Научная статья
УДК [378.14:355]:338 ББК 74.480 К 49
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ПРОЦЕССУ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
(Рецензирована)
Евгений Анатольевич Климашин1, Елена Владимировна Дёмкина2, Евгений Олегович Кубякин3
г'2 Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия
3Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии С.М. Штеменко, Краснодар, Россия
1 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-6650-0265
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1376-868X
3 [email protected], http://orcid.org/0000-0001-5781-6244
Аннотация. Обоснована значимость процесса повышения финансовой грамотности населения на государственном уровне как будущего национального проекта. Потребность в получении гражданами финансово-экономических знаний обуславливается противоречиями между стремительными изменениями на финансовом рынке, с одной стороны, и несовершенством системы социально-экономического образования, с другой стороны. В перспективное направление работы государственных органов власти и научно-исследовательских центров по поиску новых форм, направлений и методов повышения финансовой грамотности выделяется адаптация экономики, системы образования и общества в условиях пандемии COVID-19. В сложившихся условиях пандемии значительно возрастает потребность государства в финансово-грамотном обществе, с одной стороны, как и получение гражданами объективных знаний по финансовой грамотности, с другой стороны. Приводятся прогнозы снижения экономической активности во многих странах мира с предполагаемыми снижениями доходов рядовых граждан.
На основании результатов исследований ученых, посвященных проблеме повышения финансовой грамотности, описываются результаты теоретического анализа восприятия финансовой грамотности различными категориями граждан современного общества как приоритетного вида грамотности, в результате чего сделан вывод, что в современном обществе единого понятия «финансовая грамотность» нет. Подтверждается факт неполного охвата в исследованиях отдельных групп общества, одними из которых являются военнослужащие. С целью решения выявленной проблемы было проведено социально-педагогическое исследование различных категорий военнослужащих по восприятию ими понятия «финансовая грамотность» и определения их отношения к повышению финансовой грамотности среди различных слоев населения. Исследование проводилось на основе разработанной анкеты, в результате которого авторами и независимыми экспертами из числа педагогических работников, экономистов, социологов и психологов был сделан вывод, что единого понимания относительно понятия и
содержания финансовой грамотности среди офицеров, курсантов и солдат нет. Большая часть опрошенных военнослужащих мероприятия повышения финансовой грамотности считают необходимыми инструментами подготовки гражданина к условиям стремительно развивающегося финансового рынка.
Ключевые слова: финансы, грамотность, образование, государство, процесс, военнослужащие, обучаемые, исследование, актуальность, проблема.
Для цитирования: Климашин Е.А., Дёмкина Е.В., Кубякин Е.О. Отношение военнослужащих к процессу повышения финансовой грамотности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2021. Вып. 2(278). С. 34-45.
Original Research Paper
THE ATTITUDE OF MILITARY PERSONNEL TO MEASURES TO IMPROVE FINANCIAL LITERACY IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Evgeny A. Klimashin1, Elena V. Demkina2, Evgeny O. Kubyakin3
12Adyghe State University, Maykop, Russia
3 General of Army S.M. Shtemenko Krasnodar Higher Military Institution, Krasnodar, Russia
1 [email protected]*, http://orcid.org/0000-0002-6650-0265
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1376-868Х
3 [email protected], http://orcid.org/0000-0001-5781-6244
Abstract. The importance of the process of increasing financial literacy of the population at the state level as a future national project is justified. The need for citizens to acquire financial and economic knowledge is due to the contradictions between rapid changes in the financial market, on the one hand, and the imperfection of the system of socio-economic education, on the other hand. The adaptation of the economy, education and society in the context of the COVID-19 pandemic stands out as a promising area for the work of state authorities and research centers to find new forms, directions and methods for improving financial literacy. In the context of the pandemic, the need of the State for a financially competent society, on the one hand, and the acquisition of objective knowledge of financial literacy by citizens, on the other hand, are increasing significantly. Forecasts of the decline in economic activity in many countries of the world, with estimated decreases in incomes of ordinary citizens are given. Based on the research of scientists on improving financial literacy, the authors describe the results of a theoretical analysis of the perception of financial literacy by various categories of citizens of modern society as a priority type of literacy. As a result, the authors suggest that in modern society there is no single concept of "financial literacy". The fact of incomplete coverage in studies of certain groups of society, one of which is the military, is confirmed. In order to solve the identified problem, the authors conducted a socio-pedagogical study of various categories of military personnel on their perception of the concept of "financial literacy" and on their attitude to increasing financial literacy among various groups of the population. The study was carried out using a developed questionnaire, based on the results of which the authors and independent experts from among pedagogical workers, economists, sociologists and psychologists concluded that there was no common understanding regarding the concept and content of financial literacy among officers, cadets and soldiers. Most of the military personnel surveyed
consider improving financial literacy measures to be necessary tools for preparing a citizen for the conditions of a rapidly developing financial market.
