Научная статья на тему 'Аттестат зрелости в Германии - "чек без покрытия"?'

Аттестат зрелости в Германии - "чек без покрытия"? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИ / ГЕРМАНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ШКОЛА / ГИМНАЗИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / АБИТУРИЕНТ / КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ / MATRICULATION CERTIFICATE / GERMANY / EDUCATION SYSTEM / SCHOOL / GYMNASIUM / UNIVERSITY / SOCIAL JUSTICE / ENTRANT / QUALITY OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколов В. М., Шпилев Д. А., Рябоконь М. В.

Рассматриваются основные темы исследований немецких социологов, посвященных ситуации получения аттестата зрелости и поступления в высшее учебное заведение: сохранение социальной справедливости при доступе к высшему образованию представителей различных социальных слоев немецкого общества; территориальное распределение студентов в зависимости от рейтинга вузов; международный опыт организации школьного обучения и его влияние на качество выпускников; снижение качества знаний у выпускников гимназий. Описывается проблема чрезмерного увеличения количества абитуриентов, изменение их целей и мотивов, а также стандартной последовательности действий, ведущей к получению высшего образования: начальная школа гимназия вуз. Обращается внимание на тот факт, что все больше абитуриентов в Германии поступают в высшие учебные заведения не по баллам, полученным на экзаменах на аттестат зрелости, а благодаря трудовому стажу, когда оценки, выставленные мастером или хозяином предприятия, заменяют при поступлении в вуз оценки, полученные на обычном экзамене. Комбинация высшего образования и профессиональной подготовки все больше становится нормой. При этом постоянно увеличивается доля студентов, прерывающих обучение в вузе из-за низкого уровня знаний и недостаточных способностей, а также из-за неуверенности в правильном выборе направления подготовки. Как правило, это студенты, начавшие обучение в вузе сразу после окончания гимназии. Выделяются недостатки государственной политики «диплом о высшем образовании для всех», в частности, снижение уровня требований к выпускникам гимназий, инфляция школьных оценок, обесценивание аттестата зрелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL-LEAVING CERTIFICATE IN GERMANY - A FLASH CHEQUE?

The paper outlines the main research issues of German sociologists focused on obtaining a matriculation certificate and admission to a higher educational institution: the preservation of social justice in access to higher education by representatives of various social strata of German society; territorial distribution of students depending on the rating of universities; international experience in the organization of schooling and its impact on the education level of graduates; a lower quality of knowledge among graduates of gymnasiums. The problem of excessive increase in the number of entrants, changes in their goals and motives, as well as the standard sequence of efforts resulting in academic degrees: a primary school a gymnasium a university. Attention is drawn to the fact that more and more applicants in Germany are enrolled in higher education institutions not according to their score in the matriculation exams, but due to their seniority, when the marks given by a master or owner of an enterprise replace the score at ordinary exams. A combination of higher education and vocational training is increasingly becoming common. At the same time, the proportion of students who interrupt their studies at the university is constantly growing because of the low level of knowledge and inadequate abilities, and also because of the uncertainty about the correct choice of their majors. As a rule, these are students who joined a higher school immediately after the end of the gymnasium. The paper reveals deficiencies of the state policy "higher education diploma for all", in particular, low level of requirements for graduates of gymnasiums, inflation of school marks, depreciation of the matriculation certificate.

Текст научной работы на тему «Аттестат зрелости в Германии - "чек без покрытия"?»

Б01: 10.15593/2224-9354/2018.4.5 УДК 316.034-057.84(430)

В.М. Соколов, Д.А. Шпилев, М.В. Рябоконь АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИ В ГЕРМАНИИ - «ЧЕК БЕЗ ПОКРЫТИЯ»?

Рассматриваются основные темы исследований немецких социологов, посвященных ситуации получения аттестата зрелости и поступления в высшее учебное заведение: сохранение социальной справедливости при доступе к высшему образованию представителей различных социальных слоев немецкого общества; территориальное распределение студентов в зависимости от рейтинга вузов; международный опыт организации школьного обучения и его влияние на качество выпускников; снижение качества знаний у выпускников гимназий. Описывается проблема чрезмерного увеличения количества абитуриентов, изменение их целей и мотивов, а также стандартной последовательности действий, ведущей к получению высшего образования: начальная школа - гимназия - вуз. Обращается внимание на тот факт, что все больше абитуриентов в Германии поступают в высшие учебные заведения не по баллам, полученным на экзаменах на аттестат зрелости, а благодаря трудовому стажу, когда оценки, выставленные мастером или хозяином предприятия, заменяют при поступлении в вуз оценки, полученные на обычном экзамене. Комбинация высшего образования и профессиональной подготовки все больше становится нормой. При этом постоянно увеличивается доля студентов, прерывающих обучение в вузе из-за низкого уровня знаний и недостаточных способностей, а также из-за неуверенности в правильном выборе направления подготовки. Как правило, это студенты, начавшие обучение в вузе сразу после окончания гимназии. Выделяются недостатки государственной политики «диплом о высшем образовании для всех», в частности, снижение уровня требований к выпускникам гимназий, инфляция школьных оценок, обесценивание аттестата зрелости.

