Научная статья на тему 'Мнение жителей города Элиста о качестве организации некоторых муниципальных услуг'

Мнение жителей города Элиста о качестве организации некоторых муниципальных услуг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / КАЧЕСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ / ЖКХ-УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Спиридонова Л. Ю.

В данной публикации представлены материалы, полученные в ходе социологического опроса 2017 года, касающегося уровня удовлетворенности жителей Городского округа г. Элиста предоставляемыми им органами местного самоуправления муниципальными услугами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мнение жителей города Элиста о качестве организации некоторых муниципальных услуг»

СПИРИДОНОВА Л. Ю. МНЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ЭЛИСТА О КАЧЕСТВЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация: В данной публикации представлены материалы, полученные в ходе социологического опроса 2017 года, касающегося уровня удовлетворенности жителей Городского округа г. Элиста предоставляемыми им органами местного самоуправления муниципальными услугами.

Ключевые слова: муниципальные услуги, транспортные услуги, качество автомобильных дорог, ЖКХ-услуги.

В апреле-мае 2017 года сотрудниками ИКИАТ осуществлен социологический опрос, целью которого являлось определение уровня удовлетворенности населения республики услугами, предоставляемыми муниципальными образованиями в районах республики и в г. Элиста, по следующим показателям:

• Качество транспортного обслуживания;

• Качество автомобильных дорог;

• Качество услуг ЖКХ.

Согласно разработанной выборке, в городском округе город Элиста и административно подчиненных ему населенных пунктах опрошено 264 респондента. Из них жителей, проживающих в черте города Элиста, - 95,1%, жителей в административно подчиненных городу Элиста населенных пунктах - 4,9%. [1]

Социально-демографическая характеристика выборочного массива в городском округе город Элиста

Среди всех опрошенных мужчин - 46,2%; женщин - 53,8%.

Опрошенные респонденты представлены следующими возрастными группами: 18-29 лет - 25,0%; 30-49 лет - 31,8%; 50-59 лет -25,0%; 60 лет и старше -18,2% (см. рис. 1).

Рис. 1. Возраст респондентов, в %

Как показано на (рис. 2), каждый четырнадцатый (7,2%) опрошенный житель с неполным средним и средним образованием. Более четверти (26,5%) - со средним специальным образованием. Примерно две трети (66,3%) - респонденты с высшим и неоконченным высшим образованием.

□ Неполное среднее, общее среднее образование

□ Среднее специальное образование

□ Высшее, неоконченное высшее образование

Рис. 2. Образование респондентов, в %

По своему материальному положению респонденты распределились следующим образом (см. рис. 3).

Л

V++++++ +

++++++ +4

29,9

■ Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты, не хватает даже на еду

— На продукты денег хватает, но покупка одежды уже затруднительна

^ Денег хватает на продукты и одежду, но покупка холодильника, телевизора, мебели - для нас проблема

□ Мы можем без труда купить холодильник, телевизор, мебель, но на автомобиль и жилье денег нет

■ Мы можем позволить себе практически все: машину, квартиру, дачу, путешествия и другое

/ Затрудняюсь определить

Рис. 3. Материальное положение опрошенных, в %

Некоторая часть (7,2 %) жителей города признались, что денег не хватает им даже на продукты питания. У трети (32,7%) опрошенных жителей денег на покупку еды им хватает, но покупка одежды уже затруднительна. Более четверти (29,9%) граждан ответили, что у них есть деньги на продукты и одежду, но покупка холодильника, телевизора уже проблематична. По признанию менее пятой части (17,8%) опрошенных, они без труда могут купить себе холодильник, телевизор, мебель, но денег на покупку автомобиля и жилья у них нет. Незначительная доля (2,7%) опрошенных отнесли себя к гражданам с самым высоким доходом, которые могут позволить себе практически все: машину, квартиру, дачу, путешествия и многое другое. 8,7% респондентов не смогли хоть как-нибудь определить свое материальное положение.

На (рис. 4) отображено социальное положение граждан, участвовавших в опросе.

£ Работник, занятый сельскохозяйственным трудом

.1 Специалист сельского хозяйства (с высшим профессиональным образованием)

П Служащий (работник бюджетной сферы с высшим и неоконченным высшим

образованием: учитель, врач и др.) / Служащий (работник бюджетной сферы со средним и средним специальным

образованием) Г| Предприниматель, бизнесмен

ь. Работник частной организации или предприятия

Г, Государственный служащий, работник административных органов

Работник финансового, налогового и банковского учреждения

■ Военнослужащий

Ц Сотрудник силовых структур (полиция, прокуратура, ФСБ) В Студент, учащийся 11 Пенсионер /' Безработный И Домохозяйка