Keywords: finance, literacy, education, state, process, military personnel, trainees, research, relevance, problem.
For citation: Klimashin E.A., Demkina E.V., Kubyakin E.O. Attitude of military personnel to the process of improving financial literacy // Bulletin of Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2021. Issue 2(278). P. 34-45.
Исследования в области финансовой грамотности за последние 20 лет позволили прийти к выводу, что сегодня нет общепринятого термина, который можно было бы определить как основной. Финансовая грамотность как вид грамотности берет свое начало от традиционного понятия «грамотность», под которым понимают способность личности излагать необходимый материал (свои мысли, рассуждения и т.п.) в письменном виде и устно на установленном в обществе государственном языке, либо владеть способностями устно доводить необходимую информацию до окружающих, используя иностранный язык. Словарь русского языка дает нам понятие грамотности как «фундамента, на котором можно построить дальнейшее развитие человека» [1].
Прогрессирующее развитие общества и науки, применение новых технологий привели к расширенному толкованию термина «грамотность», который с начала восьмидесятых годов XX века начинает подразделяться на виды: всеобщую грамотность, правовую, техническую, политическую, финансовую и т.д. Виды грамотности определяются через сферу деятельности и описываются в словарях и научных изданиях.
Следовательно, социально-экономическое развитие общества, наблюдаемое с 2000 годов текущего столетия, создало благоприятную почву к изменению общепринятого понятия «грамотность» - к зарождению нового вида - финансовой грамотности.
В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев отмечают грамотность как своеобразное ядро или некий концентрат, вокруг которого группируются, объединяются, вступают во взаимодействие и активизируются все другие составные элементы личностной структуры, они же предлагают определение общей грамотности, которое носит универсальный характер и отражает общие признаки всех видов грамотности, а именно: «Грамотность - это результат обучения, выраженный в способности человека действовать в соответствии с объективной логикой предметного мира» [2]. Современное общество финансовую грамотность выделяет в отдельное направление как механизм развития государства в целом.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) образовательный процесс общества рассматривает как сложное явление, состоящее из сочетания знаний, отношений и моделей поведения, направленное, прежде всего, на улучшение финансового благополучия граждан. В стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы изложены основные приоритеты, цели и задачи, способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере государственного управления отношениями, возникающими в сфере повышения финансовой грамотности населения, создании системы финансового образования и информирования с целью защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период [3]. Настоящая Стратегия является
основой для разработки государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Используемые в Стратегии термины означают следующее.
1. «Финансовая грамотность» - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния [3].
2. «Финансовое образование» -процесс, посредством которого потребители финансовых услуг (инвесторы) улучшают свое понимание финансовых продуктов, концепций и рисков и с помощью информации, обучения развивают свои навыки и повышают осведомленность о финансовых рисках и возможностях, делают осознанный выбор в отношении финансовых продуктов и услуг, знают, куда обратиться за помощью, а также принимают другие эффективные меры для улучшения своего финансового положения. В русскоязычной среде под этим понимается скорее просветительская деятельность, точнее названная финансовым просвещением [3].
3. «Основы финансово-грамотного поведения» - сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности [3].