Ключевые слова: аттестат зрелости, Германия, система образования, школа, гимназия, университет, социальная справедливость, абитуриент, качество знаний.

Процесс окончания школы и поступления в высшее учебное заведение, несомненно, является важнейшим этапом в жизни любого человека. В нашем обществе на всех уровнях идут интенсивные дискуссии о качестве школьного и вузовского образования, о преимуществах и недостатках единого государственного экзамена, о коммерциализации обучения. Чтобы эти дискуссии были полезными, необходимо опираться не только на данные статистики, но и на результаты социологических исследований в сфере школьного и высшего образования. Кроме того, следует учитывать богатый международный

© Соколов В.М., Шпилев Д.А., Рябоконь М.В., 2018

Соколов Владимир Михайлович - д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики и управления образовательными системами, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, е-mail: sok.vladimir@rambler.ru.

Шпилев Дмитрий Анатольевич - д-р социол. наук, доцент, профессор кафедры криминологии, Нижегородская академия Министерства внутренних дел РФ; профессор кафедры общей социологии и социальной работы, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, е-mail: shpilev72@mail.ru.

Рябоконь Мария Владимировна - ассистент кафедры общей социологии и социальной работы, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, е-mail: mvr@unn.ru.

62

опыт постоянного эмпирического мониторинга ежегодных вступительных испытаний. В частности, опыт стран, чьи образовательные традиции имеют давнюю историческую связь с российской системой образования. Одной из таких стран, несомненно, является Германия [1]. Следует отметить, что немецкие социологи активно изучают все проблемы и болевые точки, существующие в образовательной системе Германии [2]. Исследования, проводимые в Германии, носят разноплановый характер, а получаемые данные представляют интерес как для российской научной общественности, так и для управленческого персонала всех уровней.

В Германии после обучения в начальной школе (4 класса) в зависимости от способностей дети разделяются на 4 группы. Ученики с умственными и физическими отклонениями продолжают обучение во вспомогательных школах. Ребята со слабыми способностями отправляются на обучение в так называемую главную школу, а дети со средними способностями - в реальную школу. Остальные продолжают обучение в гимназии, где и получают классическое среднее образование и аттестат зрелости, дающий право на поступление в университет. Ученики тринадцатого класса гимназии считаются абитуриентами. Они сдают экзамены по основным школьным предметам и в зависимости от средней оценки в аттестате, а также от ряда социальных факторов принимаются в высшие учебные заведения. Вступительные экзамены в вузы в Германии не проводятся. Если абитуриентов больше, чем мест, в вуз принимаются лучшие, а остальные записываются в очередь на прием в следующем учебном году [3]. Традиционно считается, что уровень выпускных экзаменов в немецких гимназиях очень высок. Однако в последнее время появляется все больше поводов усомниться в правильности данного утверждения.

Проводимые немецкими социологами исследования показывают, что по окончании школы у многих выпускников и их родителей возникает вопрос: стоит ли сразу поступать в высшее учебное заведение? Ответ на него зависит от многих факторов, но в любом случае наличие высшего образования имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых стоит упомянуть более высокие шансы на рынке труда, так как ежегодно растет спрос на квалифицированную рабочую силу. Угроза безработицы для людей с высшим образованием не столь велика, а вот карьерные шансы значительно выше. Уровень оплаты труда зависит от полученной специальности, но, как правило, люди с институтскими и университетскими дипломами зарабатывают больше, чем их коллеги без вузовского диплома. Еще одним бесспорным преимуществом высшего образования является возможность личностного роста и самореализации, а также престиж и уважение в обществе [4, с. 14-23]. Именно поэтому в настоящее время все большее количество родителей, понимая значение высшего образования в современном мире, стремятся обеспечить своим детям возможность обучения в вузе. Таким образом, этап окончания начальной

63

школы считается очень важным, так как именно после 4-го класса во многом определяются карьерные и профессиональные перспективы ребенка. Стоит отметить, что на данный момент отсутствует достаточное количество исследований о механизме принятия родителями рационального решения о выборе типа школы для дальнейшего обучения. Тем не менее ежегодно третья часть родителей, вне зависимости от реальных способностей ребенка, настаивает на продолжении обучения исключительно в гимназии. По данным немецких ученых, наибольшую рациональность при принятии решения о выборе школы проявляют родители, не имеющие высшего образования, а также родители-мигранты [5, с. 103-125].

