Научная статья на тему 'Исследование влияния материального положения студентов Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета на качество их жизни'

Исследование влияния материального положения студентов Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета на качество их жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / FINANCIAL SITUATION / ТОЧНЫЙ МЕТОД ФИШЕРА / FISHER''S EXACT METHOD / ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЯ / RELIABILITY OF THE DIFFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гузева Валентина Ивановна, Гузева Оксана Валентиновна, Гузева Виктория Валентиновна, Беляева Татьяна Павловна

Выделены группы студентов с различным материальным положением. Методами статистического анализа установлена достоверная взаимосвязь факторов, определяющие качество жизни, и материального положения студентов. Сделан вывод, что качество жизни студентов снижается при ухудшении материального положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гузева Валентина Ивановна, Гузева Оксана Валентиновна, Гузева Виктория Валентиновна, Беляева Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE INFLUENCE OF THE MATERIAL SITUATION OF ST. PETERSBURG STATE PEDIATRIC MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS ON THE QUALITY OF THEIR LIFE

Groups of students with different material status are singled out. Methods of statistical analysis established a reliable relationship offactors that determine the quality of life, and the financial situation of students. Conclusions: the quality of life of students decreases with the deterioration of the financial situation.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния материального положения студентов Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета на качество их жизни»

Гузева В.И., Гузева О.В., Гузева ВВ., Беляева Т.П.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДИАТРИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА КАЧЕСТВО ИХ ЖИЗНИ

Аннотация. Выделены группы студентов с различным материальным положением. Методами статистического анализа установлена достоверная взаимосвязь факторов, определяющие качество жизни, и материального положения студентов. Сделан вывод, что качество жизни студентов снижается при ухудшении материального положения.

Ключевые слова. Качество жизни, материальное положение, точный метод Фишера, достоверность различия.

Guzeva V.I., Guzeva O.V., Guzeva V.V., Belyaeva T.P.

INVESTIGATION OF THE INFLUENCE OF THE MATERIAL SITUATION OF ST. PETERSBURG STATE PEDIATRIC MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS ON THE QUALITY OF THEIR LIFE

Abstract. Groups of students with different material status are singled out. Methods of statistical analysis established a reliable relationship offactors that determine the quality of life, and the financial situation of students. Conclusions: the quality of life of students decreases with the deterioration of the financial situation.

Keywords. Quality of life, financial situation, Fisher's exact method, reliability of the difference.

В последнее время значительное число публикаций, особенно в медицине, связано с рассмотрением качества жизни людей различного возраста, уровня образования и состояния здоровья [1, 7, 9, 10, 12, 16, 19, 22-25]. Результаты исследований качества жизни основаны на опросах групп людей и субъективно оцениваются баллами, проставляемыми в соответствии с рекомендациями стандартных опросников [4, 6]. Вероятность различия показателей, получаемых при статистической обработке баллов, а не выборочных данных, нуждается в уточнении. Кроме того, качество жизни оказывается зависящим от используемого опросника [2, 5, 6, 11, 13-15, 18, 20, 21, 26].

В работе изучены показатели качества жизни студентов с разным материальным положением при учете ряда факторов на основе выборочных данных - численности групп студентов с показателями,

ГРНТИ 06.56.51

© Гузева В.И., Гузева О.В., Гузева В.В., Беляева Т.П., 2018

Валентина Ивановна Гузева - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Оксана Валентиновна Гузева - доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры неврологии нейрохирургии и медицинской генетики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Виктория Валентиновна Гузева - доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры неврологии нейрохирургии и медицинской генетики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Татьяна Павловна Беляева - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Гузева О.В.): 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2 (Russia, St. Petersburg, Litovskaya str., 2). Тел.: +7 (911) 247-93-84. Е-mail: oksanadoc@bk.ru. Статья поступила в редакцию 30.04.2018.

отвечающими определенным значениям факторов. Предложена методика вычисления коэффициентов качества жизни студентов, которые могут уточняться при введении новых факторов.

Анализ материального положения студентов по трехбалльной системе позволил выделить группы, включающие 41 студента с хорошим материальным положением, 82 студента с удовлетворительным и 30 студентов с неудовлетворительным материальным положением. Анализ с помощью точного метода Фишера [3] показал, что по числу студентов группы достоверно различаются: группа с удовлетворительным материальным положением достоверно больше, чем с хорошим (ртмф = 9,27*10~7) или с неудовлетворительным материальным положением (ртмф = 3,39*10"10), а группа с хорошим материальным положением достоверно больше, чем группа с неудовлетворительным материальным положением (рТмф = 0,036).

