Научная статья на тему 'Результаты исследования влияния качества жизни студентов Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета на успеваемость'

Результаты исследования влияния качества жизни студентов Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета на успеваемость Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ТОЧНЫЙ МЕТОД ФИШЕРА / ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЯ / QUALITY OF LIFE / FISHER''S EXACT METHOD / RELIABILITY OF DIFFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гузева Валентина Ивановна, Гузева Оксана Валентиновна, Гузева Виктория Валентиновна, Касумов Вугар Рауфович

Статистическими методами проведен анализ успеваемости 153 студентов и факторов, определяющих качество жизни. Установлено, что факторы качества жизни взаимосвязаны между собой и с результатами обучения студентов. Установлено, что коэффициенты качества жизни коррелируют с результатами студентов в учебе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гузева Валентина Ивановна, Гузева Оксана Валентиновна, Гузева Виктория Валентиновна, Касумов Вугар Рауфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF RESEARCH OF THE INFLUENCE OF THE QUALITY OF LIFE OF ST. PETERSBURG STATE PEDIATRIC MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS ON ACCESSIBILITY

Statistical analysis of the progress of 153 students and factors that determine the quality of life was carried out. It is established that the quality of life factors are interrelated with each other and with the results of the students' training. Conclusions: The coefficients of the quality of life correlate with the results of students studying at the university.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования влияния качества жизни студентов Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета на успеваемость»

Гузева В И., Гузева О.В., Гузева ВВ., Касумов В.Р.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДИАТРИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА УСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация. Статистическими методами проведен анализ успеваемости 153 студентов и факторов, определяющих качество жизни. Установлено, что факторы качества жизни взаимосвязаны между собой и с результатами обучения студентов. Установлено, что коэффициенты качества жизни коррелируют с результатами студентов в учебе.

Ключевые слова. Качество жизни, точный метод Фишера, достоверность различия.

Guzeva V.I., Guzeva O.V., Guzeva V.V., Kasumov V.R.

RESULTS OF RESEARCH OF THE INFLUENCE OF THE QUALITY OF LIFE OF ST. PETERSBURG STATE PEDIATRIC MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

ON ACCESSIBILITY

Abstract. Statistical analysis of the progress of 153 students and factors that determine the quality of life was carried out. It is established that the quality of life factors are interrelated with each other and with the results of the students' training. Conclusions: The coefficients of the quality of life correlate with the results of students studying at the university.

Keywords. Quality of life, Fisher's exact method, reliability of difference.

В настоящее время определению качества жизни посвящено значительное число публикаций [1, 4-6, 8, 9, 11, 16, 19, 20 и др.]. Достаточно часто, особенно при наличии заболеваний, качество жизни определяют на основе баллов, приводимых в специально разработанных опросниках [2, 4, 10, 12-14, 17, 18]. Эти баллы являются специфичными для группы людей и определяются субъективно. Тем не менее, как и в случае выборочных значений, получаемых в результате измерений, методами математической статистики проводится обработка данных, приводимых в баллах, например, с помощью критерия Стьюдента [7, 15].

ГРНТИ 06.56.51

© Гузева В.И., Гузева О.В., Гузева В.В., Касумов В.Р., 2018

Валентина Ивановна Гузева - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Оксана Валентиновна Гузева - доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Виктория Валентиновна Гузева - доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Вугар Рауфович Касумов - доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Контактные данные для связи с авторами (Касумов В.Р.): 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2 (Russia, St. Petersburg, Litovskaya str., 2). Тел.: +7 (905) 265-00-64. Е-mail: vugar24@mail.ru. Статья поступила в редакцию 30.04.2018.

В нашей работе изучены показатели качества жизни студентов с различными результатами в учебе. Статистический анализ проводился для данных, представляющих выборочные значения. Проведен анализ успеваемости 153 студентов СПбГПМУ по трехбалльной системе. Студенты разделялись на три группы, в каждую из которых включались студенты с одинаковыми баллами. В группе I оказалось 93 (60,79%) студента, в группе II - 54 (35,29%), в группе III - 6 (3,92%) студентов. Исследование различия числа студентов в группах с различными результатами в учебе с помощью точного метода Фишера [3, 7] показало, что по численности студентов группы отличаются с высокой степенью достоверности (табл. 1).