Назовем несколько основных тем, активные исследования по которым в последние годы проводились немецкими специалистами. Одной из таких тем является вопрос о сохранении социальной справедливости при доступе к высшему образованию представителей различных социальных слоев немецкого общества [6, с. 125-142]. Считается, что доступность высшего образования обеспечивает так называемое равенство шансов в обществе и ликвидирует наследственную бедность, поэтому в Германии часто проводятся лонгитюдные опросы школьников на предмет их планов на будущее по окончании школы (выбор между обучением в вузе, профессиональным обучением и трудовой деятельностью). При этом последний опрос проводится с помощью анкетирования непосредственно перед сдачей экзаменов на аттестат зрелости. Особое внимание уделяется влиянию половой, этнической и социальной принадлежности на образовательные и профессиональные намерения школьников [7].

Учитывая экспансию образования в постиндустриальном обществе, немецкие социологи делают вывод, что произошло не только общее увеличение количества абитуриентов, изменение их целей и мотивов, но изменилась стандартная последовательность действий (начальная школа - гимназия - вуз), ведущая к получению высшего образования. Исследования, проведенные в различных социальных группах, показали, что стандартной последовательности придерживаются дети только из высших социальных слоев. У остальных социальных групп фиксируются значительные отклонения от указанной траектории. Данный вывод подтверждается на основании обследования большого количества возрастных когорт [8, с. 258-312].

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что, по мнению немецких социологов, простого первичного анализа зависимости выбора между обучением в вузе или профессиональным обучением от социального происхождения абитуриента в современных условиях более недостаточно. Необходимо осуществлять вторичный анализ разнообразных образовательных альтернатив, к которым относится выбор между обучением в университете, высшем профессиональном училище, профессиональной академии, совмещением обучения и работы, обучением в высшей школе управления, производ-

64

ственным обучением, обучением в качестве ученика у мастера или началом непосредственной трудовой деятельности. При этом также необходимо учитывать такие факторы, как стоимость обучения, успеваемость абитуриента и его социальную принадлежность. Именно эти факторы обусловливают наличие классических стратегий выбора. Кроме того, данные показывают, что, например, дети рабочих с хорошими оценками обладают теми же возможностями поступления в университет, что и дети служащих с низкой успеваемостью, чьи родители имеют высшее образование [9, с. 251-283].

Действительно, все больше абитуриентов в Германии поступают в высшие учебные заведения не по баллам, полученным на экзаменах на аттестат зрелости, а благодаря трудовому стажу. По сравнению с 2010 годом число таких абитуриентов удвоилось и в 2017 году составило 57 000 человек. Специалисты говорят о трех возможностях или путях получения аттестата о среднем образовании -с помощью сдачи экзаменов в гимназии, в системе вечернего обучения (без отрыва от работы) и благодаря трудовому стажу, когда оценки, выставленные мастером или хозяином предприятия, заменяют при поступлении в вуз оценки, полученные на обычном экзамене. Число сторонников так называемого третьего пути ежегодно составляет 2,6 % от общего числа всех абитуриентов. Таким образом, по мнению немецких экспертов, до построения в Германии прозрачной системы высшего образования еще далеко. В любом случае комбинация высшего образования и профессиональной подготовки все больше становится нормой. Например, санитары или ремесленники, имеющие звания мастера, больше не являются в университетах исключением, а постепенно становятся обычной частью студенчества. Более половины студентов, изучающих право, экономику и социальные науки, уже имеют опыт работы. На инженерных факультетах таких студентов около 20 %. У 700 из 107 000 начинающих медиков аттестат о среднем образовании получен не в гимназии [10].

