Никитина Т.В., Дембинскайте В.С., Скалабан М.П. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ЕЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
Аннотация. В статье проведен обзор эмпирических исследований в области финансовой грамотности населения. Определены социальные, демографические и экономические факторы, детерминирующие финансовые компетенции. Выявлены причины, обусловливающие низкий уровень финансовой грамотности в России. На основе опыта зарубежных стран обоснована необходимость реализации программ, способствующих распространению знаний о долгосрочных инвестиционных продуктах, индивидуальных пенсионных накоплениях, инструментах фондового рынка. Даны рекомендации по повышению финансовой грамотности в условиях текущего экономического кризиса.
Ключевые слова. Финансовая грамотность, финансовая компетентность, межстрановой анализ, социально-демографические факторы.
Nikitina T.V., Dembinskaite V.S., Skalaban M.P. FINANCIAL LITERACY AND ITS DETERMINANTS
Abstract. The article reviews empirical studies in the field of financial literacy. The social, demographic and economic factors determining financial competence are identified. The reasons for the low level offinancial literacy in Russia are revealed. Based on the experience of foreign countries the need to implement programs aimed at disseminating knowledge about long-term investments, individual pension savings, stock market instruments is justified. Recommendations on improving financial literacy in the current economic crisis are given.
Keywords. Financial literacy, financial competence, cross-country analysis, socio-demographic factors. Введение
Пандемия COVID-19, начавшая свое распространение в Китае с декабря 2019 года и постепенно захватившая весь мир, оказала шоковое воздействие на экономику каждого государства. Между тем, мировая история знает немало примеров масштабных экономических кризисов, как например: «Великая депрессия» 1929-1933 гг., «Черный понедельник» (обвал фондового рынка) 1987 г., азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг., крах высокотехнологичных компаний 2000-2003 гг., мировой финансовый кризис 20082013 гг., начавшийся в США с ипотечного кризиса. Предсказать эти события на основе статистических данных за предыдущие исторические периоды было чрезвычайно сложно. Однако их анализ позволяет извлечь уроки из прошлого и подготовиться к наступлению экономических кризисов в будущем.
В данном контексте особенно остро встает вопрос о финансовой стабильности и способности жизнеобеспечения каждого человека, его базовых потребностей. Финансовая стабильность определяет
ГРНТИ 06.73.02
© Никитина Т.В., Дембинскайте В.С., Скалабан М.П., 2020
Татьяна Викторовна Никитина - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Виктория Станиславовна Дембинскайте - аспирант кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Мария Павловна Скалабан - научный сотрудник Международного центра исследования актуальных проблем финансовых рынков Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с авторами (Никитина Т.В.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 921 751-27-57. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 10.08.2020.
наличие у населения долгосрочных сбережений, а это, в свою очередь, требует финансовой дисциплины, грамотного целеполагания и планирования в области принятия финансовых решений на протяжении всего жизненного цикла [1]. Недостаточность финансовых знаний у населения в условиях динамично меняющегося финансового рынка приводит к его неспособности эффективно использовать как традиционные, так и инновационные финансовые продукты. Отсутствие базовой финансовой грамотности делает людей уязвимыми и доверчивыми, а также непоследовательными и неадекватно оценивающими риски при принятии экономических решений [5].
Соблюдение положительного баланса доходов и расходов, эффективное управление личным бюджетом, поддержание уровня благосостояния за счет сбережений и долгосрочных инвестиций требует от индивидов быть финансово грамотными на протяжении всей жизни. Финансовая грамотность может быть определена как «результат финансового образования, выраженный в приобретении знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния» [6].
Как отмечают Т.В. Никитина, Д. А. Чепаков, С.Г. Квеквескири, интерес научного сообщества в лице ученых-экономистов к финансовой грамотности растет не только из-за ряда общепринятых экономических категорий, таких как «Теория перспектив» Д. Канемана и А. Тверски и модель «планировщик-деятель» Р. Талера и Х. Шефрина, но и отчасти от объективных социально-экономических показателей, отражающих уровень бедности, смертности и рождаемости, размер прожиточного минимума и минимальной оплаты труда [4; 25]. Особенно важна связь между финансовой грамотностью и пенсионным планированием: финансово грамотное население с большей вероятностью будет самостоятельно обеспечивать свои дополнительные доходы после достижения пенсионного возраста [25].
