Научная статья на тему 'Исследование динамики взаимосвязи успеваемости студентов и качества общего образования в Республике Мордовия'

Исследование динамики взаимосвязи успеваемости студентов и качества общего образования в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / HIGHER EDUCATION / PUBLIC EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батин Виталий Викторович, Ивлев Виктор Иванович, Фомин Николай Егорович

Актуальность и цели. Оценка качества образования одна из важнейших проблем образования. Цель работы проанализировать качество довузовского образования на примере успеваемости студентов-первокурсни­ков технических специальностей ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» путем сравнения оценок в вузе, аттестате и баллов за ЕГЭ. Материалы и методы. Использован статистический метод, позволяющий определить средние абсолютные и относительные величины, характеризующие уровень знаний. Результаты. Представлен анализ основных закономерностей в соотношениях оценок и динамики их изменения. Выводы. Качество знаний выпускников общеобразовательных школ нельзя считать достаточным для дальнейшего успешного продолжения образования на технических специальностях высшей школы. Более того, наблюдается тенденция к его снижению. Для исправления ситуации необходимы кардинальные изменения существующей системы преемственности между средней и высшей школами, в том числе системы государственной аттестации выпускников средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF DYNAMICS OF INTERRELATION BETWEEN STUDENTS’ PROGRESS AND GENERAL EDUCATION QUALITY IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

Background. Assessment of the quality of education is one of the most important problems of education. The goal of the study is to analyze the quality of pre-University education by the example of progress of first year students of technical specialties at «Ogarev Mordovia State University » by comparing the marks at the University, in the certificate and the points for State exam. Materials and methods. The authors use the statistical method for determining average absolute and relative values characterizing the level of knowledge. Results. The article describes the analysis of main regularities regarding of marks and the dynamics of their change. Conclusions. Quality of knowledge of graduates of secondary schools cannot be considered sufficient for the further successful continuation of education at technical specialties of the higher school. Moreover, there is a tendency to its decrease. To remedy the situation it is required to radically change the existing system of continuity between the secondary and higher schools, including the system of state certification of graduates of secondary schools.

Текст научной работы на тему «Исследование динамики взаимосвязи успеваемости студентов и качества общего образования в Республике Мордовия»

УДК 378.14.015.62:378.147

В. В. Батин, В. И. Ивлев, Н. Е. Фомин

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ И КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ1

Аннотация. Актуальность и цели. Оценка качества образования - одна из важнейших проблем образования. Цель работы - проанализировать качество довузовского образования на примере успеваемости студентов-первокурсни-ков технических специальностей ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» путем сравнения оценок в вузе, аттестате и баллов за ЕГЭ. Материалы и методы. Использован статистический метод, позволяющий определить средние абсолютные и относительные величины, характеризующие уровень знаний. Результаты. Представлен анализ основных закономерностей в соотношениях оценок и динамики их изменения. Выводы. Качество знаний выпускников общеобразовательных школ нельзя считать достаточным для дальнейшего успешного продолжения образования на технических специальностях высшей школы. Более того, наблюдается тенденция к его снижению. Для исправления ситуации необходимы кардинальные изменения существующей системы преемственности между средней и высшей школами, в том числе системы государственной аттестации выпускников средней школы.

Ключевые слова: образование, высшее образование, общее образование, качество образования.

V. V. Batin, V. I. Ivlev, N. E. Fomin

RESEARCH OF DYNAMICS OF INTERRELATION BETWEEN STUDENTS’ PROGRESS AND GENERAL EDUCATION QUALITY IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

Abstract. Background. Assessment of the quality of education is one of the most important problems of education. The goal of the study is to analyze the quality of pre-University education by the example of progress of first - year students of technical specialties at «Ogarev Mordovia State University » by comparing the marks at the University, in the certificate and the points for State exam. Materials and methods. The authors use the statistical method for determining average absolute and relative values characterizing the level of knowledge. Results. The article describes the analysis of main regularities regarding of marks and the dynamics of their change. Conclusions. Quality of knowledge of graduates of secondary schools cannot be considered sufficient for the further successful continuation of education at technical specialties of the higher school. Moreover, there is a tendency to its decrease. To remedy the situation it is required to radically change the existing system of continuity between the secondary and higher schools, including the system of state certification of graduates of secondary schools.

Key words: education, higher education, public education, quality of education.

1 Издание статьи осуществлено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания - проект 6.6269.2011 «Формирование профессиональных компетенций в многоуровневой системе подготовки кадров с высшим профессиональным образованием для инновационного развития регионов».