Второй важной темой исследований немецких ученых является территориальное распределение студентов в зависимости от рейтинга вузов. Этот вопрос является значимым с точки зрения финансирования, логистики, а также решения задачи по выравниванию качества и уровня жизни в новых и старых федеральных землях. Как известно, в каждой стране существуют учебные заведения, наиболее притягательные для абитуриентов. Помимо качества образования немаловажную роль играет и расположение вуза, например, в столице или иных крупных городах. В Германии, помимо всего прочего, сохраняется деление на новые (бывшая ГДР) и старые (ФРГ) федеральные земли, что также влияет на общий рейтинг соответствующего вуза. Именно поэтому в последние годы фиксируется сильное сокращение числа абитуриентов в Восточной Германии и чрезмерное увеличение в Западной. В этой связи серьезной политической задачей является перераспределение абитуриентов, т. е. мотивация выпускников школ из Западной Германии к обучению в

65

вузах новых федеральных земель. Интервьюирование студентов из старых федеральных земель, обучающихся в настоящий момент на Востоке страны, показало, что на выбор вуза оказывают влияние три причины: 1) сознательный и целенаправленный выбор вуза на территории Восточной Германии; 2) преподавание желаемой специальности только в вузе, расположенном на территории новых федеральных земель; 3) нехватка баллов для обучения в вузе Западной Германии. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что у всех без исключения респондентов выбор направления подготовки предшествовал выбору вуза [11].

Третьей популярной темой исследований является анализ международного опыта (в частности, в других странах Европейского союза) организации школьного обучения и его влияния на качество выпускников. Например, немецкие социологи отмечают значительные отличия, существующие в организации школьной системы образования во Франции от немецкой системы. При этом во Франции очень высока доля успешных выпускников. Примерно 70 % учеников школ достойно сдают экзамены на аттестат зрелости. Кроме того, во Франции предпочтение отдается школе полного дня (более известной в России как «продленка»). В школах подобного типа осуществляется не только обучение, но и совместная трудовая и игровая деятельность учеников, что означает всеобъемлющую социализацию. Немецкие эксперты отмечают, что расширение системы школ полного дня имеет больший положительный эффект на развитие детей по сравнению с повышением размера индивидуального детского пособия в Германии, не гарантирующего правильного и целевого использования денежных средств. Пример Франции показывает, что политика в сфере образования может оказывать существенное влияние на государственную семейную политику. Большой интерес для немецких ученых представляет и французская многоступенчатая система ежегодного отбора и аттестации учеников, позволяющая на каждом этапе школьного обучения выделять и отбирать лучших [12, с. 15-21].

Четвертой темой исследований немецких специалистов является качество знаний школьников. В настоящее время многие эксперты в Германии обеспокоены низким уровнем знаний у гимназистов, сдающих экзамены на аттестат зрелости. Например, сегодня у 80 % пятиклассников есть шанс успешно закончить гимназию. Несколько лет назад это удавалось лишь двум третям. Эти цифры можно было бы рассматривать как положительную тенденцию, если бы не постоянно растущая доля студентов, прерывающих обучение в вузе из-за низкого уровня знаний и недостаточных способностей. При этом количество абитуриентов с баллами, необходимыми для поступления, превышает количество мест в вузах по многим направлениям подготовки. Кроме того, исследования показывают изменения отношения к сдаче экзаменов на аттестат зрелости, произошедшие и у учеников, и у их родителей. Ес-

66

ли раньше речь шла только о том, чтобы получить аттестат, то теперь гораздо важнее общий результат, поэтому родители часто спорят с учителями из-за оценок по отдельным предметам, влияющим на общее количество баллов в аттестате. В любом случае эксперты говорят о том, что обучение в гимназии должно развивать когнитивные способности, работоспособность и абстрактное мышление, а не только умение обеспечивать себе необходимое количество баллов в аттестате [13]. Действительно, многие учителя жалуются на то, что школьники нерегулярно выполняют домашние задания, их родители не реагируют должным образом на сделанные замечания, подростки много времени проводят за компьютером и сотовым телефоном, а задачи, которые необходимо выполнить для получения аттестата зрелости, являются очень простыми и часто уже содержат ответы на заданные вопросы [14].

Еще одна проблема заключается в том, что согласно завершенному в 2017 году исследованию абитуриенты все чаще не уверены в том, что они хотели бы делать после школы. Большинство абитуриентов (73 %) уверены в своих профессиональных перспективах, но при этом 43 % из них считают, что вариантов выбора слишком много, 42 % озабочены наличием ограничений при зачислении на выбранное направление подготовки, 38 % до сих пор не определились с тем, что их действительно интересует в жизни, и рассматривают эту ситуацию как проблемную. Отметим, что в данном исследовании приняли участие школьники, сдававшие экзамены на аттестат зрелости в 2015 году. Опрос проводился за полгода до экзаменов и через полгода после. В первой части опроса приняли участие 30 000 немецких школьников, во второй части - около 9000. Исследование показало, что каждый третий респондент прерывает обучение в институте или университете и в последующем переходит на профессиональное обучение. Немецкие социологи считают, что для снижения общего количества прекращений обучения необходимо регулярно проводить опросы о выбранных направлениях подготовки у школьников разных классов, улучшая качество и репрезентативность проводимых исследований.

