Научная статья на тему 'Транспортное обслуживание населения Элисты в общественном мнении горожан'

Транспортное обслуживание населения Элисты в общественном мнении горожан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
227
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы местного самоуправления / транспортное обслуживание / транспорт / удовлетворенность транспортным обслуживанием / доступность общественного транспорта / причины неудовлетворенности / инфраструктурно-географические районы / город Элиста / Республика Калмыкия. / local governments / transport services / transport / satisfaction with transport services / availability of public transport / causes of dissatisfaction / infrastructural and geographical areas / Elista / Republic of Kalmykia.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Спиридонова Л. Ю.

В данной публикации представлены данные, полученные в ходе социологического опроса 2018 года в рамках темы НИР «Определение уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия», касающиеся мнения населения города Элиста об организации транспортного обслуживания. Отдельное внимание уделяется вопросам доступности общественного транспорта, причинам неудовлетворенности транспортным обслуживанием в зависимости от проживания респондента в том или ином инфраструктурно-географическом районе Элисты, впервые полученные за годы мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT SERVICE OF THE ELISTA’S POPULATION IN PUBLIC CITIZENS OPINION

This paper presents the data obtained in a sociological survey in 2018 under the research theme “Determining the level of public assessment of the results of local government and district municipalities of the Republic of Kalmykia” concerning the opinion of the population of the city of Elista on the organization of transport services. Special attention is paid to the availability of public transport, reasons for dissatisfaction with transport services depending on the respondent’s residence in a particular infrastructure-geographical area of Elista.

Текст научной работы на тему «Транспортное обслуживание населения Элисты в общественном мнении горожан»

Сравнительный анализ ответов респондентов в зависимости от национальности и субэтноса, ответивших, что не посещают хурул, церковь, выявил значительные части китайцев (37,5%) и русских (37,9%). (см. рисунок 10).

Ответившие, что не соблюдают национальные обычаи в своем быту, в зависимости от национальности и субэтноса, сравнительный анализ в %

Китайцы Ивуарийцы Русский Бузав Дорвюд Торгоут

0

1 1

0 1 .Э/,3

0 0 0 1 3/,'

10

15

20

25

30

35

40

Рис. 10.

В исследовании представлялось достаточно важным выяснить отношение молодого поколения к национальной культуре и традиционной религии. Как свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного среди студентов Калмыцкого государственного Университета, каждый шестой не соблюдает национальные традиции в быту, особенно много таких среди представителей молодого поколения Кот-д'Ивуара. Также каждый пятый не посещает церковь, хурул, лам, особенно много таких среди студентов-китайцев.

1. Горяев, М.С. Проблемы трансформации семьи и брака в отечественной историографии / М. С. Горяев, Б. А. Оконов // Вестник института: науч. изд. / Ин-т комплекс. исслед. арид. территорий. Элиста, 2017. № 2 (35). С. 84-88.

5

DOI: 10.24411/2071-7830-2018-10021 СПИРИДОНОВА Л.Ю.

ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЭЛИСТЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ ГОРОЖАН

Аннотация: В данной публикации представлены данные, полученные в ходе социологического опроса 2018 года в рамках темы НИР «Определение уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия», касающиеся мнения населения города Элиста об организации транспортного обслуживания. Отдельное внимание уделяется вопросам доступности общественного транспорта, причинам неудовлетворенности транспортным обслуживанием в зависимости от проживания респондента в том или ином инфраструктурно-географическом районе Элисты, впервые полученные за годы мониторинга.

Ключевые слова:органы местного самоуправления, транспортное обслуживание, транспорт, удовлетворенность транспортным обслуживанием, доступность общественного транспорта, причины неудовлетворенности, инфраструктурно-географические районы, город Элиста, Республика Калмыкия.

В современном социальном устройстве общества органы местного самоуправления играют особую роль. «Будучи непосредственно встроенными в ткань повседневной практики существования человека в окружающей социально-бытовой среде, эти органы ближе всего стоят к его проблемам, призваны наиболее живо и чутко реагировать на нужды и запросы жителей, отвечать их жизненным интересам, а

также перспективам развития и повышения качества жизни людей в рамках локальной административно-хозяйственной территориальной единицы» [1]. В этом ключе социальное благополучие граждан является одной из самых важных направлений компетенции органов местного самоуправления.

Общественный транспорт, автомобильные дороги, услуги ЖКХ - неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, это то, с чем среднестатисческий гражданин взаимодействует каждый день, это то, от чего во многом зависит его социальное самочувствие.

Одной из наиболее проблемных сфер в организации и предоставлении услуг органами местного самоуправления в Республике Калмыкия и в городском округе города Элиста, в частности, является транспортное обслуживание населения.

