Научная статья на тему 'Повседневные взаимодействия в армейских организациях: социализационный аспект'

Повседневные взаимодействия в армейских организациях: социализационный аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
122
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Власкин В.Ю.

В качестве исследовательской задачи автором была определена оценка характера повседневных взаимодействий участников совместной воинской деятельности. Показано, что потенциал социализационного воздействия на военнослужащих, проходящих службу по призыву, может иметь ресурс своего развития и оптимизации за счет расширения рамок служебной деятельности по адаптации подчиненных к условиям военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повседневные взаимодействия в армейских организациях: социализационный аспект»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

Таблица 2

Общее представление матрицы парных сравнений [5, с. 242]

А1 А2 An

А1 1 ai2 ain

А2 a2i 1 a2n

An ani an2 1

Далее определяется средневзвешенное значение применимости каждой технологии. Это значение соотносится с рабочим вектором модальных значений, и числовое значение снова обретает смысловое выражение.

Таким образом, применение теории нечетких множеств в социологическом исследовании имеет ряд преимуществ:

1. Социальная информация, проходя через математический аппарат, на выходе имеет семантическое значение, обогащенное анализом отношений и взаимодействий.

2. Качественные данные могут быть систематизированы, при этом минимизируется личностное влияние исследователя.

3. Количественной обработке подвергается такая «тонкая материя», которая игнорируются в традиционном количественном социологическом анализе: интуиция, чувства, уверенность и неуверенность, отношения, представления, мнения и тому подобное.

Список использованной литературы:

1. Вершинин М.И., Вершинина Л.П. Применение нечеткой логики в гуманитарных исследованиях // Библиосфера . 2007. №4. С.43-47.

2. Гринкевич О. Теория множеств как аналитический инструмент в эмпирической социологии // Человек. Культура. Общество: тез. докл. XI науч. конф. студентов, магистрантов и аспирантов фак. филос. и соц. наук БГУ. Минск, 7 мая 2014 г. / редкол.: А.А. Легчилин (отв. ред.), А.С. Солодухо. Минск.: БГУ, 2015. С.13-14

3. Двоерядкина Н. Н., Чалкина Н. А., Макарчук Т. А. Использование теории нечетких множеств в социологии // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Естественные и экономические науки. 2009. Вып. 45. С. 18-19

4. Заде Л.А. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: Изд-во «Мир», 1976.165с.

5. Никул Е.С. Алгоритм анализа матриц парных сравнений с помощью вычисления векторов приоритетов // Известия ЮФУ. Технические науки . 2012. №2. С.241-247.

6. Румбешт В.В. Расширение аппарата теории нечетких множеств и лингвистической переменной для представления экспертных знаний // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. №19-1 (138). С.141-148.

7. Рыжов А.П. Элементы теории нечетких множеств и ее приложений. М.: Диалог-МГУ, 1998. 81 с.

8. Сазыкин В.П. Новый метод интегральной оценки // Вестник ОГУ. 2004. №12. С.137-141.

9. Шипилина А. И., Беспалов И. А. Применение теории нечетких множеств при оценке сложных инвестиционных проектов // Регион: экономика и социология. - 2010. - N 3. - С. 176-189.

© Болдина М.Ю., 2015

УДК 316.614.6

В.Ю. Власкин

Аспирант факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского , г. Нижний Новгород, РФ

ПОВСЕДНЕВНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В АРМЕЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: СОЦИАЛИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Аннотация

В качестве исследовательской задачи автором была определена оценка характера повседневных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

взаимодействий участников совместной воинской деятельности. Показано, что потенциал социализационного воздействия на военнослужащих, проходящих службу по призыву, может иметь ресурс своего развития и оптимизации за счет расширения рамок служебной деятельности по адаптации подчиненных к условиям военной службы.

Ключевые слова

Армейская организация; субъекты социализации; должностные лица; взаимодействия

Основным документом, определяющим принципы подхода к воспитанию подчиненных в условиях прохождения ими военной службы, является разработанная в соответствии с Программой перехода ВС РФ к единой системе воспитательного воздействия т.н. «Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации». Данный нормативный акт, утвержденный Президентом Российской Федерации в августе 2002 года, излагает основы системы воспитательного воздействия на военнослужащих: взгляды, понятия, идеи, целевые установки, приоритетные направления, принципы, методы, формы и связи между ними [3].

