Научная статья на тему 'Понятие и функции социальной среды ВУЗа'

Понятие и функции социальной среды ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
922
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Москалец Л.Е.

Рассмотрение социальной среды ВУЗа как совокупности элементов, существующих в учебном заведении и протекающих в нем социальных процессов. Выделение компонентов социальной среды ВУЗа: личности его сотрудников и студентов, существующие в рамках учебного заведения социальные группы, а также его культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и функции социальной среды ВУЗа»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

Ростов н/Д: Феникс, 2007.-635с.(с.325)

2. Риц Карлтон делится опытом в кадровых вопросах // ProHotel/-2010.- №2 - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://prohoteLru/artide-8189/0/ - дата обращения: 12.11.2011

3. Старков М., Прайс Д. Интернет в гостиничном сервисе // Гостиничное дело. - 2007. - №7. - С. 32-34.

©О.С. Кудинова, 2015

УДК 316

Л.Е. Москалец Доцент

Кафедра иностранных языков

г. Новочеркасск, Южно-Российский государственный политехнический университет (НИИ) имени М.И. Платова

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Аннотация

Рассмотрение социальной среды ВУЗа как совокупности элементов, существующих в учебном заведении и протекающих в нем социальных процессов. Выделение компонентов социальной среды ВУЗа: личности его сотрудников и студентов, существующие в рамках учебного заведения социальные группы, а также его культура.

Ключевые слова

Социальная среда ВУЗа, личность, социальная группа.

Любое высшее учебное заведение представляет собой организацию, в которой существует производственный процесс, заключающийся в подготовке специалистов по тем или иным профессиям.

Этот процесс обусловлен целым рядом социальных факторов - культурой, которая существует в ВУЗе, его социальной структурой и происходящими в ней процессами: кооперации, конкуренции, адаптации и др.

В совокупности все эти составляющие формируют социальную среду ВУЗа, которая оказывает существенное влияние на процесс подготовки специалистов в рамках высшего учебного заведения. Подобное воздействие носит самый различный характер: например, посещаемость занятий и особенности процедуры сдачи экзаменов могут зависеть от неформальных норм, существующих в учебном заведении. В свою очередь формальная структура ВУЗа как организации и особенности его учебного процесса отражаются на его социальной среде в целом и ее отдельных компонентах.

При этом социальная среда высшего учебного заведения вносит существенный вклад в процесс вторичной социализации его сотрудников и студентов, в значительной мере определяя те нормы, ценности и установки, которые формируются у них в ходе обучения или работы ВУЗе. Во многих случаях внутривузовская среда воздействует на личностные качества представителей учебного заведения в большей степени, чем его формальная структура и производственный процесс. В этом смысле показателен следующий пример: зачастую учащиеся не посещают занятий из-за того, что так поступает все их ближайшее окружение.

Социальная среда ВУЗа также выполняет образовательную функцию, в частности, способствует развитию коммуникативных навыков у представителей студенческого сообщества.

Наконец, внутривузовская среда оказывает опосредованное влияние на имидж учебного заведения во внешней среде. Например, вряд ли у постороннего человека сложится хорошее впечатление о ВУЗе, если представители его руководящего состава находятся в открытой конфронтации друг с другом, а студенты учебного заведения плохо посещают занятия и постоянно отмечают несправедливость действующих в нем норм.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

Стоит отметить, что положительный имидж ВУЗа во внешней среде в свою очередь способствует формированию благоприятной внутривузовской среды. Очевидно, что студентам и преподавателям комфортнее учиться и работать в престижном и уважаемом учебном заведении.

Социальная среда ВУЗа состоит из ряда элементов, которые являются основой для происходящих в рамках учебного заведения процессов. Компоненты социальной среды в совокупности представляют собой пространство для взаимодействия сотрудников и студентов ВУЗа друг с другом.

