Научная статья на тему 'Результаты исследования финансирования противотуберкулёзных мероприятий'

Результаты исследования финансирования противотуберкулёзных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУБЕРКУЛЕЗ / TUBERCULOSIS / ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / THE BASIC FOUNDATIONS OF HEALTHCARE ORGANIZATIONS / ФОНДОВООРУЖЁННОСТЬ / ANTI-TUBERCULOSIS MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стерликов С.А., Обухова О.В., Нечаева О.Б., Белиловский Е.М.

Борьба с туберкулёзом в Российской Федерации имеет высокий государственный приоритет, подтверждённый не только путём политических заявлений, но и высоким уровнем финансирования противотуберкулёзных мероприятий, при котором значение подушевых расходов является самым высоким в мире. Основное экономическое бремя туберкулёза приходится на бюджеты субъектов Российской Федерации. В статье представлены результаты анализа объемов финансирования по основным финансовым источникам и направлениям расходования бюджетных средств по противотуберкулезной помощи за 2015 год. Представлен межстрановой сравнительный анализ финансирования противотуберкулёзных мероприятий в странах с высоким бременем туберкулёза и туберкулёза, вызванного возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью. Изучена динамика состояния основных фондов противотуберкулёзных медицинских организаций и приведены расчеты финансовой потребности для их обновления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стерликов С.А., Обухова О.В., Нечаева О.Б., Белиловский Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Results of a study of financing of TB control activities

Tuberculosis control in the Russian Federation has a high national priority, confirmed a high level of funding for TB activities. The value of the costs per patient of tuberculosis is the highest in the world. The main economic burden of TB falls on the budgets of the constituent entities of the Russian Federation. The article presents the results of the analysis of volumes of financing on the main financial sources and areas of spending of budget funds for TB care in 2015. Presents cross-country comparative analysis of the financing of TB control in countries with high burdens of tuberculosis and tuberculosis, caused by the pathogen with multidrug resistance. The dynamics of the state of basic funds of TB of the medical organizations and the calculations of the financial requirements for their updating.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования финансирования противотуберкулёзных мероприятий»

С.А. Стерликов,

д.м.н, заместитель руководителя Центра мониторинга противодействия распространению туберкулеза в РФ ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия, sterlikov@list.ru О.В. Обухова,

к.п.н., заведующая отделением экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия, obuhova@mednet.ru О.Б. Нечаева,

д.м.н., профессор, руководитель Федерального Центра мониторинга противодействия распространению туберкулеза в РФ, главный научный сотрудник отделения медико-социальных проблем, ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия, nechaeva@mednet.ru Е.М. Белиловский,

к.б.н., заведующий отделом эпидемиологического мониторинга туберкулёза ГБУЗ «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом ДЗМ», belilo5@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ПРОТИВОТУБЕРКУЛЁЗНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

УДК 614.2.003

Стерликов С.А., Обухова О.В., Нечаева О.Б., Белиловский Е.М. Результаты исследования финансирования противотуберкулёзных мероприятий (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия) Аннотация. Борьба с туберкулёзом в Российской Федерации имеет высокий государственный приоритет, подтверждённый не только путём политических заявлений, но и высоким уровнем финансирования противотуберкулёзных мероприятий, при котором значение подушевых расходов является самым высоким в мире. Основное экономическое бремя туберкулёза приходится на бюджеты субъектов Российской Федерации. В статье представлены результаты анализа объемов финансирования по основным финансовым источникам и направлениям расходования бюджетных средств по противотуберкулезной помощи за 2015 год. Представлен межстрановой сравнительный анализ финансирования противотуберкулёзных мероприятий в странах с высоким бременем туберкулёза и туберкулёза, вызванного возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью. Изучена динамика состояния основных фондов противотуберкулёзных медицинских организаций и приведены расчеты финансовой потребности для их обновления.

Ключевые слова: туберкулез, противотуберкулезные мероприятия, основные фонды медицинских организаций, фондовооружённость.

Борьба с туберкулёзом относится к приоритетным задачам государственной политики Российской Федерации, что подтверждается рядом поставленных задач, включающих в себя снижение заболеваемости туберкулёзом и смертности от него, усилением мероприятий по выявлению случаев туберкулёза и повышению результативности лечения больных туберкулёзом. Достижение поставленных политических задач требует осуществления соответствующего финансирования.

