і)П(^ХалХХлКХ
ЛЛПЛЛЛГІЛЛЛАГІОЛПА
№ 4, 2002
воздействий в этой модели нет. Четкие мотивацию к самостоятельной работе и
правила при тщательном их соблюде- творчеству (для преподавателей — к под-
нии — мощный воспитательный эле- готовке курсов по выбору, курсов разно-
мент. Затрагивая престиж личности, они го уровня сложности и пр.).
ставят человека в условия жесткой необходимости выполнения нужной деятельности. Гуманизация учебно-воспитательного процесса будет способствовать его
Наши предложения лежат в русле Концепции модернизации российского образования. Они ориентированы на повышение профессиональных и нравственных
гуманитаризации. Например, повышение качеств субъектов образования в целост-
роли элективных дисциплин стимулирует обучаемых и обучающих к интеграции
знаний; рейтинговая система повышает рованного внешнего стимулирования.
ном образовательном процессе на основе единства самоорганизации и квалифици-
Поступила 23.09.02.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПРОВЕЛИ:
ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ
П. Ф. Потапов, доцент кафедры современной журналистики и общественного мнения Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева
В 2002 г. Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева принял участие в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), который представляет собой организационно-технологиче-скую акцию со вполне определенными элементами. Причем каждый из них можно обсуждать и совершенствовать до бесконечности. Особенно важными являются стартовые условия, когда многие вопросы решаются впервые. О том, как про-
Результаты ЕГЭ по математике и русскому языку засчитывались на все специальности в университете и его филиалах, для которых в перечне вступительных экзаменов значились «Математика» и «Русский язык». По желанию абитуриента они могли быть зачтены в качестве оценки вступительных испытаний по этим дисциплинам на специальности, участвующие в эксперименте по ЕГЭ, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения. Таковы, можно сказать, общие
шел эксперимент в МГУ им. Н.П. Ога- правила, которыми руководствовалась
приемная комиссия вуза при организации и проведении ЕГЭ.
И сколько абитуриентов участво-емную кампанию кроме традиционных вало в независимой аттестации? Были
рева, мы попросили рассказать первого проректора Н.Е. Фомина.
— Действительно, в нынешнюю при-
экзаменов в вуз проводились экзамены в форме и по материалам ЕГЭ. Предварительно были определены предметы —
или нет трудности в организации и про-
— в форме
математика и русскии язык, а также специальности, включенные в эксперимент.
Их насчитывалось 37. Вступительные испытания в форме тестового контроля проводились для абитуриентов, не сдававших ЕГЭ, и только на очное (дневное) отделение. Поступающие, сдававшие Университет продемонстрировал органи-
ЕГЭ по математике и русскому языку в зационную готовность к ЕГЭ на хорошем
школе, к повторным вступительным ис- уровне. Вступительные экзамены в фор-
пытаниям не допускались. ме и по материалам ЕГЭ проходили при
П.Ф. Потапов, 2002
ведении экзаменов по-новому —
ЕГЭ?
— Следует отметить, что, несмотря на большой контингент тестируемых — в экзаменах по схеме ЕГЭ в июле приняли участие абитуриенты еще двух вузов и двух ссузов Мордовии, а всего 986 чел., — никаких срывов не было.
ЗЙЙЙЯ8888ЙЯЙЯЯ& ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МГУ им. Н.П. Огарева, где был открыт щеобразовательных школ республики, спо-специальный пункт, под руководством собность справиться с тестовыми задания-
членов государственной экзаменацион- ми. Немаловажен и тот факт, что за все
ной комиссии и аудиторных организаторов — учителей городских общеобразовательных учреждений. На базе республиканского института повышения квалификации учителей работал центр технологической обработки. Здесь проводилось сканирование материалов ЕГЭ, отсюда осуществлялась передача всей информации в Центр тестирования. Слаженно работали члены предметных комиссий по математике и русскому языку.
— Участив университета в таком мероприятии, как эксперимент по ЕГЭ, был новым, неожиданным для Вас?
— Неожиданностью это не стало.
годы не было ни одной апелляции на результаты тестирования.
— То есть накопленный опыт массо-
вого централизованного тестирования в университете стал хорошей основой для проведения эксперимента по ЕГЭ. И каковы его результаты? Эффективно ли было само проведение единого государственного экзамена?
— Я могу привести такие данные.
