Научная статья на тему 'Коммуникативная активность и беспомощность подростков: результаты формирующего эксперимента'

Коммуникативная активность и беспомощность подростков: результаты формирующего эксперимента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1272
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Забелина Екатерина Вячеславовна

статье представлены результаты эксперимента по снижению беспомощности у подростков путем развития их коммуникативной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Забелина Екатерина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная активность и беспомощность подростков: результаты формирующего эксперимента»

Е.В. Забелина

КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ И БЕСПОМОЩНОСТЬ ПОДРОСТКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

В статье представлены результаты эксперилгента по снижению беспомощности у подростков путем развития их коммуникативной активности.

Феномен беспомощности, открытый американскими учеными в 70-х гг. XX века, приобретает особую актуальность применительно к российской действительности, где наиболее ярко отражаются основные детерминанты возникновения феномена-высокий уровень непредсказуемости и не контролируемости внешних событий. Беспомощность в первоначальной трактовке [5] - это психологическое состояние, которое часто является результатом неконтролируемых (не зависящих от нас) событий и проявляется специфическими дефицитами: мотивационным (торможение попыток активного вмешательства в ситуацию), эмоциональным (подавленное состояние из-за бесплодности собственных действий), когнитивным (трудность научения тому, что в аналогичной ситуации действие может оказаться эффективным). Ряд лонгитюдных исследований (М. Зелигман, 1997; Burns, Seligman, 1989) обосновывают взгляд на беспомощность как устойчивое образование, определяющее склонность человека в большинстве неразрешимых ситуаций вести себя пассивно, отказываясь от активных действий по преодолению трудностей.

В рамках проведённого автором исследования беспомощность понимается как устойчивое образование, определяющее предрасположенность человека реагировать определенным способом на жизненные трудности, проявляющееся в поведении как неспособность к активным действиям в ситуации фрустрации, стресса. В основе беспомощности лежат когнитивные особенности восприятия и интерпретации информации (пессимистический атрибутивный стиль), а также ряд связанных с ним эмоциональных, мотивационных и поведенческих особенностей [3].

В предыдущих исследованиях было показано, что беспомощность у подростков в данном понимании тесно взаимосвязана с их коммуникативной активностью [3]: коммуникативная активность у подростков с признаками беспомощности значимо ниже, чем у их небеспомощных сверстников, а также отличается качественным своеобразием.

Цель данного исследования—экспериментально установить, способно ли повышение коммуникативной активности «беспомощных» подростков оказать эффект снижения выраженности беспомощности у них.

При разработке и проведении формирующего эксперимента в качестве опорного было взято положение, сформулированное Б. А. Вяткиным [2] и подтвержденное эмпирическими данными,

о том, что в каждом возрасте и в каждой деятельности одновременно существует несколько видов активности, и для развития индивидуальности можно выделить ведущую активность, которая в наибольшей степени обладает системообразующей (гармонизирующей) функцией в структуре интегральной индивидуальности в силу большей значимости для человека. На основании этого положения была выдвинута гипотеза о том, что развитие коммуникативной активности как ведущей в подростковом возрасте может оказывать эффект снижения беспомощности у подростков.

Формирующий эксперимент осуществлялся по специально разработанной программе в течение 2007-2008 учебного года с 14 подростками (экспериментальная группа), характеризующимися наличием признаков беспомощности и низким уровнем развития коммуникативной активности. В качестве контрольной группы выступала группа с аналогичными характеристиками (14 человек). Диагностика показателей коммуникативной активности и беспомощности проводилась до и после формирующего эксперимента. В ходе эксперимента не было зафиксировано побочных переменных (например, дополнительных развивающих занятий), которые могли бы оказать влияние на его результаты: содержание учебной и внешкольной деятельности не изменилось.

Основным содержанием формирующего эксперимента стало проведение индивидуальных консультаций и групповых занятий в форме тренинга. Согласно положению С.А. Васюры [I], повышение уровня коммуникативной активности предполагает развитие подростка как субъекта общения, что обеспечивается диагностичес-

170

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2008, Том 14

©Е.В. Забелина. 2008

Таблица 1

Достоверность различий средних показателей компонентов КА в группах подростков с признаками беспомощности до и после эксперимента