Рис. 4. Социальное положение опрошенных, в %

По полученным результатам опроса, опрошенные в городе Элиста по своему социальному составу распределились следующим образом: четверть (24,2%) - служащие, работники бюджетной сферы с высшим образованием; каждый шестой (16,3%) - работник частной организации или предприятия; каждый одиннадцатый (9,1%) - рабочий; каждый четырнадцатый (7,2%) - предприниматель, бизнесмен. Небольшие доли горожан отнесли себя: к работникам бюджетной сферы со средним, средним специальным образованием (4,8%); к государственным служащим, работникам административных органов (3,8%); к специалистам сельского хозяйства (3,8%); к работникам сельского хозяйства (3,0%); к работникам финансового, налогового и банковского учреждения (2,7%); к сотрудникам силовых структур (1,1%); к военнослужащим (0,4%). Помимо вышеуказанных представлены следующие категории: студенты, учащиеся - 6,7%; пенсионеры - 14,0%; домохозяйки -1,9%; безработные - 2,3%.

Основные результаты социологического опроса населения Сфера транспорта и дорожного хозяйства

Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся «создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района». [2]

Как же исполняется данное положение Закона в городском округе г. Элиста?

В (табл. 1) указаны данные о видах транспорта, доступных жителям города Элиста.

Таблица 1

Доступность общественного транспорта

Для перемещения в городе, в % Рейтинг ответов Для поездок между населенными пунктами Республики Калмыкия (город и районы), в %

93,2 Частный автотранспорт (микроавтобус, маршрутное такси) 1 Микроавтобус (маршрутное такси) 69,7

58,0 Частный автотранспорт (такси) 2 Частный автотранспорт (такси) 60,2

55,7 Муниципальный транспорт (автобус) 3 Рейсовый автобус 32,2

4 Транзитный (проходящий) автобус 29,2

Как видно из полученных данных, из доступных видов общественного транспорта указаны: муниципальный автобус (55,7%); маршрутное такси (микроавтобус) - 93,2%; такси (автомобиль) - 58,0%;

Доступными видами общественного транспорта для перемещений между населенными пунктами РК горожане называют: рейсовый автобус (32,2%); микроавтобус (маршрутное такси) (69,7%); частный автотранспорт (такси) (60,2%); транзитный автобус (29,2%).

На (табл. 2) указаны виды транспорта, которым чаще всего пользуются жители Элисты как в пределах города, так и между населенными пунктами республики.

Таблица 2

Виды транспорта, используемые респондентами, в %

Для перемещений в городе, в % Рейтинг ответов Для поездок между городом и районами РК, в %

62,1 Частный автотранспорт (микроавтобус, маршрутное такси) 1 Личный автотранспорт 32,6

58,3 Муниципальный транспорт (автобус) 2 Микроавтобус (маршрутное такси) 28,0

23,5 Личный автотранспорт 3 Рейсовый автобус 24,6

20,1 Частный автотранспорт (такси) 4 Частный автотранспорт (такси) 18,9

4,2 Велосипед 5 Транзитный (проходящий) автобус 15,5

6,5 Хожу пешком 6 Передвигаюсь автостопом (попутка, оказия) 6,1

Уровень удовлетворенности населения транспортным обслуживанием

в городском округе

На (рис. 5 ) представлены данные об удовлетворенности населения города Элиста транспортными услугами.

Рис. 5. Удовлетворены ли Вы качеством организации транспортных услуг в городе Элиста?, в %

Из полученных данных видно, что только 39,8 % жителей города удовлетворены качеством транспортного обслуживания. Почти половина (48,1%) жителей не удовлетворены качеством транспортного обслуживания. Некоторая доля (12,1%) вообще затруднились с ответом.

Граждане, не удовлетворенные качеством транспортного обслуживания населения, сослались на следующие причины (рис. 6).

0 20 40 60

Не

Плохое состояние транспортных средств

Отсут< ¡ие регулярного транспортного сообщения между городом и районами

Не ус »аивает уровень квалификации работников транспортного обслуживания

Высокая оплата проезда

сутствие транспортного сообщения внутри поселения

Парковочных мест в городе недостаточно

Нет автостанций и других условий для оказания транспортных услуг

52,1

24,4 20,2 20,2 15,1 13,4 8,4

Рис. 6. Причины неудовлетворенности горожан качеством организации транспортных услуг, в%

Как видим, более половины (55,5%) отрицательно ответивших на вопрос жителей города Элиста отметили несоблюдение правил перевозки пассажиров. Примерно столько же (52,1%) указали на неудовлетворительное состояние транспортных средств. Практически четверть (24,4%) горожан из данной группы сослались на отсутствие регулярного транспортного сообщения между населенными пунктами республики (города и районов). Одинаково каждого пятого (20,2%) не устраивают высокая оплата за проезд и уровень квалификации работников транспортного обслуживания. Менее шестой части (15,1%) пожаловались на отсутствие регулярного транспортного сообщения внутри поселения (речь идет об окраинах города Элиста и о поселке Аршан). 13,4% отметили недостаток парковочных мест. Каждый двенадцатый (8,4%) высказал свое недовольство отсутствием надлежащих условий для оказания транспортных услуг. Небольшая доля (4,2%) респондентов из этой группы указали на отсутствие парковочных мест вообще. Также были отмечены и другие причины неудовлетворенности транспортным обслуживанием населения города.

