Научная статья на тему 'Результаты исследования феномена беспомощности в структуре интегральной индивидуальности подростка'

Результаты исследования феномена беспомощности в структуре интегральной индивидуальности подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
300
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Забелина Е. В.

Приведены результаты интегрального исследования феномена беспомощности у подростков. Обосновывается определение беспомощности как целостного психологического образования в структуре интегральной индивидуальности. Рассматривается качественное своеобразие структуры интегральной индивидуальности подростков в зависимости от выраженности признаков беспомощности у них. Делается вывод о характере наиболее значимых детерминант в образовании беспомощности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of research of the phenomenon of helplessness in the structure of integral individuality of the teenager

In article the results of integrated research of a phenomenon of helplessess on a material of teenagers are resulted. Helplessess definition as complete psychological formation in the structure of integral individuality is proved. The qualitative originality of structure of integral individuality depending on expressiveness of helplessess signs is considered. The conclusion about character of the most significant determinants in helplessess formation becomes

Текст научной работы на тему «Результаты исследования феномена беспомощности в структуре интегральной индивидуальности подростка»

Е.В. Забелина

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА БЕСПОМОЩНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКА

Приведены результаты интегрального исследования феномена беспомощности у подростков. Обосновывается определение беспомощности как целостного психологического образования в структуре интегральной индивидуальности. Рассматривается качественное своеобразие структуры интегральной индивидуальности подростков в зависимости от выраженности признаков беспомощности у них. Делается вывод о характере наиболее значимых детерминант в образовании беспомощности.

Развитие экономических процессов в мире и нашей стране влечет значительные изменения общественной жизни: усиливается динамика жизни в целом, увеличивается непредсказуемость и неопределенность завтрашнего дня. Особенно чувствительными к переменам в обществе и не защищенными от них становятся подростки. Они с готовностью стремятся преодолевать трудности взрослой жизни, однако реально им не хватает для этого навыков и сил. Именно в это время может произойти окончательное формирование беспомощности - неспособности и нежелания преодолевать жизненные трудности, сопровождающееся негативными эмоциями и соматическими расстройствами.

Новизна исследования, результаты которого представлены в статье, состоит в том, что впервые предпринята попытка изучить феномен беспомощности у подростков с точки зрения системного (интегрального) подхода.

Исследования по проблеме беспомощности в основном проводились в американской и западноевропейской науке (М. Селигман, С. Майер, Л. Абрамсон, Дж. Тисдейл, Х. Хекхаузен, 8. 1опеБси и др.) в рамках теории «выученной» беспомощности. В отечественной психологической школе данный феномен рассматривается в русле личностного подхода (Д.А. Ци-ринг, А.Н. Батурин), в рамках концепции поисковой активности (В. С. Ротенберг, И. С. Коростелева и др.), в контексте построения модели мотивации достижения (Т.О. Гордеева, М.М. Далгатов и др.).

Выученная беспомощность в классической трактовке - это психологическое состояние, которое часто является результатом неконтролируемых (не зависящих от нас) событий и проявляется специфическими дефицитами: мотивационным (торможение попыток активного вмешательства в ситуацию), эмоциональным (подавленное состояние из-за бесплодности собственных действий), когнитивным (трудность научения тому, что в аналогичной ситуации действие может оказаться эффективным) [1].

Некоторые отечественные ученые (Н.А. Батурин, Д. А. Циринг) предлагают различать беспомощность как состояние (ситуативную беспомощность), возникающее из-за невозможности добиться желаемого, фрустрации, серии неудачных попыток и беспомощность как устойчивое комплексное образование личностного уровня (личностную беспомощность), включающее определенный набор устойчивых личностных характеристик [2, 3].

В рамках данного исследования беспомощность понимается как устойчивое образование, определяющее предрасположенность человека реагировать определенным способом на жизненные трудности, прояв-

ляющееся в поведении как неспособность к активным действиям в ситуации фрустрации, стресса. В основе беспомощности лежат когнитивные особенности восприятия и интерпретации информации (пессимистический атрибутивный стиль), а также ряд связанных с ним эмоциональных и мотивационных образований.

Целью исследования является определение места беспомощности в структуре интегральной индивидуальности подростка путем установления взаимосвязей с индивидуальными свойствами различных уровней.

