Научная статья на тему 'Результаты эмпирической проверки эффективности внедрения в образовательный процесс авторской программы развития практического мышления'

Результаты эмпирической проверки эффективности внедрения в образовательный процесс авторской программы развития практического мышления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
317
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА / ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА / ОФИЦЕРЫ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дьячков Алексей Анатольевич

В статье представляются результаты внедрения в образовательный процесс авторской программы развития практического мышления, обоснована актуальность разработки и внедрения в реальный образовательный процесс данной программы, представлена уникальная критериальная основа оценки уровня развития практического мышления и методик его оценки. На основе представленных данных сделаны соответствующие выводы и рекомендации по использованию разработанной авторской программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дьячков Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC APPROACHES TO STUDYING OF SUBJECTIVE WELL-BEING IN THE DOMESTIC AND FOREIGN LITERATURE

The article presents the results of the implementation in the educational process authoring software development practical thinking. The importance of developing and implementing a real educational process this program is substantiated. There is a unique criterion basis assess the development of practical thinking and methods of its evaluation. Based on the data corresponding conclusions and recommendations on the use of the program developed by the author.

Текст научной работы на тему «Результаты эмпирической проверки эффективности внедрения в образовательный процесс авторской программы развития практического мышления»

УДК 378

А.А. Дьячков РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация. В статье представляются результаты внедрения в образовательный процесс авторской программы развития практического мышления, обоснована актуальность разработки и внедрения в реальный образовательный процесс данной программы, представлена уникальная критериальная основа оценки уровня развития практического мышления и методик его оценки. На основе представленных данных сделаны соответствующие выводы и рекомендации по использованию разработанной авторской программы.

Ключевые слова: практическое мышление, авторская программа, эмпирическая проверка, офицеры, критерии оценки.

Aleksej Dyachkov THE BASIC APPROACHES TO STUDYING

OF SUBJECTIVE WELL-BEING IN THE DOMESTIC AND FOREIGN LITERATURE

Abstract. The article presents the results of the implementation in the educational process authoring software development practical thinking. The importance of developing and implementing a real educational process this program is substantiated. There is a unique criterion basis assess the development of practical thinking and methods of its evaluation. Based on the data corresponding conclusions and recommendations on the use of the program developed by the author.

Keywords: practical thinking, authoring program, empirical verification, officers, the evaluation criteria.

Необходимость совершенствования офицеров как профессионалов продиктована постоянно растущими требованиями к управленческим кадрам войск. Многочисленные задачи, решаемые войсками, требуют от офицеров не только профессионального владения изученным материалом, полученным в военном вузе, но и грамотного, рационального применения его на практике. Необходимость развивать практическое мышление у будущих офицеров диктуется их профессиональной деятельностью. Данные, из которых исходит планирующий и принимающий решение интеллект, как правило, очень сложны, многообразны и труднообозримы. Принятию решения офицером предшествует ряд множественных сложнейших мыслительных операций, которые к тому же необходимо совершить в короткий промежуток времени.

Одним из вариантов решения проблемы развития практического мышления является разработка программы развития практического мышления у будущих офицеров, содержание которой должно соответствовать структуре практического мышления, и внедрение ее в образовательный процесс военного или другого специализированного вуза. Одним из способов решения данной проблемы является разработка программы развития практического мышления у курсантов в образовательной среде военного вуза [5]. Актуальность разработки программы обусловлена следующими обстоятельствами:

— необходимостью совершенствования и развития существующей системы образования в военных вузах с учетом имеющихся требований к выпускникам;

— подготовка профессиональных офицеров с развитым практическим мышлением на основе внедрения в образовательный процесс авторской программы развития практического мышления с учетом индивидуальных типологических особенностей личности.

В результате целенаправленной работы в этом направлении нами была разработана, апробирована и внедрена в образовательно-воспитательный процесс военного вуза данная программа.