Оценка качества образования - одна из сложнейших проблем образования, в том числе российского. Принятая в 1997 г. в Лиссабоне Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе [1], ставит в качестве условия академического признания в Европе документов об образовании наличие прозрачной и объективной оценки качества в каждой из стран-участниц. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» дает следующую установку: «Новая школа -это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом» [2].

Существуют различные определения термина «качество образования». В законе об образовании представлена такая формулировка: «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [3]. Авторы монографии [4] полагают, что «... под качеством образования понимается «степень удовлетворенности ожиданий различных участников процесса образования от представляемых образовательным учреждением образовательных услуг». Обратим особое внимание на определение С. Д. Ильенковой: «Качество образования - востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни» [5].

Общим для всех определений можно считать то, что все они учитывают, где и в каких условиях будет востребовано качество образования. В современных условиях большинство выпускников общеобразовательных школ продолжают обучение в учреждениях высшего образования. Следовательно, высшая школа является одним из субъектов, наиболее заинтересованных в высоком качестве общего образования.

В Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева с 2006 г. ежегодно проводится сопоставление успеваемости студентов первого курса с их оценками в аттестате и полученными на ЕГЭ [6, 7]. Объектом анализа выбраны студенты первого курса технических специальностей как наиболее востребованных современной экономикой. Для сравнения качества образования абитуриентов, даваемого в школах Саранска, районных школах Мордовии и средних профессиональных образовательных учреждениях, а также в школах России, «поставляющих» абитуриентов в МГУ им. Н. П. Огарева, проведено разделение контингента поступающих на соответствующие группы. В качестве учебного предмета выбраны физика и математика как профилирующие общеобразовательные дисциплины для соответствующих специальностей. Статистический анализ включает в себя нахождение средних величин, определение их достоверности расчетом доверительного интервала по «правилу трех сигм» [8], определение относительных величин, нахождение аппроксимирующих кривых, показывающих тенденции в изменении рассматриваемых величин. Основной компьютерной средой для расчетов, построения гистограмм, построения линий тренда являлась программа для работы с электронными таблицами Microsoft Excel. Статистический анализ по-

зволил получить количественные соотношения между уровнями знаний абитуриентов и первокурсников.

Как известно, после 2008 г. обычная пятибалльная оценка за ЕГЭ была отменена. Для того чтобы можно было сравнивать результаты в единой пятибалльной шкале, нами использована методика шкалирования результатов ЕГЭ 2008 г. Анализ перевода первичных баллов ЕГЭ по физике в тестовые показал, что с 2008 по 2011 г. больших изменений не произошло - тестовым баллам, соответствующим переходу от «2» к «3», от «3» к «4» и от «4» к «5», соответствует примерно такое же количество правильных ответов (первичных баллов). В ЕГЭ по математике за указанный период произошли более заметные изменения, например, отменены задания с выбором ответа, что ставит под сомнение правильность перевода результатов в пятибалльную шкалу. Тем не менее неплохая корреляция результатов по физике и математике говорит о правомерности такого подхода.

В настоящей статье прослеживается динамика изменения показателей успеваемости за период с 2006 по 2012 г. Сравнение результатов наиболее удобно проводить при использовании относительных величин. В качестве таковых были выбраны следующие:

Лд - относительный средний балл в аттестате (отношение балла к максимально возможному баллу, т.е. к «5»). Это отношение, показывая долю фактических знаний абитуриентов в том объеме знаний, который от них требуется по стандарту, характеризует оценку качества знаний учителями школы;

ЛЕГЭ - относительный средний балл ЕГЭ и Лэкз - относительный средний балл за первый экзамен, определенные аналогично Лд. Параметр Лэкз характеризует оценку качества знаний преподавателями вуза;

Лэкз/Лд - отношение оценки, полученной на первом экзамене в вузе, к оценке в аттестате (эта величина названа нами качеством школьной оценки);

ЛЕГЭ/Лд - отношение оценки ЕГЭ к аттестационной оценке (это отношение характеризует в определенной мере объективность этих двух оценок).

Результаты приведены на диаграммах рис. 1-10.