Финансирование противотуберкулёзных мероприятий включает в себя широкий спектр расходов, связанных с профилактикой заболевания,

© С.А. Стерликов, О.В. Обухова, О.Б. Нечаева, Е.М. Белиловский, 2017 г.

квартиль - более 581 | 2 квартиль - 328-423

3 квартиль - 423-581 1 квартиль - менее 328

Рис. 1. Подушевой объём финансирования противотуберкулёзных мероприятий по субъектам Российской Федерации в 2015 г., рубли1

выявлением, диагностикой, лечением и реабилитацией пациентов, страдающих туберкулёзом, а также с обеспечением функционирования системы организации противотуберкулёзной помощи как компонента системы общественного здоровья и здравоохранения.

В настоящее время сведения о финансировании противотуберкулёзных мероприятий и состояние основных фондов противотуберкулёзных медицинских организаций собираются в рамках подготовки сведений для глобального доклада ВОЗ о борьбе с туберкулёзом. Для этого используется издаваемая ежегодно с небольшими изменениями форма единовременного статистического наблюдения ВР-1Ф «Сведения о состоянии основных фондов организаций, оказывающих противотуберкулёзную помощь, и финансировании противотуберкулёзных мероприятий». Указанная форма кроме финансовой информации также включает в себя ряд дополнительных сведений (например, кадровом составе противотуберкулёзных организаций), которые

используются в дальнейшем для расчёта ряда показателей (например, средней заработной платы и начислений на оплату труда).

Общий учтённый2 объём финансирования противотуберкулёзных мероприятий по отношению к 2013 году увеличился в 1,2 раза и в 2015 году составил 79,5 млрд. руб. В пересчете на каждого жителя пришлось 524,1 руб.

Объём финансирования имеет выраженную географическую зависимость - в северо-восточной части Российской Федерации подушевой объём финансирования противотуберкулёзной помощи выше, чем в западных и южных регионах (рис. 1).

1 Каждый квартиль включает четвертую часть числа всех субъектов РФ, определяемую при ранжировании субъектов по данному показателю.

2 Не учтены, как минимум, расходы на оплату рабочего времени части персонала медицинских организаций нетуберкулёзного профиля, занимающиеся выявлением лиц с туберкулёзом методами бактериоскопии и туберкулинодиагностики. Расходы на проведение совещаний, конференций учтены частично, поскольку часть из них были оплачены частными компаниями.

Менеджер

Выявлена положительная нелинейная зависимость средней силы между подушевым финансированием и показателем заболеваемости туберкулёзом ^ = 0,6; р < 0,05). Это позволяет утверждать то, что подушевое финансирование противотуберкулёзных мероприятий отражает экономическое бремя туберкулёза в каждом из регионов Российской Федерации.

Большая часть финансирования противотуберкулёзных мероприятий (85,7%) проходила через противотуберкулёзные медицинские организации. Оставшаяся часть - через организации нетуберкулёзного профиля, оказывающие преимущественно первичную медицинскую помощь.

Финансирование противотуберкулезной службы в основном осуществляется за счет средств бюджетов субъектов в виде текущего финансирования учреждений здравоохранения, а также в рамках целевых программных мероприятий. Источники финансирования противотуберкулёзных мероприятий представлены на графике (рис. 2).

Финансирование из средств обязательного медицинского страхования представляет собой средства бюджетов субъектов, переданные территориальным фондам

обязательного медицинского страхования в рамках так называемой сверхбазовой программы ОМС. Доля этих средств за двухлетний период выросла более чем вдвое. За рассматриваемый период противотуберкулезная помощь включалась в территориальные программы обязательного медицинского страхования в шести субъектах Российской Федерации. В этих территориях средняя доля средств ОМС в общем финансировании противотуберкулезных мероприятий составляла более 70% (Чукотский АО - 88,3%; р-ка Татарстан - 83,7%; Тюменская обл. - 80,0%; Красноярский край - 77,5%; Московская обл. - 73,8%; Калининградская обл. - 63,1%).

Доля финансирования из муниципальных бюджетов, негосударственных и иностранных источников (включая международные гранты, пожертвования и оказание платных услуг) была несущественной - менее 1%.

Финансирование из прочих источников включало в себя преимущественно оказание медицинских услуг населению на платной основе, а также передачу на баланс противотуберкулёзных организаций зданий и сооружений с баланса Госкомимущества.