Показатель «качество организации транспортного обслуживания» с 2012 года ежегодно исследуется Институтом комплексных исследований аридных территорий в рамках темы НИР «Определение уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия».

В 2018 году по разработанной выборке в Городском округе города Элиста было опрошено 267 респондентов по следующим инфрастуктурно-географическим районам:

• Север-1 (1 микрорайон, микрорайон «Молодежный» и близлежащие улицы);

• Север-2 (4 микрорайон, 5 микрорайон, 10 микрорайон, частично 3 микрорайон и близлежащие улицы);

• Северо-Запад (улица Ипподромная, улицы Северо-Западные и близлежащие улицы);

• Восток (2,6,7,8,9 микрорайоны, Сити-3, частично улица Клыкова и близлежащие улицы);

• Запад (улица 28-й Армии, улицыДемьяновская, Веткалова, частично улица Ленина и близлежащие западные улицы);

• Юг (улицы Кирова, Чернышевского и близлежащие южные улицы);

• Юго-Запад (улицы Физкультурная, Кирбазарная и близлежащие юго-западные улицы);

• Центр города;

• Поселок Аршан.

В исследовании уделяется внимание вопросам доступности горожанам общественного транспорта, удовлетворенности организацией транспортного обслуживания в городе и причинам неудовлетворенности горожан данным показателем. Ниже приведены данные, полученные в ходе социологического опроса 2018 года [2].

Доступность общественного транспорта

На таблице 1 указаны данные о видах транспорта, доступных жителям города Элиста.

Таблица 1.

Для перемещения в пределах города, в % Рейтинг ответов Для поездок между населенными пунктами Республики Калмыкия (город и районы), в %

89,9 Микроавтобус (маршрутное такси) 1 Микроавтобус 64,0

67,8 Частный автотранспорт (такси) 2 Частный автотранспорт (такси) 59,9

39,7 Автобус ПАЗ 3 Рейсовый (республиканский, местный) автобус 43,4

4 Транзитный (проходящий) автобус 32,2

Как видно из полученных данных, из доступных внутри города видов общественного транспорта указаны: маршрутное такси (микроавтобус) - 89,9%; такси - 67,8%; автобус ПАЗ (39,7%).

Доступными видами общественного транспорта для перемещений между населенными пунктами РК горожане называют: микроавтобус (маршрутное такси) (64,0%); частный автотранспорт (такси) (59,9%); рейсовый автобус (43,4%); транзитный автобус (32,2%).

На таблице 2 указаны виды транспорта, которыми чаще всего пользуются жители Элисты как в пределах города, так и между населенными пунктами республики.

Таблица 2.

Виды транспорта, используемые респондентами, в %

Для перемещений в пределах города, в % Рейтинг ответов Для поездок между городом и районами РК, в %

64,0 Микроавтобус (маршрутное такси) 1 Личный автотранспорт 40,8

40,8 Личный автотранспорт 2 Микроавтобус (маршрутное такси) 33,0

31,8 Частный автотранспорт (такси) 3 Частный автотранспорт (такси) 30,7

1,1 Велосипед 4 Рейсовый автобус 22,5

19,5 Хожу пешком 5 Транзитный (проходящий) автобус 16,5

6 Передвигаюсь автостопом (попутка, оказия) 3,7

Как видим, жители городского округа внутри своего поселения передвигаются: на микроавтобусе (маршрутное такси) - 64,0%; на личном автотранспорте - 40,8%; на такси - 31,8%; на велосипеде -1,1%. Практически каждый пятый (19,5%) ходит пешком.

Для поездок между городом Элиста и районами РК горожане используют: личный автотранспорт -40,8%; микроавтобус - 33,0%; рейсовый автобус -22,5%; транзитный автобус - 16,5%. 3,7% жителей передвигаются автостопом, на попутках.

Уровень удовлетворенности населения транспортным обслуживанием

в городском округе г. Элисты

На рис.1 представлены данные об удовлетворенности населения города Элиста транспортными услугами.

18,0 1 —"\1991 □ Удовлетворен

Ш Не удовлетворен ¡3 Затрудняюсь ответить

62,1

Рис. 1. Удовлетворенность качеством организации транспортного обслуживания

в городе Элиста, в %

Из полученных данных следует, что только 19,9 % элистинцев удовлетворены качеством организации транспортного обслуживания.

Почти две трети (62,1%) жителей не удовлетворены качеством организации транспортного обслуживания. Почти пятая часть (18,0%) респондентов затруднились с ответом.

На наш взгляд, что это весьма низкий уровень удовлетворенности жителей города Элиста организацией транспортного обслуживания столицы нашей республики - главного города одного из регионов Российской Федерации.

