УДК 378.141.21 ББК 74.04(3)
НЕТРАДИЦИОННЫЕ СТУДЕНТЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ
Д.П. Ананин
Аннотация. Содержательные и институциональные преобразования системы высшего образования в европейских государствах за прошедшие 15 лет привели к изменению контингента студентов вузов - росту гетерогенности студенчества. Численность так называемых «нетрадиционных студентов» увеличилась в несколько раз, что обуславливает необходимость учета вузами особенностей данной группы студентов при реализации учебных программ с целью обеспечения успешности их обучения. В статье рассматривается понятие «нетрадиционные студенты» как феномен высшего образования, анализируются причины гетерогенности студенчества, приводятся результаты анализа профиля данной группы студентов вузов Германии. Автор, опираясь на результаты актуальных немецких научных проектов, выделяет условные подгруппы «нетрадиционных студентов» и дает оценку релевантности аналогичных исследований в отечественной науке.
Ключевые слова: нетрадиционные студенты, Германия, доступ к высшему образованию, обучение в течение всей жизни, гетерогенность.
D.P. Ananin
Abstract. Substantial and institutional transformations of the system of higher education in European states for the last 15 years have led to the change of the contingent of students of higher education institutions and to the growth of heterogeneity of students. The number of so-called "non-traditional students" has increased several times that causes the need to consider the features of this group of students when implementing training programs for the purpose of ensuring success of their training. The article analyzes the concept of "non-traditional students" as a phenomenon of the higher education and the reasons of heterogeneity of students. Results of the analysis of the profile of this group of students of higher education institutions of Germany are given. The author, relying on the results of relevant German
NON-TRADITIONAL STUDENTS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM OF GERMANY
31
scientific projects, allocates conditional subgroups of "non-traditional students" and gives an assessment to the relevance of similar researches in the national science.
Keywords: non-traditional students, Germany, access to higher education, life-long learning, heterogeneity.
32
Классическая высшая школа Германии традиционно ориентирована на одну целевую группу — студентов очного отделения, окончивших гимназию и получивших доступ к высшему образованию. Однако с развитием прозрачности и гибкости учебных программ в контексте создания единого Европейского пространства высшего образования традиционная концепция претерпевает значительные изменения, в результате чего в системе высшего образования появляется новая целевая группа обучающихся — так называемые «нетрадиционные студенты»: иностранные студенты, обучающиеся в рамках академической мобильности, как правило, в зарубежном в вузе-партнере в течение одного или двух семестров; студенты, не имеющие доступа к высшему образованию в виде аттестата гимназии, но имеющие, однако, опыт трудовой деятельности и среднее специальное (профессиональное) образование. Под понятием «нетрадиционный студент» или «обучающиеся в течение всей жизни» (англ. non-traditional students, lifelong learners) немецкие ученые А. Вольтер, Г. Дам, К. Камм, К. Керст, А. Отто понимают студентов, которые поступили в образовательную организацию высшего образования на основе признания профессиональных квалификаций и имеющегося опыта трудовой дея-
тельности без соответствующего уровня общего среднего образования в виде аттестата гимназии [1; 2]. Таким образом, данная группа студентов использует альтернативный (нетрадиционный) доступ к системе высшего образования. В немецкой научной школе также используется понятие «студенты со средним профессиональным образованием и опытом профессиональной деятельности» (нем. beruflich qualifizierte Studierende). Однако данный термин значительно уступает уже более употребительному в научной литературе понятию «нетрадиционный студент» [1].
В германской научной школе рост актуальности проблематики изучения феномена «нетрадиционные студенты», а также внимание к ним со стороны политиков обусловлены несколькими обстоятельствами. Во-первых, новая концепция высшего образования направлена на преодоление традиционного разграничения между общим средним и профессиональным образованием с помощью компетентностного подхода, в результате чего достигается обеспечение «прозрачности» образования. Во-вторых, на фоне неблагоприятной демографической ситуации и прогнозируемой нехватки высококвалифицированных кадров в будущем ожидается снижение количества «традиционных» студентов, что
обуславливает необходимость «компенсации спроса» через привлечение новых целевых групп абитуриентов. В-третьих, в контексте заявленного Болонским процессом расширения доступа к высшему образованию, обеспечения принципа «обучение в течение всей жизни» (англ. lifelong learning) и необходимости признания предыдущего образования все еще сохраняется выраженная социальная диспропорция возможностей доступа к высшему образованию, которая требует определенных «механизмов коррекции». В качестве еще одной важной причины изучения «нетрадиционных студентов» стоит указать тенденцию повышения у вузов интереса к обеспечению «многообразия» высшего образования (англ. diversity), непосредственным количественным показателем которого является наличие «нетрадиционных» обучающихся [3].
