Научная статья на тему 'Результаты исследований рынка как основа управления условиями договора лизинга'

Результаты исследований рынка как основа управления условиями договора лизинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ДОГОВОР ЛИЗИНГА / УСЛОВИЯ ДОГОВОРА ЛИЗИНГА / ЛИЗИНГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / ЛИЗИНГОВАЯ СДЕЛКА / LEASING / CONTRACT OF LEASING / THE TREATY PROVISION OF LEASING / LEASING PAYMENTS / LEASING DEAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронова Кристина Анатольевна

В статье дается определение понятий «лизинг», «лизинговая сделка», «лизинговые платежи», «условия договора лизинга». Анализируется влияние изменений условий договора лизинга на показатели социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of researches of the market as a basis of management of treaty provisions of leasing

In article is defined concepts "leasing", « leasing deal », « leasing payments », « treaty provisions of leasing ». Influence of variations of treaty provisions of leasing on parameters of social and economic development of region is analyzed.

Текст научной работы на тему «Результаты исследований рынка как основа управления условиями договора лизинга»

Миронова Кристина Анатольевна

Mironova Christina Anatoljevna Аспирант / Graduate student E-Mail: christinkamironova@mail.ru

08.00.01 Экономическая теория

Результаты исследований рынка как основа управления условиями

договора лизинга

Results of researches of the market as a basis of management of treaty

provisions of leasing

Аннотация: В статье дается определение понятий «лизинг», «лизинговая сделка», «лизинговые платежи», «условия договора лизинга». Анализируется влияние изменений условий договора лизинга на показатели социально-экономического развития региона.

The Abstract: In article is defined concepts "leasing", « leasing deal », « leasing payments », « treaty provisions of leasing ». Influence of variations of treaty provisions of leasing on parameters of social and economic development of region is analyzed.

Ключевые слова: Лизинг, договор лизинга, условия договора лизинга, лизинговые платежи, лизинговая сделка.

Keywords: Leasing, the contract of leasing, the treaty provision of leasing, leasing payments, leasing deal.

***

Лизинг представляет собой вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей. В мировой практике термин «лизинг» используется для обозначения сделок, основанных на аренде оборудования, машин, транспортных средств, сооружений производственного назначения [5].

Эффективность использования лизинга в рамках инвестирования реального сектора экономики тесно связана с маркетингом. Изучение актуального состояния рынка и рыночной конъюнктуры, прогнозирование перспектив развития, наличия востребованных товаров и услуг, спроса и предложения, потребительских предпочтений, ценовой динамики, в целях решения задачи успешного продвижения на рынок продукта компании - это составляет сущность маркетинговых исследований.

Как правило, выделяют три метода маркетинговых исследований - кабинетные, качественные и количественные.

В основу кабинетных исследований положен анализ и изучение вторичной информации. Источниками такой информации выступают внутренние документы компании, отчеты конкурентов, базы данных официальной статистики (Мосгорстат, Госкомстат), правительственные публикации, интернет-сайты игроков рынка, СМИ. Благодаря использованию такого широкого спектра данных представляется возможным получение

комплексного представления о рынке и его ключевых игроках.

Качественные исследования представляют собой один из методов, основанный на сборе и анализе первичной информации. Целью сбора маркетинговой информации, проводимой по специальной методике, является выявление качественных параметров поведения потребителей. Применение качественных методов позволяет получить информацию о глубинной мотивации реальных и потенциальных потребителей изучаемого продукта или услуги и определение предпочтений респондентов. К качественным методам сбора информации относятся фокус группы, глубинные интервью, экспертные интервью, тайный покупатель.

Третьим видом маркетинговых исследований являются количественные исследования. Количественные исследования включают сбор первичной информации, носящей количественный характер. К ним относятся личный опрос, телефонный опрос, интернет опрос, холл-тест, мониторинг.

