СПИРИДОНОВА Л. Ю. МНЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ЭЛИСТА О КАЧЕСТВЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
Аннотация: В данной публикации представлены материалы, полученные в ходе социологического опроса 2017 года, касающегося уровня удовлетворенности жителей Городского округа г. Элиста предоставляемыми им органами местного самоуправления муниципальными услугами.
Ключевые слова: муниципальные услуги, транспортные услуги, качество автомобильных дорог, ЖКХ-услуги.
В апреле-мае 2017 года сотрудниками ИКИАТ осуществлен социологический опрос, целью которого являлось определение уровня удовлетворенности населения республики услугами, предоставляемыми муниципальными образованиями в районах республики и в г. Элиста, по следующим показателям:
• Качество транспортного обслуживания;
• Качество автомобильных дорог;
• Качество услуг ЖКХ.
Согласно разработанной выборке, в городском округе город Элиста и административно подчиненных ему населенных пунктах опрошено 264 респондента. Из них жителей, проживающих в черте города Элиста, - 95,1%, жителей в административно подчиненных городу Элиста населенных пунктах - 4,9%. [1]
Социально-демографическая характеристика выборочного массива в городском округе город Элиста
Среди всех опрошенных мужчин - 46,2%; женщин - 53,8%.
Опрошенные респонденты представлены следующими возрастными группами: 18-29 лет - 25,0%; 30-49 лет - 31,8%; 50-59 лет -25,0%; 60 лет и старше -18,2% (см. рис. 1).
Рис. 1. Возраст респондентов, в %
Как показано на (рис. 2), каждый четырнадцатый (7,2%) опрошенный житель с неполным средним и средним образованием. Более четверти (26,5%) - со средним специальным образованием. Примерно две трети (66,3%) - респонденты с высшим и неоконченным высшим образованием.
□ Неполное среднее, общее среднее образование
□ Среднее специальное образование
□ Высшее, неоконченное высшее образование
Рис. 2. Образование респондентов, в %
По своему материальному положению респонденты распределились следующим образом (см. рис. 3).
Л
V++++++ +
++++++ +4
29,9
■ Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты, не хватает даже на еду
— На продукты денег хватает, но покупка одежды уже затруднительна
^ Денег хватает на продукты и одежду, но покупка холодильника, телевизора, мебели - для нас проблема
□ Мы можем без труда купить холодильник, телевизор, мебель, но на автомобиль и жилье денег нет
■ Мы можем позволить себе практически все: машину, квартиру, дачу, путешествия и другое
/ Затрудняюсь определить
Рис. 3. Материальное положение опрошенных, в %
Некоторая часть (7,2 %) жителей города признались, что денег не хватает им даже на продукты питания. У трети (32,7%) опрошенных жителей денег на покупку еды им хватает, но покупка одежды уже затруднительна. Более четверти (29,9%) граждан ответили, что у них есть деньги на продукты и одежду, но покупка холодильника, телевизора уже проблематична. По признанию менее пятой части (17,8%) опрошенных, они без труда могут купить себе холодильник, телевизор, мебель, но денег на покупку автомобиля и жилья у них нет. Незначительная доля (2,7%) опрошенных отнесли себя к гражданам с самым высоким доходом, которые могут позволить себе практически все: машину, квартиру, дачу, путешествия и многое другое. 8,7% респондентов не смогли хоть как-нибудь определить свое материальное положение.
На (рис. 4) отображено социальное положение граждан, участвовавших в опросе.
£ Работник, занятый сельскохозяйственным трудом
.1 Специалист сельского хозяйства (с высшим профессиональным образованием)
П Служащий (работник бюджетной сферы с высшим и неоконченным высшим
образованием: учитель, врач и др.) / Служащий (работник бюджетной сферы со средним и средним специальным
образованием) Г| Предприниматель, бизнесмен
ь. Работник частной организации или предприятия
Г, Государственный служащий, работник административных органов
Работник финансового, налогового и банковского учреждения
■ Военнослужащий
Ц Сотрудник силовых структур (полиция, прокуратура, ФСБ) В Студент, учащийся 11 Пенсионер /' Безработный И Домохозяйка
Рис. 4. Социальное положение опрошенных, в %
По полученным результатам опроса, опрошенные в городе Элиста по своему социальному составу распределились следующим образом: четверть (24,2%) - служащие, работники бюджетной сферы с высшим образованием; каждый шестой (16,3%) - работник частной организации или предприятия; каждый одиннадцатый (9,1%) - рабочий; каждый четырнадцатый (7,2%) - предприниматель, бизнесмен. Небольшие доли горожан отнесли себя: к работникам бюджетной сферы со средним, средним специальным образованием (4,8%); к государственным служащим, работникам административных органов (3,8%); к специалистам сельского хозяйства (3,8%); к работникам сельского хозяйства (3,0%); к работникам финансового, налогового и банковского учреждения (2,7%); к сотрудникам силовых структур (1,1%); к военнослужащим (0,4%). Помимо вышеуказанных представлены следующие категории: студенты, учащиеся - 6,7%; пенсионеры - 14,0%; домохозяйки -1,9%; безработные - 2,3%.