Для достижения цели исследования были применены следующие психодиагностические методики: методика ASQ «Опросник атрибутивного стиля» (1982), опросник для исследования подростковой депрессив-ности «Депрископ» (Heymans, 1996), методика диагностики самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спил-бергер, Ю.Л. Ханин), методика изучения уровня самооценки и притязаний (Т. Дембо, С. Рубинштейн), опросник «Потребность в достижении» (Ю.М. Орлова). В ходе исследования данные методики продемонстрировали достаточно высокий уровень валидности для диагностики феномена беспомощности. Для изучения подсистем интегральной индивидуальности были использованы следующие методики: методика наблюдения за жизненными проявлениями свойств нервной системы у детей младшего и среднего школьного возраста Б.А. Вяткина (1968), методика изучения экстраверсии, интроверсии и нейротизма (опросник EPI Г. Айзенка), 14-PF опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант), социометрия (Д. Морено).

В исследовании принимали участие учащиеся 7-х и 8-х классов средних общеобразовательных школ № 78 и 115 г. Челябинска в количестве 314 человек.

На первом этапе исследования были сформированы три группы испытуемых: с признаками беспомощности, без признаков беспомощности и со средними показателями беспомощности. На втором этапе была проведена диагностика показателей свойств разных уровней интегральной индивидуальности в этих группах.

Результаты корреляционного анализа показателей свойств разных уровней интегральной индивидуальности подростков позволяют сделать вывод, что структура интегральной индивидуальности отличается определенным своеобразием в зависимости от выраженности признаков беспомощности: характер межуровневых взаимосвязей индивидуальности подростков из разных групп качественно отличается.

Нейротизм в структуре интегральной индивидуальности «беспомощных» подростков достоверно связан с обособленностью и отчужденностью в общении (фактор А), эмоциональной неустойчивостью и слабым контролем собственных эмоций (фактор С), внутрен-

ним беспокойством и неуравновешенностью (фактор Б), повышенной фрустрированностью, напряженностью, плохо контролируемой чувствительностью (фактор Р4). Помимо этого, нейротизм связан с более низким деловым положительным статусом в группе. По-видимому, эмоциональная неустойчивость, напряженность, повышенная тревожность мешают подросткам занимать лидирующие позиции в классе, приобретать друзей, завоевывать авторитет.

Показатель нейротизма в группе «небеспомощных» и «средних» имеет гораздо меньше связей с другими уровнями интегральной индивидуальности. Так, в группе подростков без признаков беспомощности он связан лишь с фрустрированностью, напряженностью (фактор Р4), а в группе «средних» - со свойствами ней-родинамического уровня (относительно низким уровнем гибкости и подвижности нервных процессов).

Гораздо большее значение в группе подростков без признаков беспомощности приобретает показатель экстраверсии, связанный с такими личностными свойствами, как настойчивость, напористость, стремление к доминированию (фактор Е), беспечность, жизнерадостность, оптимистичность (фактор Б), относительно более низкая степень внутреннего контроля поведения и более высокая импульсивность (фактор Р3), а также с отсутствием тенденции к отрицательным эмоциональным выборам в группе (испытуемые не относятся к числу «пренебрагаемых» в классе).

Относительно более низкий уровень экстраверсии в группе подростков с признаками беспомощности связан с эмоциональной неустойчивостью (фактор С), склонностью к чувству вины, депрессивностью, подавленным настроением (фактор О), а также с робостью, неуверенностью в общении (фактор Н).

Что касается характера взаимосвязей нейродинами-ческого уровня, здесь отмечены следующие тенденции. Наиболее тесные и многочисленные взаимосвязи данного уровня присутствуют в структуре интегральной индивидуальности «беспомощных» подростков, причем связи установлены как со свойствами личностного, так и социально-психологического уровня. В группе подростков с отсутствием признаков беспомощности взаимосвязи установлены только на личностном уровне, и в них участвуют только два показателя нейроди-намического уровня из трех. В группе «средних» взаимосвязи с нейродинамическим уровнем охватывают все остальные уровни: психодинамический, личностный, социально-психологический (наибольшее число взаимосвязей).

