Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯУСТАНОВОК НА МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ДОВЕРИЕУ КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯУСТАНОВОК НА МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ДОВЕРИЕУ КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / НЕДОВЕРИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ДОВЕРИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / КУРСАНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / TRUST / DISTRUST / INTERPERSONAL TRUST / SOCIAL TRUST / SOCIAL ATTITUDE / COMMUNICATIVE TOLERANCE / EMPATHY / CADET / PROFESSIONAL RELIABILITY / PROFESSIONAL AND MORAL DEFORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лопатин Егор Александрович

Доверие сотрудников полиции к другим людям, в отличие от доверия общества полиции, нечасто становится предметом научного исследования. Статья посвящена изучению установок на межличностное доверие у курсантов высшего учебного заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, которое обосновано как показатель их коммуникативной компетентности, профессиональной надежности и отсутствия профессионально-нравственной деформации. Приводится обзор и анализ отдельных работ, посвященных исследованию доверия сотрудников правоохранительных органов. Проведено эмпирическое исследование проявления межличностного доверия курсантов высшего учебного заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации в динамике и в сравнении с практическими сотрудниками органов внутренних дел. Уровень межличностного доверия измерялся с помощью модифицированных Шкалы межличностного доверия Дж. Роттераи, Шкалы доверия Д. Йекаи Б. Ротштейна. По результатам исследования выявлен оптимальный средний уровень межличностного доверия, соответствующий показателям студентов гражданских вузов. Показано, что уровень межличностного доверия во время обучения в высшем учебном заведении Министерства внутренних дел Российской Федерации остается относительно стабильным, что, с одной стороны, свидетельствует об отсутствии признаков профессионально-нравственной деформации, с другой стороны, не демонстрирует влияние фактора обучения и воспитания в высшем учебном заведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, социализации и адаптации молодых людей к служебной деятельности в органах внутренних дел. Сделано обоснованное предположение, что в ходе дальнейшей службы в практических органах внутренних дел уровень доверия в процессе профессионализации в среднем остается одинаковым, а уровень недоверия снижается. По сравнению с практическими сотрудниками органов внутренних дел, у которых выявлена одинаковая выраженность установок на доверие и недоверие (баланс, равновесное состояние), курсанты в большей степени проявляют склонность к недоверию, чем к доверию. Это объясняется возрастными особенностями (например, юношеским максимализмом) и наличием у практических сотрудников большего жизненного и профессионального опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лопатин Егор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF AN EMPIRICAL STUDY OF ATTITUDES TO INTERPERSONAL TRUST AMONG CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The trust of police officers in other people, in contrast to the public’s trust in the police, is not often the subject of scientific research. The article is devoted to the study of attitudes to interpersonal trust among cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, which is justified as an indicator of their communicative competence, professional reliability and lack of professional and moral deformation. The article provides an overview and analysis of individual works devoted to the study of trust of law enforcement officers. An empirical study of interpersonal trust among cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs in dynamics and in comparison with practical employees of Internal Affairs Bodies was conducted. The level of interpersonal trust was measured using modified Scales of interpersonal trust of J. Rotter and Confidence Scales of D. Yek and B. Rothstein. The results of the study revealed the optimal average level of interpersonal trust, corresponding to the indicators among students of civil universities. It is shown that the level of interpersonal trust during training at a higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs remains relatively stable, which, on the one hand, indicates the absence of signs of professional and moral deformation, on the other hand, does not demonstrate the influence of the factor of training and education at a higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs, socialization and adaptation of young people to official activities in the Internal Affairs Bodies. A reasonable assumption is made that in the course of further service in practical Internal Affairs Bodies, the level of trust in the course of professionalization remains the same, while the level of distrust decreases. In comparison with practical employees of the Internal Affairs Bodies, who have the same expression of attitudes to trust and distrust (balance, equilibrium state), cadets are more likely to show a tendency to distrust than to trust. This is due to age characteristics (for example, youthful maximalism) and the presence of practical employees with more life and professional experience.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯУСТАНОВОК НА МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ДОВЕРИЕУ КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