Основные результаты социологического опроса населения Сфера транспорта и дорожного хозяйства
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся «создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района». [2]
Как же исполняется данное положение Закона в городском округе г. Элиста?
В (табл. 1) указаны данные о видах транспорта, доступных жителям города Элиста.
Таблица 1
Доступность общественного транспорта
Для перемещения в городе, в % Рейтинг ответов Для поездок между населенными пунктами Республики Калмыкия (город и районы), в %
93,2 Частный автотранспорт (микроавтобус, маршрутное такси) 1 Микроавтобус (маршрутное такси) 69,7
58,0 Частный автотранспорт (такси) 2 Частный автотранспорт (такси) 60,2
55,7 Муниципальный транспорт (автобус) 3 Рейсовый автобус 32,2
4 Транзитный (проходящий) автобус 29,2
Как видно из полученных данных, из доступных видов общественного транспорта указаны: муниципальный автобус (55,7%); маршрутное такси (микроавтобус) - 93,2%; такси (автомобиль) - 58,0%;
Доступными видами общественного транспорта для перемещений между населенными пунктами РК горожане называют: рейсовый автобус (32,2%); микроавтобус (маршрутное такси) (69,7%); частный автотранспорт (такси) (60,2%); транзитный автобус (29,2%).
На (табл. 2) указаны виды транспорта, которым чаще всего пользуются жители Элисты как в пределах города, так и между населенными пунктами республики.
Таблица 2
Виды транспорта, используемые респондентами, в %
Для перемещений в городе, в % Рейтинг ответов Для поездок между городом и районами РК, в %
62,1 Частный автотранспорт (микроавтобус, маршрутное такси) 1 Личный автотранспорт 32,6
58,3 Муниципальный транспорт (автобус) 2 Микроавтобус (маршрутное такси) 28,0
23,5 Личный автотранспорт 3 Рейсовый автобус 24,6
20,1 Частный автотранспорт (такси) 4 Частный автотранспорт (такси) 18,9
4,2 Велосипед 5 Транзитный (проходящий) автобус 15,5
6,5 Хожу пешком 6 Передвигаюсь автостопом (попутка, оказия) 6,1
Уровень удовлетворенности населения транспортным обслуживанием
в городском округе
На (рис. 5 ) представлены данные об удовлетворенности населения города Элиста транспортными услугами.
Рис. 5. Удовлетворены ли Вы качеством организации транспортных услуг в городе Элиста?, в %
Из полученных данных видно, что только 39,8 % жителей города удовлетворены качеством транспортного обслуживания. Почти половина (48,1%) жителей не удовлетворены качеством транспортного обслуживания. Некоторая доля (12,1%) вообще затруднились с ответом.
Граждане, не удовлетворенные качеством транспортного обслуживания населения, сослались на следующие причины (рис. 6).
0 20 40 60
Не
Плохое состояние транспортных средств
Отсут< ¡ие регулярного транспортного сообщения между городом и районами
Не ус »аивает уровень квалификации работников транспортного обслуживания
Высокая оплата проезда
сутствие транспортного сообщения внутри поселения
Парковочных мест в городе недостаточно
Нет автостанций и других условий для оказания транспортных услуг
52,1
24,4 20,2 20,2 15,1 13,4 8,4
Рис. 6. Причины неудовлетворенности горожан качеством организации транспортных услуг, в%
Как видим, более половины (55,5%) отрицательно ответивших на вопрос жителей города Элиста отметили несоблюдение правил перевозки пассажиров. Примерно столько же (52,1%) указали на неудовлетворительное состояние транспортных средств. Практически четверть (24,4%) горожан из данной группы сослались на отсутствие регулярного транспортного сообщения между населенными пунктами республики (города и районов). Одинаково каждого пятого (20,2%) не устраивают высокая оплата за проезд и уровень квалификации работников транспортного обслуживания. Менее шестой части (15,1%) пожаловались на отсутствие регулярного транспортного сообщения внутри поселения (речь идет об окраинах города Элиста и о поселке Аршан). 13,4% отметили недостаток парковочных мест. Каждый двенадцатый (8,4%) высказал свое недовольство отсутствием надлежащих условий для оказания транспортных услуг. Небольшая доля (4,2%) респондентов из этой группы указали на отсутствие парковочных мест вообще. Также были отмечены и другие причины неудовлетворенности транспортным обслуживанием населения города.