Проанализировав общие толкования термина «грамотность», выделим тот факт, что основоположником достижения высокого уровня финансового образования граждан современного общества, гарантом их благополучия выступает государство, которое разрабатывает, утверждает и через государственные и
частные организации реализует программы повышения образования до определенного уровня общества в целом. Достижение целей финансового образования граждан достигается путем их обучения в общеобразовательных учебных заведениях среднего, среднепрофессионального и высшего звена, введению обязательных программ (занятий) повышения квалификации всех трудозанятых граждан, применения доступного для всех слоев населения способов самообразования. Утвержденные государством пути повышения финансового просвещения населения в последующем инициируют включение финансовой грамотности в перечень национальных проектов.
Так, Е.В. Горгола разработал систему методов и подходов к исследованию социально-экономического обеспечения военнослужащих на основе его функционального анализа [4]. Н.П. Филипов глубокие изменения, происходящие в российском обществе, обуславливает остротой проблемы воспитания современной молодежи на этапе получения высшего образования, характером задач, которые стоят перед высшей военной школой в условиях реформирования Вооруженных Сил страны [5].
Н.А. Серебрякова сформулировала и обосновала приоритетные направления по совершенствованию системы социальной защиты военнослужащих Российской Федерации в условиях современной рыночной экономики [6]. С.В. Калинина рассматривает актуальную проблему использования финансовых инструментов военнослужащими как особой социальной группы [7].
Е.Ю. Миненко и К.И. Рындин рассматривают проблему финансовой грамотности среди военнослужащих и предлагают применять на практике обучающую программу, которая реально повышает финансовую грамотность [8]. Ж.Ж. Захарова, И.А. Попов и ВА.Ф. Щеглов
раскрывают значимость экономической грамотности для военнослужащих в условиях рыночной экономики [9].
Е.В. Юмашев, О.Я. Ивановский, Е.В. Задворная и др. раскрывают экономическую грамотность курсантов военных вузов и ее значение в формировании и эффективном использовании семейного бюджета [10]. О.П. Пузиков, Ю.В. Голуев актуализируют понятия «финансовая грамотность» и «экономическая грамотность». В работе приводится их взаимозависимость и взаимосвязь, рассматривается понятие финансовой грамотности в контексте военно-профессиональной деятельности. Выявляются недостатки системы подготовки военных кадров в контексте экономической компетентности. Приводится авторское определение финансовой грамотности офицера, раскрывается её структурно-содержательное наполнение. Результатом исследования является определение путей целенаправленной подготовки офицеров в военных образовательных организациях высшего образования [11].
Работа по поиску новых, перспективных путей финансового образования общества проводится непрерывно со стороны государственных органов власти и научно-исследовательских центров, в том числе и в период пандемии COVID-19, результаты которых, в свою очередь, способствуют снижению финансовых рисков у всех категорий граждан. Представитель Минфина России в глобальном партнёрстве за финансовую доступность «группы двадцати» ^20) - член наблюдательного совета международной сети по финансовому образованию организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) А.В. Зеленцова - прокомментировала: «ОЭСР признает, что пандемия COVID-19 имеет весьма многообразные последствия для социально-экономического устройства мира
[12]. Помимо тревоги за здоровье, граждане страдают от неопределённости по целому ряду финансовых вопросов, вызванной временным закрытием предприятий, школ и мест общественного пользования, карантинными мерами, а также нестабильностью на рынке ценных бумаг и неясностью перспектив пенсионного обеспечения. Это может вести к потере дохода, трудностям с оплатой счетов и исполнением иных финансовых обязательств, персональным банкротствам, риску стать жертвой мошенников. Текущий кризис углубит социальное и экономическое давление, неравенство и потенциально создаст большее социальное расслоение. В ситуации пандемии коронавируса и социально-экономического кризиса вопросы личной ответственности за финансовое благополучие становятся ещё более актуальными в большинстве стран мира, поскольку угрожают финансовой и социально-экономической стабильности государств. Повышение уровня финансовой грамотности в период пандемии, в свою очередь, способствует снижению рисков. Финансово грамотное население лучше подготовлено к экономическим шо-кам, знает, как избежать или минимизировать возможный ущерб. Оно меньше подвержено панике, массовому изъятию средств с банковских вкладов и иным нерациональным действиям, способным дестабилизировать финансовую систему. ОЭСР отмечает, что во время кризиса повышается важность доступа граждан к объективной информации по вопросам финансов и защиты прав потребителей. Приобретение населением навыков финансового планирования способствует большему пониманию принципов формирования и «ведения» государственного бюджета, снижению социальной напряжённости, неизбежно возникающей в условиях экономического кризиса. ОЭСР говорит о необходимости анализа и выявления
наиболее пострадавших групп, а также о возможном изменении приоритетов финансового образования и целей финансовых инициатив и добавлении новых целевых групп.