Традиционно к данным студентам относятся лица, менее всего представленные в высшей школе (дети рабочего класса, дети мигрантов); лица с нетрадиционной образовательной траекторией (с определенными перерывами в обучении, сменой направления подготовки и т.д.); лица, получившие доступ к высшему образованию благодаря признанию своей профессиональной квалификации (профессионального опыта, среднего специального образования); лица, которые поступили в вуз в возрасте более 25 лет; а также лица заочного отделения и других гибких образовательных программ. Выделенные условно подгруппы нетрадиционных студентов не имеют четкой границы между собой и образуют в целом гетерогенную группу.
Исследования в области высшего образования с начала реализации болонских реформ и намерений создания единой архитектуры высшего образования в Европе охватывают широкий спектр аспектов изучения национальных систем образования. Появление новой целевой группы студентов в системе высшего образования требует отдельного внимания со стороны ученых, политиков и управленцев образовательных организаций высшего образования. В отличие от традиционных абитуриентов профиль «нетрадиционных» студентов требует отдельного изучения: данная группа значительно различается своими биографиями, наличием фоновых знаний, мотивов и возможностей обучения.
На федеральном уровне в Германии проводятся ряд крупных научных проектов (эмпирических исследований) по изучению разных аспектов обучения нетрадиционных студентов — наличие образовательного и профессионального опыта, доступ к высшей школе, особенности обучения в вузе и успеваемость представителей данной группы. Наиболее масштабным является финансируемый Федеральным министерством образования и научных исследований Германии научный проект «Нетрадиционные студенты» (нем. "Nicht-traditionelle Studierende'), который реализуется Университетом им. А. Гумбольдта и Немецким центром исследований высшего образования и науки (DZHW). Проект «Нетрадиционные студенты», координируемый проф. А. Вольтером, состоит из двух направлений исследований — оценки данных лонгитюдного исследования «Национальная образова-
33
34
тельная панель» (англ. NEPS), аналогичных российскому панельному исследованию «Траектории в образовании и профессии», реализуемому Институтом образования НИУ ВШЭ, а также качественного исследования жизненных траекторий и особенностей обучения нетрадиционных студентов в вузах Германии. Наряду с этим проводятся отдельные исследования нетрадиционных студентов по отдельному типу вуза, в определенной федеральной земле или даже по определенному направлению подготовки. В связи с этим на современном этапе развития науки обуславливается необходимость проведения обобщающих и сравнительных исследований.
В настоящее время в частных и государственных высших школах Германии реализуется 257 программ бакалавриата для работающих студентов [4], большая часть которых реализуется преимущественно в частных высших профессиональных школах по направлению подготовки «Экономика» и «Инженерные науки». Сравнительный анализ программ для нетрадиционных студентов А. Ханфта [5] выявил более успешный опыт работы с данной группой обучающихся в вузах других стран Европы: более богатый выбор направлений подготовки и выделение данной целевой группы в отдельную когорту. Постановление Конференции министров образования федеральных земель Германии о доступности высшего образования для лиц со средним специальным образованием, принятое в 2009 г., является своего рода рамочным положением, уровнявшим возможности выпускников профессиональных школ (со сред-
ним профессиональным образованием) и выпускников гимназий (с аттестатом, позволяющим поступить в вуз). В федеральных землях существуют дополнительные локальные положения и регламенты доступа нетрадиционных студентов в вузы [6].
