Научная статья на тему 'Значимость психосоциальных факторов в формировании репродуктивного здоровья подростков'

Значимость психосоциальных факторов в формировании репродуктивного здоровья подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
263
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКИ / ADOLESCENT GIRLS / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / REPRODUCTIVE HEALTH / ФАКТОРЫ РИСКА / RISK FACTORS / УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ И НЕВРОТИЗАЦИИ / ANXIETY AND NEUROTICISM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кох Лилия Ивановна

Влияние психологических факторов на становление репродуктивного здоровья девочек-подростков доказано при всестороннем обследовании 155 девочек в возрасте 15-16 лет. Изучалось влияние традиционных факторов (в антеи постнатальном периоде, в раннем детстве), состояние соматического, гинекологического здоровья, поведенческие стереотипы, социальный статус. С помощью специального опросника изучался уровень личностной и реактивной тревожности, уровень невротизации. На основании полученных результатов было сформировано 3 группы с различным уровнем невротизации, личностной тревожности. Как оказалось, наиболее неблагоприятное физическое и половое развитие имели девочки с высоким уровнем личностной тревоги и невротизации, что проявилось в более частом ухудшенном дисгармоничном развитии, отставании в половом развитии, нарушении ритма менструаций и соматического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кох Лилия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meaningfulness of psychosocial factors is in forming of reproductive health of teenagers

The influence of psychological factors on the development of female reproductive health in adolescence was studied in the comprehensive survey of 155 girls aged 15-16 years. The role of traditional factors in the anteand postnatal period was evaluated, in early childhood the physical, gynecological health, behavioral and social status were observed. Using a special questionnaire the level of personal and reactive anxiety and neuroticism was measured. Based on these results, it was formed three groups with different levels of neuroticism and trait anxiety. As it turned out, the most adverse physical and sexual development demonstrated girls with a high level of personal anxiety and neuroticism, which was manifested in more frequent disharmonious development, retarded sexual and physical development, menstruation rhythm disturbances.

Текст научной работы на тему «Значимость психосоциальных факторов в формировании репродуктивного здоровья подростков»

Л.И. Кох_

ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Томск

Для корреспонденции

Кох Лилия Ивановна - доктор медицинских наук, профессор кафедры акушерства и гинекологии ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России Адрес: 634050, г. Томск, Московский тракт, д. 2

E-mail: kochli@rambler.ru

Значимость психосоциальных факторов в формировании репродуктивного здоровья подростков

Влияние психологических факторов на становление репродуктивного здоровья девочек-подростков доказано при всестороннем обследовании 155 девочек в возрасте 15-16 лет. Изучалось влияние традиционных факторов (в анте- и постнатальном периоде, в раннем детстве), состояние соматического, гинекологического здоровья, поведенческие стереотипы, социальный статус. С помощью специального опросника изучался уровень личностной и реактивной тревожности, уровень невротизации. На основании полученных результатов было сформировано 3 группы с различным уровнем невротизации, личностной тревожности. Как оказалось, наиболее неблагоприятное физическое и половое развитие имели девочки с высоким уровнем личностной тревоги и невротиза-ции, что проявилось в более частом ухудшенном дисгармоничном развитии, отставании в половом развитии, нарушении ритма менструаций и соматического здоровья. Ключевые слова: девочки-подростки, репродуктивное здоровье, факторы риска, уровень тревожности и невротизации

L.I. Kokh

Siberian State Medical University, Tomsk

Meaningfulness of psychosocial factors is in forming of reproductive health of teenagers

The influence of psychological factors on the development of female reproductive health in adolescence was studied in the comprehensive survey of 155 girls aged 15-16 years. The role of traditional factors in the ante- and postnatal period was evaluated, in early childhood the physical, gynecological health, behavioral and social status were observed. Using a special questionnaire the level of personal and reactive anxiety and neuroti-cism was measured. Based on these results, it was formed three groups with different levels of neuroticism and trait anxiety. As it turned out, the most adverse physical and sexual development demonstrated girls with a high level of personal anxiety and neuroticism, which was manifested in more frequent disharmonious development, retarded sexual and physical development, menstruation rhythm disturbances. Keywords: adolescent girls, reproductive health, risk factors, anxiety and neuroticism.