Более слабая нервная система в группе подростков с признаками беспомощности связана со сверхвосприимчивостью к угрозе и, как следствие, недоверием, робостью и застенчивостью в общении (фактор Н), эмоциональной неуравновешенностью, неуверенностью, беспокойством (фактор Б), а также с более низким положительным деловым статусом в группе. Скорее всего, данные личностные особенности, обусловленные слабостью нервной системы, мешают подросткам добиваться авторитета у сверстников, связанного с решением учебных задач. Этот вывод подтверждают результаты, полученные в группе со средними показателями беспомощности, где слабая нервная система кор-

релирует не только с деловым, но и с эмоциональным отрицательным статусом.

Более низкий уровень уравновешенности психических процессов в структуре интегральной индивидуальности «беспомощных» подростков связан с чувственной доступностью, подверженностью аффективным переживаниям, колебаниям настроения (фактор А). С этим же полюсом фактора А связана высокая степень уравновешенности нервной системы у «небеспомощных» подростков. Помимо эмоциональности, неуравновешенность нервной системы в структуре интегральной индивидуальности «беспомощных» подростков коррелирует с несамостоятельностью, зависимостью от группы (фактор Р2), а у «небеспомощных» уравновешенная нервная система предопределяет спокойствие, невозмутимость, эмоциональную устойчивость (фактор Р4). В группе подростков со средними показателями беспомощности уравновешенность нервных процессов определяет беззаботность, оптимистичность, беспечное отношение к жизни (Б+), а неуравновешенность - озабоченность, концентрацию на проблемах, эмоциональную закрытость (Б-). Кроме того, в этой группе отражается связь уравновешенности психических процессов и отсутствия отрицательных социометрических выборов в группе.

Подвижность и гибкость нервной системы связана в структуре интегральной индивидуальности подростков без признаков беспомощности с открытостью, непосредственностью и легкостью в общении, интересом к другим людям (фактор А), с более сильной конформностью, приспосабливаемостью к мнению группы (фактор Р2), с интересом к участию в общих делах (фактор Х). И, наоборот, в группе подростков с признаками беспомощности большая ригидность нервных процессов связана с флегматичностью, низкой возбудимостью (фактор Б) и с более низким социальным статусом. По-видимому, недостаточная гибкость нервной системы «беспомощных» подростков может опосредованно становиться препятствием для свободной ориентации в общении, быстрой и легкой адаптации к ситуации и, как следствие, обретению авторитета среди сверстников, занятию более высокого статуса в группе.

Наибольшее количество взаимосвязей со свойствами социально-психологического уровня обнаружено в группе со средними показателями беспомощности и в группе «небеспомощных» (связи с нейродинамическим и личностным уровнями), в группе же подростков с признаками беспомощности связей с этим уровнем интегральной индивидуальности немного. В целом можно говорить, что на деловой и эмоциональный статус во всех трех группах независимо от выраженности признаков беспомощности оказывает влияние такая личностная черта, как общительность (открытость, добросердечность) (фактор А). Кроме этого, деловой статус в группе «небеспомощных» и в группе со средними показателями беспомощности достоверно связан с общей жизнерадостностью, оптимистичностью, беспечным отношением к жизни (фактор Б). В группе подростков с отсутствием признаков беспомощности обнаружены также взаимосвязи высокого статуса с тонкостью эмоциональных переживаний (фактор I), способностью пренебрегать моральными требованиями (фактор в, что

скорее всего характерно именно для этого возраста), с уверенностью в себе, своих силах (фактор О), эмоциональной устойчивостью (фактор Р4). В группе подростков со средними показателями беспомощности наблюдаются взаимосвязи положительного эмоционального статуса и эмоциональной устойчивости (фактор С), а также положительного делового статуса и скромностью, тактичностью, неконфликтностью (фактор Е).

С целью выявления структуры интегральной индивидуальности подростков с признаками беспомощности и без признаков беспомощности был проведен факторный анализ в трех группах испытуемых (факторизации подверглись показатели беспомощности и интегральной индивидуальности).