УДК 159. 9:351.74

DOI 10.33463/2072-8336.2020.3(52).058-064

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСТАНОВОК НА МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ДОВЕРИЕ У КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. А. Лопатин

Для цитирования

Лопатин, Е. А. Результаты эмпирического исследования установок на межличностное доверие у курсантов высшего учебного заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации / Е. А. Лопатин // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 3(52). - С. 58-64. - DOI : 10.33463/2072-8336.2020.3(52).058-064.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. Доверие сотрудников полиции к другим людям, в отличие от доверия общества полиции, нечасто становится предметом научного исследования. Статья посвящена изучению установок на межличностное доверие у курсантов высшего учебного заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, которое обосновано как показатель их коммуникативной компетентности, профессиональной надежности и отсутствия профессионально-нравственной деформации. Приводится обзор и анализ отдельных работ, посвященных исследованию доверия сотрудников правоохранительных органов. Проведено эмпирическое исследование проявления межличностного доверия курсантов высшего учебного

© Лопатин Е. А., 2020

заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации в динамике и в сравнении с практическими сотрудниками органов внутренних дел. Уровень межличностного доверия измерялся с помощью модифицированных Шкалы межличностного доверия Дж. Роттераи, Шкалы доверия Д. Йека и Б. Ротштейна. По результатам исследования выявлен оптимальный средний уровень межличностного доверия, соответствующий показателям студентов гражданских вузов. Показано, что уровень межличностного доверия во время обучения в высшем учебном заведении Министерства внутренних дел Российской Федерации остается относительно стабильным, что, с одной стороны, свидетельствует об отсутствии признаков профессионально-нравственной деформации, с другой стороны, не демонстрирует влияние фактора обучения и

воспитания в высшем учебном заведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, социализации и адаптации молодых людей к служебной деятельности в органах внутренних дел. Сделано обоснованное предположение, что в ходе дальнейшей службы в практических органах внутренних дел уровень доверия в процессе профессионализации в среднем остается одинаковым, а уровень недоверия снижается. По сравнению с практическими сотрудниками органов внутренних дел, у которых выявлена одинаковая выраженность установок на доверие и недоверие (баланс, равновесное состояние), курсанты в большей степени проявляют склонность к недоверию, чем к доверию. Это объясняется возрастными особенностями (например, юношеским максимализмом) и наличием у практических сотрудников большего жизненного и профессионального опыта.

Ключевые слова: доверие, недоверие, межличностное доверие, социальное доверие, социальная установка, коммуникативная толерантность, эмпа-тия, курсант, профессиональная надежность, профессионально-нравственная деформация.

Проблема доверия является актуальной темой междисциплинарных исследований [4]. В их массиве можно выделить популярную тему доверия общества к органам правопорядка [3], в то время как установки на доверие у самих сотрудников органов внутренних дел (ОВД) редко становились предметом изучения. Между тем, приняв концепцию Дж. Роттера [6], мы можем предположить, что полицейские с высоким уровнем доверия являются более правдивыми и честными (например, менее склонными ко лжи или

мошенничеству), больше уважают права других, менее конфликтны, более надежны, привлекательны и авторитетны. Социально-психологические функции доверия применительно к деятельности ОВД могут быть сформулированы следующим образом: формирование готовности прийти на помощь гражданам и коллегам по службе, сотрудничать с ними, проявлять участие, сочувствие; снижение уровня напряженности в отношениях с гражданами и коллегами, облегчение межличностного взаимодействия, психологическое облегчение в условиях конфликтого взаимодействия, в том числе улучшение морально-психологического климата. Еще одной важной функцией доверия для указанной профессиональной группы является организация взаимодействия в экстремальных, неопределенных ситуациях, сопряженных с риском и опасностью неверного прогнозирования.

