установлено по 1 случаю уреаплазмоза, микоплазмоза, герпес вирусной инфекции, 2 - аднексита. Клиниколабораторное обследование девочек-подростков выявило 6 (14,3%) случаев
вагинального кандидоза, 4 (9,5%) случая трихомониаза и бактериального вагиноза, 2 случая кольпита и по 1 случаю эктопии шейки матки и спаечного процесса в малом тазу.. По данным УЗИ у трех девочек диагностированы мелкокистозные изменения яичников, у двух - фолликулярные кисты.
Выводы. Проведённое исследование показало, что более чем у половины девушек-подростков, употребляющих ПАВ, установлено раннее начало половой жизни, частая смена половых партнёров, незащищённый секс, что приводило к высокой частоте ИППП, нежелательной беременности, а у каждой четвертой - нарушениям менструальной функции. Основной характеристикой психологического портрета девочек-подростков является базовый конфликт в формировании полоролевой идентичности, что порождает чувство внутренней пустоты, которую подростки пытаются заполнить, употребляя ПАВ. Выявленные нарушения приходятся на период формирования репродуктивного и психического здоровья девочек, что требует проведения наркологами, психологами и гинекологами комплекса лечебных и реабилитационных мероприятий.
Литература
1 Захарова Т.Г. Гендерное поведение девушек-подростков и его влияние на репродуктивную функцию // Здравоохранение Российской Федерации - 2004. - № 3. - с. 49-51.
2. Кошкина Е.А. Наркологическая ситуация в РФ в 1999-2002 гг. // Наркология - 2004. - № 1. - с. 16-21
3. Кривенков А.И., Игонин А.Л. Методические подходы к проведению первичной профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними // Российский психиатрический журнал - 2001. -№4. - с. 48-51.
4. Оруджев И. Я, Жигунова О. А. Роль социальных факторов в развитии наркоманий и токсикоманий у детей и подростков // Современные проблемы наркологии: Мат. науч. -практ. конф,- 1999.- с. 115-119.
5. Служба охраны здоровья матери и ребенка в 2003 г М., 2004. 64 с.
6. Фильгус Т.А. Методические подходы к сохранению репродуктивного потенциала у девочек и девушек. // Педиатрия - 2001 - № 6. - с.29-30.
7. McDona!d,-T-P; Kaplan,-D . Adolescent preventive services for girls // Curt. WomensHealth-Rep. 2002 Dec; 2 (6).-. P. 450-456.
REPRODUCTIVE BEHAVIOUR AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF GIRLS-TEENAGERS, USING PSYCHOACTIVE SUBSTANCES
S.M. SEMYATOV
Department of Obstetrics and Gynaecology with course of Perinatology Peoples’ Friendship University of Russia 8, Mikluho-Maklaya St., Medical Faculty . 117198 Moscow, Russia
I.K. LOBJANIDZE
National Scientific Centre of Narcology of MH&SD of Russian Federation 3, MalyMogiltsevskyper., 121921 Moscow, Russia
I.L. BAUSHEVA
Moscow child narcological complex “Kvartal”
89a, Lleninsky av., Moscow 117331, Russuia
The aim: to reveal features of reproductive behavior and a psychological portrait of the girls-teenagers, using psychoactive substances (alcohol, narcotics and). 53 girls of 11 -19 years (average age 15,2±0,3 yrs), patients of have been surveyed. The research revealed the early beginning of a sexual life at more than 50 % of girls-teenagers with frequent change of the sexual partners and unprotected sex that caused high frequency sexually transmitted diseases, undesirable pregnancy. Besides 25 % of girls had various menstrual disturbances. Psychological portrait was characterized by the base conflict in formation of sex-role identity that leads to the feeling of internal emptiness which teenagers try to fill using psychoactive substances. The revealed infringements are coinciding with the formation of reproductive and mental health of girls and that requires designing a complex of medical and rehabilitation actions by narcologists, psychologists and gynecologists.