Анализ данных сайта bus.gov.ru по противотуберкулезным учреждениям показал, что

9,9

0,1 3,5

| Федеральный бюджет О Региональный бюджет | |ФОМС И Муниципальный бюджет □ Прочие источник и

Рис. 2. Источники финансирования противотуберкулёзных мероприятий в 2015 г., Российская Федерация, %

0,2 11,9

5,0

■'■■ Расходные материалы

■ Питание пациентов

■ Прочие расходы ■■ ПТП 1 ряда

АРТ

□ Заработная плата ' Обновление основных фондов ■ БЦЖ

ПТП 2 ряда Прочие препараты

5,0

шИШ

яУ

0,04

■ Обучение, коммуникация, курация

■ Социальная поддержка

I Диагностические аллергены И ПТП 3 ряда

Рис. 3. Структура финансирования противотуберкулёзных мероприятий,

Российская Федерация, 2015 г.

доля средств от предпринимательской деятельности в бюджете учреждения колеблется в диапазоне от 1 до 20%. Анализу направлений расходования данных средств будет посвящено отдельное исследование.

Таким образом, финансирование противотуберкулёзных мероприятий в Российской Федерации преимущественно определяется государственной политикой в сфере здравоохранения и отражает политическую приверженность мероприятиям по борьбе с туберкулёзом.

Структура расходов на противотуберкулёзные мероприятия представлена на диаграмме (рис. 3).

Более половины расходов на финансирование противотуберкулёзных мероприятий традиционно составляла заработная плата с начислениями работникам противотуберкулёзных медицинских организаций, туберкулёзных отделений и кабинетов, а также рентгеновских отделений и кабинетов с коэффициентом 0,153. Сопоставительный анализ

с данными за 2013 год показал существенный рост данной доли расходов (в 1,4 раза), связанный прежде всего с выполнением Указов Президента по повышению уровня заработной платы работникам социальной сферы.

Исследование структуры статьи расходов по заработной плате с начислениями4 показало, что доля заработной платы с начислениями врачей противотуберкулёзных организаций (включая руководящий состав) составила 24,2%, среднего медицинского персонала -35,2%, прочих сотрудников - 40,6%. Абсолютное значение заработной платы с начислениями врачам составила от 28,8 до 198,9 тыс. руб. на среднегодовое количество физических лиц. При этом в медицинских организациях федерального подчинения значение данной статьи расходов составила 71,1 тыс. руб. на 1 занятую ставку. Заработная плата с начислениями на оплату труда среднего медицинского персонала составляла от 18,3 до 38,1 тыс. руб. на занятую ставку. Средняя

3 Коэффициент, учитывающий ориентировочный баланс рабочего времени на работу по выявлению туберкулёза при профилактических флюорографических осмотрах. Ежегодно рассчитывается исходя из сводных данных по ф. № 30 «Сведения о медицинской организации».

4 Показатель оплаты труда рассчитывался как отношение фонда оплаты труда соответствующих специалистов к числу занятых ставок и делился на 12. Т.е. этот показатель включает в себя все ежемесячные выплаты до оплаты подоходного налога.

№ В Менеджер

2017

заработная плата с начислениями на оплату труда врачей и средних медицинских работников в восточных и северных регионах Российской Федерации были выше, чем в западных

и южных (рис. 4а и 4б). Данная ситуация закономерна и объясняется повышенными территориальными коэффициентами в связи с работой в особых климатических условиях.

4 квартиль - более 36,6 тыс.руб. 2 квартиль - 23,0-29,9 тыс.руб.

1 3 квартиль - 29,9-36,6 тыс.руб. 1 квартиль - менее 29,9 тыс.руб.

Рис. 4а. Средняя заработная плата и начисления на оплату труда врачей,

Российская Федерация, 2015 г.

4 квартиль - более 23,6 тыс.руб. - 2 квартиль - 15,3-18,7 тыс.руб.

| 3 квартиль - 18,7-23,6 тыс.руб. 1 квартиль - менее 15,3 тыс.руб.

Рис. 4б. Средняя заработная плата и начисления на оплату труда средних медицинских работников, Российская Федерация, 2015 г.