По данным публикации материалов всемирного банка (МБРР -МАР) в период с 2019 по 2021 год, прогнозы экономического роста стран мира в условиях пандемии COVID-19 предполагают снижение уровня доходов населения, рост цен на все виды товаров и услуг, что негативно скажется на благосостоянии рядовых граждан и на экономике в целом. Резкое увеличение количества заболевших COVID-19 совместно с принятием различного характера мер, с общей задачей замедлить распространение корона-вируса привело к резкому снижению экономической активности во многих странах мира. Для избежания неблагоприятных последствий многие страны применили меры налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики, но даже исчерпывающие меры по поддержке со стороны государств не дают полной уверенности в быстром выравнивании финансово-экономического положения стран. Ожидаемые прогнозы в условиях пандемии по регионам будут выглядеть не лучшим образом.
Так, в Азиатско-Тихоокеанском регионе возможности благоприятного развития экономики в период с 2021-2022 года снизятся до 0,5%, заняв уровень развития, равный 1967 году. В Европе и Центральной Азии экономика региона снизится на 4,7%. В Латинской Америке и Карибском бассейне экономическая активность региона снизится на 7,2%. На Ближнем Востоке и Северной Африке спад экономической активности ожидается на 4,2%. Экономическая активность Южной Азии упадет на 2,7%. Страны Африки понесут ущерб экономики на 2,8%. Результат экономического снижения войдет в историю экономики
региона как самый высокий за весь период экономического развития.
Несмотря на сложившуюся обстановку в мире в рамках снижения экономической активности, ситуация в период пандемии является толчком к новому пути изучения форм и методов, выработки способов урегулирования вопросов стабилизации высокого уровня жизни населения. Результаты проведенного анализа научной литературы позволяют нам говорить о том, что мировой опыт определения направлений повышения финансовой грамотности населения показывает, что все проекты берут начало от решений, принятых на государственных уровнях, и уже в дальнейшем для их реализации привлекаются государственные и частные организации. В аналитическом исследовании А.В. Корень, А.Н. Голояд и Е.А. Ивашинников установили уровень финансовых знаний граждан зарубежных стран, провели их сравнение, сделав вывод о том, что «без понимания элементарных финансовых знаний и навыков у граждан отсутствует возможность принимать наиболее правильные решения для повышения собственного благополучия» [13].
Рейтинговым агентством Stand ard&Poor'sFinancialServices LLC в период с 2014 по 2016 год было проведено исследование по изучению уровня финансовой грамотности населения ряда стран мира, целью которого было установить ту часть граждан от общего числа населения отдельного государства, которые обладают знаниями, навыками финансовой грамотности и умением применять их в повседневной жизни. Исследование позволило прийти к следующим выводам.
Первое место по отсутствию должного финансового образования граждан стран распределили между собой Йемен, Афганистан и Ангола, у которых показатель составил 13,5%; 24% населения, имеющего
представление о финансовой грамотности, проживает в странах Южной Азии; 38% финансово-грамотного населения проживает на территории России, Белорусии, Сербии, Камеруна, Кении, Того, ОАЭ, Мадагаскара; 40% данной категории граждан находится в Украине, Сенегале, Казахстане, Замбии; 41% соответствующих граждан - в Туркменистане, Монголии, Зимбабве. Исследование проводилось методом опроса (анкетирования) граждан от 15 лет и старше. В предоставляемую для ответов анкету было включено 4 категории вопросов по различным финансовым ситуациям с выбором вариантов возможных решений.
