Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЖЕГОДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ГОРОДУ ЭЛИСТА'

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЖЕГОДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ГОРОДУ ЭЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уровень удовлетворенности муниципальными услугами / качество муниципальных услуг / транспортное обслуживание / качество автомобильных дорог / благоустройство / услуги ЖКХ / городской округ г. Элисты / level of satisfaction with municipal services / quality of municipal services / transport services / road quality / territory improvement / housing and communal services / urban district of Elista.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Спиридонова Людмила Юрьевна, Ункуров Эдуард Юрьевич

В публикации представлены данные ежегодного социологического мониторинга по теме НИР «Организация и проведение социологического опроса при определении уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия» по городу Элиста за 2021 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE ANNUAL SOCIOLOGICAL MONITORING OF MUNICIPAL SERVICES IN THE CITY OF ELISTA

The publication presents the data of annual sociological research “Organization and conduct of a sociological survey on deterrming the level of assessment by the citizens the results of the Republic of Kalmykia municipalities local self-government activities” in the city Elista for 2021.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЖЕГОДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ГОРОДУ ЭЛИСТА»

Р01: 10.24412/2071 -7830-2021 -243-87-92 СПИРИДОНОВА Л.Ю.1, УНКУРОВ Э.Ю 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЖЕГОДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ГОРОДУ ЭЛИСТА

'ВНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территории», ?. Элиста,

Россия, spiridonova-Lyiayafidex.ni 2ВНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», ?. Элиста,

России, о/тег 11(щухи^ех. гн

Аннотация. В публикации представлены данные ежегодного социологического мониторинга по теме НИР «Организация и проведение социологического опроса при определении уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия» по городу Элиста за 2021 год.

Ключевые слова: уровень удовлетворенности муниципальными услугами, качество муниципальных услуг, транспортное обслуживание, качество автомобильных дорог, благоустройство, услуги ЖКХ, городской округ г. Элисты

Институтом комплексных исследований аридных территорий в рамках выполнения государственного задания ежегодно проводится социологический опрос «Определение уровня удовлетворенности населения результатами деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований».

В 2021 году ИКИАТу поручено осуществлять оценку удовлетворенности населения республики услугами, предоставляемыми муниципальными образованиями в городском округе Элиста, по следующим показателям:

* Качество транспортного обслуживания

* Качество автомобильных дорог в населенном пункте

* Качество автомобильных дорог в границах административно-территориального района (районного муниципального образования)

* Качество услуг по благоустройству населенного пункта

* Качество услуг ЖКХ

Соцнально-делюграфическая характеристика массива

Согласно разработанной выборке, в городском округе города Элиста и административно подчиненном ему населенным пунктом (п. Аршан) в апреле-июне 2021 года было опрошено 219 респондентов. Из них респондентов, проживающих в черте города - 95,5%, жителей административно подчиненного городу населенного пункта - 4,5%.

Среди всех опрошенных мужчин - 46,1%; женщин - 53,9%. Опрошенные респонденты представлены следующими возрастными группами: 18-29 лет - 25,1%; 30-49 лет - 31,5%; 50-59 лет - 25,1%; 60 лет и старше - 18,3%.

По своему материальному положению респонденты распределились следующим образом. Некоторая доля опрошенных (10,5%) определили свое материальное положение как «ниже черты бедности», они признались, что «едва сводят концы с концами; денег не хватает

ВЕС ТНИК ИНСТИТУТА

даже на продукты, не хватает даже на еду». Вместе с тем, наибольшая доля (39,7%) жителей города отметили, что денег им хватает только на покупку еды, а покупка одежды уже затруднительна. Более трети (36,1%) горожан ответили, что денег им хватает на продукты и одежду, то есть на самые необходимые естественные нужды, но покупка холодильника, телевизора для них уже проблематична, хотя это тоже предметы первой необходимости в наших условиях. К группе среднего уровня материального достатка можно отнести лишь небольшую часть (7,8%) опрошенных жителей, которые могут без труда купить себе холодильник, телевизор, мебель, но на автомобиль и жилье денег у них нет. Жителей с самым высоким уровнем достатка, которые могут позволить себе практически все для достойной жизни, среди опрошенных оказалось очень мало (1,8%). 4,1% респондентов не смогли определить свое материальное положение.