щ-28

Следующей затратной статьей в общих расходах является статья расходов на медикаменты, ее доля составила 16,4%. Размер расходов по данной статье по сравнению с данными за 2013 год увеличился в 1,4 раза. Несмотря на высокое бремя туберкулёза с множественной лекарственной устойчивостью, затраты на противотуберкулёзные препараты резервного ряда и инновационные препараты составили менее 5,5% от общего объёма финансирования. Ожидаемые расходы на антиретровирус-ные препараты5 для пациентов с туберкулёзом также были невелики - 2,8%. Таким образом, совокупный объём финансирования непосредственно лекарственного обеспечения для борьбы с двумя важнейшими эпидемическими вызовами (туберкулёз с множественной лекарственной устойчивостью и туберкулёз в сочетании с ВИЧ-инфекцией) составил 6,6 млрд. руб., или 8,3% от общего объёма финансирования противотуберкулёзных мероприятий. Наименьшими были расходы на одно из самых эффективных противотуберкулёзных мероприятий - вакцинацию БЦЖ. В 2015 г. они составили 34,6 млн. руб. - 0,04% от общего объёма финансирования.

Половина расходов на закупку медикаментов была профинансирована из региональных бюджетов (50,6%). Доля федерального бюджета составила 42,6%, ФОМС - 5,4%. Доля остальных источников суммарно составила 1,5%. Финансирование закупок дорогостоящих противотуберкулёзных препаратов резервного ряда для борьбы с лекарственно-устойчивым туберкулёзом, а также закупок аллергена туберкулёзного рекомбинантного осуществляется путём целевых трансфертов из средств федерального бюджета.

Расходы на прочие мероприятия составили 9,5 млрд. руб. или 11,9% от общих расходов.

5 Поскольку в большинстве случаев АРТ проходили по бюджету центров АнтиСПИД, ожидаемые расходы на АРТ рассчитывались как общий объём финансирования закупок АРТ, умноженный на пропорцию лиц с сочетанной патологией ТБ+ВИЧ, получающих АРТ, среди всех лиц, получающих АРТ.

В основном это расходы на содержание медицинских организаций, включая текущий ремонт и оплату коммунальных услуг. Указанные расходы на % были профинансированы из региональных бюджетов.

Затраты на обновление основных фондов противотуберкулёзных медицинских организаций, туберкулёзных отделений и кабинетов составили 7,9 млрд. руб. или 9,9%. При этом имеется существенный дисбаланс выделяемых средств на обновление основных фондов (см. далее). На новое строительство, капитальный ремонт и реконструкцию зданий и сооружений было выделено 3,9 млрд. руб. (4,9% от общего финансирования), на закупку оборудования - 3,9 млрд. руб. (4,9%), на закупку автотранспорта - 49 млн. руб. (0,1%).

Актуальной проблемой остаётся обеспечение качественной этиологической диагностики туберкулёза. В 2015 году на приобретение оборудования для проведения микробиологической диагностики туберкулёза было затрачено 304 млн. руб. (0,4% от общего финансирования); из них 297 млн. руб. было потрачено на приобретение оборудования в противотуберкулёзные медицинские организации (8,1 млн. - в организации федерального подчинения и 289 млн. руб. -в региональные противотуберкулёзные организации). Тем не менее задача оснащения микробиологических лабораторий сохраняет свою актуальность.

На питание пациентов круглосуточных и дневных стационаров было израсходовано 4 млрд. руб. - 5,0%. Расчётная медианная стоимость трёхразового питания на один койко-день, проведенный в круглосуточном стационаре или санатории, составила 144 руб. При этом расчетная стоимость питания пациентов в разных субъектах Федерации могла различаться в 11 раз (между минимальным и максимальным значением), и была в северных регионах страны выше, чем в южных (рис. 5а и 5б), что вполне логично. Расходы на питание были на 80% профинансированы из региональных бюджетов.

Менеджер

• 2Э-

5 О

¿3

600 п

500

400-

300

200-

100

0

ЯД

д

р /д / г Г «Г Д / оД Д / Д^ Д Д Д У

/V;/

гг -¿к

г у г г / г ^ ,,

ГУ „V"

Д Д\оД .Д ¿г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СГ

Д

д

Рис. 5а. Субъекты Федерации с высокими и низкими значениями затрат на питание в расчёте на условную койку (место)

4 квартиль - более 199 р./койко-день 2 квартиль - 109-144 р./койко-день

| 3 квартиль - 144-199 р./койко-день 1 квартиль - менее 109 р./койко-день

Рис. 5б. Затраты субъектов Федерации на питание в расчете на один койко-день, проведенный в круглосуточном стационаре или санатории

Рис. 5. Затраты на питание пациентов в 2015 г. по субъектам Федерации, в рублях на условную койку (место) в сутки

Снижение затрат на питание возможно путём внедрения замещающих стационар технологий; прежде всего - дневных стационаров при поликлинике. Это позволит не только снизить общие затраты на питание в стационарах круглосуточного пребывания, но и повысить мотивацию пациентов к лечению, поскольку питание в этом случае будет доступно только при условии посещения дневного стационара, т.е. осуществления лечения под непосредственным контролем медицинского работника.

