Научная статья на тему 'Непрерывное физическое образование: согласование уровней'

Непрерывное физическое образование: согласование уровней Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ВНУТРИВУЗОВСКАЯ ДОПОДГОТОВКА / FIRST-YEAR STUDENTS' ADDITIONAL TRAINING / CONTINUOUS PHYSICAL EDUCATION / CURRICULUM / TRAINING LEVEL / UNIFIED STATE EXAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ан Александр Федорович, Соколов Владимир Михайлович

В статье на основе результатов анализа реальной физико-математической подготовленности выпускников средних общеобразовательных школ к освоению образовательных программ в техническом вузе обсуждаются варианты согласования содержания подготовки по физике на образовательных уровнях полного общего и высшего профессионального образования. В качестве возможных путей решения этой задачи предлагается ориентировать содержание единого государственного экзамена на направление будущего профессионального обучения, использовать целевую внутривузовскую доподготовку первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ан Александр Федорович, Соколов Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuous physical education: coordination of levels

This article discusses the necessity of ensuring the continuity of physical education by matching the curriculums at high secondary school and at technical college. The authors offer to solve the problem of raising the real physical and mathematical readiness of graduates to the requirements of physics curriculum at technical college by using a target additional training of first-year students. On the other hand, the content of the unified state exam should take proper account of graduate's future vocational training.

Текст научной работы на тему «Непрерывное физическое образование: согласование уровней»

A.Ф. АН, доцент Муромский институт Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

B.М. СОКОЛОВ, профессор Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Непрерывное физическое образование: согласование уровней

В статье на основе результатов анализа реальной физико-математической подготовленности выпускников средних общеобразовательных школ к освоению образовательных программ в техническом вузе обсуждаются варианты согласования содержания подготовки по физике на образовательных уровнях полного общего и высшего профессионального образования. В качестве возможных путей решения этой задачи предлагается ориентировать содержание единого государственного экзамена на направление будущего профессионального обучения, использовать целевую внутриву-зовскую доподготовку первокурсников.

Ключевые слова: непрерывное физическое образование, образовательная программа, уровень подготовленности, единый государственный экзамен, внутривузовская доподготовка.

Практикуемый нами компетентностно-ориентированный подход к совершенствованию содержания курса физики в техническом вузе [1-4] направлен на успешное усвоение выпускником:

• совокупности обобщенных видов профессиональной деятельности как важнейшей составляющей профессиональной компетентности;

• базовых, фундаментальных компонентов универсальных компетенций, позво-ляющихвыпускнику в перспективе эффективно адаптироваться к меняющимся условиям, постоянно самосовершенствоваться, успешно разрешать возникающие проблемные ситуации, что обеспечивает ему высокий уровень востребованности и конкурентоспособности на профессиональном рынке труда.

Одной из предпосылок нашего подхода является учет реальной физико-математической подготовленности выпускников образовательного уровня полного общего образования к освоению вузовских общепрофессиональных и специальных дисциплин основных образовательных программ.

Педагогическая практика последних лет

показывает, что уровень подготовленности по физике и математике большинства выпускников средних общеобразовательных школ весьма низок и продолжает снижаться. Это приводит к большим сложностям и перегрузкам при освоении циклов естественно-научных и математических дисциплин основных образовательных программ технических направлений высшего профессионального образования.

На этом фоне законодательное введение единого государственного экзамена лишь усугубило непростые отношения между общеобразовательной школой и вузом как ключевыми звеньями системы непрерывного образования. В настоящее время основные цели системы среднего общего образования, учащихся и их родителей, какие бы высокие слова о всестороннем развитии личности, успешной социализации выпускников ни декларировались, реально сводятся к их успешной аттестации в форме ЕГЭ [5].

Не включаясь в подробное обсуждение комплекса причин неудовлетворительной физико-математической подготовленности абитуриентов технических вузов,ак-

Обсуждаем проблему

137

центируем внимание на следующих аспектах.