Сравнительный анализ данных по инфраструктурным районам города показал, что среди жителей Северо-Запада города удовлетворенных организацией транспортного обслуживания не оказалось вообще - 0,0%. (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания по городскому округу г. Элиста, в%

Районы города Элиста Ответы, в%

Удовлетворены Не удовлетворены Затруднились ответить

Север -1 38,9 55,6 5,5

Север - 2 22,2 50,0 27,8

Восток 27,8 52,8 19,4

Запад 24,3 56,8 18,9

Юго-Запад 20,5 59,0 20,5

Юг 2,9 80,0 17,1

Северо-Запад 0,0 97,2 2,8

Центр города 30,6 38,9 30,5

п. Аршан 25,0 58,3 16,7

Лишь небольшая доля (2,9%) опрошенных в Южном районе выразили свою удовлетворенность показателем.

Более всего удовлетворены организацией транспортного обслуживания в Элисте жители района Север-1: более трети (38,9%), что практически в два раза выше уровня, среднего по городу (см. рис.2).

средний по городу

Рис. 2. Уровень удовлетворенности населения организацией транспортного обслуживания по городскому округу г. Элиста. Сравнительный анализ по районам города, в%

Причины неудовлетворенности организацией транспортного обслуживания

в городе Элиста

Горожане, не удовлетворенные качеством организации транспортного обслуживания населения, сослались на следующие причины (см. рис.3).

Согласно материалам проведенного опроса, более половины (54,5%) неудовлетворенных качеством организации транспортного обслуживания жителей города Элиста отметили отсутствие на маршрутах транспортных средств в вечернее и ночное время, в выходные дни. Около половины (46,5%) указали на недостаток транспортных средств по отведенным маршрутам движения. Более трети (36,5%) жителей города из данной группы недовольны несоблюдением правил перевозки пассажиров (перегруз, превышение скорости, обгоны и т.д.). Около трети (31,2%) пожаловались на большие временные интервалы ожидания транспортных средств по нужному маршруту. Каждый четвертый (24,7%) указал на неудовлетворительное состояние транспортных средств. Более пятой части (22,4%) горожан сослались на отсутствие прямого транспортного сообщения с некоторыми жилыми районами города. Примерно каждый пятый (21,8%) ответил, что он недоволен графиком движения транспортных средств. Почти пятую часть (18,8%) жителей не устраивает уровень квалификации работников транспортного обслуживания. Заметная часть (17,1%) рассказали о неуважительном отношении водителей (кондуктора) к пассажирам. Каждый шестой (16,5%) отметил, что в некоторых районах города не организованы остановки общественного транспорта, либо

Рис. 3. Причины неудовлетворенности горожан организацией транспортного обслуживания, в % от доли неудовлетворенных показателем

в районе их проживания не предусмотрено движение общественного транспорта. 13,5% горожан высказали свое недовольство отсутствием муниципального транспорта в городе вообще. Также были указаны следующие причины: высокая оплата за проезд - 8,8%; недостаток парковочных мест - 8,8%; отсутствие надлежащих условий для оказания транспортных услуг - 4,5%; отсутствие парковочных мест как таковых - 1,2%.

На таблице 4 представлен сравнительный анализ причин неудовлетворенности горожан организацией транспортного обслуживания в зависимости от района проживания.

Таблица 4.

Причины неудовлетворенности организацией транспортного обслуживания.

Сравнительный анализ по районам города, в % от доли высказавших неудовлетворенность показателем

Причины Ответы по районам города Элиста, в %

Север-1 Север-2 Восток Запад Юго-Запад г 2 Северо-Запад Центр города п. Аршан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие на маршрутах транспортных средств в вечернее и ночное время, в выходные дни 30,0 100,0 70,0 47,6 60,9 89,3 25,7 37,5 25,0

Недостаточное количество транспортных средств по отведенным маршрутам движения 20,0 100,0 70,0 52,4 56,5 57,1 22,9 25,0 25,0

Не соблюдаются правила перевозки пассажиров 20,0 55,6 55,0 38,1 21,7 53,6 17,1 50,0 25,0

Большие временные интервалы ожидания транспортных средств 10,0 44,4 35,0 28,6 39,1 50,0 25,7 12,5 12,5

Плохое техническое состояние транспортных средств 10,0 100,0 60,0 23,8 13,0 17,9 2,9 37,5 0,0

Отсутствие прямого транспортного сообщения с некоторыми жилыми районами города 30,0 55,6 30,0 4,8 26,1 39,3 8,6 18,8 0,0

Не устраивает график движения транспортных средств 30,0 0,0 5,0 9,5 0,0 17,9 68,6 6,2 12,5