Из всех неблагоприятных факторов, влияющих на репродуктивное здоровье девочки-подростка, наименее изучено влияние психосоциальных факторов. Снижение уровня соматического, репродуктивного и психического здоровья школьниц, изменившиеся социально-экономические условия в России, изменение поведенческих стереотипов молодежи, появление новых особенностей становления репродуктивной функции у девочек-подростков в современных условиях делают актуальным более углубленное изучение влияния всех факторов риска на характер репродуктивного здоровья девочек-подростков [1-12].

Цель исследования - определить значимость психосоциального фактора среди других факторов риска в становлении репродуктивного здоровья девочек.

Материал и методы

Нами обследованы 155 девочек в возрасте 15-16 лет. Отбор девочек производился методами сплошного и выборочного обследования в школах и лицеях г. Томска.

Все девушки индивидуально были протестированы психологом по балльной шкале реактивно-личностной тревожности и с помощью методики определения уровня невротизации Психологические тесты применялись для оценки нервно-психического напряжения у девочек-подростков в пубертатном периоде и давали представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессовых ситуаций. Психологическое обследование включало вопросы, касающиеся возможных конфликтов в семье (развод родителей, ссоры в семье, алкоголизм родителей, смерть близких); стрессовых ситуаций в школе (конфликты с учителями, с подругами, другом, трудности с учебой). Оценивали степень и вид физической нагрузки (количество учебных часов в школе в неделю); умственной нагрузки (занятие с репетитором, допол-

РепродуктиЕ

нительное изучение иностранного языка, посещение групповых учебных занятий); социально-экономический статус семьи (бытовые условия, материальный уровень, образование родителей); характер питания (кратность приема горячей пищи, употребление мясных продуктов, фруктов). Изучалось репродуктивное поведение девушек (наличие половых контактов, количество сексуальных партнеров, знание и применение средств контрацепции). Подробно изучался анте- и постнатальный анамнез, перенесенные детские инфекции, соматическая и гинекологическая патология. Проводили дополнительное ультразвуковое исследование (УЗИ) гениталий, щитовидной железы, гормональное исследование, консультацию смежных специалистов по показаниям. Полученные данные обрабатывали методом вариационной статистики. Сравнение средних значений, изучаемых показателей проводилось по критерию Стьюдента. Различия считались достоверными при уровне значимости критерия Стьюдента р<0,05.

Результаты и обсуждение

При психологическом тестировании по шкале реактивно-личностной тревожности был выявлен высокий уровень личностной тревожности у 38,71%, умеренный -у 32,90%, низкий - у 28,39% девушек.

Высокая реактивная тревога на момент исследования, т.е. реакция на ситуацию, при которой проводилось обследование, отмечена у 71,61%, умеренная -у 23,23%, низкая - у 5,16% обследованных (р<0,05). Высокий уровень невротизации выявлен у 38,71%, нормальные показатели - у 25,81%, низкий уровень - у 35,48% подростков.

В связи с тем что личностная тревожность позволяла оценить уровень психоэмоционального напряжения, влияющий на репродуктивное здоровье, все девушки были разделены на 3 группы в зависимости от уровня личностной тревоги. 1-ю группу составили

ое здоровье детей и подростков / 2015, №6 49

Таблица 1. Физическое развитие девушек в группах сравнения

Физическое развитие 1-я группа, 2-я группа, 3-я группа, Р1-3*

абс. % абс. % абс. % Р2-3**

Гармоничное 32 53,33 31 60,78* 37 84,09* *<0,05 **<0,05

Ухудшенное гармоничное 25 41,67* 19 37,26* 6 13,64* *<0,05 **<0,05

Плохое гармоничное 3 5,0* 1 1,96* 1 2,27* >0,05

В с е г о 60 100,0 51 100,0 44 100,0

Примечание. * - внутригрупповая достоверность между физическим развитием.