Факторный анализ позволил выделить для каждой группы 3 фактора. В первый фактор, обозначенный как «Психодинамические и личностные характеристики беспомощности», в группе подростков с признаками беспомощности вошли: показатель надежды (-0,73); атрибутивного стиля (-0,65); отношения к неудаче (0,56); экстраверсии / интроверсии (-0,64); нейротизма (0,60); эмоциональной устойчивости / неустойчивости (фактор С) (-0,57); социальной смелости / робости (фактор Н) (-0,53); склонности к чувству вины / самоуверенности (фактор О) (0, 61) и независимости / зависимости от группы (фактор Р2) (0,57). Содержание данного фактора можно трактовать как определенный набор устойчивых характеристик индивидуальности «беспомощных» подростков: низкий уровень надежды на положительный исход будущих событий, пессимистический атрибутивный стиль, отношение к неудачам как к постоянным и повсеместным, случившимся по их вине, интровертированность, повышенный уровень ней-ротизма и эмоциональной неустойчивости, робость в общении, склонность к переживанию чувства вины, обособленность от группы.

Во второй фактор вошли: показатель нейродинами-ческого уровня - подвижность нервной системы (-0,62) и показатели социально-психологического уровня индивидуальности - отрицательный деловой (0,73) и эмоциональный (0,61) социометрические статусы и с отрицательными нагрузками положительный деловой (-0,71) и эмоциональный (-0,72) статусы. Этот фактор обозначен как «Социальная неуспешность, детерминированная ригидной нервной системой» и описывает устойчивую взаимосвязь низкого уровня подвижности нервной системы и отрицательного социометрического статуса «беспомощных» подростков.

В третий фактор, названный «Нейродинамические детерминанты беспомощности», вошли такие свойства нервной системы, как уравновешенность / неуравновешенность нервной системы (-0,82) и сила / слабость нервной системы (-0,66). Содержание данного фактора раскрывает особенности беспомощности, зафиксированные на нейродинамическом уровне интегральной индивидуальности: относительная слабость и неуравновешенность нервных процессов.

В группе подростков без признаков беспомощности были выделены следующие факторы. В первый фактор, названный «Устойчивый оптимизм», вошли показатели уравновешенности нервной системы (0,50); отношения к успеху (0,50); аффектотимия / сизотимия (фактор А)

(0,53); эмоциональная устойчивость / неустойчивость (фактор С) (0,74); добросовестность / недобросовестность (фактор в) (0,61); социальная смелость / робость (фактор Н) (0,63); индивидуализм / интерес к участию в общих делах (фактор Х) (-0,52); склонность к чувству вины / самоуверенность (фактор О) (-0,62); фрустриро-ванность / нефрустрированность (фактор Р4) (-0,63). Данный фактор отражает устойчивое сочетание характеристик «небеспомощных» подростков: высокий уровень уравновешенности нервных процессов, отношение к успехам как постоянным и универсальным, склонность видеть причины успехов в себе самом, открытость и легкость в общении, непосредственность, гибкость поведения (умение найти выход практически из любой ситуации), эмоциональная устойчивость, добросовестность, социальная смелость, интерес к участию в общих делах, самоуверенность, нефрустриро-ванность (отсутствие напряженности).

Во второй фактор вошли показатели разноуровневых свойств интегральной индивидуальности: социально-психологического уровня (высокий положительный эмоциональный и деловой статусы в группе), личностного (беспечность / озабоченность (фактор Б) (0,55)) и, как тенденция, психодинамического уровня (экстраверсия / интроверсия (0,46)). Данный фактор можно обозначить как «Успешность в группе за счет открытости и общительности», он описывает взаимосвязь таких характеристик подростков без признаков беспомощности, как жизнерадостность, общительность, энергичность и высокий социометрический статус в группе.

В третий фактор, обозначенный как «Природно-обусловленные детерминанты оптимизма», вошли свойства нейродинамического уровня (сила (0,56) и подвижность (0,55) нервной системы), а также свойства личностного уровня, включающие компонент беспомощности - пессимизм / оптимизм в отношении неудач (-0,63) и возбудимость / флегматичность (фактор Б) (0,63). Психологическое наполнение фактора можно интерпретировать как то, что наличие сильной и подвижной нервной системы обусловливает выраженную общую активность подростка, а также сопровождает склонность приписывать личным неудачам временный и локальный характер и не брать на себя ответственность за неуспех, приписывая его случайным обстоятельствам.