Физика (районы)

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Год

I Аттестат

ЕГЭ

Ун-1

■Полиномиальная

(Аттестат)

Полиномиальная (ЕГЭ)

Рис. 1. Динамика средних оценок по физике у выпускников районных школ Республики Мордовия (здесь и далее по горизонтали отложен год поступления в университет)

Физика (Саранск)

І Аттестат

ЕГЭ

1 I I I ■ ■ I ■ I t

■ ■■■■■■■ ■ а

■ Полиномиальная (Аттестат)

2006 2007 2008 2009 2010 2011 ---Полиномиальная (ЕГЭ)

Год

Рис. 2. Динамика средних оценок по физике у выпускников саранских школ

Математика (районы)

Год

I Аттестат

ЕГЭ

Ун-т

■ Полиномиальная (Аттестат)

Полиномиальная (ЕГЭ)

Рис. 3. Динамика средних оценок по математике у выпускников районных школ Республики Мордовия

Математика (Саранск)

І Аттестаї

ЕГЭ

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Год

Рис. 4. Динамика средних оценок по математике у выпускников саранских школ

Ум-1

• Полиномиальная (Аттестат)

Полиномиальная (ЕГЭ)

Качество школьной оценки (физика)

1,0 0,9 =г 0,8

fU

б 0,7 0,6 0,5

Районы

Саранск

I I I 1 I I

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Год

Рис. 5. Отношение оценки на первом экзамене в вузе к оценке в аттестате (физика)

Качество школьной оценки (математика)

Липойпо.ч (районы) Л имеймая (Саранск)

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Год

I Районы Саранск

■ Липой м.м (районы)

- Полиномиальная (Саранск)

Рис. 6. Отношение оценки на первом экзамене в вузе к оценке в аттестате (математика)

Физика

0,95

0,9

0,85

0,8

0,75

0,7

0,С5

i ll I II

2006 2007 200S 2009 2010 2011

Районы

Саранск

Линей или (районы)

Линейная (Саранск)

Год

Рис. 7. Отношение оценки на первом экзамене в вузе к оценке ЕГЭ (физика)

Математика

1,0

0,9

І 0,8 Ш

б 0,7 0,6 0,5

I Районы Сараї с к

-Ли ной і ми (районы) Линейная (Саранск)

2006 2007 200£ 2009

Год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010 2011

Рис. 8. Отношение оценки на первом экзамене в вузе к оценке ЕГЭ (математика)

Качество знаний (физика)

I Районы Саранск

■ Липойион (районы)

- Линейная (Саранск)

2006 2007 2003 2009 2010 2011

Год

Рис. 9. Отношение оценки на первом экзамене в вузе к максимально возможной оценке (физика)

Качество знаний (математика)

I Районы Саранск

-Линейіій-і (районы)

- Линейная (Саранск)

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Год

Рис. 10. Отношение оценки на первом экзамене в вузе к максимально возможной оценке (математика)

На диаграммах (см. рис. 1-10) показаны линии тренда, дающие общее представление о направлении изменения соответствующих параметров с течением времени. На рис. 1-4 линии тренда представлены полиномом второй степени, на остальных диаграммах - линейной функцией. Во-первых (и это главное), оценки на первом экзамене в вузе существенно ниже оценок в аттестате и ЕГЭ (см. рис. 5-8). Продемонстрировав некоторый рост в период 2006-2008 гг., они затем снова стали снижаться.

Во-вторых, видно, что оценки ЕГЭ и в аттестате постепенно сближаются. Этот факт свидетельствует в пользу проведения единой (по единой методике) государственной аттестации выпускников общеобразовательных школ. Однако необходимо обратить внимание на то, что в последние годы среднее значение оценки за ЕГЭ оказывается выше среднего аттестационного балла (см. рис. 1, 2, 4).

Обращает на себя внимание тот факт, что средний балл, как по физике, так и по математике, у студентов из районов и г. Саранска с учетом погрешности одинаков. Данная тенденция наблюдалась и ранее [1]. Этот результат, на первый взгляд, представляется нелогичным. В Саранске есть школы и лицеи с углубленным изучением физики и математики. К тому же в Саранске есть больше возможностей для дополнительной подготовки абитуриентов, в частности на факультете довузовской подготовки университета. Возможно, такой результат связан с оттоком лучших городских абитуриентов за пределы Мордовии. Лучшие же представители сельских школ Мордовии приходят учиться в вузы Саранска.

На рис. 5 и 6 показано отношение оценки на первом экзамене в вузе к оценке в аттестате - параметр, названный нами качеством школьной оценки. Как видно, величина этого параметра находится в пределах 0,7 ^ 0,9 и почти не меняется с течением времени.