На сегодняшний день трудно определить, как много времени и денежных средств люди вкладывают в финансовое образование. В некоторой степени это связано с недостаточным количеством или же полным отсутствием программ по повышению финансовой грамотности для взрослого населения. Однако в последние десятилетия в ряде стран начали независимо изучать взаимосвязи между финансовыми знаниями и инвестиционным поведением, что заложило основу для правительственных стратегий по повышению финансовой грамотности [19].
Не случайно анализ данной предметной области представляет исследовательский интерес для ученых-экономистов. Так, среди наиболее ярких представителей немецкой научной школы можно выделить Р. Маурера - профессора кафедры инвестиций и пенсионных финансов Университета им. Гете Франкфурта-на-Майне. Американская научная школа финансовой грамотности в первую очередь представлена О.С. Митчелл - профессором кафедры страхования и риск-менеджмента Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете. В Италии данному кругу проблем с акцентом на пенсионное планирование посвящены публикации Э. Форнеро - профессора Университета г. Турин. Стоит отметить, что отличительной особенностью западных исследований является эмпирический характер, имеющий практико-ориентированный базис. Отечественные статьи, посвященные данной проблематике, напротив, в большей степени напоминают теоретико-аналитические обзоры.
Исключение составляют работы, написанные коллективами авторов, представляющих научные школы Москвы и Санкт-Петербурга. Отдельного внимания в этом контексте заслуживает Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, являющийся структурным подразделением НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), работающий под руководством профессора кафедры инфраструктуры финансовых рынков Н.И. Берзона, и Учебно-методический центр по повышению финансовой грамотности и развитию инициативного бюджетирования Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ), курируемый профессором кафедры финансов Н.Г. Ивановой [2; 3]. Межтрановой анализ уровня финансовой грамотности
Согласно проведенным исследованиям, финансовая неграмотность широко распространена даже тогда, когда финансовые рынки хорошо развиты, как в США, Германии, Нидерландах, Швеции, Японии и Новой Зеландии [24]. При этом об инфляции лучше осведомлено население той страны, в которой она недавно произошла. Например, итальянцы и россияне с большей вероятностью правильно ответят на вопрос, касающийся обесценения денег. И наоборот, в такой стране, как Япония, которая пережила дефляцию, меньшее количество респондентов верно отвечают на вопрос об инфляции. Если в такой
стране, как Швеция, недавно произошла приватизация пенсионных накоплений, ее население более осведомлено о понятии «диверсификации рисков» в отличие от граждан России, знающих об этом меньше [25].
Анализируя связь между экономической грамотностью населения и его участием в операциях на финансовых рынках в развивающихся странах, а также используя данные опросов, проведенных в Индии и Индонезии, можно сделать вывод о том, что финансовая грамотность является одним из показателей, позволяющих спрогнозировать спрос на финансовые услуги [14]. Внутристрановой анализ уровня финансовой грамотности
Ряд исследований, касающихся географических и демографических факторов внутри стран, свидетельствует о значительных расовых и этнических различиях. В США, например, американцы и азиаты обладают более глубокими знаниями в области финансов по сравнению с афроамериканцами и латиноамериканцами [23]. В Италии у населения северных и центральных регионов уровень финансовой компетентности оценивается выше, чем у жителей южных земель, хотя не все северные регионы демонстрируют высокий уровень финансовых знаний [18]. В России и Румынии население, проживающее в городах, как правило, более финансово грамотно по сравнению с теми, кто живет в сельской местности [8; 21]. В Нидерландах прослеживается связь между приверженностью определенной религии и финансовой компетентностью: часть населения, исповедующая неосновную религию (включая мусульман и другие небольшие религиозные группы), менее финансово грамотна [2525]. Граждане США, как правило, демонстрируют низкий уровень финансовой грамотности [9]. При этом, финансовая неграмотность особенно распространена среди пожилых американцев [7]. В связи с этим, проводимая правительством политика, включающая учреждение Бюро финансовой защиты потребителей, направлена на повышение уровня финансовой грамотности населения [19]. Демографический фактор: пол
Отдельную группу факторов, детерминирующих уровень финансовой грамотности, составляют демографические показатели. Поразительной особенностью эмпирических данных о финансовой грамотности является гендерная разница. Мало того, что пожилые мужчины, как правило, более финансово грамотны, чем пожилые женщины, аналогичные модели финансового поведения проявляются и среди молодых респондентов противоположных полов [25]. При этом пробелы в знаниях прослеживаются как при ответе на базовые, так и на более сложные вопросы о финансах [20].