За последние годы в Германии после правовых и структурных изменений в системе профессионального и академического (высшего) образования доступ к вышей школе был открыт для лиц с профессиональным образованием, в результате чего их количество в вузах резко возросло. Статистические данные показывают, что количество так называемых «нетрадиционных» студентов от количества всех зачисленных в вузы Германии на первый семестр за последние 16 лет выросло в пять раз: 0,6% (2000 г.), 1,9% (2010 г.), 2,6% (2013 г.), 3% (2015 г.) [7; 8] и составляет 13 000 студентов. Однако тенденция увеличения количества данных студентов позволяет прогнозировать дальнейший рост представителей данной группы в системе высшего образования. Согласно другим данным, данная цифра (при широком понимании понятия «нетрадиционный студент») составляет 13— 22% в университетах и 42% в высших профессиональных школах [9].
Анализ профиля нетрадиционных студентов и сравнение с группой традиционных студентов позволяет выделить ряд особенностей, которые важны для организации процесса обучения. Согласно результатам научного проекта «Нетрадиционные студенты» средний возраст данных студентов на 8 лет больше возраста традиционных студентов, что объясняется временем, затраченным на
получение среднего профессионального образования и приобретение опыта трудовой деятельности [2]. До начала обучения нетрадиционные студенты получают одно или несколько профессиональных квалификаций и имеют опыт работы на должностях среднего уровня (делопроизводитель, мастер и т.д.). На момент зачисления в вуз более 60% нетрадиционных студентов были трудоустроены. Анализ семейного положения выявил, что более половины нетрадиционных студентов состоят в официальном или гражданском браке, каждый четвертый имеет одного ребенка или более [2].
По социальному происхождению нетрадиционные студенты значительно отличаются от традиционных: 75% нетрадиционных студентов происходят из семей, в которых родители не имеют высшего образования [2].
Согласно многочисленным эмпирическим исследованиям основными мотивами обучения в вузе у данных студентов являются желание дальнейшего саморазвития, общий интерес к повышению квалификации и стремление к профессиональному развитию. Данные мотивы возникли во время трудовой деятельности, что в значительной степени обусловило выбор направления дальнейшей подготовки в вузе [10]. Профессиональный опыт нетрадиционных студентов оценивается ими как положительно, так и отрицательно. В обоих случаях опыт мотивирует студентов с помощью высшего образования сменить сферу трудовой деятельности или подняться на ступень выше соответственно. Таким образом, нетрадиционные студенты все больше
рассматривают образование в качестве инструмента формирования собственной карьеры, что несомненно приводит к академизации структур рынка труда [11].
В качестве основных препятствий обучения нетрадиционных студентов выступают вопросы финансового обеспечения, временной ресурс, посильность освоения программ ввиду занятости, семейного положения и определенного дефицита знаний (математики, иностранного языка, понимания научных текстов). Новые целевые группы соответственно имеют определенные возможности организации собственного обучения, которые необходимо учитывать при разработке специальных образовательных программ. Более целесообразно это учитывать при разработке концепции программ магистратуры. Так, анализ моделей магистратуры по подготовке учителей в образовательных учреждениях высшего образования ФРГ показал большое разнообразие реализуемых магистерских программ подготовки учителей:
• узкоспециальная педагогическая магистратура, ориентированная на соответствующий педагогический бакалавриат;
• педагогическая магистратура широкого профиля, ориентированная на педагогический бакалавриат;
• поливалентная педагогическая магистратура, ориентированная в том числе на «непедагогический» бакалавриат;
• специальная педагогическая магистратура, предполагающая подготовку педагогических кадров для работы во внешкольном секторе (социальный педагог и др.);
35
• научная педагогическая магистратура, целью которой является подготовка научных кадров по педагогическим дисциплинам [12].
Положительным опытом организации программ по многим направлениям подготовки являются специальные подготовительные курсы для нетрадиционных студентов со средним специальным образованием.
Перспективой исследования данной темы является вопрос измерения и моделирования имеющихся компетенций у нетрадиционных студентов, то есть вопрос признания неформального образования: компетенций, полученных за рамками вузовской программы.
В отечественном образовании отсутствует жесткая дифференциация старшей ступени среднего образования. Доступ к высшему образованию обеспечивается Единым государственным экзаменом, а также дополнительными вступительными испытаниями в вузах. Расширению гетерогенности контингента студентов в российских образовательных организациях спо-36 собствуют распространение очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, популярность получения второго высшего образования, распространение дистанционного образования, а также активной деятельностью Рос-сотрудничества и самих вузов по привлечению иностранных студентов.