Нестабильная финансовая обстановка в России обуславливает затруднение в установлении объективности в оценке платежеспособности лизингополучателя и носит случайный характер, что, в свою очередь, приводит к невозможности полного использования преимуществ лизинга. В то же время острым встает вопрос об оценке конкурентоспособности продукции на рынке, выпускаемой с помощью имущества, полученного в соответствии с договором лизинга, что невозможно без предварительной оценки ожидаемого спроса на эту продукцию. Так же важным для лизингодателя является владение данными о состоянии рынка средств производства (имущества, поставляемого по договору лизинга) и тенденциях его развития, с целью нахождения возможности реализации имущества, в том случае, если лизингополучатель окажется неплатежеспособным.

Этим и обусловлена необходимость проведения комплексных маркетинговых исследований при подготовке договора лизинга.

Правильная оценка конъюнктуры рынка является одной из основных проблем при заключении договора лизинга, которая объясняется тем, что предмет лизинга может быть реализован в случае невыполнения условий договора лизингополучателем (например, имущество может быть продано или сдано повторно в лизинг). Необходимо провести оценку возможного изменения ликвидности предмета лизинга за весь действующий период договора. Эти колебания могут происходить при динамике рынка, а также за счет физического и морального старения имущества.

Отрицательные последствия при оценке риска сделки и условий контракта могут быть вызваны любыми рыночными ограничениями, касающимися предмета лизинга (например, несерийность имущества, узость сегмента его использования, особые технические характеристики имущества и т. д.).

Пересмотру подлежат условия договора лизинга, в том случае, если финансовое положение лизингодателя ухудшилось, в результате изменения конъюнктуры рынка, повлекшие изменения условий хозяйствования лизингодателя. В соответствии с этим, при почти ежегодном пересмотре стоимости основных фондов, в договоре лизинга должны быть оговорены конкретные условия пересмотра общей суммы лизинговых платежей и оставшихся периодических платежей [6, с. 155].

К основным параметрам договора лизинга относят: условия предмета лизинга, условия о выборе продавца и предмете лизинга, условия о сроке лизинга, условия о размере лизинговых платежей. Определение суммы лизинговых платежей является одним из наиболее сложных элементов планирования лизинговой сделки и подготовки договора лизинга. Эффективность проведения данного этапа будет влиять на формирование цены лизинга, что

чрезвычайно важно как для лизингодателя, так и для лизингополучателя.

Поэтому, расчет обоснованного, с экономической точки зрения, размера платежей является одним из основных этапов ценообразования лизинговой сделки. Он позволяет обеспечить лизингодателю определенный уровень доходности, а лизингополучателю -приемлемый в конкретных условиях уровень затрат.

Учет и правильное отражение в текущих лизинговых платежах величины всех понесенных им расходов по лизинговой сделке является важным аспектом для лизингодателя. К числу таких расходов относят расходы, связанные с исполнением договора купли-продажи имущества (т. е. расходы по привлечению кредитных ресурсов, уплате налогов, пошлин, проведению монтажных работ и т.д.); расходы, связанные с исполнением договора лизинга с лизингополучателем (расходы по подготовке и проведению сделки - заработная плата персонала, аренда помещения, командировочные расходы, транспортные издержки, канцелярские товары, расходы по контролю за имуществом, расходы по страхованию, в том случае, если это договором обязуется к исполнению лизингодателем, компенсация расходов лизингодателю за использованные им собственные средства, уплата текущих налогов, сборов, дополнительные услуги, предусмотренные договором лизинга и т. д.).

Также в стоимость лизинга лизингодатель стремится включить ту прибыль, которую он ожидает получить за предоставленные им лизинговые услуги, включая и рисковую премию.

Что же касается лизингополучателя, то для него представляется необходимым детальное рассмотрение методики расчета лизинговых платежей, состава учитываемых элементов платежа и в дальнейшем контроль обоснованности проведения соответствующих расчетов лизингодателем.