Одним из главных гендерных различий является то, что, хотя женщины, в целом, реже правильно отвечают на вопросы по финансовой грамотности, чем мужчины, они также чаще выбирают вариант «не знаю ответ», что является последовательным результатом в разных странах. Это осознание собственной неосведомленности может сделать женщин идеальными претендентами на участие в программах финансового образования. За исключением России и Восточной Германии, где женщины и мужчины в равной степени неграмотны, гендерные различия в финансовой грамотности настолько устойчивы и широко распространены во всех исследуемых странах, что некоторые экономисты предпринимают попытки объяснить их [25].
Так, по мнению Ж. Хсу, гендерные различия могут быть обусловлены тем, что разделение труда в домашних хозяйствах часто приводит замужних женщин к накоплению финансовых знаний только к концу жизни [19]. Х. Чен, Р. Вольпе и Л. Манделл обращают внимание на то, что студенты женского пола в средней школе и колледже обычно менее финансово грамотны, чем студенты мужского пола [11; 29]. Р. Фонсека предполагает, что женщины приобретают финансовую грамотность иначе, чем мужчины, в то время как Т. Бухер-Коенен указывает на потенциально важную роль уверенности в финансовой состоятельности, зависящей от пола [10; 17]. Для того, чтобы пролить свет на финансовую грамотность женщин, М. Махдави и Н. Хортон исследовали выпускников женского гуманитарного колледжа США [28]. Даже в этой хорошо образованной группе студентов финансовая грамотность женщин оказалась очень низкой. Демографический фактор: возраст
Еще один круг исследований сосредоточен на пробелах в финансовых знаниях, преобладающих среди молодых и пожилых респондентов [7]. Именно эти группы обычно демонстрируют самый низкий уровень финансовых компетенций. Интересным кажется, что пожилые люди ставят высокие оценки в отношении собственной финансовой осведомленности, несмотря на то что они плохо справляются
с тестами по финансовой арифметике и пониманию терминов (таких как инфляция, проценты по кредиту, сберегательный счет, финансовые риски) [26]. Аналогичные наблюдения были сделаны М. Финке и Ж. Хоу, разработавшими многомерный показатель финансовой грамотности для пожилых людей.
Результаты их исследований подтвердили, что, хотя фактическая финансовая компетентность падает с возрастом, уверенность людей в своих собственных способностях принимать финансовые решения увеличивается по мере взросления [16]. В то же время, неграмотность, а также несоответствие между действительным и желаемым уровнем финансового знания способствует росту числа финансовых пирамид и мошенничеств и объясняет, почему финансовые аферы часто совершаются против пожилых людей [15]. Социальный фактор: образование
Высокий уровень образования населения тесно связан с базовыми знаниями финансовых понятий и умением применять навыки счета в финансовом контексте [5]. В частности, исследования, проведенные в США, показывают, что те, кто не имеет высшего образования, демонстрируют низкий уровень финансовых знаний в отношении базовых концепций финансовой грамотности [2525]. Кроме того, умение считать особенно плохо дается людям с низким уровнем образования [13].
Вопрос о том, как интерпретировать положительную связь между уровнем образования и финансовой грамотностью, является предметом частых дискуссий в научном пространстве. Одна из гипотез заключается в том, что положительная корреляция может быть обусловлена развитыми когнитивными способностями, к которым относят принятие решений, логическое мышление, память, внимание и концентрацию [3030]. Однако даже при самом высоком уровне образования нет гарантий, что индивиды будут эффективно управлять своими денежными средствами, принимать продуманные финансовые решения, адекватно реагировать на новости и события, влияющие на их финансовое благополучие, поскольку общая финансовая грамотность имеет тенденцию быть низкой [2424].
Другие социально-экономические факторы
В экономической литературе существует множество других эмпирических закономерностей в данной области. Так, уровень финансовой компетентности варьируется в зависимости от дохода и типа занятости: респонденты с высоким доходом делают меньше ошибок, а наемные работники и самозанятые лучше отвечают на базовые вопросы по финансовой грамотности, чем безработные [25; 26].
Некоторые исследования также демонстрируют различия в уровне финансовой грамотности в зависимости от семейного происхождения. В частности, А. Лузарди, О.С. Митчелл и В. Курто обнаружили связь между финансовыми компетенциями респондентов в возрасте 23-28 лет и экономическими показателями домохозяйств, в которых они выросли [27]. Кроме того, финансовая грамотность опрошенных положительно коррелировала с образованием родителей, а также с тем, владели ли они акциями или индивидуальными пенсионными счетами, когда респонденты были подростками [27].