© Дьячков А.А., 2014

В программе реализована идея развития практического мышления, направленная на системное развитие компонентов сложной его структуры [1; 2]. Результаты развития практического мышления у будущих офицеров, вследствие применения программы развития практического мышления у будущих офицеров внутренних войск МВД России, решено было оценивать в контексте теории человеческой деятельности по М.С. Кагану [3], в результате чего были применены следующие критерии, которые в программе были реализованы в виде блоков: преобразовательный, познавательный, коммуникативный (см. табл. 1). Ценностно-ориентационный и художественный критерий были нами исключены в связи с отсутствием включенности данных видов деятельности в выявленной нами структуре практического мышления. Вместе с тем, ввиду особой важности эмоциональной устойчивости личности офицера в процессе принятия решения в практическом мышлении, в совокупность критериев был включен эмоциональный критерий и соответствующий эмоциональный блок программы [1].

Таблица 1

Система критериев, уровней развития и методик оценки практического мышления у будущих офицеров

№ п/п Критериальный блок Характеристика блоков Уровни Методика выявления

1. Преобразовательный блок Основная функция - через практическое мышление обеспечивать реальную, материально-практическую деятельность опережающими и направляющими программами. Является опреациональным компонентом и способом выполнения в структуре практического мышления. 3 - высокий 2 - средний 1 - низкий Тематический апперцептивный тест, методика Дж. Холланда

2. Познавательный блок Активность субъекта, направленная на объект, отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте. Является средствами и формами в структуре практического мышления. 3 - высокий 2 - средний 1 - низкий Тест интеллектуального потенциала, оценочный показатель по успеваемости

3. Коммуникативный блок Практическая активность субъекта, направленная на других субъектов и не превращающая их в объекты, а напротив, ориентирующаяся на них именно как на субъектов. В структуре практического мышления выполняет функцию блока инициации. 3 - высокий 2 - средний 1 - низкий Методика КОС; методика «Субъективная оценка межличностных отношений»

4. Эмоциональный блок Эмоции, чувства и переживания, в том числе вдохновение, сопровождающие практическое мышление и принятие решения. 3 - высокий 2 - средний 1 - низкий Методика К. Хека и Х. Хесса; «Диагностика невротизации» Л.И. Вассермана

В исследовании приняли участие курсанты военного вуза в количестве 160 человек. Средний возраст исследуемых составил двадцать два г.. Исследование военнослужащих проводилось по нескольким методикам с использованием стандартизированных тестов на автоматизированном рабочем месте военного психолога. Психолого-педагогический эксперимент включал в себя следующие этапы: констатирующий, формирующий и контрольный. В контрольном этапе эксперимента участвовало 120 курсантов различных вузов внутренних войск МВД России.

По результатам констатирующего эксперимента, в ходе которого было проведено анкетирование преподавательского и командного состава военного вуза, произведен замер исходного уровня развития практического мышления и личностных характеристик будущих офицеров в соответствии с принятыми критериями и методиками, было выявлено, что уровень развития практического мышления у курсантов военного вуза находится на низком уровне, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Результаты первичной (констатирующей) диагностики практического мышления будущих офицеров в контрольной и экспериментальной группах курсантов

( N=120, %, СУП)

Критериальные блоки Уровни

Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)

высокий средний низкий высокий средний низкий

Преобразовательный 11,8 20,2 68 12,2 19,8 68

Познавательный 12,1 20,3 67,6 11,9 20,1 68

Коммуникативный 12,1 20,3 67,6 11,9 20,1 68

Эмоциональный 22,0 23,5 54,5 21,3 23,2 55,5

Практическое мышление в целом 14,5 21,0 64,4 14,3 20,8 64,9

Средний уровневый показатель (СУП) СУП = 1,49 СУП = 1, 48

В приведенной таблице 2 средний уровневый показатель (СУП) представляет собой средневзвешенный интегральный уровень развития изучаемого свойства, рассчитанный с учетом процентного распределения испытуемых по трехуровневой шкале, где высокий уровень составляет 3 уровне -вых балла, средний - 2 уровневых балла, низкий - 1 уровневый балл (по методике критериально-уровневого анализа В.В. Рыжова [4]). В результате проведения констатирующего этапа эксперимента была подтверждена целесообразность разработки программы развития практического мышления будущих офицеров внутренних войск МВД России.