Таблица 1

Достоверность различия в численности групп

Сравниваемы группы Число студентов в сравниваемых группах ртмф

I—II 93-54 4,13088х10"6

I—III 93-6 1,52105х10"29

II-III 54-6 1,09461х10"10

Качество жизни студентов с различными результатами в учебе определялось в зависимости от 6 факторов: материального положения, жилищных условий, качества питания, состояния здоровья, взаимоотношений с родственниками, взаимоотношений с коллегами. Студенты оценивали перечисленные факторы также по трехбалльной шкале (табл. 2). Таким образом, студенты с различной успеваемостью при наличии различных факторов, влияющих на качество жизни, по баллам распределялись в соответствии с данными, представленными в табл. 3.

Сопоставление данных, отвечающих успеваемости студентов, и факторов, определяющих качество жизни, выявило между ними корреляционную зависимость (табл. 4). Коэффициент корреляции указывает на наличие сильной корреляционной зависимости между материальным положением и жилищными условиями (г = 0,472), а также между материальным положением и качеством питания (г = 0,512), поэтому жилищные условия и качество питания коррелируют между собой (г = 0,838).

Таблица 2

Результаты оценки студентами своих результатов в учебе и факторов, влияющих на качество жизни

Условные номера студентов Успехи в учебе Материальное положение Жилищные условия Качество питания Состояние здоровья Взаимоотношения с родственниками Взаимоотношения с коллегами Условные номера студентов Успехи в учебе Материальное положение Жилищные условия Качество питания Состояние здоровья Взаимоотношения с родственниками Взаимоотношения с коллегами

1-31 3 3 3 3 3 3 3 123-128 2 2 2 2 2 3 2

32-62 3 2 3 3 3 3 3 129-132 2 1 1 2 2 3 2

63-67 3 1 3 3 3 3 3 133-135 2 2 2 2 2 2 2

68-69 3 1 3 2 3 3 3 136 2 2 1 2 2 2 2

70-80 3 2 2 3 3 3 3 137 2 2 1 2 2 2 2

81-82 3 2 2 2 3 3 3 138 2 1 1 2 2 2 2

83-88 3 1 2 2 3 3 3 139-140 2 2 1 1 2 2 2

89-90 3 2 2 2 2 3 3 141-145 2 1 1 1 2 2 2

91-93 3 1 2 2 2 3 3 146 2 2 1 1 2 2 1

94-95 2 3 3 3 2 3 3 147 2 2 1 1 2 1 1

96 2 3 2 3 2 3 3 148 1 3 2 2 2 3 2

97-116 2 2 2 2 2 3 3 149 1 3 2 2 2 3 1

117 2 1 2 2 2 3 3 150 1 3 1 2 1 2 1

118 2 1 1 2 2 3 3 151 1 2 1 1 1 1 1

119-121 2 3 2 3 2 3 2 152 1 1 1 1 1 1 2

122 2 3 2 2 2 3 2 153 1 1 1 1 1 1 1

Таблица 3

Распределение студентов с различной успеваемостью по баллам

Число студентов, %

Успеваемость Баллы Материальное положение, % Жилищные условия, % Качество питания, % Состояние здоровья, % Взаимоотношения с родственниками, % Взаимоотношения с коллегами, %

3 33,33 74,19 83,87 94,62 100 100

Хорошая 2 49,46 25,81 16,13 5,38 0 0

1 17,21 0 0 0 0 0

Удовлетворительная 3 12,96 3,70 11,11 0 72,22 46,30

2 64,82 64,82 72,22 100 25,93 50

1 22,22 31,48 16,67 0 1,85 3,70

Неудовлетв-рительная 3 50 0 0 0 33,33 0

2 16,67 33,33 50 33,33 16,67 33,33

1 33,33 66,67 50 66,67 50 66,67

Таблица 4

Коэффициенты корреляции между успехами студентов в учебе и факторами, влияющими на качество жизни

Факторы Число студентов Коэффициент корреляции г

с успехами в учебе с материальным положением с жилищными условиями с качеством питания с состоянием здоровья со взаимоотношениями с родственниками со взаимоотношениями с коллегами