Качество жизни студентов с разным материальным положением определялось с учетом жилищных условий, качества питания, состояния здоровья,, взаимоотношений с родственниками и коллегами, наличия транспортных и других коммуникаций, возможностей для отдыха и развлечений, доступности медицинского обслуживания [5]. Студенты оценивали свое материальное положение и перечисленные факторы по трехбалльной шкале: хорошее материальное положение оценивалось тремя баллами, удовлетворительное - двумя, неудовлетворительное - одним. Аналогично оценивались и все факторы.

Сопоставление показателей, отвечающих материальному положению студентов, и факторам, определяющим качество жизни, выявило наличие между ними корреляционной зависимости. Достоверные значения коэффициентов корреляции, которые превышают критическое значение произведения г>/ п -1 =1,655 (п = 153) при надежности вывода р = 0,90 [8, 17], установлены в 86,11% случаев. В результате анализа числа студентов с одинаковыми баллами по каждому фактору в исследуемых группах построены графики зависимости численности студентов при разной оценке факторов качества жизни от материального положения (рис. 1, 2).

Рис. 1. Изменение численности студентов (%) в зависимости от материального положения: а) с разными жилищными условиями; б) с разным качеством питания; в) с разным состоянием здоровья; г) с разными взаимоотношениями с родственниками

Рис. 2. Изменение численности студентов (%) в зависимости от материального положения: а) с разными взаимоотношениями с коллегами; б) с разными транспортными и другими коммуникациями; в) с разными условиями для отдыха и развлечения; г) с разной доступностью медицинского обслуживания

В процентном отношении число студентов с хорошей оценкой фактора во всех случаях оказалось наибольшим при хорошем материальном положении и снижалось при удовлетворительном и неудовлетворительном материальном положении. Число студентов с удовлетворительной оценкой фактора возрастало при удовлетворительном и неудовлетворительном материальном положении. Число студентов с неудовлетворительной оценкой фактора возрастало при удовлетворительном и неудовлетворительном материальном положении в 6 (75%) случаях, а в 2 (25%) случаях незначительно снижалось при удовлетворительном материальном положении.

При исследовании достоверности изменения числа студентов при различных оценках каждого фактора качества жизни с помощью точного метода Фишера в качестве достоверного принималось различие с вероятностью р > 0,9 (ртмф < 0,1) [3].

Оказалось, что достоверно большее число студентов с хорошим материальным положением по сравнению с числом студентов с удовлетворительным материальным положением имеют следующие показатели качества жизни (табл. 1): хорошие жилищные условия, высокое качество питания, хорошее состояние здоровья, хорошие взаимоотношения с родственниками, хорошие транспортные и другие коммуникации, хорошие условия для отдыха и развлечений, хорошую доступность медицинского обслуживания. Достоверно не различается число студентов, имеющих хорошие взаимоотношения с коллегами.

Однако достоверно большее число студентов с удовлетворительным материальным положением имеют следующие показатели качества жизни: удовлетворительные жилищные условия, среднее качество питания, удовлетворительное состояние здоровья, удовлетворительные взаимоотношения с родственниками, удовлетворительные транспортные и другие коммуникации, удовлетворительную доступность медицинского обслуживания. Достоверно не различается число студентов с хорошим и

удовлетворительным материальным положением, имеющих удовлетворительные взаимоотношения с коллегами и удовлетворительные условия для отдыха и развлечений.

Достоверно большее число студентов с удовлетворительным материальным положением по сравнению с числом студентов с хорошим материальным положением имеют неудовлетворительную доступность медицинского обслуживания, а число студентов, имеющих неудовлетворительные жилищные условия, низкое качество питания, неудовлетворительное состояние здоровья, неудовлетворительные взаимоотношения с родственниками и коллегами, неудовлетворительные транспортные и другие коммуникации, неудовлетворительные условия для отдыха и развлечений, достоверно не различается.