В первую очередь к составляющим внутривузовской среды целесообразно отнести личности представителей учебного заведения как целостность их социальных свойств [1]. Каждый индивид, учащийся или работающий в ВУЗе, обладает собственными нормами, установками, ценностями, мотивацией, характером и темпераментом. Люди приходят в учебное заведение, имея за плечами определенный социальный опыт, который внес вклад в формирование их личностных качеств. Под влиянием внутривузовской среды у человека формируются новые черты, а ряд существующих изменяется. Вместе с тем, какие-то свойства личности остаются неизменными потому, что воздействие ВУЗа на личность индивида не является достаточно сильным для их трансформации. К числу таких черт относятся не только все врожденные качества, но и многие из тех, которые появились у человека в ходе того жизненного опыта, который он получил еще до обучения или работы в ВУЗе. Например, индивид может быть необщительным или чрезмерно болтливым, в нем могут быть развиты альтруистические или эгоистические качества. Очевидно, что каждая личность, являющаяся частью социальной среды ВУЗа, оказывает на нее определенное влияние. Так, например, конкретный человек может быть инициатором конфликта, или же наоборот, осуществлять действия, способствующие кооперации между теми или иными представителями внутривузовского сообщества.

Личности, взаимодействующие в рамках социальной среды ВУЗа, формируют группы - второй составляющий ее элемент. Группы, существующие в высших учебных заведениях, можно классифицировать по нескольким основаниям.

Во-первых, они могут быть формальными и неформальными. Наличие формальных групп обусловлено регламентом учебного процесса - к ним относятся, например, учебные группы студентов или комиссии преподавателей, которые формируются для проведения государственных экзаменов и защиты дипломных работ. Деятельность таких групп направлена на достижение целей ВУЗа как организации, при этом члены каждой формальной группы, существующей в рамках учебного заведения, должны руководствоваться ее формальной ролью, которая включает в себя описание процедур и процессов работы, а также набор предписаний, выражающих требования руководства организации или ее подразделений [2]. Иными словами, формальная роль представляет собой стандартизованную систему поведенческих норм, санкций и ролевых требований. Формальные группы в рамках ВУЗа могут создаваться как под решение конкретной задачи, так и существовать на постоянной основе - в этом случае они являются достаточно устойчивыми, так как носят безличный характер и, следовательно, представляют собой систему статусов, которая не зависит от конкретных индивидов.

Существование неформальных групп в рамках социальной среды ВУЗа не регламентировано формальными правилами учебного процесса. Объединяющим началом в неформальной группе может быть общность целей ее членов, их взаимная симпатия на основе схожести взглядов, интересов и установок, и мотивации.

Неформальные группы могут формироваться как в рамках формальных, так и за их пределами, объединяя представителей сразу нескольких формальных групп. При этом они могут преследовать цели, в той или иной мере связанные с учебным процессом: например, студенты могут объединяться в группы для совместного выполнения какого-либо задания, несмотря на то, что это не предусмотрено требованиями учебного процесса.

Группы в рамках социальной среды ВУЗа могут подразделяться на первичные и вторичные. Представители первичных групп воспринимают друг друга как личностей и индивидуальностей и в ходе взаимодействия друг с другом не ориентируются на достижение какого-либо группового результата, а удовлетворяют, прежде всего, свои коммуникативные потребности посредством общения с людьми, которые

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

обладают схожими с ними интересами и ценностями [1]. Примером первичной группы в рамках внутривузовской среды могут быть студенты, находящиеся друг с другом в дружеских отношениях.

Во вторичных группах «контакты носят безличный, утилитарный и односторонний характер» [1]. Вторичные группы ориентированы на достижение результата, а потому общение в них принимает деловой характер, хотя контакты между членами группы могут осуществляться на основе дружбы. Примером вторичной группы в рамках социальной среды ВУЗа является команда КВН, сформированная из студентов учебного заведения.

Социальные группы во внутривузовской среде могут быть малыми и большими. Члены малых групп «объединены общей социальной деятельности и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов» [1, с. 187]. Иными словами, взаимодействие в малых группах происходит на основе межличностных отношений. Малые группы обладают сравнительно небольшой численностью (до 30 человек), высокой сплоченностью, и могут быть как первичными, так и вторичными, как формальными, так и нет. Вместе с тем, в малых группах, как правило, существует неформальный контроль через групповое давление, а также присутствует неформальный лидер. Именно на его мнение ориентируются все члены группы даже в том случае, если в ней есть формальное лидерство. Впрочем, и позицию формального, и позицию неформального лидера в конкретной малой группе зачастую занимает один и тот же индивид. Примером малой группы в рамках ВУЗа могут выступать однокурсники, обучающиеся по одной специальности.