Положительным критерием оценки финансовой грамотности гражданина являлось три правильных ответа из четырех. Обработанные результаты анкетирования показали, что в среднем в исследуемых странах две трети населения не имеют базовых знаний и навыков финансовой грамотности.
Более благоприятное положение дел в организации финансового образования на сегодняшний день в Дании, Швеции и Норвегии, где общее количество финансово-образованных людей составило 71% от общего количества. Перечисленные государства занимают первое место в общем рейтинге.
Второе место: 68% финансово-грамотного населения проживает на территории Канады и Израиля. Третье место было присуждено Великобритании (67%).
В диапазон от 57 до 66 процентов вошли Германия, Нидерланды, Австралия, Финляндия, Сингапур, Чехия, Швейцария и Новая Зеландия. Соответственно можно сделать вывод, что страны, занявшие 1, 2, 3 и 4 места по шкале международного экономического рейтинга, являются финансово грамотными со среднем показателем, равным 55%.
В ходе исследования было установлено, что различного рода
факторы (пол, возраст, профессия) существенно влияют на результат финансовой грамотности:
- среди мужского населения 35 % финансово грамотных граждан, а среди женского населения - 30%;
- процент финансовой грамотности зависит от занимаемого социального статуса граждан, относящихся к высшему, среднему или низшему классу;
- образование граждан;
- возраста (1 место в рейтинге занимают люди в возрасте до 40 лет, второе - до 50 лет и 3 место - 65 лет и более).
Экономическое развитие активизирует соперничество ведущих стран, невольно заставляя бороться за лидирующее место в мировом господстве, вместе с тем влияние, передача имеющихся знаний и опыта лидирующими государствами благоприятно влияют на развитие экономики других стран. Рассматривая и анализируя финансовую грамотность граждан России, следует отметить, что вопросу финансовой грамотности населения в истории России уделялось посредственное внимание. История признаков зарождения финансовой грамотности в Российской империи показывает, что институтом финансовой грамотности являлась семья, отсюда следует вопрос: «Какой процент населения мог быть финансово образован и кому в силу своих собственных возможностей могли быть переданы необходимые знания в основе финансов?» Ответ очевиден: родители знания денежного оборота, порядок ведения хозяйства, торговли и другие знания передавали своим детям или в силу обстоятельств близким родственникам, которые каким-то образом участвовали в ведении общих дел. Уровень государственного образования в сфере финансовой грамотности организовывался на низком уровне со строго определенным кругом лиц, занимавших государственные посты
в сфере зарождающейся экономики и финансов того времени. В период Советского Союза гарантом благосостояния и благополучия граждан выступало государство, которое устанавливало на государственном уровне заработные платы, пенсии, страховые выплаты. Количество всех имеющихся финансовых инструментов можно было пересчитать по пальцам.
Хочется отметить, что выработанная десятилетиями система, с одной стороны, освобождала рядового гражданина от необходимости получения финансового образования и в то же время создавала все условия для его деградации, негативной стороной которого явился результат неготовности общества в период распада СССР и перехода государства к рыночной экономике. Толчком к началу финансового образования в Российской Федерации и в то же время испытанием для всего общества в силу его неготовности к предстоящим переменам послужили либеральные реформы 1992 года. С либерализацией цен и торговли был сделан первый шаг к переходу от плановой к рыночной экономике. Период реформ данного периода негативно повлиял на экономику государства, произошел резкий спад доходов населения, сопровождающийся всплеском инфляции.
Тем не менее данный период задал новое направление для трансформации имеющейся системы экономики на новый уровень с параллельным развитием еще зарождающихся направлений финансового образования общества.
Толчком к обучению населения финансовой грамотности стал переход страны на рыночную экономику, где решение вопроса было вынесено на государственный уровень. В непростой для России период времени требовались грамотные, перспективные специалисты для работы по становлению страны на новые рельсы экономического развития.