1. В ныне функционирующей системе образования большинство абитуриентов зачисляются в вузы на основании результатов ЕГЭ, то есть по требованиям успешного выполнения заданий, усредненным по России и всей совокупности направлений будущей профессиональной подготовки (без учета специфики конкретного вуза).

2. Статистика ЕГЭ фиксирует, что количество выпускников полного общего образования, выбирающих экзамен по физике, уменьшается (7-12% от ежегодного выпуска средней школы). Это приводит к очевидному сокращению числа абитуриентов, потенциально претендующих на обучение по направлениям, образовательные программы которых опираются на физику. Неявно такая ситуация отражает тот факт, что уровень подготовки по физике в общеобразовательной школе опустился ниже требований ЕГЭ.

3. Следует признать, что даже при профильном обучении в старших классах (в условиях жестких требований к минимальной наполняемости профильного класса) далеко не всегда удается обеспечить мотивацию школьников к изучению физики. В результате подготовленность выпускников общеобразовательных школ по дисциплинам естественно-научного цикла в целом низка как на базовом (1-2 часа в неделю), так и на профильном (5-6 часов в неделю) уровне.

4. Учебные заведения профессионального образования в соответствии с установками Минобрнауки заявляют перечень дисциплин, уровень усвоения которых по результатам ЕГЭ является необходимым условием для зачисления абитуриента на соответствующую образовательную программу.

Поддерживая право выбора выпускником школы дисциплин, по комплексу которых он будет проходить итоговую аттестацию в форме ЕГЭ, отметим, что реально

это определяет перечень направлений профессиональной подготовки, на которые он может претендовать. Другими словами, дифференциация обучения в системе среднего общего образования объективно уже состоялась. Она диктуется сложившейся оценочной процедурой государственной аттестации.

Исходя из вышеизложенного, считаем возможным и целесообразным ориентировать контрольно-измерительные материалы дисциплин, выбираемых выпускником системы полного общего образования из перечня ЕГЭ, в большей степени на фиксацию и оценку степени усвоения той части содержания этих дисциплин, которая станет основой будущей профессиональной подготовки. Есть реальные основания полагать, что это будет способствовать согласованию, стыковке уровней общего и высшего образования, более успешному усвоению базовых курсов профессиональных образовательных программ, опирающихся на эти школьные дисциплины.

Проводимый нами на протяжении ряда лет анализ степени подготовленности выпускников общеобразовательных школ по дисциплине «Физика» позволяет констатировать:

- исходный уровень базовой подготовки по физике большинства студентов-пер-вокурсников весьма низок. Например, средний процент выполнения заданий входной контрольной работы студентами, которые приступили к освоению основной образовательной программы «Проектирование и технология электронных средств » во Владимирском госуниверситете (2010 г.), составил 28,9% (студенты в среднем выполнили 4,3 задания из 15) [5]. Отметим, что задания входной контрольной работы четко ориентированы на материал курса физики, изучаемый в первом семестре;

- наибольшие затруднения у студентов вызывают задания контрольной работы, требующие развернутого решения. Вчерашние выпускники школы помнят ос-

новные формулы, выполняют на уровне воспроизведения простейшие расчеты, но не обладают обобщенным умением решать физические задачи - анализировать условия, сопоставлять, выбрать модель, использовать изучаемые в школе типовые алгоритмы;

- проведенное сравнение результатов единого государственного экзамена по физике 1 и входной контрольной работы (при переводе в единую шкалу оценок) демонстрирует их достаточную согласованность [5]. Это подтверждает высказанное выше утверждение о том, что усвоение содержания курса физики выпускниками общеобразовательных школ характеризуется преимущественно уровнем воспроизведения и простейшего использования заученных формул;

- многие выпускники системы общего образования испытывают серьезные трудности в решении физических задач, связанных с выполнением операций над векторами, вычислением производных функций, использованием элементов тригонометрии. Одной из причин этого, на наш взгляд, является проблема несогласованности школьных программ естественно-научных дисциплин и математики, слабая ориентация содержания математической подготовки на потребности курса физики. Между тем уже на первых занятиях по разделу «Физические основы механики» вузовского курса общей физики от студентов-первокурсни-ков требуется уверенное владение элементами векторной алгебры, дифференцирования и интегрирования элементарных функций.