Успехи в учебе 153 1 0,131 0,728 0,722 0,928 0,544 0,730

Материальное положение 153 - 1 0,472 0,512 0,228 0,242 0,128

Жилищные условия 153 - - 1 0,838 0,773 0,608 0,681

Качество питания 153 - - - 1 0,777 0,648 0,648

Состояние здоровья 153 - - - - 1 0,552 0,672

Взаимоотношения с родственниками 153 - - - - - 1 0,730

Взаимоотношения с коллегами 153 - - - - - - 1

Жилищные условия и качество питания во многом определяют состояния здоровья (г = 0,773 и г = 0,777, соответственно). От жилищных условий и качества питания во многом зависят взаимоотношения с родственниками (г = 0,603 и г = 0,648) и коллегами (г = 0,681 и г = 0,632), а также успехи в работе или учебе (г = 0,728 и г = 0,722, соответственно). При этом взаимосвязаны отношения с родственниками, а также успехи в работе с отношениями с коллегами (г = 0,730 и г = 0,730, соответственно), успехи в работе - с состоянием здоровья (г = 0,928) и жилищными условиями (г = 0,544), а состояние здоровья влияет на взаимоотношения с родственниками (г = 0,552) и коллегами (г = 0,672).

Значимость коэффициента корреляции проверялась путем сравнения значения произведения г4 п-1 с его критическими значениями при заданной надежности вывода р. Критические значения произведения

гV п -1 для различных значений надежности при различных числах измерений приведены, например, у М.А. Гуриева [7]. Согласно этим данным, корреляционная связь рассматриваемых факторов является значимой при всех значениях г > 0,228. Таким образом, рассматриваемые факторы, определяющие качество жизни, взаимосвязаны между собой и с материальным положением студентов.

На рисунке приведены результаты сопоставления числа студентов с различным материальным положением для разных признаков.

40 30 10 10 а

хорошие у.'.о и 'Н'" е о неудовлетво-

результаты яГ'- ..... ........ригтельные

результаты в учебе результаты и учебе — - оценка материального положения пак хорошего

- ОЦСИЛО материального ЛрЛОИеНИЯ иди удовлетвори ЮЛьИОГО I» - оценка материального положении илкнеудоолетнори РОЛЬНОГО

«о м 10 »1 10 10 о

хорошие удовлетво- меудовлетао-

релультаты в учебе ригтельные рктельиые

результаты и учебо результаты в учебе

' оценка мнлнщнмх условий к*н хорошие ' оценка жилищных условий иАк V доело"порнтелыные П Личина жилищных УСЛОВИЙ № »СуДОвЛС 100рнТеЛьпыС

* 80

1

I

хорошие удовлетио- неудовлетео-

результаты в учебе рительные рительные

результаты и учебе результаты и учебе = - о ценно юч« тво питания кок хорошее

- оценка качества питания кок удовлетворительное л • оценка качества питании кок плохое

I

хороши« удовлетво- иеудоилетво-

результаты в учебе рительные рительные

результаты в учебе результаты к учебе

С - оцени выимосиноиюнин С РОДС1КННМЛМИ км хорошие

- оченко вмижоимтиин с родокнникмн ка-к удовлетворительные » - ОиемкО «инмоонмхиснин С родсюсммиЮми иак ►•СЧДОвЛС

100 80

д

щ

я

т 1

120

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

|

т ......* |

■ _ I А-;

хорошие удовлетво- неудовлетво-

результаты в учебе рительные рительные

результо ты в учебе результаты в учебе ~ - оценка качества здоровья как хорошее

- оценка качества здоровья как удовлетвори гель+юе п - оценка качества здоровья кок меудоФле1»ор«1елы1ое

хорошие результаты в учебе

удовлетво- неудовлетво-

рительные рительные

результаты в у^ебе результаты в учебе г - оценка взаимоотношений с коллегами кок хорошие

- оценка взаимоотношений с коллегами как удовлетворигсльные п - оценка взаимоотношений с коллегами как неудовлетворительные

Рис. Оценка студентами с различными результатами в учебе: а) материального положения; б) качества питания; в) качества жилищных условий; г) взаимоотношений с родственниками; д) состояния здоровья; е) взаимоотношений с коллегами