Определение «лизинговые платежи» во многом отражает стоимость предмета лизинга для лизингополучателя. Во время выполнения договора лизинга предприятие-лизингополучатель выплачивает лизингодателю сумму лизинговых платежей, в состав которых должны входить такие элементы, как амортизация имущества, плата за финансовые ресурсы, лизинговая маржа лизингодателя, рисковая премия, плата за оказываемые лизингодателем дополнительные услуги лизингополучателю, плата за различные формы страхования, сумма налогов.

Начисление амортизации лизингового имущества может осуществляться 2 способами. Согласно первому начисление амортизации происходит на основе двух методов - линейного и нелинейного (метод уменьшающегося остатка). В соответствии со вторым - ускоренным методом с коэффициентом ускорения (для большинства видов имущества) не выше 3, замедленным методом начисления (например, с коэффициентом не ниже 0,5). Согласно публично-правовым актам по лизингу, в России установлены одни из самых высоких в мире коэффициентов ускоренной амортизации. Такая мера имела целью не только минимизацию рисков лизингодателей и быстрейший возврат им вложенных в лизинговый проект средств, но и предоставление льгот (преференций) лизингополучателям в части сокращения у них налогооблагаемой базы прибыли. Следует отметить, что при реализации механизма ускоренной амортизации противопоставления интересов участников лизинговой операции не возникает, а также появляется возможность ускорить и возврат лизингодателю инвестированных им средств.

Плата за финансовые ресурсы, привлекаемые лизингодателем для осуществления лизинговой сделки (например, кредиты банка, другие заемные средства или собственные средства лизинговой компании). Положение на валютном и рублевом кредитном рынке, которое зависит от уровня инфляции, во многом определяет стоимость этих ресурсов.

Лизинговая маржа лизингодателя, а в ряде случаев и комиссионные выплаты,

комиссионное вознаграждение и т.п., включает в себя собственные расходы лизингодателя и получаемую им прибыль. Причем, в состав расходов (затрат) лизингодателя может включаться и оплата услуг лизинговым брокерам в соответствии с соглашением между ними.

Величина рисковой премии, которая также входит в состав лизинговых платежей, зависит от уровня различных видов рисков, с которыми лизингодатель сталкивается в ходе реализации проекта, например финансовые риски (риски невозврата лизинговых платежей). Риск учитывается в цене лизинговых услуг, при чем больше риск, тем выше ставки лизинговых платежей. Однако, следует иметь в виду, что рисковая премия лизингодателя может быть учтена в ставке лизингового процента.

Плата за оказываемые лизингодателем дополнительные услуги лизингополучателю, в соответствии с договором лизинга, например, консалтинговые, юридические, технические, аутсорсинг, а также приобретение у третьих лиц: прав на интеллектуальную собственность («ноу-хау», лицензионных прав, прав на товарные знаки, марки, программное обеспечение); товарно-материальных ценностей, необходимых в период проведения монтажных и пусконаладочных работ и т. д.

Так же в величине лизинговых платежей учитывается плата за различные формы страхования (имущества, переданного в лизинг, возврата лизинговых платежей и т. д.), если они осуществлялись лизингодателем.

Последней составляющей платежей является сумма налогов, которые выплачиваются лизингодателем за сдаваемое в лизинг имущество.

Следует учитывать, что лизинговая компания должна подходить к каждой конкретной лизинговой сделке индивидуально, что позволит учесть все нюансы и обстоятельства, в которых работает лизингополучатель, а также различные виды и формы гарантий, которые он может предоставить лизингодателю.

Характер лизинговых платежей зависит от 3-х основных факторов-формы расчета между лизингодателем и лизингополучателем, состава учитываемых элементов платежа и применяемого метода начисления.