М. Махдави и Н. Хортон установили связь между финансовой компетентностью и происхождением родителей [28]. В этом случае образование отцов имело положительное воздействие на финансовую грамотность детей. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что финансовая грамотность может быть заложена в семье, когда дети наблюдают за своими родителями, сберегающими и инвестирующими денежные средства, или непосредственно получают финансовое образование от своих родителей [12; 22].
Анализ финансовой грамотности студентов России и Германии
Многие из рассмотренных выше закономерностей были эмпирически установлены нами и тем самым подтверждены на практике в рамках одного из последних исследований на предмет анализа финансовой грамотности.
С целью выявления взаимосвязей между демографическими показателями, критерием самооценки, математическими способностями и финансовыми компетенциями нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 124 студента бакалавриата и магистратуры Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) и Технического университета Дармштадта (ТУ Дармштадт) [1]. Опрос состоял из нескольких блоков, позволяющих оценить владение навыками простых арифметических действий и уровень понимания как базовых (дисконтирование, инфляция),
так и более сложных (волатильность инструментов фондового рынка, диверсификация рисков) финансовых терминов.
Согласно полученным результатам, тендерное различие заключается в том, что студенты мужского пола в пяти из восьми случаев более финансово грамотны, чем студенты женского пола [1]. Однако, при этом женщины лучше отвечают на математические вопросы, тогда как мужчины дают больше правильных ответов на вопросы о сложных процентах, инфляции и стоимости денег во времени. Анализ данных в межстрановом аспекте позволил сделать следующие выводы [1]:
1. У немецкой группы студентов ответы на математические вопросы и базовые вопросы по финансовой грамотности варьируются в зависимости от возраста. У российской же количество правильных ответов на сложные вопросы по финансовой грамотности с возрастом увеличивается.
2. Немецкие студенты, оценившие свой уровень понимания финансов как высокий, ответили на вопросы, в целом, хуже, чем те, кто указал средний уровень. В то время, как российские студенты, получившие наивысшие баллы, не отметили, что они обладают глубоким пониманием финансов.
3. Респонденты из Германии, обозначившие, что существенная часть их образования была посвящена финансам, дали меньше правильных ответов, чем те, кто указал обратное. При этом, респонденты из России, в учебной программе которых большое внимание уделялось финансам, показали лучшие результаты в этой области, тогда как студенты, практически не имеющие образования в финансовой сфере, получили более высокий балл за ответы на вопросы по математике.
Стоит отметить, что анкета, разработанная нами для проведения опроса, может быть в дальнейшем использована с целью анализа уровня финансовой грамотности студентов других стран, что, в свою очередь, подтверждает практическую значимость данного исследования.
Заключение
В контексте текущей пандемии, вызванной распространением COVID-19, будет вновь актуален стратегический аспект повышения финансовой грамотности и адаптации населения всего мира к новым экономическим реалиям. В настоящий момент времени сложно утверждать, насколько остро будут подниматься вопросы по совершенствованию стратегии повышения финансовой грамотности после выхода из кризиса, а также трудно предполагать, каким образом они будут решены на практике. Однако не вызывает сомнений, что текущий экономический кризис представляет собой уникальный и редкий случай для выявления и изучения новых факторов, детерминирующих финансовую грамотность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гар Э., Дембинскайте В. С., Никитина Т.В., Скалабан М.П., Ширек Д. Финансовая грамотность студентов России и Германии: сравнительный анализ // Эпомен. 2020. № 41. С. 138-154.
2. Евстафьева И.Ю., Иванова Н.Г., Шубаева В.Г. Разработка концепции программы повышения финансовой грамотности и развития инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге // Известия СПбГЭУ. 2018. № 2 (110). С. 37-43.
3. Евстафьева И.Ю., Иванова Н.Г., Шубаева В.Г. Methodology and practice of improvement financial awareness in Russia // Известия СПбГЭУ. 2016. № 4 (100). С. 48-56.
4. Никитина Т.В., Чепаков Д.А., Квеквескири С.Г. Ричард Талер и его инновационный подход к развитию поведенческой экономики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2018. № 4. С. 626-635.