В группах студентов с разными успехами в учебе проведено статистическое исследование изменения числа студентов при различных факторах, определяющих качество жизни, с помощью точного метода Фишера [3]. В качестве достоверного принималось, как обычно в исследованиях, связанных с медициной, различие с вероятностью р > 0,9 (ртмф< 0,1) [15]. Оказалось, что достоверно большее число

студентов с хорошими результатами в учебе по сравнению с числом студентов с удовлетворительными результатами в учебе имеют хорошее материальное положение, хорошие жилищные условии, высокое качество питания, хорошее состояние здоровья, хорошие взаимоотношения с родственниками, хорошие взаимоотношения с коллегами. При этом, однако, достоверно большее число студентов с удовлетворительным результатами в учебе имеют удовлетворительное материальное положение, удовлетворительные жилищные условия, среднее качество питания, удовлетворительное состояние здоровья, удовлетворительные взаимоотношения с родственниками, удовлетворительные взаимоотношения с коллегами, и достоверно большее число студентов с неудовлетворительными результатами в учебе имеют неудовлетворительные жилищные условия и низкое качество питания.

Число студентов, имеющих неудовлетворительное материальное положение, неудовлетворительное состояние здоровья, неудовлетворительные взаимоотношения с родственниками и коллегами, достоверно не различается.

При сопоставлении групп студентов с хорошими результатами в учебе и студентов с неудовлетворительными результатами в учебе установлено, что достоверно большее число студентов с хорошими результатами в учебе по сравнению с числом студентов с неудовлетворительными результатами в учебе имеют хорошие жилищные условия, высокое качество питания, хорошее состояние здоровья, хорошие взаимоотношения с родственниками, хорошие взаимоотношения с коллегами. Число студентов, имеющих хорошее материальное положение, достоверно не различается.

Однако достоверно большее число студентов с неудовлетворительным результатами в учебе по сравнению с числом студентов с хорошими результатами в учебе имеют среднее качество питания, удовлетворительное состояние здоровья, удовлетворительные взаимоотношения с родственниками, удовлетворительные взаимоотношения с коллегами. Число студентов, имеющих удовлетворительное материальное положение и удовлетворительные жилищные условия, достоверно не различается.

Кроме того, достоверно большее число студентов с неудовлетворительным результатами в учебе по сравнению с числом студентов с хорошими результатами в учебе имеют неудовлетворительные жилищные условия, низкое качество питания, неудовлетворительное состояние здоровья, неудовлетворительные взаимоотношения с родственниками, неудовлетворительные взаимоотношения с коллегами. Число студентов, имеющих неудовлетворительное материальное положение, достоверно не различается.

При сопоставлении групп студентов с удовлетворительными результатами в учебе и студентов с неудовлетворительными результатами в учебе выявлено, что достоверно большее число студентов с удовлетворительными результатами в учебе по сравнению с числом студентов с неудовлетворительными результатами в учебе имеют: хорошие взаимоотношения с родственниками, хорошие взаимоотношения с коллегами. Достоверно большее число студентов с неудовлетворительными результатами в учебе имеют хорошее материальное положение.

Число студентов, имеющих хорошие жилищные условия, высокое качество питания и хорошее состояние здоровья, достоверно не различается.

Достоверно большее число студентов с удовлетворительными результатами в учебе имеют удовлетворительное материальное положение, удовлетворительное состояние здоровья, а число студентов, имеющих удовлетворительные жилищные условия, среднее качество питания, удовлетворительные взаимоотношения с родственниками и коллегами, достоверно не различается.

При этом достоверно большее число студентов с неудовлетворительными результатами в учебе имеют неудовлетворительные жилищные условия, низкое качество питания, неудовлетворительное состояние здоровья, неудовлетворительные взаимоотношения с родственниками, неудовлетворительные взаимоотношения с коллегами, а число студентов, имеющих неудовлетворительное материальное положение, достоверно не различается.

Коэффициент качества жизни групп студентов с успехами в учебе, оцениваемыми в m (m = 1, .., n) баллов, может быть вычислен как произведение среднего значения относительного балла, усредненного для всех влияющих факторов, o(m) и поправочного коэффициента (m/n). В группе студентов с хорошими результатами в учебе m = 3, о(3) = 0,927, коэффициент качества жизни в этой группе равен 0,927. В группе студентов с удовлетворительными результатами в учебе m = 2, о(2) = 0,447, коэффициент качества жизни равен 0,298. В группе студентов с неудовлетворительными результатами в учебе m = 1, о(1) = 0,528, коэффициент качества жизни равен 0,176.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Студентам с хорошими результатами в учебе соответствует высокий коэффициент качества жизни, с удовлетворительными результатами в учебе - средний коэффициент качества жизни и с неудовлетворительными результатами в учебе - низкий коэффициент качества жизни.