Отдельным направлением привлечения иностранных студентов в систему отечественного высшего образования является обучение иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, в образовательных организациях высшего образования за
счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в пределах квоты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Другой масштабной программой обмена студентов является программа Европейской комиссии ЕКА8Ми8+, которую с 2013 г. курирует Национальный офис ЕИА8Ми8+ в России.
Третьим направлением является международная деятельность образовательных организаций по реализации двусторонних программ обмена студентами, а также совершенствованию процедур перезачета (переаттестации) образовательных достижений обучающихся (официального, неофициального и неформального (информального) образования). Традиционно «международная мобильность студентов... была преимущественно личной прерогативой каждого, однако в современных условиях становится институциональной стратегией развития педагогического вуза и всего национального высшего образования» [13, с. 207].
Реализация мероприятий по всем указанным направлениям приводит к изменению традиционного профиля студента — выпускника школы в возрасте 17—18 лет. Более отчетливо это проявляется при анализе структуры контингента студентов магистратуры — второго уровня высшего образования [там же]. На данном уровне студенты нередко меняют направление подготовки относительно бакалавриата.
Внимание к нетрадиционным студентам отчасти объясняется труд-
ностями прохождения ими традиционных образовательных программ. Для обеспечения гибкости и качества подготовки нетрадиционных студентов необходимо более детальное изучение профиля данной группы студентов. Учет результатов таких исследований несомненно снизит риски прерывания образования и обеспечит успешность подготовки. Институциональные и содержательные реформы позволят не воспринимать нетрадиционных студентов как инородный для отечественного высшего образования элемент и не выделять их в отдельную группу, а обеспечить гетерогенность контингента студентов, поддерживать которую позволит поликультурная образовательная среда вуза [14; 15].
В заключение статьи основные ее идеи резюмируем следующими выводами.
Условия глобализации и полипа-радигмальности современного общества, трансформации ценностей и смыслов [16; 17], а также другие вызовы современности выдвигают новые требования к развитию профессиональной подготовки в вузе [18] и определяют возможность использования межпарадигмального подхода для проектирования образовательного процесса в вузе [19; 20].
Все это влечет за собой смену парадигмы высшего образования, формирование гибкости программ подготовки, обеспечение доступа к высшему образованию, разработка механизмов признания формального, ин-формального и неформального образования в вузах, а это, в свою очередь, несомненно приводит к привлечению в систему высшего образования новой целевой группы — не-
традиционных студентов, для которых важнейшую роль играет наличие поликультурной социально-образовательной среды вуза [14; 15]. Не стоит ожидать, что систему высшего образования захлестнет волна неподготовленных для этого кандидатов, однако разнородность данного контингента обучающихся образует определенный риск. Отличия общего профиля традиционных студентов — наличие профессионального образования и опыта трудовой деятельности, старший возраст, семейное положение, наличие детей и тру-дозанятость — непосредственно оказывают влияние на особенности освоения образовательных программ данной группой студентов. Необходимо одновременно представлять себе, что нетрадиционные студенты представляют собой не типичного рабочего с производства, а, как правило, самых лучших представителей трудоустроенных лиц, не имеющего высшего образования.
Конкуренция образовательных организаций высшего образования за абитуриентов в дальнейшем так- 37 же будет обязывать разрабатывать гибкие образовательные программы для нетрадиционных студентов, что в совокупности с открытием доступа к высшему образованию в едином Европейском пространстве высшего образования непременно будет способствовать изменению традиционного состава студентов и формированию поликультурной среды высшего образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Slowey, M. Global Perspectives on Higher
Education and Lifelong Learners [Text] /
1ЕК
38
M. Slowey, H.G. Schuetze. - London: Routledge, 2012. - 130 p.
2. Wolter, A. Nicht-traditionelle Studierende in Deutschland: Werdegänge und Studienmotivation - Ergebnisse eines empirischen Forschungsprojektes [Text] / A. Wolter, G. Dahm,
C. Kamm, C. Kerst, A. Otto // Beruflich Qualifizierte im Studium. Analysen und Konzepte zum Dritten Bildungsweg. - Bielefeld: W. Bertelsmann, 2015. - S. 11-33 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. dzhw.eu/projekte/pr_show?pr_id=306 (дата обращения: 02.09.2016).