К обязательным для всех субъектов воздействия принципам, согласно Концепции, отнесены следующие базовые положения: целеустремленность воспитательного процесса, индивидуальный и дифференциальный подход к объекту воспитания, а также преемственность и согласованность действий должностных лиц по воспитанию подчиненных. Необходимо отметить, что воздействия начальников на своих подчиненных должны представлять собой целостную систему, при которой субъекты воспитания в процессе своей служебной деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему должностному уровню.

В данной работе автор, опираясь на эмпирические данные проведенного им социологического исследования панельного типа, анализирует характер повседневных субъект-объектных взаимодействий между военнослужащими. В качестве респондентов были привлечены военнослужащие из числа солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву в общевойсковых (далее - МСР, ТР), учебных (УП) и дисциплинарных (РО ДВЧ) подразделениях войсковых частей Министерства обороны РФ. Общая численность выборки составила 320 человек. Были определены количественные показатели воздействий должностных лиц на подчиненных посредством проведения с ними индивидуальных бесед, а также параметры, характеризующие качество т.н. «обратной связи» с позиций потенциальной готовности солдат обращаться за содействием в решении своих личных проблем к начальникам. Следует особо оговорить, что продолжительность военной службы по призыву в период проведения исследования претерпела существенные изменения с двух лет до одного года (начиная с весеннего призыва 2008 года). Таким образом, респонденты общевойсковых подразделений (МСР и ТР) - военнослужащие срочной службы, призванные на два (в 2006 г.) и полтора (в 2007 г.) года, все остальные респонденты проходили военную службу продолжительностью в один год. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Данные о характере повседневных субъект-объектных взаимодействий (%)

Подразделения войсковых частей

Общевойсковые Учебные Охраны

Позиции анкеты МСР ТР УП РО ДВЧ

2008 г. 2010 г. 2013 г. 2012 г. 2014 г.

Готовность обращений солдат к своим командирам из

числа офицерского состава при возникновении 3 4 10 6 7 14

проблемных ситуаций

Кто из должностных лиц части проводил с

военнослужащими индивидуальные беседы:

- офицеры управления части; 0 8 10 12 10 34

- командир подразделения, его заместитель; 28 52 16 21 28 55

- заместитель командира по РЛС; 22 - - - - -

- командир взвода; 40 32 32 41 20 45

- старшина подразделения; 3 48 3 3 16 39

- сержантский состав подразделения. 0 8 37 47 30 66

Общий процент числа бесед, указанных респондентами

93 148 98 124 104 239

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

В таблице 1 процентные суммы ответов респондентов могут превышать 100% по причине инвариантности ответов.

Показатели, характеризующие результаты повседневных взаимодействий начальников с подчиненными, позволяют сделать ряд определенных выводов. Прежде всего, можно сказать о достаточно низком числе респондентов, рассматривающих командный состав в качестве субъектов для обращения за помощью; в большинстве своем военнослужащие считают, что справятся с ними самостоятельно или получат помощь от своих сослуживцев - рядовых или сержантов, составляющих нормативную для них референтную группу и имеющих более высокий кредит доверия вследствие малой социальной дистанции между солдатами, проходящими службу по призыву [1].

К другой особенности, характерной для изученных подразделений, можно отнести т.н. «асистемность» воздействий должностных лиц на своих подчиненных, которая выражается в неравномерном распределении ответов респондентов о количестве бесед с ними. Исключив из полученных данных ответы о беседах сержантского состава и старшин подразделений-прапорщиков, можно установить, что в части воинских коллективов выявлено определенное количество военнослужащих срочной службы, показавших в своих ответах отсутствие, на момент проведения исследования, каких-либо индивидуальных воздействий со стороны офицерского состава. Можно предположить, что такая ситуация обусловлена низкой личностной значимостью индивидуальной беседы, позволяющей не помнить о факте ее проведения, либо малым временем нахождения солдат в подразделении.

Важно отметить одно существенное обстоятельство - временная продолжительность субъект-объектных взаимодействий, ограниченная либо сроком обучения (для УП она составляет 3-4 месяца), либо определяемая общей продолжительностью службы по призыву (для всех остальных), - не имеет каких-либо значимых корреляций с показателями индивидуальных воздействий, т.к. минимальное их количество (93%) определено в общевойсковом подразделении (МСР), где солдаты призваны на два и полтора года службы, максимальный же показатель (239%) - в РО ДВЧ при годовой ее продолжительности. Также показательны и доминирующие на общем фоне результаты долей участия отдельных субъектов в некоторых подразделениях (старшины ТР и РО - 48% и 39% бесед, их командиры - 52% и 55% соответственно), а также степень включенности в процесс индивидуальных воздействий сержантского состава как одной из категорий должностных лиц армейской социализации: низкий для общевойсковых подразделений и достаточно высокий для подразделений охраны и учебных. Особой строкой необходимо отметить, что в учебных подразделениях, где роль сержантов традиционно высока и значима для формирования у призывников качеств будущего младшего командира, не исключена вероятность того, что отдельные сержанты, в случаях низкого контроля со стороны офицеров, способны вносить в процесс социализационного воздействия на молодых солдат элементы социальной дезадаптации.