Ср. знач. Ср. знач. I

до экспе после экспе

римеита риментя

Показатели Экспериментальная Контрольная Т Р Экспериментальная Контрольная т Р

Потребность в общении 4,3 4 1,123 не значимо 4,6 3,9 2,078 <0,05

Инициативность в общении 3,8 3,3 1,503 не значимо 3,9 Г з 2,941 <0,01

Легкость вступления в контакт 3,8 3,3 1,824 не значимо 4,2 3,2 2,832 <0,01

Широта кру га общения 3,7 3,6 0,338 незначимо 4,3 3,5 2,300 <0,05

Устойчивость общения 4,4 3,6 2,494 <0,01 4,7 3,7 3,633 <0,001

Выразительность в общении 4,1 3,8 0,594 не значимо 4,2 3,7 0,962 не значимо

Интегрированный показатель коммуникагивной активности 4 3,6 1,918 не знач имо 4,3 3,5 3,310 <0,01

Реальная глубина взаимоотно шен ий 4,2 3,8 0,983 не значимо 4,3 3,7 1,544 не значимо

Желаемая глубина взаимоотно шений 4,5 4,2 0,694 не значимо 4,8 4,1 1,527 не значимо

Реальный круг глубоких взаимоотно шен ий 2 1,3 1,942 не значимо 1,8 1,3 1,639 не значимо

Желаемый круг глубоких взаимоотно шений 1,9 1,2 2,338 <0,05 2,2 1,1 3,496 <0,01

ким и коррекционно-развивающим этапами социально-психологического тренинга. Следовательно, на первом этапе участники тренинга осмысливают свои индивидуальные особенности, проявляющиеся в общении, оценивают их, определяют к ним свое отношение. На втором этапе развитие коммуникативной активности достигается за счет изучения и овладения подростками приемами межличностного взаимодействия, соответствующими их индивидуальным особенностям.

Следует отметить, что формирование группы происходило по принципу добровольного участия, то есть в эксперименте участвовали лишь те «беспомощные» подростки, которые проявили желание заниматься. При построении занятий мы придерживались в целом выбранного направления программы, однако само содержание занятий не было жестко регламентировано: многие встречи были связаны с предлагаемыми участниками реальными ситуациями «проблемного» общения. Данная стратегия имела принципиальный характер, так как давала возможность учащимся самим осознавать и анализировать собственные трудности и удачные моменты в общении.

Как показал анализ различий в экспериментальной и контрольной группах подростков с признаками беспомощности после эксперимента (табл. 1), произошло повышение коммуникативной активности в экспериментальной группе по большинству показателей КА. Испытуемые стали проявлять большую инициативность при вступлении в контакт по сравнению с контрольной группой, им стало проще находить общий язык с незнакомыми людьми, они расширили свой круг общения, потребность в коммуникации у них увеличилась, при этом устойчивость в отношениях сохранилась. Интегрированный показатель коммуникативной активности в целом возрос по сравнению с экспериментальной группой. Таким образом, в то время как коммуникативная активность в контрольной группе «беспомощных» подростков естественно снизились (по результатам эксперимента), в экспериментальной группе произошло повышение основных показателей коммуникативной активности (табл. 1).

Сопоставление диагностируемых показателей внутри групп с помощью Т-критерия Стьюдента для двух зависимых выборок выявило значимые

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 5

171

Таблица2

Достоверность различий (динамика) средних показателей компонентов беспомощности в экспериментальной и контрольной группах «беспомощных» в результате эксперимента

Средние значения вэкспе рнментальной группе Средние значення в контрольной группе

Показатели До эксперимента После экспери мента Т Р я н 8 V X а 8- I Л § После эксперимента Т Р

Показатель надежды -2.8462 -2.3077 -.596 не значимо 0.333 0.533 -0.544 не значимо

Отношение к успеху 6,2308 8,2308 -1,832 <0,05 8,133 8,466 -1,234 не значимо

Отношение к неудаче 12,0000 12,8462 -1,199 не знач имо 9,866 10,06 -1,382 не значимо

Атрибутивный стиль -5,7692 -4,6154 -1,000 не значимо -1,733 -1,60 -0,619 не значимо

Уровень депрессии 17,1538 14,3077 1,281 не значимо 15,53 13,93 1,468 не значимо

Уровень самооценки 56,9231 62,8000 -1,690 <0,05 61,86 61,75 0,079 незначимо

Уровень притязаний 84,3846 84,0385 0,096 не значимо 87,53 87,63 -0,716 незначимо

Уровень личностной тревожности 50,8462 49,1538 1,351 незначимо 55,06 53,13 1,467 не знач имо

Мотивация достижения 5,4615 6,1538 -2,635 6.133 6,20 -0,435 не значимо

различия в экспериментальной группе (показатели «широта общения», «желаемая глубина взаимоотношений», «желаемый круг глубокий взаимоотношений»), в то время как в контрольной группе значения показателей КА после эксперимента остались такими же или даже ниже, чем до него, в экспериментальной - значения всех показателей повысились. Можно говорить о том, что в ходе эксперимента наблюдается положительная динамика коммуникативной активности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