Конкурс на специальности, включенные в эксперимент по ЕГЭ, составлял 2 и более человек на одно место, например на специальность «Прикладная математика» — 3,41, «Финансы и кредит» — 4,76, Вместе с тем наш вуз не форсировал уча- «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» — стие в эксперименте. Мы пять лет про- 5,52 чел. Всего на специальности, вклю-
водили тестирование, вернее активно участвовали во Всероссийском централизованном тестировании. За это время тысячи учащихся воспользовались правом тестового контроля. Все они были заинтересованы, во-первых, в получении объективной оценки, во-вторых, в снятии лишних стрессов в период летних аттестационных экзаменов. Особенно важен
ченные в эксперимент по ЕГЭ, на бюджетную форму обучения было зачислено 1 216 чел. Кроме того, на платной (договорной) основе с результатами ЕГЭ стали студентами 581 чел. Из числа поступивших на специальности, включенные в эксперимент по ЕГЭ, есть медалисты и обладатели дипломов с отличием. Таких насчитывается 361 чел. Их могло
был результат для тех, кто после оконча- быть в приказе на зачисление и больше.
ния школы хотел учиться в университете. Тестирование давало возможность
Однако вуз пересмотрел шкалу перевода баллов в оценки при проведении ЕГЭ по
одним, например медалистам и облада- математике для поступающих на эконо-
телям дипломов с отличием, поступить в вуз без вступительных экзаменов, а
мические специальности и на специальность «Автоматизированные системы
другим использовать результаты тестово- организации и управления». Например,
го контроля в качестве оценок вступи- оценку 5 по центральной шкале получа-
тельных испытаний. ли те, кто набрал 71 балл и выше. Если
Самое большое число абитуриен- бы это оставалось без изменения, то на
— 2 749 чел., прошедших централи- специальности экономического профиля
то в
зованное тестирование, было в 2001 г. и на специальность «Автоматизирован-Наиболее востребованными предметами ные системы организации и управления»,
где традиционно высокий конкурс, можно было бы не проводить вступительных
тогда оказались биология, история России, математика, обществознание. Например, по математике проходили тестирование 797 чел. Интересны итоги рабо-
испытании
все плановые места заня-
ли бы те, кто имел медаль или диплом с
ты учащихся по этой дисциплине. По отличием и по итогам своей работы с те-100-балльной шкале на 5 (от 71 до стами набрал от 71 до 100 баллов.
100 баллов) были оценены 5,65 % участ-
В соответствии с Положением о про-
ников (45 чел.), на 4 — 41,66 (332 чел.), ведении единого государственного экза-
на 3
41,66 (332 чел.) на 2
16,19 %
(129 чел.). Результаты объективны, они
мена и на основании данных, представленных Центром тестирования Мини-
отражают уровень подготовки учащихся об- стерства образования РФ, и решением
приемном комиссии университета шкала перевода баллов в отметки для результатов по математике была пересмотрена: оценку 5 получили те абитуриенты, кто, участвуя в ЕГЭ по математике, набрал 86 и более баллов. Других изменений в ходе участия вуза в эксперименте по ЕГЭ не было — результаты, указанные в свидетельствах ЕГЭ, засчитывались без перевода в другие оценки.
Сегодня, когда итоги эксперимента известны, можно с уверенностью сказать: он состоялся. В университете удалось отработать реальную и эффективную модель технологии ЕГЭ, а вместе с ней сделать шаг вперед к принципиально новой системе проверки знаний, когда результаты работы будут сопоставимы не по процентам успеваемости, а по реальным измеряемым учебным достижениям каждого учащегося.
— Известно, что во время вступительных испытаний в университет большинство абитуриентов уже имели свидетельства о прохождении ЕГЭ. Это выпускники общеобразовательных учебных заведений, которые выдержали тестовый контроль по математике и русскому языку в июне, во время итоговой государственной аттестации. Как Вы считаете, результаты первого этапа эксперимента по ЕГЭ объективны, они отражают качество подготовки учащихся?
— Не совсем. Или, скажем так, они настораживают. Анализ свидетельствует, что те, кто прошел экзамен в форме и по материалам ЕГЭ в общеобразовательных учебных заведениях, выполнили тестовые задания лучше, чем те, кто прошел тестовый контроль в вузе.