подростки с высоким [60 (38,71%)], 2-ю -с умеренным [51 (32,90%)], 3-ю - с низким уровнем личностной тревоги [44 (28,39%)]. Средний балл личностной тревожности у девушек 1-й группы составил 60,39± 1,64, 2-й - 38,44±0,65, 3-й - 21,44±1,31 (р1-3< 0,005, p1-2<0,005, p2-3<0,005). Высокая реактивная тревожность на момент обследования отмечена у всех девушек 1-й и 2-й групп. У подростков 3-й группы показатели реактивной тревоги были умеренными в 81,92% случаев, низкими - в 18,18% случаев (p1-3<0,05, p1-2<0,05, p2-3<0,05). Высокий уровень невротизации выявлен у 75,0% школьниц 1-й группы, что выше, по сравнению с девочками 2-й и 3-й групп -17,65 и 13,64% соответственно (p1-3<0,001, p1-2<0,001, p2-3>0,001). Полученный анализ по двум шкалам психологического тестирования позволяет сделать заключение, что наиболее неблагоприятной по уровню психологического здоровья была 1-я группа -девушки с высоким уровнем личностной тревожности.

Оценка физического и полового развития девушек в группах сравнения выглядит следующим образом: средний рост обследованных 1-й группы составил 165,22± 0,85, 2-й - 164,93±0,91, 3-й - 163,50±0,69 см (р>0,05); средняя масса тела: 53,48±1,36, 52,63±1,014 и 54,15±1,55 кг соответственно (р>0,05). Средняя окружность грудной клетки была меньше у девочек 1-й группы по сравнению с 3-й (77,21±0,86 и 77,88±0,92 см соответственно, р>0,05), как и средний поперечный размер таза (29,36±0,25 и 29,77±0,48 см соответс-

50 Репродуктивное здоровье детей и подростк

твенно, р>0,05) и наружная конъюгата: 16,32±0,20 и 17,33±0,30 см соответственно, р<0,05, что указывает на неблагоприятную тенденцию в формировании костного таза у девушек 1-й группы. Особенности физического развития девочек-подростков в группах сравнения приведены в табл. 1.

Как видно из табл. 1, ухудшенное дисгармоничное развитие достоверно чаше встретилось у девушек 1-й и 2-й групп по сравнению с 3-й, притом что у обследованных 1-й группы почти с одинаковой частотой встретилосья гармоничное и ухудшенное дисгармоничное развитие, в то время как во 2-й и 3-й группах достоверно чаще обнаружено гармоничное развитие. Подтверждением нарушений физического развития является несоответствие размеров таза росту, которое встречалось у 76,67% обследованных в 1-й группе, у 41,06% - во 2-й и у 29,55% -в 3-й (р1-3 <0,05).

Оценка девочек по морфотипам показала, что нормотип встретился у 30,0% пациенток 1-й группы, у 50,98% - 2-й, у 65,91% -3-й группы (р1-3<0,05, р2-3 >0,05); астенический: 31,67, 25,49 и 25,2%, соответственно (р1-3>0,05); интерсексуальный: 16,67, 7,48 и 0% соответственно (р1-3<0,05); инфантильный - 13,33, 7,48 и 6,82%, (р1-3>0,05); гипергинический - 8,33, 7,48 и 2,27% соответственно (р1-3>0,05). Соответствие полового развития возрасту имело место у 58,33% в 1-й группе, у 66,67% - во 2-й, у 79,55% - в 3-й (р1-3<0,05) группе; умеренное отставание полового развития у 23,33, 25,49 и 15,91% (р1-3>0,05); значительное

в / 2015, №6

отставание - 5,0, 1,96 и 2,27% (р1-3> 0,05); резкое отставание - у 13,33, 5,88 и 2,27% соответственно группам девушек (р1-3< 0,05).

Возраст менархе у девочек 1-й группы составил 13,18±0,16, 2-й - 12,88, 3-й -12,39 года (р1-2<0,05, р1-3<0,001, р2-3>0,05). У школьниц 1-й группы нерегулярный ритм менструаций выявлен в 26,67%, 2-й -в 19,61%, 3-й - в 15,91% случаев (р1-3>0,05), болезненные менструации - у 50,0, 15,69 и 9,09% девушек соответственно (р1-3<0,05; р1-2<0,05). Обезболивающие препараты ежемесячно применяли более половины девушек 1-й группы, ни одна - в 3-й.