В больших группах межличностные связи между членами отсутствуют, а основой для формирования таких групп служит общее членство и наличие определенной групповой цели [2]. Пример большой группы - студенты одного из факультетов ВУЗа.

Группы в рамках социальной среды высших учебных заведений можно классифицировать и по принадлежности к ним отдельного индивида. Группы, к которым человек себя относит, являются его ингруппами, а группы, которые он считает для себя чужими - аутгруппами [1]. Например, для конкретного студента ингруппой могут выступать его сокурсники, а аутгруппой - профессорско-преподавательский состав. При этом отношение индивидов к тем или иным аутгруппам может быть положительным, негативным или нейтральным. Ин- и аутгруппы в рамках ВУЗа могут быть первичными и вторичными, малыми и большими, формальными и нет.

Наконец, в рамках внутривузовской среды могут существовать референтные группы, членами которых являются представители ВУЗа, мнение, ценности, нормы и оценки которых являются значимыми для одного или нескольких сотрудников или студентов учебного заведения. Например, студенты-первокурсники при восприятии того или иного преподавателя могут основываться на тех впечатлениях о нем, которыми с ними поделились учащиеся старших курсов. Как правило, референтные группы являются аутгруппами, впрочем, в ряде случаев они могут совпадать с ингруппами. Так, студенты, решая пропускать им то или иное занятие или нет, могут ориентироваться, прежде всего, на мнение друг друга, а не на позицию руководства ВУЗа или его профессорско-преподавательского состава по этому вопросу.

Последней важной составляющей социальной среды высших учебных заведений является их культура как совокупность идей, норм и ценностей, существующих в рамках ВУЗа [2].

Под ценностями можно понимать все те объекты окружающей среды, по отношению к которым представители учебного заведения занимают позицию оценки в соответствии со своими потребностями.

К нормам относятся общепринятые образцы поведения, действующие в рамках ВУЗа. Нормы могут быть формальными, если они относятся к официальным внутривузовским документам, регламентирующим поведение его студентов, преподавателей и руководства учебного заведения. Неформальные нормы представляют собой неписаные правила поведения, которые разделяются определенным количеством представителей ВУЗа. Например, приказ ректора, запрещающий курение в здании ВУЗа, будет относиться к формальным нормам, а освобождение студента, показавшего хороший результат по итогам занятий по какому-либо предмету от соответствующего экзамена или зачета - к неформальным.

Ценности и нормы могут формироваться и действовать не только на уровне всего высшего учебного заведения, но и в пределах, существующих в нем социальных групп, а также на уровне отдельно взятых

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

индивидов, являющихся представителями учебного заведения. При этом внутригрупповая или внутриличностная культура может существенно отличаться от общепринятых в учебном заведении правил и ценностей, в том числе находиться в противоречии с ними. В случае наличия подобных несоответствий индивиды и группы могут пренебрегать различными элементами общевузовской культуры, руководствуясь в своем поведении собственными ценностями и нормами. В конечном итоге это затрудняет их адаптацию и интеграцию во внутривузовской среде.

В целом культурные образцы, существующие в рамках ВУЗа, оказывают влияние на мотивацию, установки, взгляды и интересы его представителей, характер существующих в учебном заведении межличностных и межгрупповых взаимодействий.

Любое высшее учебное заведение представляет собой динамическую социальную систему, в которой постоянно происходят изменения. Они затрагивают нормы и ценности, существующие в ВУЗе, личности его представителей и характер взаимосвязей между ними. Как правило, эти изменения имеют вид социальных процессов - совокупности однонаправленных действий, которые можно выделить из всех других действий, осуществляемых в высшем учебном заведении.

Многие процессы, протекающие в рамках социальной среды ВУЗа, схожи с теми, которые происходят на уровне общества в целом [1]. В частности, нормы, ценности и группы, связи между представителями учебного заведения последовательно проходят в своем развитии процессы зарождения, роста, интеграции (зрелости), функционирования, дезинтеграции и распада.

Кроме того, в рамках социальной среды ВУЗа постоянно происходит процесс социализации, в ходе которого члены внутривузовской среды усваивают определенные образцы поведения и ценности, существующие в учебном заведении. В конечном итоге социализация является основой для процесса адаптации (приспособления) представителей ВУЗа к внутривузовской среде.