Подготовка новых кадров проводилась параллельно с реализацией замысла и принятия решения по финансовому образованию граждан всех слоев общества как в сфере всеобщего образования, так и по переподготовке уже имеющихся специалистов различных профессий на новый творческий путь финансового развития. К сожалению, проводимые реформы и тяжелая финансово-экономическая ситуация в стране послужили как фундаментом для нового развития общества, так и причиной, способствовавшей потере денежных сбережений рядовых граждан, разорению торговых и промышленных предприятий различного уровня. Ощутимым ударом по экономике стал дефолт 1998 года, мировые финансовые кризисы 2000 и 2008 годов.
Впервые принятые меры финансовой стабилизации, новые пути экономического развития страны были обсуждены на встрече министров финансов «большой восьмерки», проведенной в г. Санкт-Петербург в 2006 году, нашедшие свое отражение в ряде законодательных документов государственного значения. Дальнейшим действием со стороны государства в 2008 году было принятие концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, повышение финансовой грамотности обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса.
В 2017 г. утверждена стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2023 года, она рассматривается в качестве важного фактора развития финансового рынка в России [3]. Результаты исследований, посвященные проблеме повышения финансовой грамотности, подтверждают ее значимость в современной жизни. Для достижения поставленной цели работы было проведено социально-педагогическое исследование среди
военнослужащих Краснодарского местного гарнизона. В основу был положен метод анкетирования. В анкетировании приняло участие 450 человек (117 офицеров, 189 курсантов, 144 солдат), также было проведено шесть глубинных интервью (четыре с командирами, два с банковскими работниками).
Исследователи определяли:
- понимание термина «финансовая грамотность» военнослужащими;
- отношение военнослужащих к мероприятиям, проводимым с целью повышения уровня финансовой грамотности.
Ответы по компонентам, содержащимся в понятии «финансовая грамотность», приведены в таблице 1.
Вывод. После обработки полученных данных независимые эксперты из числа педагогических работников высших военных учебных заведений г. Краснодара, психологов и экономистов пришли к выводу, что единое понимание понятия и содержания финансовой грамотности среди офицеров, курсантов и солдат отсутствует. Офицеры, проходящие военную службу в Краснодарском крае, определяют финансовую грамотность в основном как совокупность различных знаний и умений в финансовой сфере, а также набор способностей, позволяющих грамотно планировать свои доходы и расходы, контролировать
и соблюдать правовые аспекты жизнедеятельности.
Так, 32% офицеров определили финансовую грамотность как умение планировать свои доходы и расходы. Финансовую грамотность как свои права и обязанности в финансовой сфере понимают 40% респондентов. Понимание системы кредитов и банковских услуг выбрали 24% военнослужащих, и затруднились с ответом 4% от всего числа опрошенных данной категории.
Далее, исходя из личного опыта офицеров, мы условно разделили понимание сущности финансовой грамотности на несколько кластеров.
1. Общие: «способность человека ориентироваться в необходимых и интересующих его сферах финансовой жизнедеятельности общества», «осведомленность о финансовых продуктах и инструментах», «знание основ финансового дела», «порядок обращения с денежными средствами», «отсутствие финансовой зависимости от частных лиц и банков», «способность человека планировать свои финансовые операции с учетом реалий и экономической ситуации», «способность управлять денежными средствами с максимальной эффективностью», «умение создавать собственные финансовые резервы», «способность прогнозировать непредвиденные жизненные ситуации и расходы на них», «умение получать выгоду».
Категории военнослужащих Компоненты, содержащиеся в понятии «финансовая грамотность»
Умения Знания Понимание Затрудняюсь с ответом
Офицеры 32 40 24 4
Курсанты 44 14 12 30
Солдаты 52 15 16 17
Таблица 1 - Распределение ответов по компонентам, содержащимся в понятии «финансовая грамотность», %
Table 1 - Distribution of responses by financial literacy components, %
2. Правовые: «осведомленность об экономической правовой базе», «знание своих прав и обязанностей в сфере финансов», «умение ориентироваться в изменяющихся нормативно-правовых актах», «понимание ответственности за финансовые операции».