Уровень гонадотропных гормонов в группах сравнения не имел достоверных отличий и составил для фолликулостимулиру-ющего гормона в 1-й группе - 7,55±0,58, во 2-й - 4,7±0,12, в 3-й - 4,1±0,24 МЕ/л; для лютеинизирующего гормона - 8,9±1,32, 5,8±0,34 и 5,4±0,24 МЕ/л соответственно; для пролактина - 314±144, 315±144 и 297±103 мМЕ/л соответственно. Имеющуюся тенденцию к повышению уровня гонадотропных гормонов у девушек 1-й группы, видимо, можно рассматривать как маркер центральных нарушений функции репродуктивной системы.

Ановуляторные циклы по тестам функциональной диагностики были отмечены у 30,0% обследованных 1-й группы, у 23,53% - 2-й, у 9,09% - 3-й (р1-З >0,05).

При УЗИ гениталий имелась тенденция к уменьшению размеров матки у девушек

1-й группы по сравнению с 3-й. Длина тела матки в 1-й группе составила 4,47±0,21 см, во 2-й - 4,50±0,90 см, в 3-й - 4,86±0,36 см; ширина - 3,58±0,36, 3,38±0,25 и 4,50±0,90 см соответственно; переднезадний размер -2,87±0,31, 3,02±0,6 и 3,38±0,25 см соответственно. Отмечен больший объем правого яичника у девушек 1-й группы по сравнению с 3-й (10,3±0,24 см против 7,80±0,36 см, р<0,05) и левого (9,48±0,1 см против 6,80±0,24 см, р<0,05). Степень зрелости внутренних половых органов соответствовала стандарту для своего возраста лишь у каждой 4-й девочки 1-й группы и практически у всех - в 3-й группе. Девушки

2-й группы занимали промежуточное положение по анализируемым параметрам.

Таким образом, у девушек с высоким уровнем личностной тревожности формирование репродуктивной системы имеет свои отличительные черты в виде более позднего менархе, чаще ановуляции, несоответствия размеров половых органов календарному возрасту у каждой четвертой, ухудшенного физического и полового развития у каждой второй, несоответствия размеров таза росту у более 2/3 обследованных.

Анализ наличия факторов риска в сравниваемых группах показал следующие результаты (табл. 2).

Таблица 2. Частота психотравмирующих ситуаций у девушек различных групп

Негативные психотравмирующие ситуации 1-я группа (п=60) 2-я группа (п=51) 3-я группа (п=44) Р 1-3

абс. % абс. % абс. %

Неполная семья 22 36,67 13 25,49 3 6,28 <0,05

Развод родителей 12 20,0 16 31,37 8 18,18 >0,05

Ссоры в семье 31 51,67 22 43,14 10 22,73 <0,05

Алкоголизм родителей 0 3 5,58 1 2,27 >0,05

Смерть близких 7 11,67 3 5,58 8 18,18 >0,05

Ссоры с друзьями 20 33,33 18 25,29 5 11,36 <0,05

Конфликты с учителями 7 11,67 6 11,76 6 13,64 >0,05

Трудности с учебой 9 15,0 3 5,58 1 2,27 <0,05

Примечание. р1-2 и р2.3 - недостоверно.

Репродуктивное здоровье детей и подростков / 2015, №6 51

Психотравмирующие ситуации в семье и с друзьями, трудности с учебой чаще встретились у девушек 1-й группы. Сочетание нескольких психотравмирую-щих ситуаций имело место у 90,0% старшеклассниц 1-й группы, у 82,35% - 2-й, у 68,18% - 3-й (р>0,05). Высокая умственная нагрузка была у 65,0% девочек

1-й группы, у 47,05% - 2-й, у 50,0% -3-й (р>0,05). Высокая физическая нагрузка (свыше 8 ч/нед) отмечена у 40,0% школьниц 1-й группы, 29,42% - 2-й, 27,27% - 3-й (р>0,05).

Изучение семей девушек по материальному достатку показало, что 86,68% семей школьниц 1-й группы, 80,39% -

2-й и 79,54% - 3-й имело средний материальный уровень (р>0,05). Высшее образование имели 46,66% матерей девушек 1-й группы, 39,21% - 2-й, 43,18% - 3-й; среднее специальное - 32,34, 35,29 и 20,46% соответственно (р> 0,05).