Результаты исследования показали, что трое из четырех абитуриентов хотели обучаться в вузе (74 %), однако через полгода после получения аттестата у половины из них планы изменились. При этом у школьников отмечен рост привлекательности совмещения учебы и работы: во-первых, из-за связи обучения с практической деятельностью, во-вторых, из-за возможности рано получить финансовую независимость от родителей [15, с. 47].

Интересно, что дети родителей, не имеющих вузовского диплома, больше стремятся к обучению в вузе, чем дети родителей с высшим образованием. Респонденты-девушки делятся на две группы: первая группа стремится как можно быстрее начать обучение в вузе, вторая - поработать после окончания школы в качестве переходного периода.

67

Большое удивление у ученых, проводивших исследование, вызвал тот факт, что в последние годы дети мигрантов стали проявлять большую мотивированность и целеустремленность при поступлении в вуз, чем их сверстники.

При этом озабоченность абитуриентов финансовым вопросом продолжает снижаться: оплата обучения является проблемой только для 24 % опрошенных [16].

Как уже говорилось выше, из-за большого числа абитуриентов немецкие университеты вынуждены принимать только лучших. Никогда еще в Германии не было такого количества абитуриентов с максимально высокими оценками, как в последние годы. На самые популярные специальности, например на психологию, желающих поступить во много раз превышает количество доступных мест. На 90 мест в Боннском университете было подано 6000 заявлений. Поэтому на ряд направлений подготовки университеты вынуждены вводить так называемое количественное ограничение (numerus currens), в котором прописан средний балл, необходимый абитуриенту для зачисления. Но в связи с увеличением итоговых оценок выпускников растет и средний балл количественного ограничения. Сейчас количественные ограничения введены на каждую вторую специальность, поэтому для увеличения шансов на зачисление большинство абитуриентов вынуждены подавать документы в несколько университетов. Помимо хороших оценок в аттестате абитуриентам для зачисления требуются дополнительные квалификации, например, опыт работы во внеуниверситетской среде, практика или стажировка за границей. В этой ситуации преимущество имеют те абитуриенты, которые могут позволить себе проживание за границей [17].

Действительно, многие эксперты считают, если аттестат зрелости есть у всех, это в реальности означает, что его нет ни у кого. Политика «диплом о высшем образовании для всех» имеет свои недостатки, в частности, исчезает социальная справедливость при доступе к высшему образованию. Вместо нее на первое место выходят иные критерии, например, дорогие стажировки за границей, которые могут оплатить далеко не все родители, или вербальные способности абитуриента на собеседовании. В этой ситуации сразу уменьшаются шансы на поступление в университет у абитуриентов из непрестижных социальных слоев, в частности, у тех, чьи родители не имеют высшего образования. Возникают и иные сложности: стремление к всеобщему высшему образованию вызывает так называемую инфляцию оценок, которая существенно снижает ценность аттестатов в глазах работодателей. Например, в Берлине количество абитуриентов с максимально высокими оценками за последние несколько лет увеличилось в десять раз [18].

Кроме того, увеличение количества абитуриентов (например, 350 000 в 2005 году и 519 000 в 2011 году) приводит к снижению уровня требований к вы-

68

пускникам. Аттестат зрелости больше не является достаточным основанием для зачисления в университет. Инфляция школьных оценок обесценивает немецкую систему образования в целом. Школьные учителя, в свою очередь, не хотят плохими оценками разрушать потенциальную карьеру своих учеников [19].

Таким образом, в настоящее время с формально-юридической точки зрения аттестаты зрелости с учетом количественных ограничений на поступление и средний балл, необходимый абитуриенту для зачисления, дают право на обучение в университете, но не дают такой возможности. При этом внешне все участники процесса довольны: школьники и их родители - высокими оценками, гимназии - высокими рейтингами и положительными отзывами в прессе, политики - благоприятной ситуацией с образованием в стране. Однако анализ фактов, спрятанных за красивой витриной, заставляет экспертов серьезно задуматься о реальных процессах, происходящих в немецкой системе образования. Например, о том, что при сдаче экзамена по математике в этом году в Бранденбурге выяснилось, что в пятой части школ на занятиях не преподавали логарифмическую функцию, и поэтому министерство образования разрешило абитуриентам сдать экзамен еще раз (40 % из 6000 абитуриентов воспользовались этим правом). Подобные явления постепенно превращают аттестаты о среднем образовании в так называемые чеки без покрытия, как сказали бы финансисты [20].

