Научная статья на тему 'Социальные функции гостиницы как временного дома'

Социальные функции гостиницы как временного дома Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1165
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / КАЧЕСТВО УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудинова О.С.

В статье рассмотрена специфика гостиничного сервиса с позиции институционального подхода. Выделены социальные функции гостиницы как средства размещения, предназначенного для временного проживания людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные функции гостиницы как временного дома»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

ISSN 2410-6070

субъектов, выходящего за рамки традиционной адаптации солдат к воинской службе. К одному из косвенных доказательств верности данного посыла можно отнести максимальный, среди прочих, показатель готовности обращений к своим командирам - 14%.

Вывод: Достижение целей армейской социализации имеет ресурс своей оптимизации в тех войсковых организациях, где командование части, представляя себе значимость процесса социализации для создания здоровой моральной атмосферы в воинских подразделениях, выстраивает целенаправленную систему работы с подчиненными посредством расширения списка субъектов индивидуальных воздействий и активного привлечения их к работе с личным составом. Список использованной литературы:

1. Антоненко И.В. Социальная психология доверия: автореф. дисс. д.психол.н. Ярославль. - 2006. 40 с.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Прогресс, 1975. 468 с.

3. Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации: Приказ Министра обороны РФ № 70 от 11.3.2004 г. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_103319.html (дата обращения: 8.8.2012 г).

4. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Военное издательство, 2007. 416 с.

© Власкин В.Ю., 2015

УДК 316.334.23

О.С. Кудинова

ст. преподаватель каф. проф. обучения Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиал ТюмГУ)

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСТИНИЦЫ КАК ВРЕМЕННОГО ДОМА

Аннотация

В статье рассмотрена специфика гостиничного сервиса с позиции институционального подхода. Выделены социальные функции гостиницы как средства размещения, предназначенного для временного проживания людей.

Ключевые слова

Гостиничный сервис, социальные функции, качество услуг.

Сфера гостиничных услуг демонстрирует устойчивое развитие на протяжении ряда лет, но потребность в гостиницах различных категорий и повышении качества гостиничных услуг, как в крупных, так и в малых городах остается высокой. Несоответствие качества сервиса ценам на услуги проживания и питания в российских гостиницах особо отмечают иностранцы -постояльцы трехзвездочных гостиниц [3, с.32].

Для выявления специфических характеристик гостиничного сервиса предлагаем рассматривать гостеприимство как социальный институт, а гостиницу - в качестве временного дома для клиента. В рекламных проспектах многих российских гостиниц использованы словосочетания «домашний уют», «домашняя кухня», «тепло домашнего очага», «отдых как дома» и т.п. В названиях гостиниц также часто встречаются слова «дом» и «уют» в различной интерпретации. Такие маркетинговые приемы сообщают потенциальному клиенту о том, что в гостинице он будет чувствовать себя как дома. Но в действительности такого не происходит. Персонал гостиницы к клиенту часто относится именно как к гостю, но не с заботой и дружелюбием, а с демонстрацией того, «кто здесь хозяин». Укреплению этой позиции во многом способствуют обучающие тренинги для персонала, например, «Мы дамы и господа, оказывающие услуги дамам и господам» [2].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

Закрепление и принятие определенных социальных ролей, признание их необходимости подтверждает обоснованность изучения гостиничного сервиса с точки зрения институционального подхода. Основные социальные роли в традиционном понимании гостиничного сервиса, которые здесь можно выделить, - это роль гостеприимного, радушного хозяина и роль гостя. Кроме того, практически на всех этапах гостиничного обслуживания участники играют роли продавцов и покупателей товаров, услуг, информации и т.п. К каждой роли предъявляются определенные требования в отношении поведения индивидов. Так, например, радушный хозяин должен демонстрировать готовность оказания любой посильной помощи гостю, готовность сделать пребывание гостя не только приятным, но и полезным, интересным, а, главное, -безопасным. Гость, в свою очередь, должен быть благодарным, скромным, вежливым, тактичным и т.п. Если рассматривать гостиницу как временный дом, что и отражено в нормативных документах, регулирующих деятельность гостиничных предприятий, то социальные роли меняются [1, с.325]. Тогда клиент выступает в роли хозяина дома, а персонал должен играть свою роль максимально незаметно и результативно создавать условия для комфортного проживания каждого потребителя гостиничных услуг.

Операционный процесс обслуживания, в случае восприятия клиентом гостиницы как временного дома, требует минимизации контактов постояльца с персоналом, максимальной доступности всей необходимой информации, материальных и нематериальных благ, активизации применения метода самообслуживания.

Известно, что основными услугами гостиниц являются предоставление ночлега (проживание в номере) и питания. Все операционные процессы, связанные с подготовкой номера к заселению (ремонт, замена мебели, генеральная уборка) и его обслуживанием (ежедневная уборка), осуществляются без клиента, поэтому процессы производства и потребления услуги проживания всегда протекают неодновременно. На наш взгляд, в этом заключается одно из отличий гостиничной услуги от других нематериальных услуг. Невозможно, например, лечить пациента в его отсутствие, оказывать услуги образования (дистанционное образование - это, в большей степени, самообразование), услуги театра и кино в отсутствие зрителей тоже не предоставляются. А специфика гостиничной услуги заключается именно в том, чтобы результат был максимально заметен клиенту, а процесс производства - незаметен вообще.