Опыт половой жизни имели 30,0% де-Ф вочек 1-й группы, 37,25% - 2-й, 15,9% -

3-й (р>0,05). Применяли средства контрацепции каждая 6-я девушка 1-й и 2-й групп, более половины в 3-й. Курили (более

4-5 сигарет в день в течение года) 26,67% подростков 1-й группы, 11,67% - во 2-й, 6,8% - в 3-й (р<0,05).

Таким образом, для девушек 1-й группы характерен более высокий уровень не-вротизации (pi-3<0,001; pi-2<0,001). У них достоверно чаще имели место различные сочетания психотравмирующих ситуаций, чаще встречалась высокая умственная и физическая нагрузка. Наряду с девушками 2-й группы они чаще имели в анамнезе половые контакты, при этом реже использовали средства контрацепции. По сравнению с девушками 3-й группы они в 4 раза чаще курили. Образовательный уровень матерей и социальный статус семьи среди групп существенно не отличался.

Анализ перинатальных факторов риска среди девочек с различным уровнем тревожности показал, что возраст матери

52 Репродуктивное здоровье детей и подростк

при рождении дочери в 1-й группе составил 23,98±0,79, во 2-й - 24,84±0,77, в 3-й - 24,82±0,63 года. Были рождены от первых родов 58,33% девочек 1-й группы, 58,82% - 2-й, 47,73% - 3-й. Родились недоношенными 11,76% обследованных 1-й группы и 4,55% - 3-й. Средняя масса тела при рождении у девочек 1-й группы составила 3268±73,41 г, 2-й - 3810±128,60 г, 3-й - 3214±66,0 г. Перинатальные факторы риска у девочек в группах сравнения приведены в табл. 3.

Следовательно, из перинатальных факторов риска у девушек 1-й группы чаще встречались у матери преэкламп-сия (р1-3<0,05) и нарушения маточно-плацентарного кровообращения (р1-3<0,05). Можно предполагать, что данная патология могла оказать влияние на становление репродуктивной системы у девушек 1-й группы.

Инфекционный индекс: выше трех заболеваний выявлено у 83,33% подростков 1-й группы, у 60,78% - 2-й, у 50,0% - Ф 3-й (р1-3>0,05). Чаше у девушек 1-й группы по сравнению с 3-й встречались острые респираторно-вирусные заболевания (р1-3<0,05), корь (р1-3<0,05), коревая краснуха (р1-3<0,05). Аппендэктомия в анамнезе отмечена у 8,33% подростков 1-й группы, у 17,65% - 2-й, у 6,82% - 3-й (р1-3>0,05).

На диспансерном учете у узких специалистов состояло 100,0% девочек 1-й группы, 96,08% - 2-й и 90,91% - 3-й (р1-3>0,05). На диспансерном учете у эндокринолога находилось 66,67% обследованных 1-й, 33,34% - 2-й, 22,73% -3-й группы. У девушек 1-й группы отмечено преобладание гиперплазии щитовидной железы 3-й степени (13,33%) по сравнению с 3-й, где данная патология не регистрировалась (р1-3<0,05). Аутоиммунный тиреои-дит (3,33%) был отмечен только у девушек 1-й группы (р1-3>0,05). Неврологическая патология была выявлена у 61,67% обследованных в 1-й группе, у 33,33% - во 2-й, у 18,18% - в 3-й. Частота шейного остеохондроза и астеноневротического син-

в / 2015, №6

Таблица 3. Перинатальные факторы риска в группах сравнения

Перинатальные факторы риска 1-я группа (п=60) 2-я группа (п=51) 3-я группа (п=44) Р 1-3

абс. % абс. % абс. %

Асфиксия 9 15,0 4 7,84 2 4,55 >0,05

Преэклампсия 16 26,67 6 11,76 3 6,82 <0,05

Нарушение маточно-плацентарного кровообращения 10 16,67 3 5,88 2 4,55 <0,05

Аномалии родовой деятельности 10 16,67 5 9,80 4 9,09 >0,05

Оперативное пособие в родах 3 5,0 2 3,29 2 4,55 >0,05

Примечание. р1-2 и р2.3 - недостоверно.

дрома в 1-й группе - 28,33 и 15,0% соответственно, в 3-й - 9,09 и 0% (р1-3<0,05). Патология глаз была отмечена у 46,67% школьниц 1-й группы, у 31,37% - 2-й и у 27,27% - 3-й (р1-3>0,05).