Затраты на приобретение расходных материалов для микробиологических исследований составили 1,1 млрд. руб. Основная часть из них (94,1%) пришлась на противотуберкулёзные медицинские организации. Затраты на расходные материалы для клинико-диагностических лабораторий медицинских организаций, делающих преимущественно бактериоскопию, составили 66,7 млн. руб.

Расходы на социальную поддержку пациентов с туберкулёзом составили в 2015 году 47,8 млн. руб. В структуре этих расходов расходы на приобретение продуктовых наборов составили 36,4 млн. руб. (76,1%), 2,5 млн. руб. - на приобретение жилья (5,2%), прочие расходы - 8,9 млн. руб. (18,7%). Средние расходы на социальную поддержку в расчёте на один случай лечения (включая переведенных для продолжения лечения) составили 390,2 руб./случай. Средняя стоимость продуктового набора на один случай лечения составила 2,7 тыс. руб. на случай. В структуре финансирования мероприятий по социальной поддержке больных туберкулёзом большая часть расходов (85,5%) приходилась на региональные бюджеты. Из муниципальных бюджетов было профинансировано 7,4% мероприятий, из иностранных источников -5,4%. Финансирование этих мероприятий из федерального бюджета не производилось.

Всего лишь 0,2% от общего объёма финансирования составили расходы на усиление кадрового потенциала через программы обучения, коммуникации и курационную

деятельность. Затраты на обучение составили 86 млн. руб. (0,11% от общего финансирования), на кураторскую работу - 31 млн. руб. (0,04% от общего финансирования), на проведение совещаний, конференций - 4,7 млн. руб. (0,03% от общего финансирования), на информационно-просветительскую работу -15,3 млн. руб. (0,02% от общего финансирования). Таким образом, инвестиции на усиление кадрового потенциала в структуре проводимых противотуберкулёзных мероприятий можно расценить как недостаточные. Можно предположить, что именно путём повышения инвестиций в обучение персонала (в том числе путём кураторской деятельности) и населения возможно существенно повысить эффективность проводимых противотуберкулёзных мероприятий.

Финансирование противотуберкулёзных мероприятий в странах с высоким бременем туберкулёза и туберкулёза, вызванного возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью

Согласно сведениям, опубликованным в глобальном отчёте ВОЗ по туберкулёзу6, финансирование противотуберкулёзных мероприятий в Российской Федерации больше, чем финансирование аналогичных мероприятий в любой другой стране мира с высоким бременем туберкулёза или туберкулёза с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя. В целом финансирование противотуберкулёзных мероприятий в Российской Федерации в 2014 г. составило 1 894 млн. долларов США. На втором месте по величине финансирования мероприятий по борьбе с туберкулёзом был Китай (340 млн. долл. США), на третьем - Индия (261 млн. долл. США). Из стран постсоветского пространства наибольшее финансирование

6 К моменту подготовки обзора опубликованы данные за 2014 год

Менеджер

. о„ -

14,0

12,0 -

10,0

,0

6,0 -

4,0

2,0

0,0

°,5 °,5 0,5 0,5 0,4 0,3 0,3 0,2 0,2

Рис. 6. Подушевое финансирование противотуберкулёзных мероприятий в 2014 г., в долларах США на человека в год. Страны со значением показателя выше 0,2

было в Казахстане (195 млн. долл. США), Украине (123 млн. долл. США) и Узбекистане (101 млн. долл. США).

Наибольший интерес представляет подушевое финансирование противотуберкулёзных мероприятий. Для расчёта этого показателя мы использовали отношение общих затрат на противотуберкулёзные мероприятия к численности населения по оценке ВОЗ (рис. 6).