Сталкиваясь с недостаточным уровнем подготовки студентов первого курса, заботясь о соответствии подготовленности своих выпускников требованиям ФГОС ВПО и потенциальных работодателей, препода-

ватели общенаучных, базовых дисциплин испытывают потребность во внутривузов-ской доподготовке студентов-первокурсни-ков по блоку естественно-научных дисциплин, включающему физику и сопряженную с ней математику.

Ниже приведены некоторые результаты введения краткосрочного вводного курса физики для студентов Муромского института Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, приступающих к освоению образовательных программ бакалавриата по техническим направлениям. Целью курса является устранение рассогласования между требованиями в системе инженерного образования и уровнем реальной подготовки первокурсников, оказание помощи в обобщении и систематизации школьных знаний по физике, расширение естественно-научного кругозора студентов, формирование у них функциональной готовности к освоению вузовской программы общей физики.

В 2011 г. курсы дополнительной подготовки по физике и математике в объеме 40 часов проводились для студентов, приступивших к освоению образовательных программ по направлениям «Инфокоммуника-ционные технологии и системы связи», «Техносферная безопасность », «Технологические машины и оборудование », «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» (средний балл ЕГЭ по физике составляет 44,04, стандартное отклонение 5,08).

Отсутствие в результатах ЕГЭ информации о том, какие именно задания выполнил абитуриент, не позволяет преподавателям судить об уровне подготовленности студентов первого курса к усвоению конкретных разделов общей физики. Для определения этого уровня нами подготовлена и

1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, физический факультет: средний балл ЕГЭ -59,09, стандартное отклонение - 10,62; Владимирский госуниверситет, ООП «Проектирование и технология электронных средств»: средний балл ЕГЭ - 45,28, стандартное отклонение - 6,5.

Обсуждаем проблему

139

проведена процедура входного контроля, содержащая задания по тем разделам школьной физики, которые в соответствии с программой дисциплины будут изучаться в первом семестре. В реальных условиях такой контроль предполагает оперативную диагностику полноты владения студентом-первокурсником совокупностью учебных элементов, которые он должен помнить и уметь применять, опираясь только на собственную память, без обращения к внешним источникам информации. В качестве инструментария оперативной объективированной оценки использованы в основном тестоподобные задания с выбором ответа (варианты контрольной работы включали 15 заданий по физическим основам механики и электродинамики, 12 из которых - аналоги контрольно-измерительных материалов части «А» единого государственного экзамена по физике и 3 - задачи на уровне применения, но требующие развернутого решения).

Результаты входного контроля согласуются с аналогичными данными прошлых лет. С учетом этих результатов, отражающих степень реальной физико-математической подготовленности выпускников системы полного общего образования, в содержание вводного курса нами включены фундаментальные понятия, законы, физические модели классической механики и электродинамики, продолжающие содержание школьной физики без использования типичного для вузовской физики математического аппарата. Параллельно проводились занятия по математике, в рамках которых акцентировалось внимание на темах, востребованных в курсе физики (операции над векторами, элементы дифференцирования и интегрирования функций). После завершения курса для диагностики степени усвоения студентами предметного содержания была проведена контрольная работа, по структуре и содержанию аналогичная работе на входе: им предлагалось выполнить 15 заданий по механике и элек-

тродинамике, 12 из которых - задания с выбором ответа и 3 - задания с представлением развернутого решения.

Результаты показали, что даже в условиях ограниченного бюджета времени подготовленность студентов к освоению вузовской программы общей физики существенно повысилась. Курс доподготовки методически поддерживается изданным учебным пособием с грифом Научно-методического совета по физике Министерства образования и науки РФ [6]. В пособии кратко рассмотрены основы измерения физических величин, ключевые вопросы классической механики и электродинамики, теории колебаний и волн, основные положения молекулярной физики и термодинамики, элементы релятивистской и квантовой механики, атомных и ядерных процессов.