3. Планирующие: «планирование доходов и расходов», «умение распознавать мошеннические действия», «понимание мероприятий «Актива» и «Пассива»», «способность человека планировать свои финансовые операции с учетом реалий и экономической ситуации», «умение планировать свой семейный бюджет».
4. Аксиологические: «способность определять - «цену/качество»», «умение оценивать степень риска при чрезмерных тратах».
5. Служебные: «знание приказов Министерства обороны Российской Федерации в сфере финансовой деятельности ВС РФ», «владение информацией о положенных военнослужащим выплатах и надбавках»;
6. Финансово-мобилизационные: «понимание системы кредитов и банковских услуг», «грамотное оформление кредита», «знание, как избежать заемных и кредитных средств», «понимание, что такое деньги и кредит».
У курсантов, обучающихся на территории Краснодарского края, мы наблюдаем различные подходы к пониманию финансовой грамотности.
Ответы «умение планировать и распоряжаться бюджетом» и «правильно распоряжаться своими
деньгами» в совокупности выбрали 44% обучаемых, кроме того, в подходе к выбору ответов по данному компоненту для курсантов характерны новые умения, такие, как «копить» и «зарабатывать».
Финансовую грамотность как совокупность знаний, необходимых для рационального использования своих денежных средств, видят 14% респондентов. Появились позиции, присущие только курсантам: «знание соответствующих законов и финансовых отношений», «знания положенных льгот и пособий по закону», «знание своих надбавок, составляющих денежное довольствие».
Под пониманием «работы экономических механизмов и денежной системы», а также «работы банковской сферы и кредитной системы» видят 12% опрошенных.
Вызывает настороженность ситуация, в которой 30% курсантов затруднились с ответами.
Таким образом, солдаты по призыву определили финансовую грамотность как «умение грамотно распоряжаться (распределять) своими средствами (расходами)» - 52%; 15% военнослужащих считают финансовую грамотность как «знание финансовых инструментов»; 16% опрошенных солдат по призыву определили финансовую грамотность как понимание порядка и правил обращения с собственными финансовыми средствами; затруднились с ответом 17%.
Примечания:
1. Евгеньева А.П. Словарь русского языка. Т. 4. М., 1999. С. 343.
2. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Проблема грамотности в контексте социальных перемен // Человек и образование. 2006. № 8-9. С. 44-49.
3. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы: распоряжение Правительства РФ № 2039-р. от 25 сентября 2017 г. URL: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL 4PA.pdf
4. Горгола Е.В. Совершенствование системы социально-экономического обеспечения военнослужащих на современном этапе военного строительства: авто-реф. дис. ... д-ра экон. наук: 20.01.07. М., 2005 // Российская государственная библиотека. URL: https://dHb.rsl.ru/viewer/01002946521#?page=1.
5. Филипов Н.П. Формирование экономической компетентности у курсантов военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Косторма, 2007 // Российская государственная библиотека. URL: https://dlib.rsl.ru/ viewer/01003158656#?page=1.
6. Серебрякова Н.А. Совершенствование системы социальной защиты военнослужащих: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Саратов, 2009 // Российскаяго-сударственная библиотека. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003468244#?page=1.
7. Калинина С.В. Особенности поведения военнослужащих в сфере финансов // Общество и экономика. 2019. № 6. С. 87-92.
8. Миненко Е.Ю., Рындин К.И. Применение обучающих программ в решении проблемы финансовой грамотности военнослужащих // Молодой ученый. 2019. № 50. С. 361-362.
9. Захарова Ж.Ж., Попов И.А., Щеглов А.Ф. Проблемы повышения финансовой грамотности курсантов военных вузов // От синергии знаний к синергии бизнеса. Цифровая трансформация: сб. ст. и тез. докл. VII Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и преподавателей, 30 марта 2020 г. / Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Омский филиал. Омск: Издат. центр КАН, 2020. Электрон. дан. электрон. опт. диск (CD-R). Систем. требования: операц. система Windows; устройство чтения CD/DVD/ ROM. 2020. С. 322-325.