Таким образом, по величине финансирования противотуберкулёзных мероприятий Российская Федерация занимает первое место по величине подушевых затрат - 13,0 долл. США на человека в год. Из стран постсоветского пространства сопоставимые подушевые затраты на борьбу с туберкулёзом имеются только в Казахстане и Латвии (11,2 и 8,0 долл. США на человека в год соответственно).

Подобная картина отражает высокую политическую приверженность мероприятиям по борьбе с туберкулёзом и соответствует положительной динамике эпидемиологических показателей по данному заболеванию.

Состояние основных фондов противотуберкулёзных медицинских организаций и их обновление

В состав основных фондов входят производственные активы, позволяющие медицинским организациям осуществлять свою деятельность. Они функционируют длительное время, используются в производстве медицинских услуг и должны возмещаться на основе амортизационных отчислений по мере износа. В состав анализируемых основных фондов противотуберкулёзных медицинских организаций включены здания и сооружения,

Здания и сооружения

Машины и оборудование

Автотранспорт

Рис. 7. Структура основных фондов на 1 января 2015 г. по их первоначальной (слева) и остаточной (справа) стоимости, Российская Федерация

машины и оборудование, автотранспорт и передвижные флюорографические установки. В анализ состояния основных фондов не включали инструменты и приспособления, передаточные устройства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, земельные участки.

На 1 января 2015 г. на балансе противотуберкулёзных медицинских организаций имелись основные фонды первоначальной стоимостью 68 млрд. руб. и остаточной стоимостью 35,7 млрд. руб. Структура основных фондов7 по их первоначальной и остаточной стоимости показана на графике (рис. 7).

При сравнении структуры основных фондов по их первоначальной и остаточной стоимости обращает на себя внимание существенное увеличение доли зданий и сооружений при существенном сокращении долей автотранспорта, а также машин и оборудования. Это обусловлено с одной стороны длительно существующим недофинансированием обновления основных фондов в целом, а с другой стороны дисбалансом средств, направленных на их обновление в последнее время.

Для характеристики дисбаланса структуры основных фондов предложено использовать показатель дисбаланса основных фондов [7]. Наименьшие значения этого показателя были достигнуты в Астраханской области (1,3), Республике Северная Осетия - Алании (1,9), Костромской области (2,8)8, городе Москве (3,2), КЧР (3,5). Наибольший дисбаланс основных фондов наблюдался в Калининградской (68,9), Псковской (66,4), Магаданской (62,1), Тверской (50,2) областях, а также республиках Хакасия (48,4) и Татарстан (48,4).

Детально динамика износа9 отдельных компонентов основных фондов представлена на графике (рис. 8).

В 2015 г. износ всех компонентов основных фондов превысил нормативные значения. Износ зданий и сооружений в целом составил 37,1% (в том числе зданий лечебных и диагностических подразделений -36,4%, прочих зданий и сооружений -38,8%) при верхней границе допустимого износа 24%; износ машин и оборудования

7 Структура рассчитывалась как стоимость каждого из компонентов в общей стоимости изученных основных фондов.

8 При этом следует учитывать, что в Костромской области на балансе противотуберкулёзных организаций отсутствовал автотранспорт.

9 Износ основных фондов рассчитывался как процентное отношение разницы между первоначальной и остаточной стоимостью к их первоначальной стоимости раздельно для всех позиций.

№ В

2017

Менеджер

90 80 70 60

^50 х

со

х 40

30

20

0

□ 2013 □ 2014 □ 2015

Верхняя граница допустимого износа

Здания лечебных Прочие здания и Машины и Передвижные

и диагностических сооружения оборудование флюорографы подразделений

Автотранспорт

Рис. 8. Износ отдельных компонентов основных фондов в противотуберкулёзных учреждениях Российской Федерации

в 2013-2015 гг.

со со

П , П , П , П , П , П , П , П , п , п

Рис. 9. Фондовооружённость противотуберкулёзных медицинских организаций в 2015 г., в тысячах рублей на занятую ставку

800 -

600

400

200 -

0

11,1

5,0 3,9

Здания и сооружения

Оборудование

Уровень финансирования, соответствующий обновлению

Автотранспорт

Уровень финансирования, соответствующий устареванию

Рис. 10. Обновление различных компонентов основных фондов в 2015 г.

Российская Федерация

составил 59,8% (в том числе передвижных флюорографических установок - 62,5%) при верхней границе допустимого износа 50%; износ автотранспорта в целом составил 77,8% при верхней границе допустимого износа 60%.