3. Wolter, A. Opening up Higher Education for New Target Groups in Germany [Text] / A. Wolter // Higher Education Reform: Looking Back - Looking Forward. - Frankfurt: Peter Lang, 2015. - S. 363-384.
4. Minks, K.-H. Berufsbegleitende und duale Studienangebote in Deutschland: Status quo und Perspektiven [Text] / K.-H. Minks, N. Netz,
D. Völk // HIS: Forum Hochschule. - Hannover, 2011 - S. 1-137 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.dzhw.eu/pdf/pub_fh/fh-2011 11.pdf (дата обращения: 05.09.2016).
5. Hanft, A. Berufstätige Studierende - eine vernachlässigte Zielgruppe an deutschen Hochschulen [Text] / A. Hanft // Hochschule im Wandel. - Frankfurt / New York, 2008. -S. 107-117.
6. Ulbricht, L. Öffnen die Länder ihre Hochschulen? Annahmen über den Dritten Bildungsweg auf dem Prüfstand [Text] / L. Ulbricht // Die Hochschule. - Wittenberg,
2012. - H. 1. - S. 154-168 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hof.uni-halle. de/journal/texte/12_1/Ulbricht.pdf (дата обращения: 05.09.2016).
7. Dahm, G. Immer noch eine Ausnahme -Nicht-traditionelle Studierende an deutschen Hochschulen [Text] / G. Dahm, C. Kerst // Zeitschrift für Beratung und Studium. -Bielefeld, 2013. - Jahrg. 8. - H. 2. - S. 34-39 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. universitaetsverlagwebler.de/inhalte/zbs-2-
2013.pdf (дата обращения: 10.09.2016).
8. Wolter, A. Durchlässigkeit zwischen beruflicher und akademischer Bildung als mehrstufiges Konzept: Bilanz und Perspektiven [Text] / A. Wolter, U. Banscherus, C. Kamm, A. Otto, A. Spexard // Beiträge zur Hoch-
schulforschung. - 2014. - H. 4. - S. 8-39 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. bzh.bayem. de/uploads/media/4-2014-Wol-ter-Banscherus-Kamm-Otto-Spexard.pdf (дата обращения: 09.09.2016).
9. Middendorf/, E. Die wirtschaftliche und soziale Lage der Studierenden in Deutschland 2012. 20. Sozialerhebung des Deutschen Studentenwerks durchgeführt durch das HIS-Institut für Hochschulforschung [Text] / E. Middendorff, B. Apolinarski, J. Poskows-ky, M. Kandulla, N. Netz. - Bonn / Berlin: Bundesministerium für Bildung und Forschung. - 2013. - 661 S. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sozialerhebung. de/download/20/Soz20_Haupt_Internet_ A5.pdf (дата обращения: 10.09.2016).
10. Jürgens, A. Nichttraditionell Studierende in ingenieurwissenschaftlichen Studiengängen
- Zugangswege, Motive, kognitive Voraussetzungen [Text] / A. Jürgens, B. Zinn // Beiträge zur Hochschulforschung. - 2012.
- H. 4. - S. 34-53 [Электронный ресурс].
- URL: http://www.bzh.bayern.de/uploads/ media/4-2012-Juergens-Zinn.pdf (дата обращения: 12.09.2016).
11. Severing, E. Akademisierung der Berufswelt? [Text] / E. Severing, U. Teichler. -Bielefeld: W. Bertelsmann, 2013. - 13 S.
12. Ананин, Д.П. Концептуальные основы организации педагогической магистратуры в рамках Болонского процесса [Текст] / Д.П. Ананин // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 5(54). - С. 175-178.
13. Ананин, Д.П. Контингент студентов и профессорско-преподавательского состава педагогических вузов в условиях развития академической мобильности: европейский опыт [Текст] / Д.П. Ананин // Мир науки, культуры, образования. -2015. - № 3(52). - С. 206-309.
14. Башмакова, Н.И. Поликультурная образовательная среда: генезис и определение понятия [Текст] / Н.И. Башмакова, Н.И. Рыжова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. science-education.ru/116-12635 (дата обращения: 09.10.2016).