Оценки 5 и 4 по математике получили 1 209 и 4 387 чел. (13,3 и 48,1 %). Этот показатель выше общероссийского (8,7 и 36,6 %). Оценки 3 и 2 в активе у 2 917 и 604 чел. (32,0 и 6,6 %), что ниже общероссийского уровня (42,9 и 11,8 %). Кроме того, 5 выпускников набрали по итогам своей работы с тестами 100 баллов. Это данные экзамена, который прошел в общеобразовательных школах нашей республики по схеме ЕГЭ в июне. Получается, что выпускники Мордовии обла-
дают более прочными знаниями, чем их сверстники из других регионов страны. Однако это не совсем так. Здесь следует говорить о чистоте проведения самого ЕГЭ, иначе можно «утонуть» в оценках 5 и 4. Необходимо продумать реальную и эффективную модель технологии ЕГЭ. Результаты экзамена по математике, проведенного в университете в форме и по материалам ЕГЭ, больше соответствуют действительности.
Руководство вуза заинтересовано в том, чтобы в вузе учились умные ребята. Каждый год, в сентябре—октябре, проводится ректорская контрольная работа. Так было, когда участвовали в централизованном тестировании, от этого правила не отходим и сейчас, когда состоялись экзамены в форме и по материалам ЕГЭ. Такой анализ помогает отслеживать уровень подготовки учащихся в городских и сельских школах, позволяет видеть состояние системы образования в республике.
— И каковы выводы? Интересно было бы узнать от Вас такую информацию.
— Итоги последней ректорской контрольной работы, которая состоялась по форме и материалам ЕГЭ по математике, следующие: участвовали 1 890 чел. Из них 457 чел. поступили в университет, предъявив сертификат с оценкой 5 по математике (т.е. они набрали на экзамене по математике, который прошел по схеме ЕГЭ, от 71 до 100 баллов). Проверка заданий показала, что из «отличников» только 102 чел. (22,3 %) подтвердили оценку 5, остальные получили оценку 4 — 299 чел. (54) и даже 3 — 56 чел. (12,2 %). Правда, «двойки» никто из «отличников» не получил. Из тех, кто подтвердил свои знания, наиболее высокий результат имеют студенты-первокурсники трех специальностей: «Математика» — 58 %, «Прикладная математика» — 50, «Экономика и управление на предприятии» — 50 %. Вместе с тем «отличники» 14 других специальностей, в числе которых — «Механизация сельского хозяйства», «Автомобильные дороги и аэродромы», «Сети связи и системы коммутации», «Электронное машиностроение», «Геоэкология», — при
•&ЯЯЯЯЯ8Я88ЙЙЯ8? ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
проведении ректорской контрольной работы не смогли получить ни одной оценки 5. Наибольшее количество «троек» у «отличников» таких специальностей: «Механизация сельского хозяйства» — 88,8 %, «Энергообеспечение предприятий» — 66,6, «Геоэкология» — 66,6, «География» — 50,0, «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции» — 40,0, «Статистика» — 38,5,
«Технология обслуживания и ремонта машин в АПК» — 37,5, «Автомобильные дороги и аэродромы» — 28,6, «Сети связи и системы коммутации» — 27,2 %.
Из общего числа студентов, принявших участие в ректорской контрольной работе (1 810), 149 чел. (8,1 %) получили оценку 5 (т.е. набрали от 71 до 100 баллов), 1 142 (62,3) были оценены на 4, 519 чел. (28,3) показали знания на оценку 3, и 23 чел. (1,2 %) не справились с заданиями, получив оценку 2.
Обсуждение результатов эксперимента по ЕГЭ и анализ оценок ректорской контрольной работы позволяют сделать ряд важных выводов:
— по итогам ректорской контрольной работы процент отличных оценок должен был существенно вырасти по сравнению с данными ЕГЭ по Республике Мордовия (13,3 %), потому что студенты-первокурсники — это «лучшие из лучших» абитуриентов, поступивших в университет. Однако этот показатель, наоборот, несколько понизился (на 5,2 %) и составил всего 8,1 %;
— ни одной отличной оценки не получили студенты специальностей «Механизация сельского хозяйства», «Автомобильные дороги и аэродромы», «Сети связи системы коммутации», «Энергообеспечение предприятий», «Геоэкология», «Картография», «Металлорежущие станки», «Экономика и управление на предприятии», хотя многие из них имели сертификат на оценку 5 о прохождении ЕГЭ по математике;
— наибольшее число «отличных» оценок у студентов, обучающихся по специальностям «Математика» — 40,6 %, «Прикладная математика» — 31,0, «Экономика и управление на предприятии»
(СИС) — 23,0 %;
— самое большое число оценок 3 у студентов специальностей «Механизация сельского хозяйства» — 84,1 %, «Геоэкология» — 78,0, «География» — 66,6, «Картография» — 66,6;