Также в высших учебных заведениях протекают процессы кооперации, конкуренции, конфликта, ассимиляции, установления границ и налаживания связей [1].

Кооперация возникает в случае, когда представители ВУЗа согласовывают друг с другом свои действия, что способствует достижению определенных целей, которые могут носить как общий, так и индивидуальный характер. Например, студенты могут вместе заниматься подготовкой ответов на вопросы экзамена по той или иной дисциплине.

Конкуренция подразумевает под собой процесс достижения индивидами или группами своей цели путем опережения или отстранения соперника [1]. В рамках социальной среды ВУЗа конкуренция проявляется, например, в ходе внутривузовского чемпионата по какому-либо виду спорта, когда участники соревнований борются друг с другом за победу.

В процессе конфликта индивиды и группы также стремятся достичь своих целей, однако уже с помощью подчинения, навязывания своей воли, удаления или уничтожения противника [1]. Основой для конфликтных взаимодействий во внутривузовской среде является различие в установках, взглядах, интересах, ценностях, нормах, а также различные психологические и структурные причины, когда отдельный индивид или группа пытаются повысить свой статус среди других.

Конфликты могут возникать внутри отдельно взятой личности, между двумя личностями, между индивидом и группой, а также между несколькими группами. Кроме того, члены внутривузовской среды и группы, существующие в рамках ВУЗа, могут конфликтовать с нормами и ценностями, действующими в учебном заведении.

При этом сами конфликтные взаимодействия могут иметь рациональную и эмоциональную природу [1]. В первом случае участники конфликта осознают его первоначальные причины, во втором действуют на основе личной неприязни друг к другу. Как правило, рациональные конфликты в случае успешного разрешения приводят к положительным последствиям и способствуют улучшению ситуации в ВУЗе. Такие конфликты не являются длительными и разрешаются сразу после устранения их причины. Кроме того, в них присутствует уважение соперников друг к другу. Последствия эмоциональных конфликтных взаимодействий, как правило, наоборот деструктивны, эти конфликты разрешаются только после изменения установок конфликтующих сторон по отношению друг к другу, а потому носят длительный характер и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

ISSN 2410-6070

практически неуправляемы.

В рамках социальной среды ВУЗа примером рационального может являться конфликт, возникший между отдельными представителями профессорско-преподавательского состава относительно целесообразности введения болонской системы обучения. Эмоциональные конфликты могут возникать, например, между студентами разных национальностей, представители которых находятся в состоянии вражды и в повседневной жизни.

Процессы ассимиляции, протекающие в рамках социальной среды ВУЗа, заключаются во взаимопроникновении культурных образцов различных групп, существующих в учебном заведении, в ходе их взаимодействия друг с другом.

Также группы, существующие во внутривузовской среде, могут участвовать в процессах установления границ и налаживания связей. В первом случае группа старается оградить себя от других групп и проникновения в нее нежелательных членов, во втором - участвует в создании системы взаимоотношений с другими группами и индивидами. Например, для установления границ в команде по баскетболу, выступающей за определенный факультет ВУЗа, может быть разработана система критериев отбора игроков и создана командная форма. Примером налаживания связей является обмен опытом в области применения новых методик обучения между различными кафедрами ВУЗа

Очевидно, что в основе всех процессов, протекающих в рамках социальной среды ВУЗа, лежит взаимодействие представителей учебного заведения, которое в большинстве случаев представляет собой процесс коммуникации между ними.

Список использованной литературы:

1. Фролов С. С. Социология: учебник. - М.: Гардарики, 2002.

2. Фролов С. С. Социология организаций: учебник. - М.: Гардарики, 2001.

3. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации: учебник. - М.: Социальные отношения, 2004.

© Москалец Л.Е., 2015

УДК 316

А.В. Мухортова

Студентка 4 курс Факультет Политико-правового управления Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС

Г. Саратов, Российская Федерация А.В. Федорова к.ф.н., доцент Кафедра социальных коммуникаций Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС

Г. Саратов, Российская Федерация

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУРАХ

Аннотация

В статье выделены особенности связей с общественностью в государственных структурах, наиболее распространенные проблемы, существующие в этой сфере, а так же методы, способствующие повышению эффективности связей с общественностью.

Ключевые слова

Связи с общественностью, государственный PR, госструктуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.