По поводу хронического тонзиллита на диспансерном учете состояли 40,0% девушек 1-й группы, 54,90% - 2-й, 40,91% -3-й (р1-3>0,05), нарушение осанки выявлено у 13,33, 7,84 и 9,09% девушек соответственно (р1-3>0,05, р1-2>0,05). Хронический гастрит был выявлен у 28,33% девушек 1-й группы, у 35,29% - 2-й, у 22,73% -3-й (р1-3>0,05; р1-2>0,05; р2-3>0,05), хронический холецистит - у 33,33, 37,25 и 13,64% девушек соответственно (р1-3>0,05; р2-3>0,05). Вегетососудистая дистония по гипотоническому типу наблюдалась в 1-й группе - у 16,67%, в 3-й -у 2,27% (р<0,05), по гипертоническому типу - у 13,33 и 6,28% девушек соответственно (р>0,05).

Следовательно, у девушек 1-й группы достоверно чаше регистрировали по сравнению с 3-й группой гиперплазию щитовидной железы 3-й степени, шейный остеохондроз, астеноневротический синдром, вегетососудистую дистонию по гипотоническому типу. В этой же группе преобладали патология со стороны глаз, нарушение осанки, вегетососудистая дистония по гипертоническому типу. Заболевания желудочно-кишечного тракта, хронический тонзиллит равномерно часто встречались у девушек всех групп сравнения. По час-

РепродуктиЕ

тоте изученных факторов риска девушки

2-й группы занимали промежуточное положение.

С нарушениями ритма менструаций по типу олигоменореи и аменореи на диспансерном учете у подросткового гинеколога состояло 26,67% девушек 1-й группы, 19,61% - 2-й, 6,82% - 3-й (р1-3<0,05); с дис-менореей - 26,67, 15,67 и 13,64% девушек соответственно (р1-3>0,05); с хроническим сальпингоофоритом - 3,33, 3,92 и 0% соответственно (р1-3>0,05), с вульвовагнитом -5,0, 3,92 и 2,27% девушек соответственно (р1-3>0,05). Всего на диспансерном учете у гинеколога состояло 61,67% подростков 1-й группы, 43,14% - 2-й, 22,73% -

3-й (р1-3>0,05).

Итак, факторами риска нарушении становления репродуктивной системы у девочек с высоким уровнем личностной тревожности можно считать перинатальную патологию, а именно преэклампсию и нарушения маточно-плацентарного кровообращения, которые достоверно чаще встретились у девочек 1-й группы по сравнению с 3-й, равно как и инфекционные заболевания (преимущественно вирусной этиологии) и экстрагенитальная патология (неврологическая, сосудистая, эндокринная).

Выводы

Таким образом, девочки-подростки по уровню личностной тревожности делятся на высокотревожных, умеренно тревож-

ое здоровье детей и подростков / 2015, №6 53

ных и низкотревожных. Девушки высокотревожные отличаются более высоким уровнем невротизации. У них чаще имеет место неблагоприятный перинатальный анамнез, выше соматическая патология, больше различных психотравмирующих ситуаций, более высокая умственная и физическая нагрузка, эти девушки чаще имели половые контакты, реже использовали контрацептивные средства, что способствовало более неблагополучному

формированию репродуктивной системы в виде более позднего менархе, частой ановуляции, несоответствия размеров половых органов календарному возрасту, ухудшенного физического и полового развития, несоответствия размеров таза росту.

У умеренно-тревожных и особенно низкотревожных девушек все перечисленные неблагополучные показатели проявились в меньшей степени или отсутствовали.

Литература

#

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. 2012. Т. 91. № 3. С. 9-14.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Бокарова Н.А. Основные закономерности морфофункцио-нального развития детей и подростков в современных условиях // Вестн. РАМН. 2012. № 12. С. 36-40.

3. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Социальные инициативы педиатров по защите интересов и прав детей: история и современность // Рос. педиатр. журн. 2013. № 6. С 5-7.

4. Буралкина Н.А. Возрастная динамика сексуальной активности городских девочек-подростков Республики Мордовия // Репродукт. здоровье детей и подростков. 2010. № 6. С. 92-95.

5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2008.С.492-558.