Таблица 1

Сопоставление числа студентов с разным материальным положением

Факторы Оценка Число студентов с материальным положением: ртмф Число студентов с материальным положением: ртмф Число студентов с материальным положением: ртмф

хорошим -41 удовлетворительным -82 хорошим -41 неудовле- творительным -30 удовлетвори-тельным- 82 неудо-влетво-ритель-ным - 30

Жилищные условия хор. 33 31 5,2х10-6 33 7 1,5х10-6 31 7 0,066

уд. 7 44 6,0 х10-5 7 10 0,065 44 10 0,028

неуд. 1 7 0,151 1 13 2,0х10-5 7 13 7,0х10-5

Качество питания хор. 37 42 8,2 х10-6 37 5 2,1 х10-1° 42 5 0,0006

уд. 4 35 0,0001 4 18 7,0 х10-6 35 18 0,046

неуд. 0 5 0,126 0 7 0,002 5 7 0,013

Состояние здоровья отл. 31 44 0,0097 31 13 0,005 44 13 0,107

уд. 9 38 0,0048 9 15 0,010 38 15 0,159

неуд. 1 1 0,448 1 2 0,312 1 2 0,157

Взаимоотношения с родственниками хор. 40 71 0,040 40 22 0,003 71 22 0,058

уд. 1 9 0,080 1 6 0,018 9 6 0,111

неуд. 0 2 0,443 0 2 0,175 2 2 0,233

Взаимоотношения с коллегами хор. 34 66 0,186 34 18 0,022 66 18 0,018

уд. 5 13 0,191 5 11 0,013 13 11 0,014

неуд. 2 3 0,336 2 1 0,430 3 1 0,428

Транспортные и др. коммуникации хор. 26 30 0,003 26 12 0,029 30 12 0,164

уд. 13 42 0,019 13 13 0,120 42 13 0,129

неуд. 2 10 0,122 2 5 0,088 10 5 0,194

Отдых и развлечения хор. 28 48 0,092 28 12 0,012 48 12 0,038

уд. 11 25 0,154 11 11 0,139 25 11 0,147

неуд. 2 9 0,156 2 7 0,022 9 7 0,063

Доступность медицинского обслуживания хор. 21 19 0,001 21 5 0,002 19 5 0,164

уд. 14 38 0,068 14 15 0,080 38 15 0,159

неуд. 6 25 0,029 6 10 0,042 25 10 0,173

Достоверно большее число студентов с хорошим материальным положением по сравнению с числом студентов с неудовлетворительным материальным положением имеют следующие показатели качества жизни: хорошие жилищные условия, высокое качество питания, хорошее состояние здоровья, хорошие взаимоотношения с родственниками, хорошие взаимоотношения с коллегами, хорошие транспортные и другие коммуникации, хорошие условия для отдыха и развлечений, хорошую доступность медицинского обслуживания.

При этом достоверно большее число студентов с неудовлетворительным материальным положением имеют удовлетворительные жилищные условия, среднее качество питания, удовлетворительное состояние здоровья, удовлетворительные взаимоотношения с родственниками, удовлетворительные взаимоотношения с коллегами, удовлетворительную доступность медицинского обслуживания. До-

стоверно не различается число студентов, имеющих удовлетворительные транспортные и другие коммуникации, а также удовлетворительные условия для отдыха и развлечений.

Достоверно большее число студентов с неудовлетворительным материальным положением имеют неудовлетворительные жилищные условии, низкое качество питания, неудовлетворительные транспортные и другие коммуникации, неудовлетворительные условия для отдыха и развлечений, неудовлетворительную доступность медицинского обслуживания, а число студентов с хорошим материальным положением по, имеющих неудовлетворительные взаимоотношения с родственниками и коллегами, достоверно не различается.

Достоверно большее число студентов с удовлетворительным материальным положением по сравнению с числом студентов с неудовлетворительным материальным положением имеют хорошие жилищные условия, высокое качество питания, хорошие взаимоотношения с родственниками, хорошие взаимоотношения с коллегами, хорошие условия для отдыха и развлечений.

Достоверно не различается число студентов, имеющих хорошее состояние здоровья, хорошие транспортные и другие коммуникации, хорошую доступность медицинского обслуживания. Достоверно большее число студентов с удовлетворительным материальным положением имеют удовлетворительные жилищные условия, а достоверно большее число студентов с неудовлетворительным материальным имеют среднее качество питания, удовлетворительные взаимоотношения с коллегами.