10. Экономическая грамотность курсантов военных вузов и ее значение в формировании и эффективном использовании семейного бюджета / Е.В. Юмашева, О.Я. Ивановский, Е.В. Задворная [и др.] // Фундаментальные исследования. 2020. № 1. С. 51-57.
11. Пузиков О.П., Голубев Ю.В. К вопросу о повышении финансовой грамотности курсантов военных вузов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. 2020. № 2(52). С. 199-202.
12. Зеленцова А.В. В контексте пандемии и кризиса // Дружи с финансами. 2020. № 10. С. 8-9.
13. Корень А.В., Голояд А.Н., Ивашинникова Е.А. Оценка уровня финансовой грамотности населения в России и зарубежных странах // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-10. С. 1863-1865.
References:
1. Evgenyeva A.P. Dictionary of the Russian language. M.: Vol. 4. 1999. P. 343.
2. Onushkin V.G., Ogarev E.I. The problem of literacy in the context of social changes // Man and education. 2006. No. 8-9. P. 44-49.
3. Strategy for increasing financial literacy in the Russian Federation for 20172023: Order of the Government of the Russian Federation No. 2039-r of September 25, 2017. URL: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdE-VdaBsQrk505szCcL4PA.pdf
4. Gorgola E.V. Improvement of the system of social and economic support of military personnel at the present stage of military construction: Diss. abstract for the Dr. of Economy degree. 20.01.07. М., 2005 // Russian State Library. 2005. Access mode: https://dlib.rsl.ru/viewer/01002946521#?page=1.
5. Filipov N.P. Formation of economic competence of cadets of a military university: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.02. Kostroma, 2007 // Russian State Library. 2007. Access mode: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003158656#?page=1.
6. Serebryakova N.A. Improvement of the system of social protection of servicemen: Diss. abstract for the Cand. of Economy degree: 08.00.05. Saratov, 2009 // Russian State Library. 2009. Access mode: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003468244#?page=1.
7. Kalinina S.V. Features of behavior of military personnel in the field of finance // Society and Economics. 2019. No. 6. P. 87-92.
8. Minenko E.Yu., Ryndin K.I. Application of training programs in the solution of the problem of financial literacy of military personnel // The Young Scientist. 2019. No. 50. P. 361-362.
9. Zakharova Zh.Zh., Popov I.A., Shcheglov A.F. Problems of improvement of the financial literacy of cadets of military universities // From synergy of knowledge to synergy of business. Digital transformation: a collection of articles and abstracts of the VII International scientific and practical conference of students, undergraduates and teachers, March 30, 2020 / Moscow Financial and Industrial University of Synergy, Omsk branch. Omsk: KAN Publishing Center, 2020. Electronic opt. disc (CD-R). System requirements: oper. Windows system; CD / DVD / ROM reader. 2020. P. 322-325.
10. Economic literacy of cadets of military universities and its importance in the formation and effective use of the family budget / E.V. Yumasheva, O.Ya. Ivanovsky, E.V. Zadvornaya [etc.] // Fundamental research. 2020. No. 1. P. 51-57.
11. Puzikov O.P., Golubev Yu.V. On the issue of improvement of the financial literacy of cadets of military universities // News of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet. 2020. No. 2 (52). P. 199-202.
12. Zelentsova A.V. In the context of pandemic and crisis // Make friends with finances. 2020. No. 10. P. 8-9.
13. Koren A.V., Goloyad A.N., Ivashinnikova E.A. Assessment of the level of financial literacy of the population in Russia and foreign countries // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. No. 12-10. P. 1863-1865.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 09.04.2021; одобрена после рецензирования 23.04.2021; принята к публикации 30.04.2021.
The authors declare no conflicts of interests.
The paper was submitted 09.04.2021; approved after reviewing 23.04.2021; accepted for publication 30.04.2021.
© Климашин Е.А., Демкина Е.В., Кубякин Е.О., 2021