Однако необходимо подчеркнуть негативную роль крайних проявлений как недоверия, так и доверия у сотрудников полиции. Слишком низкий уровень доверия осложняет взаимодействие внутри профессионального коллектива, ухудшает взаимоотношение с отдельными гражданами и обществом в целом. Недоверие предлагается рассматривать как проявление профессиональной деструкции сотрудников УИС, а проявление этого феномена отмечается также у представителей других правоохранительных органов [1].

Опасен и слишком высокий уровень доверия, который граничит с наивностью и доверчивостью, может притуплять бдительность, осложнять противодействие уловкам и манипуляциям со стороны преступников. Доверчивость наряду с конфликтностью,

вспыльчивостью и тревожностью относится к одному из виктимных качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России [10], снижающих профессиональную надежность.

Таким образом, средний уровень межличностного доверия является оптимальным и свидетельствует о профессиональной надежности и отсутствии профессионально-нравственной деформации сотрудников ОВД.

Исследование особенностей проявления доверия у сотрудников ОВД, результаты которого отражены в монографии А. Б. Купрейченко, показало, что специфика профессиональной деятельности сотрудников ОВД «определяет более высокие требования к надежности и предсказуемости партнеров в профессиональной сфере по сравнению со сферой личных отношений (семья и друзья)» [5, с. 211]. Проведено сравнение проявления доверия как главного компонента психологической дистанции у представителей различных служб и подразделений ОВД. Так, сотрудники патрульно-постовой службы выстраивают самую большую социальную дистанцию с представителями других служб. Участковые уполномоченные полиции демонстрируют наименьшую дистанцию в отношении представителей сторонних служб и ведомств и, наоборот, наибольшую в отношении с коллегами по подразделению. Сотрудники дорожно-патрульной службы отличаются наименьшей дистанцией с коллегами и начальниками своего подразделения.

Большой интерес представляют результаты проведенного Т. С. Пуха-ревой исследования доверия студентов-юристов, чья профессиональная деятельность во многих чертах похожа на профессиональную деятельность

сотрудников ОВД. У студентов в ходе обучения в вузе выявлен рост уровня доверия к себе в интеллектуальной и профессиональной сфере, которое исследователь объясняет достигнутыми успехами при обучении профессии в юридическом вузе. Кроме того, фиксируется снижение уровня доверия к друзьям, одногруппникам и вышестоящим лицам, которое Т. С. Пухарева объясняет требованием профессии юриста: юрист должен не доверять, а проверять. Однако указанное требование противоречит еще одному требованию: юристу нужно выстраивать доверительные отношения с самыми разными категориями людей, в связи с чем констатируется проблема формирования коммуникативной компетентности в ходе профессиональной подготовки юриста [8].

Если принять во внимание результаты исследований Е. А. Тутовой и В. А. Дорофеева, то выявленный Т. С. Пухаревой рост уровня доверия к себе при снижении уровня доверия к окружающим должен свидетельствовать о снижении коммуникативной комплектности, так как, согласно Е. А. Тутовой, низкий уровень межличностного доверия в сочетании с высоким уровнем доверия к себе ведет к авторитарности и доминированию [9], а, по В. А. Дорофеву, абсолютизация либо доверия, либо недоверия к себе характерна для авторитарного стиля взаимодействия [2].

Недостаток исследований на тему межличностного доверия курсантов вузов МВД России, а также необходимость объяснения противоречий, подобных указанным выше, обусловили проведение нами эмпирического исследования установок на межлич-ностноедовериеу курсантов вуза МВД

России. Его методологической базой послужили: положение эпигенетической теории Э. Эриксона о базовом доверии миру как основной социальной конструкцией, которая определяет развитие отношения и установок человека к окружающим; идея Дж. Роттера о различении доверия и доверчивости; идеи Т. П. Скрипкиной об автономности и взаимосвязи двух форм доверия: доверии к миру и доверии к себе; идеи А. Б. Купрейченко об амбивалентности доверия, которая проявляется в автономности существования и возможности одновременного проявления доверия и недоверия; представления И. В. Антоненко об онтогенезе доверия, согласно которым доверие как проявление отношения к конкретному объекту («конкретное доверие») формируется на базисном доверии личности и социальном опыте .