Основные результаты социологического опроса жителей города Элиста [1 ]

Организация транспортного обслуживания и качество автомобильных дорог

Для выявления мнения жителей о качестве транспортного обслуживания в Элисте был задан следующий вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством транспортного обслуживания населения в городе Элисте9» Из полученных данных следует, что лишь 13,2% опрошенных элистинцев удовлетворены качеством транспортного обслуживания. Большинство (67,6%) жителей не удовлетворены качеством транспортного обслуживания. Примерно каждый пятый (19,2%) житель не мог дать определенного ответа на данный вопрос.

Горожане, не удовлетворенные качеством транспортного обслуживания населения, сослались на следующие причины. Подавляющее большинство (79,7%) отрицательно ответивших на вопрос жителей Элисты не устраивает отсутствие транспортных средств на маршрутах в вечернее и ночное время суток. Около половины (48,0%) пожаловались на большие временные интервалы ожидания транспорта. Значительная часть (39,9%) граждан из данной группы ответили, что транспортных средств на отведенных маршрутах недостаточно. Более трети (35,1%) недовольны графиком движения транспортных средств по отведенным маршрутам. Треть (33,1%) указали на несоблюдение правил перевозки пассажиров. Около трети (31,8%) не устраивает отсутствие прямого транспортного сообщения с некоторыми жилыми районами города. Четверть (25,7%) респондентов не довольны квалификацией работников транспортного обслуживания. Около четверти (23,6%) отметили плохое техническое состояние транспорта. Более пятой части (22,3%) обеспокоены неуважительным отношением водителей (кондукторов) к пассажирам. Пятая часть (20,3%) из них сослались на отсутствие в городе муниципального транспорта как такового. Примерно столько же (19,6%) жителей не удовлетворены тем, что в их районе города не организованы остановки общественного транспорта. 15,5% отмечали отсутствие регулярного транспортного сообщения между Элистой и районами Республики Калмыкия. Каждый восьмой (12,2%) указал, что условия оплаты для льготных категорий граждан не выполняются. Каждый десятый (10,1%) горожанин из данной группы сослался на высокую оплату за проезд.

В рамках нашего исследования было важно узнать, заметили ли жители республики какие-либо изменения в сфере организации транспортного обслуживания. Для этого был задан следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, изменилась ли ситуация в сфере организации транспортного обслуживания в городе Элисте за последние 2-3 года?».

Около трети (31,5%) элистинцев считают, что ситуация в сфере транспортного обслуживания улучшилась. Более трети (38,4%) жителей города не заметили каких-либо изменений в сфере транспортного обслуживания. 11,9% респондентов ответили, что ситуация в сфере транспортного обслуживания даже ухудшилась. Почти каждый пятый житель (8,2%) затруднился ответить на данный вопрос.

Удовлетворенность качеством автомобильных дорог

По полученным материалам, лишь немногие, менее пятой части (17,3%) опрошенных жителей города, выразили свою удовлетворенность автомобильными дорогами на территории своего муниципального образования. Подавляющее большинство (75,4%) участвовавших в опросе горожан не удовлетворены данным показателем. 7,3% горожан не смогли выразить определенного отношения к данному вопросу.

Более двух третей (68,1%) жителей Элисты, не удовлетворенных качеством автомобильных дорог в городе, указали на плохое состояние дорожного полотна в городе Значительная доля (42,3%) горожан из данной группы отметили плохое качество ремонта дорог. Заметная доля (38,0%) указали, что за последние 2-3 года ремонт дорог в их районе проживания не проводился. Более трети (35,0%) жителей сослались на отсутствие подъездных дорог с твердым покрытием к их жилым районам. Треть (34,4%) опрошенных недовольны отсутствием во всем городе ливневой канализации. Около трети респондентов не устраивает отсутствие текущего (31,9%) и капитального (31,3%) ремонта дорог в городе. Более четверти (27,0%) горожан из этой группы ответили, что в их районе города частично или полностью отсутствуют дороги с твердым покрытием (асфальт). Четверть (25,2%) горожан волнует отсутствие освещения дорог в темное время суток. Около пятой части (18,4%) респондентов отмечали отсутствие разметок и пешеходных переходов. 3,1% сослались на отсутствие дорожных знаков.