Удовлетворенность услугами дорожного хозяйства в городском округе город Элиста

Мнения жителей района о качестве автомобильных дорог в муниципальном образовании продемонстрированы на рис.7.

Удовлетворен ■ Не удовлетворен й Затрудняюсь ответить

Рис. 7. Удовлетворены ли Вы качеством автомобильных дорог в городском округе г. Элиста, в %

По полученным материалам, лишь 12,1% участвовавших в опросе граждан удовлетворены данным показателем.

Подавляющее большинство (79,2%) опрошенных жителей города не удовлетворены качеством автомобильных дорог в своем муниципальном образовании. Практически каждый двенадцатый (8,7%) не смог дать определенного ответа.

Главные причины неудовлетворенности качеством автомобильных дорог в городе, названные жителями, показаны на (рис. 8).

| 55,8

| 44,2

1 31,2

28,4

27,9

| 13,5

| 7,7

72,6

Отсутствие капитального ремонта дорог

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие текущего ремонта дорог

Отсутствие освещения дорог

Отсутствие ливневой канализации

Отсутствие разметки, пешеходных переходов

Ремонт дорог за последние 2-3 года вообще не проводился

Нет дор ог с твердым покрытием

Отсутствие дор ожных знаков

Нет подъездной дороги с твердым покрыта ем

Рис. 8. Причины неудовлетворенности жителей городского округа качеством автомобильных дорог, в %

Подавляющее большинство (72,6%) жителей, не удовлетворенных качеством автомобильных дорог в городе, указали на отсутствие капитального ремонта дорог. Более половины (55,8%) граждан из данной группы отметили отсутствие текущего ремонта дорог. 44,2% из них же сослались на отсутствие освещения дорог в темное время суток. Около трети (31,2%) обеспокоены отсутствием ливневой канализации. Более четверти (28,4%)

пожаловались на отсутствие разметок пешеходных переходов. Примерно столько же (27,9%) сослались на то, что ремонт дорог за последние 2-3 года вообще не проводился. 13,5% из них указали на отсутствие дорог с твердым покрытием. Каждого четырнадцатого (7,7%) не устраивает отсутствие дорожных знаков. 5,8% отметили отсутствие подъездных дорог с твердым покрытием к поселению.

Сфера услуг ЖКХ

Для выявления оценки населением качества предоставляемых им жилищно-коммунальных услуг в исследовании был предусмотрен ряд вопросов, охватывающих основные сферы ЖКХ:

• теплоснабжение;

• водоснабжение;

• электроснабжение;

• газоснабжение.

Мнения жителей города по оценке услуг ЖКХ продемонстрированы в (табл. 3).

Таблица 3

Удовлетворенность населения уровнем организации услуг в сфере ЖКХ, в %

Удовлетворен Не удовлетворен Затрудняюсь ответить

теплоснабжение* 69,3 29,2 1,5

водоснабжение 47,7 48,5 3,8

электроснабжение 70,1 26,5 3,4

газоснабжение 81,8 15,5 2,7

*У 53,8% опрошенных в Городском округе — автономное газовое отопление, у 46,2% респондентов — центральное отопление

По материалам опроса, подавляющее большинство жителей городского округа выразили удовлетворенность качеством организации газоснабжения (81,8%) и электроснабжения (70,1%). Более двух третей (69,3%) жителей удовлетворены качеством организации теплоснабжения. Менее половины (47,7%) граждан ответили, что удовлетворены качеством организации водоснабжения.

Практически каждый второй (48,5%) респондент высказал неудовлетворенность качеством организации водоснабжения. Менее трети (29,2%) жителей недовольны качеством организации теплоснабжения. Более четверти (26,5%) горожан не удовлетворены качеством организации электроснабжения. Менее шестой части (15,5%) граждан ответили, что их не устраивает качество организации газоснабжения.

Незначительные доли опрошенных не смогли дать определенного ответа на данные вопросы.

Среди причин, по которым часть жителей - горожане не удовлетворены качеством тепло-, водо-, электро- и газоснабжения, названы следующие (табл. 4) .

