Научная статья на тему 'Формирование профессиональных установок будущих правоохранителей'

Формирование профессиональных установок будущих правоохранителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
302
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАНОВКА / СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬ / ATTITUDE / SOCIAL ATTITUDE / SOCIAL FACTORS OF CREATION / SOCIALIZATION / MASS MEDIA / LAW ENFORCER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шеховцова Есмира Вадимовна

В статье рассматриваются социальные факторы формирования установок правоохранителей на этапе профессиональной подготовки. Анализируются такие факторы, как особенности процесса социализации, межличностное взаимодействие, организация учебного процесса в высшем учебном заведении и специфика предметов, влияние преподавательского состава, личный пример; деятельность органов внутренних дел и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating Professional Attitudes of Future Law Enforcement Officers

The researcher examines social factors of creating law enforcers’ attitudes during their professional training. The article explores such factors as peculiarities of socialization, interaction between individuals, organization of learning at higher educational institutions and specifics of subjects, teachers’ influence, personal example, Internal Affairs agencies’ activities, etc.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных установок будущих правоохранителей»

УДК 159.9.351

I ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ | УСТАНОВОК БУДУЩИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЕЙ

Е. В. Шеховцова

В статье рассматриваются социальные факторы формирования установок правоохранителей на этапе профессиональной подготовки. Анализируются такие факторы, как особенности процесса социализации, межличностное взаимодействие, организация учебного процесса в высшем учебном заведении и специфика предметов, влияние преподавательского состава, личный пример; деятельность органов внутренних дел и др.

Ключевые слова: установка, социальная установка, социальные факторы формирования, социализация, средства массовой информации, правоохранитель.

При изучении проблем, связанных с профессиональными установками будущих правоохранителей, ключевыми являются их формирование и изменение, поскольку именно в результате этого возможна их коррекция, направление в позитивное русло, в первую очередь, для принесения максимальной пользы обществу. Данные процессы происходят под действием определенных факторов, изучение которых позволит понять пути развития профессиональных установок правоохранителей.

Целью нашей статьи является рассмотрение особенностей формирования профессиональных установок правоохранителей на этапе подготовки в высшем учебном заведении. В настоящее время имеются различные подходы к определению факторов указанного вида. В частности, В. Ю. Завьялов анализирует эффекты сосуществования, сотрудничества, соревнования, конфликта и их воздействие на формирование установок личности. Посредством социализации у людей создается тен-

денция действовать не только в соответствии с непосредственным влиянием друг на друга, но и с теми социальными ожиданиями, которые они имеют в отношении друг друга. На поведение и развитие установок личности значительное влияние оказывают социальные требования в виде обязанности соблюдать обычаи, традиции, правила поведения и моральные нормы '. Ш. А. На-дирашвили также относит к факторам формирования социальных установок эффекты (сосуществование, со-активность, сотрудничество и т. д.), социальные ожидания, влияние социальных требований, предъявляемых обществом 2.

Достаточно полный перечень факторов, влияющих на формирование социальных установок личности, рассмотрела в своих работах А. Н. Цильмак, по мнению которой, возникновение установок индивида детерминировано как внешними (социальными, социальнопсихологическими), так и внутренними (психологическими, биологическими) факторами. Под их влиянием установки возникают, реализуются, фиксируются либо изменяются, совершенствуются или остаются неизменными, приобретают актуальность или отходят на второй план. К этим факторам она относит: пережитые индивидом стрессовые ситуации; избранный индивидом для подражания идеал-кумир; семейные традиции и убеждения; общегосударственные нормы, культурные, религиозные, этические и социальные традиции, условия и формы воспитания, обучения и труда и т. д.; качества и способности индивида (например, подозрительность, целеустремленность, настойчивость и др.); особенности психических познавательных процессов (например, ригидность, инертность, лабильность, степенность мышления), тип темперамента (например, у флегматиков бо-

лее фиксированные установки, у холериков — неустойчивые), акцентуации характера (например, фиксированные основные установки отмечены у педантичного, ригидного, эпилептоидного типов), готовность (через нее определяется установка, обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания успешной профессиональной деятельности); приобретенные знания и опыт; психофизические недостатки; возраст, пол и др. 3

При изучении особенностей формирования профессиональных установок правоохранителей мы в первую очередь обращаем внимание на внутренние (биологические, которые связаны с биологической сущностью человека, состоянием его здоровья, наследственностью и т. д., и психологические, касающиеся внутренних психических реакций и процессов субъекта) и внешние (связанные с социальным развитием и социализацией человека). Рассматривая комплекс внешних факторов формирования профессиональных установок, мы анализируем общий и специальный уровни. Под общим понимается воздействие тех социальных отношений, в которые вступает будущий правоохранитель до обучения в высшем учебном заведении. Специальный уровень включает социальные отношения, которые имеют место в высшем учебном заведении и вне его, однако касаются сферы профессиональной деятельности будущего сотрудника милиции.