Достоверно не различается число студентов, имеющих удовлетворительное состояние здоровья, удовлетворительные взаимоотношения с родственниками, удовлетворительные транспортные и другие коммуникации, удовлетворительные условия для отдыха и развлечения, удовлетворительную доступность медицинского обслуживания.

Достоверно большее число студентов с неудовлетворительным материальным положением имеют неудовлетворительные жилищные условия, низкое качество питания, неудовлетворительные условия для отдыха и развлечений, а число студентов, имеющих неудовлетворительное состояние здоровья, неудовлетворительные взаимоотношения с родственниками и коллегами, неудовлетворительные транспортные и другие коммуникации, неудовлетворительную доступность медицинского обслуживания, достоверно не различается.

Коэффициент качества жизни групп студентов с материальным положением, отвечающем значению m (m = 1,2, 3), может быть вычислен как произведение среднего значения относительного балла, усредненного для всех влияющих факторов:

vs vn ;7(m) CT(m) _ Lj=iLi=iiiji

l(m)sn '

где s - число факторов; n — максимальное значение оценочного балла (в нашем случае n = 3); i.-,m')-

число студентов в группах с j-фактором ( = 1, 2,..., s), оцениваемых в i баллов (i = 1, 2,..., n), и мате-

i(m) i риальным положением m; I - число студентов с материальным положением m (в нашем случае

m = 8)

и поправочного коэффициента (m/n).

В группе студентов с хорошим материальным положением m = 3, число студентов с каждым при-(з)

знаком

Г' = 41, и общее число данных, отвечающих всем факторам, равно s = 41^8 = 336. Сумма баллов, отвечающих признакам, определяется согласно данным таблицы 2.

Таблица 2

Баллы студентов с хорошим материальным положением

i ,(3) ]i 6 3 ; = 1 1=1

j = 1 j = 2 j = 3 j = 4 j = 5 j = 6 j =7 j =8

3 33 37 31 40 34 26 28 21 750

2 7 4 9 1 5 13 11 14 128

1 1 0 1 0 2 2 2 6 14

Поэтому величина коэффициент качества жизни группы студентов с хорошим материальным положением ст® = 0,907.

В группе студентов с удовлетворительным материальным положением m = 2, общее число данных, характеризующих качество жизни, равно 8 = 82^8 = 656. Сумма баллов, отвечающих всем факторам, определяется согласно данным таблицы 3.

Согласно расчетам, коэффициент качества жизни группы студентов с удовлетворительным материальным положением о^ = 0,543.

В группе студентов с неудовлетворительным материальным положением т = 1, общее число данных, характеризующих качество жизни, равно 8 = 30x8 = 240. Сумма баллов, отвечающих признакам, определяется согласно данным таблицы 4.

Коэффициент качества жизни группы студентов с неудовлетворительными результатами в учебе а™ = 0,244.

Таблица 3

Баллы студентов с удовлетворительным материальным положением

i ,(2) ]i 6 3 7 = 1 ¡=1

J = 1 J = 2 J = 3 J = 4 J = 5 J=6 J =7 J =8

3 31 42 44 71 66 30 48 19 1053

2 44 35 38 9 13 42 25 38 488

1 7 5 1 2 3 10 9 25 62

Таблица 4

Баллы студентов с неудовлетворительным материальным положением

i 6 3 II'^ j=i i=i

J = 1 J = 2 J = 3 J = 4 J = 5 J = 6 J =7 J =8

3 7 5 13 22 18 12 12 5 282

2 10 18 15 6 11 13 11 15 198

1 13 7 2 2 1 5 7 10 47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Студентам с хорошим материальным положением соответствует наиболее высокий коэффициент качества жизни, более низкий коэффициент имеют студенты с удовлетворительным материальным положением, а студенты с неудовлетворительным материальным положением имеют самый низкий коэффициент качества жизни.

2. Хорошая оценка всех факторов, определяющих качество жизни, преобладала у студентов с хорошим материальным положением, у студентов с удовлетворительным материальным положением хорошая оценка преобладала в 62,5% случаев, а в 37,5% случаев - удовлетворительная оценка, у студентов с неудовлетворительным материальным положением хорошая оценка факторов, определяющих качество жизни, преобладала в 37,5% случаев, удовлетворительная оценка - в 50% случаев и в 1 случае - неудовлетворительная оценка.