В заключение следует отметить, что польза от изучения зарубежного опыта заключается в том, что часть описанных проблем, существующих в немецкой системе образования, вероятнее всего, уже становится или через определенный промежуток времени станет актуальной и для России. Таким образом, пути их решения, найденные зарубежными коллегами, помогут не только сэкономить время, но и выбрать оптимальный и действенный вариант выхода из сложных ситуаций.

Список литературы

1. Гузенко Л.В. Профессиональная ориентация в системе общего среднего образования Германии: современное состояние и тенденции развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т. Волгоград, 2013. - 24 с.

2. Иудин А.А., Шпилев Д.А. Современная немецкая социология (Обзор). Образование в современной Германии. - Нижний Новгород: НИСОЦ, 2010. - 64 с.

3. Иудин А.А., Шпилев Д.А. Социальные реформы в современной Германии: проблема неравенства в системе образования // Вопросы образования -2011. - № 1. - С. 125-142.

69

4. Bundesagentur für Arbeit (Hrsg.): Studieren hat Zukunft: mehr Chancen, Karriere und Geld // Abi: dein Weg in Studium und Beruf. - Jg. 32/2008. - H. 7. - S. 14-23.

5. Kleine L., Paulus W., Blossfeld H.-P. Die Formation elterlicher Bildungsentscheidungen beim Ubergang von der Grundschule in die Sekundarstufe I // Zeitschrift für Erziehungswissenschaft, Sonderheft. - Jg. 2009/2010. - H. 12. -S.103-125.

6. Чинибаева Г.Д. Сравнительный анализ среднего образования в Германии и Казахстане // Известия вузов Кыргызстана. - 2015. - № 9. - С. 156-160.

7. Geschlecherunterschiede bei Bildungsresultaten: Derzeitige Situation und aktuelle Maßnahmen in Europa. - URL: https://www.schule.at/fileadmin/ DAM/Gegenstandsportale/Gender_und_Bildung/Dateien/Studie_Geschlechterunter schiede.pdf (accessed 29 June 2018).

8. Jacob M., Weiss F. Soziale Selektivit at beim Hochschulzugang: Ver anderungen der Zugangssequenzen zur Hochschule im Kohortenvergleich // Vom Kindergarten bis zur Hochschule: die Generierung von ethnischen und sozialen Disparitäten in der Bildungsbiographie. - Wiesbaden: VS Verl. für Sozialwiss., 2010.- S. 285-312.

9. Reimer D., Schindler S. Soziale Ungleichheit und differenzierte Ausbildungsentscheidungen beim Ubergang zur Hochschule // Vom Kindergarten bis zur Hochschule: die Generierung von ethnischen und sozialen Disparitäten in der Bildungsbiographie. - Wiesbaden: VS Verl. für Sozialwiss., 2010. - S. 251-283.

10. Studieren ohne Abitur - Ein Erfolgsmodell. - URL: https://www.dw.com/de/ studieren-ohne-abitur-ein-erfolgsmodell/a-43264666 (accessed 29 June 2018).

11. Herrmann V., Winter M. Studienwahl Ost: Befragung von westdeutschen Studierenden an ostdeutschen Hochschulen, (Arbeitsberichte / Institut für Hochschulforschung Wittenberg e.V. an der Martin-Lüther-Universität HalleWittenberg, 2/09). - Wittenberg, 2009. - 44 s.

12. Hörner W. Das franzosische Ganztagsmodell // Aus Politik und Zeitgeschichte: Beilage zur Wochenzeitung Das Parlament. - 2008. - H. 23. - S. 15-21.

13. Der Weg zum Abitur wird immer einfacher - und das schadet nicht nur den Schülern. - URL: https://www.huffingtonpost.de/heinzpeter-meidinger/schule-abitur-gymnasium_b_17814856.html (accessed 29 June 2018).

14. Die traurige Wahrheit über das Abitur. - URL: https://www.welt.de/ vermischtes/article142471730/Die-traurige-Wahrheit-ueber-das-Abitur.html (accessed 29 June 2018).

15. Листвин А.А. Дуальное обучение в России: от концепции к практике // Образование и наука. - 2016. - № 3 (132). - С. 47.

