Научная статья на тему 'Мордовский университет в региональной системе образования'

Мордовский университет в региональной системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мордовский университет в региональной системе образования»

МОРДОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В РЕГИОНАЛЬНОЙ

СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Е. Фомин, первый проректор МГУ им. Н.П. Огарева, профессор

Современный университет, будучи учебным заведением, фактически решает три взаимосвязанные задачи: собственно учебную - осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров как носителей определенного комплекса знаний и умений; воспитательную-занимается формированием специалиста как члена общества; научную - является центром развития науки.

Выполняя данные функции, один из крупнейших вузов России - Мордовский госуниверситет - взаимодействует с множеством учреждений и организаций, образуя с ними различные комплексы. Связи внутри этих комплексов чрезвычайно многообразны. Важным элементом системы образования Республики Мордовия стал Региональный учебный округ при Мордовском университете. Осуществляемая в его рамках академическая интеграция образовательных учреждений обеспечивает высокий уровень преемственности между общеобразовательными учреждениями, средними профессиональными и высшими учебными заведениями.

Решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2000 г. № 21/3 нашему университету присвоен статус федеральной экспериментальной площадки для реализации программы эксперимента по разработке основных положений и механизмов функционирования университетских комплексов по модели университетского округа. Мы понимаем, что присвоение этого статуса обозначает признание заслуг университета в решении проблем интеграции образования, но вместе с тем и налагает большую ответственность. Работа в данном направлении продолжается, а подробно проблемы становления и развития университетских комплексов рассматриваются на ставших традиционными ежегодных научных конференциях на базе Мордовского

университета, обсуждаются на страницах журнала «Интеграция образования».

Опыт работы МГУ им. Н.П. Огарева в указанном направлении вышел уже за границы России. В апреле 2001 г. в Зальцбурге (Австрия) состоялся международный симпозиум, на который была приглашена делегация Мордовского госуниверситета во главе с ректором Н.П. Макаркиным. На симпозиуме были сделаны доклады, освещающие три международньгх практических примера по созданию университетских комплексов: США, Венгрии, России (Мордовии). Доклад, с которым от нашей страны выступил профессор Н.П. Макаркин, вызвал живой интерес у ученых многих стран мира. Экспертная группа Зальцбургского симпозиума приняла приглашение Мордовского университета посетить наш вуз с целью изучения его опыта и анализа деятельности .

Прошедший учебный год в жизни Мордовского госуниверситета был не совсем обычным. Прежде всего, это был год подготовки к празднованию 70-летия университета. Показательно, что по результатам рейтинга, проведенного Минобразованием России по итогам 2000 г., МГУ им. Н.П. Огарева вошел в первую треть лучших классических университетов РФ.

Одним из самых ответственных моментов в работе администрации, педагогического коллектива университета является формирование нового контингента студентов — проведение вступительных экзаменов среди абитуриентов, изъявивших желание поступить в наш вуз.

В текущем году самый высокий конкурс по традиции сохранили специальности юридического, экономического факультетов, историко-социологического института и некоторые другие. Вместе с тем повысили свой рейтинг специальности инженерного и сельскохозяйственного профилей. Так, «Энергообеспечение предприятий»,

©Н.Е. Фомин, 2001

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«Механизация сельского хозяйства», «Го- до начала приемной кампании Республика

родское строительство и хозяйство», «Тех- Мордовия -была включена в число регио-

нов, в которых планировалось проведение единого государственного экзамена. Одна-

нология обслуживания и ремонта машин»

вошли в первую двадцатку специальностей, имеющихся в университете.

По 12 специальностям среди поступа-

ко опыт тестирования, накопленный Мордовией за последние пять лет, и подробный

ющих был конкурс медалистов, что созда- анализ его итогов позволили сделать Бывало значительные сложности при работе вод с том, что полномасштабный экспери-

приемнои комиссии и усложняло дальнейшую судьбу медалистов.

мент в республике проводить рано. Например, рекомендованные Минвузом РФ тес-

В ходе приемной кампании 2001 г. было ты по математике были предложены уча-установлено несколько «рекордов» для уни- щимся лицея № 4, специализирующимся по

верситета:

- самое большое число специальностей (61), на которые был объявлен прием

физико-математическим дисциплинам, а также студентам разных курсов математического факультета университета. Ре-

студентов (в том числе на 5 совершенно зультаты показали, что оценку «отлично»

новых: «Налоги и налогообложение», «Социология», «Политология», «Культурология», «Стандартизация и сертификация») -и это без учета того факта, что специальность «Филология» включает в себя 7 вполне самостоятельных направлений подготовки; выделен как самостоятельный факультет иностранных языков;

- самый высокий конкурс среди абитуриентов, поступающих на госбюджетные места (2,36 чел. на 1 место);

- число студентов в университете превысило 25 ООО (с учетом платного приема).