Задачи эмпирического исследования: 1) выявление уровня проявления установок на межличностное доверие курсантов вуза МВД России; 2) изучение динамики развития установок на межличностное доверие курсантов вуза МВД России в период обучения; 3) сравнение установок на межлич-

46,5

50

40

30

20

10

ностное доверие курсантов вуза МВД России и студентов гражданских вузов; 4) сравнение установок на межличностное доверие курсантов вуза МВД России и слушателей заочной формы обучения - действующих сотрудников ОВД; 5) выявление корреляции установок на межличностное доверие и коммуникативной толерантности курсантов вуза МВД России.

Этапы эмпирического исследования. Первый этап (декабрь 2019 г.) был посвящен решению задач № 1-3. В качестве методов были выбраны: Шкала социального доверия И. Ю. Леоновой, И. Н. Леонова (модифицированная Шкала межличностного доверия Дж. Роттера в адаптации С. Г Достова-лова) [6, с. 109-110]. Второй этап (февраль 2020 г.) был посвящен решению задач № 1, 2; 4, 5. Методы исследования: Шкала доверия Д. Йека и Б. Рот-штейна в модификации А. Л. Свен-цицкого, Л. Г. Почебут, М. И. Килошен-ко, И. В. Кузнецовой, Л. В. Марарица, Т. В. Казанцевой [7, с. 211-212]. Согласно методике соотношение баллов по шкалам доверия и недоверия говорит о предубежденности и ксенофобии, в частности, чем сильнее проявляется

47,6

45,5

Курсанты 2-го курса

Курсанты 4-го курса Студенты гражданского вуза

0

Рис. 1. Уровень межличностного доверия курсантов вуза МВД России в сравнении со студентами

недоверие, тем сильнее предубеждение, что согласуется с идеями А. Б. Ку-прейченко об автономности доверия и недоверия. Общий индекс доверия, введенный нами для более наглядного представления результатов и представляющий собой арифметическую сумму баллов по шкалам доверия (положительное число)и недоверия (отрицательное число)демонстрирует общую склонность личности либо к доверию, либо к недоверию другим.

Эмпирическую базу исследования составили 48 курсантов 1-го курса, 30 курсантов 2-го курса, 52 курсанта 4-го курса и 36 слушателей заочной формы обучения (практические сотрудники МВД России).

Результаты первого этапа исследования представлены на рисунке 1. С целью доказательства наличия или отсутствия достоверных различий между выборками (на уровне p < 0,05) был выбран ^критерий Стьюдента, при подсчетах использовалась программа STATISTICA 10. Нормальное распределение доказано при применении методики хи-квадрат).

Как видно из рисунка 1, уровень социального доверия, который демон-

20 __

стрируют курсанты, является средним и соответствует показателям студентов гражданских вузов (по данным И. Ю. Леоновой и И. Н. Леонова [6, с. 110]). При этом уровень социального доверия курсантов во время обучения в вузе МВД России остается стабильным, что не дает основания говорить о проявлении следов профессионально-нравственной деформации у курсантов за время профессионального обучения по этико-психологическому критерию доверия), что, с одной стороны, противоречит данным Т. С. Пухаревой и не демонстрирует отрицательную динамику снижения уровня доверия к другим, выявленную у гражданских студентов-юристов со 2-го по 4-й курс [8], с другой стороны, не выявляет влияние фактора обучения и воспитания в вузе МВД России, социализации и адаптации молодых людей к службе.