15. Каракозов, С.Д. Инновационные процессы в поликультурной образовательной
среде вуза: социокоммуникативный компонент [Текст] / С.Д. Каракозов, Л.Г. Куликова // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 4 (35). - С. 236-239.
16. Громова, О.Н. Ценностные ориентиры как основа духовной составляющей профессиональной деятельности специалиста в условиях трансформации современного социума [Текст] / О.Н. Громова, Н.И. Рыжова,
B.Н. Чайка // Преподаватель XXI век. -
2014. - № 4. - Т. 1. - С. 20-31.
17. Рыжова, Н.И. Ценности и смыслы в эпоху глобализации [Текст] / Н.И. Рыжова, О.И. Ставцева // Вопросы культурологи. - 2013 . - № 12 . - С. 6-12.
18. Башмакова, Н.И. Направления развития профессиональной подготовки в гуманитарном вузе в условиях поликультурной социально-образовательной среды [Текст] / Н.И. Башмакова, Н.Ю. Королева, Н.И. Рыжова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education.ru/117-13459 (дата обращения: 09.10.2016).
19. Каракозов, С.Д. Использование межпара-дигмального подхода в условиях полипа-радигмальности современного образования: актуальность и сущность [Текст] /
C.Д. Каракозов, Н.Ю. Королева, Н.И. Рыжова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 5. - С. 146-150.
20. Каракозов, С.Д. Обеспечение стабильности и развития образовательных систем в условиях трансформации ценностей [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова // Преподаватель 21 век. - 2016. - № 4. -Т. 2. - С. 15-27.
REFERENCES
1. Ananin D.P., Kontseptualnye osnovy organizatsii pedagogicheskoi magistratury v ramkakh Bolonskogo protsessa, In: Mir nauki, kultury, obrazovaniya,Gorno-Altaisk,
2015, ed. 5(54), pp. 175-178. (in Russian)
2. Ananin D.P., Kontingent studentov i profes-sorsko-prepodavatelskogo sostava pedagogi-cheskikh vuzov v usloviyakh razvitiya aka-demicheskoi mobilnosti: evropeiskii opyt, In: Mir nauki, kultury, obrazovaniya,Gorno-Al-taisk, 2015, ed.3(52), pp. 206-309. (in Russian)
3. Bashmakova N.I., Koroleva N.Yu., Ryzhova N.I., Napravleniya razvitiya professionalnoi podgotovki v gumanitarnom vuze v uslo-viyah polikulturnoi socialno-obrazovatelnoi sredy, Sovremennye problemy nauki i obra-zovaniya, 2014, No. 3, available at: http:// www.science-education.ru/117-13459 (accessed: 09.10.2016).
4. Bashmakova N.I., Ryzhova N.I., Polikul-turnaya obrazovatelnaya sreda: genezis i op-redelenie ponyatiya, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, No. 2, available at: http://www.science-education.ru/116-12635 (accessed: 09.10.2016).
5. Dahm G., Immer noch eine Ausnahme -Nicht-traditionelle Studierende an deutschen Hochschulen, In: Zeitschrift für Beratung und Studium, Bielefeld, 2013, ed. 8, H. 2, pp. 34-39, available at: http://www. universitaetsverlagwebler.de/inhalte/zbs-2-2013.pdf (accessed: 10.09.2016)
6. Gromova O.N., Ryzhova N.I., Chaika V.N., Cennostnye orientiry kak osnova duhovnoi sostavlyayushei professionalnoi deyatelnosti specialista v usloviyah transformacii sovremennogo sociuma, Prepodavatel XXI vek, 2014, No. 4, Vol. 1, pp. 20-31. (in Russian)
7. Hanft A., Berufstätige Studierende - eine vernachlässigte Zielgruppe an deutschen Hochschulen In:Hochschule im Wandel, Frankfurt / New York, 2008, pp. 107-117.
8. Jürgens A., Zinn B., Nichttraditionell Studierende in ingenieurwissenschaftlichen Studiengängen - Zugangswege, Motive, kognitive Voraussetzungen In:Beiträge zur Hochschulforschung, Berlin, 2012, H. 4., pp. 34-53, available at: http://www.bzh.bay-ern.de/uploads/media/4-2012-Juergens-Zinn.pdf (accessed: 12.09.2016).