Таблица 4

Причины неудовлетворенности населения качеством организации услуг ЖКХ, в %

Рейтинг ответов теплоснабжение водоснабжение электроснабжение газоснабжение

1 Высокая оплата за отопление 91,2 Плохое качество подаваемой воды (водопровод) 60,8 Высокая оплата за электроэнергию 58,3 Высокая оплата за газ 91,2

2 Низкая температура отопления квартир (дома) 25,0 Перебои с подачей холодной воды 25,4 Высокая изношенность электрических сетей 43,1 Перебои или слабое давление при подаче газа 20,6

3 Достоверность данных тепловых счетчиков 21,2 Высокая стоимость оплаты за водоснабжение (водоотведение) 23,1 Перебои с подачей электроэнергии 36,1

4 С4гсутствие тепловых счетчиков в многоквартирных домах 12,5 Нет системы водоснабжения (нет водопровода) 23,1 Несоблюдение стандартов напряжения тока, подаваемого в жилые дома 23,6

5 Плохое качество привозной воды 21,5 Отсутствие возможности использования двухфазных и трехфазных электросчетчиков 22,2

6 Питьевая вода в основном привозная 19,2

7 Перебои с подачей горячей воды 19,2

8 Неудовлетворительное состояние канализации 14,6

Абсолютное большинство (91,2%) граждан, не удовлетворенных качеством теплоснабжения, основной причиной своего недовольства назвали высокую оплату за отопление. Четверть (25,0%) граждан из данной группы сослались на низкий температурный режим отопления. Примерно каждый пятый (21,2%) из них сомневается в достоверности тепловых счетчиков. Каждый восьмой (12,5%) из них сослался на отсутствие тепловых счетчиков в домах.

Большинство (60,8%) респондентов, давших отрицательные оценки качеству организации водоснабжения в городе, отметили плохое качество подаваемой воды (из водопровода). Каждый четвертый (25,4%) указал на перебои с подачей воды. Одинаково примерно четверть (23,1%) из этой группы сослались на высокую стоимость оплаты за водоснабжение; отсутствие системы водоснабжения (водопровода). Каждый пятый (21,5%) пожаловался на плохое качество привозной воды. Почти пятая часть (19,2%) горожан отметили перебои с горячей водой. Такая же доля (19,2%) указали, что питьевая вода в основном привозная. Каждый седьмой (14,6%) недоволен неудовлетворительным состоянием канализации.

Более половины (58,3%) не удовлетворенных качеством электроснабжения в городе Элиста пожаловались на высокую оплату за электроэнергию. Заметная доля (43,1%) граждан из этой группы отметили высокую изношенность электрических сетей. Более трети (36,1%) из них сослались на перебои подачи электроэнергии. Около четверти (23,4%) указали на несоблюдение стандартов напряжения тока, подаваемого в жилые дома. Примерно столько же (22,2%) ответили, что у них нет возможности использования двух - и трехфазных электросчетчиков.

Абсолютное большинство (91,2%) жителей города, не удовлетворенных качеством организации газоснабжения, назвали высокую оплату за газ основной причиной

недовольства данным показателем. Каждый пятый (20,6%) из них отметил перебои и слабое давление при подаче газа.

В заключение представляем сводные данные по городскому округу город Элиста (табл. 5).

Таблица 5

Сводные данные по Городскому округу, в%

удовлетворен не удовлетворен затрудняюсь ответить

Сфера услуг транспорта и дорожного хозяйства Транспортное обслуживание 39,8 48,1 12,1

Качество автомобильных дорог в населенном пункте 12,1 79,2 8,7

Сфера ЖКХ-услуг Теплоснабжение 69,3 29,2 1,5

Водоснабжение 47,7 48,5 3,8

Электроснабжение 70,1 26,5 3,4

Газоснабжение 81,8 15,5 2,7

Данные социологического опроса свидетельствуют о том, что в целом в сфере оказания муниципальных услуг населению городского округа города Элиста имеются серьезные проблемы.

По материалам опроса, подавляющее большинство (79,2%) опрошенных жителей города выразили свою неудовлетворенность качеством автомобильных дорог по месту своего проживания. Почти половина (48,1%) жителей не довольны качеством организации транспортного обслуживания. Примерно такая же доля (48,5%) не довольны качеством организацией водоснабжения.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что большинство жителей города и пригородных районов удовлетворены качеством организации электро- и газоснабжения.

1. Организация и проведение социологического опроса при определении уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия: социолог. опрос [проводился в апреле 2017 г. в г. Элиста и в 13 районах республики, выборка - 664 респондента] / Ин-т комплекс. исслед. арид. территорий; С. Э. Лиджи-Горяева, Л. Ю. Спиридонова, Э. Ю. Ункуров // Архив отдела социологических исследований БНУ РК «ИКИАТ».

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (ст.15, п.6) [Электронный ресурс]: Федерал. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) " .URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/6d3b1321c4f9966d0 7са335331Ъ7са347581с3 а8/ (дата обращения: 11.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.