2. Среди студентов с хорошим материальным положением, хорошими жилищными условиями, высоким качеством питания, хорошим состоянием здоровья, хорошими взаимоотношениями с родственниками и коллегами достоверно больше студентов с хорошими результатами в учебе, чем с удовлетворительными результатами в учебе, а среди студентов с удовлетворительной оценкой этих факторов студентов с хорошими результатами в учебе достоверно меньше, чем с удовлетворительными результатами в учебе.

3. Корреляционная связь между результатами студентов в учебе и их материальным положением, жилищными условиями, качеством питания, состоянием здоровья, взаимоотношениями с родственниками и коллегами, является достоверной в 90,48% случаев.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алентьев А.М., Борзунов И.В., Кузина Л.Л. Оценка качества учебного процесса на кафедрах УГМУ среди интернов и ординаторов // От качества медицинского образования к качеству медицинской помощи: Сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 18-24.

2. Амирджанова В.Н., Горячев Д.В., Коршунов Н.И. и др. Популяционные показатели качества жизни по опроснику SF-36 (результаты многоцентрового исследования качества жизни «МИРАЖ») // Научно-практическая ревматология. 2008. № 1. С. 36-48.

3. Гублер Е.В. Информатика в патологии, клинической медицине и педиатрии. М.: Медицина, 1990. 176 с.

4. Гузева В.И., Гузева О.В., Гузева В.В. Межвузовское взаимодействие для повышения качества медицинского образования // Ежегодная научно-практическая конференция «Интеграция и эволюция в психотерапии»: материалы. СПб.: Человек и его здоровье, 2016. С. 32-33.

5. Гузева О.В., Гузева В.В. Повышение эффективности непрерывного медицинского образования и качества медицинской помощи в области эпилептологии // Трудные и редкие клинические случаи. Диагностика и лечение эпилепсии: сб. докл. Вып. 10 / под ред. В.И. Гузевой. СПб.: ООО «Литопграфия», 2015. С. 7-8.

6. Гузева О.В., Гузева В.И., Гузева В.В., Петреева А.Г. Перспективное направление в совершенствовании образования и медицинской помощи // Известия СПбГЭУ. 2016. № 1 (97). С. 82-88.

7. ГуриевМ.А. Теория вероятностей и элементы математической статистики. М.: Мин. обороны, 1980. 400 с.

8. Дорждеева В.А. Соотношение образования и качества жизни населения в современной России // Вопросы экономики и права. 2014. № 3. С. 99-103.

9. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. М.: Смысл, 2009. 319 с.

10. Зинкевич Е.Р. Оценка качества образования студентов медицинских вузов // Вестник ЮрУрГУ. 2012. № 26. С. 87-90.

11. Коренькова М.С., Ерофеева О.В. Факторы, влияющие на адаптацию студентов-первокурсников // От качества медицинского образования к качеству медицинской помощи: Сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 228-232.

12. Лебедева А.А. Теоретические подходы и методологические проблемы изучения качества жизни в науках о человеке // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 3-19.

13. Никифоров Г. С. Диагностика здоровья. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2007. 950 с.

14. Никифоров Г. С. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Питер, 2005.

15. ОрловА.И. Прикладная статистика. М.: Экзамен, 2004. 481 с.

16. Пешев Л.П., Ляличкина Н.А. Реальные пути повышения качества высшего медицинского образования в России // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5.

17. Рассказова Е.И. Методика оценки качества жизни и удовлетворенности: психометрические характеристики русскоязычной версии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 81-90.

18. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. М.: Институт психологии РАН, 2006. 195 с.

19. Субетто А.И. Качество жизни. Грани проблемы. СПб. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. 170 с.

20. Трубникова Д.С., Чищева Т.А., Кузина Л.Л. Инновационные технологии в медицинском и фармацевтическом образовании // От качества медицинского образования к качеству медицинской помощи: Сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 472-480.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.