Формирующий этап эксперимента проводился с целью развития практического мышления у будущих офицеров в экспериментальной группе и включал в себя несколько взаимосвязанных между собой этапов. На первом этапе была организована работа по внедрению разработанной программы развития практического мышления у будущих офицеров внутренних войск МВД России. С курсантами из состава экспериментальной группы были проведены занятия по программе развития практического мышления у будущих офицеров внутренних войск МВД России, в которой использовался только тренинговый курс. Работа была организована в факультативные часы не менее четырех часов в неделю из расчета 48 учебных часов на программу.

На конечном этапе отработки программы было проведено повторное анкетирование офицеров из числа преподавателей и командиров курсантских подразделений и проведен контрольный замер уровня развития практического мышления в контрольной и экспериментальной группе (см. табл. 3), который показал, что имеется положительная динамика в развитии практического мышления у будущих офицеров. Однако необходимо было отметить, что рост уровня развития практического мышления был незначительным и не выполнял задачи исследования.

Таблица 3

Уровень развития практического мышления у будущих офицеров в контрольной и экспериментальной группе на первом этапе формирующего эксперимента (%)

Критериальные блоки Уровни

ЭГ КГ

высокий средний низкий высокий средний низкий

Преобразовательный 15,6 28,2 56,2 12,9 21,5 65,5

Познавательный 17,2 30,3 52,5 13,1 23,7 63,2

Коммуникативный 14,8 25,6 59,6 14,1 22,8 63,1

Эмоциональный 22,3 23,5 54,2 21,5 23,5 55

Практическое мышление в целом 17,5 26,9 55,6 15,4 22,9 61,7

Средний уровневый показатель (СУП) СУП = 1,61 СУП = 1, 53

Второй этап формирующего эксперимента включал в себя работу по устранению недостатков, выявленных на первом этапе. В результате данной работы было решено увеличить количество учебных часов на отработку программы развития практического мышления, для чего был разработан курс факультативных занятий. После этого программа развития практического мышления была вновь реализована с экспериментальной группой. По завершению отработки часов программы развития практического мышления было проведено анкетирование преподавательского и командного состава военного вуза и произведен контрольный замер уровня развития практического мышления в контрольной и экспериментальной группах (см. табл. 4). Результаты анкетирования и контрольного замера свидетельствуют о том, что имеется положительная динамика в развитии практического мышления в экспериментальной группе в результате внедрения программы развития практического мышления, однако не получается добиться желаемого результата.

Таблица 4

Уровень развития практического мышления будущих офицеров в контрольной и экспериментальной группе на втором этапе формирующего эксперимента (%)

Критериальные блоки Уровни

ЭГ КГ

высокий средний низкий высокий средний низкий

Преобразовательный 25,2 36,1 38,7 13,6 22,2 64,2

Познавательный 28,1 34,2 37,7 12,2 20,2 67,6

Коммуникативный 26,6 31,4 42 13,1 21,4 65,5

Эмоциональный 29,8 38,4 31,8 25,2 23,8 51

Практическое мышление в целом 27,4 35 37,6 16 21,9 62,1

Средний уровневый показатель (СУП) СУП = 1,90 СУП = 1, 54

На 3 этапе формирующего эксперимента были проанализированы недостатки в разработанной программе развития практического мышления, после чего были разработаны и внедрены в программу еще 2 блока: «Дидактическое обеспечение» и «Блок воспитательной и самостоятельной работы». После чего переработанная программа развития практического мышления была реализована в

воспитательно-образовательном процессе военного вуза. Итоговая диагностика уровня развития будущих офицеров показала, что имеется положительная динамика развития этого процесса (см. табл. 5).

Таблица 5

Результаты контрольной диагностики уровня развития практического мышления курсантов ЭГ и КГ по данным формирующего эксперимента 120, %, СУП, ф, 1)