В соответствии с 1-м фактором выделяют:

1) денежные расчеты, когда все платежи производятся в денежной форме;

2) компенсационные расчеты, когда платежи осуществляются в форме поставки товаров, произведенных на сданном в лизинг оборудовании или путем зачета услуг, оказываемых друг другу лизингодателем и лизингополучателем. Причем, для лизингодателя, чем короче лизинговый период, тем меньше риск, сопряженный с фиксацией цен на встречный товар на длительный промежуток времени. Более продолжительный лизинговый период увеличивает риск, который ложится на лизингодателя и посредника в связи с увеличением вероятности неблагоприятного изменения рыночной цены на встречный товар, поставляемый в рамках договора о погашении задолженности по лизингу. И, наоборот, меньший риск несет лизингодатель в короткий период компенсационной лизинговой сделки;

3) смешанные расчеты, в случае применения обеих указанных форм платежа.

В рамках состава учитываемых элементов платежа принято рассматривать амортизацию, дополнительные услуги, лизинговую маржу лизингодателя, страхование и др.

В соответствии с 3-м фактором - применяемым методом начисления различают:

а) с фиксированной общей суммой;

б) с авансом (депозитом);

в) с учетом выкупа имущества по выкупной (остаточной) стоимости;

г) с учетом периодичности внесения (ежегодные, полугодичные, ежеквартальные, ежемесячные);

д) с учетом срочности внесения (в начале, середине или в конце периода платежа);

е) с учетом способа уплаты - равномерными равными долями; увеличивающимися или уменьшающимися размерами (в зависимости от финансового состояния лизингополучателя и условий договора).

Также выделяют и так называемые «платежи-расширение» (bell rentals), которые представляют собой лизинговые платежи, предусмотренные договором, имеющие две тенденции: сначала увеличиваются и достигают своего пика к середине лизингового периода, а затем уменьшаются. Применение таких платежей целесообразно в ситуациях, когда объект лизинга используется для сезонных работ.

Для предприятия, получающего имущество в лизинг, важно ориентироваться в методике расчета лизинговых платежей, составе учитываемых элементов платежей. В результате чего расходы могут быть минимизированы, что позволит лучше контролировать лизингодателя [3, с. 305-309].

В условиях развивающихся рынков лизинговой фирме для успешного осуществления своей деятельности важно поэтапное прохождение 3-х фаз. Во-первых, изучение рынка лизинговых услуг и основных тенденций его развития, затем анализ направления развития хозяйствующих субъектов - потенциальных лизингополучателей, и, заключительной является, получение спроса и предложения на конкретные виды имущества.

В ходе проведения маркетинговых исследованиях рынка имущества, которое может стать предметом лизинга, рекомендуется анализирование таких элементов как, колебание рыночных цен на оборудование, цены и тарифы на сопутствующие товары, а также транспортные тарифы, тарифы на электроэнергию и др.

Основные цели потенциальных лизингодателя и лизингополучателя совпадают. Это обусловлено встречным интересом лизингодателя найти потенциальных клиентов, заинтересованных в лизинге, а лизингополучателя найти фирму, которая сможет предоставить ему необходимое имущество в лизинг. Как правило, инициатива исходит от потенциального лизингополучателя, что связано с отсутствием достаточного объема средства для реализации готового инвестиционного проекта.

Наличие конкуренции является важнейшим свидетельством развитости рынка, ввиду чего каждая компания стремится заручится доверием большего числа клиентов, посредством предоставления более выгодных условий сделок. Но за усилением конкуренции, часто идет ее обострение, что в конечном итоге сказывается на цене лизинговой услуги.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что стратегический успех компании напрямую зависит от спокойного и неспешного поиска надежных проектов, источников их финансирования, заключения новых договоров, путем выполнения принятых обязательств в срок и в полном объеме.

Уникальная экономическая природа лизинга выступает в качестве стимулятора экономической и инвестиционной активности предпринимательства любого уровня. Известно, что устойчивое развитие региона напрямую зависит от степени влияния факторов

макросреды и микро-уровня. Наиболее существенными показателями, отражающих влияние этих факторов, на наш взгляд, являются: ВВП, ВРП, объем инвестиций в основной капитал на душу населения, уровень экономического результата, уровень реального благосостояния населения региона, уровень дохода консолидированного бюджета региона.