В группе со средними показателями по признаку беспомощности были выделены следующие факторы. В первый фактор вошли показатели личностного уровня, включающие компоненты беспомощности (показатель атрибутивного стиля (0,51) и депрессии (-0,54)), а также эмоциональную устойчивость / неустойчивость (фактор С) (0,75); беспокойство / уравновешенность (фактор Б) (-0,64); склонность к чувству вины / самоуверенность (фактор О) (-0,73) и фрустрированность / нефрустрированность (фактор Р4) (-0,86). Психологическое наполнение данного фактора определяется оптимистическим атрибутивным стилем, низким уровнем депрессии, эмоциональной устойчивостью, уравновешенностью, самоуверенностью в отличие от склонности к чувству вины и нефрустрированностью. Данный фактор по ряду входящих в него показателей соотносится с «устойчивым оптимизмом» (1-й фактор в группе «небеспо-

мощных») и представляет собой набор показателей личностного уровня интегральной индивидуальности.

Второй фактор включает в себя свойства разных уровней интегральной индивидуальности: нейродинами-ческого, личностного, социально-психологического. Сюда вошли: сила (0,68) и уравновешенность нервной системы (0,65), аффектотимия / сизотимия (фактор А) (0,62), беспечность / озабоченность (фактор Б) (0,55) и независимость / зависимость от группы (фактор Р2) (-0,61), а также показатели высокого положительного и низкого отрицательного статуса в группе. Данный фактор также имеет сходство с результатами, полученными в группе «небеспомощных» подростков (2-й фактор), и отражает взаимосвязь личностных факторов, обеспечивающих успешность в общении, с силой и уравновешенностью нервной системы, а также с положительным социометрическим статусом в группе.

В третий фактор вошли: экстраверсия / интроверсия (0,53), настойчивость / зависимость (фактор Е) (-0,72), а также показатели отрицательного эмоционального (0,64) и делового (0,53) статусов. Содержание этого фактора показывает связь неблагоприятного статуса в группе с личностными и темпераментальными чертами.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы. Беспомощность выступает как целостное психологическое образование в структуре интегральной индивидуальности (об этом свидетельствует наличие взаимосвязей на разных уровнях индивидуальности).

Структура интегральной индивидуальности в различных группах испытуемых в зависимости от выраженности признаков беспомощности отличается качественным своеобразием. В группе подростков с признаками беспомощности наибольшее количество сильных взаимосвязей наблюдается между показателями свойств психодинамического (в частности, нейротизма) и лично -стного уровней, что позволяет высказать предположение о том, что истоки (детерминанты) беспомощности коренятся именно здесь. В группе подростков с отсутствием признаков беспомощности наибольшее количество взаимосвязей обнаружено между свойствами личностного и социально-психологического уровней.

Распределение компонентов беспомощности в структуре интегральной индивидуальности имеет качественное отличие в разных группах подростков в зависимости от наличия или отсутствия у них признаков беспомощности. Как показали результаты факторного анализа, составляющие беспомощности во всех трех группах попадают в один фактор с наибольшими нагрузками, при этом очевидна их связь со свойствами психодинамического (экстраверсия / ин-троверсия, нейротизм) и личностного (факторы С, Н, О по Кеттелу) уровней.

Полученные данные могут быть полезны при проведении профилактики и коррекции негативных проявлений беспомощности у подростков, что в целом позволит повысить их адаптивные навыки к быстро изменяющимся, неопределенным условиям современной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. SeligmanM.E.P. Helplessness: on depression, development and death / M.E.P. Seligman. - San Francisco: Freeman, 1975.

2. ЦирингД.А. Феномен беспомощности в онтогенезе личности: Дис. ... канд. психол. наук / Д.А. Циринг. - Челябинск, 2001.

3. Циринг Д.А. Структура личностной беспомощности: постановка проблемы / Д.А. Циринг // Вестн. Южно-Урал. гос. ун-та. Сер. «Образова-

ние. Здравоохранение. Физическая культура». - Челябинск, 2005. - Вып. 6. - С. 176-180.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 21 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.