Результаты второго этапа эмпирического исследования представлены на рисунке 2.

Сравнение показало наличие достоверных (на уровне p < 0,05) различий между выборками курсантов и слушателей заочной формы обучения по шкале недоверия и общему индексу

16,9

15 10 5 0

Курсанты 1 -го курса

Слушатели ЗФО

Шкала доверия Шкала недоверия Общий индекс доверия

Рис. 2. Уровень доверия курсантов в сравнении со слушателями заочной формы обучения

доверия. При этом достоверные различия между показателями шкал доверия и недоверия выявлены только у курсантов 1 -го курса (использован Т-критерий Стьюдента, программа STATISTICA 10; нормальное распределение было доказано при применении методики хи-ква-драт).

Таким образом, курсанты первого курса в большей степени проявляют установки на недоверие, чем на доверие, а у слушателей заочной формы обучения уровень выраженности доверия и недоверия не отличается, что может объясняться возрастными особенностями (например, юношеским максимализмом) и наличием у действующих практических сотрудников большего жизненного и профессионального опыта. При этом можно осторожно предположить, что уровень доверия в ходе профессионализации в среднем остается на одинаковом уровне, а уровень недоверия - снижается.

Итак, проведя исследование, мы получили следующие результаты.

1. Установки курсантов на межличностное доверие являются показателями профессиональной надежности и отсутствия профессионально-нравственной деформации сотрудников органов внутренних дел.

2. Уровень межличностного доверия, который демонстрируют курсанты, является средним и соответствует показателям студентов гражданских вузов, что свидетельствует об их профессиональной надежности.

3. Уровень межличностного доверия курсантов во время обучения в вузе МВД России остается относительно стабильным и оптимальным, что, с одной стороны, свидетельствует об отсутствии признаков профессионально-нравственной деформации

по критерию межличностного доверия, с другой стороны, не демонстрирует влияние фактора обучения и вопита-ния в вузе МВД России, социализации и адаптации молодых людей к профессиональной служебной деятельности.

4. Во время дальнейшей службы в практических органах внутренних дел уровень доверия в ходе профессионализации в среднем остается одинаковым, а уровень недоверия снижается.

5. Курсанты в большей степени проявляют установки на недоверие, чем на доверие, в отличие от слушателей заочной формы обучения (практических сотрудников органов внутрених дел), что может объясняться возрастными особенностями (например, юношеским максимализмом курсантов) и наличием у практических сотрудников большего жизненного и профессионального опыта.

Библиографический список

1. Болдырев А. В., Болдырева Т. А., Тхоржевская Л. В. Психодиагностические маркеры феномена недоверия у сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2016. № 1. С. 88-94.

2. Дорофеев В. А. Доверие в системе учитель-ученик при разных стилях педагогического руководства : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1999. 19 с.

3. Ермолаев В. В. Доверие граждан полиции как критерий управляемости организационной культуры ОВД на этапе реформирования // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 112-119.

4. Заварцева М. М. Доверие: новые перспективы мультидисциплинарных исследований // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 14-22.

5. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2008. 564 с.

6. Леонова И. Ю., Леонов И. Н. Психометрическая проверка структуры методики «Шкала межличностного доверия» Дж. Роттера в адаптации С. Г. Достовалова и ее модификация // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26. Вып. 2. С. 93-111.

7. Почебут Л. Г. Кроскультурная и этническая психология : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2012. 336 с.

8. Пухарева Т. С. Динамика доверия к себе и к другим у студентов юридиче-

ского факультета в период обучения в вузе // Сибирский психологический журнал. 2010. № 36. С. 95-97.

9. Тутова Е. А. Доверие как фактор коммуникативной компетентности учителя : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2008. 21 с.

10. Черемисова И. В., Паулкина Д. П. Диагностика виктимных качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний как основа обеспечения виктимологической безопасности // Прикладная юридическая психология. 2019. № 4(49). С. 50-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.