Удовлетворенность услугами дорожного хозяйства в городском округе город Элиста
Мнения жителей района о качестве автомобильных дорог в муниципальном образовании продемонстрированы на рис.7.
Удовлетворен ■ Не удовлетворен й Затрудняюсь ответить
Рис. 7. Удовлетворены ли Вы качеством автомобильных дорог в городском округе г. Элиста, в %
По полученным материалам, лишь 12,1% участвовавших в опросе граждан удовлетворены данным показателем.
Подавляющее большинство (79,2%) опрошенных жителей города не удовлетворены качеством автомобильных дорог в своем муниципальном образовании. Практически каждый двенадцатый (8,7%) не смог дать определенного ответа.
Главные причины неудовлетворенности качеством автомобильных дорог в городе, названные жителями, показаны на (рис. 8).
| 55,8
| 44,2
1 31,2
28,4
27,9
| 13,5
| 7,7
72,6
Отсутствие капитального ремонта дорог
Отсутствие текущего ремонта дорог
Отсутствие освещения дорог
Отсутствие ливневой канализации
Отсутствие разметки, пешеходных переходов
Ремонт дорог за последние 2-3 года вообще не проводился
Нет дор ог с твердым покрытием
Отсутствие дор ожных знаков
Нет подъездной дороги с твердым покрыта ем
Рис. 8. Причины неудовлетворенности жителей городского округа качеством автомобильных дорог, в %
Подавляющее большинство (72,6%) жителей, не удовлетворенных качеством автомобильных дорог в городе, указали на отсутствие капитального ремонта дорог. Более половины (55,8%) граждан из данной группы отметили отсутствие текущего ремонта дорог. 44,2% из них же сослались на отсутствие освещения дорог в темное время суток. Около трети (31,2%) обеспокоены отсутствием ливневой канализации. Более четверти (28,4%)
пожаловались на отсутствие разметок пешеходных переходов. Примерно столько же (27,9%) сослались на то, что ремонт дорог за последние 2-3 года вообще не проводился. 13,5% из них указали на отсутствие дорог с твердым покрытием. Каждого четырнадцатого (7,7%) не устраивает отсутствие дорожных знаков. 5,8% отметили отсутствие подъездных дорог с твердым покрытием к поселению.
Сфера услуг ЖКХ
Для выявления оценки населением качества предоставляемых им жилищно-коммунальных услуг в исследовании был предусмотрен ряд вопросов, охватывающих основные сферы ЖКХ:
• теплоснабжение;
• водоснабжение;
• электроснабжение;
• газоснабжение.
Мнения жителей города по оценке услуг ЖКХ продемонстрированы в (табл. 3).
Таблица 3
Удовлетворенность населения уровнем организации услуг в сфере ЖКХ, в %
Удовлетворен Не удовлетворен Затрудняюсь ответить
теплоснабжение* 69,3 29,2 1,5
водоснабжение 47,7 48,5 3,8
электроснабжение 70,1 26,5 3,4
газоснабжение 81,8 15,5 2,7
*У 53,8% опрошенных в Городском округе — автономное газовое отопление, у 46,2% респондентов — центральное отопление
По материалам опроса, подавляющее большинство жителей городского округа выразили удовлетворенность качеством организации газоснабжения (81,8%) и электроснабжения (70,1%). Более двух третей (69,3%) жителей удовлетворены качеством организации теплоснабжения. Менее половины (47,7%) граждан ответили, что удовлетворены качеством организации водоснабжения.
Практически каждый второй (48,5%) респондент высказал неудовлетворенность качеством организации водоснабжения. Менее трети (29,2%) жителей недовольны качеством организации теплоснабжения. Более четверти (26,5%) горожан не удовлетворены качеством организации электроснабжения. Менее шестой части (15,5%) граждан ответили, что их не устраивает качество организации газоснабжения.
Незначительные доли опрошенных не смогли дать определенного ответа на данные вопросы.
Среди причин, по которым часть жителей - горожане не удовлетворены качеством тепло-, водо-, электро- и газоснабжения, названы следующие (табл. 4) .