Повышенный износ машин, оборудования и автотранспорта сказывается на показателе фондовооружённости медицинского персонала10. В целом по Российской Федерации данный показатель составил 198,2 тыс. руб. на занятую ставку (в том числе по субъектам Российской Федерации - 176,6 тыс. руб. на занятую ставку). Этот показатель в разных субъектах Федерации существенно различался (рис. 9).

Следует отметить, что высокая фондовооружённость не всегда означала высокое качество функционирования системы

10 Данный показатель рассчитывался как отношение

остаточной стоимости машин, оборудования

и автотранспорта к числу занятых ставок врачей и среднего медицинского персонала.

противотуберкулёзной помощи населению, равно как низкая фондовооружённость не всегда является препятствием качеству. Тем не менее столь высокий дисбаланс фондовооружённости между отдельными регионами затрудняет выработку и применение единых рекомендаций по диагностике и лечению пациентов. Выходом из создавшейся ситуации представляется мониторинг показателя фондовооружённости медицинского персонала и целевое финансирование закупки оборудования в регионах с низким значением показателя.

Качество собираемой информации позволяет проследить динамику показателя фондовооружённости медицинского персонала за три года. В 2013 г. он составил 168,6 тыс. руб., в 2014 г. - 180,8 тыс. руб., в 2015 г. -198,2 тыс. руб. Увеличение произошло за счёт роста остаточной стоимости оборудования и автотранспорта при относительно стабильной численности врачей и среднего медицинского персонала.

20,0

0

16,0

14,0

12,0

10,0

,0

6,0

4,0

2,0

0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_

Т7Т7

№ В Менеджер

2017 здравоохранения

39,6

14,9

45,5

Здания и сооружения Оборудование Автотранспорт

| Федеральный бюджет ^ Региональный бюджет | | Другие источники

Рис. 11. Источники обновления основных фондов в 2015 г., Российская Федерация

Обновление различных компонентов основных фондов показано на графике (рис. 10).

Здания и сооружения в 2015 г. (впрочем, как и в предыдущие годы) обновлялись опережающими темпами. В 2015 г. на обновление зданий и сооружений было выделено почти 3,9 млрд. руб.,11 в т. ч. на капитальный ремонт и реконструкцию 1,5 млрд. руб. и 2,7 млрд. руб. на строительство и передачу новых зданий с баланса Госкомимущества на баланс противотуберкулёзных организаций. Темп обновления зданий и сооружений составил 5,0%; при нормативе 1 2 1,6-1,8% [5].

Вместе с тем машины и оборудование обновились недостаточно - 11,1% при нормативе 12,5%. Темп обновления автотранспорта составил 3,9% при нормативе 20%. Таким образом, дисбаланс финансирования

11 Без учёта затрат на текущий ремонт.

12 В данном случае под нормативом понимается темп обновления, позволяющий поддерживать износ на постоянном уровне.

обновления основных фондов выразился в недостаточном обновлении оборудования и автотранспорта. Наибольшим дисбаланс финансирования был в федеральных организациях, в которых здания и сооружения обновлялись на 4,7%, машины и оборудование - на 5,4%, автотранспорт - на 2,0% от их первоначальной стоимости. Противотуберкулёзные организации, находящиеся в подчинении субъекта Федерации обновлялись с меньшим дисбалансом: здания и сооружения - на 5,1%, машины и оборудования - на 12,3%, автотранспорт - на 4,5% от их первоначальной стоимости.

Обновление основных фондов противотуберкулёзных медицинских организаций осуществлялось из разных источников, анализ вклада каждого из которых представлен на графике (рис. 11).

Основная нагрузка по обновлению основных фондов легла на бюджеты субъектов Федерации. Наибольшая доля средств федерального бюджета отмечалась при

100"%

90% -

80% -

70%

60% -

50% -

40% -

30%

20% -

0%

обновлении оборудования. В структуре средств, направленных на обновление зданий и сооружений, доля средств федерального бюджета составила почти половину. Среди других источников ведущая роль принадлежала смешанному финансированию зданий и сооружений, осуществляемому из средств федерального и регионального бюджетов. Впоследствии эти здания и сооружения были взяты на баланс Госкомимущества и переданы в противотуберкулёзные организации. Автотранспорт почти на 3/4 обновлялся из средств бюджета субъектов Федерации.