Оценка качества гостиничных услуг производится гостем как во время их потребления, так и после отъезда из гостиницы. Известны случаи, когда клиенты настолько были удовлетворены услугами и гостиничным обслуживанием, что надолго оставались жить в номере. Например, И. Бродский выбирал один и тот же отель каждое лето на протяжении 14 лет в Стокгольме, В. Набоков 16 лет прожил в Монтрё (Швейцария), Э. Хемингуэй 7 лет жил и работал в деревенском отеле недалеко от Гаваны, К. Шанель 37 лет прожила в сюите парижского отеля Ritz. Сложно утверждать, что именно позволило известным людям считать гостиницу своим домом. На наш взгляд, это не только качество и комплексность гостиничных услуг и обслуживания. В гостинице есть возможность удовлетворить как базовые, так и потребности высших уровней: принадлежности и причастности к определенному социальному слою, иметь определенный социальный статус, признании и уважении (обслуживание), самореализации и самовыражении (В. Набоков, Э. Хемингуэй писали свои произведения, К. Шанель создавала новые коллекции), а также быть избавленным от повседневной рутины бытовых обязанностей, связанных со стиркой вещей, уборкой помещений, приготовлением пищи, мытьем посуды, ремонтом и т.п. Еще одним аргументом за восприятие гостиницы как дома может стать наличие неповторимой, уникальной атмосферы, собственной концепции отеля, которая выражается в гармоничном сочетании ландшафта прилегающей территории, экстерьера и интерьера гостиницы, обслуживании и ассортименте дополнительных услуг.

Изложенное позволяет выделить социальные функции гостиничного предприятия как средства размещения, предназначенного для временного проживания людей:

- создание оптимальных условий для полноценного отдыха, сна, восстановления психофизических сил и, при наличии такой необходимости, работы клиента;

- освобождение клиентов от повседневных обязанностей, связанных с ведением домашнего хозяйства;

- обеспечение максимального комфорта, высокого качества основных и дополнительных услуг и обслуживания с минимальным контактом исполнителя и потребителя.

Список использованной литературы: 1. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: сборник нормативных документов / Сост. Ю.Ф. Волков.-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

Ростов н/Д: Феникс, 2007.-635с.(с.325)

2. Риц Карлтон делится опытом в кадровых вопросах // ProHotel/-2010.- №2 - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://prohotel.ru/article-8189/0/ - дата обращения: 12.11.2011

3. Старков М., Прайс Д. Интернет в гостиничном сервисе // Гостиничное дело. - 2007. - №7. - С. 32-34.

©О.С. Кудинова, 2015

УДК 316

Л.Е. Москалец Доцент

Кафедра иностранных языков

г. Новочеркасск, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Аннотация

Рассмотрение социальной среды ВУЗа как совокупности элементов, существующих в учебном заведении и протекающих в нем социальных процессов. Выделение компонентов социальной среды ВУЗа: личности его сотрудников и студентов, существующие в рамках учебного заведения социальные группы, а также его культура.

Ключевые слова

Социальная среда ВУЗа, личность, социальная группа.

Любое высшее учебное заведение представляет собой организацию, в которой существует производственный процесс, заключающийся в подготовке специалистов по тем или иным профессиям.

Этот процесс обусловлен целым рядом социальных факторов - культурой, которая существует в ВУЗе, его социальной структурой и происходящими в ней процессами: кооперации, конкуренции, адаптации и др.

В совокупности все эти составляющие формируют социальную среду ВУЗа, которая оказывает существенное влияние на процесс подготовки специалистов в рамках высшего учебного заведения. Подобное воздействие носит самый различный характер: например, посещаемость занятий и особенности процедуры сдачи экзаменов могут зависеть от неформальных норм, существующих в учебном заведении. В свою очередь формальная структура ВУЗа как организации и особенности его учебного процесса отражаются на его социальной среде в целом и ее отдельных компонентах.

При этом социальная среда высшего учебного заведения вносит существенный вклад в процесс вторичной социализации его сотрудников и студентов, в значительной мере определяя те нормы, ценности и установки, которые формируются у них в ходе обучения или работы ВУЗе. Во многих случаях внутривузовская среда воздействует на личностные качества представителей учебного заведения в большей степени, чем его формальная структура и производственный процесс. В этом смысле показателен следующий пример: зачастую учащиеся не посещают занятий из-за того, что так поступает все их ближайшее окружение.

Социальная среда ВУЗа также выполняет образовательную функцию, в частности, способствует развитию коммуникативных навыков у представителей студенческого сообщества.

Наконец, внутривузовская среда оказывает опосредованное влияние на имидж учебного заведения во внешней среде. Например, вряд ли у постороннего человека сложится хорошее впечатление о ВУЗе, если представители его руководящего состава находятся в открытой конфронтации друг с другом, а студенты учебного заведения плохо посещают занятия и постоянно отмечают несправедливость действующих в нем норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.