16. Studie des Bildungsministeriums: Ein Drittel der Abiturienten braucht erst mal eine Pause. - URL: http://www.spiegel.de/lebenundlernen/schule/ abiturienten-in-deutschland-ein-drittel-braucht-erstmal-eine-pause-a-1167653.html (accessed 29 June 2018).

70

B.M. CoKonoB, fl.A. WnuneB, M.B. Pfl6owoHb

17. Das Problem mit den guten Noten. - URL: https://www.dw.com/de/das-problem-mit-den-guten-noten/a-17846304 (accessed 29 June 2018).

18. Wir brauchen eine Lehrerreserve von zehn Prozent. - URL: https://www.wiwo.de/politik/deutschland/bildungspolitik-wenn-alle-das-abitur-haben-hat-keiner-das-abitur-/20439058-3.html (accessed 29 June 2018).

19. Das Abitur - was ist es wert? - URL: https://bildungsklick.de/schule/ meldung/das-abitur-was-ist-es-wert/ (accessed 29 June 2018).

20. Geschöntes neues Abitur. - URL: https://www.tichyseinblick.de/kolum-nen/josef-kraus-lernen-und-bildung/geschoentes-neues-abitur/ (accessed 29 June 2018).

References

1. Guzenko L.V. Professional'naia orientatsiia v sisteme obshchego srednego obrazovaniia Germanii: sovremennoe sostoianie i tendentsii razvitiia [Professional orientation in the system of general secondary education in Germany: The current state and development trends]. Abstract of Ph.D. thesis. Volgograd, 2013, 24 p.

2. Iudin A.A., Shpilev D.A. Sovremennaia nemetskaia sotsiologiia (Obzor). Obrazovanie v sovremennoi Germanii [Modern German Sociology (Review). Education in modern Germany]. Nizhny Novgorod, NISOTs, 2010, 64 p.

3. Iudin A.A., Shpilev D.A. Sotsial'nye reformy v sovremennoi Germanii: problema neravenstva v sisteme obrazovaniia [Social reforms in modern Germany: The problem of inequality in the education system]. Voprosy obrazovaniia, 2011, no. 1, pp.125-142.

4. Bundesagentur fur Arbeit (Hrsg.). Studieren hat Zukunft: mehr Chancen, Karriere und Geld. Abi: dein Weg in Studium und Beruf, 2008, Jg. 32, H. 7, S. 14-23.

5. Kleine L., Paulus W., Blossfeld H.-P. Die Formation elterlicher Bildungsentscheidungen beim Ubergang von der Grundschule in die Sekundarstufe I. Zeitschrift für Erziehungswissenschaft, Sonderheft, Jg. 2009/2010, H. 12, S. 103-125.

6. Chinibaeva G.D. Sravnitel'nyi analiz srednego obrazovaniia v Germanii i Kazakhstane [Comparative analysis of secondary education in Germany and Kazakhstan]. Izvestiia vuzov Kyrgyzstana, 2015, no. 9, pp. 156-160].

7. Geschlecherunterschiede bei Bildungsresultaten: Derzeitige Situation und aktuelle Maßnahmen in Europa, available at: https://www.schule.at/fileadmin/ DAM/Gegenstandsportale/Gender_und_Bildung/Dateien/Studie_Geschlechterunter schiede.pdf (accessed 29 June 2018).

8. Jacob M., Weiss F. Soziale Selektivit at beim Hochschulzugang: Ver anderungen der Zugangssequenzen zur Hochschule im Kohortenvergleich. Vom Kindergarten bis zur Hochschule: die Generierung von ethnischen und sozialen Disparitäten in der Bildungsbiographie. Wiesbaden, VS Verl. für Sozialwiss., 2010, S.285-312.

71

9. Reimer D., Schindler S. Soziale Ungleichheit und differenzierte Ausbildungsentscheidungen beim Ubergang zur Hochschule. Vom Kindergarten bis zur Hochschule: die Generierung von ethnischen und sozialen Disparitäten in der Bildungsbiographie. Wiesbaden, VS Verl. für Sozialwiss., 2010, S. 251-283.

10. Studieren ohne Abitur - Ein Erfolgsmodell, available at: https://www.dw.com/ de/studieren-ohne-abitur-ein-erfolgsmodell/a-43264666 (accessed 29 June 2018).

11. Herrmann V., Winter M. Studienwahl Ost: Befragung von westdeutschen Studierenden an ostdeutschen Hochschulen (Arbeitsberichte / Institut für Hochschulforschung Wittenberg e.V. an der Martin-Lüther-Universität HalleWittenberg, 2/09). Wittenberg, 2009, 44 S.