Взаимодействие показателей и изменение основных параметров договора лизинга имеют непосредственный характер. Являясь в свою очередь специфичной формой инвестиционной деятельности, лизинг оказывает благоприятное влияние на инвестиционную привлекательность. Путем установления дополнительной системы льгот, которые стимулируют развитие лизингового бизнеса, органы власти увеличивают приток инвестиций в основной капитал хозяйствующих субъектов, способствующее увеличению отдачи на вложенный капитал.

Одновременно с этим, для экономики региона, лизинг служит средством стимулирования капиталовложений в основные средства. Это ведет к увеличению продаж новой техники, обновлению основных производственных фондов, повышению производительности труда и капитала, а также увеличению выпуска новой конкурентоспособной продукции.

Так же лизинг может стать одним из основных факторов, оказывающих влияние на социальную стабильность, поскольку оказывает существенное влияние на занятость и доходы населения, посредством создания и тесной взаимосвязи лизинговых компаний с реальным сектором.

Более сложная организация регионального лизинга обуславливается не только числом субъектов данных отношений и специфической особенностью выполняемых ими функций, но и особенностями региональных инвестиционных проектов, требующих осуществления комплекса организационно-правовых, финансовых, технических, маркетинговых и производственных процессов.

Эффективное использование лизинга имеет ярко выраженный долгосрочный эффект, который складывается, учитывая специфику развития региона, как из объективного преимущества более оперативного использования результатов научно-технического прогресса, увеличения масштабов деятельности производства, минимизации затрат и интенсификации всего производственно-технологического процесса, так и улучшения основных макроэкономических показателей развития региона.

Лизинг представляет собой систему экономических отношений, характеризующихся взаимосвязанностью и взаимной увязкой ее элементов. Отличительным признаком этой системы является содержание в ее составных элементах сравнительно небольшой доли всей информации (результата). Эффект от использования лизинга имеет экономические и социальные критерии: в соответствии с первыми, эффект проявляется в процессе

производства (количественные показатели, критерии и характеристики производственного процесса), в соответствии со вторыми, и в социальной сфере жизнедеятельности людей (качественная оценка).

Достигнутые экономический (количественный) и социальный (качественный) эффекты выражаются в сохранении и реконструкции значительного числа устаревших и слабо технически оснащенных рабочих мест, увеличении степени социальной защищенности работников предприятий. Таким образом, будет достигнуто ослабление социальной напряженности в регионе и устойчивый рост реальных денежных доходов.

Учитывая долгосрочный эффект использования лизинга, следует отметить, что лизинг является наиболее эффективным средством развития всех звеньев региональной экономики.

Также следует отметить и тот факт, что использование лизинговых схем кредитования оказывает непосредственное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства. Это заключается в следующем: предприятие получает фактически ссуду, близкую к стоимости предмета сделки, который поступает в его пользование. Такая ситуация выгодна именно для малого бизнеса, где практически всегда имеет место нехватка денежных средств, а активное использование преимуществ лизингового инвестирования дает малому и среднему бизнесу возможность осуществлять свою текущую деятельность.

В соответствии с опросом, проводимым у лизинговых компаний, потенциальных клиентов и органов власти, нам удалось выявить прямую закономерную зависимость между изменениями, как существенных, так и дополнительных условий договора лизинга и функционированием социально-экономической системы региона.

Необходимо отметить, что изменение такого основного параметра договора лизинговых операций, как условия предмета лизинга, которое включает в себя установление предмета сделки (например, автотранспортное средство, сооружение, оборудование и т.д.), неразрывно связано с таким показателем, как уровень доходов консолидированного бюджета региона. В результате развития лизинга в качестве применяемого инструмента, целями которого является и поддержание необходимого уровня экономической стабильности региона, показатель уровня доходов консолидированного бюджета региона будет характеризоваться увеличением. Это, в большей мере, связано с отчислениями в региональные бюджеты налоговых платежей на предмет лизинга, который может быть, как было уже сказано, различным.