При этом общие социальные факторы формирования профессиональных установок будущих правоохранителей в первую очередь связаны с их социализацией. Основой социализации является освоение индивидом языка социальной общности, мышления, форм рациональности и чувственности, восприятия норм, ценностей, традиций, обычаев, образцов деятельности и т. п. Индивид социализируется, включаясь в разнообразные формы социальной деятельности, осваивая характерные для них социальные роли. Поэтому социализацию личности можно рассматривать как переход от индивидуального к социальному. Вместе с тем социализация предусматривает индивидуализацию, поскольку человек усваивает существующие ценности выборочно, через свои интересы, мировоззрение, формируя собственные потребности, ценности. Социализация — важнейший фактор стабильности общества, его нормального функционирования и развития 4.

Важным социальным фактором формирования социальных установок будущих правоохранителей являются средства массовой информации. Средства массовой коммуникации как социальный институт (печатные информационные источники, радио, кино, телевидение) влияют на формирование социальных установок не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д. 5

Большую роль в процессах формирования социальных установок будущих правоохранителей играет меж-

личностное взаимодействие. В результате такого взаимодействия субъект принимает положительные или отрицательные взгляды, отношения, установки других людей. Важно, что такое взаимодействие происходит преимущественно с социально значимыми для этого субъекта людьми. При этом эффективность взаимодействия людей существенно зависит от влияния психологического фактора, в частности их отношения друг к другу; психологической и практической готовности к сотрудничеству; индивидуально-психологических особенностей людей 6.

В значительной степени на формирование профессиональных установок правоохранителей влияют социальные факторы специального характера, т. е. те, которые возникают в связи с обучением в высшем учебном заведении. К ним могут быть отнесены следующие: особенности организации учебного процесса в высшем учебном заведении, в том числе специфика предметов, изучаемых в вузе; особенности организации распорядка дня, особенности прохождения практик и стажировок, влияние преподавательского состава, личный пример; личность офицеров и кураторов групп, престиж, имидж вуза, проблемы в организации деятельности органов внутренних дел, их реформирование, отношение населения к органам внутренних дел, доверие или недоверие населения.

Прежде всего следует остановить внимание на особенностях организации учебного процесса в специальном высшем учебном заведении. Они содержатся в ряде нормативных актов Министерства внутренних дел. Нормативными документами МВД Украины определены основные параметры работы с кадрами, которые отвечают требованиям укрепления государственности, правопорядка, общественной безопасности, усиления борьбы с преступностью, что зависит от уровня профессионализма и компетентности сотрудников органов внутренних дел, их профессиональной мотивации, готовности стоять на страже закона 7.

Важным является и тот факт, что с первых лет обучения курсантов ориентируют на соблюдение норм и правил этики органов внутренних дел. В таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы, нравственность и культура работников приобретают особую значимость. Результаты социологических исследований показывают, что соблюдение законности и служебной дисциплины определяется не только и, пожалуй, не столько требованиями руководителей, сколько моральными установками, культурой и воспитанностью работников 8.

Большое значение для формирования профессиональных установок будущих правоохранителей во время обучения в высшем учебном заведении имеет качественный подбор преподавательского состава, личный пример преподавателей, поскольку их влияние на курсантов может быть определяющим в формировании тех или иных социальных установок. При этом учебный процесс не ограничивается временными рамками обучения в высшем учебном заведении, он должен закладывать фундамент для дальнейшего совершенствова-

ния и поддержания на высоком уровне приобретенных знаний и умений в течение всего периода прохождения службы 9.

Целесообразно учитывать и личный пример офицеров-преподавателей при формировании социальных установок будущих правоохранителей. Как известно, личный пример — мощный фактор воспитательного воздействия. Значительное влияние на формирование указанных установок оказывает и имидж учебного заведения, что связано не только с осознанием студентом значимости учебного заведения, в котором он получает высшее образование, а также с тем, что имидж учебного заведения в целом отражается на авторитете его коллектива. В результате можно предположить, что в учебном заведении с высоким имиджем влияние преподавателей на студентов будет более весомым.