Уже два года осуществляется прием на факультет налоговой полиции, открыто два новых филиала университета в г. Ковылки-но и Темников. Первый опыт показывает, что они оказались востребованными, и прежде всего среди жителей этих и близлежащих районов, о чем говорят достаточно высокие конкурсы на все специальности филиалов.

В последние годы в число новых элементов приемной кампании МГУ им. Н.П. Огарева вошел отбор абитуриентов по резуль-

заслужили единицы учащихся и студентов, а 30 - 50 % их получили неудовлетворительные оценки. Стало ясно, что эти тесты нельзя предъявлять большинству школьников, особенно учащимся сельской местности.

Был также проведен анализ выполнения тестовых заданий золотыми медалистами 2001 г. Задания по разным дисциплинам выполняли 170 чел. Из них только 45 чел. хотя бы по одной дисциплине подтвердили отличные оценки, поставленные им в школе. Знания некоторых медалистов были оценены на «два» и «три».

В качестве положительного примера приведем результаты, показанные золотыми медалистами - выпускниками лицея № 4 г. Саранска. Все 5 чел. получили отличные оценки хотя бы по одной дисциплине.

Эксперимент, хотя и не широкомасштабный, был проведен и в университете. На все специальности географического факультета (с согласия его руководства) вступительные экзамены прошли с помощью тестирования. Всех абитуриентов, поступа-

татам тестирования. В 2001 г. через центр ющих на специальности «География», «Геотестирования университета прошли 2 749 экология», «Картография», «экзаменовал»

выпускников общеобразовательных школ, компьютер. В ходе внутреннего универси-

Из них 1 143 чел. получили оценку «четы- тетскоготестирования был приобретен цен-

ре». Это составляет 41,6 %. На «пять» тестовый контроль выдержали 212 чел. (7,7 %).

ныи опыт, который, несомненно, пригодится в будущем в связи с тем, что упомяну-

Эти показатели близки к российским. По ре- тый механизм приема студентов подобен зультатам тестирования зачислено в уни- предстоящему единому государственному верситет 277 чел. экзамену.

Особенностью пошедшего учебного Компьютерная обработка тестов (а года стало и то, что за несколько месяцев они, как и ключи к ним, были получены из

Центра тестирования Минобразования РФ) показала очень низкие результаты. Из 9 медалистов только 2 (участники централизованного тестирования) прошли по итогам экзамена по профилирующей дисциплине -географии. Еще четверых, набравших максимальное число баллов (72 - 74), зачислили решением приемной комиссии. Оставшиеся 3 медалиста «пошли по кругу», т.е. сдавали все экзамены. Справедливости ради надо сказать, что они набрали наибольшее число баллов - 137, 156 и 161 из 300 - среди всех абитуриентов, результаты которых (зачисленных в число студентов) лежат в диапазоне от 70 до 140 баллов. Показатели выпускников сельских школ оказались существенно хуже, чем городских.

Прежде чем перейти к единому государственному экзамену, нужно решить множество проблем. Это и разработка тестов адекватной сложности по всем предметам, и психологическая подготовка выпускников к тестированию, и создание материальной базы, и т.п. Вероятно правы те, кто считает, что наравне с тестированием каждому абитуриенту необходима личная встреча с преподавателями, проведенная в форме собеседования. Такая встреча позволит избежать ошибок в приеме и не оставить за бортом «Ломоносовых».

Университет уже много лет заключает со студентами договоры о целевой

2001

контрактной подготовке специалистов и накопил в этой работе достаточный опыт. В 2000 - 2001 гг. в соответствии с Постановлением правительства РМ был заключен договор с Министерством сельского хозяйства и продовольствия о целевой контрактной подготовке специалистов для агропромышленного комплекса. Практика показывает, что такая работа очень перспективна. К сожалению, в текущем году Министерство сельского хозяйства и продовольствия по ряду специальностей (8 из 12) не обеспечило конкурс 1,5 чел. на 1 место, из-за чего не все места были заняты «целевиками». Ситуацию можно исправить, поработав со студентами старших курсов и заключив с ними соответствующие договоры. Аналогичная подготовка специалистов нача-

- та и по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия».

В последние годы расширяется круг предприятий, которые заключают с университетом договоры о подготовке выпускников по широкому кругу специальностей. В числе таких предприятий - «Лисма», «Са-рансккабель», Ковылкинский ЭМЗ и некоторые другие. Университет будет продолжать работать в этом направлении и приглашает заинтересованные организации заключать с нами соответствующие взаимовыгодные договоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.