На рис. 7 и 8 показано отношение оценки на первом экзамене в вузе к оценке ЕГЭ по физике и математике соответственно. По физике эта величина практически не изменилась за последние шесть лет. По математике та же тенденция для выпускников городских школ. Прямая линия тренда по математике для выпускников районных школ имеет положительный наклон, но за последние четыре года роста фактически не заметно. Значения рассматриваемого параметра по обоим предметам находятся вблизи 0,8.

Следовательно, по оценке вузовских педагогов, изменения качества общего (школьного) образования по физике и по математике в лучшую сторону не произошло, несмотря на усилия по модернизации этого образования.

В последние два года число абитуриентов, поступающих в МГУ им. Н. П. Огарева из-за пределов республики Мордовия, растет. До 2010/2011 учебного года их количество было недостаточным для достоверной статистической обработки. В данном учебном году из-за значительного роста числа таких абитуриентов появилась возможность провести сопоставление их успеваемости с успеваемостью других групп студентов первого курса (табл. 1).

В табл. 1 указаны средние значения величин и доверительные интервалы. Большие значения доверительного интервала у абитуриентов из России (из-за пределов Мордовии) связаны с относительно малым их количеством. Увеличение доверительного интервала при оценке экзаменов в вузе связано с теми же причинами: не у всех студентов в первом семестре был экзамен по

физике или математике, поэтому погрешность определения данных величин растет.

Таблица 1

Физика Математика

Аттестат ЕГЭ Ун-т Аттестат ЕГЭ Ун-т

Районы 4,24 і 0,12 3,9З і 0,10 3,07 і 0,19 4,11 і 0,13 3,79 і 0,10 3,06 і 0,22

Саранск 4,03 і 0,16 4,04 і 0,13 3,14 і 0,26 3,90 і 0,1З 3,8З і 0,11 3,17 і 0,2З

Россия 3,9З і 0,46 3,6З і 0,4З 2,92 і 0,З3 3,76 і 0,43 3,37 і 0,28 2,67 і 0,60

Как показывает наше исследование, общий уровень поступающих российских абитуриентов из-за пределов Мордовии ниже, чем абитуриентов из Мордовии. Возможно, это связано с тем, что в Мордовию поступают абитуриенты, не выдержавшие конкурс в вузы своих регионов либо проживающие на их периферии (добираться до Саранска, может быть, ближе, чем до своих региональных центров), где, возможно, качество образования оставляет желать лучшего. Кроме того, существует и другое объяснение данного факта -уровень среднего образования республики выше, чем в соседних регионах.

Диаграммы на рис. 9 и 10 дают представление о качестве школьных знаний по величине отношения оценки на первом экзамене в вузе к максимально возможной оценке, т.е. к «5». Линии тренда показывают, что этот параметр, фактически главный при оценке качества общего образования, имеет тенденцию к снижению.

Оценки, получаемые выпускниками СПО на первом экзамене в университете, заметно ниже оценок выпускников районов и г. Саранска, что говорит о недостаточном качестве среднего профессионального образования.

Ухудшение оценок при сдаче первых экзаменов и аттестационных оценок в последние годы, возможно, связано с уменьшением числа абитуриентов («демографическая яма» и переход на 11-летнее образование), поэтому процент поступающих в отношении к числу выпускников растет, следовательно, поступают не только лучшие абитуриенты. Если данное предположение верно, то в последующие годы можно ожидать улучшения результатов.

Низкие значения этих параметров говорят о том, что уровень знаний выпускников общеобразовательных школ нельзя считать достаточным для дальнейшего успешного продолжения образования в высшей школе. Для исправления ситуации необходимы кардинальные изменения существующей системы преемственности между средней и высшей школами, в частности системы государственной аттестации выпускников средней школы.

Статистические погрешности анализируемых величин довольно значительны, что может создать впечатление о недостаточной надежности полученных выводов. В их подтверждение можно привести следующее:

- выводы сделаны на основе линий тренда, учитывающих погрешности результатов;

- описанные тенденции проявляются по отношению к нескольким параметрам;

- они подтверждаются и личным опытом преподавателей, который хотя и не принято учитывать в научной статье, но во многих случаях может служить дополнительным индикатором.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано: «Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования» [2]. Однако до настоящего времени основным критерием отбора выпускников средних школ на поступление в вузы остается ЕГЭ. Проведенный нами анализ является дополнительным свидетельством неполноценности такого подхода. Многовариантность оценки качества знаний - один из наиболее перспективных путей решения обсуждаемой проблемы.

Список литературы

1. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе. - URL: http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Html/ 165.htm

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». - URL: http:// old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=140174

4. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Каль-ней. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 320 с.