3. Корреляционная связь между материальным положением студентов и их жилищными условиями, качеством питания, состоянием здоровья, взаимоотношениями с родственниками и коллегами, наличием транспортных и других коммуникаций, доступностью медицинского обслуживания является достоверной в 80,56% случаев.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алентьев А.М., Борзунов И.В., Кузина Л.Л. Оценка качества учебного процесса на кафедрах УГМУ среди интернов и ординаторов // От качества медицинского образования к качеству медицинской помощи: Сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 18-24.

2. Амирджанова В.Н., Горячев Д.В., Коршунов Н.И. и др. Популяционные показатели качества жизни по опроснику SF-36 (результаты многоцентрового исследования качества жизни «МИРАЖ») // Научно-практическая ревматология. 2008. № 1. С. 36-48.

3. ГублерЕ.В. Информатика в патологии, клинической медицине и педиатрии. М.: Медицина, 1990. 176 с.

4. Гузева В.И., Гузева О.В., Гузева В.В. и др. Аутсорсинговые решения для повышения качества медицинского образования // VI Балтийский конгресс по детской неврологии: сб. тез. / Под ред. В.И. Гузевой. СПб.: Человек и его здоровье, 2016. С. 127-128.

5. Гузева В.И., Гузева О.В., Гузева В.В. Межвузовское взаимодействие для повышения качества медицинского образования // Ежегодная научно-практическая конференция «Интеграция и эволюция в психотерапии»: материалы. СПб.: Человек и его здоровье, 2016. С. 32-33.

6. Гузева О.В., Гузева В.В. Коммуникативные стратегии медицинского дискурса как фактор удовлетворенности медицинской помощью // Трудные и редкие клинические случаи. Диагностика и лечение эпилепсии: сб. докл. Вып. 10 / Под ред. В.И. Гузевой. СПб.: Литография, 2015. С. 53-54.

7. Гузева О.В., Гузева В.И., Гузева В.В., Петреева А.Г. Перспективное направление в совершенствовании образования и медицинской помощи // Известия СПбГЭУ. 2016. № 1 (97). С. 82-88.

8. ГуриевМ.А. Теория вероятностей и элементы математической статистики. М.: Мин. обороны, 1980. 400 с.

9. Дорждеева В.А. Соотношение образования и качества жизни населения в современной России // Вопросы экономики и права. 2014. № 3. С. 99-103.

10. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. М.: Смысл, 2009. 319 с.

11. Зинкевич Е.Р. Оценка качества образования студентов медицинских вузов // Вестник ЮрУрГУ. 2012. № 26. С. 87-90.

12. Коренькова М.С., Ерофеева О.В. Факторы, влияющие на адаптацию студентов-первокурсников // От качества медицинского образования к качеству медицинской помощи: Сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 228-232.

13. Лебедева А.А. Теоретические подходы и методологические проблемы изучения качества жизни в науках о человеке // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 1. С. 3-19.

14. Никифоров Г.С. Диагностика здоровья. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2007. 950 с.

15. Никифоров Г. С. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Питер, 2005.

16. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб.: Питер, 2006. 607 с.

17. ОрловА.И. Прикладная статистика. М.: Экзамен, 2004. 481 с.

18. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН; Российское общество социологов, 2008.

19. Пешев Л.П., Ляличкина Н.А. Реальные пути повышения качества высшего медицинского образования в России // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5.

20. Рассказова Е.И. Методика оценки качества жизни и удовлетворенности: психометрические характеристики русскоязычной версии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 4. С. 81-90.

21. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. М.: Институт психологии РАН, 2006. 195 с.

22. Серкова-Холмская Е.А., Носкова М.В. Интеллектуальная лабильность и академическая мотивация будущих врачей-педиатров общей практики // От качества медицинского образования к качеству медицинской помощи: Сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 438-443.

23. Стрижкова Л., Златоверховникова Т. Качество жизни в российских регионах (динамика, межрегиональные сопоставления) // Экономист. 2002. № 10. С. 67-76.

24. Субетто А.И. Качество жизни. Грани проблемы. СПб. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. 170 с.

25. Трубникова Д.С., Чищева Т.А., Кузина Л.Л. Инновационные технологии в медицинском и фармацевтическом образовании // От качества медицинского образования к качеству медицинской помощи: Сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 472-480.

26. Чепурных М.Н. Индексы счастья: опыт Запада (социологический обзор) // Теория и практика общественного развития. 2012. № 9. С. 67-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.