С позиций т.н. «каталога» социализационных действий [2] определенный интерес представляет вопрос роли одного из ключевых должностных лиц воинского воспитания в подразделении - офицера по работе с личным составом, - чье основное предназначение трактуется следующим образом: «...формировать у военнослужащих верность Российской Федерации, воинскому долгу и Военной присяге, патриотизм., .а также проводить мероприятия по нравственному, духовному и культурному воспитанию.» [4, с. 134]. В 2009 году в ВС РФ были проведены определенные реорганизационные мероприятия, изменившие принципы кадрового подхода к общей численности офицеров-воспитателей и вывода их из состава низовых воинских подразделений; была проведена также категориальная замена военных специалистов основных направлений социализационной деятельности гражданским персоналом. В итоге акцент данного рода деятельности сместился в сторону субъектов воспитания подразделений с большей численностью личного состава либо воинской части в целом, возлагая тем самым дополнительную компетентностную нагрузку по воспитанию подчиненных на командный состав первичного армейского звена.

Анализируя результаты характера воздействий в РО ДВЧ за 2014 год, можно отметить достаточно высокую направленность всех должностных лиц части на индивидуальную работу с военнослужащими. С большой долей вероятности можно предположить, что в этом подразделении имеются определенные предпосылки для успешной социализации военнослужащих вследствие высокого долевого участия ее

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

ISSN 2410-6070

субъектов, выходящего за рамки традиционной адаптации солдат к воинской службе. К одному из косвенных доказательств верности данного посыла можно отнести максимальный, среди прочих, показатель готовности обращений к своим командирам - 14%.

Вывод: Достижение целей армейской социализации имеет ресурс своей оптимизации в тех войсковых организациях, где командование части, представляя себе значимость процесса социализации для создания здоровой моральной атмосферы в воинских подразделениях, выстраивает целенаправленную систему работы с подчиненными посредством расширения списка субъектов индивидуальных воздействий и активного привлечения их к работе с личным составом. Список использованной литературы:

1. Антоненко И.В. Социальная психология доверия: автореф. дисс. д.психол.н. Ярославль. - 2006. 40 с.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Прогресс, 1975. 468 с.

3. Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации: Приказ Министра обороны РФ № 70 от 11.3.2004 г. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_103319.html (дата обращения: 8.8.2012 г).

4. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Военное издательство, 2007. 416 с.

© Власкин В.Ю., 2015

УДК 316.334.23

О.С. Кудинова

ст. преподаватель каф. проф. обучения Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиал ТюмГУ)

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСТИНИЦЫ КАК ВРЕМЕННОГО ДОМА

Аннотация

В статье рассмотрена специфика гостиничного сервиса с позиции институционального подхода. Выделены социальные функции гостиницы как средства размещения, предназначенного для временного проживания людей.

Ключевые слова

Гостиничный сервис, социальные функции, качество услуг.

Сфера гостиничных услуг демонстрирует устойчивое развитие на протяжении ряда лет, но потребность в гостиницах различных категорий и повышении качества гостиничных услуг, как в крупных, так и в малых городах остается высокой. Несоответствие качества сервиса ценам на услуги проживания и питания в российских гостиницах особо отмечают иностранцы -постояльцы трехзвездочных гостиниц [3, с.32].

Для выявления специфических характеристик гостиничного сервиса предлагаем рассматривать гостеприимство как социальный институт, а гостиницу - в качестве временного дома для клиента. В рекламных проспектах многих российских гостиниц использованы словосочетания «домашний уют», «домашняя кухня», «тепло домашнего очага», «отдых как дома» и т.п. В названиях гостиниц также часто встречаются слова «дом» и «уют» в различной интерпретации. Такие маркетинговые приемы сообщают потенциальному клиенту о том, что в гостинице он будет чувствовать себя как дома. Но в действительности такого не происходит. Персонал гостиницы к клиенту часто относится именно как к гостю, но не с заботой и дружелюбием, а с демонстрацией того, «кто здесь хозяин». Укреплению этой позиции во многом способствуют обучающие тренинги для персонала, например, «Мы дамы и господа, оказывающие услуги дамам и господам» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.