Нельзя не учитывать и факторы, которые выходят за пределы вуза и влияют на становление личности профессионала правоохранителя. Речь идет о проблемах в органах внутренних дел, реформаторских процессах, а также об отношении населения к органам внутренних дел, доверии или недоверии граждан. В органах внутренних дел имеет место ряд проблем, негативно влияющих на мотивацию будущих правоохранителей к профессиональной деятельности и формирование у них положительных установок. Так, Н. Д. Мартынов подчеркивает, что, как показывает практика, к числу наиболее важных управленческих проблем, сдерживающих эффективность деятельности и дальнейшее развитие системы органов внутренних дел Украины, относятся: несовершенство организационной и функциональной системы их построения; неэффективность планирования и инспектирования деятельности органов внутренних дел; недостаточное влияние центрального аппарата МВД Украины на конкретное положение дел на местах, отсутствие действующих критериев оценки работы органов внутренних дел в борьбе с преступностью и охране общественного порядка; слабое взаимодействие между подразделениями системы МВД и другими правоохранительными органами и органами государственной власти; неудовлетворительное материально-техническое обеспечение, которое отстает от социально-экономического развития общества и уровня преступности, выполнение милицией несвойственных функций; несовершенство системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и профессиональная деформация сотрудников и т. д. 1 0 Эти проблемы порождают недостаточность мотивации к качественному выполнению служебных обязанностей, что, в свою очередь, снижает эффективность профессиональной деятельности в целом. Более того, низкий уровень заработной платы порождает в некоторых случаях установки на удовлетворение материальных интересов в результате служебной деятельности, не всегда законными путями.

Таким образом, развитие, формирование и изменение профессиональных установок правоохранителей на этапе профессиональной подготовки происходит с учетом ряда факторов. Среди них можно выделить вну-

тренние (биологические и психологические) и внешние (связанные с социальным развитием и социализацией личности).

Главными составляющими процесса формирования профессиональных установок будущих правоохранителей являются социальные факторы, которые можно рассматривать на двух уровнях — общем и специальном. Факторы общего уровня связаны с социализацией личности, влиянием средств массовой информации и межличностным взаимодействием. К факторам специального характера можно отнести: особенности организации учебного процесса в высшем учебном заведении, в том числе специфику предметов, изучаемых в вузе; влияние офицерско-преподавательского состава, личный пример офицеров; престиж, имидж вуза, проблемы в организации деятельности органов внутренних дел, их реформирование, отношение населения к органам внутренних дел.

Изучение влияния этих факторов на формирование профессиональных установок способствует повышению как качества подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел, так и эффективности работы всей правоохранительной системы.

1 Завьялов В. Ю. Элементарный учебник дианализа. 4.3.1. Различные взгляды на аттитюды // URL: http://insem.ru/?4.3.1._ RAZNYE_VZGLYaDY_NA_ATTITYuDY (дата обращения: 10.01.2014).

2 Надирашвили Ш. А. Закономерности формирования и действия установок различных уровней // URL: http:// psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000024/st010.shtml. (дата обращения: 10.01.2014).

3 Цільмак О. М. Соціально-психологічні детермінанти виникнення та реалізації життєдіяльнісних установок // Вісник Одеського національного університету ім. І. І. Мечникова: матеріали Третьої Міжнародної науково-практичної конференції «Культурно-історичний та соціально-психологічний потенціал особистості в умовах трансформаційних змін у суспільстві» : у 2 ч. Т. 16. Вип. 11. Ч. 2. Одеса, 2011. С. 135-143.

4 Лещук Г. В. Соціалізація особистості як соціально-педагогічне явище // Науковий вісник Ужгородського національного університету: Серія «Педагогіка. Соціальна робота». 2011. № 20. С. 71-73.

5 Мамаев Д. Ю. Трансформація поняття «соціалізація» та її механізмів в історичному аспекті // Проблеми сучасної психології. 2010. Вип. 7. С. 413-422.

6 Основи загальної психології / за ред. С. Д. Максименка. Київ, 1998. C. 64.

7 Ковальчишина Н. Мотиваційна основа кар’єрних орієнтацій працівників слідчих органів МВС // Соціальна психологія. 2008. № 2. С. 160-167.

8 Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / под ред. Г. В. Дубова, А. В. Опа-лева. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001. C. 12.

9 Безпалий С. М. Ефективність фізичної підготовки викладацького складу вищих навчальних закладів МВС України // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. 2012. № 9. С. 19-24.

10 Мартинов М. Д. Сучасні проблеми організації діяльності органів внутрішніх справ України та шляхи їх вирішення // Форум права. 2010. № 3. С. 290-296 URL: http:// www.nbuv.gov.ua/e-journals/FP/2010-3/10mmdsiv.pdf (дата обращения: 10.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.