9. Karakozov S. D., Kulikova L.G., Innova-cionnye processy v polikulturnoi obrazova-telnoi srede vuza: sociokommunikativnyi komponent, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2012, No. 4 (35), pp. 236-239.
10. Karakozov S.D., Koroleva N.Yu., Ryzhova N.I., Ispolzovanie mezhparadigmalnogo podhoda v usloviyah poliparadigmalnosti sovremennogo obrazovaniya: aktualnost i sushnost, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2011, No. 5, pp. 146-150. (in Russian)
39
1ЕК
40
11. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Obespeche-nie stabilnosti i razvitiya obrazovatelnyh si-stem v usloviyah transformacii cennostei, Prepodavatel XXI vek, 2016, No. 4, Vol. 2, pp. 15-27. (in Russian)
12. Middendorff E., Apolinarski B., Poskowsky J., Kandulla M., Netz N., Die wirtschaftliche und soziale Lage der Studierenden in Deutschland 2012. 20. Sozialerhebung des Deutschen Studentenwerks durchgeführt durch das HIS-Institut für Hochschulforschung, Bonn/Berlin, Bundesministerium für Bildung und Forschung, 2013, 661 p., available at: http://www.sozialerhebung.de/ download/20/Soz20_Haupt_Internet_ A5.pdf (accessed: 10.09.2016).
13. Minks K.-H., Netz N., Völk D., Berufsbegleitende und duale Studienangebote in Deutschland: Status quo und Perspektiven In:HIS: Forum Hochschule, Hannover, 2011, pp. 1-137, available at: http://www. dzhw.eu/pdf/pub_fh/fh-201111.pdf (accessed: 05.09.2016).
14. Ryzhova N.I., Stavceva O.I., Cennosti i smysly v epohu globalizacii, Voprosy kultu-rologii, 2013, No. 12, pp. 6-12. (in Russian)
15. Severing E., Teichler U. Akademisierung der Berufswelt?, Bielefel, W. Bertelsmann, 2013, 13 p.
16. Slowey M.,Schuetze H.G., Global Perspectives on Higher Education and Lifelong Learners, London, Routledge, 2012, 130 p.
17. Ulbricht L., Öffnen die Länder ihre Hochschulen? Annahmen über den Dritten Bildungsweg auf dem Prüfstand, Die Hochschule, Wittenberg, 2012, H. 1, pp. 154168, available at: http://www.hof.uni-halle. de/journal/texte/12_1/Ulbricht.pdf (accessed: 05.09.2016).
18. Wolter A., "Opening up Higher Education for New Target Groups in Germany", in: Higher Education Reform: Looking Back -Looking Forward, Frankfurt, Peter Lang, 2015, pp. 363-384.
19. Wolter A., Dahm G., Kamm C., Kerst C., Otto A., Nicht-traditionelle Studierende in Deutschland: Werdegänge und Studienmotivation - Ergebnisse eines empirischen Forschungsprojektes, in: Beruflich Qualifizierte im Studium. Analysen und Konzepte zum Dritten Bildungsweg, Bielefeld, W. Bertelsmann, 2015, pp. 11-33, available at: http://www.dzhw. eu/projekte/pr_show?pr_ id=306 (accessed: 02.09.2016).
20. Wolter A., Banscherus U., Kamm C., Otto A., Spexard A., Durchlässigkeit zwischen beruflicher und akademischer Bildung als mehrstufiges Konzept: Bilanz und Perspektiven, Beiträge zur Hochschulforschung, 2014, H. 4, pp. 8-39, available at: http:// www.bzh.bayern.de/uploads/media/4-2014-Wolter-Banscherus-Kamm-Otto-Spexard. pdf (accessed: 09.09.2016). (in German)
Ананин Денис Павлович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра перевода и межкультурной коммуникации, Лингвистический институт, Алтайский государственный педагогический университет, г Барнаул, denisananin@yandex.ru Ananin D.P., PhD in Pedagogy, Senior Lecturer, Translation and Intercultural Communication Department, Linguistic Institute, Altai State Pedagogical University, denisananin@yandex.ru