Таблица 4
Причины неудовлетворенности населения качеством организации услуг ЖКХ, в %
Рейтинг ответов теплоснабжение водоснабжение электроснабжение газоснабжение
1 Высокая оплата за отопление 91,2 Плохое качество подаваемой воды (водопровод) 60,8 Высокая оплата за электроэнергию 58,3 Высокая оплата за газ 91,2
2 Низкая температура отопления квартир (дома) 25,0 Перебои с подачей холодной воды 25,4 Высокая изношенность электрических сетей 43,1 Перебои или слабое давление при подаче газа 20,6
3 Достоверность данных тепловых счетчиков 21,2 Высокая стоимость оплаты за водоснабжение (водоотведение) 23,1 Перебои с подачей электроэнергии 36,1
4 С4гсутствие тепловых счетчиков в многоквартирных домах 12,5 Нет системы водоснабжения (нет водопровода) 23,1 Несоблюдение стандартов напряжения тока, подаваемого в жилые дома 23,6
5 Плохое качество привозной воды 21,5 Отсутствие возможности использования двухфазных и трехфазных электросчетчиков 22,2
6 Питьевая вода в основном привозная 19,2
7 Перебои с подачей горячей воды 19,2
8 Неудовлетворительное состояние канализации 14,6
Абсолютное большинство (91,2%) граждан, не удовлетворенных качеством теплоснабжения, основной причиной своего недовольства назвали высокую оплату за отопление. Четверть (25,0%) граждан из данной группы сослались на низкий температурный режим отопления. Примерно каждый пятый (21,2%) из них сомневается в достоверности тепловых счетчиков. Каждый восьмой (12,5%) из них сослался на отсутствие тепловых счетчиков в домах.
Большинство (60,8%) респондентов, давших отрицательные оценки качеству организации водоснабжения в городе, отметили плохое качество подаваемой воды (из водопровода). Каждый четвертый (25,4%) указал на перебои с подачей воды. Одинаково примерно четверть (23,1%) из этой группы сослались на высокую стоимость оплаты за водоснабжение; отсутствие системы водоснабжения (водопровода). Каждый пятый (21,5%) пожаловался на плохое качество привозной воды. Почти пятая часть (19,2%) горожан отметили перебои с горячей водой. Такая же доля (19,2%) указали, что питьевая вода в основном привозная. Каждый седьмой (14,6%) недоволен неудовлетворительным состоянием канализации.
Более половины (58,3%) не удовлетворенных качеством электроснабжения в городе Элиста пожаловались на высокую оплату за электроэнергию. Заметная доля (43,1%) граждан из этой группы отметили высокую изношенность электрических сетей. Более трети (36,1%) из них сослались на перебои подачи электроэнергии. Около четверти (23,4%) указали на несоблюдение стандартов напряжения тока, подаваемого в жилые дома. Примерно столько же (22,2%) ответили, что у них нет возможности использования двух - и трехфазных электросчетчиков.
Абсолютное большинство (91,2%) жителей города, не удовлетворенных качеством организации газоснабжения, назвали высокую оплату за газ основной причиной
недовольства данным показателем. Каждый пятый (20,6%) из них отметил перебои и слабое давление при подаче газа.
В заключение представляем сводные данные по городскому округу город Элиста (табл. 5).
Таблица 5
Сводные данные по Городскому округу, в%
удовлетворен не удовлетворен затрудняюсь ответить
Сфера услуг транспорта и дорожного хозяйства Транспортное обслуживание 39,8 48,1 12,1
Качество автомобильных дорог в населенном пункте 12,1 79,2 8,7
Сфера ЖКХ-услуг Теплоснабжение 69,3 29,2 1,5
Водоснабжение 47,7 48,5 3,8
Электроснабжение 70,1 26,5 3,4
Газоснабжение 81,8 15,5 2,7
Данные социологического опроса свидетельствуют о том, что в целом в сфере оказания муниципальных услуг населению городского округа города Элиста имеются серьезные проблемы.
По материалам опроса, подавляющее большинство (79,2%) опрошенных жителей города выразили свою неудовлетворенность качеством автомобильных дорог по месту своего проживания. Почти половина (48,1%) жителей не довольны качеством организации транспортного обслуживания. Примерно такая же доля (48,5%) не довольны качеством организацией водоснабжения.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что большинство жителей города и пригородных районов удовлетворены качеством организации электро- и газоснабжения.
1. Организация и проведение социологического опроса при определении уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия: социолог. опрос [проводился в апреле 2017 г. в г. Элиста и в 13 районах республики, выборка - 664 респондента] / Ин-т комплекс. исслед. арид. территорий; С. Э. Лиджи-Горяева, Л. Ю. Спиридонова, Э. Ю. Ункуров // Архив отдела социологических исследований БНУ РК «ИКИАТ».
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (ст.15, п.6) [Электронный ресурс]: Федерал. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) " .URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/6d3b1321c4f9966d0 7са335331Ъ7са347581с3 а8/ (дата обращения: 11.05.2017).