6. Красникова М.Б., Юлдашев В.Л. Оценка степени психоэмоциональных нарушений у юных женщин при первом медицинском аборте // Гинекология. 2010. № 3. Т. 12. С. 47-50.

7. Кузнецова И.В., Коновалов В.А. Проблемы гормональной контрацепции подростков // Гинекология. 2009. № 1. Т 11. С. 46-48.

8. Синчихин С.П.,Коколина В.Ф., Маликов О.Б., Синчихина М.Е. Социальные и медицинские аспекты беременности у несовершеннолетних // Гинекология. 2008. Т. 10. № 4. С. 86-88.

9. Уварова Е.В., Савельева И.С. Благотворные свойства комбинированных оральных контрацептивов как основа современной стратегии охраны репродуктивного здоровья сексуально активных подростков и молодежи // Репродукт. здоровье детей и подростков. 2015. № 1. С 66-73.

10. Уварова Е.В., Немченко О.И. Опухоли и опухолевидные образования яичников у детей и подростков // Гинекология. 2007. Т 9. № 5. С. 4-18.

11. Уварова Е.В. Детская и подростковая гинекология. М.: Лит-тера, 2009. 375 с.

12. Шашкова И.А. Особенности формирования личностных свойств у дошкольников в связи с состоянием здоровья и условиях воспитания. Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков// Сб. тр. ВНИИ гигиены детей и подростков; под ред. С.М. Громаха, Д.Н. Крылова. М., 1987. С. 11-118.

References

1. Baranov A.A. The health of children In the Russian Federation. Pediatriya [Pediatrics]. 2012; Vol. 91 (3): 9-14 (In Russian)

2. Baranov A.A., Kuchma V.R., Skoblina N.A., Milushkina O.Yu., Bokareva N.A. The main regularities of morpho-functional development of children and adolescents in modern conditions. Vestnik Rossyiskoyi Akademii medizinskich nauk (Bulletin of the

Russian Academy of Medical Sciences). 2012; Vol. 12: 36-40. (in Russian)

3. Baranov A.A., Albitsky V.Yu., Ustinova N.I. Pediatricians social initiatives for the protection of interests and rights of children: history and modernity. Rossiyiskyi pediatricheskyi churnal [Russian Journal of Pediatrics]. 2013. Vol. 6: 5-7. (in Russian)

4. Buralkina N. A. Age dynamics of sexual activity in urban adolescent girls in the Republic of Mordovia. Reproduktivnoe zdo-rove detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2010. Vol. 6: 92-5. (in Russian)

5. Krayag G., Bokum D. Developmental psychology. 9th edition. Saint Petersburg: Piter, 2008: 492-558. (in Russian)

6. Krasnikova M.B., Yuldashev V.L. Assessment of the degree of mental and emotional disorders in young women when the first medical abortion. Ginecologiya (Gynecology). 2010; Vol. 3 (12): 47-50. (in Russian)

7. Kuznezova I.V., Konovalov V.A. Problems of hormonal contraception in adolescents. Ginecologiya [Gynecology]. 2009. Vol. 1 (11): 46-8. (in Russian)

8. Sinchichin S.P., Kokolina F.V., Malikov O.B., Sinchichina M.E. Social and medical aspects of pregnancy in minors. Ginecologiya [Gynecology]. 2008; Vol. 4 (10): 86-8. (in Russian)

9. Uvarova E.V., Savelyeva I.S. Beneficial properties of combined oral contraceptives as the basis of a modern strategy for protecting the reproductive health of sexually active adolescents and young adults. Reproduktivnoe zdorove detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2015; Vol. 1: 66-73. (in Russian)

10. Uvarova E.V., Nemchenko O.I. Tumors and tumoroids in children and adolescents. Ginecologiya [Gynecology]. 2007; Vol. 5 (9): 4-18. (in Russian)

11. Uvarova E.V. Pediatric and adolescent gynecology. Moscow: Littera, 2009: 375 p. (in Russian)

12. Shashkova I. A., Peculiarities of formation of personality traits in preschool children in connection with health and education. Psycho-physiological development and mental health of children and adolescents. Proceedings of the scientific-research Institute of hygiene of children and adolescents; under the editorship of S.M. Gromih, D.N. Krylov. Moscow, 1987: 11-118. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.