По показателям беспомощности также было обнаружено некоторое изменение коэффициен-

тов показателей атрибутивного стиля, надежды и отношения к успехам в сторону снижения пессимизма в экспериментальной группе (табл. 2), в то время как в контрольной значения пессимизма остались прежними или даже увеличились. Кроме того, в экспериментальной группе после проведения эксперимента обнаружены значимые различия по трем показателям беспомощности: отношение к успеху (в сторону повышения оптимизма), самооценка и мотивация достижения (оба показателя значимо повысились). Можно сделать вывод, что развитие коммуникативной активности у «беспомощных» подростков повлияло на по-

а) до эксперимента б) после эксперимента

Рис. Графическое отображение структуры беспомощности до и после эксперимента.

1 - надежда; 2 - отношение к успеху; 3 - отношение к неудаче; 4 - атрибутивный стиль;

5 — личностная тревожность; 6 - самооценка; 7 —депрессия

172

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

вышение оценки собственной заслуги в личных успехах, развитие мотивации достижения и повышения оптимистичности в целом, а значит, привело к некоторому снижению беспомощности.

Таким образом, сравнение показателей в экспериментальной группе до и после проведения эксперимента выявило наличие значимых изменений, указывающих на повышение коммуникативной активности у «беспомощных» подростков, а также тенденцию к снижению признаков беспомощности за счет снижения уровня пессимизма и повышения оптимизма при объяснении происходящих событий, то есть за счет изменения стиля атрибуции. В целом можно сделать вывод, что повышение коммуникативной активности у подростков оказало положительный эффект на выраженность беспомощности у них: часть негативных показателей беспомощности значимо снизилась, остальные имеют выраженную тенденцию к снижению.

Корреляционный анализ показателей беспомощности в экспериментальной группе показал наличие различий в структуре беспомощности до и после формирующего эксперимента (рис.).

Согласно полученным данным, можно констатировать, что в результате формирующего эксперимента разрушались две взаимосвязи: положительная (между отношением к неудаче и тревожностью) и отрицательная (между отношением к неудаче и атрибутивным стилем), а также образовались две новые взаимосвязи - между оптимизмом и депрессией и самооценкой и тревожностью, которые носят отрицательный характер. Однако если вновь образованные связи не являются специфически новыми для структуры беспомощности в этой выборке, то факт разрушения изначально существующих связей принимает в контексте данного исследования важный характер. Речь идет о том, что пессимистическое отношение к неудачам как важный фактор при формировании беспомощности перестал быть взаимосвязан с атрибутивным стилем личности и ее тревожностью, а значит, не может больше оказывать влияние на стиль объяснения причин происходящих событий и уровень личностной тревож-

ности. Разрушение таких важных взаимосвязей в структуре беспомощности дает возможность говорить об уменьшении ее целостности, о ее пере-структурировании в ходе эксперимента.

Результаты формирующего эксперимента дают возможность говорить о том, что развитие ведущей (коммуникативной) активности в подростковом возрасте оказывает эффект на феномен беспомощности, снижая выраженность отдельных компонентов и изменяя общую структуру. В частности можно констатировать наличие перемен в когнитивном компоненте беспомощности: снижения уровня пессимизма и повышения оптимизма при объяснении происходящих событий, то есть изменение стиля атрибуции, а также изменение самой структуры беспомощности за счет разрушения взаимосвязей между элементами когнитивного и эмоционального компонентов.

Полученные данные могут быть полезны при проведении профилактики и коррекции негативных проявлений беспомощности у подростков, одним из важных направлений которой должно стать развитие их коммуникативной активности.

Библиографический список

1. Васюра С. А. Коммуникативная активность школьников подросткового возраста и ее развитие: Дис.... канд. психол. наук. - Пермь, 1998. - С. 109.

2. Вяткин Б, А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика. - Пермь: Изд-во «Книжный мир», 2005. - С. 284-285.

3. Забелина Е.В. Взаимосвязь беспомощности и коммуникативной активности в подростковом возрасте // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 32 (70): Аспирантские тетради. Ч. П, -СПб., 2008. - С. 58-62.

4. Циринг Д.А. Феномен беспомощности в онтогенезе личности: Дис.... канд, психол. наук. -Челябинск, 2001.

5. Seligman M.E.P. Helplessness: on depression, development, and death. - San Francisco: Freeman, 1975.

Педагогика, Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 5

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.