5. Семеко Г.В. Финансовая грамотность в России: проблемы и пути их решения // Экономические и социальные проблемы России. 2019. № 1. C. 70-98.
6. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/Rasporyazhenie_Pravitelsva.pdf (дата обращения 07.08.2020).
7. Agarwal S., Driscoll J.C., GabaixX., Laibson D. The age of reason: Financial decisions over the life cycle and implications for regulation // Brookings Papers on Economic Activity. 2009. № 2. Р. 51-117.
8. Beckmann E. Financial literacy and household savings in Romania // Numeracy. 2013. № 6 (2). Р. 9.
9. Bernheim D.D. Financial illiteracy, education, and retirement saving. Wharton School Pension Research Council, University of Pennsylvania, 1998.
10. Bucher-Koenen T., Lusardi A., Alessie R., Van Rooij M. How financially literate are women? An overview and new insights // Journal of Consumer Affairs. 2017. № 51 (2). Р. 255-283.
11. Chen H., Volpe R.P. Gender differences in personal financial literacy among college students // Financial services review. 2002. № 11 (3). Р. 289-307.
12. Chiteji N.S., Stafford F.P. Portfolio choices of parents and their children as young adults: Asset accumulation by African-American families // American Economic Review. 1999. № 89 (2). Р. 377-380.
13. Christelis D., Jappelli T., Padula M. Cognitive abilities and portfolio choice // European Economic Review. 2010. № 54 (1). Р. 18-38.
14. Cole S.A., Sampson T.A., Zia B.H. Financial literacy, financial decisions, and the demand for financial services: evidence from India and Indonesia. Cambridge, MA: Harvard Business School, 2009.
15. Deevy M., Lucich S., BealsM. Scams, schemes & swindles. Financial Fraud Research Center, 2012.
16. Finke M.S., Howe J.S., Huston S.J. Old age and the decline in financial literacy // Management Science. 2016. № 63 (1). Р. 213-230.
17. Fonseca R., Mullen K.J., Zamarro G., Zissimopoulos J. What explains the gender gap in financial literacy? The role of household decision making // Journal of Consumer Affairs. 2012. № 46 (1). Р. 90-106.
18. Fornero E., Monticone C. Financial literacy and pension plan participation in Italy // Journal of Pension Economics & Finance. 2011. № 10 (4). Р. 547-564.
19. Hsu J.W. Aging and strategic learning: The impact of spousal incentives on financial literacy // Journal of Human Resources. 2016. № 51 (4). Р. 1036-1067.
20. Hung A., Parker A.M., Yoong J. Defining and measuring financial literacy, 2009.
21. Klapper L., Lusardi A., Panos G.A. Financial literacy and its consequences: Evidence from Russia during the financial crisis // Journal of Banking & Finance. 2013. № 37 (10). Р. 3904-3923.
22. Li G. Information sharing and stock market participation: Evidence from extended families // Review of Economics and Statistics. 2014. № 96 (1). Р. 151-160.
23. Lusardi A., Mitchell O.S. Financial literacy and retirement planning: New evidence from the Rand American Life Panel. Michigan Retirement Research Center Research Paper WP157, 2007.
24. Lusardi A., Mitchell O.S. Planning and financial literacy: How do women fare? // American Economic Review. 2008. № 98 (2). Р. 413-417.
25. Lusardi A., Mitchell O.S. Financial literacy around the world: an overview // Journal of pension economics & finance. 2011. № 10 (4). Р. 497-508.
26. Lusardi A., Tufano P. Debt literacy, financial experiences, and overindebtedness // Journal of Pension Economics & Finance. 2015. № 14 (4). Р. 332-368.
27. Lusardi A., Mitchell O.S., Curto V. Financial literacy among the young // Journal of consumer affairs. 2010. № 44 (2). Р. 358-380.
28. Mahdavi M., Horton N.J. Financial knowledge among educated women: Room for improvement // Journal of Consumer Affairs. 2014. № 48 (2). Р. 403-417.
29. Mandell L. Financial Education in High School / In A. Lusardi (ed.) Overcoming the Saving Slump: How to Increase the Effectiveness of Financial Education and Saving Programs. Chicago: University of Chicago Press, 2008. Р. 257-279.
30. McArdle J.J., Smith J.P., Willis R.J. Cognition and Economic Outcomes in the Health and Retirement Survey / In: Wise D.A. (ed.) Explorations in the Economics of Aging. Chicago: University of Chicago Press, 2011. Р. 209-236.