Социальная сторона изменения параметра условия предмета лизинга отражается варьированием такого показателя как уровень реального благосостояния региона. Следует подчеркнуть, что увеличение доходов региональных бюджетов способствует созданию условий для повышения качества жизни населения региона, а также возможности более справедливого распределения доходов между отдельными его группами.

На современном этапе развития лизинговых отношений обязанность по выбору продавца, так же как и предмета лизинга, ложится на лизингополучателя. От этого выбора зависит дальнейший успех в развитии партнерских и договорных отношений между субъектами, и развитие деловой активности в регионе.

Сложный характер имеет и изменение условия о сроках договора лизинга. Например, в настоящее время в России сроки договоров лизинга, которые относятся к существенным условиям договора, чаще всего совпадают со роками кредитных договоров. Причем, средние сроки договоров лизинга ещё в 2007 году превышали 5 лет. С увеличением срока договора лизинга увеличиваются финансовые риски такие, как невозврата лизинговых платежей. В таком случае учитывается рисковая премия, что повышает цену лизинговых услуг. Подобная ситуация ведет к улучшению условий и возможностей кредитования инвестиционных проектов. А также, в связи с увеличением сроков договора лизинга - применяют регулирующий коэффициент ускоренной амортизации, который позволяет сократить нормативные сроки амортизации, и включить в лизинговый оборот новые виды имущества.

Одним из наиболее важных этапов в договоре лизинга является определение его цены, т.е. размера лизинговых платежей. Изменение этого условия в договоре будет влиять как на показатель уровня доходов консолидированного бюджета региона, так и на объем инвестиций в основной капитал.

Плата за страхование, например, автотранспортного средства, передаваемого лизингополучателю, относится к дополнительным условиям договора, и просто прибавляется к основной величине лизингового платежа, но ее изменение, в основном увеличение, ведет к

необходимости внесения корректив в основной договор лизинга.

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, о том, что лизинг представляет собой услугу, которая нацелена на улучшение инвестиционного климата в стране. И, таким образом, при дальнейшем развитии лизинга развивается и система оказываемых услуг конечному пользователю.

Таким образом, изменение существенных и дополнительных условий договора лизинга вызывает незамедлительную реакцию рынка, как на макро, так и на микроуровне. В качестве результата на микроуровне будет расширение перечня лизинговых услуг, учитывающих интерес лизингополучателей; введение на рынок новых лизинговых продуктов, которые в значительной мере предопределяют дельнейшее привлечение инвестиций в различные проекты, что на предприятиях означает создание большего числа рабочих мест. На макроуровне заинтересованность в лизинге и успешность его развития предполагает усиление конкуренции на рынке лизинговых услуг; совершенствование ценообразования; расширение и качественное обновление номенклатуры предметов лизинга; число отраслей народного хозяйства, которые будут использовать лизинг в качестве одного из наиболее эффективных инструментов вовлечения в оборот новых основных производственных фондов, будет характеризоваться последующим ростом; и, как следствие, использование лизинга станет повсеместным, что позволит вовлекать в лизинговые отношения все большее количество предприятий и организаций.

1. Газман В.Д. Лизинг. Статистика развития. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008.-

2. Газман В. Д. Лизинг. Финансирование и секьюритизация. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2011.- 469 с.

3. Газман В.Д. Ценообразование лизинга. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006.- 543 с.

4. Методы маркетинговых исследований [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fenixconsult.ru/services/research/common.html

5. Сущность лизинга [Электронный ресурс] // Режим доступа:

http://antireider.msk.ru/lizing/suschnost-lizinga.php

6. Философова Т.Г. Лизинг: 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008 .- 191 с.

Рецензент: Зайцев Алексей Геннадьевич, к.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Орловский Государственный Университет» (ОГУ).

ЛИТЕРАТУРА

591 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.