Дополнительно горожанам был задан следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, изменилась ли ситуация с качеством автомобильных дорог в городе Элисте за последние 2-3 года?». Около трети (32,4%) опрошенных жителей города заметили улучшение качества автомобильных дорог. Значительная доля (42,5%) элистинцев не отметили каких-либо изменений. Менее пятой части опрошенных (17,8%) ответили, что ситуация с качеством автомобильных дорог только ухудшилась. 7,3% жителей затруднились ответить на данный вопрос.

Сфера услуг по благоустройству города

Чтобы узнать оценку элистинцами качества работ по благоустройству города, был задан следующий вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством услуг по благоустройству города Элиста?». Более трети (35,2%) опрошенных жителей удовлетворены качеством услуг по благоустройству в городе Элисте. Немного менее половины (45,2%) жителей не удовлетворены организацией услуг по благоустройству города. Пятая часть (19,6%) респондентов не смогли дать определенного ответа на поставленный вопрос.

Немногим менее двух третей (61,6%) отрицательно ответивших на этот вопрос жителей города основной причиной недовольства организацией услуг по благоустройству считают недостаточное освещение улиц в темное время суток. Более половины (52,2%) горожан из

ВЕС ТНИК ИНСТИТУТА

данной группы указали на недостаточное озеленение города. Половина (50,5%) опрошенных недовольна состоянием пешеходных дорожек и тротуаров. Почти половина (48,5%) респондентов сослались на неудовлетворительное состояние (внешнего вида) зданий и сооружений, прилегающих территорий, мест общего пользования. Значительная доля (43,4%) пожаловались на то, что зоны отдыха населения (парки, скверы) находятся в плохом состоянии. Более четверти (27,3%) респондентов указали на недостаток в городе парковочных мест. Четверть (25,3%) отметили отсутствие указателей с названиями улиц и номерами домов. Около четверти (23,2%) ответили, 1гго в городе практически отсутствуют спортивные площадки. Более пятой части (22,2%) отмечали нерегулярный вывоз мусора и бытовых отходов Немногим менее пятой части (18,2%) считают, что какой-либо работы по благоустройству не проводится (возможно, речь идет не о городе в целом, а об определенном районе проживания того или иного респондента). 13,1% горожан из этой группы обеспокоены неудовлетворительным состоянием объектов культуры. 5,1% ссылаются на плохое состояние стадиона.

Сфера услуг ЖКХ

Для выявления оценки населением качества предоставляемых им жилищно-коммунальных услуг в исследовании был предусмотрен ряд вопросов, охватывающих основные сферы ЖКХ:

теплоснабжение ^ водоснабжение

электроснабжение ^ газоснабжение.

Мнения жителей города Элисты по оценке услуг ЖКХ продемонстрированы в табли-

По материалам опроса, подавляющее большинство опрошенных жителей Элисты ответили, что удовлетворены качеством организации газоснабжения (78,2%) и электроснабжения (73,1%). Две трети (66,2%) - устраивает качество организации теплоснабжения. Лишь около трети (30,6%) респондентов выразили свою удовлетворенность качеством организации водоснабжения в городе Элиста.

Таблица 1.

Удовлетворенность населения уровнем организации услуг в сфере ЖКХ, в %

Удовлетворен Не удовлетворен Затрудняюсь ответить

теплоснабжение 66,2 24,7 9,1

водоснабжение 30,6 63,0 6,4

электроснабжение 73,1 20,5 6,4

газоснабжение 78,5 15,5 6,0

' У более половины (65,8%) опрошенных в городском округе Элиста - централизованное отопление; у 34,2% опрошенных - автономное газовое отопление и автономное печное отопление

Большинство (63,0%) горожан не удовлетворены качеством организации водоснабжения. Четверть опрошенных выразили свою неудовлетворенность качеством организации теп-

лоснабжения (24,7%). Каждый пятый (20,0%) житель города не доволен организацией электроснабжения. 15,5% жителей не устраивает качество организации газоснабжения.