Не устраивает уровень квалификации работников транспортного обслуживания 30,0 55,6 25,0 14,3 17,4 17,9 0,0% 31,2 25,0

Неуважительное отношение водителей (кондуктора) к пассажирам 10,0 55,6 35,0 14,3 8,7 25,0 2,9 18,8 0,0

Не организованы остановки общественного транспорта 10,0 44,4 30,0 4,8 4,3 25,0 14,3 12,5 12,5

Отсутствие муниципального транспорта внутри города 50,0 0,0 10,0 4,8 26,1 14,3 8,6 6,2 12,5

Высокая оплата проезда 0,0 44,4 35,0 4,8 4,3 0,0 0,0 12,5 0,0

Парковочных мест в поселении недостаточно 20,0 55,6 25,0 0,0 13,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Нет автостанций и других условий для оказания транспортных услуг 0,0 0,0 15,0 0,0 0,0 3,6 2,9 12,5 0,0

В населенном пункте не организованы парковочные места для транспорта 0,0 0,0 0,0 0,0 4,3 3,6 0,0 0,0 0,0

Как следует из полученных данных, для района Север-1 в большей степени актуальны проблемы отсутствия муниципального (не частного) транспорта - (50,0%). Все (100,0%) неудовлетворенные транспортным обслуживанием жители района Север-2 высказали недовольство отсутствием на маршрутах транспортных средств в вечернее и ночное время, в выходные дни; недостаточное количество транспортных средств по отведенным маршрутам движения; плохое техническое состояние транспортных средств. Жителей Северо-Запада в большей степени не устраивает график движения транспортных средств (68,6%). Жителей Центра города, прежде всего, беспокоит несоблюдение правил перевозки пассажиров. Жители остальных районов города Элиста основными проблемами называли отсутствие на маршрутах транспортных средств в вечернее и ночное время, в выходные дни; недостаточное количество транспортных средств по отведенным маршрутам движения.

Помимо наличия тех или иных причин неудовлетворенности организацией транспортного обслуживания, нам было интересно выяснить, есть ли у жителей города проблемы и замечания к маршрутному транспорту - основному общественному транспорту города Элиста. Для этого в анкету массового опроса были введены соответствующие вопросы.

На вопрос: «Есть ли у Вас замечания к работе определенного маршрутного транспорта?»-были получены следующие результаты (см. рис.4).

Рис. 4. Есть ли у Вас какие-либо замечания к работе маршрутов общественного транспорта, в %

Как оказалось, у большинства (61,4%) горожан, участвовавших в опросе, есть какие-то замечания к работе маршрутного транспорта. У заметной группы опрошенных (38,6%) горожан каких-либо замечаний нет.

Жители города, отмечавшие наличие замечаний к работе маршрутного транспорта, указали следующие номера маршрутного транспорта, к которым у них были определенные претензии (см. рис.

По нашим данным, больше всего нареканий высказано по транспортному маршруту № 11. Его указал практически каждый пятый (19,7%) из отметивших наличие каких-либо замечаний к работе общественного транспорта. Каждый шестой (16,2%) горожанин из данной группы указал на маршрут № 7. Одними из самых «проблемных» маршрутов также были названы маршруты № 17 (13,2%) и № 19 (12,7%). Остальные маршруты получили значительно меньше упоминаний, но они есть.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, отметим, что в сфере организации транспортного обслуживания в городе Элиста существуют значительные проблемы. Самые неблагоприятные условия в данной сфере складываются в северо-западном и южном районах города.

Отметим, что инфраструктурно-географический принцип (деление на районы города) в построении выборки в городе Элиста использовался нами впервые. Думается, данный подход позволяет точечно рассмотреть существующие проблемы в организации работы транспортного обслуживания в нашем городе. Полученные в ходе нашего опроса данные могут быть полезны, в первую очередь, органам местного самоуправления (Администрации города Элиста), а также, на наш взгляд, могут быть использованы для принятия эффективных управленческих решений.

38,6

□ Да, есть замечания

ШЗамечаний нет

5).

Рис. 5. Проблемные маршруты общественного транспорта. Рейтинг по упоминанию, в %

1. Ходырев, А.Н. Социальное благополучие жителей как сфера компетенции местного Самоуправления // Знание. Понимание. Умение. 2014. №2 3. С. 166.

2. Организация и проведение социологического опроса при определении уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия: социолог. опрос [проводился в 2018 г. в г. Элиста, выборка - 267 респондентов] / Ин-т комплекс. исслед. арид. территорий; С.Э. Лиджи-Горяева, Э.Ю. Ункуров // Архив отдела социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.