Научная статья на тему 'Результаты государственного централизованного тестирования в Мордовии (1999 г. )'

Результаты государственного централизованного тестирования в Мордовии (1999 г. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты государственного централизованного тестирования в Мордовии (1999 г. )»

ИНФОРМАЦИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО

ТЕСТИРОВАНИЯ В МОРДОВИИ (1999 г.)

В последнее время все большее количество вузов России переходит на тестовую систему организации вступительных испытаний абитуриентов. К их числу относится и Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева. Здесь создано Региональное представительство Центра тестирования, которое непосредственно в республике руководит подготовкой и проведением централизованного тестирования. Необходимо иметь в виду, что тестирование имеет ряд преимуществ по сравнению с классическим устным или письменным экзаменом. Во-первых, устраняется личностный момент — учащийся меньше волнуется перед листом бумаги, чем перед лицами экзаменаторов, исключаются субъективные ощущения приязни и неприязни экзаменаторов. Во-вторых, здесь меньше возможности влияния на экзаменаторов с целью повышения оценки. Бланки ответов оперативно отправляются в Москву в Центр тестирования на 'компьютерную обработку. Машинная оценка знаний беспристрастна. В-третьих, число вопросов значительно выше и, следовательно, вероятность получить незаслуженную оценку меньше.

Названные факторы активно проявили себя в тестировании 1999 г. Оно прошло организованно и в установленные сроки, а его результаты обеспечили доверие как со стороны участников, так и со стороны руководства университета и органов управления Министерства образования республики. Следует отметить, что подавляющее число участников тестирования составляли выпускники школ — 78 %, лицеев и гимназий — 14 %. Остальные участники — учащиеся других типов учебных заведений. Заметно более высокую активность при тестировании проявили девушки.

Больше всего тестируемых было по математике (704 чел.) и истории России (315 чел.). Это вполне понятно, ведь математика и история России являются профилирующими дисциплинами на экономическом, математическом, юридическом факультетах, в историко-социоло-

гическом институте, куда ежегодно много желающих поступить. Меньше всего тестируемых было по немецкому (38 чел.) и французскому языку (всего трое).

Тестирование проводилось по И школьным дисциплинам: химии, биологии, русскому языку, географии, истории России, обществознанию, математике, физике, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому). Результаты его представлены в таблице.

Наилучшие знания будущие абитуриенты показали по русскому языку —

оценки „четыре и „пять получили 75 % учащихся, по биологии — 63, по обществоведению — 55 % школьников. Всего 866 чел., т. е. почти каждый третий подвергшийся тестированию, получили хорошую и отличную оценки. Причем абитуриенты, прошедшие довузовскую подготовку, выпускники лицеев, гимназий, профильно-педагогических классов набрали более высокие баллы.

Все прошедшие тестовый контроль имели на руках сертификаты установленного образца, которые по заявлению абитуриентов принимались приемной комиссией вуза в качестве официального документа, подтверждающего их уровень подготовки по той или иной дисциплине. На экономический факультет таким образом „прошли“ 20 чел., на юридический — 21, в институт электроники и светотехники — 23, на медицинский факультет — 33 чел.

Наиболее значимыми были результаты тестирования для медалистов. При наличии в сертификате такого абитуриента отличной оценки по профилирующей дисциплине он становился студентом-ога-ревцем задолго до начала приема документов в университет. Таких насчитывалось 65 чел. Все они успешно справились с предложенными тестами, что свидетельствует о прочности знаний, полученных ими в школе. На специальность „Лечебное дело“ зачислено 14 медалистов, на специальность „Бухгалтерский учет и аудит“, „Финансы и кредит“ — соответственно 5 и 6. На специальности „Юриспруденция“ половина плановых мест бы-

1999. N° З

л а занята теми, кто участвовал в тести- 65 чел. Это свидетельствует о том, что ровании.

Вместе с тем не все тестируемые набрали высокий балл. 512 чел. (24 %)

рии

пол у ч и л и н е у л ов л етв о р И'т е л ь и у ю оц е и к у, 721 (или 34 %) — оценку „три“

Не может устраивать уровень знаний учащихся по иностранным языкам. Только трое тестируемых получили отличную оценку: по английскому языку — 2 чел.,

* * по немецкому языку — 1. Среднее значение доли верных ответов составило лишь 47,5 %. Это очень мало. Немногие набрали высокий тестовый балл по исто-России — всего 18 чел. Довольно много было неудовлетворительных (71) и удовлетворительных (113) оценок. По математике 228 чел. выдержали тестовый контроль на „два'4 и 261 чел. — на „три“ Среднее значение доли верных ответов гго этой дисциплине составило 43,7%, когда по России — 48, 2 %. Очевидно, здесь есть о чем подумать учителям.

Большинство поступивших в университет по результатам тестирования — из Саранска. Таких 174 чел., в то время как из районов Мордовии — всего

выпускники сельских школ недостаточно активно участвуют в централизованном тестировании. В результате остаются невостребован н ы м и ими многие с: i к 11, и ал ь-ности, имеющиеся в вузе. Например, совсем нет студентов, зачисленных на первый курс по итогам тестирования, в институте механики и энергетики, на строительном и географическом факультетах.

Опыт централизованного тестирования в Мордовии показывает, что эта деятельность приобретает все большую популярность среди выпускников общеобразовательных учреждений. Она эффективна. позволяет повысить объективность экзаменационных оценок на вступительных испытаниях, увеличивает шанс поступить в вуз без экзаменов. Можно не сомневаться, что данная форма оценки знаний учащихся и в дальнейшем будет активно использоваться для отбора абитуриентов. Университет заинтересован в том, чтобы самые лучшие из них стано-

/ ш

вились студентами.

Г1. Ф. ПОТАПОВ, руководитель Регионального представительства Центра тестирования при МГУ им. Н. П. Огарева

Результаты централизованного тестирования по пятибалльной шкале оценок

J I 1 1 J № j Предмет Пятибалльная шкала

2 (два) 3 (три) 4 (четыре) 5 (пять)

Интервал тестовых баллов и число учащихся, набравших их

п/п Интервал баллов Процент Интервал Процент Интервал баллов Процент Интервал баллов Процент

число учащихся баллов число учащихся число учащихся число учащихся

1 Русский язык 0 — 58 0 0 59 — 76 25 1 2 77 — 90 42 91 — 100 33

20 16

2 Математика 0 — 28 32 228Г 29 — 52 37 261 53 — 80 23 81 — 100 8

~Т61 ~ 54

3 Физика 0 — 29 29 61 30 — 44 37 ~7Г 45 —64 23 “Т8 65 100 11

4 Химия 0 — 35 18 36 — 56 39 57 — 72 27 73 — 100 15

26 55 39 22

5 Биология 0 — 35 11 36 — 46 26 “78 47 — 69 51 70 — 100 12

33 151 36

6 История России 0 — 33 23 34 — 47 36 48 — 70 36 71 — 100 6

71 1 13 113 18

7 Г еография 0 — 38 21 39 — 52 35 53 — 69 36 70 — 100 8

36 60 6Г 13

8 Английский язык 0 — 39 40 29“ 40 — 49 25 ТУ 50 — 76 32 71 100 3

23 1

9 Немецкий язык 0 — 40 24 41 — 53 45 54 — 64 29 65 100 3

9 17 1 1 Л

10 Французский язык 0 — 42 0 43 — 64 100 65 — 88 0 89 100 0

0 3 0 0

11 Обшествознание 0 — 38 19 19 39 — 47 26 ~1б~~ 48 — 59 47 60 — 100 8

47 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.