Путём расчётов установлено, что для поддержания всех трёх компонентов основных фондов противотуберкулёзных организаций в стабильном состоянии необходимо около 5,1 млрд. руб. В настоящее время на обновление основных фондов выделяется почти 7 млрд. руб. Следовательно, путём ликвидации дисбаланса обновления основных фондов за счёт переноса части средств, затрачиваемых на обновление зданий и сооружений, на обновление оборудования и автотранспорта можно обеспечить сбалансированное обновление всех компонентов основных фондов.

Заключение

Ситуацию с финансированием противотуберкулезных мероприятий в нашей стране в целом можно характеризовать как позитивную. Так, общие расходы на противотуберкулезные мероприятия в стране по сравнению с данными за 2013 год увеличились в 1,2 раза. Основной затратной статьей расходов по борьбе с туберкулёзом остается заработная плата с начислениями работникам медицинских организаций, участвующих в выявлении, диагностике, лечении и мониторинге туберкулёза.

Отмечен рост расходов на лекарственное обеспечение, направленное на решение двух наиболее остро стоящих задач - борьбу с лекарственно-устойчивым туберкулёзом и туберкулёзом, сочетанным с ВИЧ-инфекцией.

Финансирование обновления основных фондов можно характеризовать как достаточное, однако его распределение носит субоптимальный характер, проявляющийся в недостаточном обновлении оборудования и автотранспорта.

Показатель фондовооружённости в отдельных регионах отличается более чем в 10 раз. Это может затруднять внедрение единых алгоритмов по диагностике и лечению туберкулёза.

1. Анализ деятельности противотуберкулезных учреждений в субъектах Российской Федерации. / Сон И.М., Обухова О. В., Вечорко В.И., Антонова Е.Г., Перчаткина Г. В., Гордина А.В. // Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный жкрнал]. - 2011. - № 3. Режим доступа: http:// http://vestnik.mednet.ru/content/view/314/30/lang, ru/ (Дата обращения: 11.07.17).

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: распоряжение правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. № 2511-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/31/zdravooxr-site-dok.html.

3. Обухова О.В. Возможности использования инструментов статистического наблюдения здравоохранения для оценки расходов по отдельным заболеваниям. // Журнал «Вопросы статистики». - № 1. - 2012. - С. 58-62.

Менеджер

4. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/printable/2012/05/09/zdorovje-dok.html.

5. Ресурсная база лечебно-профилактических учреждений: анализ состояния и развития. Информационное письмо. / В.И. Стародубов, М.Е. Путин, М.В. Па-чин, В.С. Преображенская // Менеджер здравоохранения, 2004. - № 3. -С. 22-34.

6. Стародубов В.И. Отчет по теме «Ресурсная база учреждений здравоохранения России» /В.И. Стародубов, М.В. Пачин. М., 2003.

7. Стерликов С.А. Состояние и обновление основных фондов противотуберкулёзных организаций Российской Федерации (2012-2014) /С.А. Стерликов, И.М. Сон, О.В. Обухова //Менеджер здравоохранения. - 2015. - № 9. -С. 6-12.

8. Стерликов С.А. Медико-экономическая эффективность выявления больных туберкулёзом методом флюорографии с использованием двойного независимого чтения /С.А. Стерликов, С.Г. Руднев, О.В. Обухова //Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал]. - 2013. - № 6. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/531/30/lang, ru/ (Дата обращения: 11.07.17).

9. Global tuberculosis report 2015. WH0/HTM/TB/2015.22 - WHO, 2016. -192 с.

UDC 614.2.003

Sterlikov S.A., Obukhova O. V, Nechaeva O.B., Belilovsky E.M. The Results of a study of financing of TB control activities (Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia)

Abstract. Tuberculosis control in the Russian Federation has a high national priority, confirmed a high level of funding for TB activities. The value of the costs per patient of tuberculosis is the highest in the world. The main economic burden of TB falls on the budgets of the constituent entities of the Russian Federation. The article presents the results of the analysis of volumes of financing on the main financial sources and areas of spending of budget funds for TB care in 2015. Presents cross-country comparative analysis of the financing of TB control in countries with high burdens of tuberculosis and tuberculosis, caused by the pathogen with multidrug resistance. The dynamics of the state of basic funds of TB of the medical organizations and the calculations of the financial requirements for their updating.

Keywords: tuberculosis, anti-tuberculosis measures, the basic foundations of healthcare organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.