— из 376 медалистов и обладателей дипломов с отличием, поступивших по итогам тестового контроля, 81 чел. (21,5 %) получил оценку 5, 259 (68,8) — оценку 4, 35 (9,3) — оценку 3 и 1 чел. (0,2 %) не смог выполнить контрольную работу, получив оценку 2;
— самый высокий процент «пятерок» имеют студенты-медалисты таких специальностей: «Автоматизированные системы организации и управления» — 8 чел. (57,1 %); «Прикладная математика» — 15 чел. (46,9); «Математика» — 12 чел. (46,1 %);
— не получили ни одной оценки 5 студенты-медалисты 15 специальностей: «Механизация сельского хозяйства», «Автомобильные дороги и аэродромы», «Сети связи и системы коммутации», «Технология организации и ремонта машин в АПК» и др.;
— удовлетворительные оценки получили студенты-медалисты 20 специальностей: «Механизация сельского хозяйства» — 2 чел. (100 %), «Автомобильные дороги и аэродромы» — 1 чел. (33,3), «Статистика» — 2 чел. (25 %) и др.;
— из 241 чел. (столько медалистов имели 5 по итогам ЕГЭ в июне) ректорскую контрольную работу выполнили: на 5 — 70 чел. (29,0 %), на 4 — 160 чел. (66,3), на 3 — 11 чел. (4,5 %). Неудовлетворительную оценку не получил никто;
— самый высокий процент «пятерок» имеют студенты-медалисты специальностей: «Городское строительство и хозяйство» — 2 чел. (66,7 %), «Автоматизированные системы организации и управления» — 7, «Математика» — 7 чел. (58,3 %). Не получили ни одной отличной оценки студенты-медалисты 15 специальностей: «Механизация сельского хозяйства», «Автомобильные дороги и аэродромы», «Сети связи и системы коммутации», «Технология организации и ремонта машин в АПК» и др.;
— удовлетворительные оценки получили студенты-медалисты таких специ-
шш
ш»
їЛЛЛЛЛЛЛ
8 № 4, 2002
альностей: «Химия» — 1 чел. (16,7 %), трая необходимость в обучении педаго-«Сети связи и системы коммутации» — гических кадров теории, технологии и
технике тестирования, их применению в образовательной практике, а также в
1 (16,7), «Статистика»— 1 чел. (14,3 %).
И все же, несмотря на отдельные недостатки в проведении ЕГЭ, как нам обучении навыкам шкалирования и пе-
кажется, достигнуто стратегически важное качество: Мордовия сделала акцент на формировании самой идеологии
дагогическои интерпретации результатов тестирования. Выявилась и проблема подготовки очень большого числа
ЕГЭ как принципиально новой системы специалистов, работающих в аудитории
аттестации учащихся. Согласны ли Вы с этим?
при тестировании учащихся для обеспечения правильности проведения ЕГЭ. И
— Да, конечно. Участвуя в проведе- последнее, необходимо выдержать все нии эксперимента по ЕГЭ, вузу удалось требования конфиденциальности контрольно-измерительных материалов и бланков ответов на этапе первичной об-
решить несколько задач, очень важных для первого этапа: освоена федеральная и разработана региональная нормативная база организации и проведения
работки.
Университет заинтересован в чисто-ЕГЭ; освоены технологии проведения те эксперимента. Есть огромное желание
ЕГЭ, первичной обработки бланков от- выработать оптимальный вариант его
ветов, методы передачи результатов; проведения, который был бы максималь-
созданы предпосылки для изменения общественного мнения в отношении
но понятен для всех его участников, и в то же время необходимо добиваться пол-
необходимости проведения ЕГЭ для ной информационной безопасности про-
выпускников общеобразовательных учреждений.
—А какие проблемы остались, над которыми предстоит и дальше работать?
цессов передачи и хранения документации, процедур тестирования, верификации и передачи итоговых оценок. Все это следует рассматривать как объективные
Некоторые из них я уже назвал, условия для дальнейшего участия МГУ Эксперимент обозначил и некоторые им. Н.П. Огарева в едином государствен-другие проблемы. В частности, есть ос- ном экзамене.
Поступила 02.12.02.
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Т.В. Машарова, проректор по воспитательной и методической работе Вятского государственного гуманитарного университета, профессор,
Харунжев, директор информационного
профессор\
0.1. Смирнова, учитель математики
Название «модульное обучение» связано с международным понятием «модуль», одно из значений которого — функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации
Сущность его состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению поставленных Модульное обучение зародилось в дидактических целей. Функции педаго-
конце 60-х гг. в англоязычных странах.
информацион
Т.В. Машарова, А.А. Харунжев, О.Г. Смирнова, 2002
53