Критериальные блоки Уровни

ЭГ КГ

высокий средний низкий высокий средний низкий

Преобразовательный 38,4 46,1 15,5 14,1 22,8 62,8

Познавательный 43,7 46,4 9,9 12,8 21,2 66

Коммуникативный 45,2 38,1 16,7 13,4 22,1 64,5

Эмоциональный 56,4 31,5 12,1 26,1 24,2 49,7

Практическое мышление в целом 45,9 40,5 13,5 16,6 22,6 60,8

Средний уровневый показатель (СУП) СУП = 2,32** СУП = 1, 56

Значимость различий в СУП: ** р< 0,01

По результатам, полученным по итогам формирующего эксперимента, можно сделать вывод, что целесообразность внедрения разработанной нами программы развития практического мышления у будущих офицеров подтверждена. Проанализировав полученные данные формирующего этапа эксперимента, нами было принято решение о проведении контрольного этапа эксперимента с привлечением курсантов из двух других военных вузов России, названных условно ВИ2 и ВИ3 по 60 чел. Контрольный этап проводился с целью проверки эффективности внедрения в образовательно-воспитательный процесс военного вуза программы развития практического мышления у будущих офицеров. При проведении контрольного этапа эксперимента были учтены все недостатки, выявленные в период проведения формирующего этапа эксперимента. Данные дополнительного контрольного этапа эксперимента приведены в таблице 6 в виде средних уровневых показателей (СУП) по критериальным блокам и в целом по уровню развития практического мышления и личностных характеристик испытуемых экспериментальной группы (ЭГ), группы курсантов ВИ2 и курсантов ВИ3.

Таблица 6

Результаты контрольной сравнительной диагностики уровня развития практического мышления у будущих офицеров ЭГ (N=60), ВИ2 (N=60) и ВИЗ (N=60) по данным контрольного

эксперимента (СУП, ф, 1)

Критериальные Средние уровневые показатели (СУП)

блоки ЭГ ВИ2 ВИЗ

Преобразовательный 2,23** 1,58 1,61

Познавательный 2,34** 1,61 1,57

Коммуникативный 2,29** 1,51 1,54

Эмоциональный 2,46** 1,64 1, 68

Практическое мышление в целом 2,28** 1,60 1,52

Средний уровневый показатель (СУП) 2,32** 1,59 1,58

Значимость различий в СУП: ** - р< 0,01

Итоговые измерения уровня практического мышления по результатам психолого-педагогического эксперимента представлены в таблице 7.

Таблица 7

Итоги развития практического мышления у будущих офицеров в контрольной

и экспериментальной группе (%)

Уровни

Высокий Средний Низкий

Критериальные КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

блоки

о ч ел и о о ч ел и о о ч ел и о о ч ел и о о ч ел и о о ч ел и о

п п п п п п

Преобразовательный 12,2 12,4 11,8 38,6 19,8 20,1 20,2 46 66,7 67,5 68 15,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Познавательный 11,9 11,8 12,1 43,5 20,1 19,7 20,3 46,6 68 68,5 67,6 9,9

Коммуникативный 11,9 12,4 12,1 45,5 20,1 20,5 20,3 38,3 68 67,1 67,6 16,2

Эмоциональный 21,3 20,8 22,0 56,4 23,2 20,2 23,5 31,5 55,5 55 54,5 12,1

Уровень развития практиче- 14,3 14,3 14,5 46 20,8 20,1 21,0 40,6 64,5 64,5 64,4 13,4

ского мышления у будущих

офицеров

Таким образом, полученные в ходе контрольного этапа данные убедительно подтверждают предположение о том, что эффективное развитие практического мышления будущих офицеров силовых структур обеспечивается путем внедрения в реальный образовательный процесс специальной программы психолого-педагогического сопровождения этого процесса, причем структура и содержание программы должны соответствовать структуре практического мышления. Эмпирически проверенная авторская программа развития практического мышления у будущих офицеров доказала эффективность своего применения на базе военных и других специализированных вузов. Однако методические основания и имеющиеся эмпирические данные позволяют совершенствовать технологию развития практического мышления в психолого-педагогическом процессе различных вузов.

Библиографический список

1. Дьячков А. А. Реализация программы развития практического мышления будущих офицеров в условиях военного вуза / Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов и преподавателей. - Новосибирск: САФБД, 2014. - С. 266-270.

2. Дьячков А.А. Социально-гуманитарные проблемы военной науки, армии и внутренних войск: монография / А.А. Дьячков [и др.]. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. - С. 38-60.

3. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

4. Рыжов В.В. Личность: творчество и духовность: монография / В.В. Рыжов. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского христианского ун-та, 2012. - 489 с.

5. Шабанов А.Г. Моделирование в системе подготовки курсантов военно-учебных заведений: монография. / А.Г. Шабанов. - Новосибирск: Изд-во НВИ, 1999. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.