На основании проведенного анализа уровня подготовленности первокурсников к освоению курса общей физики можно сделать следующие выводы.

1. Внутривузовская коррекционная работа со студентами, направленная на устранение пробелов школьной подготовки по физике, создание условий для адекватного восприятия и усвоения материала курса общей физики необходима и обоснована полученными результатами.

2. Если успешное выполнение заданий ЕГЭ по физике является критериальным показателем, позволяющим абитуриенту поступать на направления, связанные с изучением физики, то, ориентируясь на возможность свободного выбора абитуриентом именно физики в комплекте дисциплин ЕГЭ, целесообразно изменить содержание контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена, стимулируя на практике профессионально-ориентированное обучение. В таком контексте ЕГЭ по физике может и должен «работать» как начальный этап компетентностно-ори-ентированной базовой подготовки будущего профессионала.

3. Доподготовка первокурсников, спо-

собствующая успешному усвоению курса физики в техническом вузе, может быть направлена на учет специфики конкретных образовательных направлений. При этом будет компенсироваться существующая усредненность требований единого государственного экзамена и обеспечиваться более тесная взаимосвязь в дидактическом отношении образовательных программ среднего общего и высшего профессионального образования.

Литература

1. Ан А.Ф., Соколов В.М. О проектировании

содержания подготовки по физике будущего инженера технического профиля // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 2(1). С. 26-33.

2. Ан А.Ф. Теоретические основы совер-

шенствования компетентностно-ориен-тированного курса физики в техническом вузе // Наука и образование: элек-

тронное научно-техническое издание. 2011. № 3. URL: http:// technomag.edu.ru/ docZ168989.html

3. Ан А.Ф., Соколов В.М. Теория и результа-

ты анализа содержания курса физики в компетентностной модели выпускника технического вуза // Инновации в образовании. 2011. № 7. С. 4-16.

4. Ан А.Ф., Соколов В.М. Основы совершен-

ствования подготовки по физике будущих профессионалов технического профиля // Совет ректоров. 2011. № 10. С. 39-45.

5. Ан А.Ф., Соколов В.М. Анализ подготов-

ленности первокурсников в процессе совершенствования компетентностно-ори-ентированного курса физики в техническом вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 3(3). С. 14-19.

6. Ан А.Ф., Самохин А.В. Введение в курс об-

щей физики: Учебное пособие. Муром: Изд. центр МИ ВлГУ, 2009. 226 с. + CD ROM (зарегистрирован в Депозитарии электронных изданий НТЦ «Информрегистр», №. 0320902129 от 08.10.2009 г.).

AN A., SOKOLOV V. CONTINUOUS PHYSICAL EDUCATION: COORDINATION OFLEVELS

This article discusses the necessity of ensuring the continuity of physical education by matching the curriculums at high secondary school and at technical college. The authors offer to solve the problem of raising the real physical and mathematical readiness of graduates to the requirements of physics curriculum at technical college by using a target additional training of first-year students. On the other hand, the content of the unified state exam should take proper account of graduate’s future vocational training.

Key words: continuous physical education, curriculum, training level, unified state exam, first-year students’ additional training.

Б.В. КОРНЕЙЧУК, профессор Формирование рейтинговой

Санкт-Петербургский филиал оценки методом

аудиотестирования

НИУ «Высшая школа экономики»

Подведены итоги десятилетнего эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости в российских вузах, выявлены недостатки метода «контрольных точек», предложен и обоснован метод аудиотестирования в качестве основы рейтинговой системы, стимулирующей повышение учебной дисциплины студентов и обеспечивающей более объективное оценивание их успеваемости.

Ключевые слова: педагогические измерения, рейтинговые системы, аудиотестирование, процедуры оценки, текущая диагностика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.