Некоторые из респондентов не смогли выразить какого-либо отношения к качеству организации теплоснабжения (9,1%), водоснабжения (6,4%), газоснабжения (6,0%) и электроснабжения (6,4%).

Причины, по которым часть жителей городского округа не удовлетворены качеством водо-, электро- и газоснабжения, указаны в таблице 2 .

Таблица 2.

Причины неудовлетворенности населения качеством организации

услуг ЖКХ, в % от доли неудовлетворенных

теплоснабжение % водоснабжение % электро снабжение % газоснабжение %

Высокая оплата за отопление 66,7 Плохое качество подаваемой воды (водопровод) 68,8 Высокая оплата за электр оэнергию 84. 4 Высокая оплата за газ 97,1

Высокая стоимость обслуживания тепловых счетчиков 31,5 Высокая изношенность водопроводных труб 62,3 Перебои с подачей электроэнергии 68. 9 Высокая стоимость обслуживания счетчиков 50,0

Низкая температура отопления дома (квартиры) 29,6 Перебои с подачей холодной воды 49,3 Несоблюдение стандартов напряжения тока, подаваемого в жилые дома 55, 6 Перебои или слабое давление при подаче газа 8.8

Слишком высокая нерегулируемая температура отопления дома (квартиры) 25,9 Неудовлетворительное состояние канализации 48,6 Высокая изношенность электрических сетей 37. 8 Недостоверность показаний счетчиков 5,9

Отсутствие тепловых счетчиков в многоквартирных домах 24,1 Высокая стоимость оплаты за водоснабжение (водоотведение) 37,7 Отсутствие возможности использования двухфазных и счетчиков и, соответственно, пониженных тарифов в ночное время 24. 4

Высокая стоимость покупного топлива 22,2 Неудовлетворительное состояние водопроводных труб 37,0 Высокая стоимость обслуживания счетчиков 24. 4

Недостоверность показаний тепловых счетчиков 20,4 Высокая стоимость оплаты за привозну ю воду 20,3 Недостоверность показаний счетчиков 13. 3

Перебои с подачей горячей воды 14,8 Плохое качество привозной воды 15,2 Не устраивает режим работы пу нкта оплаты за электроснабжение 2,2

ВЕС ТНИК ИНС ТИ ТУ ТА

Не устраивает режим работы пункта оплаты за теплоснабжение 1,9 Высокая стоимость обслуживания счетчиков 8.0

Нет системы водоснабжения 2.9

Вода только привозная 2.9

Данные социологического опроса, полученные по городу Элисте в 2021 году свидетельствуют о наличии некоторых проблем в сфере организации и предоставления муниципальных услуги населению столицы республики.

На наш взгляд, следует обратить внимание на тот факт, что почти две трети (63,3%) не удовлетворены качеством организации водоснабжения, в частности качеством подаваемой воды. Жителей беспокоит отсутствие качественной питьевой воды, высокая изношенность водопроводных труб.

Подавляющее большинство (74,4%) жителей Элисты не удовлетворены качеством автомобильных дорог. По сравнению с прошлыми годами немного повысился уровень удовлетворенности благоустройством города (в 2019 г. - 16,6%; в 2020 г. - 22,8%; в 2021 г. -35,2%). Отметим, что оценка организации транспортного обслуживания и организации остается на невысоком уровне.

1. Кальдинова Г. П., Спиридонова Л. Ю., Ункуров Э. Ю. Организация и проведения социологического опроса при определении уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия: социолог, опрос [проводился в городе Элиста, выборка - 219 респондентов] / Ин-т комплекс, исслед. арид. территорий // Архив отдела социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.