5. Ильенкова, С. Д. Показатели качества образования / С. Д. Ильенкова. - URL: http://www.elitarium.ru/2006/08/04/pokazateli_kachestva_obrazovanij a.html

6. Фомин, Н. Е. Качество общего образования в регионе и успеваемость студентов университета / Н. Е. Фомин, В. И. Ивлев, В. А. Юдин // Интеграция образования. - 2005. - № 3. - С. 47-53.

7. Фомин, Н. Е. Оценка качества общего образования по успеваемости студентов университета / Н. Е. Фомин, В. И. Ивлев, В. В. Батин // Интеграция региональных систем образования : материалы VI Междунар. конф. (Саранск, 11-12 декабря 2008 г.). : в 2 ч. / редкол.: проф. Н. П. Макаркин (отв. ред.) [и др.] ; сост.: В. И. Ивлев, Н. В. Маркина. - Вып. 6. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - Ч. 1. -С. 81-84.

8. Румшиский, Л. З. Математическая обработка результатов эксперимента / Л. З. Румшиский. - М. : Наука, 1971. - 192 с.

References

1. Konventsiya o priznanii kvalifikatsiy, otnosyashchixsya k vysshemu obrazovaniyu v evropeyskom regione [Concention on acknowledgement of qualifications relating to higher education in the European region] Available at: http://conventions.coe.int/Treaty/ RU S/Treaties/Html/165. htm

2. Natsional’naya obrazovatel’naya initsiativa «Nasha novaya shkola» [National educational initiative “Our new school”]. Available at: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/

3. Federal’nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal law from 29.12.2012 № 273-FZ “On education in the Russian Federation”]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140174

4. Shishov S. E., Kal'ney V. A. Monitoring kachestva obrazovaniya [Education quality monitoring]. Moscow: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 1999, 320 p.

5. Il'enkova S. D. Pokazateli kachestva obrazovaniya [Education quality indexes]. Available at: http://www.elitarium.ru/2006/08/04/pokazateli_kachestva_obrazovanija.html

6. Fomin N. E., Ivlev V. I., Yudin V. A. Integratsiya obrazovaniya [Integration of education]. 2005, no. 3, pp. 47-53.

7. Fomin N. E., Ivlev V. I., Batin V. V. Integratsiya regional’nykh sistem obrazovaniya: materialy VIMezhdunar. konf. (Saransk, 11-12 dekabrya 2008 g.).: v 2 ch. [Integration of regional systems of education: proceedings of VI International Conference (Saransk, 11-12 December 2008): in 2 parts]. Issue 6. Saransk: Izd-vo Mordov. un-ta, 2008, part 1, pp. 81-84.

8. Rumshiskiy L. Z. Matematicheskaya obrabotka rezul’tatov eksperimenta [Mathematical treatment of experimental results]. Moscow: Nauka, 1971, 192 p.

Батин Виталий Викторович

кандидат технических наук, доцент, кафедра физики твердого тела, Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (Россия, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68)

E-mail: batinv.v@yandex.ru

Ивлев Виктор Иванович

кандидат физико-математических наук, доцент, директор центра по работе с инновационными образовательными учреждениями, Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (Россия, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68)

E-mail: ivlevvi2010@mail.ru

Фомин Николай Егорович

кандидат физико-математических наук, профессор, первый проректор, Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (Россия, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68)

E-mail: vice-rector@adm.mrsu.ru

Batin Vitaliy Viktorovich

Candidate of engineering sciences, associate professor, sub-department of solid state physics, Mordovia State University named after N. P. Ogarev (68 Bolshevistskaya street, Saransk, Republic of Mordovia, Russia)

Ivlev Viktor Ivanovich

Candidate of physical and mathematical

sciences, director of the center

of cooperation with innovative educational

institutions, Mordovia State University

named after N. P. Ogarev

(68 Bolshevistskaya street, Saransk,

Republic of Mordovia, Russia)

Fomin Nikolay Egorovich

Candidate of physical and mathematical

sciences, professor, first vice rector,

Mordovia State University

named after N. P. Ogarev

(68 Bolshevistskaya street, Saransk,

Republic of Mordovia, Russia)

УДК 378.14.015.62:378.147 Батин, В. В.

Исследование динамики взаимосвязи успеваемости студентов и качества общего образования в Республике Мордовия / В. В. Батин, В. И. Ивлев, Н. Е. Фомин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 4 (28). - С. 274-283.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.