12. Hörner W. Das franzosische Ganztagsmodell. Aus Politik und Zeitgeschichte: Beilage zur Wochenzeitung Das Parlament, 2008, H. 23, S. 15-21.

13. Der Weg zum Abitur wird immer einfacher - und das schadet nicht nur den Schülern, available at: https://www.huffingtonpost.de/heinzpeter-meidinger/ schule-abitur-gymnasium_b_17814856.html (accessed 29 June 2018).

14. Die traurige Wahrheit über das Abitur, available at: https://www.welt.de/ vermischtes/article142471730/Die-traurige-Wahrheit-ueber-das-Abitur.html (accessed 29 June 2018).

15. Listvin A.A. Dual'noe obuchenie v Rossii: ot kontseptsii k praktike [Dual training in Russia: from concept to practice]. Obrazovanie i nauka, 2016, no. 3 (132), pp. 47.

16. Studie des Bildungsministeriums: Ein Drittel der Abiturienten braucht erst mal eine Pause, available at: http://www.spiegel.de/lebenundlernen/schule/ abiturienten-in-deutschland-ein-drittel-braucht-erstmal-eine-pause-a-1167653.html (accessed 29 June 2018).

17. Das Problem mit den guten Noten, available at: https://www.dw.com/de/ das-problem-mit-den-guten-noten/a-17846304 (accessed 29 June 2018).

18. Wir brauchen eine Lehrerreserve von zehn Prozent, available at: https://www.wiwo.de/politik/deutschland/bildungspolitik-wenn-alle-das-abitur-haben-hat-keiner-das-abitur-/20439058-3 .html (accessed 29 June 2018).

19. Das Abitur - was ist es wert? Available at: https://bildungsklick.de/schule/ meldung/das-abitur-was-ist-es-wert/ (accessed 29 June 2018).

20. Geschöntes neues Abitur, available at: https://www.tichyseinblick.de/ kolum-nen/josef-kraus-lernen-und-bildung/geschoentes-neues-abitur/ (accessed 29 June 2018).

Оригинальность 94 %

Получено 10.07.2018 Принято 03.08.2018 Опубликовано 28.12.2018

72

B.M. CoKonoB, fl.A. WnuneB, M.B. PráowoHb

V.M. Sokolov, D.A. Shpilev, M.V. Ryabokon

SCHOOL-LEAVING CERTIFICATE IN GERMANY - A FLASH CHEQUE?

The paper outlines the main research issues of German sociologists focused on obtaining a matriculation certificate and admission to a higher educational institution: the preservation of social justice in access to higher education by representatives of various social strata of German society; territorial distribution of students depending on the rating of universities; international experience in the organization of schooling and its impact on the education level of graduates; a lower quality of knowledge among graduates of gymnasiums. The problem of excessive increase in the number of entrants, changes in their goals and motives, as well as the standard sequence of efforts resulting in academic degrees: a primary school - a gymnasium - a university. Attention is drawn to the fact that more and more applicants in Germany are enrolled in higher education institutions not according to their score in the matriculation exams, but due to their seniority, when the marks given by a master or owner of an enterprise replace the score at ordinary exams. A combination of higher education and vocational training is increasingly becoming common. At the same time, the proportion of students who interrupt their studies at the university is constantly growing because of the low level of knowledge and inadequate abilities, and also because of the uncertainty about the correct choice of their majors. As a rule, these are students who joined a higher school immediately after the end of the gymnasium. The paper reveals deficiencies of the state policy "higher education diploma for all", in particular, low level of requirements for graduates of gymnasiums, inflation of school marks, depreciation of the matriculation certificate.

Keywords: matriculation certificate, Germany, education system, school, gymnasium, university, social justice, entrant, quality of knowledge.

Vladimir M. Sokolov - Doctor or Pedagogics, Professor, Department of Pedagogy and Management of Educational Systems, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, e-mail: sok.vladimir@rambler.ru.

Dmitry A. Shpilev - Doctor of Sociology, Professor, Department of Criminology, Nizhny Novgorod Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs; Professor, Department of General Sociology and Social Work, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, e-mail: shpilev72@mail.ru.

Mariya V. Ryabokon - Assistant Lecturer, Department of General Sociology and Social Work, Faculty of Social Sciences, Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, e-mail: mvr@unn.ru.

Received 10.07.2018 Accepted 03.08.2018 Published 28.12.2018

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.